Закрыть itemscope itemtype="" > Пассия: служить или не служить? 29.03.2021 800 Время на чтение 3 минуты Источник: Православная жизнь Четыре раза за Великий пост – в первое, второе, третье и четвертое воскресенье – совершается Пассия. Для многих Пассии, что в переводе «страсти», «страдания», являются одними из самых любимых Великопостных богослужений. Вместе с тем в современной богослужебной традиции целесообразность совершения Пассии вызывает споры: совершать или не совершать эту службу в православных храмах? Тем более что есть Неделя Крестопоклонная и Неделя Страстная. Как главный довод «против» – «латинское, западное происхождение Пассии». Второй довод – «о Пассии нет упоминаний в Типиконе». Так идти или не идти на Пассию? Комментирует епископ Сильвестр (Стойчев), ректор Кивской духовной академии. – Пассия как чинопоследование действительно имеет позднее происхождение и не предусмотрена уставом. Появление этого чина в нашей богослужебной традиции связывают с именем Киевского митрополита Петра Могилы. Нередко можно встретить высказывание о том, что совершать Пассию не следует из-за латинского происхождения. Такая позиция встречается и среди священнослужителей, и среди мирян. Видимо, знатоки исторической литургики с легкостью могут продемонстрировать — что, когда и как заимствовано в этом богослужении из латинских источников. Но всё же следует смотреть на содержание, на смысл этого последования. Для начала следует обратить внимание, что этот чин, составленный святителем Петром, собственно есть чтения Страстных евангелий и песнопений, взятых им из Триоди Постной, то есть никаких латинских источников использовано не было. Уже позже, в XIX веке, в чин Пассии также включили чтение акафиста Страстям Христовым, автор которого святитель Иннокентий Херсонский. Каждый может прочесть это творение святителя и попытаться ответить на вопрос: что в этом акафисте латинского? И любой внимательный читатель увидит, что ничего такого нет. Мне, конечно, приходилось встречаться со специалистами по розыску латинского влияния в русском богословии и богослужебной практике, которые, например, видели следы этого самого влияния в словах «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки!», находящихся в другом акафисте авторства свт. Иннокентия. Доказывалось, что эти слова навеяны католическим культом сердца Иисусова. Можно подумать, что специалисты эти никогда не задумывались над тем, что и в православной традиции слово «сердце» многосмысловое и употребляется в разных значениях.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/29/passiy...

Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви 30 мая 2019 г. 18:16 Документ принят на заседании Священного Синода 30 мая 2019 года ( журнал 53 ). Особые постовые службы, посвященные почитанию Страданий Господа Иисуса Христа и называемые пассиями, получили широкое распространение в Русской Православной Церкви. Вместе с тем, последование пассии не описано в современном Типиконе, в связи с чем встречаются многочисленные различающиеся практики ее совершения. В настоящем документе сформулированы рекомендации, касающиеся практики совершения пассии, и даны указания, направленные на приведение к единообразию последования этого богослужения. Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви. В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии. В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5444790.ht...

19. Понедельник 3-й седмицы. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прп. Симеона Псково-Печерского . Прав. Софии, кн. Слуцкой . Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Вечерня. Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников Севастийских, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии. Об истории и различных вариантах совершения пассии см. в документе «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» (см. в приложении «Богослужебных указаний») . Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие и аналой под Евангелие. Начало вечерни обычное. Совершается вход с кадилом – ради великого прокимна. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося...». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма. Затем следует акафист Божественным Страстям Христовым, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение. По окончании акафиста возглашается прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». После прокимна читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподобитися нам...». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

Одно сердце и одна душа Откуда это зло, порабощающее людей и обесчеловечивающее их? Почему человек становится таким плохим и человеческое лишь просыпается в людях в каких-то обстоятельствах, а не господствует в жизни? 18 марта, 2011 Откуда это зло, порабощающее людей и обесчеловечивающее их? Почему человек становится таким плохим и человеческое лишь просыпается в людях в каких-то обстоятельствах, а не господствует в жизни? В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (по количеству евангелистов) чинопоследование пассии (от лат. «страдание, страсть»). Традиционно Пассия совершается в середине храма перед Распятием. После окончания службы в качестве обязательного дополнения после отпуста произносится проповедь или читается поучение. Вниманию читателей предлагаются беседы после великопостных пассий протоиерея Всеволода Шпиллера . 1969 год. Читайте также: Беседа первая. Воистину Он был Сын Божий Беседа вторая. За что — распять? «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают». (Лк. 23, 34). Вы прослушали сейчас еще одно евангельское повествование о страданиях и крестной смерти Спасителя. Услышали еще раз о надругательствах над Ним мучителей Его, и как даже один из двух распятых с Ним разбойников насмехался над Ним, зная, что «Он ничего худого не сделал» (Лк. 23, 41). Иисус Христос просит Отца Небесного и их простить, не знают бо, что творят… Откуда же в них вся эта злость? Даже в зеваках прохожих, как рассказывает евангелист, злословивших Его. Правда, сначала злословивших, потом как бы очнувшихся, когда заговорило в них что-то человеческое. То, чего до конца не утратили ни эти зеваки, ни мучители, ни даже пославшие на смерть Иисуса Христа, до Иуды предателя включительно. Вспомним, как замечательный русский писатель наших дней описывает Пилата и того же Иуду в недавно у нас опубликованном и сразу же получившем столь широкую известность произведении. Однако, человеческое лишь просыпается в них, а больше, как во всех людях, остается подавленным злом. Настолько, что они не знают, что делают, делая зло и так или иначе служа ему.

http://pravmir.ru/odno-serdce-i-odna-dus...

