Один из них был солёным и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, там стали молится ей. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Иоанну Грозному. Вскоре Вознесенская пустынь была сожжена и новоявленная икона переносится в Уфимский острог и поставляется в соборном храме, который в 1579 году освящён в честь Казанской иконы Божией Матери и был построен на средства царя Иоанна Грозного. В Уфе явленная икона пробыла недолго. После 1593 года Казанская церковь сгорела от грозы, и чудотворная икона вновь явилась на прежнем месте. Второе явление Табынской иконы произошло в 1593-97 годах. История исчезновения и явления чудотворной иконы глубоко поразила современников. По древним актам известно, что в Табынском крае вблизи места явления иконы в период 1593-98 года возрождается Вознесенская пустынь и строится новый монастырь в честь «Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанския» в ближайшей крепости Солеварного городка. Однако в 1660-х годах в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз. Третье явление Табынской иконы вероятно произошло в 1692 году в районе Соловарного городка, поскольку значительно активизируется церковная деятельность. Строится новая церковь появляются планы возрождения монастыря учреждается содержание храму. Однако в 1708 году согласно предания при разрушении Соловарного городка на р. Усолке у солёных ключей Табынская икона снова пропала. Четвёртое явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1740-41 году: три башкира-пастуха у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, заметили, что вдруг коровы стали мычать и бить ногами. Подойдя ближе, они увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. Икона не давалась им в руки, и тогда они её стали рубить и колоть, однако она долго осталась невредимой. В конце концов, кровь потекла по щеке, икона раскололась и в этот момент пастухи ослепли. Был уже поздний вечер и поэтому жители отправились на поиски стада, тогда-то и обнаружилось явление Табынской иконы Божией Матери. Но только когда пришёл священник, икона поддалась людям.

http://azbyka.ru/palomnik/Табынская_икон...

13 января 2015 года возрожденный храм в честь чудотворного образа Божией Матери «Новодворская» был освящен митрополитом Курским и Рыльским Германом, но восстановительные работы продолжались еще в течение почти двух лет. 29 декабря 2016 года было совершено освящение престолов в Новодворском храме: северного – в честь преподобного Иосифа Волоцкого и всех русских святых, южного – в честь иконы Божией Матери «Иверская».По благословению митрополита Германа богослужения совершаются поочередно во всех трех приделах. В 2007 году обители была возвращена храмовая икона Пречистой Девы «Одигитрия Смоленская», находившаяся в советские годы в Курском Никольском храме. В настоящее время все три чудотворные монастырские иконы Пресвятой Богородицы («Смоленская», «Новодворская» и «Троеручица») и многочисленные иконы с частицами мощей находятся в Новодворской церкви. Примыкает к Троицкой церкви с западной стороны. Церковь была построена в 1836 году. Строительство ее было обусловлено нуждой обители в теплом храме, поскольку Троицкая церковь была холодной и многие старицы монастыря, не имевшие теплой одежды, не могли присутствовать в ней зимой на богослужениях. Престол в новом теплом храме был освящен в честь Божией Матери, «явления ради иконы Ея Новодворской». С северной и южной сторон храма были устроены деревянные коридоры, ведущие в Троицкий храм. К 1851 году они обветшали и были заменены каменными приделами: южным – в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы и северным – в честь прп. Мирона (по благословению владыки Германа, правящего архиерея Курской епархии, по восстановлении, этот придел был освящен в честь прп. Иосифа Волоцкого и всех русских святых). Храм является ярким памятником эклектического направления в архитектуре, доминирующего в России в 30–90-ые годы XIX столетия. До закрытия монастыря в 1923 году главный фасад храма был окрашен в голубой цвет, из ниш выступали священные изображения: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Сретение, Воскрешение Лазаря, исцеление при овчей купели, а также изображения свв. мчч. Георгия Победоносца, Иоанна Воина, Варвары и Екатерины. К сожалению, эти изображения утрачены, а фасад, как и весь храм, был побелен.

