Можно ли, пребывая в военной службе, быть истинным праведником? Можно. Сотник Корнилий был воин и в тоже время, по сказанию книги Деяний, был «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу» ( Деян. 10, 2 ). Часть третья. Об источниках христианского вероучений. XXI. О св. Предании. Чем можно объяснить причину столь многих заблуждений сектантов? Причина заблуждений сектантов прежде всего объясняется тем, что они не знают всего учения Спасителя и св. апостолов. Чем можно доказать, что сектанты не знают всего учения Христа и апостолов? Они признают одно только св. Писание, а в последнем записано, но все, чему учил людей Христос и апостолы. Откуда это видно? Это видно из самого же Писания. Так св. Иоанн Богослов в конце своего евангелия пишет: «Много сотворил Иисус пред учениками и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин. 20, 30 ). И еще: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин. 21, 25 ). Тот же апостол пишет во втором своем послании: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам, и говорить устами к устам» ( 2Ин. 1, 12 ср. 3Ин. 1, 13–14 ). Даже то, о чем записано в Слове Божием, изложено не полностью, а кратко «Сие кратко написал я вам,» говорит ап. Петр в своем первом послании ( 1Пет. 5, 12 ). «Мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко» пишет ап. Павел в послании к Ефесянам ( Ефес. 3, 3 ). Где же содержится полностью учение Спасителя и св. апостолов? В свящ. Предании. Что такое св. Предание? Св. Преданием называются истины Божия, не записанные во св. Библии , а либо хранившиеся в памяти христиан от Христа и Апостолов, либо открытые Духом Божиим Святым Отцам. Кто положил начало св. Преданию? Начало св. Преданию положил Сам Спаситель, Который не записывал Своего учения, а проповедовал его устно. Также и многие из апостолов и учеников Христа не оставили никаких Писаний, а передали свое учение людям устно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Мы не можем упрощать это учение или низводить его до уровня своего понимания. Мы видим, чему учит Библия, и верим этому, потому что Библия – Божье Слово. Мы никогда не должны основывать свою веру в Бога на одном лишь жизненном опыте, поскольку жизненный опыт может ввести в заблуждение. Полностью полагаться мы можем только на Божье Слово. Христос В предыдущей главе, посвященной учению о Троице, каким-то образом, были затронуты и воззрения Поместной Церкви на Личность Иисуса Христа. Мы убедились, что Поместная Церковь отвергает уникальность Иисуса Христа как Единородного Сына и Пославшего Утешителя. В соответствии с теологией Поместной Церкви, Христос является лишь одним из трех аспектов единственной Личности Бога. Однако Поместная Церковь столь же неправильно понимает и другие моменты библейского учения о Христе. Уитнесс Ли считает, что, воплотившись, Слово Божие «смешало» в Себе две природы и стало не человеком и не Богом, а новой сущностью, гибридом Бога и человека. «Раньше человек не мог общаться с Отцом. Он был только Богом, и Его природа была полностью божественной. В Отце не было ничего, что могло бы соединить пропасть, разделяющую Бога и человека... А теперь есть... Он воплотился в земную природу. Отец решил объединить в Сыне Свою божественную природу с человеческой " 43. «С воплощением началось и смешение, заключавшееся в том, что Бог и человек, человек и Бог объединились в одно целое " 44. На это учение можно ответить множеством стихов из Писания, но одного вполне достаточно. В Послании филиппийцам 2:5–7 есть абсолютно ясное учение о двух природах Христа, об их т.н «гипостатическом единстве»: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Эти стихи ясно показывают, что Христос был одновременно и Богом и человеком, а не странным смешением обоих. В соответствии с 6 стихом, Иисус был истинным Богом, а, поскольку из Малахии известно, что Бог неизменен, очевидно, что, уничижив Себя Самого и став человеком, Он не мог перестать обладать природой Бога. Он лишь принял еще одну природу – человеческую. Христианская Церковь всегда учила, что Христос обладал двумя природами, человеческой и божественной, находящимися в подчинении одной Личности, вечному Логосу или Слову. Эти две природы никогда не сливались друг с другом. 5 стих 9 главы Послания к римлянам, в которой идет речь обо всех благословениях, данных Израилю, завершается словами о том, что Христос был величайшим благословением из всех, когда-либо полученных израильтянами: «... И их отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». Человечество

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pomest...

