Есть немало христиан, которые и в наше время, небогатое благочестием, время Четыредесятницы проводят согласно с уставом церковным и по внешнему поведению, и по внутренним, душевным расположениям. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и Страстную седмицу наши предки. По свидетельству очевидца 9 , в половине семнадцатого века в Москве так была проводима первая седмица Великого поста: «с раннего утра понедельника до среды, в течение трех дней, не бывает у москвичей ни купли, ни продажи, не открывают никаких лавок, ни масляных, ни в особенности таких, где продаются съестные припасы. По обычаю, царь и царица постятся эти три дня, усердно посещают службы в церквах ночью и днем, предаваясь молитвенному бдению, совершая поклоны и соблюдая строгое воздержание. Наконец, отстояв обедню в среду, царь разговелся сладким компотом, при чем послал его для раздачи вельможам. Затем он опять постился от этого дня до позднего утра субботы, когда, отстояв обедню, приобщился св. Таин, вкусил антидор и затем позавтракал. Во всю эту неделю никто не видит его лица. Так же поступают в течение этой седмицы его вельможи, неукоснительно посещая службы в своих церквах днем и ночью. Равно и все жители в течение ее не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих приходских церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными до истечения пасхальной среды. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного напитка в руках. Особенно строгий надзор бывает за жителями в течение первой недели поста, по средам и пятницам прочих седмиц, на Страстной неделе и в первые четыре дня Пасхи, чтобы люди не пьянствовали, и пьяных бичевали без всякого милосердия и жалости. Царь со своими вельможами имеет обыкновение поститься на Страстной неделе. Тогда он вкушает пищу только вечером в великий четверг по принятии св. Таин, и снова постится до навечерия Пасхи».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В понедельник первой недели поста в доме графа (на верхней половине) служили великое повечерие. Гоголь едва смог подняться наверх по ступеням, однако отстоял всю службу. День он провел почти без пищи, ночь — в молитве со слезами. Граф Толстой, видя, как все это изнуряет Гоголя, прекратил у себя богослужения. В ночь с 11 на 12 февраля, в третьем часу, Гоголь будит своего слугу Семена, велит ему бесшумно подняться на второй этаж, где располагались печные задвижки, растопить печь в кабинете и затем сжигает бумаги. Наутро он (по запискам доктора Тарасенкова) говорит графу Толстому: «Вот что я сделал! Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег все. Как лукавый силен, вот он до чего меня довел. А я было думал разослать на память друзьям по тетрадке: пусть бы делали, что хотели» 12 . Физическое состояние Гоголя в эти дни резко ухудшается: очевидцы заметили в нем усталость, вялость и даже изнеможение — отчасти следствие обострения болезни, отчасти действие поста. Со слов графа Толстого известно, что Гоголь принимал пищу два раза в день: утром хлеб или просфору, которую запивал липовым чаем, вечером — кашицу, саго или чернослив. Но всего очень понемногу. 14 февраля, в четверг, Гоголь, по свидетельству Хомякова, сказал: «Надобно меня оставить, я знаю, что должен умереть» 13 . В эти же дни Гоголь делает распоряжения графу Толстому насчет своего крепостного слуги Семена и рассылает деньги «бедным и на свечки». Средства, которые будут выручены от последнего издания его сочинений, он незадолго до этого просил раздать неимущим. 16 февраля, в субботу, Гоголя посетил доктор Тарасенков (впервые за время болезни) и убеждал его подчиниться указаниям врачей. Гоголь отвечал вяло, но внятно и с полной уверенностью: «Я знаю, врачи добры: они всегда желают  добра». При этом ничем не выразил готовности следовать совету Тарасенкова. «Он смотрел как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны.. .» 14 В этот день Гоголь, по свидетельству графа Толстого, приобщился Святых Таин 15 . Древний христианский обычай причащаться в субботу первой седмицы Великого поста издавна существовал на Руси (он связан с празднованием памяти святого великомученика Феодора Тирона, которое всегда совершается в этот день).