http://sobory.ru/article/?object=56038

Романовы постарались продемонстрировать свою преемственность от Рюриковичей и Годуновых в почитании иконы власти. Это были новые царские грамоты, даровавшие преимущества и даже особый статус костромскому Успенскому собору, пожертвования и богатые украшения для иконы, составление Сказания о Феодоровском образе (на основе преданий и древней службы). Но все же главным событием, совершенно необычным для русского иконопочитания, стал перенос празднования явления иконы на день рождения дома Романовых. Такое особое прославление образа было призвано максимально связать события 1239 и 1613 гг., уподобить их друг другу. Икона Богородицы как бы заново являла себя миру, и ее адресатом становился уже не князь рода Рюриковичей и не предок Годуновых, а Михаил Федорович Романов. Новая династия постаралась донести весть об этом прославлении до каждого человека, для чего на многочисленных списках иконы писанных " в меру и подобие " появилась подпись: « Списан сей святой образ Пресвятой Богородицы нарицаемыя Феодоровския иже во граде Костроме явления того цельбоноснаго образа бысть в лето 6747 году августа в 16-й день праздновати же тому чудотворному образу о явлении предположено в Прологу месяца марта, 14-го дня ... » Запечатленное на освященных иконных досках и в церковном календаре чудо явления празднуемое в марте становилось уже не символическим, а вполне реальным событием. (Этот трудно понимаемый современным человеком акт, можно соотнести с теми случаями в церковной жизни, когда честь и почитание утраченного подлинника чудотворной иконы переходили на его список. Если это возможно со священным изображением, то вероятно возможно и со священным событием?) В этом случае многочисленные дары Романовых Феодоровскому образу, становились приношением новому чуду явления. Тот факт, что в день призвания Михаила Федоровича праздновалось именно явление иконы, подтверждает текст новой службы (1778 г.) полностью посвященной событиям XIII столетия. Здесь, царю Михаилу Романову посвящено всего несколько строк, где он сравнивается с Моисеем, выведшим свой народ из рабства.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Источник: сайт " Наша газета " Первая церковь в прежнем селе Старом Никулине построена была в 1660 году, во имя Казанской Божьей Матери (Холмогоров " Материалы для истории Симбирскаго края " , стр. 4), впоследствии она сгорела и теперь на ея месте поставлена часовня, о которой упомянуто выше. Настоящая церковь в селе Пилюгине, Волынщино тож, каменная, во имя Архистратига Михаила, построена в 1817 г. помещицею Надеждою Васильевною Краевскою. В этой церкви хранится явленная икона Владимирской Божьей Матери. Икона явилась в соседней деревне Дубенках, около родника. О времени и обстоятельствах ея явления не сохранилось никаких сведений. Местные жители рассказывают, что явленная икона перенесена в церковь из часовни, построенной на месте ея явления, но затем помещик Василий Петрович Чуфаров куда то ее увез, так что в настоящее время в церкви хранится не подлинная явленная икона, а снимок с нея. Ежегодно 23 июня, из села Сгараго Никулина совершается, в сопровождении большого числа богомольцев, стекающихся и зсоседних селений, крестный ход, (с иконой Владимирской Божьей Матери, в д. Дубенки (в трех верстах), и там, на месте явления иконы, в часовне, происходит общее молебствие. Одновременно с празднованием явленной иконы, в селе Старом Никулин устраивается однодневная ярмарка. В 1888 году здесь открыта церковно-приходская школа. Из книги " Селения Симбирского уезда " (П. Мартынов, 1903 г.): " Храм каменный, построен в 1817 г. помещицей Надеждой Васильевной Краевской. Престолов три: – в честь Владимирской иконы Божьей Матери; в приделах – во имя Архистратига Божьего Михаила и во имя Святителя Митрофания Воронежского. Причт состоит из священника, дьякона и псаломщика. Прихожан крестьян: в с. Старом Никулинев 21 двор - 50 м. и 63 ж. " . Из книги Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домашних церквей Симбирской епархии по данным 1900 г.», Приложение к Симбирским Епархиальным Ведомостям за 1903 год, Симбирск. Храм каменный, построен в 1817 г. помещицей Надеждой Васильевной Краевской. Престолов три: главный холодный – в честь Владимирской иконы Божьей Матери; в приделах теплых – во имя Архистратига Божьего Михаила и во имя святителя Митрофания Воронежского.

http://sobory.ru/article/?object=25845

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген , святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: " Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани " . С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись " Повести " - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912. Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз " Матушка Казанская " указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход " за Казань " (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, " встречь солнца " многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

http://patriarchia.ru/db/text/914157.htm...

Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие. Чудесное обретение Курско-Кореной иконы Божией Матери и первые ее чудеса Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»  — одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне. В 13-м столетии, в страшную годину татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область не избежала общей участи русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Одним из ранних известных списков Е. А. и. является икона, находящаяся ныне в Успенском соборе Паисиева Галичского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Костромская епархия). В центре многофигурной композиции представлена на облаке Богородица Оранта. Она облачена в синее платье с золотыми полосами отделки и в розовый мафорий с золотисто-охристым подбоем и золотой каймой по подолу. Разделка одежд выполнена «золотопробельным письмом». Уникальной чертой иконографии этой иконы является изображение на шее Богоматери ленты, на к-рой закреплен медальон с оглавным образом Спасителя. Это дополнение контрастирует по цвету и масштабу с основной живописью, но выполнено довольно искусно «акварельным», прозрачным письмом, сквозь к-рое просвечивает основной тон одежд. На списке, возможно одновременно с его созданием, воспроизведен вотивный предмет, украшавший протограф (ср. живописное изображение драгоценного «приклада» - цат - на иконах свт. Николая Чудотворца (1-я четв. и сер. XVI в., ГТГ; XVI в., СПГИАХМЗ)). Под облаком надпись плохой сохранности: «[Ел]ецки[я] Пресвятыя [Б]огор[од]ицы». Вверху в облачном обрамлении - Св. Троица (т. н. Новозаветная). В верхнем регистре справа и слева от Богоматери на облаках изображено в 3 ряда небесное воинство. В нижнем регистре слева представлены избранные святые: святители Алексий и Петр Московские, свт. Николай Чудотворец, прп. Савва Сторожевский - 1-й ряд; свт. Филипп, св. Алексий (человек Божий?), преподобные Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий (?) Киево-Печерские - 2-й ряд. Справа - стены Ельца с куполами храмов в ограде города и под ними стан Темир-Аксака. Золотые поля и фон иконы, написанной на кипарисовой доске темперой, украшены резьбой по левкасу. По характеру письма, восходящему к стилистике владимирских мастеров, ориентировавшихся на палехскую иконопись, икона может быть датирована посл. четв. XIX в. Клейма с надписями следуют традиции изложения чуда явления Богородицы, во 2-м клейме отсутствуют сведения, к-рые могли бы прояснить историю создания этого списка. Известно, что 20 авг. 1980 г. икона была приобретена сотрудниками Елецкого краеведческого музея у местного жителя. В сент. 1995 г., в год празднования 600-летия явления Божией Матери Темир-Аксаку, икону передали Церкви. 3 сент. торжественным крестным ходом она была перенесена из музея в храм в честь Елецкой иконы Божией Матери. Оттуда икону переместили в собор в честь Вознесения Господня. В 1999 г. собор был ограблен, в числе 13 икон похитили и этот образ. По фотографии в 2003 г. был сделан список иконы, который ныне находится в соборе у левого клироса в киоте.

http://pravicon.com/info-3821

Знаменательна и судьба священников, служивших в Казанском храме с.Туртень в годину небывалых гонений на Русскую Православную Церковь. В 1932 г. был «раскулачен», арестован и приговорен к 10 годам концлагерей священник Дмитрий Вознесенский. Больше никаких сведений о дальнейшей судьбе о. Димитрия нет. Последним священником до закрытия храма в 1961 году был схиигумен Павел (Драчев), один из последних старцев Введенской Оптиной пустыни. Сейчас храм действующий, имеет два придела - во имя Казанской иконы Божьей Матери и во имя св. мчч. Флора и Лавра. В 150 м от храма находится благоустроенный источник и купальня, оборудованная лестницей и раздевалками. В самом живописном месте Тульской области, в восточной части Ефремовского района в селе Туртень на левом берегу речки Дубрава (Колотовка), находится храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Название села Туртень имеет несколько вариантов происхождения. Первый происходит от тюркского корня «тур» - «стоянка», «туртень» — «древняя стоянка». Вместе с деревней Турдей (Воловский район) и Тормасово (Ефремовский район) эта группа топонимов сохранила память о передвижениях отрядов степняков. Второе значение — слово «туртень» по-монгольски значит «река». А возникновение села связано с чудесным обретением на его месте иконы Казанской Божьей Матери. По преданию, когда-то давно на берегу речушки (в источниках XVII—XIX вв. - р. Туртенка), девушка нашла икону Казанской Божией Матери. Своего храма в Туртене тогда не было, а потому икону отправили в ближайшую церковь в с. Круглое. Но икона не один раз возвращалась туда, где была найдена. На месте явления была построена часовня, затем деревянный храм. Со временем, из-за ветхости деревянной церкви на противоположной горе была построена другая церковь, из дикого камня, сейчас на ее месте старое кладбище. Третья, каменная, ныне существующая церковь, была построена в 1802 году князем Петром Ивановичем Одоевцевым. Вместо древней часовни на месте явления иконы в 1848 году стараниями управляющего именьями Ланских помещика Михаила Афанасьевича Левачова была построена каменная часовня, покрытая железом. В 1860-е г. владелицей земельных угодий указывалась помещица генерал-майорша Е.А. Лермонтова. В 1860 г. в Туртене открылась земская школа, в 1868 году – церковно-приходское попечительство, занимавшееся благотворительностью.