Наконец, мы находим в Библии упоминания всех трех Божественных лиц подряд. Они перечисляются, например, в уже приведенных словах Господа: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Иоан.14:16,17 ). В конце Евангелия от Матфея Господь говорит: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Матф.28:19 ). Святой Апостол Павел обращается к коринфянам с приветствием: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Кор.13:13 ). Иногда говорят о том, что термина «Троица» нет в Писании Это так – но мы используем слово «Троица» в качестве краткого и вместе с тем емкого понятия, отражающего самую суть евангельского учения о единотроичности Бога: Отца и Сына и Святого Духа. После Реформации XVI века появились общины, которые отвергли Священное Предание, в том числе авторитет Соборов, провозгласив принцип «Sola Scriptura» – «Только Писание». Но и они (за исключением нескольких маргинальных сект) сохранили веру в Троицу, потому что таковы библейские данные. Бог есть любовь – кого к кому? Учение о Троице кажется непонятным на первый взгляд – как это может быть? Но когда мы начинаем улавливать, о чем идет речь, нам уже трудно помыслить, как может быть иначе. Теизм – в любой его форме – воспринимает Бога как личностного, совершенного и самодостаточного. Но троичность Бога следует из этих Его свойств. С точки зрения тех теистов, которые отвергают Троицу, Бог неизбежно пребывает в одиночестве – по крайней мере, до того, как Он творит мир. Доктрина Троицы говорит о том, что в Боге вечно – до творения мира и независимо от него – существует общение Лиц. Бог-Троица (в отличие от предполагаемого Бога-единицы) полностью самодостаточен. Творение ничего Ему не добавляет, не восполняет каких-то Его нужд. Оно является полностью свободным актом божественной щедрости – Бог приглашает нас в общение Лиц, которое от вечности существует в Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Начнем с того, кто такие святые в понимании Церкви. Святыми в Древней Церкви называлось все сообщество христиан, все христиане именовались святыми. Однако со временем данный термин стал употребляться только в отношении особенных людей, через которых действовал Дух Божий. По учению Православной Церкви, цель и смысл жизни христианина заключен в приобретении Духа Божия, в уподоблении Богу («будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»), и святые – именно те, кто в наибольшей мере сподобились из-за чистоты и святости жизни быть причастниками Духа Господня. Апостол Павел дал четкое определение тому, какими качествами обладает человек, исполненный Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Галат.5:22–23 ), и далее он добавляет: « те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Галат.5:23 ). Христианин должен распять свою плоть с ее страстями и похотями. И святые – это именно те, кто в наибольшей мере распяли свое плотское «я» и пожелали быть во всем подобными Христу. Христос всех призывает: «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя...», но не каждый полностью отвергается себя для следования за Ним. Ведь все мы теоретически знаем, что нужно жить по заповедям, нужно бороться со страстями, молиться, воздерживаться и прочее. Но вот решимости полностью начать так жить не у каждого хватает. О такой решимости и говорил некогда преподобный Серафим Саровский , отвечая на вопрос, почему так мало святых людей. Нет решимости. Поэтому-то святые – прежде всего подвижники, «царственный род», о них сказано следующее: « любящим Бога... все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29 ). Здесь святые называются подобными образу Сына Божия, речь идет именно о богоуподоблении человека. Человек создан как образ и подобие Божие, а потому цель его жизни – богоуподобление – возвращение в прежнее первозданное состояние. Также сказано, что святых Бог «прославил». В послании Евреям сказано: «и к духам праведников, достигших совершенства». Очевидно, что есть некая степень совершенства у святых людей. Кстати, здесь также говорится о духах праведников, которые существуют после смерти, что, как мы знаем, отрицается сектантами. Есть и другие слова апостола, что святые «преображаются» и восходят от «славы в славу»: «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Обратите внимание, что апостол вновь повторяет мысль о богоуподоблении: «преображаемся в тот же образ» – то есть в образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

