Великий канон Андрея Критского — читает Патриарх Пимен Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен 10 марта, 2013 Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971 — 1990). Запись 1980 года. Великий покаянный канон преподобного Андрея, архиепископа Критского читается во время Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг первой недели по частям. ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.08 Вторая песнь: Вонми небо — 4.23 Третья песнь: На недвижимом Христе — 3.01 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи — 5.55 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче — 3.48 Шестая песнь: Возопи всем сердцем моим к щедрому Богу — 3.08 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? — 2,27 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою — 4.40 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят — 4.29 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное — 8.04 Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.33 Вторая песнь: Вонми небо — 6.30 Третья песнь: Утверди Господи — 4.39 Четвертая песнь: услыша пророк пришествие Твое, Господи — 5.19 Пятая песнь: От нощи утренююща, Человеколюбче — 4.23 Шестая песнь: Возопих всем сердцем моим к щедром у Богу — 3.29 Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? — 2.16 Седьмая песнь: Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред тобою — 4.26 Восьмая песнь: Егоже воинства Небесная славят — 4.07 Девятая песнь: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное — 6.32 Среда первой седмицы Великого поста. Чтение канона в Московском Сретенском монастыре ( pravoslavie.ru ) Скачать Четверг первой седмицы Великого поста . Великий покаянный канон читает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971 — 1990). Запись 1980 года. 1 Первая песнь: Помощник и Покровитель — 4.18 Вторая песнь: Видите, видите, яко Аз есмь Бог — 4.39 Третия песнь: Утверди Господи — 3.22

http://pravmir.ru/velikij-kanon-andreya-...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре г. Москвы 22 февраля 2018 г. 23:01 22 февраля 2018 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В молитве святаго преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия, празднословия и даровать нам целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Среди пороков, от которых мы просим нас избавить, два имеют много общего — это праздность и празднословие. По сути, и то, и другое представляют собой пустоту. А вот когда мы просим у Господа дать нам добродетель целомудрия, речь идет о чем-то противоположном. Мы просим наполнить нас таким содержанием, чтобы целостность нашей личности сохранялась на протяжении всей жизни. Целомудрие — слово, состоящее из двух корней: целый, целостный и мудрый. Стало быть, это мудрость, которая помогает сохранять целостность, а «целый» в толковых словарях определяется как полный и неповрежденный. Если праздность и пустословие — это пустота, вакуум, то целомудрие — это полнота и неповрежденность. В массовом сознании целомудрие связывается с сохранением телесной чистоты. Это правильно, но это не всё. Целомудрие — это состояние человека, который хранит в себе силы, данные ему Богом, переданные родителями, полученные через образование и жизненный опыт. Сила, которая накапливается в человеке, должна сохраняться. Тогда не будет пустоты, тогда будет целостность, то есть внутреннее содержание, представляющее собой прочную крепость, которая сохраняет внутреннюю жизнь человека от всякого повреждения. Слава Богу, если тот, кто живет в пустоте, осознает, что так нельзя, что нужно остановиться, изменить образ жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5151355.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Покровском Хотькове монастыре 26 февраля 2015 г. 23:57 Вечером 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Борьба с грехом, с человеческими недостатками — это главная цель Святой Четыредесятницы , и не только, конечно, этого времени, но и всей жизни. Но жизнь сегодня настолько рассредотачивает внимание человека, что для того чтобы выработать некую стратегию борьбы с грехом, предпринять некие шаги, нужно особое время духовного сосредоточения, когда внутренним своим взором мы можем увидеть подлинную свою сущность и определить масштаб духовной болезни, понять, какие грехи особым образом тяготеют над нами. Именно поэтому святые отцы, аскеты и подвижники, которые оставили нам замечательные свои творения, сосредотачивают внимание на этой борьбе с грехом. Преподобному Исааку Сирину принадлежат замечательные слова о том, что начало борьбы с грехом полагается трудом, бдением и постом. Под бдением преподобный отец понимал те продолжительные молитвы, которые совершались в обителях. Поэтому, перефразируя его слова, можно сказать, что начало борьбы с грехом полагается трудом, молитвой и постом. Почему преподобный на первое место ставит труд? Разве мы не трудимся каждый день для того чтобы получать зарплату, кормить себя и свою семью? Разве мы не отдаем б о льшую часть времени этому труду? Спасает ли нас этот труд? Совершенно очевидно, что преподобный Исаак Сирин имел в виду иной труд — добродетельный, милосердствующий труд, труд Христа ради, труд, который являет подлинную добродетель. Обычно такой труд люди совершают не за зарплату, не за деньги, не за вознаграждение, а именно во славу и во имя Божие.

