В каждом православном храме находится большое изображение распятия; распятый Спаситель изображен на каждом нательном крестике; главным символом христианства является крест, главным событием — смерть и воскресение Иисуса Христа. Сам Господь говорит, что цель Его прихода — пострадать и умереть: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:45). Средоточие нашей веры и надежды именно здесь: Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2:2). То, что мы думаем о спасении, определяется тем, что мы думаем о кресте. Все священнописатели в один голос утверждают: Христос умер за наши грехи. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор. 15:1-4). См. также Мк. 10:45; Ис. 53; Рим. 4:25; 2 Кор. 5:21 и т.п. Мы можем говорить о том, что Он умер, чтобы обновить человеческую природу, чтобы показать пример абсолютного послушания или проложить нам путь к воскресению, — но самое главное, это именно то, что Он умер за наши грехи. Отрицать заместительный характер его смерти — значит отрицать " Евангелие, которым и спасаемся " . В Своем деянии искупления Бог отождествил Своего Единородного Сына с нашим грехом, проклятием и погибелью настолько, что наш грех, проклятие и погибель полностью исчерпаны Его крестной смертью; Бог отождествил грешников с праведностью, благословением и вечной жизнью Иисуса Христа так, что все эти блага полностью принадлежат нам: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5:21). Что же, возразит читатель, Бог принимает нас как совершенных, хотя на деле мы не таковы? Неужели Бог обманывает Сам Себя? Никак! Бог видит каждый наш грех — те грехи, которые мы осознаем, и те, которые мы осознавать не хотим, и всю глубокую, темную порочность наших сердец, — но Он видит все это пригвожденным на крест в теле Иисуса Христа (Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В книге «Откровение, его грандиозный апогей близок!», глава 40, на стр. 292–294, Свидетели Иеговы все же пытаются отстоять свою позицию и избавится от «вечного мучения». Следует последовательно разобрать их довольно сложную аргументацию. «На этот раз Сатана, древний Змей, не просто заключен в бездну, а сокрушен, раздавлен и полностью уничтожен как бы огнем». (абзац 25). Этот комментарий основан на Откр.20:9,10 , но в приведенном стихе не говорится об уничтожении, но только, что Сатана " ввержен [εβληθη – брошен, кинут, помещен] в озеро огненное и серное» ( Откр.20:10 ). «Как мы уже заметили, «озеро огненное и серное» не может быть буквальным местом мучений ( Откр.19:20 )». (абзац 26). Приведенный стих Откровения 19:20 не указывает на символичность, но говорит о том, что «зверь и с ним лжепророк... живые брошены в озеро огненное, горящее серою». «Когда подошло время, «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт.19:24 ). Участь тех двух городов названа «судом и наказанием вечного огня» ( Иуд.7 ). И все же эти два города не испытывали вечных мук». (абзац 27). В первую очередь необходимо различать неодушевленные объекты и личности. Эти города действительно исчезли и стерты с лица земли, но непосредственно развращенные люди отличаются тем, что суд над ними происходит и после смерти. Они уже не могут быть спасены, поэтому Иаков использует понятие вечного огня в том смысле, что этот огонь сошел с неба, и после их смерти для них продолжает гореть, а не то, что этот огонь символичный. Это единственное место в Библии, где этот огонь называется вечным, и никаких других подобных качеств этого огня не указывается. Но по отношению к огню для наказания постоянно используются более определенные и развернутые понятия, как «огонь неугасимый» ( Мк.9:43 ); «где червь их не умирает» ( Мк.9:44 ). Поэтому нельзя полностью отождествлять это с действиями и последствиями огня и серы для Содомы и Гоморры. «Библия сама объясняет значение озера огненного и серного в согласии со сказанным выше: «Озеро огненное означает смерть вторую» ( Откр.20:14 )». (абзац 28).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

В этой же песни описывается еще одна история, связанная с пророком Моисеем. Моисей в самом начале своей пророческой миссии был очень неуверен в себе и сомневался в том, что люди поверят, что он — посланец Божий. Чтобы укрепить веру Моисея, Господь явил ему несколько чудес. Вот одно из них: пророк, по повелению Божьему, засунув руку за пазуху, обнаружил, что она стала полностью белой от проказы. Затем, положив руку за пазуху второй раз и вытащив обратно, он увидел, что она опять совершенно здорова. Андрей Критский использует этот сюжет как свидетельство о Божественном всемогуществе. Даже самый закоренелый грешник может благодатью Божией очиститься от грехов и спасти свою душу. Главное — не отчаиваться: «Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси» (Моисеева рука да убедит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокаженную жизнь, и не отчаивайся сама за себя, хотя ты и поражена проказою). Читать полностью отрывок из Библии Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан, и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и  с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лицо свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корей и все сообщники его, возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины! И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! Неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом [Господним], служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства.

