У святителя Григория Нисского находим такие слова: добродетель, то есть добрые дела, уничтожают начала злых дел. И в самом деле, если мы совершаем добрые дела, то как можно одновременно совершать злые? Для этого нужно настолько раздвоиться, настолько впасть в двоедушие, что даже трудно представить , как человек может, творя дела милосердия, от сердца совершая доброе дело, одновременно делать злое. Поэтому святитель Григорий Нисский и говорит о том, что добродетель уничтожает начала злых дел… Вот почему и поставил преподобный Исаак Сирин на первое место этот добродетельный труд Христа ради, труд во имя Божие и на благо ближнего. К сожалению, мы меньше всего, начиная постное поприще, думаем о добрых делах. Многие считают, что пост ограничивается только воздержанием от скоромной пищи , но это совсем не так. И не случайно, еще раз хотелось бы подчеркнуть, Исаак Сирин на первое место ставит совершение добрых дел , а затем — бдение, молитвы. У преподобного Никодима Святогорца находим замечательные слова: «Утруждай себя в молитвенном делании, молясь то готовыми молитвами, то своими, то краткими воззваниями к Господу, то молитвой Иисусовою ». И завершает преподобный Никодим эту мысль такими словами: молитвой мы привлекаем помощь Божию. Каждый верующий человек молится. И нам трудно измерить свою молитву, трудно понять, насколько она угодна Богу, достигает или не достигает она Божиего престола. Но в какие-то отдельные моменты жизни, и, наверное, это переживает большинство верующих людей, происходит нечто и становится ясно, что вот эта молитва отличается от того, что было ранее. Какие-то особые силы появляются. И не столько умные слова — кстати, умные наши слова Богу не нужны — сколько голос сердца в этой молитве, и скорбь иногда, и радость. Вот эта сердечная молитва, проистекающая не столько от ума, сколько от сердца человека, которую можно назвать состоянием души, и является той самой молитвой, которая замыкает связь между нами и Богом. Господь слышит эту молитву. Но как же достичь этого состояния, которого действительно достигали подвижники, отцы Церкви, преподобные угодники? Тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим на камне. Какие же он слова произносил? Да никаких слов не хватит, чтобы молиться тысячу дней и ночей. Значит его молитва была молитвой не слов, а молитвой сердца — особым состоянием, испытывая которое человек сознает одновременно, что Бог рядом с ним и слышит его, и отвечает на молитву.

http://patriarchia.ru/db/text/4003256.ht...

К сожалению, не всегда знание даже самых возвышенных истин сохраняется в памяти, тем более не всегда оно остается неким руководящим жизненным началом. Тогда наступает очень большая опасность, ведь если истины слова Божия перестают играть решающую роль в определении человеком того, что правильно, а что неправильно, что есть истина, а что ложь, что откровение, а что соблазн, то верующий человек может оказаться легкой добычей врага. Не это ли произошло в XX веке с нашим благочестивым народом? Почти все изучали тогда в школах Закон Божий, но, наверное, чтение священных книг не сопровождалось правильными, умными и соответствующими времени пояснениями преподавателей. Наверное, слишком много формализма было как со стороны педагогов, так и со стороны детей. Все это привело к тому, что знание слова Божиего не вошло в сердца большинства людей, не сформировало их убеждения. А если нет убеждений, то сознание и воля легко порабощаются другими идеями, привнесенными со стороны. Мы знаем, как вчерашние гимназисты, изучавшие слово Божие, надели на себя красные банты и пошли крушить церкви; как то же самое делали солдаты, еще вчера шедшие навстречу врагу со священным для России того времени призывом «За веру, царя и Отечество!» Но наступили другие времена, и новые учителя пленили сознание православных людей, потому что вера так и не сформировала в них подлинные убеждения. А ведь ни одна, даже самая великая книга не поможет, если не станет частью убеждений человека. И сегодня мы не застрахованы от повторения тех же ошибок. Мало того, что мы редко читаем слово Божие, — разве мы над ним размышляем? Спрашиваем ли мы систематически у священнослужителей или у других просвещенных людей, что означает тот или иной текст? Меня радует, что в последнее время на нашем телевидении, в том числе на церковных каналах «Спас» и «Союз», идут прекрасные передачи, в которых просвещенное духовенство объясняет Священное Писание, многое делает для укрепления веры в нашем народе. Но те, для кого эти телепередачи недоступны, несомненно, должны находить возможность побеседовать с просвещенным человеком, лучше всего со священнослужителем, особенно если внешний мир привносит тревоги, сомнения. А как много таких ложных и опасных сигналов обрушиваются на сознание православного человека, неся в себе ложь, клевету против Церкви, против ее служителей, — именно для того, чтобы сформировать недоверие к словам, которые Церковь обращает к своему народу!

