В субботу и воскресенье Первой Седмицы Великого поста полагается вареная растительная пища с растительным маслом. Чтение на Великом повечерии канона святого Андрея Критского 10 настраивает христиан на подобающее проведение святых дней поста. Поэтому очень рекомендуется в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы присутствовать на вечернем богослужении. Количество тропарей в Великом каноне в восемь раз больше, чем в обычных канонах годового богослужебного круга. Многочисленные примеры Ветхого и Нового Завета, содержащиеся в каноне, показывают, каким должен быть путь покаяния для каждого христианина. Кроме того, еще до начала Великого поста – со среды подготовительной Сырной седмицы начинается чтение особой покаянной молитвы святого Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков. Аминь. (Земной поклон) Боже, очисти мя грешного. (Читается 12 раз и совершается столько же поясных поклонов) После этого молитва повторяется полностью: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен ecu во веки веков, аминь. (Творится один земной поклон) Молитва Ефрема Сирина прибавляется во все седмичные дни Великого поста и к домашнему правилу христианина после чтения утренних и вечерних молитв. Под субботу и воскресенье эта молитва не читается, то есть ее чтение заканчивается в пятницу вечером, а возобновляется перед следующей неделей поста в воскресенье вечером. Окончательно прекращается чтение молитвы Ефрема Сирина вечером в среду Страстной седмицы. В пятницу вечером по обычаю совершается так называемая Общая исповедь. Здесь слово «общая» означает исповедь всех присутствующих в храме, но индивидуально каждого. Обычно священнослужители всех храмов совершают это Таинство над всеми подготовившимися к нему прихожанами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В мире рекламы человека спрашивают на самом высоком уровне, а ответ дают на самом низком. Человека спрашивают о смысле жизни, а в ответ предлагают выбрать между чупа-чупсом или сникерсом или какими-то иным вариантами наслаждений, причем наиболее животных наслаждений, животного кайфа. И когда человек это замечает, ему становится очень тоскливо жить. Он понимает, что у него есть иллюзия свободы, он может выбрать между марками холодильников, но между землей и небом выбора у него нет. В результате у земного ребёнка, подростка нередко в нашем обществе рождается мысль о самоубийстве . Потому что превращать себя в одну большую зону, которую все почёсывают, чтобы доставить некое наслаждение, он не хочет. На компромисс идти он не готов: он ещё маленький. Это взрослый способен: «Ну ладно, высшего смысла нет, но есть дача, карьера, работа, зарплата, положение в обществе…» В знак протеста наши дети прыгают с крыш домов. К сожалению, эпидемия самоубийств захлестнула не только Россию, но и Европу, благополучные страны. Потому что дети отказываются от роли юного гедониста, отказываются от роли объекта разных манипуляций. Протест совершенно правильный. Форма его неправильная… В эти дни —  понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы Великого Поста  — есть уникальная возможность к этим высшим смыслам прийти. Найти себя в бесконечной истории человечества, отображённой в Библии. Сказать себе, что каждый сюжет Библии, каждый поворот его становится поворотом в моей душе. И я начинаю плакать, как царь Давид, который предал на смерть воина, сам женился на его жене, а потом понял, что он сотворил и через пост и покаяние вернулся к Богу. Я начинаю скорбеть, глядя на поступки Каина, который ненавидел брата и потом убил его по зависти. Я узнаю себя во всех перипетиях истории нашего спасения. И голос Библии становится голосом моей души. Человек вместе с Библией проходит тот путь, который когда-то не прошёл Адам, но прошли потомки Адама. Путь ко Христу. Если мы будем, стоя со свечами в храме во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, понимать те образы, те сюжеты, о которых идёт речь, то эти сорок минут, которые длится чтение канона, умножатся для нас на всю бесконечность этих сюжетов. И мы увидим, насколько другими глазами мы станем смотреть даже на свою собственную жизнь, на свою ситуацию, на свои ценности и приоритеты.

http://pravmir.ru/o-kanone-andreya-krits...

