" Приобщиться любви " апреля 2023 Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе В Неделю 5-ю Великого поста, 2 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий  возглавил чинопоследование пассии в  Казанском кафедральном соборе . Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители. Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой. При пении стихиры " Тебе, одеющагося светом, яко ризою " Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым. По возглашении прокимна " Разделиша ризы " был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна о Страстях Христовых. При пении стихиры " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного " правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню. " Мы завершаем Великий пост, пять недель провели в покаянии, - сказал владыка в проповеди. - Нам дается шестая неделя, чтобы еще раз осмыслить, как строить свою жизнь и какие у нас цели. Затем будет Страстная седмица, каждый день которой мы проведем со Христом и переживем события, которые с Ним произошли, а после по милости Божией встретим Светлое Христово Воскресение. Страдания, которые понес Господь, были внутренними, нравственными, о них миру неизвестно, а известно только Ему и трем ученикам, которых Он взял с собой в Гефсиманский сад. Они были рядом, когда Спаситель преклонял колено, клал лицо на землю и молился Отцу Небесному, чтобы миновала Его чаша. Бог полон премудрости, у Него есть разные способы спасти род человеческий, но Советом Святой Троицы был избран путь через Крест. Многие пророки погибли не через крест: Иоанну Предтече отрубили голову, других перепиливали, а Господу было уготовано это. Он нравственно переживал, как человек видел наступающую на Него смерть и просил Отца Небесного: " Отче Мой, если возможно, пусть пройдет мимо Меня чаша сия " (Мф. 26:39). Но Бог Отец оставил Своему Сыну эту чашу. Когда Христос человеческую волю согласовал с волей Божией, Ему осталось только претерпеть телесные муки. О них мы читаем и слышим, как страдал Господь на Кресте, чтобы открыть нам двери Царства Небесного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Одно сердце и одна душа Откуда это зло, порабощающее людей и обесчеловечивающее их? Почему человек становится таким плохим и человеческое лишь просыпается в людях в каких-то обстоятельствах, а не господствует в жизни? 18 марта, 2011 Откуда это зло, порабощающее людей и обесчеловечивающее их? Почему человек становится таким плохим и человеческое лишь просыпается в людях в каких-то обстоятельствах, а не господствует в жизни? В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (по количеству евангелистов) чинопоследование пассии (от лат. «страдание, страсть»). Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. После окончания службы в качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение. Вниманию читателей предлагаются беседы после великопостных пассий протоиерея Всеволода Шпиллера . 1969 год. Читайте также: Беседа первая. Воистину Он был Сын Божий Беседа вторая. За что — распять? «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают». (Лк. 23, 34). Вы прослушали сейчас еще одно евангельское повествование о страданиях и крестной смерти Спасителя. Услышали еще раз о надругательствах над Ним мучителей Его, и как даже один из двух распятых с Ним разбойников насмехался над Ним, зная, что «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23, 41). Иисус Христос просит Отца Небесного и их простить, не знают бо, что творят… Откуда же в них вся эта злость? Даже в зеваках прохожих, как рассказывает евангелист, злословивших Его. Правда, сначала злословивших, потом как бы очнувшихся, когда заговорило в них что-то человеческое. То, чего до конца не утратили ни эти зеваки, ни мучители, ни даже пославшие на смерть Иисуса Христа, до Иуды предателя включительно. Вспомним, как замечательный русский писатель наших дней описывает Пилата и того же Иуду в недавно у нас опубликованном и сразу же получившем столь широкую известность произведении. Однако, человеческое лишь просыпается в них, а больше, как во всех людях, остается подавленным злом. Настолько, что они не знают, что делают, делая зло и так или иначе служа ему.

http://pravmir.ru/odno-serdce-i-odna-dus...