http://patriarchia.ru/db/text/5602712.ht...

И, наконец, ложь в действии — это то, что видимым образом распространяет диавольское начало в мире. Человек, совершающий дела лжи, продолжает дело отца тьмы. Как же можно преодолеть ложь? Ведь иногда мы используем ложь в шутку, говоря небылицы; иногда — превознося самих себя (такая ложь называется бахвальством или хвастовством); а иногда ложью наносим удары по другим людям — такая ложь называется клеветой. Святой египетский подвижник IVbeka авва Исайя сказал очень сильные слова: «Ложь изгоняет страх Божий». А святой преподобный Иоанн Лествичник, как бы продолжая эту мысль, утверждал, что страх Божий можно стяжать, только побеждая ложь. Значит, есть какая-то внутренняя связь между страхом Божиим и ложью. И эта связь очевидна, потому что Бог есть истина. «Я есть истина», — говорит Господь (Ин. 14:6). А диавол есть ложь. И если мы слышим и слушаем голос Божий, если мы усваиваем то, к чему Господь призывает нас, то нарушение законов Божественных в нашем сердце порождает страх — страх перед Богом. И не только страх наказания, как говорит Василий Великий, но и страх обидеть того, кого любишь, страх быть отлученным от общения с Господом. Ложь убивает страх Божий. Чем больше лжи в личной, семейной, общественной жизни, в жизни человеческой цивилизации, тем меньше Божиего страха. Мы можем делать точные замеры состояния человеческого общества по тому, сохраняется ли в сердцах людей Божий страх или нет. Если страх исчезает, значит, общество погружается в ложь. Ну, а как же освободиться от лжи? Совершенно однозначно для каждого христианина совершение дел лжи, произнесение ложных слов является предательством по отношению к Богу, Который призывает нас к совсем иному. Как Истина, Он призывает нас быть носителями этой Истины. Всякий раз, когда мы употребляем лживые слова, или когда в наше сознание закрадываются лживые мысли, или когда мы хотим совершить дело лжи, мы должны помнить о Божием суде. Мы должны воспитывать в себе страх Божий, мы должны контролировать и наши мысли, и наши поступки, и наши слова. Вот этот постоянный контроль над своим внутренним состоянием, над словами, которые мы произносим, и над делами, которые мы совершаем, и может помочь нам остановиться в тот момент, когда кажется, что нужно сказать неправду.

http://patriarchia.ru/db/text/2861714.ht...

Патриарх Кирилл призвал духовенство с любовью относиться к тем, кто впервые приходит в храм 19 марта, 2013. Новостная служба Предстоятель привел примеры чрезмерно строгого отношения к прихожанам, делающим в Церкви первые шаги. 19 марта. ПРАВМИР. Вчера, 18 марта, в понедельник первой седмицы Великого поста, Патриарх Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный монастырь г. Москвы. После богослужения в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель поделился своими мыслями о литургической жизни и пастырской практике в монастырских условиях. Отметив важность совершения богослужений в строгом соответствии с церковным Уставом, Патриарх призвал духовенство не забывать о послушаниях, которые сестры несут во внебогослужебное время. Он благословил начинать богослужения на час позже — в 7 часов утра, чтобы дать насельницам монастыря возможность полноценного отдыха, сообщает Патриархия.ru . «Иначе возможно перенапряжение физических сил, так что в результате молитвы человек перестает чувствовать радость в сердце», — предупредил Святейший Патриарх. Он также привел примеры чрезмерно строгого отношения к прихожанам, делающим в Церкви первые шаги. Так, в Великий четверг священник не допустил до первого причастия молодую женщину, крестившуюся в Вербное воскресенье, — поскольку она не была в храме накануне вечером. «Вступление в Церковь происходит через три Таинства: Крещение, Миропомазание и Евхаристию, а если новокрещенный не принял участия в Евхаристии, то это означает, что не совершено все необходимое для членства человека в Церкви», — отметил Патриарх. Предстоятель призвал с особым вниманием и любовью относиться к тем, кто впервые приходит в храм — даже из простого любопытства. «Нельзя выгонять девушку, которая вошла в церковь без платка. Надо рассказать ей о самом главном, а потом можно объяснить, что находиться в храме в платке — замечательная традиция, восходящая к апостолу Павлу, и тогда ей станет все понятно, — подчеркнул Патриарх. — Но ни в коем случае наша усталость и наше утомление не должны проявляться в грубости, особенно по отношению к людям маловоцерковленным».