http://patriarchia.ru/db/text/4003256.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы 21 марта 2013 г. 22:00 Вечером 21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме Покрова Божией Матери в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Грех проявляет себя во многих пороках, но в некоторых из них он проявляет себя в полной мере, являя саму свою природу. Таких пороков три: гордость, злоба и ложь. Потому что диавол, источник зла и греха, совершил грехопадение и перестал быть ангелом Денницей, будучи обуян гордыней. Он исполнился зла, а зло обратно добру, зло возникает по мере удаления от Бога. И поскольку он абсолютно отдалился от Бога, то его природа стала злом. Диавол есть ложь, как говорит о нем Священное Писание (см. Ин. 8:44). Значит, во лжи также в полной мере проявляется сама природа греха. Порок лжи очень распространен. Святой авва Дорофей, подвижник VII века, говорит о трех видах лжи. «Иной лжет в мыслях, — говорит старец, — иной в словах, а иной — всей своей жизнью». Это означает, что ложь действует на трех уровнях — на уровне мысли, на уровне слова и на уровне действия. Когда человек живет лживыми мыслями, когда в глубине души он сознает, что эти мысли лживые, но не может их оставить, тогда речь идет об умственной лжи. У этой лжи есть и другое название — заблуждение. Человек питается ложными идеями. В какой-то момент он может даже начать верить в эти идеи, но ложная идея никогда не позволит человеку не сомневаться в ней. Сомнения всегда сохраняются, и в глубине души человек, даже исповедуя громогласно ложную идею, сомневается в том, что это истина. Ложь на уровне слова весьма опасна, потому что она передает лживые идеи в общественное пространство. Человек заражается ложью через слова, и мы знаем, сколько страданий роду человеческому принесла ложь, которая была усвоена массами людей. Эта ложь приводит к войнам, к конфликтам, к страданиям, к смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/2861714.ht...

Патриаршее слово после великого повечерия в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в четверг первой седмицы Великого поста 18 февраля 2010 г. 23:01 Вечером 18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры . По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Пороки, которые разрушают человеческую личность и омрачают человеческие отношения, являются проявлением греха. Грех же есть отказ от Бога, от определенного Им правила жизни, отказ от исполнения Его воли. Каждый человек, который стремится избавиться от пороков, должен преодолеть грех, то есть совершить обратное тому, что сделали первые люди в раю. Такой человек должен поверить в Господа и взять на себя обязательство исполнять Его волю. Без веры и послушания Богу нет спасения. И совершенно не случайно, что именно вера и послушание стали условием и основой того завета или союза, который Бог заключил с Авраамом. Почему Авраам именуется отцом всех верующих? Потому что тот, кто вслед за Авраамом вступает в этот завет с Богом, кто принимает на себя обязательство хранить веру и слушаться Бога, тот и именуется верующим. Собственно, весь мир и делится на людей, которые принимают Бога или Его не принимают; которые готовы слушать Бога и исполнять Его волю, или для которых воли Божией не существует. Но для того чтобы исполнять волю Божию, нужно слышать Божий голос, подобно тому, как слышали этот голос древние пророки, как слышали его святые мужи и жены. Как же нам услышать этот голос и посредством чего этот голос прозвучит для нас? Господь позаботился о том, чтобы каждый мог слышать Его голос и воспринимать Его волю вне зависимости от образования или начитанности, в том числе, в священных книгах вообще, вне зависимости от любых человеческих преимуществ или недостатков. Сам Господь Свой голос вложил в наше сердце. Голос совести это и есть голос Божий в нашей душе. Вот почему нужно внимательно слушать этот голос, никогда не пытаться оправдывать себя, если этот голос нас в чем-то укоряет. А мы с легкостью находим оправдание своим плохим поступкам и не любим слышать укоряющий нас голос совести. Мы многое делаем для того, чтобы этот голос либо звучал совсем слабо, либо вообще не звучал, когда разрушаем свою собственную нравственную природу. Именно для того, чтобы люди, даже заглушившие этот Божественный голос в своей душе, имели надежду на спасение, Бог передает Свое слово, Свою волю через Божественное Откровение, которое запечатлено в Священном Писании.

