Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

          Возлюбленные! В истекшем году Господь благословлял Свою Церковь миром, радостью и успехами во многих трудах, ко спасению народа Божия прилагаемых. В праздник Вознесения Господня была восстановлена полнота единства Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, к которой принадлежит значительная часть нашего церковного народа, рассеянного по разным странам мира. Ныне мы вновь единая Церковь, скрепленная общением в таинствах и молитвах, несущая свидетельство об истине Святого Православия не только в Отечестве, но " даже до края земли " (Деян. 1,8).           В пределы нашей Церкви были принесены честные мощи святого апостола и евангелиста Луки, святителя Спиридона Тримифунтского, святителя Иоанна Златоуста. Из Петербурга в Москву были доставлены мощи святого благоверного князя Александра Невского, которые затем были пронесены по городам, исторически связанным с земными подвигами Небесного защитника нашего Отечества. Многие и многие чада церковные пришли в православные храмы, чтобы поклониться святым угодникам Божиим, получить от них духовное утешение и благословение, исцелиться от недугов душевных и телесных.           При активном участии православного народа совершались торжества в честь 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского - ученика Преподобного Сергия, молитвенника за благочестивых русских правителей и наставника иноков. О лучшем будущем для России, об исправлении ее исторических путей мы молились пред иконой Божией Матери " Державная " в день 90-летия ее явления. Молитвенно и торжественно отметили 90-летие восстановления Патриаршества в нашей Святой Церкви. В память о многих сотнях новомучеников и исповедников Российских, о тысячах и тысячах невинно убиенных в годы богоборческой власти из Соловецкого монастыря в Москву, на Бутовский полигон, где приняли мученическую кончину тысячи страдальцев за веру и правду, был принесен поклонный крест. Дай Бог, чтобы память об их подвиге укрепляла наш народ на путях духовного возрождения!           В минувшем году по милости Божией я многократно совершал богослужения в первопрестольном граде Москве, посещал приходы и монастыри Подмосковья, побывал на Валааме, где освятил скит в честь Смоленской Иконы Божией Матери. Господь сподобил меня посетить Вологодскую, Ижевскую и Корсунскую епархии нашей Церкви, свидетельствовать о духовных ценностях и общественной миссии Православия перед членами Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Об этом же - о вере нашей, просвещающей и преображающей мир, - я говорил во время встреч с государственными деятелями, с людьми различных вер и убеждений.

http://bogoslov.ru/event/265652

В наст. время камень находится в алтаре ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери, построенной в Жировицком мон-ре в 1672 г. (по др. сведениям, в 1769). Обретение Ж. и. после пожара произошло, как предполагали, в 1520 г. или в 1560 г. Последнюю дату нельзя считать убедительной, поскольку строительство новой деревянной церкви в Жировичах на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литов. Александра Солтановича (ок. † 1554), 2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей. Синодик Жировицкого мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» ( Добрянский. 1882). Аргументом в пользу того, что обретение Ж. и. на пепелище произошло ранее 1560 г., может служить находившаяся в XVIII в. в числе ее украшений вотивная подвеска кор. Боны, выехавшей из Польши в Италию в 1556 г. В 1555 г. владельцем Жировичей стал сын Александра Солтановича, надворный маршалок литовский с 1572 г. Иван Александрович Солтан († ок. 1577). Предположительно он начал строительство каменной церкви в Жировичах. Архивные документы 1572, 1575 и 1587 гг. подтверждают существование правосл. церкви в Жировичах и принадлежавшего ей монастырского надела. Возможно, в это время при церкви жили правосл. епископ (Турово-Пинский или Брестский) и монахи. В архивных документах 1580 г. описано чудо Ж. и.- воскрешение девушки Раины из белорус. правосл. шляхетского рода Войнов. Девушка тяжело заболела, и ей было видение, что исцеление наступит, если она совершит паломничество в Жировичи и посвятит себя служению Божией Матери. Когда родители везли Раину из Минска в Жировичи, она умерла. На 4-й день, после того как гроб с телом девушки простоял в церкви в Жировичах, она встала из него совершенно здоровой. Полагают, что чудо, о котором воскрешенная свидетельствовала перед Стефаном Баторием в Гродно, произошло ок. 1558 г. Достоверность ее рассказа подтвердили великий гетман и канцлер литовский Лев Сапега, Виленский католический еп.