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Есть немало христиан, которые и в наше время, небогатое благочестием, время Четыредесятницы проводят согласно с уставом церковным и по внешнему поведению, и по внутренним, душевным расположениям. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и страстную седмицу наши предки. По свидетельству очевидца 30 , в половине семнадцатого века в Москве так была проводима первая седмица великого поста: «с раннего утра понедельника до среды, в течение трех дней, не бывает у москвичей ни купли, ни продажи, не открывают никаких лавок, ни масляных, ни в особенности таких, где продаются съестные припасы. По обычаю, царь и царица постятся эти три дня, усердно посещают службы в церквах ночью и днем, предаваясь молитвенному бдению, совершая поклоны и соблюдая строгое воздержание, наконец, отстояв обедню в среду, царь разговелся сладким компотом, причем послал его для раздачи вельможам. Затем он опять постился от этого дня до позднего утра субботы, когда, отстояв обедню, приобщился св. Таин, вкусил антидор, и затем позавтракал. Во всю эту неделю никто не видит его лица. Так же поступают влечение этой седмицы его вельможи, неукоснительно посещая службы в своих церквах днем и ночью. Равно и все жители в течение ее не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих приходских церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными до истечения пасхальной среды. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного напитка в руках. Особенно строгий надзор бывает за жителями в течение первой недели поста, по средам и пятницам прочих седмиц, на страстной неделе и в первые четыре дня Пасхи, чтобы люди не пьянствовали, и пьяных бичевали без всякого милосердия и жалости. Царь со своими вельможами имеет обыкновение поститься на страстной неделе. Тогда он вкушает пищу только вечером в великий четверг по принятии св. Таин, и снова постится до навечерия Пасхи».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Это и есть главная ценность человеческая, которая служила духовному подъему, как и процветанию в личной, общественной жизни, — когда люди пытались строить свою жизнь в соответствии с Божественными замыслами. Но и до сегодняшнего дня именно с этим христианским целеполаганием жизни ведется скрытая, но реальная борьба. Через современную псевдокультуру, через отрицание Бога на философском и практическом уровнях, через многое другое, что может увести наше сознание от вопроса о Божественном присутствии в человеческой истории и в личности каждого. И все мы являемся свидетелями этой борьбы — не столько на страницах философских книг, сколько в быту, на практике, в массовой культуре, которая формируется без всякого участия духовного фактора и ориентирует на исключительно утилитарный, потребительский образ жизни. И ведь все это происходит в XXI веке! Насколько же удивителен этот мировоззренческий разрыв между лучшими людьми древности, которые ставили перед собой важнейшие вопросы бытия, и нашими современниками, чья мысль ориентирована в первую очередь на создание благополучных и комфортных условий жизни! Правда, не все так плохо, потому что и в наше время у многих пробуждается потребность бороться за справедливость, защищать слабых и даже жертвовать собой — именно потому, что совесть человека есть голос Божий. Перед нами много примеров самопожертвования. Мы не знаем, что происходит где-то далеко за рубежами нашей Родины, но знаем, что многие наши братья и сыновья отдают сегодня жизнь за ближних своих, утверждая это абсолютно не материалистическое отношение к жизни. Действительно, безбожное материалистическое отношение предполагает, что этой жизнью все кончается, а потому физическая жизнь рассматривается как высшая ценность. И все были бы в этом убеждены, если бы в душе человека не было того, что посеяно Самим Господом, — веры в бессмертие, веры в Бога, иногда неосознанной, рационально не сформулированной, но присутствующей в совести, в глубине нашей души. Именно это чувство Божественного присутствия меняет людей, так что и в наш просвещенный, технически продвинутый век пробуждаются настолько сильные чувства, что человек обретает способность жизнь свою положить за ближних своих.