Примечательно, что в современной Америке проведение пассий характерно для «карпаторосских» новостильных приходов Американской Автокефальной Православной Церкви, а не для приходов РПЦЗ, ориентирующихся на традиционные формы благочестия. 5. Главное ядро пассий - акафист « Божественным Страстям Христовым » - составлен в середине XIX века. Это было время массового сочинительства акафистов, когда синодальные органы церковной цензуры буквально не справлялись с лавиной кое-как состряпанных текстов. Эпидемия подражательного псевдолитургического творчества происходила на фоне явного упадка уставного богослужения во многих приходах и монастырях. Качество духовных гимнов было, как правило, на весьма невысоком поэтическом и догматическом (!) уровне. Новые «творения» не сопоставимы ни с такими шедеврами, как « Взбранной Воеводе » и « Иисусу Сладчайшему », ни с классическими акафистами « Успению Пресвятой Богородицы » и « Святителю Николаю ». Созданием акафистов в XIX веке занялись многие - от архиереев до малограмотных женщин, не знающих, что «радуйся!» по-гречески означает «здравствуй!». Мы не ставим своей задачей давать оценку какому-либо отдельному акафисту, появившемуся в дореволюционные годы, ни, тем более, «всем» тогдашним акафистам, ни, в частности, творению святителя Иннокентия Херсонского - акафисту « Божественным Страстям Христовым ». Достаточно сказать лишь, что всё это творчество, очевидно, следует относить к категории «душевного», а не «духовного». Уточним: «душевное» означает не «плохое», но - «не соответствующее уровню православного храмового богослужения». 6. В документе засвидетельствовано: «В начале XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться в чинопоследование пассии». Не было ли это нововведение одним из литургических проявлений общего церковного кризиса предреволюционной эпохи? Не следует ли рассматривать эту «творческую инициативу», как один из актов тогдашней печально известной обновленческо-реформаторской деятельности? Как известно, уставным является лишь единственный акафист « Взбранной Воеводе », воспеваемый на утрене в субботу 5-й седмицы Великого поста. Все остальные исполняемые в храме акафисты имеют необязательное или, лучше сказать, «требное» значение.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/23/...

Единственный день в году, когда пассия могла бы быть оправдана - Великий Пяток. Но в этот день уставное православное богослужение столь полно и проникновенно, что для пассий просто не остаётся места. Она оказывается лишней и избыточной (не говоря уже о её «неконкурентоспособности» со службой 12 Евангелий, Часами Великого Пятка и прочими службами). 13. Как мы видим, пассия заметно искажает и годовой, и седмичный, и суточный круги богослужения. Фактически введение пассий в церковный обиход означает ломку всего строя уставного православного богослужения. Поясним сказанное следующим наблюдением. О Воскресении Христовом Церковь напоминает нам в течение всего года: каждая неделя, даже в Великую Четыредесятницу - это «малая Пасха». О страданиях Христовых православные вспоминают один раз в году - в Великий Пяток на Страстной седмице. И искажать это, хранимое Типиконом, соотношение не следует никому. Служение пассий неоправданно разрушает эту совершенную пропорцию, неоправданно увеличивая тему «человеческих страданий» Спасителя за счёт темы «Божественного Воскресения». Заключение. Итак, «за» пассию документ не приводит ни одного довода. «Против» же пассии, как мы убедились выше, - целый ряд. Какой же удивительный вывод делают из этого авторы, уважаемые члены Комиссии Межсоборного Присутствия? - «Учитывая неуставной характер пассий, их совершение не следует считать обязательным»! Вместо того чтобы восстановить нарушенный с конца XIX века порядок в Церкви и привести богослужение в соответствие с уставной нормой, вместо того чтобы указать на Типикон как на книгу, регламентирующую православное богослужение, вместо того чтобы призвать архиереев с отцами благочинными и настоятелями к радению о соблюдении правильного чинопоследования - нам предлагают утешаться тем, что совершение неуставных служб (пока) «не следует считать обязательным»... Скоро мы станем радоваться тому, что «необязательным» будет признано служение на русском языке, как и многие другие распространившиеся в современной церковной практике модернистские нововведения (вроде «необязательной» литургии ап. Иакова или «необязательных» эстрадных и спортивных представлений в освящённом храме). «Необязательным» скоро будет признаваться нарушение законных и обязательных для всех требований Типикона.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/23/...

