В заключительных стихах Апокалипсиса св. Апостол Иоанн удостоверяет истинность и верность всего сказанного и говорит о близости исполнения всего, что было ему показано, а также и о близости Второго Пришествия Христова и с ним возмездия для каждого по делам его. Откр. 22:6–11. И рече ми: ciя словеса врна и истинна: и Господь Богъ святыхъ пророкъ посла Ангела Своего показати рабомъ Своимъ, имже подобаетъ быти вскор. Се, гряду скоро: блаженъ соблюдаяй словеса пророчества книги сея. И азъ Иоаннъ видхъ ciя и слышахъ. И егда слышахъ и видхъ, падохъ поклонитися на ногу Ангела показующаго ми cie: и глагола ми: виждь, ни: клевретъ бо твой есмь и бpamiu твоея пророковъ и соблюдающихъ словеса книги сея: Богу поклонися. И глагола ми: не запечатлй словесъ npopoчecmbiя книги сея: яко время близъ есть. Обидяй да обидитъ еще, и скверный да осквернится еще: и праведный правду да творитъ еще: и святый да святится еще. И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись. И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. «Се, гряду скоро» – «Ce, гряду скоро», – эти слова, по объяснению св. Андрея, «показывают или кратковременность настоящей жизни в сравнении с будущей, или же внезапность или быстроту кончины каждого, так как преставление отсюда для каждого составляет конец. А поскольку не знает, „в кий час приходит тать“, то заповедано нам „бодрствовать и иметь чресла препоясанными и светильники горящими“ ( Лук.12:35 )» (гл. 69). Надо помнить, что для Бога нашего нет времени, что «единъ день предъ Господемъ яко тысяща лтъ, и тысяща лтъ яко день единъ» ( 2Петр. 3:8 ). Откр. 22:12–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Вот толедот неба и земли при сотворении их в день, или во время создания Господом Богом земли и неба». Слова: «в день создания земли и неба» точнее определяют момент времени, выраженный в словах «при сотворении их». Дальнейшее нужно перевести так: «и никакого полевого кустарника не было еще на земле, и никакая полевая трава еще не росла». В пользу правильности перевода стиха пятого мы можем сослаться на 1 Самуила ( 1Цар.3:3 ): и светильник Божий еще не погас и Нав.2:8 : они еще не заснули 130 . В подлиннике частица терем – «еще не» занимает то же место – после подлежащего и имеет одинаковое значение. Начиная изложение, после пролога, союзом «и»: «и никакого полевого кустарника еще не было на земле» – мы не сделали ошибки против еврейской стилистики, т.к. не только отделы книг, но и целые книги (Иезекииля, Ионы) начинаются с союза «и», а в книге Чисел мы находим полную параллель к разбираемому месту: «вот толедот Моисея и Аарона в день, когда говорил Иегова Моисею на горе Синае. И вот имена сынов Аарона». Смысл будет такой: Бытописатель переносится к тому моменту при сотворении неба и земли, когда Бог создал (аса, а не бара) землю и небо. Небо (шамаим) создано во 2-й день, земля – в начале 3-го дня, когда вода под небом собралась в одно место и явилась суша, которую Бог назвал землей (ерец). Следовательно, пункт, с которого начинается рассказ о толедот неба и земли, – конец второго дня творения и начало третьего – до появления на земле растений. С этим вполне согласны дальнейшие сведения, сообщаемые Бытописателем: и никакого полевого кустарника еще не было на земле, и никакая полевая трава еще не росла 131 . Из самого начала этого, мнимо противоречащего первому, сказания видно, что автор ставит его в тесную связь с первым и в пределах первого повествования, отличающегося хронологической точностью, останавливает внимание на тех пунктах, которые имеют значение для дальнейшего его повествования в том или другом отношении. Писатель не упоминает, подобно тому как в 1-й главе, зелени, травы, сеющей семя, ни дерева плодовитого, приносящего плод по роду его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