«Несть человек, иже жив будет и не согрешит», – эти слова молитвы из чина погребения применимы ко всем без исключения людям: от младенцев до старцев. Невинность и чистота не исходное состояние человеческой души, но конечная цель жизни христианина. Верующий во Христа знает, что в первую очередь надо бороться со своим внутренним злом, которое таится в сердце каждого человека. Духовное совершенство – это постоянно возобновляемое освобождение от плена грехов, неустанное возрождение, ежеминутный подвиг. Не существует чистой души, которая не подвергалась бы соблазну греха, как и нет грешной души, которая не испытывала бы подчас благородных порывов. Никто не может утверждать, что всегда был и будет чистым человеком. Никто никогда не может быть уверен, что полностью оправдан и прощен; и даже те, которые не ведают, что творят, нуждаются в Божественном прощении, – о них молился Сын Божий на Кресте. Духовная неразвитость и непросвещенность не может полностью оправдывать нарушение очевидного каждой живой душе естественного закона Любви. В наше время мир катастрофически теряет чувство греховности. Вот причина того, что прекрасные начинания и стремления построить лучший мир и исправить человека остаются тщетными – они наталкиваются на эгоизм, который кроется в душе каждого человека. Когда Бог войдет в сердце каждого человека, Он войдет в человеческие отношения, а значит, в общество. Священное Писание пронизано призывами к Покаянию: отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы ( Иез. 18:31 ), «Покайтесь... обратитесь...», – восклицал Иоанн Предтеча. Если не покаетесь, все погибнете ( Лк. 13:3 ), – сказал Иисус Христос. Надлежало пострадать Христу, u воскреснуть из мертвых в третий день, u проповедану быть во имя Его покаянию u прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима ( Лк. 24:46–47 ). Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, u истины нет в нас ( 1Ин. 1:8 ). Христос нас учит, – говорит апостол Павел, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости ( Еф. 4:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но свобода произволения – это подлинный и неотъемлемый дар; мы можем принимать нравственно значимые решения, хранить верность или совершать предательство, любить или предаваться ненависти – у наших поступков есть реальные последствия для нас самих, для других людей и для мироздания в целом. В самом начале Писания стоят слова: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. ( Быт.1:26 )». Говоря о нашей свободе и владычестве, Бог не шутит и не обманывает – у нас действительно есть то и другое; а это значит, что у наших решений есть реальные последствия. Объявить их просто небывшими – значит отозвать дары, данные нам при сотворении, и объявить творение человека, как существа свободного, неудачной шуткой. Поэтому Бог не отменяет наш выбор – в Иисусе Христе Он принимает его последствия на Себя. Принимая грешников в общение с Собою, Бог не идет на нравственный компромисс – наше принятие возможно не потому, что Бог согласился закрыть глаза на грех , но потому, что наш грех уже был полностью осужден, когда за него умер Другой. Как говорит Преподобный Максим Исповедник «Невинный и безгрешный Он заплатил за людей весь долг словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас» (Мистагогия, 8) Наше осуждение полностью исчерпано крестной жертвой Христа; наше оправдание перед Богом обретено Его праведностью. Как пишет об этом святой Иоанн Златоуст , «Это подобно тому, как если бы кто за десять оволов вверг какого-нибудь должника в темницу, и не только его самого, но, по вине его, и жену его и детей и слуг, а другой, пришедши, не только внес бы те десять оволов, но и еще подарил десять тысяч талантов золота, привел узника в царский дворец, посадил на месте самой высокой власти и сделал бы его участником самой высокой чести и других отличий – тогда давший в заем не мог бы и вспомнить о десяти оволах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Но это, без