" Сила Креста Господня " марта 2023 Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе В Неделю 3-ю Великого поста, 19 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе . Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители. Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой. При пении стихиры " Тебе, одеющагося светом, яко ризою " Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым. По возглашении прокимна " Разделиша ризы " был прочитан отрывок из Евангелия от Марка о Страстях Христовых. При пении стихиры " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного " правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню. " Мы совершили сегодня вторую пассию и чтение акафиста божественным Страстям Христовым, - сказал владыка в проповеди. - Как мы слышали из Евангелия и акафиста, с Голгофы начинается разделение народа по отношению ко Христу. Божественный подвиг любви большинство иудейского народа отвергло. Только небольшая часть людей, пришедшая с Ним из Галилеи, осталась верной Ему до конца, вплоть до Голгофы. Не так просто грешному человеку нести заповедь о любви. Эту заповедь не смогли вместить и те, кто был у власти. Они посчитали, что для Сына Божия Христос был слишком простоват. Кто Он такой? Плотник из Назарета, все знали Мать Его, братьев и сестер. Но, несмотря на это, они боялись Христа, боялись, что народ за Ним пойдет. И тогда они решили не просто осудить Его, но и повесить вместе с разбойниками, показать народу, что никакой Он не Сын Божий, а тоже разбойник. И орудие Его смерти - Крест - спрятали глубоко в землю, думая, что скоро все про Него забудут, и учение Его исчезнет. Вот такие были планы, но оказалось все не так. Апостолы изложили в Евангелии Его учение, и оно осталось, а через триста лет святая царица Елена обрела Крест и явила его миру. Так были разрушены диавольские козни, да мало того - от Иерусалимского храма, как Иисус и предсказывал, не осталось камня на камне. Постепенно учение Христа распространилось, разрослось до нашей нынешней Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

20 дек. 1924 г. был арестован вместе с большой группой лаврских монахов по делу о сокрытии церковных ценностей; освобожден 13 апр. 1925 г. под подписку о невыезде. С 1926 г. наместник Киево-Печерского мон-ря, одновременно служил в церкви в с. Совки (ныне в черте Киева), а после ее закрытия в 1929 г.- в ц. арх. Михаила в с. Будаевка близ Киева. В 1-й пол. 1933 г. был снова арестован; во время обыска в его комнате были изъяты рукописные материалы - переписка и, возможно муз. сочинения и записи церковных песнопений. 20 мая 1933 г. был освобожден под подписку о невыезде. Во 2-й пол. 30-х гг. И.- священник без прихода. В 3-й раз был арестован 13 июля 1938 г. по делу о контрреволюционной агитации; против него были составлены показания «бывших прихожан» и «свидетелей» с заверениями в призывах И. «быть твердыми в вере», «выступать против закрытия церквей и требовать открытия ранее закрытых церквей и охранять христианскую веру». 7 сент. 1938 г. И. признал себя виновным, 29 окт. ему был вынесен приговор: ссылка в Казахстан сроком на 5 лет, считая с момента заключения под стражу. Далее сведения об И. отсутствуют. Биографические данные об И., хранящиеся в ЦГИАК и в ЦДАГОУ, были найдены и впервые опубликованы Л. П. Рылковой. Муз. соч.: Ектения мирная, «С нами Бог», «Отче наш»: Для смеш. хора. М.; Лпц.: [П. Юргенсон, б. г.]. Соч.: История Киево-печерскаго лаврского роспева//РМГ. 1907. 3. Стб. 99-102; Чинопоследование «Пассии»: Ист. очерк и порядок ее. К., 1909, 19112. Лит.: Лисицын М., свящ. Упадок Киево-Печерскаго роспева//Совр. театр и музыка. 1903. 13; он же. Еще о пении в Киево-Печерской Лавре: (Письмо в редакцию)//РМГ. 1903. 37. Стб. 834-839; он же. Имеющему уши…: (Ответ г. В. П.)//Там же. 1904. 8. Стб. 208-209; 9. Стб. 235-237; В. П. [Петр В. И.]. О современном состоянии церк. пения в Киево-Печерской лавре//Там же. 1903. 27/28. Стб. 631-642 [ответ на ст. свящ. М. Лисицына «Упадок Киево-Печерскаго роспева»]; 45. Стб. 1087-1092; 46. Стб. 1119-1124 [возражение Лисицыну]; Компанейский Н. И. Церк. пение в Киеве//Там же. 1904. 40. Стб. 877-878; Балабан М. Киев (корреспонденция): [Рец.]//Там же 1907. 7. Стб. 207-208 [И. как регент митрополичьего хора]; N. Нам пишут из Киева: [Рец. на концерт хора под управлением И.]//Там же. 1909. 12. Стб. 345; Рылкова Л. П. Биографические сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Православную веру в XX ст. К., 2008. С. 126-128.

