Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ [От лат. partes - голоса, мн. ч. от pars - часть, участие; в переносном смысле - хоровая партия], род многоголосной богослужебной и духовной (внебогослужебной) музыки для хора или вокального ансамбля с высотным и тембровым разделением партий ( дискант , альт , тенор , бас ), бытовавший на землях современных Украины, Белоруссии и России с кон. XVI до 80-х гг. XVIII в. П. п.- внутренне неоднородное муз. явление, к к-рому относятся различные виды и жанры хоровой музыки для разного количества голосов - от 3 до 48. Объединяющими факторами выступают тип нотации (квадратная киевская нотация ) и консонантность как основа гармонической вертикали. Существуют различные критерии классификации П. п. В зависимости от предназначения текстов все партесные произведения разделяются на богослужебные и внебогослужебные. К последним принадлежит прежде всего кант - род многоголосной книжной песни, первоначально создававшейся на религ. тексты (также под названием «псальмы»), а затем прочно вошедшей в светский муз. обиход. К числу богослужебных относятся партесный концерт (предназначен как для православного, так и для униат. богослужения) и обиходное многоголосие, гл. обр. обработки, или т. н. партесные гармонизации , древних церковных распевов (характерны для правосл. богослужения). Др. критерий классификации - способ произнесения текста - определяет особенности 2 основных типов П. п.: постоянного и переменного многоголосия (терминология разработана в работах В. В. Протопопова в 70-х гг. XX в., напр.: Протопопов. 1978). В постоянном многоголосии (в партесных гармонизациях и большинстве кантов) текст воспроизводится всеми голосами хора одновременно, единые цезуры во всех голосах соответствуют цезурам текста, отсутствуют паузы. Партесный концерт, напротив, отличает разновременное произнесение текста, возникающее в результате определенного фактурного изложения: чередования соло, группы голосов и tutti, имитационной полифонии. Существуют аналоги этой терминологической пары: многоголосие с постоянной и переменной плотностью ткани (см.: Герасимова-Персидская. 1983. С. 60), обиходная и концертная партесная музыка. Переменное партесное многоголосие характерно как для собственно концертов, так и для др. богослужебных жанров: Божественной литургии, Всенощного бдения, Вечерни, моножанровых циклов задостойников, причастных стихов и т. п.