  «Богослужебные каноны…». Ч. 3. СПб., 1856. С. 33 «Богослужебные каноны на греческом…», СПб., 1861. С. 173 ВК Вт 5:5 Представляй, душа, Моисеев жезл, поражающий море и открывающий глубину, в знамение божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое. Представляй, душа, Моисеев жезл, поражающий море и огустевающий пучину, в знамение божественного креста, которым и ты можешь совершить великое.   Но иногда встречаются случаи, когда в результате правок меняется порядок слов и заменяются некоторые слова:     «Богослужебные каноны…». Ч. 3. СПб., 1856. С. 38 «Богослужебные каноны на греческом…», СПб., 1861. С. 177 ВК Ср 6:1 Возстань и поборай плотския страсти, как Иисус Амалика, и обольстительные помыслы, (как. — так в тексте) Гаваонитян, всегда (их) побеждая. Возстань и низлагай плотския страсти, как Иисус Амалика, всегда побеждая и этих Гаваонитян — обольстительные помыслы.   Третья особенность издания — наличие двух дополнений к нему. После переводов следует раздел «Примечание», где формулируются цель и концепт издания: «Способствовать православным христианам к правильному разумению богослужебных канонов посредством русского перевода, по возможности точного и общепонятного, сделанного при тщательном сличении подлинника греческого и перевода церковнославянского» . Далее Евграф Иванович объясняет принципы издания и изменений в текстах: греческий текст канонов был взят из венецианских изданий богослужебных книг (1806–1839 гг.), но ввиду его отличий от церковнославянского текста он был сверен с разными рукописями Синодальной библиотеки и по другим изданиям богослужебных текстов. Важные разночтения Евграф Ловягин выписал в специальный раздел после примечаний «Важнейшие разности (варианты) в греческом тексте» . В греческий текст «Богослужебных канонов на греческом…» вошел текст указанных греческих источников, соответствовавший церковнославянскому тексту Великого канона. Более того, «и этот последний (церковнославянский. — С. Д.) перевод также поверен по древлепечатным Московским и Киевским изданиям в тех немногих местах, которые не соответствуют ни одному из известных греческих чтений или по невразумительности своей требовали пересмотра» . Однако по каким именно изданиям производилась сверка, данных не приведено. Вообще, это проблема данной работы Евграфа Ловягина: ни в самих тропарях, ни в списке разночтений не указано, из каких конкретно изданий и/или рукописей взято то или иное чтение.

http://bogoslov.ru/article/6176293

Время Великого поста, даже если человек не участвует в службах, становится спасительным периодом, когда он получает больше оснований отказаться от греховного, когда острее переживает свое нравственное несовершенство. Если бы не было такого периода, то легко было бы окончательно погрязнуть в суете и откладывать покаяние на потом. Вероника Сердюк, жена священника, мать четверых детей, Минск, Беларусь Чистим картошку и слушаем канон Помню, еще в моем девичестве Великий пост был действительно новой страницей в жизни, а Чистый понедельник — моим персональным Новым годом. Прожив эти 40+8 дней, я действительно становилась другой. Сейчас почему-то такого ощущения, увы, нет. Конечно, мы стараемся больше молиться, чаще читать Евангелие, воздерживаться от развлечений. Но по-настоящему строго проводим только первую, последнюю и крестопоклонную седмицы. Посещать с детишками богослужения первой недели с чтением Покаянного канона Андрея Критского — искушение себе и людям, а оставить малышей я еще не могу. Поэтому делаем так: выключаем мультики, ставим диск с записью канона и занимаемся с детками чем-то спокойным. Например, чистим картошку, а я говорю: «Папа скоро придет с важной службы, будем кушать. А еда сейчас такая оттого, что пост. Мы ждем Пасхи и должны немного воздержаться от мультиков, мороженого и подумать о важном, зачем Христос за нас страдал...» Мне очень не хватает участия в специальных великопостных благотворительных акциях и в катехизациях (когда через молитву, слушание, чтение и размышление очищается и укрепляется душа). А иначе на Пасху я ощущаю себя немного тоскливо: словно я пришла на чужой брачный пир... Полина Осетинская, пианистка, Москва Стараюсь отказываться от концертов и приемов И телесная, и духовная сторона воздержания для меня тяжела, но я люблю пост. Я жду его всегда. Долгий путь к Страстной неделе для меня каждый год очень важен. Самое главное, и самое сложное, по-моему, в это время — не думать плохо о людях, не обижаться, не осуждать. Я стараюсь обращать на это особенное внимание. Если к концу поста при мне начинает кто-то ругаться, мне становится просто физически плохо. Ограничение в пище для меня — тоже существенная жертва, потому что я очень люблю готовить, изобретать какие-то блюда, и нахожу во всем этом большое удовольствие.

http://foma.ru/velikij-post-kak-on-menya...

