Транспорт в Пасхальную ночь: как добраться домой после службы? Работу наземного транспорта обычно продлевают до 3:00. Но это не значит, что автобусы и троллейбусы до этого времени курсируют часто. 17 апреля, 2014 Работу наземного транспорта обычно продлевают до 3:00. Но это не значит, что автобусы и троллейбусы до этого времени курсируют часто. Как минимум две ночи в году – на Рождество и Пасху – значительная часть православных Москвы не спит. Более того, бóльшую часть ночи проводит в храме. Это значит, что ко всем пасхальным заботам добавляется ещё одна: добраться домой с пасхальной службы. А иногда и до неё. Особенности пасхальных маршрутов в большом городе изучал корреспондент «Правмира». Воспоминания бывалого В моей жизни сошлись воедино два обстоятельства, которые, честно говоря, в последние годы значительно влияют на весь её распорядок. От храма, где я окормляюсь, до дома общественным транспортом добираться часа полтора, минимум с одной пересадкой. Так получилось. Плюс – в семье нет машины. Поэтому в игре «доберись домой с пасхальной службы» за последние годы на собственной шкурке были опробованы все благополучные (и относительно благополучные) варианты. Конечно, многое зависит от того, как именно – динамично или неспешно – принято служить у вас в храме. Если служба длинная, уставная – «последний ночной транспорт» – это вообще не ваш вариант. В какой-то год, когда пасхальная у нас завершилась совсем под утро, я благополучно вышла с окончания службы прямо к первому утреннему троллейбусу. В другой год – до него же, первого, пришлось подремать, привалившись к стеночке, каких-то полчаса. Ещё раз – мы неожиданно оказались приглашены на разговение в одну из храмовых служб. Наверное, это было лучшее пасхальное утро в моей жизни: утренний свет потихоньку загорался в высоченном окне, за которым просматривались очертания родного храма. Потом служить стали быстрее и проблема успеть именно на последний транспорт встала с новой остротой. Как-то раз, успев на последний троллейбус, мы, увы, опоздали на пересадку. Пришлось до утра дремать в другом храме, на полдороге, который, по счастью, был открыт.

http://pravmir.ru/transport-v-pashalnuyu...

По воскресениям вместо уставных «кафизм» совершаются Непорочны, а по праздникам Полиелей (134–135 и праздничные (избранные) псалмы). Естественно, что при необходимости их следует совершать в сокращении, а если нет на них времени или возможности, то можно ограничится чтением лишь 50 псалма, который должен прочитываться после них. При этом после псалмов или между ними (особенно, когда их читается много) нельзя забывать вставлять утренние молитвы, например, такие как: «К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю,..» или «Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими…» (из утреннего правила). После псалмопения и молитв обязательным должно быть какое-либо «ЧТЕНИЕ»: Пролога или «Жития» празднуемого святого, а возможно и отрывка из Евангелия (по зачалам). Так же для этой цели вполне подойдет и какое-нибудь календарное чтение на каждый день года, выбор каковых сегодня очень большой. По окончании «ЧТЕНИЯ» следует ПЕНИЕ библейских песней. Поются они не все сразу, а по очереди и в зависимости от дня недели, т.е. в понедельник поется первая, в четвергчетвертая, а в субботу — шестая. К ним можно прибавлять (когда позволяет время) еще 8 и 9 песни, которые в обязательном порядке присоединяются в воскресенье к седьмой песни. Что касается 2й песни, то (раз ее принято совершать лишь Великим Постом) она и не читается в другое время (по вторникам), хотя если сократить и убрать все гневные стихи ее, то в таком виде ее можно почитать и в иное время, правда с одними только припевами, ибо тропарей канона давно к ней никто уже не составляет. Кстати, не только вторую, но и все библейские песни можно пропевать с одними лишь припевами (т.е. без тропарей канона). Эти припевы помещены в Следованной Псалтири и печатаются киноварью в начале каждой песни. Посмотрите: к 1ой песни там припев: «Господеви поем, славно бо прославися»; ко 2й — «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; к 3й — «Свят еси Господи, и тя поет дух мой». Если же кому-то этого будет мало, то вместо припевов можно вставлять тропари канона, количество которых каждый сам для себя определяет, руководствуясь богослужебными указаниями.