http://pravenc.ru/text/2579061.html

фашистам, заявляя: «В Испании делается то же, что и в Абиссинии. Мятежники восторжествуют, испанских большевиков разобьют, а потом возьмутся за наших». Извеков Г. я. заявил, что голосовать ходить не нужно за выставленных кандидатов в Верховный Совет Союза. На основании вышеизложенного обвиняется: Извеков Георгий Яковлевич, 1874 г. р. в том, что являлся подстрекателем антисоветских элементов на практическую к/р. деятельность, распространял всевозможные к/р. слухи о якобы производящихся в СССР массовых арестах, о гонении на верующих и духовенство, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 УК РСФСР» А еще через день вышло постановление: Извекова Г. Я. – расстрелять, что и было «приведено в исполнение 27/XI 1937 года» на Бутовском полигоне... Музыкальное наследие Г. Я. Извекова Е. М. Левашев в своей книге «Традиционные жанры православного певческого искусства в творчестве русских композиторов от Глинки до Рахманинова, 1825– 1917» (М., 1994) называет как отдельно изданные до 1917 года следующие произведения композитора: «Достойно есть» и «Исполла...» «О Тебе радуется...» (болгарского распева) «Свете тихий» прокимен сугубая ектения «Хвалите имя Господне...» Сборник, изданный Киреевым в Петрограде в 1917 году, включает под NN 7–12: «Снисшел еси» (пасхальный концерт) «На реках Вавилонских» «Благообразный Иосиф» «Милость мира» и «О Тебе радуется» (2 номера) «Христос рождается...» (канон) Сборник «Духовно-музыкальные сочинения Ю. Извекова», изданный в 1917 году, вероятно, в Петрограде, включает: «Да исправится молитва моя...» 28 «Не умолчим никогда...» «Снисшел еси...» (пасхальный концерт) «Христос рождается...» (канон) По данным регента Предтеченской церкви на Красной Пресне Георгия Смирнова, в издательстве Киреева изданы также: «Достойно есть» (болгарского распева) «Многая множества» Херувимская (обиходная) Херувимская (Мотольская) «Свете Тихий» «Хотех слезами омыти» В библиотеке регента Георгия Смирнова есть факсимиле следующих сочинений Г. Я. Извекова: «Блажен муж», на 2-й глас «Ныне отпущаеши» (бас соло) «Спаси, Боже, люди Твоя» (бас соло) «Величит душа моя Господа» Великое славословие (болгарского распева) «Во царствии Твоем» (бас соло) Аллилуарий (гласы 1 и 2) «Утоли болезни» (альт соло, или баритон) «Очисти мя, Спасе» (тенор соло) «Вскую мя отринул еси» (бас соло) Великая ектения (бас соло – диакон) «Се жених грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В начале Первой мировой войны, откликаясь на рост религиозных и патриотических настроений в обществе, Чесноков написал несколько циклов: ор. 45 (1915) «Во дни брани», включающий особые усиленные молитвы Божией Матери («Тебе, необоримую Стену» и «Мати Божия» ); ор. 46 (1915) «Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны». Прочие опусы П. Г. Чеснокова имеют составной характер, содержат различные литургические песнопения. Один из них, безусловно, выделяется – ор. 40 (1913), содержащий самые известные сочинения композитора с солирующими голосами: «Величит душа моя Господа» (сопрано соло), посвященное А. В. Неждановой, в котором «чистый и нежный голос певицы звенит, заливаясь буквально как жаворонок на фоне роскошной звучности хора» , «Совет превечный» (альт соло и мужской хор), «Разбойника благоразумнаго» (тенор соло и мужской хор), «Ныне отпущаеши» (бас соло), «С нами Бог» (тенор соло), наконец, «Не отвержи мене во время старости» с уникальным соло самого низкого мужского голоса – октависта, или баса-профундо, достигающего соль контроктавы. Заключительные точки творческой деятельности Павла Григорьевича в области духовной музыки приходятся на 1927–1928 годы. В декабре 1927 он написал последнее церковное песнопение «Ангел вопияше» 2) для солиста (тенора) и смешанного хора, а 1 июня 1928 года прекратил регентскую деятельность. Борьба с «церковщиной» набирала обороты, композиторов обязывали не распространять свои культовые сочинения, регентская деятельность стала считаться несовместимой со званием советского профессора. Но даже в эти годы музыка Чеснокова постоянно звучала на богослужениях. «Опросный лист об исполняемости композиторов за 1927–1928 годы» показывает, что в 446 храмах России песнопения Чеснокова прозвучали 5221 раз . Что в первую очередь привлекало слушателей в музыке Чеснокова? Ее красота – красота мелодии, гармонии, хорового звучания. «Написано стильно и очень красиво»,– отмечает критик в 1898 году о песнопении «Благослови, душе моя, Господа». «Красиво и полно звучащее произведение»,– рассуждает другой о сочинении «Высшую небес» . «Сладкопевцу, рабу Божию Павлу» провозглашали многолетие 22 московских протодиакона на молебне в честь тридцатилетия его музыкальной деятельности. Сладкопение – приятное, нежное, красивое пение, идущее от души, от сердца. Почитатели таланта Павла Григорьевича, прихожане храма святого Василия Кесарийского писали: «Невозможно без трепета душевного воспринимать Ваши прекрасные произведения, которые всегда свидетельствовали и свидетельствуют не только о неиссякаемости Вашего творчества и сил Вашего композиторского мастерства, но и о Вашей глубокой вере, о Ваших религиозных восторгах, которые Вы изливали в созданных Вами песнопениях» .