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Ведь «воздаяние делающему, говорит он, вменяется не по милости, но по долгу»( Рим.4, 4 ). Поэтому если по делам благодать,то она не была бы уже благодатью. (11, 7) Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг (V, A) Он сказал, что «не отверг Бог народа Своего»( Рим.11, 2 ). Однако была вероятность того, что кто-нибудь воспротивится, выдвигая и высказывая примерно следующее: «Но как же не отверг Бог народа, если Израиль отпал, пусть даже не весь и не полностью, но всё-таки частью отпал? Ведь спасен лишь остаток,да и тот по избранию( Рим. 11, 5 )». И апостол опять весьма рассудительно предвосхищает это и говорит: «Что же? Чего ищет Израиль, того он не достиг; избранные же достигли, а прочие были ожесточены 143 . Ведь Израиль искал оправдания от закона, тогда как он мог оправдаться, говорит апостол, если закон ничего не довел до конца? Следовательно, хотя Израиль и искал оправдания посредством прообраза, но не достиг.Однако выделенные по избранию за послушание достигли, ведь они были оправданы через веру. А прочиеявляются ожесточёнными, то есть непокорными и упрямыми. (11, 9–10) И Давид говорит: да будет трапеза их и т.д. (V, A) " Да будет»,–говорит он, –»трапеза их сетью»и т.д. ( Пс.68, 23 ). В доказательство того, что он сказал, он приводит и пророческое писание не одного, но двух пророков 144 для подтверждения, «дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово»( Мф.18, 16 ). Ведь стала проклятой, и совершенно справедливо, их трапеза,то есть недружелюбие и жестокость, которые оказали они Христу во время распятия. Ибо когда Он возжаждал, они преподнесли Ему уксус, смешанный с желчью (ср. Мф.27, 34 ), поэтому они и помрачились умом 145 и склонились книзу, воображая одно только земное. (11, 11) Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы пасть? Отнюдь нет (V, A) Восхищаюсь я твоей снисходительностью, о божественный Павел, ведь искусно пользуешься ты словами домостроительства. Не по той причине усиливаясь призвать язычников, чтобы полностью отпал от надежды на Бога Израиль, споткнувшись о Христа как о некий камень, но скорее для того, чтобы, ревнуя тем, которые вопреки ожиданию были приняты, они предпочли отучиться от постыдного и мыслить лучше, чем прежде, и таким образом приняли Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Во-вторых, понятие спасения как единения подразумевает – хотя многие несклонны открыто заявить об этом, – что Христос принял не только безгрешную, но и падшую человеческую природу. Как утверждается в Послании к Евреям (и во всем Новом Завете нет более важного христологического текста, чем этот): «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (4:15). Христос ведет свой жизненный путь на земле в условиях грехопадения. Сам по себе Он безгрешен, но в своей солидарности с падшим человеком он полностью принимает последствия Адамова греха. Он полностью принимает не только физические последствия, например, бессилие, болезнь тела и, в конечном счете, посмертное разделение души и тела. Он принимает также нравственные последствия: одиночество, отчужденность, внутренний конфликт. Может показаться слишком смелым решением приписать все это живому Богу, но того требует последовательное учение о Пришествии. Если Христос принял бы только негреховную человеческую природу, прожив на земле как Адам в раю, тогда Он не взволновался бы при виде нашей слабости, не искушался бы во всем наподобие нас. И в таком случае Он не был бы нашим Спасителем. Апостол Павел многое раскрывает: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Нам не следует это понимать единственно как юридическое соглашение, по которому Христос, сам невинный, неизвестным внешним образом «вменил» себе в вину наши проступки. В Его действии спрятано нечто большее. Христос спасает нас, переживая изнутри, как один из нас, все, от чего мы внутреннее страдаем, пребывая в грешном мире. Почему рождение от Девы? В Новом Завете ясно обозначено, что мать Иисуса Христа была девой ( Мф. 1:18, 23, 25 ). У Господа нашего есть небесный Отец, земного отца же нет. Он был рожден вне времени от Отца без матери, и Он был рожден во времени от своей матери без отца. Однако вера в рождение от Девы в любом случае не умаляет полноту человечности Христа. Хотя Матерь была девой, тем не менее состоялись настоящие человеческие роды подлинного человеческого ребенка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/pr...