http://azbyka.ru/video/115-domashnjaja-u...

Остальные – те, кого действительно можно назвать молящимися или хотя бы желающими молиться, оказываются жертвами поведения своих единоверцев, распущенность которых мы только что пытались описать, хотя по своим масштабам и по степени кощунственности она нередко превосходит возможности всякого описания и даже воображения. Некоторым оправданием любительниц церковной болтовни, нарушающей молитвенную атмосферу, может считаться длительность православных богослужений, которую нельзя не назвать непомерно большой. В самом деле, даже обычная воскресная литургия, совершаемая неспешно и благоговейно, с исполнением музыкальных произведений необиходного характера, длится не менее двух с половиной-трех часов, а всенощное бдение (никогда своего наименования не оправдывающее), продолжается не меньше трех-четырех часов, а в канун особо торжественных дней достигает во многих храмах и монастырях пяти и более часов. Практикуемое только в Русской Православной Церкви уставное выстаивание всего богослужения от многих, особенно пожилых, старых и больных прихожан требует значительных усилий, а для страдающих хроническими заболеваниями и физически слабых оказывается вообще непереносимым 16 Основной, так сказать, органически-структурной причиной этой исключительной, иногда превышающей нормальные человеческие возможности длительности православного богослужения в России, является многократное повторение одних и тех же элементов текста богослужения – тем самым игнорируются слова Спасителя: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники» ( Мф 6:7 ). У нас же при чтении часов в начале Божественной литургии (3-й и 6-й час) «Трисвятое» с сопровождающими его молитвами («Пресвятая Троице», «Слава и ныне», «Отче наш») повторяется троекратно, а перед совершением в Великом посту литургии Преждеосвященных Даров – шесть раз! Молитва «Иже на всякое время и на всякий час» повторяется за утренней великопостной службой не менее четырех раз; «Просительная» ектения за каждым бдением и за каждой литургией произносится дважды; что касается «малой» ектений, то она за время бдения повторяется шесть раз, а при совершении некоторых богослужений (в частности, за утреней Великой пятницы) – двенадцать раз, ибо этой ектенией сопровождается каждое из двенадцати евангельских чтений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

389 Τυπικ, стр. 513: δε γινσκειν, τι κατ πσαν τν μεγλην τατν τεσ­σαρακοστν, τς ε’. μρας τς βδομδος. μετ τ θεοτοκου, τ Τ σε καλσωμεν, εθς γνεται νγνωσις τς α’. ρας, τς δ λοιπς μρας μετ τν εχν τς α’. ρας. θες αινος. 390 Τυπικ, 537 (суббота): κα α’. ρα μετ ναγνσεως ν τ τλει; 512 (не­деля): α’. ρα κα νγνωσις μετ τ τλος ατς. 393 Τυπικ, стр. 263, 320, 358, 361, 364, 382, 385, 404, 411, 440, 443, 446, 486, 487, 496, 541, 585 394 Τυπικ, стр. 481: μετ τ τλος τς παννυχδος; 578: μετ τ τλος; 339, 344, 497, 575: μετ τν πλυοιν; 406, 511, 541. μετ τν παννυχδα. 395 Прот. Лисицин совершенно прав, когда замечает о панихидах: «хотя во второй части Алексеевского Устава и есть целая глава о па­нихидах, но оне, и по времени совершения их и по богослужебному строю, отличаются от Евергетидских. Панихида Алексеевского Устава совершалась 7 раз в году в притворе св. Пантелеймона, где была гробница ктитора, и имеют характер заупокойного поминального бо­гослужения» (Перв. Сл.-Р. Тип. стр. 298); но он обнаруживает неясное представление дела, когда далее утверждает, что «панихиды Евергетидского Устава праздничные, торжественные богослужения, совершавшиеся накануне (только?) воскресных дней, праздников господ­ских и богородичных. Оне состояли из пения праздничных канонов с седальнами и кондаками праздника и затем чтений святоотеческих творений»... Судя по этой характеристике, можно было бы заключить, что автор имеет в виду только один вид панихиды, именно, παννυχδα γρυπνας, но дальнейшие слова характеристики; «наконец, оне были совершенно отдельными, самостоятельными службами», не подходящие к παννυχς γρυπνας, показывают, что автор не различает видов панихиды. Ср. проф. Мансветов «О песненном последовании». Прибавл. к твор. св. отцев. Ч. 26 стр. 1020–1028. 