Слово в день принятия боголюбской иконы Божией матери Снова мы зрим перед собою, христолюбивые граждане владимирские, св. икону царицы небесной боголюбскую. Всегда готовая осенить нас своею благодатию и непрестанно молящаяся о нас грешных пред престолом Сына своего Божественного, она в особенности в нынешний день, светло празднуемый нами в честь ее иконы, готова без сомнения сподобить нас своих милостей, если только мы уготовим сердце свое к принятию этих милостей, если, зря на ее св. икону, вдохновимся верою и надеждою на ее всесильную помощь и изольем перед нею все наши нужды душевные и телесные, все скорби и печали сердца. Дабы возжечь святую искру благоговения и верующей сыновней любви к царице небесной, св. церковь оглашает слух наш многочисленными песнопениями и молитвами, составленными в ее похвалу и честь, а для богослужебных чтений выбирает такие места из священных книг нового и ветхого завета, в которых пророчески-образно указуется, или прямо разъясняется все величие матери Господа нашего, неизреченно послужившей таинству нашего спасения. И кто со вниманием и с пониманием слушает эти песнопения и чтения церковные, тот, конечно, не может остаться хладен сердцем и не умилиться душею пред пречистым ликом заступницы рода нашего. О, если бы случилось это и с нами в настоящие минуты! Призвав на помощь саму пречистую матерь Господню, остановимся вниманием своим на тех паримийных чтениях, которые неизменно предлагаются нам св. церковию на всенощных бдениях во все богородичные праздники, и смысл которых, не смотря на свою знаменательность и поучительность, как кажется, не всеми понимается и достодолжным образом усвояется. Первое чтение берется из того места книги Бытия, где повествуется, как патриарх Иаков во сне видел таинственную лестницу, соединявшую небо с землею. Это было в то время, когда он, спасаясь от ярости брата своего Исава, принужден был удалиться из дома отеческого и бежать из родной Вирсавии в далекий город Харран, на родину матери своей Ревекки. Ночь застигла его в некотором пустынном месте, и он с крепкою верою в невидимую защиту Божию заснул под открытым небом, положив себе в изголовье один из камней того места. И вот видится ему знаменательный сон: «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама отца твоего, и Бог Исаака: не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся, и сказал: как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесныя» ( Быт. 28:12–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но это чудо будет совершено перед людьми , а не перед Богом, ибо это – лжечудо, и не есть проявление высшей реальности неба, а целиком рассчитано на эффект перед людьми, на то, чтобы обольстить их. Все эти ложные чудеса лжепророк совершит, чтобы обольстить живущих на земле . Ему не дастся обольстить тех, которые, ходя по земле, душой живут на небе и там имеют свое сокровище, которых жительство на небесах. Те же, которые не только телом, но и душой живут на земле, только о земном помышляют и к земному прилепляются, те будут обольщены лжепророком и примут антихриста. Поэтому, «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6:19–21 ). Так лжепророк будет творить свои знамения перед антихристом. 13 .14–15 Говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Как в христианстве есть иконопочитание, есть иконы Спасителя, Божией Матери, святых, так будет создана и икона антихриста и учреждено поклонение ей. Здесь мы явно видим, что общество антихриста будет не безрелигиозным, а с новой религией, с явным культом сатаны. Лжепророк добьется не только почитания антихриста, но даже и его иконы. Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. Так и поклонение иконе антихриста будет особой формой поклонения антихристу. Собственно, это будет финалом идолопоклонства. Прежде приносившие жертвы идолам приносили их фактически бесам ( 1Кор. 10:20 ). Здесь же поклонение будет оказано не идолу, а непосредственно иконе антихриста, посланника сатаны. История повествует нам, что человеческий разум может доходить до такого безумия, как оказание Божеской почести человеку. Есть примеры римских императоров – Калигулы, Нерона, Домициана, Декия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вспомним однако, что сказал Господь Иисус Христос апостолу Фоме, удостоившемуся осязать раны на Его воскресшем теле: «ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» ( Ин. 20,29 ). Значит, уверовать можно и не видя! И хотя видение чудесного явления поражает, конечно, увидевшего и может убедить его в действительности того, что он прежде считал невероятным, однако такое вйдение, телесными очами по своему нравственному достоинству уступает видению очами веры. Впрочем, апостол Фома хотя и говорил пред тем, что не поверит в воскресение Господа, пока не увидит на руках Его ран от гвоздей и не вложит перста своего в эти раны, но сердце его уже жаждало веры, и потому