http://patriarchia.ru/db/text/1094738.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Стефано-Махрищском монастыре 17 марта 2016 г. 23:29 Вечером 17 марта 2016 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Многие люди в течение своей жизни переживают особо тяжелое состояние, которое называется отчаянием. У святых отцов есть очень мудрые размышления на эту тему. Приведу вам слова преподобного Нила Синайского: «Смотри, никто да не говорит: много нагрешил, нет мне прощения. Так говорит тот, кто не знает, что Бог есть Бог кающихся. А Бог говорит: радость имею о едином грешнике кающемся». А дальше — особые слова: «Согрешить — дело человеческое, отчаиваться — диавольское, потому что сатана был низвергнут в преисподнюю от отчаяния, не пожелав раскаяться». Эти слова буквально пронзают сознание. Если речь идет об отчаянии, о чувстве безысходности, значит, диавол господствует над человеком. Вот почему, переживая трудные обстоятельства, мы никогда, ни при каких условиях, ни при каких обстоятельствах не должны впадать в отчаяние. Но нередко у человека, особенно нерелигиозного, нет сил сопротивляться. Отчаявшемуся не на что опереться, его взгляд на окружающий мир исполнен глубочайшего пессимизма, нет никакой надежды, никакого просвета. И если это состояние отчаяния не остановить, то диавол доводит человека до смерти, поскольку диавол есть зло, а апогеем зла являются смерть и небытие. Именно отчаяние всегда бывает причиной самоубийств. Отчаяние нередко охватывает нас в сложных жизненных обстоятельствах, будь то неудачи в работе или разлад в семье. Бывает, что и монашествующие, живя в монастыре, испытывают это чувство. Нужно помнить: если появляются признаки отчаяния, значит, диавол касается человеческой души, а отчаяния ему мало — ему нужна смерть физическая и духовная.

http://patriarchia.ru/db/text/4404018.ht...

Архив Пн В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном монастыре 23 февраля 2015 г. 13:23 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Утреня, часы, изобразительны и вечерня были совершены в Троицком соборе обители. Богослужение совершали насельники монастыря. Пел монастырский хор под управлением Г. Сафонова. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал наместника обители архимандрита Алексия (Поликарпова) и братию монастыря. Святейший Владыка обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . По сложившейся традиции на первой неделе Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посещает и совершает ежедневные богослужения в монастырях и храмах Москвы и Подмосковья. Великий покаянный канон прп. Андрея Критского Святейший Патриарх Кирилл будет в этом году читать в Храме Христа Спасителя, Донском , Андреевском и Покровском Хотькове ставропигиальных монастырях. Литургии Преждеосвященных Даров будут совершены в Богоявленском кафедральном соборе и Троице-Сергиевой лавре . На уставных богослужениях во вторник, четверг и пятницу первой недели Святейший Патриарх Кирилл будет молиться в Зачатьевском и Новоспасском ставропигиальных монастырях, а также в Зосимовой пустыни. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3999464.ht...

Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Высоко-Петровском монастыре 2 марта 2017 г. 23:09 2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В храме преподобного Сергия Радонежского Его Святейшество совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. На богослужении присутствовали: Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов; председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов; член Совета Федерации ФС РФ О.П. Ткач; глава управы Тверского района г. Москвы С.Е. Золотарев Богослужебные песнопения исполнил хор Высоко-Петровского монастыря (регент А.И. Любимов). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании богослужения наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству две панагии и крест. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Влахернская» начала XVIII века, находившуюся в Высоко-Петровском монастыре до закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века. Передавая образ Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Хотел бы поблагодарить Вас, отец Петр, за ваши добрые слова и за подарок, который Вы преподнесли. Со своей стороны хотел бы передать для Высоко-Петровского монастыря этот старинный образ. Это копия чудотворного образа Влахернской Одигитрии, одного из самых древних образов в истории Церкви. В далекие века подлинник этой иконы был создан в Византии, причем не просто из дерева, но при помощи так называемого воскомастиха. Это смешение ладана, воска, ароматных веществ, которые, замешиваясь, образуют некую пасту, способную затем затвердевать и сохранять форму на долгие и долгие годы. Этот образ Божией Матери был нанесен на кипарисовую доску в древней Византии именно воскомастихом.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста 10 марта 2011 г. 23:58 10 марта 2011 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Покровском храме Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился с Первосвятительским словом к насельникам монастыря и богомольцам. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. У каждого человека в жизни есть цель. Один свою цель ясно видит и стремится к ней. У других людей эта цель не имеет отчетливых очертаний, и человек как бы нащупывает в течение жизни то, к чему ему следовало бы стремиться. Но цель жизни, будь то осознанная или неосознанная, требует от человека усилий, чтобы ее достичь, и эти усилия связаны с развитием человеческой личности. Сегодня, как, впрочем, и всегда, большое значение имеет образование. Человеку надо воспитать свой ум, получить определенные знания, навыки, умения, чтобы заниматься профессиональной деятельностью. Кроме того, большое значение для развития человека всегда имело обретение жизненного опыта. Но религиозный образ жизни отличается от нерелигиозного тем, что он предполагает не просто умственное, физическое или какое-то иное развитие человеческой личности. Религиозный образ жизни предполагает достижение двух целей: освобождение человека от пороков и стяжание добродетелей. Никаким образованием и даже богатым жизненным опытом, не говоря уже о других способах и средствах, включая власть, деньги, положение в обществе, невозможно освободиться от пороков и обрести добродетели. Молитва святого Ефрема Сирина, которую мы неоднократно повторяем во время Великого поста, кратко перечисляет эти пороки: праздность, уныние, любоначалие, празднословие. Наверное, можно было бы назвать и многие другие, но даже этого перечисления достаточно, чтобы иметь перед собой целую программу жизни. А упоминаемые в молитве добродетели: целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь? Существует много других добродетелей, но и перечисленных достаточно, чтобы достижению их посвятить всю свою жизнь.

http://patriarchia.ru/db/text/1426343.ht...

Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зосимовой пустыни 26 февраля 2015 г. 14:56 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь. Утреня, часы, изобразительны и вечерня были совершены в Троицком храме обители. В храме молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Зосимовой пустыни игумения Фаина (Кулешова) и сестры обители. По окончании богослужения игумения Фаина приветствовала Святейшего Владыку. На память о посещении обители настоятельница преподнесла Его Святейшеству икону основателя монастыря преподобного Зосимы (Верховского). Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся со словом проповеди . Святейший Патриарх Кирилл передал в дар монастырю список Иверской иконы Божией Матери и вручил насельницам обители Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. Сегодня вечером Святейший Патриарх совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. Зосимова пустынь была основана в 1826 году преподобным Зосимой (Верховским). Закрыта в 1929 году, возвращена Русской Православной Церкви в 1999 году. В том же году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября это решение утвердил Святейший Патриарх Алексий II . Чин прославления старца Зосимы в лике преподобных состоялся в возобновленной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни 23 июля 2000 года. На Архиерейском Соборе 2004 года было утверждено общецерковное прославление преподобного Зосимы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002842.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010