396 Последование агрипнии Евергетидский Типикон определяет особою статьей: περ τς γρυπνας τν κυριακν (Τυπικ, стр. 607–8). Проф. Дмитриевский, по-видимому, смешивает агрипнию с панихидой, когда утверждает, что «агрипния», о которой идет речь в данной статье, «ни в какой связи не стояла с обычными чипами вечернего и утреннего богослужения, составляла неотъемлемую принадлежность древне­христианской церковно-богослужебной практики всего православного во­стока в период времени до введения здесь иерусалимского устава, связанного по своему происхождению с обителью пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Отец иногда посидит с нами вечером… И смотрит на звездное небо: он всегда любил это! И нас учил: " Вот эта Большая Медведица, а вот если провести почти прямую линию от чашки кастрюли вверх, то мы «наткнемся» на Северную Звезду, вокруг которой все движется. А от нее, обратно с Большой Медведицей постепенно появится Малая Медведица " … Это я и сейчас помню… Еще говорил отец о " Петровом Кресте " , о " Вечерней звезде " , об " Утренней зарнице " ; утром, ночью показывал нам яркую кучку «Стожаров» (иногда мы спали на соломе, постеленной на земле)… И мы любовались прекрасным небом и звездами… Иногда вспоминается и красивая луна, но это почему-то помню реже. Характерно, что отец никак не соглашался с общепринятой системой вращения земли вокруг солнца в течение года, ему это казалось, очень долго бы было. И он придумал свое объяснение: земля вертится под солнцем, как если бы какой-нибудь шарик привязали к потолку, и он внизу делал бы ежегодное движение. Я, как «ученый» сын, старался поддержать Коперника, – но безуспешно… А мать давно уже спала… Завтра снова начинать рабочий день часа в три утра… А отцу – свой труд… Перед смертью мама предлагала ему еще послать за доктором, а он ответил ей: " Нет, мать, не хлопочи зря: я чувствую, мне не поправиться. Пожил, потрудился, пора и на покой мне " . Оба трудились всю жизнь… Хорошие были люди.   Чернички   Их было три в наших краях, в разных селах, три-четыре человека. Так называли этих девственниц потому, что они всегда одевались подобно монахиням, в черное, иногда их именовали " вековушами " , так как они век вековали незамужними. Обыкновенно они по умершим читали Псалтирь, – где их звали. В остальные дни они скрытно жили в какой-либо маленькой хате, или " келии " , на огородах; как проходила их жизнь, мы не знали: вероятно, читали какое-нибудь молитвенное правило, клали земные поклоны, занимались в «свободное» время какой-либо работой. Никогда ничего худого про них не говорили. В храме они были первыми, уходили – последними. Стояли обычно в сторонке, сзади всех… Своей " стаиной " . На молитвах – кланялись низко, кладя кресты твердо, как полагается по-уставному. Никогда не говорили и вообще были молчаливыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). МОЛИТВОСЛОВИЯ ЗА ТРАПЕЗОЙ Наш Церковный Устав знает только две трапезы - обед и ужин. И только для этих двух случаев дает в богослужебных книгах соответствующие чины благословения трапезы и благодарения после нее. Это и понятно, ибо наш Устав слагался по преимуществу в монастырях, где и раннее утро, и вся первая часть дня (почти до полудня) были заняты богослужением. Но и в монастырях часть братии, несущей разные послушания, отстояв полунощницу, первую часть утрени и шестопсалмие, с началом чтения кафизм отправляются на различные