http://patriarchia.ru/db/text/6007765.ht...

И мы видим, как многие и многие становятся сегодня героями на поле брани, потому что жизни своей не жалеют ради Родины, ради своих родных и близких, ради ценностей, которые отстаивает сегодня России. Имею в виду не какие-то политические принципы — имею в виду те духовно-нравственные ценности, которые сегодня стали нашими национальными ценностями. Удивительно: в то время, когда в иных странах еще идут поиски чего-то, нам ничего искать не надо. Глубоко убежден: мы все нашли, и не в книгах заморских философов, а в самой истории нашего народа, нашей вере, нашем непростом, подчас трагическом, но таком глубоком опыте, который передается из поколения в поколение. Другими словами, вера в Бога, вера в бессмертие не ослабевает, хотя все силы брошены на то, чтобы люди отвернулись от самой идеи Бога, потеряли веру и забыли свое предназначение. Конечно, жизнь сейчас протекает в очень непростых условиях. Но, может быть, никогда так не обостряются религиозные чувства, как в ситуации, когда перед человеком стоит вопрос выбора жизни или смерти. Когда человеку предстоит решать — подняться ли в атаку, защищая свою Родину, своих близких, своих товарищей, или отлежаться там, где пуля не достанет. Сегодня действительно особый период нашей отечественной истории. И для того чтобы мы все поняли, что это так, нам, верующим людям, которые по возрасту, по положению, по полу не могут участвовать в этих судьбоносных событиях, нужно очень сильно молиться за Отечество наше, за Президента нашего, за народ наш, за тех, кто с оружием в руках защищает духовные ценности Святой Руси. И будем верить, что Господь приклонит милость свою, и скажу еще и еще раз: все, что происходит, мы должны воспринимать не как люди, не верящие в Бога и не понимающие логику развития, часто таинственную, человеческого бытия. Таинственную — потому что это развитие определяется Богом, и мы должны с доверием к Господу относиться к тому, что с нами происходит, принимая из Его рук Его благую волю. Да поможет Господь всем нам в это непростое время укрепиться в вере. А что значит укрепиться в вере? Это значит, что вера не должна быть на периферии нашей жизни. Невозможно бльшую часть жизни проводить как человек, который и в Бога не верует, а лишь в момент испытаний либо в силу народных обычаев заходит в храм — помолиться или просто поприсутствовать. Сегодня мы должны действительно возродить наше религиозное чувство.

http://patriarchia.ru/db/text/6007765.ht...

Что же происходит, в самом деле? Неужели человек, достигший такой интеллектуальной высоты, не в состоянии избавиться от злобы, неприязни, зависти, не говоря уж о конфликтах межличностных, семейных, межгосударственных? Развивается человеческая мысль, создаются политические доктрины, а войны не прекращаются и становятся все более ожесточенными. Где же человеческий разум? Где чувство самосохранения? Где якобы благоприобретенная в результате так называемого прогресса способность человека управлять своим поведением, поведением общества и государства? Происходящее в мире свидетельствует о том, что у человека нет такой способности. Множество философских школ и разного рода учений вооружали людей знаниями, как следует себя вести, в том числе в условиях конфликта. Но ведь мало что помогло. Конфликты XX века страшнее конфликтов века XIX-ro, конфликтный потенциал общества только возрастает, и жестокость, несмотря на все гуманистические идеи и якобы гуманистическое воспитание современного человека, никак не понижает свой градус. Отчего это происходит? А происходит это от того, что зло — это онтологическое начало, которое существует независимо от человеческой воли, которое персонифицируется в темной диавольской силе. Это реальность, которая воздействует на сознание и, подчиняя себе людей, способна управлять и общественными, и политическими процессами. Те, кто отрицает только что сказанное, глубоко ошибаются. Человек, игнорируя сам факт существования онтологического зла, себя обезоруживает. И это доказывается именно тем, что зла не становится меньше, конфликты не затухают, но, как я уже сказал, становятся все более кровопролитными, более жестокими, более отчаянными, несмотря на весь реальный научно-технический прогресс, свидетелями которого мы являемся. Так в чем же дело? А дело в том, что человек, состоящий из тела и души, забывает, что душа есть реальность. Не миф, а такая же реальность, как тело. А если люди теряют представление о душе и не верят в ее существование, горизонт их видения сужается. Все силы направляются на попечение о материальном, с тем чтобы плоть благоденствовала, а забота о душе уходит на периферию мысли и сознания.

http://patriarchia.ru/db/text/6113968.ht...