эта вера при явлении ему Спасителя вспыхнула ярким огнем и вылилась в пламенное исповедание: «Господь мой и Бог мой!» (ст. 28). Совсем иное может произойти тогда, когда чудо совершится на глазах людей, чьи сердца разъедены сомнениями, чей ум полон предубеждений и недоверия. Такими были евангельские книжники и фарисеи, о которых, повторяя оказанное Духом Святым чрез пророка Исаию, св. апостол Павел говорил: »огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их« ( Деян. 28:27 ). Такого рода люди, как уверяет нас притча о богатом и Лазаре, »если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:31 ). Господь не творил чудес для того, чтобы приводить в изумление скептиков и маловеров. Однажды в Назарете Спаситель произнес проповедь о цели пришествия Мессии и возвестил, что время этого пришествия уже наступило. Но одни из слушателей соблазнились тем, что Он – сын плотника и родственник хорошо известных им бедных назаретских поселян – прилагает слова пророка Исаии к Своей деятельности; другие же дали понять, что ждут от Него чуда как доказательства Его мессианского достоинства. И вот, евангелисты сообщают нам, что Господь «не мог совершить там никакого чуда... по неверию их; только, на многих больных возложив руки, исцелил их» ( Мк. 6:5 ; Мф. 13:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Господь не благоволил ни отвечать знаменитым иудеям на их возражение, ни продолжать разговора. Но эти несчастные долго помнили слова Искупителя: они привели их в обвинение тогда, когда пришло погибельное для них время осудить Его на смерть. «Мы слышахом Его глаголюща», говорили они, яко Аз разорю сию церковь рукотворную и треми денми ину нерукотворену созижду» ( Мк.14:57–58 ). Явно, что лжесвидетели были те же самые лица, которые допрашивали Господа при первой Пасхе, ибо говорят: «мы слышахом» – и во второй раз искажают и смысл, и слова Его. Даже чернь иерусалимская, толико облагодетельствованная Господом в продолжение трех лет слишком, очень хорошо памятовала первый разговор Его с фарисеями, и Его же словами издевалась над Ним, когда Он был на кресте. Иные, стоя и зря на страждущего ( Лк.23:35 ), другие, проходя мимо, ругались, кивали головами и с насмешкою говорили: «разоряяй церковь и треми денми созидаяй» ( Мк.15:29 ). Не удивительно, в последнее время гражданского существования своего иудеи так развратились, что ни один народ не мог равняться с ними в жестокости, вероломстве и ослеплении. «Я думаю, – пишет Флавий, – что если бы римляне не поспешили завоевать нас, то мой отечественный город или провалился бы сквозь землю, или огонь содомский пожрал бы его». Пребывая в Иерусалиме до окончания праздника, Господь не оставался праздным зрителем торжественных церемоний иудейских, напротив, Он действовал, и действовал точно так, как требовали от Него допросчики, то есть Он творил чудеса. Евангелист не говорит, какие это были чудеса; но их можно угадать по свойству и характеру тех чудес, которые Он совершал впоследствии: исцелял больных, очищал прокаженных, давал прозрение слепым, учил заблуждающихся. Во время первой же Пасхи Спаситель в Иерусалиме имел Свою премудрую и продолжительную беседу с Никодимом о возрождении. Изъяснение слов Спасителя о воскресении Его из мертвых Свят. Филарет, митрополит Московский. Слово на освещение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 18 июня 1833 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

И частные лица, и вся российская страна многократно пользовались многоразличными Ее милостями. История не только всей России, но и каждой отдельной области ее весьма ясно свидетельствует об этом. Множество посвященных Ее имени православных храмов и обителей и еще большее множество Ее чтимых, священных и чудотворных икон суть непререкаемое и неумолкающее свидетельство о знамениях Ее милости к нашему отечеству. И в трудную годину испытаний и бедствий, постигавших наше отечество, и в дни брани с врагами, и в дни благоденствия народного Пресвятая Богородица не переставала Своим покровом и заступлением осенять нашу православную страну. Вот и совершаемое ныне всей Россией празднество в честь Ее чудотворной иконы, именуемой Казанской, и в воспоминание избавления России от поляков во времена междуцарствия о чем нам свидетельствует, как не о том, что Россия чрез эту чудотворную икону сподобилась получить от Бога особую милость по молитвам Богоматери? И о какой еще великой милости Богоматери свидетельствует настоящее празднество ? Оно напоминает нам о том, что в 1612 году по молитвам и заступничеству Матери Божией «суд о нашем отечестве преложен на милость» (Акафист в честь Казанской иконы Божьей Матери) в ту пору, как предки наши усердно молились пред этою иконою об избавлении отечества от врагов, уже владевших первопрестольным градом Москвой. Да, братья, Матерь Божия во всех скорбях, напастях и болезнях Своим заступничеством являет милость Свою к нам. Как же