Отец Павел меня спрашивал уже о возможности использования моего курса 36 . Я, разумеется, буду рад, если что-либо окажется возможным использовать. Но конечно, все это еще нужно много скоблить, править и «подмолаживать». О согласии на перенесение даты совещания я Вам сегодня телеграфировал. Очень рад, что Вы предложили Владыке НИКОЛАЮ составление правил. Хорошо бы, если бы он согласился и статью написать. По затронутым литургическим вопросам мое мнение: Отсутствие кафизм и поклонов в среду 5 седмицы вечера делает невозможным править в этот день службу со стихирами великого канона. Так я понимаю «понеже». Видимо, Марко 37 не мыслит этой сугубо покаянной вечерни без кафизмы, и в отсутствии кафизм и поклонов видит главное препятствие к совмещению двух служб 38 . Впрочем, казалось бы, и без того препятствий достаточно. Следующие вопросы (в порядке номеров): 1)  1 января, по-моему, одно лишь входное возможно – «...во святых дивен сый» 39 . 2)  «Под зачало» обычно объединяются более-менее однородные по характеру чтения. В данном случае, казалось бы, естественнее объединить чтение недели и празднику – это два, так сказать, «Господские» чтения 40 ; от них, по-моему, следовало бы отделить чтение святому 41 . 3)  «Катавасия триоди» – не ошибка. Устав не придерживается принципа – катавасия по последнему канону (в праздники). Триодные воскресенья тоже не всегда выдерживают этот принцип (например, предпразднство Сретения в неделю фарисееву). Если в неделю фарисееву и блудного при коллизии двух катавасий предпочтение (независимо от того, какой канон последний) отдается Сретенской катавасии, то в неделю мясопустную – в предпразднство и в попразднство ее вытесняет катавасия триоди 42 ; это постепенное восхождение «в силу» Триоди видно и в количестве стихир. 4 и 5) На изобразительных, когда они совершаются без чтения апостола и евангелия, завесы, видимо, отверзать не следует вообще. 6)  Перед произнесением слов «Свет Христов», судя по предшествующему возглашению, сидевшим во время паремий и прокимна надо встать и всем стоять «просто» 43 . Вносил светильник на вечерне в древности всегда диакон (даже в 3 в[еке] так было); он же возглашал и «Свет Христов».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

«Пастухи уже в поле». Почему скорбеть в сочельник неуместно Пост в сочельник — предвкушение Рождества 6 января, 2022 Пост в сочельник — предвкушение Рождества В Рождественский сочельник постятся обычно даже те, кто весь Рождественский пост пропустил. Из-за этого да еще и из-за богослужебных особенностей (чтение Царских часов) этот день воспринимается покаянным и чуть ли не траурным, как Великая Пятница. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Хотя тематически он гораздо ближе к Великой Субботе — ведь как в ней звучит весть о Воскресении, так и в Навечерии Рождества мы уже празднуем приход Спасителя в мир. Что же касается поста, то никакого отношения к скорби, ни покаянной, ни какой-то еще, сам по себе он не имеет. Пост — это упражнение, способствующее «утишению» как плоти, так и души, а с точки зрения богословия, пожалуй, его можно рассмотреть как указание на Христово истощание — Его умаление до собственного творения, до маленького и слабого человека. Тогда да, тогда можно и с Великой Пятницей сравнить. Только скорбеть тут все же неуместно. И вот почему. Смерть Спасителя на Голгофе — следствие греха, греха первородного и греха конкретных людей, она бы не состоялась без падения наших прародителей. А вот Его воплощение — следствие Его милосердия и любви к нам — как и акт творения. Ведь и он, этот акт творения — это Его снисхождение к творению, находящемуся в тот момент в небытии, Его любовь к нему и призыв в бытие. И в этом нет ни одного мгновения скорби (как казалось философам-неоплатоникам — именно потому, что для них само творение — это унижение Нетварного, Высшего, нематериального). Это непреходящая радость дарованной нам жизни, хотя дальше будет и грехопадение, и смерть. В седальне канона Предпразднства Рождества читаем: «Небо мне показася днесь земля,/на ней бо раждается Творец/и в яслех восклонияется в Вифлееме Иудейстем./Со Ангелы поют пастырие непрестанно:/в Вышних слава, мир в мире;/видеша бо звезду, путешествующу с волхвы,/скоро же текуще принести дары, злато, смирну и ливан,/яко всех сущему Богу, и Царю вечному, и Зиждителю всяческих,/в вертепе за милосердие рождшемуся».

http://pravmir.ru/pastuhi-uzhe-v-pole-po...