И дальше мы говорим: «Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, возвратись, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор» ( Песн.2, 17 ). Возлюбленный отвечает человеку, Он говорит: «Доколе день дышит прохладой, и (еще) убегают тени». То есть, еще не наступил полдень, еще раннее утро. Утро дня нового человечества насупило тогда, в то самое воскресное утро, когда Господь воскрес из мертвых. И пока день еще дышит прохладой, и тени пока еще убегают – мир теней еще здесь, в это время, пока еще день дышит прохладой – возвратись к Богу, будь подобен серне или молодому оленю на расселинах гор. Возвратись, человек, не теряй времени даром, как олень, взбирайся наверх по расселинам гор, стремись к вершинам гор, при этом убивай всех змей, которых ты встретишь по дороге. Не жди, потому что, когда наступит полдень, будет поздно. Когда Солнце явится во всей силе Своей, время исправления уже закончится. Тогда будет время наград, когда каждый получит по делам своим, а сейчас время теней пока еще, время возвратиться и время побежать за Христом, как олень, стремящийся к самой вершине горы. И дальше удивительные слова приводятся, которые относятся, с одной стороны, к душе в самом начале ее становления, с другой стороны – к душе, которая, как она думала, находится почти на самом конце своего духовного подвига. Удивительно, но духовная жизнь подобна спирали. То есть, человек вначале проходит некоторый путь, а потом на некотором уровне поднимается и, будучи уже выше, конечно, нечто подобное проходит. Сейчас мы это увидим. Глава 3 Душа говорит: «На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей» ( Песн.3, 1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Итак, страх Божий был у евреев… Но у нас, христиан, чувство несколько иное: мягче… Ибо ныне от нас восходит Ходатай больше, чем Моисей, – Сам Сын Божий!.. И притом искупивший уже нас… Уже гнев Божий разрешен Крестом. Поэтому у нас остается не ужас, а «собранность», как я написал… Спокойная, умиренная «серьезность " … Или, еще лучше: великое БЛАГОГОВЕНИЕ… в молчании духа и уст. Еще возьмем житейский пример. От нас, допустим, некто пошел вести переговоры или просить о чем-либо начальника… А что же мы в это время? Тотчас стихаем… становимся серьезны. Будто бы и мы сами там с ходатаем, стоим пред начальником… И ждем: чем кончится? Но как же «с радостью» «воротились»? Да Ходатай пошел все же К БОГУ!.. И мы знаем, что ходатайство Его сильно: Он – Сын Ему по Божеству, а по человечеству – НАМ. Но еще больше это относится к будущему… А именно: к тому, что И МЫ САМИ будем туда же допущены… Но для этого нужно еще получить Духа освящающего. И хотя этого еще не было при вознесении, еще не ощущается на праздник сей; но чрезвычайно радостно самое уже ОБЕЩАНИЕ этого. Господь обнадежил учеников, во-первых, тем, что СКАЗАЛ, ОБЕЩАЛ им послать Духа: вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше… Я же пошлю обетование Отца Моего на вас ( Лк. 24:49 ). Кстати: слово «обетование» понятнее было еврею, чем нам… «Обетованная» земля – Палестина… Идеал чаяний их – с Авраама до Моисея… Обетованный Мессия Спаситель… Обетованные блага земные: «да благо ти будет» и пр. Только ныне вместо земных благ обещаны небесные; посему в Евангелии Матфея говорится: даст блага просящиму Него ( Мф. 7:11 ). А у евангелиста Луки то же место читается: даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк. 11:13 )… Поэтому у евангелиста Матфея: да приидет Царствие Твое ( Мф. 6:10 ) как символ высших благ. А святой Григорий Нисский приводит древнее разночтение: «да приидет Дух Святый». Поэтому и ученики еще путают: Спаситель говорит: будете крещены Духом Святым… А они тут же, еще не понимая сего на опыте, а представляя все в земных формах, спрашивают: не восстановляешь ли Ты царство Израилево (а не Божие) ( Деян. 1:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Лука, говоря: и исполнишася вси Духа Свята. Исполнишася вси Духа Свята. «Все исполнились Духа Святого»: не то значит это, будто прежде не было в них Духа Святого, а теперь Он сошел на них: нет, Св. Духа, как третье лицо Святые Троицы, как единосущный Отцу и истинный Бог, всегда присутствует на всяком месте и все содержит в бытии и в благоустройстве. Так говорит Псалмопевец: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их. ( Пс.32:6 ). Но в естественном порядке бытия мира и всего рода человеческого Дух Святый являл Себя человеку, как творению, лишенному