http://pravenc.ru/text/182309.html

Молебен Божией Матери в Благовещенском соборе возглавили Патриарший экзарх всея Беларуси и глава Татарстанской митрополии. После молебна начался крестный ход, в котором участвовали архипастыри Русской Церкви, прибывшие в Казань на церковные торжества, священнослужители Казанской епархии , жители столицы Татарстана и паломники из регионов России — всего около 3 500 верующих. Казанская икона Божией Матери была торжественно внесена в воссозданный и освященный ровно год назад Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Казанский собор. После принесения святыни на место ее обретения в Казанском соборе началось служение Божественной литургии. В праздничном богослужении, которое возглавили митрополит Минский и Заславский Вениамин и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, приняли участие митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, митрополит Астраханский и Камызякский Никон , митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, епископ Славгородский и Каменский Антоний, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий, епископ Волжский и Сернурский Феофан, епископ Костомукшский и Кемский Борис. Архипастырям сослужили наместники и настоятели монастырей Казанской епархии, благочинные церковных округов, священнослужители, сопровождающие архиереев, прибывших на торжества в Казанскую епархию. Песнопения исполнили хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы под управлением регента Никона Жилы, архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова, архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко.

http://patriarchia.ru/db/text/5945988.ht...

Осмотрим этот, более чем двухвековый, соборный храм в Гефсиманском скиту; он свят по значению своему и достопамятен по своим строителям. Как памятник древнего, коренного в России церковного зодчества, он драгоценен для истории художеств; верхний и нижний его ярусы из соснового леса; его стены рублены в присек 7 . Прямоугольник верхней церкви в честь Успения Божией Матери, обведенный прирубною ходовою папертью, или притвором, утвержден на откосах, выпущенных из стен нижней церкви так, что все здание имеет подобие корабля, каким именуется самый храм. Над четырехскатною его кровлей, на четырех теремках, обращенных на четыре стороны, возвышается на бочках глава, осененная восьмиконечным крестом. Вышина храма 9 аршин, длина от алтаря до входных с запада дверей 18 аршин, ширина 9½ аршин. В него проходит свет сверху из стенных красных окон с прямыми колодами. Из нижнего яруса звонницы в древнем стиле, с часами, лестница ведет в просторный притвор, на восточной стороне которого поставлены старинные иконы во весь рост Св. Серапиона, Дионисия и Иоасафа, которые прежде украшали гробницы в Серапионовской палатке Троицкой лавры сих святых мужей, прославленных православною Церковью ; кроме того, там на стенах выставлены изображения Святых, писанные на дсках 8 и печатанные на бумажных листах душеполезные сказания из отеческих писаний, образцы в лицах подвижнической жизни, живой веры и действенного благочестия. Подобные изображения украшают и трапезу храма, где у западной стены устроены, так называемые, формы для отдохновения старцев, допускаемого уставом в известное время Богослужения. Прямо из трапезы вход в храм. Стены его, обитые сосновыми досками, красуются только ликами Святых; на северной стене достоин благоговейного внимания по святости и глубокой древности, образ Иорданской Божией Матери на дске, по преданию, бывший в келье Св. Иоанна Дамаскина ; также драгоценно писанное на холсте поясное изображение самого храмоздателя, добльственного подвижника за веру и отечество, кормильца Москвы в тяжкую ее годину голода, высокого смирением и терпением Преподобного Дионисия, Троицкого Архимандрита. Может быть, это одно из тех изображений, какие снимали с усопшего многие зографы 9 , собравшиеся к его гробу 10 . На западной стене изображение явления Божией Матери при возношении Апостолами хлеба за трапезой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь: «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. Впоследствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к страждущим глазами. После того как архиепископ с воеводами отправили царю подробное описание обретения иконы с точным ее списком, тот велел строить на месте явления женский монастырь. Первыми постриженицами обители стали отроковица Матрона и ее мать. В 1595 г. митр. Ермогеном был отстроен новый Успенский собор и штат монахинь увеличен до 64 человек; чудотворный образ был обложен царскими дарами — золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В 1798 г. новые украшения были возложены императрицей Екатериной, и ею же были отпущены 25 тыс. руб. на строительство новой соборной монастырской церкви, освященной в 1808 г. Почитаемые списки Казанской иконы Русской Церковью особо почитались и два чудотворных списка с Казанского образа Божией Матери, дважды сопутствовавших русскому воинству в борьбе против иноплеменников: Московский и Санкт-Петербургский. Первый список, после тайного воззвания Патриарха Ермогена взятый казанской дружиной в поход в 1611 г., был передан дружинам северных городов под руководством князя Дм. Пожарского, шедшим на освобождение столицы от поляков. После усердной молитвы русских воинов Богоматери перед Ее образом стало известно о видении прп. Сергия Радонежского греческому архиепископу Элассонскому Арсению, заточенному поляками в Кремле, объявившего ему о том, что заступничеством Царицы Небесной царствующий город освобождается от врагов. Получив такую духовную поддержку Богоматери, 22 октября (сегодня этому дню соответствует 4 ноября по гражданскому календарю) русские выбили поляков из Китай-города, и затем сами захватчики сдали Кремль. Духовенство вышло навстречу русскому воинству с Московскими святынями, а впереди освободителей шествовала Сама Взбранная Воевода в Своем Казанском образе.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