сомнения, бедственное состояние – не вера в истину. Истина – это то, что существует на самом деле, независимо от меня, вне моего контроля. Это особенно важно в христианском контексте. В нашей вере истина – это Личность. «Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ), или, как говорит Господь Иисус о Себе, «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин 14:6 ). Бог есть истина, Он совершенно и абсолютно прав и благ. Кто-то (чуть иронично) подытожил суть христианской веры словами: «Бог существует – и это не ты». Мы не благи и не праведны; мы – грешники, которые нуждаются в спасении. Как говорит Писание, «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен; но они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам, род строптивый и развращенный» ( Втор.32:3–5 ). Конечно, бывают люди, совершенно уверенные, что все их суждения полностью совпадают с судом Божиим, что Господь Бог горячо одобряет все их поступки (и поступки тех, кого они считают своими), а вот на людях, которыми они недовольны, обязательно пребывает грозный Божий гнев. Господь в Евангелии говорит: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин.16:2 ). В Евангелии от Матфея Христос говорит о людях, которые пророчествовали от Его имени, изгоняли бесов и творили чудеса, в то время как Он никогда не знал их ( Мф.7:22 ). И Писание, и Предание постоянно предостерегают от сознания своей непоколебимой правоты. Поскольку Бог реален, мои претензии на то, что моя воля, мои оценки происходящего, мои предпочтения, мои симпатии и антипатии всё время совпадают с Его, были бы смешны. Даже в отношениях между людьми, если вы имеете дело с реальным живым человеком, а не с плюшевым мишкой, вы неизбежно будете расходиться во мнениях. Если ваш друг всегда и полностью согласен с вами, то, скорее всего, он подхалим – а это плохо говорит о вас обоих. Мы – сотворённые существа, неизбежно ограниченные в своем знании и в своих способностях осмыслять происходящее. Более того, мы существа падшие, мотивы которых находятся в ужасающем беспорядке. Мы охотно принимаем злобу за праведный гнев, а надменную гордыню за преданность истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Она состоит в том, что поношение имени Божия, оскорбление родителей, блуд и прелюбодеяние — чрезвычайно тяжкие грехи. Этот закон древний, хотя и не исполняемый ныне, напоминает, какой великий грех мы совершаем, когда оказываем непочтение, а тем паче когда наносим оскорбление родителям своим; напоминает о тяжести мерзкого, гнусного греха прелюбодеяния. В этом его сила, и сила эта сохраняется полностью доныне. Отменен только обряд, ибо он имеет временное, историческое значение, но нисколько не отменен дух глубокой мудрости, который лежит в основе этого обряда; поэтому и говорит Господь, что не нарушить древний закон Он пришел, а исполнить. Вот поэтому и говорит Он, что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится всё». И закон древний, правда, не обрядовый закон, а закон духа, великий закон Христов, которым дополнил Он этот древний закон, сохраняется до конца мира. Не прейдет, не прейдет! Вот поэтому и говорил Господь, что пришел не разрушить, а исполнить закон. Поэтому были правы апостолы, которые на своем Соборе устранили только обрядовую часть закона Моисеева: они не нарушили закона. Закон сохранил полностью и всецело духовную свою сущность. Это помните и к закону древнему относитесь с глубоким уважением. Считайте своей обязанностью его исполнять так, как исполняете закон Христов. Аминь. О недостаточности одних добрых дел 4 июля 1948 года. Среди людей, окружающих нас, есть люди, не верующие в Бога, но тем не менее добрые и творящие немало добрых дел. Нередко приходится слышать вопрос: «Что же, разве этого недостаточно, разве не спасутся они своими добрыми делами?» Я должен дать ответ. Нет, не спасутся. Почему не спасутся? Потому что так сказал Господь и Бог наш Иисус Христос, когда «законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель, какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим….Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 35–39).