Но Господь милостив, и Он обогатил меня тогда особым духовным опытом, опытом сердечной пламенной молитвы, хотя и молился я тогда, чтобы не пострадала моя карьера музыканта. Случилось так, что когда я усиленно и небезуспешно готовился к очередному концерту (или экзамену, сейчас уже не помню) и тщеславные мысли не оставляли меня ни на минуту, а это действительно было так, я вдруг поскользнулся на весенней подмерзлой дороге и сильно повредил себе при падении большой палец. До выступления оставались считанные дни, а палец мой посинел, распух, и я испытывал сильную боль. В травмпункте мне сделали тугую перевязку и посоветовали на неделю, как минимум, забыть об инструменте. И сейчас помню, что хотя палец и очень болел, больше я переживал, что не смогу в очередной раз прославиться. Мне очень хотелось еще раз отличиться. Но что лее делать? Не знаю, как это объяснить, но я дерзновенно решил молиться и просить у Бога исцеления. Именно так. Другой вариант меня не устраивал. Сейчас, когда с того момента прошло более тридцати лет, сознаешь всю дерзость такой молитвы. Но горе мое было велико, хотя и происходило от неудовлетворенного тщеславия. Были первые дни Великого поста, и все мы ходили вечером в храм на чтение покаянного канона преподобного Андрея Критского . Стоя в храме, я плохо слушал чтение и пение. Очень болел палец, и я только повторял про себя: «Господи, исцели!» Во мне не было чувства покаяния, чувства вины. В горле стоял комок от подступающих слез и боли. Я в каком-то безумии даже не просил, а требовал от Бога исцеления. В таком состоянии я пробыл весь вечер и, ложась спать, был очень расстроен. Палец сильно болел, но, измученный, я все же загнул. Первое, что я почувствовал утром, – моя рука была совершенно здорова. Помню, что я даже ис-•пугался. Боли в пальце не было. Попробовал пошевелить – боли нет. Тогда я быстро снял довольно массивную повязку. На пальце не было даже и следа от былой травмы. Я, все еще сомневаясь, взял смычок и попробовал играть. Пальцы, как обычно, слушались, и я вдруг понял, что Господь меня исцелил. Еще больше обомлело мое сердце, когда я осознал, что Господь не только слышал вчера каждое мое дерзновенное требование, но что и сейчас Он ближе ко мне, чем кто-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergiy_Sokolov...

Не нужно думать, что покаяние заключается в том, чтобы копаться в собственных грехах, заниматься самобичеванием, стараться выявить в себе как можно больше злого и темного. Истинное покаяние – это когда мы обращаемся от тьмы к свету, от греха к праведности; когда мы понимаем, что прежняя наша жизнь была недостойна высокого призвания, когда перед лицом Бога мы сознаем, как ничтожно все то, что мы делаем, как ничтожны мы сами, и сознаем, что единственная наша надежда – Сам Бог. Истинное покаяние – это когда перед лицом Бога, “призвавшего нас в чудный Свой свет”, мы понимаем, что жизнь дана нам для того, чтобы стать детьми Божиими, чтобы приобщиться к Божественному свету. Истинное покаяние – то, которое выражается в делах, а не только в словах, в готовности прийти на помощь людям, в открытости по отношению к ближним, а не в обращенности на себя. Истинное покаяние – это когда мы обращаемся к Богу с надеждой, что, хотя и не в наших силах стать настоящими христианами, в Его силах сделать нас таковыми. Как говорится в Великом каноне, “идеже бо хощет Бог, побеждается естества чин”. Там, где Бог хочет, происходят сверхъестественные события: Савл становится Павлом, Иона изводится из “чрева китова”, Моисей проходит через море по суху, умерший Лазарь воскресает, Мария Египетская из блудницы превращается в великую праведницу. Ибо, по словам Спасителя, “человекам это невозможно, Богу же все возможно” (Мф. 19:26). “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное”, – говорит Господь (Мф. 3:2). И сегодня, когда мы вступаем на путь, ведущий нас к светлому Христову Воскресению, мы должны принести покаяние за наши прежние грехи, за наше отступничество, за то, что мы бежали от Бога, когда Он хотел, чтобы мы служили Ему. У каждого из нас еще есть шанс, есть время – короткое ли, долгое ли – и это время мы должны употребить на то, чтобы принести достойные плоды покаяния. 1998 Путь покаяния. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского В первые четыре дня Великого поста каждый вечер мы слышим чтение Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Перед нами проходят образы людей из Ветхого и Нового Заветов, людей, которые согрешали и приносили покаяние, подали и вновь восставали. Всякий раз их путь возвращения к Богу пролегал через покаяние, осознание своих грехов, несовершенства, несоответствия тому, чем должен быть человек.

http://azbyka.ru/propovedi/chelovecheski...