славы Божией, осужденному за грех прародительский, как сыну гнева. А теперь, по вознесении Богочеловека Иисуса Христа на небо, Дух Святый исполняет всех, верующих в Иисуса Христа, как Дух Утешитель ( Ин.14:16 ), как Дух любви ( Рим.5:5 ), как всеблагий Дух, по заслугам Господа Спасителя, возрождающий верующих в новую жизнь ( Ин.3:5 ). Так прежде не действовал Дух Святый; потому что, правда Божия требовала, чтобы прежде обетованный Спаситель Своим схождением на землю, своими страданиями и крестною смертью примирил человеческий род с праведным Богом. Иисус Христос говорит: веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. И святой Евангелист, в объяснение слов Господа, присовокупил: сие же рече о Дусе, Ею же хотяху приимати верующий во имя Ею: не у бо бы Дух Святый, яко Иисус не у бы прославлен ( Ин.7:38.39 ). «Это сказал (Иисус) о Духе, которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого», т. е. в них еще не действовал так Дух Святый, как стал действовать со дня сошествия Его на Апостолов и других учеников Христовых, бывших с ними в Сионской горнице. Почему же Святый Дух прежде не действовал так? Евангелист Иоанн Богослов отвечает: «ибо еще не было на них. Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен». Иначе можно сказать так: ибо они еще не получили Духа Утешителя, или Дух Святый еще не являл в них спасительной своей благодати, потому что Иисус Христос еще не совершил искупления, еще не умер за грехи мира, не воскрес, не вознесся на небо, чтобы, как обещал Он, ниспослать от Отца Духа Утешителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Они еще не получили заповеданной и данной Христом молитвы, еще не стяжали дерзновения, но имеют нужду в помощи посвященных в таинства. Они еще стоят вне царских чертогов, далеко от священной ограды. Поэтому они и высылаются, когда приносятся те страшные молитвы. Потому диакон и приглашает тебя молиться за них, чтобы они сделались твоими членами, и не были уже чужестранными и отчужденными: слово " помолимся " обращается не к священникам только, но относится вместе и к народу; когда говорит диакон: " станем добре, помолимся " , то приглашает этими словами всех к молитве. Потом, начиная прошение, говорит: " да всемилостивый и щедрый Бог услышит моления их " . Чтобы ты не сказал: " К чему нам молиться? Они чужды нам, еще не соединены с нами - как я могу умолить Бога? Как могу преклонить Его, чтобы явил им милость Свою и простил их? " , чтобы ты не смущался такими вопросами, смотри как он разрешает твое недоумение, говоря: " да всемилостивый и щедрый Бог " . Слышишь ли: " всемилостивый Бог " ! Не сомневайся же более, потому что всемилостивый всех милует – и грешников и друзей. Итак, не говори: " Как за них приступлю к Богу? Сам услышит моления их " . В молитве же об оглашенных о чем лучше молиться, как не о том, чтобы им не оставаться навсегда оглашенными? Далее показывает и самый образ молитвы. Какой же? " Да отверзет уши сердец их " , которые заключены еще и ожесточены. Впрочем, не о чувственных ушах здесь говорится, но об умственных. " Да услышат, чего не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку " [ Да услышат, яже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ] (1 Кор. 2: 9). Они еще не слышали неизреченных тайн, потому что стоят вдали и отдельно от верных, а если и слышат что, то не разумеют слышанного, поскольку здесь не довольно одного слышания, но требуется еще и большое разумение; а они не имеют еще внутреннего слуха. Вот почему для них и испрашивается пророческий дар. И пророк так же говорит о себе: " Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего " каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал [ Бог дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово , зане сам отверзает уста мои, даде ми рано, приложими ухо, еже слышати ] (Ис. 50: 4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Смотри странность тайны: еще не рождается, и говорит игранием; еще не является, и угрожает; еще не может взывать, и слышен в деле; еще не учит жизни, и наперед проповедует Бога; еще не видит света, и узнает Солнце; еще не рождается, и спешит предтекать; не переносит задержки, при пришедшем Владыке; не желает ожидать срока рождения, но старается разрушить темницу чрева, и усердно объявляет о грядущем Спасителе, игранием восклицая: «Прибыл разрушитель оков, и зачем мне удерживаться в узах? Пришел создавший все словом, и зачем мне ожидать срока природы? Выйду, предтеку, проповедую, возглашу всем присутствующим: « Вот Агнец Божий, Который берет [ на Себя ] грех мира » ( се агнец Божий, вземляй грех мира ) (Ин. 1:29)». Таково играние Иоанна, или лучше, слова. Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею ( Елисавети же исполнися время родити ей, и роди сына. И слышаша родственники ея и соседи, и радовахуся с нею ) (Лк. 1:57, 58). Сказано: « родить » ( родити ) и « родила » ( роди )  : то — дело природы, а это — благодать Святого Духа явилась, (и жена) сверх природы родила; иное дело природы, и иное дело благодати. Чудом было то, что совершалось Иоанном; а это зависело не столько от плотского отца, сколько от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам архангел Гавриил словами к Захарии: « и жена твоя Елисавета родит тебе сына… и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии » ( вот жена твоя родит сына тебе, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея. И многи от сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их: и той предъидет пред ним духом и силою Илииною ) (ст. 13, 15–17). О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно, так как (обычно) тот, кто рождает, в болезнях рождает. Захария не поверил, а Елизавета не усомнилась, принимая сверх надежды поздно рождаемаго сына; ради этого говорится: « родить » и « родила »; одно по природе, другое по вере.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Таким образом, ни вера, ни дела сами собой еще не спасают нас, они дают нам только доступ к спасающей благодати, дают нам только право на получение ее: «Итак, говорит св. Апостол, оправдавшись верой (то есть – через веру), мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верой и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждой славы Божьей» ( Рим. 5:1–2 ). Следовательно, для всякого ясно, что слова ап. Павла: «воскресил», «посадил на небесах», «спасены через веру» относятся к прошлой, а не к будущей нашей жизни, – что их нужно понимать в том смысле, что Господь воскресил наши души от греховной смерти в бане возрождения, т. е. крещения, ибо мы и все умершие телами еще не воскресали ( 1Кор. 15:22–23 ), что Господь только отверз нам небо, ибо мы еще не сидим на небесах, а лишь «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3:13 ); мы еще не спасены окончательно для получения вечной жизни, а только стремимся к ней ( Фил. 3:12–14 ) и получим ее при том непременном условии «если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» ( Евр. 13:14 ), почему св. Апостол и говорит: «со страхом и трепетом совершайте (значит, оно еще не совершилось) свое спасение» ( Фил. 2:12 ), «зная, поясняет он в том же послании к Ефесянам, что каждый получит (следовательно, еще не получил) от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли или свободный» (6:8). Что искупленные Христом и верующие в Него еще не получили вечной жизни, а что их спасение зависит от сохранения веры и от совершения добрых дел, это видно из тех мест св. Писания, где говорится, что живущие на земле еще не спасены окончательно для вечной жизни, что они только искуплены, а спасение их ждет, как награда за веру и добрую жизнь. Так, напр., ап. Павел называет себя и христиан не спасенными уже, а пока лишь спасаемыми: «Слово о кресте, говорит он, для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божья» ( 1Кор. 1:18 ). «И, если праведник, говорит ап. Петр, едва спасается, то нечестивый и грешный где явится»? ( 1Петр. 4:18 ; См.