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-prizva...

Владимир Легойда . Папины штаны . Фото Владимира Ештокина, Виталия Каплана//Фома. - – октябрь 2013. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера:  Мария Порошина Фильтр веры . Беседовал Константин Мацан . Фото из архива Марии Порошиной, кадр их фильма «Анна Герман» (производство Star Media) и PhotoXpress//Фома. - – октябрь 2013. – С.8-12. – (рубрика « Интервью номера »). Имеются краткая биографическая (« Мария Михайловна Порошина », С.9) и информационная (« Антология христианской поэзии «Круг Лета Господня », С.10) справки. Известная актриса, игравшая во многих «громких» сериалах, участница проекта «Живая поэзия. Круг Лета Господня», удостоенного национальной книжной премии «Книга года – 2013» в номинации «Электронная книга». Реклама : С.13. Тема номера. Осуждение:   «Не суди». Заповедь невыполнима ? Вступление от Редакции. Фото: Petras Gagilas, Martin Sharman//Фома. - – октябрь 2013. – С.14-15. – (рубрика « Тема номера. Осуждение »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Петр Толстой , телеведущий, член Общественной палаты РФ//Фома. - – октябрь 2013. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Да не судимы будете . Беседа с редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры протоиереем Павлом Великановым . Беседовала Дарья Прохорова . Фото Андрея Ципана//Фома. - – октябрь 2013. – С.16-20. – (рубрика « Тема номера. Осуждение »). Реклама : С.21. Протоиерей Георгий Бреев , настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, окормляющий священнослужителей Западного викариатства Москвы. «Фабрика добрых мыслей». Об одной хорошей и одной дурной привычке. Подготовила Валерия Посашко. Фото - – октябрь 2013. – С.22-24. – (рубрика « Тема номера. Осуждение »). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Осуждение должно быть под запретом . Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в четверг первой седмицы Великого поста, 21 марта 2013//Фома. - – октябрь 2013. – С.25. - (рубрика « Тема номера. Осуждение »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-126...

Но очень часто это бывает трудно, в том числе из-за влияния окружающей нас массовой культуры. Целомудрие, по слову преподобного Иоанна Лествичника, является всеобъемлющим определением всех добродетелей. Вдумайтесь: всех добродетелей! Не одной только — всех добродетелей! Так вот, величайшая ценность, которая веками находилась в центре нравственных установок человеческого общества, сегодня изничтожена массовой культурой. Целомудрие стало предметом насмешек и снисходительного взгляда сверху вниз: мол, неудачники, не понимающие смысла жизни, пекутся о каком-то целомудрии. Всё это предрассудки, учит нас сегодня массовая культура. Но ведь через разрушение самой важной добродетели разрушается человеческая личность. Исчезает целостность, возникает вакуум, а вместе с ним душу человека заполняет мусор. И, конечно, неслучайно, что с целомудрием связывается плотская чистота, потому что утрата этой чистоты ясно свидетельствует о внутреннем неблагополучии человека, утрате целостности. Целомудрие, несомненно, объемлет всю человеческую жизнь, и неслучайно словами молитвы святого преподобного Ефрема Сирина мы просим даровать нам эту добродетель. Потому что вместе с целомудрием мы обретаем внутреннюю силу, способность самостоятельно определять свой жизненный путь. Целомудрие неотделимо от такого понятия, как подвиг. Подвиг не может совершить человек, не имеющий внутренней целостности — целостности убеждений и нравственных подходов к жизни. Теряя целомудрие, мы становимся очень слабыми, уязвимыми. А если целомудрие исчезает из жизни народа и общества, то народ и общество становятся слабыми и уязвимыми. Сегодня, быть может, как никогда, верующий человек должен отдавать себе отчет в том, насколько важно сохранять целостность своей души, своих мыслей, своих чувств, своего образа жизни. Церковь несет Божественное послание о красоте и святости целомудренного образа жизни. Если бы это послание поддерживалось современной культурой, то, несомненно, оно находило бы отклик в сердцах очень многих. Но сегодня Церковь практически в одиночестве говорит о том, что перестало, к сожалению, быть главным для многих, — о необходимости хранить себя в целостности и неповрежденности, дабы иметь силу идти тем путем, который ведет нас к свету, Божественной правде и спасению. Молитвами преподобного Ефрема Сирина Господь да поможет нам сохранить и преумножить в себе святую добродетель целомудрия. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5151355.ht...