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Ответ на возражение 2. Как уже было сказано (1), для того, чтобы быть причастными следствиям страстей Христовых, нам надлежит уподобиться Ему. Затем, мы таинственно уподобляемся Ему посредством крещения, согласно сказанному [в Писании]: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим. 6, 4 ). Поэтому при крещении на людей как на полностью избавляемых воздаянием Христа не налагается никакого искупительного наказания. Однако коль скоро Христос «однажды пострадал за грехи наши» ( 1Петр. 3, 18 ), то человек не может посредством таинства крещения вторично уподобиться смерти Христа. Таким образом, необходимо, чтобы согрешающие после крещения уподоблялись Христу посредством личного претерпевания от того или иного наказания или страдания, соразмерного их греху, и этим соучаствовали в воздаянии Христа. Ответ на возражение 3. Воздаяние Христа соделывает в нас следствие постольку, поскольку мы, как уже было сказано (1), соединены с Ним как члены со своею главой. Но члены должны быть сообразованы со своею главой. Следовательно, как Христос, изначально обладая исполненной благодатью душой и страдательным телом, посредством Страстей достиг славы бессмертия, так и мы, Его члены, будучи полностью освобождены Его страстями от долга наказания, тем не менее вначале получаем в души наши «дух усыновления», благодаря чему принимаемся в сонаследование славы бессмертия, и при этом все еще обладаем страдательным и смертным телом, но впоследствии, «уподобившись» страданиям и смерти Христа, мы будем приведены в славу бессмертия, согласно сказанному апостолом: «А если – дети, то – и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу (если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться)» ( Рим. 8, 17 ). Раздел 4. Были ли мы примирены с Богом страстями Христа? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что посредством страстей Христовых мы не были примирены с Богом. В самом деле, друзья не нуждаются в примирении. Но Бог всегда любил нас, согласно сказанному [в Писании]: «Ты любишь все существующее и ничем не гнушаешься, что сотворил» ( Прем. 11, 25 ). Следовательно, страсти Христа не примирили нас с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Писание представляет Бога, как настоящего живущего Бога, не как ложного мертвого идола. Иегова отличается Своими свойствами в истории. «Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, – кто не будет пророчествовать» ( Ам.3:8 ) «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу» ( Иер.23:29 ). 63 4) Христиане не верят, что в прошлом Бог полностью открылся. Правда, самые критические события произошли в прошлом, но даже они сохранены в определенном институте христианской церкви. Сверх того, христиане верят, что при рождении свыше Божий Дух Святой начинает обитать в каждом послушном чаде Божьем, и что пребывание в нем, действительно, служит средством откровения Бога в настоящее время ( Ин.3:5 , Деян.5:32 ). «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» ( 1Ин.4:15 ), Когда Христос высказывал великое поручение, то Он обещал: «И се, Я с вами до все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Внешнее свидетельство Писания и история соединяются с внутренним свидетельством Духа Святого, чтобы дать христианину чувство уверенности. 5) В конечном счете, я считаю, что история является методом откровения, близко соответствующим самой сути веры, по крайней мере, согласно тому, как я до сих пор в исследовании пользуюсь ею. Я однажды формулировал эту идею, когда читал Паскаля, обеспокоенного обсуждаемой нами проблемой. Паскаль утверждал, что если бы Бог хотел переубедить самого упорного неверующего, то Он мог бы открыться ему таким ясным образом, что истина о Его существовании стала бы неопровержимой. Паскаль пишет так. «Не этим средством Он решил явиться в нежности Своего пришествия; ибо ввиду того, что столь много людей не удостоилось Его милосердия, Он пожелал, чтобы они почувствовали лишение того добра, которого не захотели. Поэтому Ему было бы справедливо явиться таким образом, который ясно был бы божественным и полностью убедительным, всему человечеству; но также не было бы справедливым Ему прийти таким тайным образом, чтобы искренне ищущие Его не могли увидеть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010