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Теперь, говорит, я еще недостоин: « Стремлюсь, не достигну ли я ». Жизнь моя еще в подвигах, я еще далек от цели, еще не близок к наградам, еще бегу, еще гоню. Не сказал: бегу, но — « стремлюсь », и справедливо. Вы знаете, с каким напряжением стремится гонящий: он не смотрит ни на кого, с великим усилием отталкивает всех препятствующих, и ум, и взоры, и силу, и душу, и тело устремляет к одному, не имея в виду ничего другого, кроме награды. Если же и Павел, так гонящий, столько пострадавший, говорит еще: « не достигну ли я », то что скажем мы, лежащие на боку? Далее, желая показать, что это составляет обязанность, (апостол) говорит: « как достиг меня Христос Иисус ». Я был, говорит, из числа погибающих, утопал, был близок к погибели; но Бог спас меня, так как Он гонится за ними убегающими от Него с великой стремительностью. Все это (апостол) и выражает, именно словами: « Как достиг меня » указал и на ревность Бога, желающего настигнуть нас, и на наше великое отвращение от Него и заблуждение, и на то, что мы убежали от Него. 4. Потому достойно слез, что все мы пришли опять в прежнее состояние и сделались великими должниками, а между тем никто из нас не печалится (о том), никто не плачет, никто не стенает. Не подумайте, что я говорю это притворно. Как до пришествия Христова мы удалялись от Бога, так удаляемся от Него и ныне, а удаляться можно от Бога не местом, — так как Он вездесущ, — но делами. Что местом нельзя удалиться от Него, об этом послушай, как говорит пророк: « Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? » (Пс. 138:7). Итак, как же можно убежать от Бога? Так же, как можно быть далеко от Него, так же, как можно удалиться от Него: « удаляющие себя от Тебя », — говорится, — « гибнут » (72:27); и еще: « Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим » (Ис. 59:2)? Как же бывает это удаление (от Бога)? Как же бывает это отлучение? Произволением и душой, а местом невозможно: кто же может убежать от Вездесущего? Только грешник убегает от Него.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Торжественно-хвалебный тон псалмов, по видимому, наиболее гармонирует с временем возвращения из плена 1492 , когда Иудеи, освободившиеся, хотя и не вполне, от рабства язычникам, в сознании себя теократическою нацией и царством Иеговы, действительно могли говорить о себе: «опять Господь царствует; Он Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его: вспомнил Он милость Свою к Иакову, и верность Свою к дому Израилеву; явил (нам) спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою 1493 . Но среди прославлений Иеговы, как великого Царя и Владыки вселенной, там и здесь довольно ясно видно, что прославляемое всемирное царство Его еще не наступило, а составляет только предмет ожиданий и надежд в более или менее отдаленном будущем, которое если в очах вдохновенного певца и является как бы совершившееся или настоящее, то не как действительное, существующее, а только идеальное, созерцаемое. Прославляя всемирное царство Иеговы, псалмопевец в тоже время дает заметить, что царство это не открылось еще, что Царь вселенной не пришел, но только придет еще судить вселенную по правде, и народы по истине Своей 1494 ; восхваляя простирающееся на все концы земли спасение Божие, в тоже время он представляет Израильтян еще только на пути к покою, пророчески увещевая их к достойному принятию даруемого спасения 1495 ; призывая все народы и весь мир к ликованию пред лицом Господа, Владыки вселенной, он незаметно дает при этом понять, что изображаемое им всемирное торжество наступит еще только в будущем: «да ликуют тогда…» 1496 . Напротив того в настоящем, не смотря на созерцаемое всеобщее совершение спасения и славное владычество Господа над всею вселенною, мы видим еще враждебное устремление языческого мира против царства Божия, угрожающее попрать и истребить наследие Божие, осквернить святыню дома Божия и на месте святого праведного престола Иеговы утвердить престол губительства и нечестия 1497 . Но если устремление языческого мира и грозило продолжению святыни дома Божия 1498 , то в тоже время видно, что дом Божий в Сионе не только существовал еще тогда со всею полнотой и торжественностью законного богослужения 1499 , но что и Господь восседал еще на херувимах и на святой горе совершалось поклонение подножию ног Его 1500 , т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010