Но есть еще нечто, что мы должны непременно обратить к Господу. Это наши благодарности — за то, что мы живы, за то, что мы имеем счастье обращаться к Нему, за то, что в нашем сердце есть вера, и за все то, о чем мы желаем возблагодарить Господа, мы должны Его благодарить. А затем, перед тем, как просить о чем-то Бога, нужно покаяться в своих грехах. Вне зависимости от того, исповедовались ли мы, будем ли причащаться, нужно каждый день исповедовать пред Господом свои грехи, вспоминая о том, что мы совершили плохого, будь то делом или словом или даже мыслью. Покаяние — это неотъемлемая часть каждодневной молитвы христианина. И если, прославив Господа, возблагодарив Его за Его деяния, исповедовав грехи, мы продолжаем молитву, то наступает время наших прошений. Нам не нужно подыскивать какого-то специального языка, чтобы обращаться к Богу, мы можем выражать свои мысли любым способом. Не нужно специально создавать некую стилистику этой личной молитвы, пытаясь подражать, может быть, славянскому языку или вообще стилю богослужебной молитвы. Нужно говорить теми словами, которые в нас присутствуют, у нас не должно быть никаких средостений. Наша молитва должна в полной мере отражать наше духовное состояние, наши мысли и надежды. В молитве не следует утомляться. Когда дома, молясь, мы вдруг почувствуем усталость, рассеянность сознания, то лучше остановиться, передохнуть, может быть, перенести молитву на другое время, потому что, обращаясь к Господу с просьбой, особенно в том случае, когда мы считаем, что ответ на эту просьбу для нас очень важен, мы не можем механически произносить никаких слов. Мы должны молиться от сердца и стараться не уставать в этой молитве, потому что только от сердца исходящая искренняя молитва, сопровождающаяся прославлением Бога, благодарением Ему и исповеданием своих грехов, достигает Божиего престола. Вот этому учит нас Святая Церковь словами замечательных подвижников, аскетов. Это краткое учение о молитве содержится в самом Священном Предании нашей Церкви, которое переходит от поколения к поколению. И знаем, что каждое последующее поколение людей способно впитать эту церковную мудрость и воспитать себя в способности и готовности приносить Богу искреннюю молитву, на которую Всемилостивый Отец наш отвечает сокровищем, принимаемым в сосуд нашей веры. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/4822715.ht...