Возражение 2. Далее, первый образец совершенства явлен нам в лице Авраама, которому Господь сказал: «Ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт. 17:1 ). Но подражающий не может превзойти образец. Следовательно, для монашеского совершенства не требуется пожизненное безбрачие. Возражение 3. Далее, то, что необходимо для монашеского совершенства, должно иметь место в каждом монашеском порядке. Однако существуют монахи, ведущие семейную жизнь. Следовательно, для монашеского совершенства не требуется пожизненное безбрачие. Этому противоречит сказанное апостолом: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2. Кор. 7:1). Но чистота плоти и духа связана с безбрачием, в связи с чем читаем: «Незамужняя заботится о Господнем (как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом)» ( 1Кор. 7:34 ). Следовательно, монашеское совершенство нуждается в безбрачии. Отвечаю: для монашеского состояния необходимо, чтобы было устранено всё, что препятствует человеку полностью сосредоточиться на служении Богу. Но участие в соитии не позволяет уму полностью посвятить себя служению Богу, и так это по двум причинам. Во-первых, из-за необузданности удовольствия, которое, как замечает философ, при частом повторении увеличивает силу вожделения 869 , вследствие чего половое сношение отвлекает ум от совершенной настойчивости в стремлении к Богу. Это имеет в виду Августин, когда говорит: «По моему мнению, ничто так не лишает твёрдости мужественный дух, как женские прелести и те телесные соприкосновения, без которых жена не может обойтись» 870 . Во-вторых, потому, что оно озабочивает человека надзором над своей женой, детьми и всем тем преходящим, которое необходимо для их содержания. Поэтому апостол говорит: «Неженатый заботится о Господнем (как угодить Господу), а женатый заботится о мирском (как угодить жене)» ( 1Кор. 7:32–33 ). Следовательно, монашеское совершенство нуждается не только в добровольной бедности, но и в пожизненном безбрачии. Поэтому подобно тому, как Вигилянций был осуждён за то, что приравнял богатство к бедности, точно так же Ювиниан был осуждён за то, что приравнял супружество к девству.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Да. Замврий – это третья династия. Слушайте, но этот заговор армия не поддержала полностью и не поддержал народ. Армия почему-то пошла за неким Амврием. Замврий, видя, что его больше никто не поддерживает, заперся в своём дворце со всеми сокровищами и велел себя поджечь и, процарствовав неделю только, умер, и воцарился Амврий. Пишите порядковый номер. Амврий – это Омрий по-еврейски. Причём, я буду спрашивать с вас имена царей в их произношении по-русски и по-еврейски. Амврий, пишите – Омрий. И, если вы не скажете, я не знаю, что будет. Омрий. Да не бойтесь! . Не бойтесь. Господи, помилуй. Вот этот Амврий взял приступом Фирцу, но, поскольку дворец был подожжён, он увидел, что город в результате всех этих дворцовых переворотов полностью превратился в руины, и у него возникла мысль: надо основывать новую столицу. Поэтому у некоего богатого, очевидно, землевладельца Семира он купил гору Семерон – холм и построил на этом холме прекрасную столицу. И назвал её по имени владельца – Самария. Шемрон – Самария. Вот эта Самария будет столицей Израильского царства. Вот есть область Самария, и есть город Самария – столица Израильского царства. Столица Иудейского царства со времён Давида – Иерусалим, а вот со времени Амврия – это Самария. Прекрасный город, венец ! Она настолько была , в таком месте – на склоне холма – так была спроектирована хорошо, что пророки восхищались её красотой и сравнивали то с венцом, то с цветком, то с какой-нибудь прямо неземной красотой. И вот этот Амврий воцарился, уничтожив этого 3амврия. Смотрите 23-й стих: «В тридцать первый год Асы, царя Иудейского, воцарился Амврий и царствовал двенадцать лет И купил Амврий гору Семерон у Семира за два таланта серебра, и застроил гору, и назвал построенный им город Самарию И делал Амврий неугодное пред очами