послушания, нередко сопряженные с нелегким физическим трудом. Тем более мирские люди, обязанные житейскими заботами, после утренней молитвы должны исходить на дело свое и на делание свое даже до вечера (Пс. 103, 22-23). Ввиду предстоящих трудов необходимо подкрепление телесных сил пищею. Так установилась третья - утренняя трапеза, поставляемая как в мирских домах, так и монастырях, но в последних только для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза - завтрак - в особенности у мирских людей стала традиционной, неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Для людей же, занятых тяжелыми физическими трудами, в частности, для русского народа-земледельца, живущего в довольно суровых климатических условиях, и сверх этих трех раз - особенно в долгие летние дни, когда земледельцы в тяжелую страдную пору трудятся от зари до зари, устанавливались дополнительные трапезы. Второй завтрак, получивший название полдника, и паужинок - легкое подкрепление пищей между обедом и ужином. Но и сверх этого хлебосольный русский народ всегда ради гостя спешил и спешит поставить хотя бы небольшое угощение, устроить хотя бы скромную братскую трапезу. А за последнее столетие не только в городе, но и в деревне, не только у мирян, но и у иноков, стало почти обязательным чаепитие, устраиваемое и ради гостей, и в дополнение или взамен завтрака и полдника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2131...

2) «Молитвы глаголемы вечер. по прокимене и по Господи помилуй бывши от священника молитве антифону первому в немже поется. Молитвами Богородица Спасе спаси нас. имущи сице». Син. библ. л. 372, л. 137 об. В 725 Сол. биб. этой статьи нет. Греческий текст этой статьи, состоящей из нескольких молитв, напечатан Гоаром по спискам Барберинову и Криптоферратскому 128 . Как утренние молитвы, так и эти, в обоих списках особого заглавия не имеют, а прямо присоединены к обычным молитвам вечерни. Первая молитва надписывается так: ™n t Ta j presbe…aij το qeomTkou. EЩloghmTj e„ KЪrie – Благословен еси Господи владыко вседержителю. Далее следуют: b/, ™n t monogentj uiXj. Kurie, Kurie Р panmXj – Молитва антифона второго в немже певаемо есть Единородный Сын и Слово. избавлей нас от всякие стрелы: tr…tou το trisag…ou. QeXj, Р Р Р ka€ – Молитва антифона трисвятому. Боже великий, и страшный, святый человеколюбивый; met τ ( το lucniko Cript.) QeXj Р τν krupt ν – Молитва оглашенных. по трисвятом вечернем. Боже иже тайных ведче.– Пред этою молитвою в славянском тексте есть уставное указание: «ведомо же буди» и проч. см. ниже. В Криптоферратском списке греческого подлинника имеется тоже самое: ti o… kamhcoЪmenoi το lucniko , оЩ g…nontai ν κα tr…th тТпоп. κα o„d n maЩmaij j te ch leitourg…an ™kklhs…a, leitourg…aj gr lit j ostj, оЩ g…nontai. Далее следуют: met moЭj τν pist n ргитн. KЪrie Р QeXj n, κα пЪп prosercTmeqa. – Молитва по оглашенных верных Госполи Боже наш и ныне приходим; pist n KЪrie Р QeXj , тХ o„k n f j – Молитва верных Господи Боже наш иже в неприступнем живый свете..; goun polusij. QeXj κα yistoj. Молитва отпустная. Боже великий и вышний. После возгласа Tj kefalj Шт n t Kur…w kl…nate. poie Kur…w QeXj n kl…naj ,– Господи Боже наш преклонивый небеса. Таким образом греческий текст VIII-XШ в. вполне соответствует славянскому. Если к пречисленным молитвам присоединить то, что указано Симеоном Солунским , то получится совершенно полный устав того последования трех малых антифонов, которое присоединяемо было к песненной вечерне и о котором говорили мы выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Ревность дана для того, чтобы мы зорко следили за своей душой А мы путаем ее со страстью, лишающей достоинства 22 марта, 2018 А мы путаем ее со страстью, лишающей достоинства Люди нередко истолковывают