Господи, помилуй. (40 раз). Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению, обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим: души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней. Огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры, и в разум неприступныя Твоея славы: яко благословен еси во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Именем Господним благослови, отче. Священник: Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Чтец: Аминь. И глаголет священник молитву святаго Ефрема: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Поклон великий). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Поклон великий). Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Поклон великий). Таже малых 12, глаголюще в себе на кийждо поклон: Боже, очисти мя, грешнаго. И паки: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. (И поклон един великий). Чтец: Аминь. Боже и Господи сил и всея твари Содетелю, Иже за милосердие безприкладныя милости Твоея, Единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа низпославый на спасение рода нашего и Честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый и победивши тем начала и власти тьмы: Сам, Владыко Человеколюбче, приими и нас, грешных, благодарственныя сия и молебныя молитвы, и избави нас от всякаго всегубительнаго и мрачнаго прегрешения, и всех озлобити нас ищущих видимых и невидимых враг. Пригвозди страху Твоему плоти наша и не уклони сердец наших в словеса или помышления лукавствия, но любовию Твоею уязви души наша, да к Тебе всегда взирающе и еже от Тебе светом наставляеми, Тебе, неприступнаго и присносущнаго зряще Света, непрестанное Тебе исповедание и благодарение возсылаем, Безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Час девятый

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стих 2: Яко к Тебе помолюся, Господи. (Поклон великий). Лик: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой. Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Чтец: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды. Рай, яко прозябла еси Цвет Нетления. Деву, яко пребыла еси нетленна. Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим. Таже поем на оба лика: Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. (Дважды). Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя. (Дважды). Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим. (Дважды). Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое. (Трижды). Чтец: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Священник: Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу Сию исповедающе, яко воистинну рождшую Бога воплощенна и молящуюся непрестанно о душах наших. Господи, помилуй. (40 раз). Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению, обещания ради будущих благ. Сам, Господи, приими и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к заповедем Твоим: души наша освяти, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти и избави нас от всякия скорби, зол и болезней. Огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчением их соблюдаеми и наставляеми, достигнем в соединение веры, и в разум неприступныя Твоея славы: яко благословен еси во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Именем Господним благослови, отче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец: Аминь. И глаголет священник молитву святаго Ефрема. Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Поклон великий). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Поклон великий). Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (Поклон великий). Таже малых 12, глаголюще в себе на кийждо поклон: Боже, очисти мя, грешнаго. И паки: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. (И поклон един великий). Чтец: Аминь. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Священник: Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12 раз). Молитва: Нескверная, Неблазная, Нетленная Пречистая, Чистая Дево, Богоневесто Владычице, яже Бога Слова человеком преславным Твоим рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надежда и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище: не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы, и словесы, и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец: Аминь. И тропари сия: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое: победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, утверди православных жительство, спаси верныя люди Твоя и подаждь им с небесе победу, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область) и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Именем Господним благослови, отче. Священник: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец глаголет шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды). Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Дважды). Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сравнительно с другими уставами, разность оказывается следующая: по краткой записи студийского устава, в пост Апостолов общее правило: в 9-й час два блюда, одно с маслом, другое без масла; в праздничные дни (ργησμοις): в шесть часов τυρν κα τ λοιπ. По уставу императрицы Ирины – в понедельник, среду и пятницу два блюда с маслом и вино по два больших экзагия, во вторник и четверг – три блюда, а в субботу и воскресенье можно есть и рыбу (с. 48). Относительно великого поста древние списки иерусалимского типика, за немногими исключениями, сходятся с теперешним, устанавливая неядение для первых двух дней и четверга первой седмицы. По уставу студийскому, напротив, еда полагается каждый день, а по святогорскому – проводится без пищи только один понедельник. В правилах на счет пятницы первой недели в синодальных списках чувствуется влияние местных порядков и игуменского рассуждения. По одному списку читается: «απερχομεθα (после вечерни) εις την τραπεζαν, μεταλαμβανοντες ελαιου και οινου δια τον αγιον. Ττο γαρ παρελαβομεν απο της λαβρας τ οσιου πατρος ημων Σαββα και του κοινοβιου του Θεοφορ πατρος ημων Ευθυμι». В другом прибавлено: «αλλ γινεται νυν δια το της ημερας αιδεσιμον. επει, και οινος αρκειται εις διακρσιν δια την εις τον αγιον τιμην». В одном списке слово «ελαιον» вытерто, а в другом дело представляется еще строже, и на этот день назначается сухоядение и питье с медом; «εσθιομεν, говорится здесь, ξηροφαγιαν, πινοντες και ζωμον μετα μελιτος». По уставу студийскому положено в пятницу первой недели варение с зеленью и другое брашно, и сочиво с маслом древяным и вина по единой чаше. Подобное же и в уставе монастыря Благодатной. В среду 5 недели (накануне чтения великого канона) по одному списку «εις την τραπεζαν (какое-то слово вытерто, вероятно, – λαιον) πινοντες και οινον δια τον κοπον της αγρυπνιας», а на поле в объяснение затертого слова сделана отметка «ενθαυτα ελαιον καταλυετι». Но в другом правило читается вполне: «πινομεν οινον εσθιομεν ελαιον δια τον и т. д. αλλα νυν γινεται η τ ελαι καταλυσις». Тоже урезывание повторено и в уставе недели ваий. По одному значится: «παρακλησις τοις αδελφοις, εν η μεταλαμβανομεν και ιχθυων», но последнее слово зачеркнуто, и сделана сноска на полях, но и она кем-то затерта. В другом списке вытерты полторы строчки текста, и оставлено только παρκλησις. Из зачеркнутых первое слово можно прочитать: ττο, последнее – απειρηται; остальные, по-видимому –«εν τισι των τυπικων». Таким образом, оказывается, что были типики, в которых заподозривалось и отменялось даже исконное правило о разрешении в неделю ваий на рыбу. В великий четверг по одному списку читается: «μεταλαμβανομεν οιν και ελαι, ιχθυων δε χι», но с оговоркой на поле: ενταυθα ελαιον καταλυεται. В другом оставлено только «οιν», а прочее вытерто В третьем изложение подробнее: και μεταλαμβανομεν οιν και εψηματος ανευ ελαι. Εν τισι δε των τυπικων ευρισκεται και ελαι μεταλαμβανειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Возвратившись с гостиницы, старец вместо отдыха слушал краткое молитвенное правило, которое прочитывали келейники его. Оно состояло из 9-го часа, кафизм с молитвами и канона св. Ангелу-Хранителю. Потом до вечерней трапезы, а иногда и во время оной, принимал он монастырских братий, приходивших к нему для ежедневного откровения помыслов, а также и некоторых скитских, не успевших побывать у него днем. Окончив прием братий и подкрепившись скудною пищею, старец слушал вечернее правило, на которое, кроме его келейников, приходили еще один или два ближайших к нему ученика. Правило это состояло из малого повечерия, молитв на сон грядущим, двух глав из апостольских посланий и одной главы Евангелия. Прочитывался затем конец вечерних молитв, начиная с