Господа, во всем ходил путем Иеровоама, сына Наватова Прочие дела Амврия, которые он сделал , описаны в летописи . И почил И воцарился Ахав, сын его, вместо него». Под Амварием пишите – это вы мне только не попадайте к царям Иудейским! Это в колонке «Цари Израильские»! А то вы напишете такое, что потом и сами не разберётесь! И будете подавать соседу: «Посмотри – что тут у меня написано? Сам разобраться не могу» – «Ахав». Да, и посмотрите, повторяю, пока не забыли: Иеровоам – Нават. Первая династия. Вааса – Ила: вторая династия. Замврий – третья династия, а Амврий – четвёртая. Умер, процарствовав двенадцать лет, – воцарился Ахав.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Давайте, однако, посмотрим, что значит «порознь». Сейчас я, например, покорился Богу духом, то есть намеренно и по своей воле; но пока во мне «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 ) и я не могу подчинить плоть духу, я, разумеется, покорен Богу, но не полностью, а отчасти, ибо плоть и дух мои пребывают «порознь». Но если удастся мне привести плоть мою и все прочие члены мои в гармонию с духом, тогда можно будет сказать, что я покорился всецело. Если уразумели вы, что значит покориться отчасти и полностью, вернемся теперь к тому, что мы говорили о покорности Господа. Заметь, что хотя и говорится, что все мы суть Его тело и члены, тем не менее, сказано, что Он не покорен до тех пор, пока есть среди нас такие, кто не покорился совершенной покорностью. Но как только Он совершит «дело» и все творение Свое вознесет на высоту совершенства, тогда, как сказано, покорится Он в тех, кого покорил Он Отцу (ср. Кор.15:28). И в этом совершит Он дело, которое Бог Отец поручил Ему исполнить (ср. Ин.17:4 ), и «да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Но для чего все это? Чтобы поняли мы то, о чем говорили ранее, – как не пьет Он вина, и как пьет его. Он вкушает вино, прежде чем войти «в скинию собрания» или приступить «к жертвеннику» (ср. Лев.10:9 ); но не пьет его сейчас, ибо стоит у жертвенника и скорбит о моих грехах. Он станет пить его позже, после того, как «все покорит Ему» (ср. 1Кор.15:28 ), когда все спасутся, а смерть и грех – истребятся (ср. 1Кор.15:26 ; Рим.6:6 ). Тогда уже не будет больше необходимости приносить жертвы «за грех». Ибо тогда придет веселье и ликование, и тогда «возрадуются кости смиренные» (ср. Пс.50:10 ), и исполнится то, что написано: «Печаль и воздыхание удалятся» ( Ис.35:10 ). Не будем, однако, забывать, что слова «вина и крепких напитков не пей» относятся не только к Аарону, но и к его сынам, когда входят они в святилище. Ибо и апостолы не обрели еще свою радость, но ожидают, что и я стану причастником их веселия. И святые, удалившись отсюда, не сразу получают свою заслуженную награду, но ожидают нас, хотя мы и медлим, хотя и остаемся здесь. Ибо не могут обрести они совершенной радости, пока печалятся о наших заблуждениях и скорбят о наших грехах. Возможно, ты не поверишь моим словам, ибо кто я такой, чтобы утверждать подобное? Но я приведу свидетельства тех, в ком ты не можешь усомниться, ведь апостол Павел является «учителем язычников в вере и истине» (ср. 1Тим.2:7 ). Так, в Послании к евреям после того, как он перечислил всех святых отцов, оправданных верой, он добавляет: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр.11:39–40 ). Посмотри: Авраам еще не обрел совершенного, еще ожидает его. Ждет его и Исаак, и Иаков, и все пророки ждут нас, чтобы получить совершенное благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И вот Евангелие возвещается на фоне этой безнадежности. Обычно, когда люди говорят о «Евангелии», они имеют в виду «книги, содержащие наставления Иисуса о том, как д о лжно жить». Снаружи – неверующими или последователями нехристианских религий – Евангелие воспринимается как сборник наставлений, которые Иисус преподал человечеству, подобно другим великим учителям. Есть ряд религиозных текстов, которые говорят о том, как нужно себя вести, чтобы приобрести