За богослужением молились настоятельница Казанского женского монастыря г. Ярославля игумения Екатерина (Гаева), настоятельница Мологского Покровского монастыря с. Быково игумения Феодорита (Маркова),  настоятельница Иоанно-Мариинского женского монастыря  Ставропольской епархии  игумения Иоанна (Лихоманова), настоятельница Софийского женского монастыря г. Рыбинска игумения Серафима (Бубенова), а также глава Рыбинского района А.Н. Китаев, представители властей и многочисленные паломники. Богослужение совершалось под открытым небом у поклонного креста, установленного в память Югской Дорофеевой пустыни на берегу рукотворного Рыбинского моря в полутора километрах от места, где была обитель. По окончании богослужения архипастыри в сослужении духовенства совершили славление перед Югской иконой Божией Матери. Епископ Вениамин поблагодарил помощников и волонтеров, которые помогли организовать празднование в честь 400-летия Югской обители. Обращаясь к молившимся за богослужением, он отметил: «Это место напоминает о дивном и благодатном событии, которое совершилось 400 лет назад. Преподобный Дорофей, остановившись недалеко от этого места, стал здесь подвизаться, и Пресвятая Богородица явила много чудес на этом месте. К сожалению, монастырь затоплен, человеческими руками была разрушена эта великая святыня. Но мы надеемся на помощь Божию и Покров Царицы Небесной, к Которой мы обращаемся и молимся, чтобы Она не оставила нас». Митрополит Пантелеимон поздравил всех с юбилеем, с празднованием 400-летия явления Югской иконы и основания Югского Дорофеевского мужского монастыря. «Мы совершили Божественную литургию напротив того места, где находился Югский мужской монастырь, основанный 400 лет назад. Мы храним память об этом святом месте, храним память о всех святынях, оказавшихся под водой Рыбинского моря. Эти воды как бы закрыли святость Руси, которые явили своими трудами и подвигами подвижники благочестия Церкви Русской. Эта святость, как и сама вера, стали утверждаться на Руси начиная со времени святого равноапостольного князя Владимира».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Икона Казанской Божией Матери стала вскоре всенародной святыней, знамением Ее Небесного покрова, явленного всей Русской Церкви. Много раз этот чудотворный образ указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. В год явления ее в Казани начался знаменитый поход за Уральские горы казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского, который увенчался присоединением Сибири. Оттуда русские землепроходцы-миссионеры двинулись дальше на восток, и, преодолев много тысяч километров, в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану. В лихую годину, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество Патриарх Гермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: " Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем " . Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины по благословению Патриарха Гермогена принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступничеством была спасена Россия. После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский торжественно внес святую Казанскую икону в свою приходскую Введенскую церковь на Лубянке, в Москве. Позже, когда на Красной площади воздвигли Казанский собор, святой образ был в 1636 году перенесен в этот храм. Ныне эта чудотворная икона находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Первый долго молился со своим воинством перед иконой Казанской Божией Матери. В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона в начале находилась в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы была перенесена в Казанский собор.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/03/...