http://pravoslavie.ru/107493.html

Арх.: ГЦММК им. М. И. Глинки. Ф. 97. 41: ркп.; стеклогр. Муз. соч.: «Блажен муж» (бас соло); «Ныне отпущаеши» (баритон соло); «Величания» (альт соло), 16 номеров: На Рождество Пресв. Богородицы, На Воздвижение Честнаго Креста, На Введение Пресв. Богородицы, На Рождество Христово, На Богоявление Господне, На Сретение Господне, В Неделю ваий, На Вознесение Господне, На Св. Троицу, На Преображение Господне, На Успение Пресв. Богородицы, На Рождество Иоанна Предтечи, Свт. Николаю Чудотворцу и др. святителем, Преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу и др. преподобным, Св. блгв. кн. Александру Невскому, Сорока севастийским мученикам; «От юности моея» 1//Сборник духовно-музыкальных сочинений разных авторов. Пг.: Киреев, 1916. 15; «Благослови, душе моя, Господа»//«Тебе поем»: (Песнопения Божественной литургии): Сб. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1997. С. 7-9; «Во царствии Твоем»; «Милость мира» и «Тебе поем» (сопрано соло); «Тебе поем»; «Отче наш» (сопрано соло); «Помилуй мя, Боже» (концерт, тенор соло; 12 янв. 1926); «Разбойника благоразумнаго» 1 (альт соло); «Разбойника благоразумнаго» 2//Сб. СПб.: изд. Киреева, гг.]. Стеклогр.; Поэма для солистов, хора, оркестра и органа «Христос Воскресе» (1921, местонахожд. неизв.). Лит.: А. В. Александров: Нотобиблиогр. справочник/Сост. Ю. А. Александров. М., 1980; Поляновский Г. А. А. В. Александров. М., 19832. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/64472.html

1898; 48-51: «Бог нам прибежище и сила», «Милость мира» 8, «Иже херувимы» 8, «Достойно есть» 3 и «Многая лета» 2. 1900; 52-54: Пение литургии преждеосвященных Даров, «Иже херувимы» 9, «Иже херувимы» 10. 1905; 55: Пение из литургии св. Иоанна Златоуста: «Господи, помилуй» и «Единородный Сыне». 1905; 56: «Приидите, поклонимся», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое; 57-59: «Иже херувимы» 11, «Верую», «Милость мира» 9. 1905; 60: «Достойно есть» 4, «Отче наш» и «Един свят». 1905; 61: «С вышних призирая», «Благословен Грядый», «Видехом свет истинный», «Да исполнятся уста наша», «Буди имя Господне». 1905; 62-66: «Внегда скорбети ми», «Высшую небес», «О пресладкий и всещедрый Иисусе», «На реках вавилонских», «Житейское море». 1905; 67: «Господи, помилуй» на Великой ектении, «Единородный Сыне», «Приидите, поклонимся», Трисвятое, «Господи, помилуй», «Подай, Господи». 1905; 68-70: «Милость мира» 10, «Достойно есть» 5, «Хвалите Господа с небес» 2. 1905; 71: «Хвалите имя Господне». 1905; 72: «Блажен муж» (тенор соло). 1909; 73-76: «Благослови, душе моя, Господа» (предначительный псалом), «Блажен муж» 2 (тенор соло), «Свете тихий», «Ныне отпущаеши» (тенор или сопрано соло). 1909; 77: «Ныне отпущаеши». [Б. г.]; 78: «Верую» (бас соло). 1911; 79: «Блажен разумеваяй на нища и убога» (тенор соло). 80: Служба во Св. и Великую Пасху. Пг., 1915 72 - изд. Церк.-певч. благотворительного об-ва (СПб.), остальные - изд. авт.). Лит.: Беренский Н. А. Архангельский как духовный композитор//РМГ. 1897. Июль/авг. Стб. 1047-1052; Лисицын. Обзор. С. 27-38, 311-313; Компанейский Н. И. Двадцатилетие концертной деятельности А. А. Архангельского//РМГ. 1903. 3. Стб. 71-74; К 30-летию хора А. А. Архангельского//Хоровое и регентское дело. 1913. 2. С. 33-36; Ткачев Д. В. А. А. Архангельский: Очерк жизни и деятельности. М., 1974; Александр Андреевич Архангельский: Восп. современников. Духовно-музыкальные сочинения. М., 1999; Плотникова Н. Ю. Великий властитель гармонии//Культурно-просветительная работа: (Встреча). 1999. 1-2. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/76438.html