http://pravenc.ru/text/200129.html

" Два разбойника " марта 2020 Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе   В Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, 22 марта,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в  Казанском кафедральном соборе . Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский , ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители. При пении стихиры " Тебе, одеющагося светом, яко ризою " Святое Евангелие было изнесено в центр храма и положено на аналой перед Крестом. Владыка и сослужившее духовенство пропели акафист Страстям Христовым. По возглашении прокимна " Разделиша ризы " был прочитан отрывок из Евангелия от Марка о Страстях Христовых. При пении стихиры " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного " правящий архиерей, сослужащее духовенство и миряне совершили поклонение Кресту Господню. " Поздравляю вас со второй пассией, которую мы совершили в нашем кафедральном соборе, - сказал владыка в проповеди. - Мы еще раз погрузились в атмосферу последнего дня пребывания на земле Спасителя. В акафисте говорится: " Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем " . Эти слова пришли от одного из разбойников " . " Мы помним из Евангелия, что рядом со Христом были распяты два разбойника, - продолжил архипастырь. - Одного из них вспоминаем каждый раз, читая молитву перед причащением. Их судьба - нам назидание. Они были в одном разбойничьем сообществе, но мыслили по-разному. Один сказал: " Если Ты Христос, спаси Себя и нас " (Лк. 23:39). А благоразумный разбойник каким-то образом разглядел, что истекающий кровью человек, висящий рядом с ним, - Сын Божий. Он, наверное, не видел, как Христос ходил по земле, воскрешал мертвых, исцелял больных. Когда Он творил чудеса, многие не говорили, что это Сын Божий, называли Его Иисусом из Назарета. Даже ученики - и те отказались от Него, разбежались. И вдруг разбойник увидел в Нем Сына Божия. И попросил вспомнить о нем, когда Христос придет в Свое Царство. Разбойник полагал, что Спаситель вернется на небо, расскажет ангелам, как провел тридцать три года на земле, и помянет того, кто с Ним рядом висел на кресте. О большем он не просил, понимая, что распят за дела, которые натворил, поэтому должен страдать и умереть. Но какой милосердный Господь! - просишь Его о малом, а Он дает большее. Христос ответил разбойнику: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк. 23:41). Тот, кто убивал, грабил, будет в раю, да еще и первым из земнородных " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

" Следовать за Ним " апреля 2019 Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе В канун понедельника седмицы 6-й Великого поста, 14 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и духовенство кафедрального собора. При пении стихиры " Тебе, одеющагося светом, яко ризою " Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым. По возглашении прокимна " Разделиша ризы " был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна о Страстях Христовых. При пении стихиры " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного " правящий архиерей, сослужащее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню. " Мы вступаем в шестую седмицу Великого поста, Господь уже направляется в Иерусалим, где произойдут события, описанные в Евангелии, - сказал владыка в проповеди. - В Законе Моисеевом было сказано, что нельзя убивать ягненка на глазах матери, иудеи его забирали у нее на десятый день и уже после приносили в жертву. А мы сегодня слушали чтение из Евангелия от Иоанна, где рассказывается, как на глазах Матери Божией убивают Ее Сына. Происходит беззаконие. Что же Спаситель такое сделал и кому перешел дорогу? Первосвященникам, фарисеям, начальствующим иудейского общества - всем, кто завладел достоянием Божиим, как своим, исполняя волю сатаны. Господь же пришел спасти Свой народ, забрать людей из этого племени. Они построили себе храм, и Спаситель назвал его домом Отца Своего. Они же превратили его в вертеп разбойников. И вы думаете, меняется что-то в наше время? Нет, все то же самое. Ведь отобрали когда-то и у нас храмы. Сейчас просим, чтобы вернули их верующим, ведь храм - достояние Божие. В ответ - лишь возмущение. А Господь просил Свой храм, и Ему его не отдали. Тогда Он этот храм разрушил " . " Так вот, Господа убивают на Голгофе на глазах у Матери, - продолжил архипастырь.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