величает Тебя православно Матерью Богоневестною. Недуги исцеляя, нищим благовестил Христос, Божий Логос, увечных врачевал, ел с мытарями, с грешниками беседовал, дочери Иаировой душу отшедшую касанием руки возвратил. Спасся мытарь и вразумилась блудница, а фарисей хвалящийся осудился, - ибо те вопияли: очисти меня! и: помилуй меня! - сей же величался: благодарю Тебя, Боже, что я не таков, - и прочими словами безумными. Закхей был мытарь, но однако же спасся, а Симон-фарисей соблазнился, и блудница прощение верное приняла от Имеющего власть разрешать от греха; ты же, душа, покаянию её подражай. Той блуднице, о душа моя окаянная, не подражала ты, взявшей мира сосуд алавастровый и, со слезами мешая, умастившей Спасовы ноги, отерев волосами своими, - Он же раздрал грехов её перечень прежний. Города, которым благовестил Христос, ведаешь ты, душа, как прокляты они были. Устрашись же примером, чтобы не быть тебе как они, Содому Владыкою уподобленные, осуждённые даже до ада. Да не горше отчаянием, о душа моя, явишься хананеянки, слышала ты веру, которой ради дочь её исцелилась Божиим словом; возопи же Христу, как она, из глубины сердечной: спаси и меня, Сыне Давидов! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Прославим Отца, Сына превознесём, с верою почтим поклонением Духа Божественного, - Троицу нераздельную, Единицу существом; поклонимся Свету Единому - и Триипостасному, Жизни Единой - и в трёх существующей Лицах, - Богу животворящему и просвещающему до концов вселенной. И ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Храни Твой удел, Пречистая Богородица, ибо в Тебе он верою царствует, в Тебе укрепляется, и Твоею победою всякое искушение одолевает, и вражескую отъемлет добычу, и послушание Богу проходит. Великий канон Андрея Критского, читаемый в четверг первой седмицы Великого поста Песнь первая Ирмос: Помощник и Покровитель стал во спасение мне, Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его, - ибо Он славно прославился. Агнец Божий, взявший грехи всех, возьми грехов моих тяжкое бремя,

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-pok...

Первосвятитель напомнил о необходимости правильного подхода к воспитанию добродетели. «Есть люди, особенно из тех, кто недавно обратился к вере и Церкви, которые желают в мгновение совершить все необходимое и достичь духовной высоты. Но в большинстве случаев такая ревность заканчивается печально: человек надрывается в своем духовном делании». Предстоятель Русской Православной Церкви проиллюстрировал эту мысль примером из жизни: «Спортсмен, поднимающий тяжести, чтобы победить на соревнованиях, должен начинать с небольшого веса, систематически работать с ним и лишь только потом нагружать свои мышцы, постепенно увеличивая поднимаемый вес. Но если сразу предложить начинающему спортсмену взять большой вес, все кончится тем, что человек надорвется и никогда значительных успехов в этом деле не достигнет». Вот так и в духовной жизни: для того, чтобы запечатлевать в себе добродетель, нужно в первую очередь определить порок, который особенно нас угнетает, и начать с простого, а не сложного, продолжил Святейший Владыка. «Приведу пример таких " простых " пороков, которые на самом деле простыми не являются, — сказал Его Святейшество. — Так, очень распространено среди нас осуждение ближнего; мы часто говорим по делу и без дела. Когда люди обсуждают кандидатуру человека, чтобы выдвинуть его на какую-то должность, когда тщательно и объективно оцениваются возможности человеческой личности и человек подвергается здоровой критике не для того, чтобы его обидеть, а чтобы помочь ему стать лучше, — это не осуждение, но необходимое в человеческом общежитии действие. Осуждением же мы занимаемся тогда, когда получаем радость, удовольствие от того, что мы говорим худо о других, утешаем себя таким образом, а иногда даже развлекаем друг друга, собираясь для времяпрепровождения со своими друзьями и знакомыми». Первосвятитель напомнил, что для многих " почесать языком " становится делом почти что обыденным, часто никому и в голову не приходит, что такое времяпрепровождение греховно и разрушительно для человеческой личности: «Но ведь когда мы кого-то осуждаем, то мысленно превозносим себя. Мы этого не говорим, но даем понять, что тот-то плохой, а мы, поелику его осуждаем, непременно хорошие. У того человека такие-то плохие мысли и поступки, а мы, если его осуждаем, конечно, таких поступков не совершаем. Иногда на осуждении строится дипломатия, осуждение других становится способом и средством убедить людей в своем превосходстве и собственной значимости. Мы подвергаем осуждению других, чтобы возвеличить себя».

http://patriarchia.ru/db/text/575647.htm...