Пометка «Истово, но не вызывающе и не громогласно, а с верою и уверенно» на словах «исповедую Тебе, Господи, вся моя грехи» заставляет еще раз задуматься о том, какую широчайшую палитру звуковых красок, оттенков Павел Григорьевич чувствовал, ощущал в хоровом звучании. Широкую известность Чеснокову принесли его сочинения с солирующими партиями диакона. По воспоминаниям иеромонаха Даниила (Сарычева), насельника Данилова монастыря, Чесноков затмил всех церковных композиторов своими новшествами. «Почти все протодьяконы – Михайлов, Холмогоров, Туриков – пели его ектении, ″Спаси Боже″» . Речь идет в первую очередь о «Ектении великой» (диакон бас соло) из ор. 37 (1911), посвященной великому архидиакону Константину Розову . Известно мнение Чеснокова: «Мне всегда казалось, что ектении исполняются совершенно не так, как бы следовало, т. е. диакон, у которого все содержание отводится на второй план, а хор, эта смиренно просящая толпа,– на первом плане со своим громогласием и однообразием. Эта мысль натолкнула меня на написание эктении в предлагаемой (обратной) форме» . Новое изложение – певучий речитатив диакона на фоне хорового сопровождения – было воспринято с большим энтузиазмом. «Больше торжественной величавости слышно в молении о Царствующем доме и иерархах церкви, волнующий голос земной скорби слышен в смиренной мольбе о ″недугующих, страждущих, плененных″ Именно при такой форме написания и приобретает Великая ектения значительность, соответствующую ее значению в богослужении, каждое слово запечатлевается в душе с надлежащим настроением» . Это подтверждает и приветственный адрес от 16/29 ноября 1925 года, подписанный десятью протодиаконами и 12 диаконами города Москвы: «Вы первый в своих музыкальных церковных произведениях уделили внимание и диаконскому служению. Эктении, которые Вы облекли в мелодию, указали нам, диаконам, новое понимание нашего назначения, как священнослужителей, которые должны не только точно и ясно передавать текст богослужебных молитвословий, но и соединять с передачей красоту звука и заботиться о создании своим служением в молящихся высокого духовного настроения.

http://pravoslavie.ru/107493.html

Такая же история произошла у него с фотографиями, когда его рукополагал в диаконы сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II – причем рукополагал 4 декабря 1990 года – на оптинский праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Этих фото у отца Илиодора тоже не осталось, и он очень скорбел по этому поводу. Когда Патриарх Алексий II отошел ко Господу 5 декабря 2008 года, отец Илиодор попросил его: «Святейший, помоги!» Через пару дней приезжает в Шамордино, а там ему передают конвертик. Открывает: пять фотографий, как его рукополагает Святейший Патриарх. Господь слышит нас. Поэтому когда человек унывает – это большой грех. Нам нельзя унывать Отец Илиодор, вспоминая об этом, говорил: «Это что? Чудо! Это милость Божия. Не успеем мы только подумать – Господь нам дает такие вот знаки милости Своей. Поэтому когда человек унывает – это большой грех. Нам нельзя унывать. Конечно, Господь видит, что я от души прошу и что это полезно для укрепления веры, – значит, Господь подаст. А если человеку не полезно, тогда, конечно, чего тут обижаться?! Мало ли что ты попросил… А если тебе это не полезно?» Но это мы вперед забежали. Ему всегда хотелось кому-то помогать В 1980-е годы отец Илиодор трудился сразу на нескольких работах: преподавал в Абрамцевском художественном училище имени Васнецова, подрабатывал водителем – возил директора училища, а еще писал картины, сочинял стихи и песни. С молодежью возился: ему всегда хотелось кому-то помогать, кого-то обогревать теплом своей души – такой он был душевно щедрый человек, полный сил, доброты, света. Вспоминал позднее: «И даже будучи там, в миру, я же всё-таки с ребятами что делал? Организовывал. Мы выезжали. Два музыканта у меня были: Миша и Алеша Казаряны – бас-гитара и соло. Они росли тоже без мамы. Мама умерла рано. Я их одевал, кормил. Отец у них пьянствовал. Если что не так было – защищал их». Как отец Илиодор пришел к вере Весной 1985 года отец Илиодор в очередной раз отвез директора училища и поехал домой, в Загорск, где снимал тогда квартиру. От Загорска до Абрамцевского художественного училища в Хотьково – километров пятнадцать по трассе. Два года – с 1983 по 1985 – каждый день ездил мимо Троице-Сергиевой Лавры, но ни разу туда не заходил. А тут вдруг заехал на заправку, а там ему знакомые говорят:

http://ruskline.ru/opp/2020/11/10/i_eto_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1.04.1884, с. Плахино Рязанской губ.- 8.07.1946, Берлин), рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. В 1892-1897 гг. пел в хоре Казанского собора С.-Петербурга под руководством В. А. Фатеева . В 1897-1900 гг. учился в регентском классе Придворной певческой капеллы , получил звание регента. В 1900-1902 гг. учился в С.-Петербургской консерватории, но не окончил курса по болезни. В 1902-1906 гг. регент соборного хора в с. Бологом Тверской губ. С 1906 г. в Твери: регент архиерейского хора, руководитель хоров в семинарии, жен. коммерческом уч-ще, гимназии, реальном уч-ще, на земских курсах, педагогическом ин-те и в основанной им школе. В 1913 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции С. Н. Василенко, а в 1916 г.- по классу вокала У. А. Мазетти. В 1918-1922 гг. регент храма Христа Спасителя в Москве. С 1918 г. преподаватель Московской консерватории (хоровой класс, дирижерское мастерство, музыкально-теоретические дисциплины), в 1922-1946 гг. профессор. В 1922-1928 гг. хормейстер Московского камерного театра, в 1927-1929 гг. дирижер Государственной академической капеллы, в 1928-1946 гг. руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Генерал-майор (1943). Автор песни «Священная война» (1941), музыки гос. гимна Советского Союза (1943), обработок народных песен. В стиле духовных сочинений А. находят продолжение и развитие традиции нового направления в церковном пении кон. XIX - нач. XX в. А.- мастер хорового письма. Индивидуализация партий, многочисленные divisi, а также использование в большинстве сочинений соло (сопрано, тенор, баритон, бас) с хором способствуют полифонической насыщенности, многоплановости фактуры. В нек-рых песнопениях ощутимо влияние древнерус. распевов и многоголосия рус. народной песни. Концерт «Помилуй мя, Боже» (1926) - образец крупной хоровой формы с развитой контрастной драматургией, сложным гармоническим языком.

http://pravenc.ru/text/64472.html

Наконец, композитор подходит к главной теме своего письма — описанию пения за богослужением, на котором он присутствовал: «Скрепя сердце выслушал в минувшее воскресенье (26 сентября) то странное, мазуркообразное, до тошноты манерное тройное " Господи помилуй " , которое хор Братского монастыря пел во время сугубой ектении; с несколько большим нетерпением отнесся я к " Милости мира " и дальнейшему последованию богослужебного пения вплоть до " Тебе поем " (музыка неизвестного мне автора); когда спели " Достойно есть " , я был несколько утешен, так как песнесложение это носит на себе признаки древнего напева и, во всяком случае, и сочинено, и спето без вычур, просто, как подобает хоровому пению… Но когда закрылись царские врата и певчие поспешно, на один аккорд пропели " Хвалите господа с небес " , как бы слагая с себя тяжкую обузу хвалить Господа, ввиду своего долга угостить публику концертной музыкой, и стали, собравшись с силами, исполнять бездарно-пошло сочиненный, преисполненный неприличных для храма вокальных фокусов, построенный на чужой лад, длинный, бессмысленный, безобразный концерт, я чувствовал прилив негодования, которое чем дальше пели, тем больше росло. То гаркнет диким ревущим рыканием бас соло, то завизжит одинокий дискант, то прозвучит обрывок фразы из какого-то итальянского трепака, то неестественно сладко раздается оперный любовный мотив в самой грубой, голой, плоской гармонизации, то весь хор замрет на преувеличенно тонком пианиссимо, то заревет, завизжит во всю глотку… О Господи, и когда же, в какую минуту происходит эта музыкальная оргия? Как раз в то время, когда совершается главный акт всего священнодействия, когда Ваше Преосвященство и сослужители Ваши приобщаетесь тела и крови Христовой…». Как видим, Чайковский не жалеет ярких красок на описание того, что привело его в такое негодование. Он завершает письмо следующими словами: «Когда я выходил из храма Божия, гонимый оттуда оскорбившими слух и дух мой музыкальными штуками, ловко исполненными хором Братского монастыря, вместе со мной суетливо выходила из церкви и целая толпа людей, судя по внешности, образованных, принадлежащих к высшим сословиям. Но уходили они совсем по другому побуждению. Из слов их я понял, что это были господа, пришедшие в церковь не для молитвы, а для потехи. Они были довольны концертом и очень хвалили певчих и регента. Видно было, что только ради концерта они и пришли, и как только кончился он, — их потянуло из церкви. Они именно публика, — не молиться они приходили, а для того, чтобы весело провести полчаса времени… Неужели православная церковь должна служить, между прочим, и целям пустого времяпровождения для пустых людей?»