Для верующего человека, для человека церковного самым лучшим способом воздействовать на свои чувства является жизнь в соответствии с церковным уставом, ибо богослужения, освящающие часы суток, освящающие дни недели и месяцы, освящающие годы жизни, способны влиять на все наши чувства: и на зрение, и на вкус, и на обоняние, и на осязание, и на слух. 5 марта 2009 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Его Святейшеству сослужил наместник обители епископ Сергиево-Посадский Феогност. По окончании богослужения, за которым пел объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ под управлением архимандрита Матфея (Мормыля), Первосвятитель Русской Церкви обратился к молящимся со словами проповеди: «На пути духовной жизни, к которому призывает нас Церковь и святоотеческое наследие, мы должны научиться образовывать свой ум, свою волю и свое сердце. Ум образовывается для того, чтобы изгнать из него помыслы, ибо с помыслов начинается грех. Воля же образовывается для того, чтобы в ней запечатлелись добродетели. Но, может быть, самым важным является образование сердца человека, потому что в нем сосредотачивается духовная жизнь. Целью воспитания человеческого сердца является его чистота, ибо блаженны чистые сердцем, они Бога узрят (см. Мф. 5. 8)». «Размышляя на тему чистоты сердца, святой Симеон Новый Богослов говорил: «Чистое сердце – это сердце, не подверженное воздействию помыслов. Чистое сердце – это сердце, свободное от страстей». Исаак Сирин утверждает, что чистое сердце не подвластно страстям. Он учит, что именно в чистоте сердца является нам первозданная красота человеческой природы. Тот же Симеон Новый Богослов, рассуждая о чистоте сердца, отмечал, что в чистоте сердца проявляются добродетели – не одна, не две, не три, не десять, а все добродетели вместе, как одна», – сказал далее Его Святейшество и привел слова праведного Иоанна Кронштадского, который причислял к добродетелям незлобие, кротость, смирение, доброту.

http://pravmir.ru/chto-takoe-chistoe-ser...

Нередко с возрастом приходит жизненный опыт, и человек становится более умеренным, потому что яркие примеры из жизни убеждают нас в необходимости поступать рассудительно, избегая крайностей. Это особенно важно, когда речь идет о начальниках любого уровня, светских и даже духовных. Принятие любого решения, касающегося других людей, требует рассудительности, и вот почему человеку, не имеющему опыта руководства, порой трудно понять руководителя. Казалось бы, нужно делать только так и никак иначе, но вдруг принимается совершенно иное решение. Из-за этого нередко возникают недоразумения, даже протесты, но происходит так вовсе не потому, что руководитель непременно глуп или отличается дурным характером. Нередко это связано с ответственностью того, кто обязан принимать рассудительные, умеренные решения. Иногда приходится наблюдать реакцию на политические решения, слышать такие рассуждения, как «А вот я бы на его месте…» и т.д. Но большая ответственность требует очень большой рассудительности, и то же самое справедливо и в Церкви. Принятие решений требует избегать крайностей, потому что любая из них, в случае ее осуществления, может принести большие беды для церковной жизни. Святые отцы предлагают нам путь преодоления всяких проблем, связанных с обретением дара рассудительности, и тот же преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что самым надежным средством приобрести рассудительность является смирение. В самом деле, чрезмерная настойчивость нередко имеет под собой человеческую гордыню. Решил что-то человек, и, находясь под властью гордыни, делает все для того, чтобы непременно было так, как он задумал. Такой человек очень часто сталкивается с другими, и жизнь его становится невыносимой. Про таких говорят: характер плохой; но не в характере дело, а во внутреннем духовном состоянии. Если человек поставляет в центр жизни самого себя, то, естественно, происходящее вокруг него и не соответствующее его замыслам вызывает раздражение и болезненную реакцию. А если вернуться к посту? Постное поприще спасительно, если человек совершает его рассудительно, избегая крайностей. Это касается в первую очередь молодых людей, особенно послушников, в монастырях, которые иногда с особым рвением налагают на себя тяжелые бремена в молитве, в поклонах, в посте. В какой-то момент энтузиазм начинает притупляться, возникает раздражительность, человек теряет вкус к духовной жизни. Это не что иное, как духовный надрыв. Надорвался человек, словно тот, кто решил поднять гирю, не соответствующую его физическим возможностям.

http://patriarchia.ru/db/text/4403662.ht...

Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Новоспасском ставропигиальном монастыре 10 марта 2011 г. 21:23 10 марта 2011 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Покровском храме Новоспасского ставропигиального мужского монастыря  города Москвы. В алтаре молился архиепископ Костромской и Галичский Алексий , председатель Синодальной комиссии по богослужению . По окончании повечерия Святейший Владыка обратился с Первосвятительским словом к насельникам монастыря и богомольцам. 11 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1426292.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010