нам не прибегать к Ее заступничеству? И мы прибегаем к Ее заступничеству, но когда? К сожалению, большая часть из нас имеет обыкновение обращаться с мольбою к Матери Божией о заступничестве уже тогда, когда не остается у нас уже никакой надежды на избавление от напасти средствами земными, когда сама печаль начинает уже приводить нас в уныние. Разумеется, к Матери Божией никогда не поздно обратиться с мольбою о помощи и заступничестве, но подобает ли православными христианам прибегать к помощи земной прежде, чем мы испросим себе помощи и заступничества у Бога, Его Пречистой Матери и святых угодников? Отнюдь не подобает. Православные христиане постоянно должны помнить, что всякая земная помощь может оказаться спасительною для нас только при помощи небесной. Для того, чтобы земная помощь была для нас спасительна во время постигающих нас напастей, и скорбей, и болезней, мы должны прежде испросить себе помощи от Пречистой Матери Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

И результат не заставлял себя долго ждать, и он не явился чем-то случайным. А результат это оккупация Москвы поляками, национальное унижение, потеря территорий, огромные жертвы и человеческое горе. И только когда русский народ сплотился перед лицом захватчиков, сумел подавить в первую очередь смуту внутри себя, внутри своих мятежных душ и умов, вот тогда удалось подавить смуту и в стране и освободить свою землю и свой народ. Но это была не просто какая-то успешная военная акция – это был всенародный подвиг, всенародная молитва и всенародное покаяние. И вот когда люди примирились между собой и принесли Богу покаяние и обратились к Нему с молитвой, вот тогда Божия Матерь и пришла на помощь, стала в борьбе их Победительным Воеводой, то есть непобедимым полководцем. А это значит, что враг уже был обречен. И как раз в память об этом событии был установлен праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, который мы празднуем 4 ноября по новому стилю. История каждой иконы Божией Матери и Акафиста в честь нее связана с тем или иным знаменательным для нас событием. И распространение Акафистов именно в России связано с тем, что вся история нашей страны, начиная с момента крещения, – это история падения, беды, следующей за этим падением, осознание, обращение к Богу и покаяние. И никогда не бывало иного времени. Просто одно поколение людей живет во время разгула и падений, другому достаются колотушки, когда они расплачиваются за грехи предков, а третьи берут на себя труд осознания и покаяния. И процесс этот длиться столетия. Я приведу пример, более близкий к нам по времени. Когда в 17 году прошлого (ХХ) века разразилась буря в нашей стране, то это не было чем-то спонтанным, случайным и непредвиденным. Ведь если в жизни одного человека испытания не являются чем-то случайным, а чаще всего, не всегда, но часто, это является следствием греха и наказанием за грех, то тем более испытания многомиллионного народа назвать просто досадной случайностью или злонамеренным замыслом кучки людей, будет не дальновидно и не правильно.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Изображение будет другое, но благодать и милость - те же. Не прервем, братие, и мы святого обыкновения собираться каждый пяток в храме нашем для возглашения хвалебного пения в честь Преблагословенной. Мы будем преклоняться пред Нею долу, а Она будет ходатайствовать о нас горе. Излишне ли для кого-либо это ходатайство? Ах, все мы " в напастех и скорбех мнозех! " У каждого есть раны в душе и язвы в совести, а врачевства и пластыря нет на них у мудрости человеческой. Врач душ и сердец там - горе, и яко Безпредельный и неописанный, благоволит для нас, обложенных плотью и заключенных в пространстве и времени, являть присутствие Свое в знамениях и образах чувственных. Будем поклоняться этим знамениям, доколе не сподобимся зреть лицом к лицу. Аминь.       Речь при втором сретении на Холодной горе чудотворной Озерянской иконы Божией Матери, сказанное 30 сентября 1845 г.   Паки сретаем Тебя, Владычице! - сретаем и радуемся, ибо видим, что Ты не оставляешь нас, недостойных. Но что представим Тебе радостного? Надлежало бы в сей день явиться пред Тебя с новыми добродетелями, а мы предстаем с теми же нечистотами и неправдами. Се, уже и знамение гнева небесного над нами! Едва Ты удалилась от нас, как свирепый огнь начал ходить по стогнам нашим и одесятствовать (брать себе десятую часть как жертву - ред.) домы и вертограды наши. Что и теперь грядет во след Тебя? - не знаем, но веруем и уповаем, что грядет не суд и казнь, а милость и спасение, ибо Ты Матерь Того, Кто сказал о Себе: прыыдох не да сужду мирови, но да спасется мир (ср.: Ин. 3; 17). Граждане града Харькова, отверзите домы и сердца ваши для принятия Богоблагодатной! Труждающиеся и обремененный, окружите паки Матерь всех скорбящих! Служители алтаря, предначните снова хвалебные песни во славу Той, Юже славословят Херувими и Серафими! Всяк земнородный да взыграет духом, торжествуя, и да воспоет, радуяся, Тоя чудеса!       