религиозные понятия в ключе имеющегося внерелигиозного опыта, подменяя их содержание чем-то внешне схожим, но чуждым по духу. Так и в случае с ревностью по Богу: под неведомое понятие адаптируется знакомая, понятная страсть, агрессивность и подозрительность, направленные теперь на собственное представление о Боге и символы благочестия – почему мы путаем житейскую страсть и духовную ревность о Боге, размышляет протоиерей Игорь Прекуп. Ревность – не порок? Протоиерей Игорь Прекуп. Фото: Станислав Мошков/rus.postimees.ee Позвольте сначала ответить вопросом на вопрос: какая ревность? Любая? Нет, не любая – порок. Тут, пожалуй, надо быть поосторожней с обобщениями. Если вопрос о той страсти, которая лишает человека достоинства, превращая его в опасного галлюцинирующего параноика, способного лишь разрушать то, что ему дорого, и калечить жизнь тем, кто его любит – да, порок. Но из святоотеческого учения мы знаем, что зло не самобытно. Стало быть, и ревность либо паразитирует на какой-нибудь добродетели, либо сама и есть добродетель, на которой паразитирует порок-самозванец, похитивший ее имя. Похоже, что последнее. Да ну, скажете тоже… Так вообще жить невозможно! Мало ли, что там святые подвижники писали – это для монахов, а мы в миру живем, тут веру и благочестие спасать надо от всеобщей апостасии. Нам, грешным, начинать надо с малого – со строгого соблюдения уставного благочестия: с вычитывания утреннего и вечернего молитвенного правила, с соблюдения всех постов, с регулярного и полного отстаивания богослужений, соблюдая все обычаи, касающиеся дресс-кода и передачи свечек через правильное плечо, с отказа от ИНН и паспортов, с утончения класс… ой! церковного чутья, с обостренного и воинственного реагирования на оскорбления наших чувств. Только освоив этот уровень, имеет смысл озаботиться хранением сердца от всего противного любви, кротости и милосердию, а до тех пор мы недостойны посягать на евангельские заповеди – это дерзость. Как мы можем помышлять о жизни по Новому Завету, не освоив толком жизнь в духе Ветхого? Все должно быть последовательно. А потому будем заботиться о доступном – о внешнем, а недоступное отложим на потом. Так, да?..

http://pravmir.ru/revnost-dana-dlya-togo...

На утрене стихи песней канона (разумеются основные библейские песни, послужившие основой канона) следует петь сполна и дожидаться, пока каждая сторона окончит свой стих. О распределении этих песней по седмичным утреням и о припевах к ним замечено, что вторая песнь поётся во вторник, если не будет праздника, в полном виде и разделяется на четыре отделения, из которых первое с начала до стиха 14-й «масло кравие», поётся с припевом «слава тебе Боже», второе – с 15-го стиха до 22-го – имеет припевом «сохрани мя Господи»; с 22 по 39 припевом служит: «праведен еси Господи»; от 39 «видите, видите» и до конца – «слава тебе Боже». В четверг поётся четвёртая песнь с одним припевом «слава силе твоей Господи». В субботу – седьмая песнь с припевом «отец наших Боже благословен еси» (лист 259). Выписанная статья очень замечательна по своим указаниям не только на древнейшее антифонное исполнение библейских песней, но и по отношению к вопросу о происхождении и строении песненных канонов, как известной гимнографической формы. Строфы или тропари канона заменили собой эти первоначальные антифонные припевы и стали чередоваться между стихами библейских песней. Далее говорится, с какими припевами поются хвалитные псалмы 148, 149 и 150. Замечательны, по отношению к ходу службы, указания на припевы к последнему из этих псалмов. Первые два стиха имеют припевом «Сыне Божий, помилуй нас», третий – «слава Тебе, подавшему нам свет» (этим определяется происхождение теперешнего возгласа перед великим славословием и место последнего в утрене); остальные – «Тебе слава подобает Господи» (лист 260). При пении стихир на «хвалите Господа», стороны или хоры соединяются; к ним, сошедши со своих мест, присоединяются попове и дьяконы. Пропев богородичен, они снова расходятся, занимают свои места и стоят таким образом «донележе утренняя песнь, сиречь слава в вышних Богу пето будет», а на вечерне хоры соединяются при пении стиха «яко утвердися милость его» равно как и на стихирах стиховных. Правила относительно литургии ограничиваются следующими замечаниями: а) парамонарь перед началом клепания к литургии должен взять молитву (благословение) от игумена, а в случае его отсутствия, от эконома, или от первого из попов. б) Припевы к стиху «приидите поклонимся» назначаются разные применительно к праздникам. Время, когда они поются на литургии, обозначается таким образом: «на уставных (т.е. на изобразительных τ τυπικ, – на псалмах положенных в уставе) иже на литургии на входе поповстем» (лист 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Из литургических сборников, сохранившихся в позднейших списках и известных в печатных изданиях, заслуживают внимания следующие. 1) Постановления Апостольские. Этот сборник, первые семь книг которого относятся к III веку, а последняя (восьмая) к IV, содержит весьма много сведений касательно перво-христианского богослужения, церковного управления и быта. В качестве литургического источника Апостольские Постановления всего ближе подходят по содержанию к евхологию, но к области устава относятся лишь стороной и заключают сравнительно небольшое количество данных. В этом последнем отношении особенно замечательны некоторые главы из II, V и VIII книг этого сборника. Так, в 59-й главе 2-й книги речь идёт о вечерних и утренних собраниях для молитвы, в 13–20 главах V-й книги указывается состав тогдашнего церковного года, в 34–39 главах VIII-й книги – круг суточных служб и порядок отправления некоторых из них; в 33-й главе содержится перечень праздников или нерабочих дней. Кроме того, здесь записаны молитвы и песнопения, из которых некоторые доселе употребляются при богослужении, а другие послужили образцами для позднейших 5 . Начало VIII-й книги важно для нас и по своей терминологии. Мы встречаем здесь несколько выражений, которые были усвоены в позднейшем литургическом языке для обозначения церковного устава и родственных с ним представлений о порядке или чине службы, Как известно, VIII-я книга начинается статьёй о духовных дарованиях, которая составляет отрывок из потерянного сочинения Ипполита Римского «περ χαρισμτων» и служит введением к следующим главам, где дело идёт об обрядах рукоположения в епископа и о совершении литургии и таинств, посредством которых сохраняются в церкви и передаются верующим эти духовные дарования. «Теперь слово приводит нас к главнейшему предмету (ρ τ κορυφαιτατον) – о церковном устройстве (διατυπσεως), чтобы наученные нами этому порядку (τν διταξιν – чину) и поставленные нами, по мысли Христа, епископы всё совершали по преданным нам заповедям...» и вот (4-я глава) «мы, двенадцать Апостолов Господа заповедуем вам эти божественные распоряжения о всяком церковном чине (περ πντος κκλησιαστικο τπου)». Итак, мы имеем здесь выражения: «κκλησιαστικς τπος», от которого в позднейшей форме происходит «τυπικν» или устав, «κκλησιαστικ διατπωσις» начертание, изображение, «διταξις» чин, порядок отдельных служб. К числу тех же уставных терминов нужно отнести и слово «ργα» в значении свободы от трудов – праздника (L. II, с. 36, VII, с. 36, VIII, с. 33). В студийских уставах этим словом выражалось облегчение от службы и работ, которым пользовались монахи в известные праздники. Это называется «ργα τν ρν или ργων», а по славянскому переводу – «пороз».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010