Но бывают вещи и похуже, особенно заметные, когда вычитывается 17 Кафизма Псалтири на Парастасе или произносятся Коленопреклоненные молитвы Пятидесятницы. В эти моменты иногда создается впечатление, что клирик, читающий эти богослужебные тексты «в слух народа», видит их едва ли не впервые, — либо подолгу зависая над незнакомым церковнославянским словом, либо нещадно перевирая его. Это, разумеется, свидетельство недостаточной общей культуры человека, но также и один из знаков, заставляющих усомниться в его полной профпригодности. Кроме того, я усматриваю здесь глубокое неуважение к сослужителям и пастве. А ведь всего-то и нужно было последовать примеру опытных псаломщиков, дающих себе труд перед всенощным бдением прочесть один раз глазами предстоящий канон утрени. С наступлением времени чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского особо чувствительные к уставной церковной красоте прихожане нередко покидают близлежащие храмы и отправляются через всю Москву в те церкви, где клирики знают толк в хорошем чтении. А их косноязычным и едва слышным собратьям неплохо было бы вспоминать иногда о том, что посланцы святого равноапостольного князя Владимира совершили судьбоносный выбор в пользу принятия Православной веры, руководствуясь, прежде всего, эстетическими мотивами. Но кого сегодня привлечет к Православию нечленораздельное бубнение себе под нос? А ведь внятное, звучное, красивое и удобопостигаемое чтение церковнославянских текстов во многом снимает вопрос о понимании прихожанами богослужебных текстов. Вот еще одно из замечаний в отношении богослужебной практики, поступившее из Успенского благочиния. «Некоторые священнослужители, основываясь на собственной строгости к Святому Причащению, маленьких детей, если они не были на Литургии от начала и до конца, не причащают» . Это недопустимо. К детям, отрокам, матерям с малолетними детьми, старикам надо относиться с пастырским снисхождением. Еще один комментарий, который нахожу справедливым: «Форменная одежда прислуживающих в храме свещниц, уборщиц, ответственных за порядок, принимающих записки и работающих в церковной лавке должна быть единообразной и опрятной. Часто люди высказывают замечания в адрес работниц храма, тогда как они на самом деле таковыми не являются, а отсутствие единой униформы делает невозможным отличить прислуживающих по благословению от самочинных «активисток» .

http://patriarchia.ru/db/text/1346828.ht...

Разделы портала «Азбука веры» епископ Августин (Гуляницкий) Оглавление Предисловие Предлагаемый опыт нового перевода Великого Канона на церковнославянский язык сделан в виду неудовлетворительности существующего старого перевода. Этот последний вообще слишком буквален, а в некоторых местах и совсем неправилен, что много затрудняет, разумное чтение и надлежащее понимание великого произведения св. Андрея Критского . Наш перевод имел своею целью, устранить указанные недостатки старого перевода, и чрез это сделать Канон легче для чтения и доступнее для понимания. Ничего в собственном смысле нового перевод наш не вносит в это покаянное творение св. песнопевца, и от начала до конца есть именно перевод, а отнюдь не свободный перифраз этого творения. Только в нескольких, весьма немногих случаях, указанных ниже, в своем месте (в подстрочных примечаниях), переводчик счел за необходимое – не просто только перевесть, но и несколько перефразировать слова переводимого текста, для лучшего уразумения мысли свящ. певца. Любители разумного церковного чтения, надеемся, не посетуют на нас за это, равно как и вообще за сделанный нами перевод. Е.А. В понедельник на повечерии Песнь 1я Ирмос . Помощник и покровитель бысть мне во спасение. Он мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его: славно бо прославися. Тропари . Откуду начну оплакивати окаянного моего жития деяния? Кое положу начало нынешнему рыданию? Но даждь ми, Христе, яко благоутробен, прегрешений оставление. Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и воздержися уже от прежнего неразумия, и принеси Богу в покаянии слезы. Первозданному Адаму поревновав в преступлении, познах себе удалена от Бога и вечного царствия и блаженства, грех ради моих. Увы мне, окаянная душе! Почто уподобилася еси первозданней Еве? Воззрела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулся еси древа, и вкусила еси дерзостно обольстительные снеди. Вместо Евы чувственный восста во мне Ева мысленная—плотский страстный помысл, иже показует сладкая, вкушати же подает присно горькое питие 1 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-velik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010