Разделы портала «Азбука веры» Пассия в Аудиоразделе На Великой вечерни. Начало обычное: Благословен Бог… Священник в фелони читает светильничные молитвы. Священник (диакон): Мирная ектения. Хор : Господи воззвах… (текущего гласа). Священник (диакон): Каждение Храма (Слава и ныне). Вход с Евангелием. Хор: Свете Тихий … Прокимен Великий, глас 8й (на неделях попеременно). « Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю » или « Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи ». Чтец: Сподоби Господи … Диакон: Исполним вечернюю молитву (служебник…) Хор: Стихира на стиховне: Слава и ныне: Тебе одеющагося … Открываются Царские врата. Два священника вземши святое Евангелие износят на середину Храма Чтение акафиста Божественным Страстям Христовым Предстоятель совершает каждение акафистное. Священник (читает прокимен) : Вонмем. Мир всем (благословляет народ). Премудрость, вонмем. Прокимен глас 4й. Стих: Разделиша ризы Моя себе/и о одежди Моей меташа жребий . — Боже, Боже Мой, вонми Ми,/вскую оставил Мя еси ; — Разделиша ризы Моя себе/ Экклисиарх раздает братии свещи, яже вжигают ко всякому Евангелию Священник: И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим. Хор: Господи помилуй (12 раз). Священник: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия . Священник: Мир всем (благословляет народ). Хор: И духови Твоему. Священник: От (имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение . (На первой Пассии – ( Мф.26 ; Мф.27 ), на второй – ( Мк.14 ; Мк.15 ), на третьей – ( Лк.22 ; Лк.23 ), на четвертой – ( Ин.18 ; Ин.19 )). Хор: Слава Страстем Твоим Господи . Священник: Вонмем . По окончании чтения Евангелия хор поет стихиру: Приидите ублажим… Проповедь. Помазание. Сугубая ектения с прошениями: Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй . Хор: Господи, помилуй (трижды). Священник: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе (имя) , и о Господине нашем (…) , и о всей во Христе братии нашей .

http://azbyka.ru/chinoposledovanie-passi...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Здравствуйте! Скажите можно ли читать акафисты в Великий пост? Похожие вопросы 6 Ответов “Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися” ( Мф.6:16 ). “Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите” ( 1Фес.5:16–18 ). “Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах” ( Мф.5:12 ). “Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами” ( 2Кор.13:11 ). В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери , а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым . Есть поговорка: « келья устава не знает », то есть устав не определяет келейного правила; домашнее правило христианин определяет индивидуально, по согласованию с духовником. Однако это совсем не значит, что домашнее правило должно быть оторвано от богослужебного круга Церкви. Вывод. Это вопрос не из области можно/нельзя, а из области уместно/не уместно. Предпочтительно читать акафисты дома в субботы и воскресенья. Существует мнение, что в Великом посту чтение акафистов лучше заменить на чтение псалтыри. Якобы хвалебно-возвышенный настрой акафистного пения не должным образом влияет на покаянный дух Великого поста. Однако, такое мнение никак не стыкуется с богослужебным уставом Церкви. Таким образом, никаких запретов на пение акафистов Великим постом нет и быть не может. Есть одно определение священноначалия на этот счёт, но оно касается общественного богослужения в церкви. Св. Синод в определении от 14 мая 2018 года постановил: “Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование”. Если коротко, то можно в келейном правиле по субботам и воскресеньям, а также на праздник Благовещения.

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-chitat...