молитвы: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет...», «Ослаби, остави...», «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи...», «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему...», (краткое исповедание грехов пред Богом). И отпуст. После сего ученики старца, участвовавшие с ним в отправлении правила, получив от него благословение, расходились по своим келлиям; а старец оставался один на краткий отдых, предварявшийся молитвенным подвигом. И когда, бывало, огни в скитских келлиях давно уже погасли, окно его келлии еще освещалось светом свечи, горевшей на его письменном столе или вскрай его кроватки. Но вот, наконец, погасал и этот свет. Оставалось только слабое мерцание неугасимой лампады пред святою иконою Той, Которая именуется Неусыпающею в молитвах Предстательницею и Ходатаицею пред Сыном Своим и Господом за весь род христианский. 39 Великие Оптинские старцы-подвижники: архимандрит схимонах Моисей (Путилов), родной его брат схиигумен Антоний, иеросхимонахи – Лев, описываемый Макарий и Амвросий – все были умы недюжинные, хотя почти все – не получившие достаточного школьного образования. 41 В скиту такой порядок: в понедельник, вторник и четверг первой недели Великого Поста вареная пища для братий не поставляется в трапезе; а вместо того после великопостных часов, которые оканчиваются часа в два пополудни, братия закусывают, кому что угодно – хлеб, квас, огурцы, соленые грибы и, может быть, еще что, только не вареное. Ужин вообще не полагается; а вместо сего братия после вечерни кушают наподобие чая какую-либо травку, например, душицу, шалфей или большею частию мяту с медом, а некоторые слабосильные при сем чего-либо невареного понемногу и закусывают. На Страстной неделе после продолжительной службы с чтением Евангелий, часа в два пополудни, по причине положенных в эти дни Литургий, полагается обед, который в первые три дня седмицы состоит только из двух блюд – щей и проховой гречневой кашки с прибавлением малого количества картофеля, и все это непременно без масла. Ужин, как и на первой неделе Поста, не полагается. В Великий пяток трапезы не бывает, но немощные вечером довольствуются сухоядением.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Великий пост — один из важнейших периодов церковного года, значение которого для души православного христианина трудно переоценить. Вместе с тем подлинный смысл, духовное содержание поста очень часто ускользает от понимания постящегося человека, оттесняется на задний план его внешней, телесной составляющей. Мы попросили одного из наших постоянных авторов, игумена Нектария (Морозова) поделиться своими размышлениями над текстом известной стихиры: « Постимся постом, приятным , благоугодным Господеви: / истинный пост есть злых отчуждение, / воздержание языка, ярости отложение, / похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. / Сих оскудение/пост истинный есть и благоприятный» Ниже представлена первая часть этих размышлений, посвященных первым двум строчкам стихиры. Четверг первой седмицы Великого Поста. Фото: Лена Лунева      Есть у преподобного аввы Дорофея среди многих иных его мудрых речений и такие слова, которые, без сомнения, стоит заучить наизусть и никогда не забывать: «Если человек, приступающий к какому-либо делу,— говорит этот святой,— не представляет цели своего труда, то труд этот будет напрасен». И в действительности: нет такого дела и такого делания, в отношении которого это утверждение преподобного не оказалось бы верным. Не является в этом отношении исключением и пост. Недавно, незадолго до начала Святой Четыредесятицы, мне попалась на глаза заметка, в которой приводились данные опроса, проведенного одной из социологических служб. Согласно им, пост в России собиралось соблюдать всего 2% россиян. Мне трудно судить о корректности этих данных, но могу сказать однозначно: сегодня можно найти немало людей, которые постятся, не ходя в храм, не молясь и, более того, имея о христианстве и христианской жизни самые расплывчатые представления. Некоторые из них понимают пост как некую диету, полезную для здоровья, некоторые относятся к нему как к традиции, а некоторым кажется, что поститься в наше время... модно. И, конечно, практически никому из этих людей даже в голову не приходит, что то, что они называют «постом», не имеет с ним как с установлением церковным ничего общего.