- Обычно, если казнили простого человека, родственникам было дозволено попрощаться с ним, обнять в последний раз. Матери Божией не позволили подойти ко Христу. Она не может даже по-человечески Его обнять, лишь смотрит издали, как распинают Ее Сына и Сама вместе с Ним распинается. Он с Креста видел страдания и муки Своей Матери и, указав на Иоанна, сказал: " Жено! се, сын Твой " (Ин. 19:26). А потом сказал ученику Своему Иоанну: " се, Матерь твоя! " (Ин. 19:27). Тем самым, уходя в мир иной, Христос в лице ученика отдал Своей Матери всех сыновей и дочерей. Теперь мы, кроме матери, которая нас родила, имеем духовную Матерь, нашу покровительницу и молитвенницу перед Богом. Сегодня мы стоим у Креста, и как было бы хорошо услышать те слова, которые Христос произнес на Голгофе, о том, что Его Мать - и наша тоже, что к Ней мы можем обращаться в молитвах. Ведь Господь внемлет Ее ходатайствам за нас. Она имеет великую благодать и просит у Него помощи всем, кто искренне кается в грехах, стараясь жить благочестиво " . " Нужно пройти шестую седмицу так, чтобы к Страстной седмице уже быть очищенными от греха. Ничего лишнего не нужно брать в эту дорогу, думать следует лишь об одном - как достойно прожить эту неделю, чтобы встретить грядущего Господа в Вербное воскресенье, а потом проследовать вместе с Ним до конца, сострадая Ему в Его искупительном подвиге. И вместе со Христом прийти к Его Воскресению " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Пассия (от латинского - " страдание " ) - богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии - сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В списке сочинений композитора — песнопения всенощного бдения и Божественной литургии, архиерейского богослужения, Постной и Цветной Триоди, двунадесятых и Богородичных праздников, духовные концерты. Вместе с отцом Матфеем были написаны песнопения к службе в память 1000летия Крещения Руси. Трубачевым были музыкально оформлены чинопоследования Пассии, Погребения Пресвятой Богородицы, Царских часов, утрени Великого Пятка. Это и авторские сочинения, и выполненные им гармонизации знаменного, греческого, древних монастырских распевов. «Очень глубокий знаток и настолько тонкий аранжировщик распевов, что даже не знаю, с кем его сравнить. Сейчас, по-моему, нет таких. И я всегда студентам говорю, что из нашего века в будущий в области духовной музыки войдет музыка Сергея Зосимовича Трубачева», — считала ученица Трубачева по Гнесинке, а позже преподаватель Регентской школы МДА Л. В. Шишкина. В 1970–1980х годах Сергей Зосимович участвовал в подготовке нотного материала к богослужебным книгам Издательского отдела Московского Патриархата. Вышли с нотным приложением Триоди Цветная и Постная, Чиновник архиерейского служения, Октоих, Ирмологий (был собран, но не издан материал по Минеям). Он также готовил публикации нотного материала в «Журнале Московской Патриархии», публикуя в числе прочих и свои произведения. Одними из первых их включили в свой репертуар, кроме лаврского хора и хора Регентской школы МДА, хоры Свято-Данилова и Валаамского монастырей. Даже до публикации его произведения расходились по стране в бесчисленных рукописных вариантах. Рассказывают, что к нему постоянно обращались с просьбами регенты разных приходов — например, выполнить переложение для определенного состава хора или написать песнопение новопрославленному святому — и он никому не отказывал в помощи. Но особенно были близки его душе вновь открытые скиты любимой Троице-Сергиевой Лавры — Гефсиманский Черниговский и Параклит, возвращенные Церкви в начале 1990х. Полностью брать на себя обязанности регента он уже не имел сил, но помогал, чем мог. Часто сам становился на клирос — в качестве и регента, и простого певчего.

http://pravoslavie.ru/74678.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010