http://sobory.ru/article/?object=07332

Одна монахиня, жившая в то время в монастыре, слышала голос, говоривший: «Чем ближе Моя икона, тем быстрее будете услышаны». На праздник Вознесения Господня икона была привезена в монастырь и помещена в келейной церкви. По прибытии в монастырь образа Божией Матери явной стала Ее помощь строящейся обители. Весной того же года на месте, указанном Божией Матерью, обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена часовня в честь явления Божией Матери. В 1994 году было зафиксировано мироточение Касперово-Тервенической иконы и иконы «Явление Божией Матери в Тервеничах», на которой и изображено бывшее духовнику обители видение. В 1996 году митрополит Владимира благословил считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления «Тервенической». При этом празднование иконе было установлено совершать в день Покрова (14 октября) и в день основания обители (1 июня). Тервеническая икона - единственная святыня, уцелевшая при пожаре келейной церкви монастыря. Перед иконой ежедневно утром читается акафист Покрову Божией Матери, с четверга по воскресенье служатся молебны. В летописи монастыря записано много случаев помощи, полученной людьми от Тервенической иконы Божией Матери и святой воды из источника. В благодарность Божией Матери за исцеления и помощь люди дарят Ее иконе приносят дары. ВЛАДЫЧИЦЕ ПРЕМИЛОСТИВАЯ, ИСЦЕЛИ НАША НЕДУГИ И СТРАСТИ В 1997 году в 20-ти километрах от Тервеничей, в деревне Пирозеро, по благословению митрополита Владимира был основан скит монастыря. В этих местах тоже был полуразрушенный храм: в старые времена он был Тихвинским, а ныне освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С 2000 года на территории скита живут наркозависимые молодые люди. Живут они одной большой семьей и все делают своими руками: построили трапезную, на месте сгоревшего в 2003 году деревянного - новый каменный храм, даже мост возвели сами. Это не говоря уже о садово-огородных работах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

II . Историческое введение Акафист, или неседальное пение в честь Пресвятой Богородицы, возникновение которого возводится исследователями к рубежу V и VI веков — древнее молитвенное последование. Впоследствие к половине его строф были добавлены 144 воззвания, начинающихся словами ангельского приветствия Божией Матери: Радуйся, что стало самой яркой его особенностью. Наличие «возрадований» выделило акафист из ряда древних многострофных кондаков, однако и сообщило гимну черты неповторимости — в течение многих веков акафист воспринимался как уникальный молитвенный текст, и даже величайшие византийские песнописцы не составляли гимнов по его подобию. До нашего времени в грекоязычных Поместных Церквях термин «акафист» относится только к первоначальному гимну в честь Божией Матери, но не к другим гимнографическим последованиям. III. Акафист как жанр церковных песнопений Появление первых дошедших до нас гимнов, подражательных акафисту Божией Матери, связано с исихастским возрождением XIV века. Сначала в Византии, а потом и у славян начали появляться «икосы, подобные акафисту». Некоторые из них — Иисусу Сладчайшему, святителю Николаю — находятся в молитвенном употреблении по сей день. Первоначально акафист Божией Матери был связан лишь со службой Похвалы Пресвятой Богородицы, и в качестве компонента чинопоследования этого праздника он по сей день печатается в Постной Триоди. Однако со временем он стал использоваться и в личном молитвенном правиле, а в обителях Святой Горы есть обычай петь его на повечериях. В дониконовском русском церковном обиходе акафист Божией Матери входил в состав правила ко Святому Причащению. Появление «икосов», становление акафиста как жанра привело и к постепенному переосмыслению места такого рода гимнов в молитвенной практике православных христиан. В XVI веке уже фиксируется обычай читать на личном молитвенном правиле акафисты сообразно дням седмицы — в понедельник Архистратигу Михаилу, во вторник Предтече Иоанну и т.д. Со временем акафисты были включены и в молебные пения — во многих приходах и монастырях сложился обычай совершать молебен у чтимой иконы Божией Матери или перед мощами местного святого с пением акафиста. Начиная с середины XVIII века, число новосоставленных акафистов — сначала в честь святых, а позже и в честь Божией Матери ради явления Ее чудотворных икон, стало весьма значительным, так что потребовалось упорядочение их молитвенного употребления.

http://bogoslov.ru/article/5203297

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010