http://pravoslavie.ru/68977.html

Ну, а причем же здесь праздность? А вот причем. Праздность — это пустота, а пустота не может оставаться пустотой, для этого нужны специальные условия. Люди, которые знают физические законы, хорошо понимают, что для создания пустоты, вакуума нужны специальные усилия. В природе нет вакуума, в природе нет абсолютной пустоты, потому что она непременно заполнится либо газом, либо жидкостью, либо еще чем-то. Вот так и в человеческой жизни нет вакуума, нет пустоты; а праздность — это и есть синоним пустоты, применимый к человеческому поведению. Когда мы праздны, мы пусты и становимся очень удобной мишенью для нападения на нас темной силы или плохих людей. Человек пустой, не имеющий внутреннего содержания, беззащитен. Он с легкостью поддается внушению, и его внутреннее содержание легко наполняется тем, что приходит к нему извне. А отчего образуется праздность? От отсутствия мыслей и от отсутствия дел. Если человек ловит себя на мысли о том, что он вообще ни о чем не думает в течение долгого времени, то нужно спросить: а почему так? Конечно, мозг человека может быть уставшим или нездоровым в силу физического заболевания — это совсем другое дело! Но если совершенно здоровый человек находится в состоянии вакуума, пустоты, то это уже духовное заболевание. Именно поэтому святой Ефрем и поставляет прошение о том, чтобы Господь избавил нас от пустоты, на первое место своего замечательного молитвословия, которое мы повторяем и повторяем в течение Великого поста: Дух праздности не дай мне — чтобы злые силы не заполнили эту праздность, чтобы я не погиб под влиянием внешних злых сил. А как же нам избавиться от праздности? Еще раз хотел бы подчеркнуть: праздность — это не отсутствие работы, потому что отсутствием работы может быть отдых, а отдых совсем не праздность. Отдых установлен Самим Господом: Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему (Исх. 20:8-10). Седьмой день — день отдыха, который непременно нужен человеку для обновления его физических и духовных сил. Этот день всегда должен быть заполнен общением с Богом — настолько, насколько мы можем. В нынешних условиях людям, особенно живущим в миру, невозможно целый день посвятить молитве, но молитва всегда должна присутствовать в свободный день, и, конечно, именно в свободный день у нас должна быть возможность открыть Евангелие, почитать жития святых, подумать о своей духовной жизни — даже без того чтобы посетить храм, потому что иногда какие-то обстоятельства мешают нам это сделать. Но даже если мы не можем прийти в храм, то непременно нужно часть этого свободного дня посвятить своей душе.

http://patriarchia.ru/db/text/5907860.ht...

Сравнительно с другими уставами, разность оказывается следующая: по краткой записи студийского устава, в пост Апостолов общее правило: в 9-й час два блюда, одно с маслом, другое без масла; в праздничные дни (ργησμοις): в шесть часов τυρν κι τ λοιπ. По уставу императрицы Ирины – в понедельник, среду и пятницу два блюда с маслом и вино по два больших экзагия, во вторник и четверг – три блюда, а в субботу и воскресенье можно есть и рыбу (с. 48). Относительно великого поста древние списки иерусалимского типика, за немногими исключениями, сходятся с теперешним, устанавливая неядение для первых двух дней и четверга первой седмицы. По уставу студийскому, напротив, еда полагается каждый день, а по святогорскому – проводится без пищи только один понедельник. В правилах на счет пятницы первой недели в синодальных списках чувствуется влияние местных порядков и игуменского рассуждения. По одному списку читается: „απερχομεϑα (после вечерни) εις την τραπεζαν, μεταλαμβανοντες ελαιου και οινου δια τον αγιον. Ττο γαρ παρελαβομεν απο της λαβρας τ οσιου πατρος ημων Σαββα και του κοινοβιου του Θεοφορ πατρος ημων Ευθυμι“. В другом прибавлено „αλλ γινεται νυν δια το της ημερας αιδεσιμον, επει, και οινος αρκειται εις διακρσιν δια την εις τον αγιον τιμην“. В одном списке слово „ ελαιον“ вытерто, а в другом дело представляется еще строже, и на этот день назначается сухоядение и питье с медом; „εσϑιομεν, говорится здесь, ξηροφαγιαν, πινοντες και ζωμον μετα μελιτος“. По уставу студийскому положено въ пятницу первой недли bapehie съ зеленью и