http://patriarchia.ru/db/text/4484441.ht...

Знаменное пение - гордость Русской Церкви Прежде всего, в лавре мне запомнилось монастырское богослужение. Одним из хоров управлял протодиакон Сергий Боскин. Незаурядный художник он участвовал в реставрации Троицкого собора и царских чертогов, отданных под духовную школу (это богато украшенное здание, предназначавшееся некогда для приема царских особ). Пение светильнов двунадесятых праздников на глас я до лавры не слышал (разве только «Апостоли от конец» на Успение). На всякий двунадесятый праздник перед Царские врата Трапезной церкви выходили, как полагается по уставу, трое - замечательный певчий и любитель пения отец-наместник архимандрит Иоанн ( Разумов, будущий митрополит Псковский и Порховский, †1990 - Прим. А.Н. ), архидиакон Иннокентий и регент Михаил Киселев. Как они пели - это было «lacrimosa» - даже не большому любителю церковного пения без слез слушать было невозможно! Братья Евгений и Петр Деревянко с семьями. На руках у Веры Алексеевны Поляковой (справа) сын Николай, будущий архимандрит Петр Кстати, однажды я был на концерте, посвященном 100-летию архидиакона Константина Розова. Там отец Михаил Фортунато, мудрый регент хора владыки Антония Сурожского, пропел соло - светильны двунадесятых праздников знаменным распевом. И вы знаете, это были овации, мощнее которых я в жизни не слышал. На этом же концерте выступал мой сын с хором, архимандрит Петр (Поляков), и я ему говорю: «А ты слышал, что ни певчим из Арсак Зосимовой пустыни, ни твоему хору не было таких рукоплесканий, как отцу Михаилу!» Это был гром аплодисментов, долго не смолкающий. В лавре очень ценили знаменное пение. Знаменный напев - слава нашего народа, слава Русской Православной Церкви В лавре в середине прошлого века очень ценили знаменное пение и пели в основном знаменные распевы, сокращенные и полные, в гармонизации, следуя дореволюционной традиции. Знаменный напев - слава нашего народа, слава Русской Православной Церкви. Мы и сегодня могли бы даже при скромных данных исполнять, например, знаменный «Архангельский глас». Но сейчас считают, что знаменное пение только лопухи любят и люди прошлого века. А пойдите в Библиотеку Ленина и откройте картотеку Смоленского! Там вы увидите полемику регента Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря Иннокентия с ним: регент монастырского хора спорил со Смоленским, уличая его в том, что он допустил напев русской «Барыни» в церковное употребление - ирмосы пасхального канона ( отец Петр поет... ). Ну худшей мелодии не может быть придумано! В то время русскую «Барыню» исполнял с успехом у нас и за границей бас profundo Федор Шаляпин. Так вот, дошло до того в наше время, что лаврский хор записал на эту мелодию свое пение. С ума сойти! Разве мог раньше монастырский хор отважиться исполнять мелодию светской песни? Тем более, пасхальный канон - у нас же есть замечательные старорусские распевы ( поет на другой распев... )!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010