29. Не сматряяй своего дома наследит ветры, поработает же безумный (глупый) разумному. Идет речь о пагубных последствиях нерадения о домашнем хозяйстве. Худо пристращаться к земным благам, почитать их главным условием счастия, и ни о чем столько не заботиться, как об умножении и сохранении собственности. Но есть другая крайность, не менее пагубная, – нерадение о домашнем хозяйстве, несмотрение за своим домом, пренебрежение обязанности содержать своих домашних в довольстве, излишнее доверие к наемным слугам, без наблюдения за их верностию и исправностию в порученных им делах по хозяйству. Не жди добра от этого: не смотрящий лично за своим домом доведет себя до разорения, наследует ветры, – т.е. останется ни с чем. Ему притом грозит опасность довести себя до унизительной зависимости от других: «глупый поработает разумному». Надобно быть глупым и легкомысленным, чтобы не понять, как непростительно пренебрежение своим хозяйством, и какие могут быть худые последствия от сего. И вот он должен жать, что посеял. Расстроив свое хозяйство, он перестает быть домовладельцем, и сам поступает в услужение к чужим людям, может быть, даже к тем, которые были в числе его слуг, и теперь, благодаря своей сметливости и трудолюбию, сами сделались хозяевами. Глупому свойственно быть под властию разумного. 30. От плода правды древо жизни прозябает (выростает): отъемлются же безвременно души беззаконных. Бывшее в раю древо жизни своими плодами предохраняло вкушающих от болезни и смерти. За грехопадение люди изгнаны из рая и с удалением от древа жизни подверглись болезням и смерти. Это наказание за грех простирается с той поры на всех людей, – на нечестивых и праведных. Но есть и некоторое различие в судьбе тех и других. Господь любит праведников, и за их ревность об угождении Ему делами правды, – благочестия и добродетели, – не только в загробной жизни дарует им вечное блаженство, но и в здешней жизни вообще награждает их долгоденствием и благоденствием. В этом отношении правда имеет для них значение древа жизни, которое произрастает для них от плодов правды, т.е. от дел правды. Следуя строго правилам благочестия и добродетели, праведные дольше живут и крепче бывают здоровьем, чем беззаконные, сокращающие свое здоровье распутством, буйством, невоздержанием: «души их безвременно отъемлются», – преждевременно расстаются с телом. Подобное тому, что сказано здесь о правде, сказано Соломоном о мудрости, ибо и она есть древо жизни ( Npumч. III, 18 . См. паримию в четверг первой седмицы Великого поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Блуднице, окаянная душе моя, не подражала, которая, взяв мира сосуд алавастровый, со слезами помазала и отерла волосами своими ноги Спасителя, прежних согрешений ее рукописание Раздирающего. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Города, которым благовествовал Христос, знаешь, душе моя, как прокляты были, устрашись примером, да не будешь, как они, коих Содому Владыка уподобив, до ада осудил. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Да не в горшем, о душе моя, окажешься отчаянии, слышав о вере хананеянки, коей дочь словом Божьим исцелилась; Сыне Давидов, спаси и меня, воззови из глубины сердца, как и она Христу. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу с верою поклонимся, Троице Нераздельной, Единой по Существу, Свету и Светам, Жизни и Жизням, Животворящей и Просвещающей вселенную. И ныне и присно и во веки веков, аминь. Удел Твой храни, Богородительнице Пречистая, ибо в Тебе он царствуя, верою в Тебе и утверждается, и Тобою побеждает всякое искушение, и пленяет врагов, и живет в послушании. Великий канон Андрея Критского, читаемый в четверг первой седмицы Великого поста Песнь 1 Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Агнец Божий, взявший грехи всех, возьми грехов моих бремя тяжкое, и по благосердию Твоему подай мне слезы умиления. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. К Тебе припадаю, Иисусе, согрешил пред Тобою, очисти меня, возьми грехов моих бремя тяжкое, и по благосердию Твоему подай мне слезы умиления. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не войди со мною в суд, обнажая мои дела, слова исследуя и обличая стремления; но в милосердии Твоем презирая моя злодеяния, спаси меня, Всесильне. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Покаяния время: прихожу к Тебе, Создателю моему; возьми грехов моих бремя тяжкое, и по благосердию Твоему подай мне слезы умиления. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Богатство душевное расточив грехом, лишен я добродетелей благочестивых, и голодая взываю: милости податель, Господи, спаси меня.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010