Через Пассию – к Пасхе Сказать «Христос воскресе!» всегда и правильно, и радостно 31 марта, 2019 Сказать «Христос воскресе!» всегда и правильно, и радостно «Когда совершается чин Пассии, я смотрю на лица прихожан: о чем они думают, взирая на установленное среди храма распятие ? Стараются представить себе мучения распятого Праведника? Это достаточно трудно, наверное, невозможно». О смысле богослужения Пассии рассказывает священник Сергий Круглов. Священник Сергий Круглов Название службы «пассия» происходит от латинского слова «passio» – «страдания». Так называется служба, на которой вспоминаются крестные страдания Господа Иисуса Христа. Это молебное пение пришло на Русь с католического Запада и, упорядоченное как богослужебный чин, восполненное Акафистом Страстям Христовым, стало любимо и многими православными. Впервые служба Пассии была введена в православный обиход митрополитом Киевским Петром (Могилой) в XVII веке, а чинопоследование помещено в приложении к Цветной Триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. В наши дни этот чин совершается во многих храмах Русской Православной Церкви в четыре воскресенья Великого поста, вечером. Кто-то из ригористов считает этот чин неканоническим, я же думаю, что вспомнить о крестных муках Спасителя (тем более что большую по времени часть Пассии занимают не столько сентиментальные песнопения, сколько продолжительное чтение вслух священником глав из Евангелий, посвященных страданию Спасителя – а чтение и слушание Евангелия в храме в общем собрании верных всегда полезно и спасительно) – нужно и уместно всегда, и не только во дни Великого поста. Когда совершается чин Пассии, я смотрю на лица прихожан: о чем они думают, взирая на установленное среди храма распятие ? Стараются представить себе мучения распятого Праведника? Это достаточно трудно, наверное, невозможно. Мы, конечно, все имеем тот или иной опыт страданий, мы мучаем и распинаем друг друга ежедневно – то в кровавых военных конфликтах, то в не менее кровавых семейных, то, не осознавая того, в мучении всеобщей разъединенности и одиночества, в муравейнике современности («мы, не узнанные друг другом, задевая друг друга, идем»), и всех нас жалко – но мы-то не праведники, представить себе муки Безгрешного мы не в силах.

http://pravmir.ru/cherez-passiyu-k-pashe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пассия: путь ко Кресту 13.04.2019 1232 Время на чтение 6 минут Пассия - самая поздняя по времени создания служба Великого поста, «богослужение страдания», подготавливающее нас к восприятию событий Среды, Четверга и Пятницы Страстной седмицы. Всего пассий четыре, по числу евангелистов,- на каждой из них читаются отрывки одного из Евангелий. Правда ли, что православные заимствовали чинопоследование пассии у католиков? В чем красота этой службы? Как настроить себя на правильное, духовное сопереживание Страстям Христовым? Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протодиаконом Александром Пушкаревым. -Есть в церковной среде такое расхожее мнение, что пассия - это «католическая» служба, и для православного круга богослужений она чужеродна. Есть ли у него основания? -Слово «пассия» действительно латинского происхождения, оно означает «страдание», а по-церковнославянски - «страсть». Также верно, что службы, называемые пассиями, служатся в католических храмах. Но обычай читать Евангелие о страданиях Господа зародился в христианской Церкви еще в IV веке, задолго до разделения. Изначально это было чтение Евангелия в лицах, по образу древнегреческих трагедий, не предназначавшееся для богослужения. В православном чинопоследовании такой элемент театрализации тоже присутствует. Например, в Чине умовения ног, который совершается архиереем в Великий Четверг после Литургии, евангельский текст читает протодиакон, а диалог Спасителя и апостола Петра, соответственно, архиерей и священник. Такой образ чтения Евангелия в Западной Церкви утвердился в богослужении Великой Пятницы, когда один раз в году не совершается Литургия. После чтения Евангелия была проповедь. Со временем чтение стала сопровождать хоровая, а затем и органная музыка, композиторы писали сольные партии для Хрис­та, Иуды, Пилата. Известнейшие произведения И.С.Баха «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» - это, собственно, пассии в видении композитора. Уставное православное богослужение знает утреню Великого Пятка с чтением двенадцати Страстных Евангелий, которая носит название «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа».

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/pas...

Arhiva Sfântul Sinod a discutat documentul Adunrii Intersoborniceti „Acatistul în viaa de rugciune a Bisericii” 14 mai 2018 19:54 14 мая 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви состоялось обсуждение документа Межсоборного присутствия «Акафист в молитвенной жизни Церкви» и результатов его общественного обсуждения ( журнал 28 ). Синод постановил признать полезными работу комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству над документом «Акафисты в молитвенной жизни Церкви» и состоявшееся общецерковное обсуждение этого документа. Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, члены Синода подчеркнули, что, по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им». В связи с этим отмечено, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями. При этом признано допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне, либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона). Синод не рекомендовал совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.  Также Синод указал епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий на недопустимость использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий и обратили внимание епархиальных Преосвященных на то, что они могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий (журнал Священного Синода от 1-2 октября 1993 года).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5195934...

Священний Синод обговорив документ в молитовному Церкви» 14 травня 2018 р. 19:54 14 мая 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви состоялось обсуждение документа Межсоборного присутствия «Акафист в молитвенной жизни Церкви» и результатов его общественного обсуждения ( журнал 28 ). Синод постановил признать полезными работу комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству над документом «Акафисты в молитвенной жизни Церкви» и состоявшееся общецерковное обсуждение этого документа. Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, члены Синода подчеркнули, что, по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им». В связи с этим отмечено, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями. При этом признано допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне, либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона). Синод не рекомендовал совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.  Также Синод указал епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий на недопустимость использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий и обратили внимание епархиальных Преосвященных на то, что они могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий (журнал Священного Синода от 1-2 октября 1993 года).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5195416...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010