другое брашно, и сочиво съ масломъ древянымъ и вина по единой чаш. Подобное же и в уставе монастыря Благодатной. В среду 5 недели (накануне чтения великого канона) по одному списку „εις την τραπεζαν (какое-то слово вытерто, вероятно, – λαιον) πινοντες και οινον δια τον κοπον της αγρυπνιας“, а на поле в объяснение затертого слова сделана отметка: „ενϑαυτα ελαιον καταλυετι“. Но в другом правило читается вполне: „πινομεν οινον εσϑιομεν ελαιον δια τον и т. д. αλλα νυν γινεται η τ ελαι καταλυσις“. То же урезывание повторено и в уставе недели ваий. По одному значится: „παρακλησις τοις αδελφοις, εν η μεταλαμβανομεν και ιχϑυων“, но последнее слово зачеркнуто, и сделана сноска на полях, но и она кем-то затерта. В другом списке вытерты полторы строчки текста, и оставлено только παρκλησις. Из зачеркнутых первое слово можно прочитать: ττο, последнее – απειρηται; остальные, по-видимому, – „εν τισι των τυπικων“. Таким образом, оказывается, что были типики, в которых заподозривалось и отменялось даже исконное правило о разрешении в неделю ваий на рыбу. В великий четверг по одному списку читается: „μεταλαμβανομεν οιν και ελαι, ιχϑυων δε χι“, но с оговоркою на поле: ενταυϑα ελαιον καταλυεται. В другом оставлено только „οιν“, а прочее вытерто. В третьем изложение подробнее: και μεταλαμβανομεν οιν και εψηματος ανευ ελαι. Εν τισι δε των τυπικων ευρισκεται και ελαι μεταλαμβανειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Следование этим ограничениям требует от человека определенных волевых усилий. Кажется, что сложного в воздержании от какого-то рода пищи. Но когда человек вступает на путь поста, то часто оказывается, что сил не хватает. Сами-то мы думаем, что на многое способны. Особенно когда размышляем о своем карьерном росте, часто недоумеваем, почему наших способностей не замечают или почему нам не поручают ответственных дел, ведь мы на все это способны и сделаем не хуже, чем кто-то другой. Часто преувеличиваем свои возможности. А когда сталкиваемся с, казалось бы, простым делом — воздержанием от скоромной пищи — сил не хватает. Для многих воздержание от пищи является неким индикатором, который определяет степень наших волевых усилий, нашу волевую способность, а значит, помогает лучше понять себя. А для чего же нужно воздержание? Святой Макарий Египетский говорит, что цель воздержания — это не угнетение тела, а оказание помощи душе. Да, действительно так. Мы воздерживаемся от пищи не для того, чтобы ослабить свое тело, свой организм, нанести ему какой-то вред, но чтобы создать благоприятные условия для духовной жизни, для тех самых размышлений о самих себе, для более сосредоточенной молитвы, для более отстраненного от различного рода искушений образа жизни.  Святой преподобный Ефрем Сирин, молитву которого «Господи и Владыко живота моего» мы читаем много раз во время великопостных богослужений, размышляя на тему воздержания, говорит, что существует воздержание не только от еды и пития, но и от разных проявлений человека. Воздержание в языке. Говоря на тему воздержания в языке, преподобный Ефрем говорит о том, что всякое пустословие, празднословие, а тем более осуждение — это то, что мы должны волевым усилием исключить, если принимаем на себя обязательства, связанные с постным воздержанием. «Положи, Господи, хранение устом моим», — неоднократно мы обращаем эти слова к Богу, прося ограничить нас от пустых, праздных и особенно от осуждающих слов.  Продолжая размышлять о воздержании, преподобный Ефрем говорит: есть и воздержание глаз. Когда человек взирает на окружающий мир, то многое, с чем сталкивается его взор, может внушать человеку соблазн, искушать его, возбуждать чувство зависти и многие другие плохие чувства, которые оскверняют душу. Воздержание глаз заключается в сознательном отстранении от созерцания всего того, что может разрушить внутреннюю целостность человека, его покой. Вот почему требуется воздержание от просмотра многих телевизионных передач, которые несут в себе много искушений и соблазнов. Вот почему люди не ходят в кинотеатры, не посещают театры, и не делают многое из того, что связано с неким вызовом нравственному чувству. 

http://patriarchia.ru/db/text/4002898.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010