Михаил Юрьевич известен читателям РНЛ своими публикациями . После кончины 18 июля 2014 года профессора Александра Леонидовича Салагаева он возглавил известное в Казани Общество русской культуры. Состоялась небольшая дискуссия, и предложение Сулейманова было принято. Сам Раис Сулейманов остается членом правления Казанского отдела, куда помимо него входят теперь М.Ю. Щеглов, священник Олег Соколов, один из лидеров кряшенского движения кандидат исторических наук Аркадий Васильевич Фокин и преподаватель Казанской духовной семинарии, известный краевед, кандидат исторических наук Анатолий Михайлович Елдашев. 19 июля открылась международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». В первый день я участвовал в работе первой секции «Духовные аспекты явления и почитания иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани», которая проходила на Архиерейском подворье в честь священномученика Кирилла, митрополита Казанского. Секцию вели проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев) и известный казанский философ профессор Владимир Игнатьевич Курашов. Вторая секция «Историческое значение Казанской иконы Божией Матери и Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации» проходила в Зале заседаний Попечительского совета Казанского (Приволжского) федерального университета, а третья секция «Казанская икона Божией Матери в произведениях искусства и памятниках архитектуры» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан (у третьей секции было еще три подсекции). После обеда в Казанско-Богородицком мужском монастыре состоялся круглый стол «Под осенением чудотворного Казанского образа: судьбы России и мира - прошлое, настоящее, будущее». Его открыл пространным выступлением митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), который затем отбыл встречать Святейшего Патриарха Кирилла. А на круглом столе после Владыки выступили директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Петров, советник мэра Казани Дмитрий Хафизов, профессор Владимир Курашов и автор этого репортажа. Мое выступление опубликовано на Русской народной линии.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/01/...

По окончании богослужения митрополита Александра приветствовали епископ Ферапонт и губернатор области С.К. Ситников. Глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь. В своем слове митрополит Александр рассказал об истории явления Феодоровского образа Божией Матери и заступничестве Царицы Небесной, явленной Отечеству Российскому по молитвам перед этой чудотворной иконой. Еще одной темой проповеди архиерея стал подвиг новомучеников и исповедников Христовых, пострадавших в ХХ столетии в пределах Казахстана. Во внимание к трудам по укреплению отношений между Костромской епархией и Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Александр вручил епископу Ферапонту награду Православной Церкви Казахстана — орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. В дар Богоявленско-Анастасииному собору глава Митрополичьего округа преподнес икону преподобноисповедника Севастиана, старца Карагандинского, с частицей его святых мощей. На молитвенную память владыка Ферапонт подарил митрополиту Александру архипастырский жезл. По окончании богослужения епископ Костромской и Галичский Ферапонт и губернатор Костромской области С.К. Ситников в честь праздника Феодоровской иконы Богородицы и визита на Костромскую землю главы Православной Церкви Казахстана дали прием, в котором приняли участие архипастыри, священнослужители, ктиторы епархии, представители городской и областной администрации, общественные деятели. Затем в Тронном зале Костромского епархиального управления состоялась церемония вручения церковных наград. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр удостоил ряд клириков Костромской епархии и сотрудников Костромского епархиального управления, представителей органов государственной власти и благотворителей наград Православной Церкви Казахстана.

http://patriarchia.ru/db/text/3614386.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010