благоволение Бога – и Евангелие ставится в этот ряд. Но если мы обратимся к самому Новому Завету, мы обнаружим, что речь там идет о другом. Во-первых, Евангелие – это возвещение, а не текст. Во-вторых – это возвещение не о том, что мы должны сделать для Бога, но о том, что Бог сделал для нас. Наставления в Евангелии, конечно, есть, и они очень важны – хотя не уникальны. Параллели есть и в Ветхом Завете, и за пределами библейского мира. Люди всегда понимали, что братское сотрудничество лучше соперничества, прощение лучше мести и смирение лучше гордыни. Беда в том, что они себя так не вели; нельзя сказать, что наставления мудрецов не имели смысла вообще – кое-какой сдерживающий эффект у них был – но они не могли исцелить человека и примирить его с Богом. Катастрофа грехопадения ввергла человеческий род в ситуацию внутреннего раскола – с одной стороны, мы знаем, и не можем не знать, как поступать правильно. Мы все хотели бы жить в мире, где люди поступают как д о лжно. Это был бы почти что рай. Но мы неспособны – и даже не хотим – поступать так сами. Можно читать волку лекции о возвышенной природе вегетарианства; он даже может быть растроган и уронить скупую волчью слезу. Но он не перестанет быть волком. Религиозные визионеры или философы могут произносить совершенно правильные слова – но это всё инструкции по вытаскиванию себя из болота за волосы, они не работают. И вот в лице Иисуса Христа в мир приходит Бог. Но не только Бог – Господь Иисус, как учит Церковь, обладает двумя природами – Он целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек. И вот, как человек – Он безгрешен. Он, в отличие от нас, не ищет утвердить Себя, попирая других. Он безупречно повинуется Отцу и смиренно исполняет Его волю. Он приходит, чтобы послужить. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45)

http://pravmir.ru/sergey-hudiev-dlya-che...

И вот, таким образом, добровольно принимая на Себя испытание страданий, почему и чем настолько провинившихся Своих друзей и учеников побудил бы Он к подобным же опасностям, без того, чтобы они возымели большую помощь при этом? Что же, в лучших ли условиях Сам находясь , в то время как они бедствуют, Он не мог даже тесно присутствовать со страдающими в оных бедствиях? Почему же, желая им всякого блага сверх того, чтобы души их вечно благоденствовали и жили, Он не устроил для них и соответствующий им конец? Если же не немедленно Он имел подвергнуться опасности, то почему, не будучи полностью уверенным в них, Он теперь обещает им явление славы и Воскресение; ведь может же так случиться, что, ничего из этого не видя сбывающимся на деле, они могут посчитать все это обманом и станут порицать себя за оные пустые надежды вместо того, чтобы стать готовыми умереть за славу Учителя и за все Его заветы им? Да и откуда Он мог бы предвидеть это, не будучи весьма возлюблен Богом и для подтверждения Своей добродетели нуждающимся в откровении Свыше, если Он просто человек, — каковые бредни были у Киринфа и Фотина? Но как бы Он был возлюблен Богом и утверждал, что Он — Сын Божий и Христос, в действительности не будучи им? Как же, будучи возлюблен Богом и объявляя, что Он — Сын Божий, Он не является полностью Сыном Божиим и истинным Богом и Владыкой мира? На каком основании подобает человеку быть так прославленным? Какой Моисей и пророки, по Божиему избранию установленные, так были прославлены, у которых не было ничего общего в сравнении с оным образом жизни и временем и в отношении Гласа, свидетельствующего Ему Божественное сыновство? Воскрес ли когда-нибудь какой человек своей собственной силой, или кто предвидел, что имеет быть воскрешенным? Потому что и Лазарь после того, как Спаситель помолился о нем и пролил слезы, как раньше и иные со стороны других, был воскрешен Им, так что при многих иных Его действиях это чудо превзошло предыдущие чудеса; о Христе же никто не молился, да и не было никого, кто бы дерзнул на это, но Сам Он воскресил Себя

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010