Слово по случаю крестного хода с чудотворной Озерянской иконой Божией Матери, сказанное в Харьковском кафедральном соборе 1 октября 1845 г.   Вода много не может угасити любве, и реки не потопят ея (Песн. 8; 7), -говорит Премудрый. Вчерашний день как бы нарочно был избран для испытания этой святой истины и над нами, грешными. Небо и земля, казалось, совокупились для того, чтобы угасить любовь нашу к чудотворному лику Матери Божией, во сретение которого исходили мы. Сама Она явилась пред нас не так, как прежде, окруженная не лучами полдневного солнца и тихим дыханием ветра, а едва не полночным мраком тучи и неудержимыми потоками осенних вод. Но, благодарение Господу, любовь наша не угасла и среди такого разлива водного, и облака, на нас дождившие, не будут свидетелями нашего отпадения. Говорим так с тем большей радостью, чем сильнее можно было опасаться за противное. Ибо священнодействие, вчера совершенное, подобно еще младому неукоренившемуся растению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

В начале XX столетия в приходе храма семь селений – Емельяново, Александрова, Былиновка, Владимировка, Маматова, Новотроицкая, Павловка, расположенные на помещичьих землях. Храм возвращен Казанской епархии. В настоящее время ведутся восстановительные работы. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Трехпрестольный храм был построен в 1784 на средства помещика, князя К.Н.Кропоткина. В 1864 согласно проекта архитектора Ф.И.Петонди произведе-на пристройка придела и надстройка колокольни. Симметрично-осевое размещение объемов храма, вытянутых в единый узкий прямоугольник, нарушено северным приделом и прямоугольником притвора к колокольне. Характерная особенность храма – небольшая центральная часть с полукруглой апсидой и обширная трапезная, развитая по горизонтали за счет северного и южного приделов. В объеме трапезной установлена двухъярусная колокольня, что придает особое своеобразие композиции храма. Восьмигранный глухой барабан храма и восьмерик звонницы покрыты высокими каменными восьмискатными шатрами, с миниатюрными главками на шейках. В декоратив-ном убранстве применены характерные барочные элементы: " бровки " в налич-никах окон, трехъярусные " городки " , полуколонки с " дыньками " и " гирьками " в наличниках трапезной, выполненных, как и в других наличниках, из тесаного кирпича. Памятник архитектуры в стиле барокко, один из редких образцов ша-тровых храмов 18 в., сохранившихся на территории Татарстана. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан. Поселение основано в период Казанского ханства, с 1557 г. - русское селение. Первоначальное название Екимень (Икимень, Искимень). Село же было основано в конце XVII века помещиком Щенятьевым. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Знаменское. Нынешнее название получило по фамилии одного из владельцев поместья – многодетного помещика Емельянова, который, не мудрствуя, назвал село в свою честь, а окрестные деревушки в честь сыновей и дарил: Владимиру – Владимировку, Александру – Александровку, Павлу – Павловку.

http://sobory.ru/article/?object=11255

4 января 1903 года А.Ковалев писал начальнику управления области: «Имею честь донести вашему превосходительству, что дальнейшую постройку в слободе Хасав-Юрт православного храма без осмотра комиссии я нахожу невозможной, так как возведенные стены его осели, и в нескольких местах дали трещины». Комиссия в составе старшего инженера области А.Ковалева, начальника Хасав-Юртовского округа барона Унгери Штернбергера, старицы  слободы Носонова и четырех сторожил (М.Найденов, И.Дуков, И.Маслов, И. Кузичев) 13 марта 1903 года установила: «После исследования и осмотра храма в арках малых куполов прежде существовавшие трещины заложены связками, а другие  дефекты устранены. После этого, теперь опасность не намечается». Столь быстрое реагирование на рапорт А.Ковалева Владикавказским правительством свидетельствовало о необходимости усиления религиозной пропаганды среди православного населения. Отсюда известно о причине оперативного сооружения храма. По причине того, что документов по строительству собора очень мало, спорным остается вопрос об открытии храма. По некоторым сведениям, торжественное открытие состоялось в январе 1905 года. По другим - первое богослужение состоялось 7 сентября 1912 года. Оно было посвящено 100-летию Бородинского сражения 1812 года. Со слов старожилов, внутреннее оформление храма было необычайно великолепным. Он имел богатое внутрен­нее убранство, роспись, лепнину. Храм высотой45 метровимеет симметричную художественную архитектуру, и представляет собой крестовокупольное сооружение, которое возвышают девять куполов в честь девяти ангельских чинов. Во время Гражданской войны в апреле 1918 году в нем случился пожар. В то время Хасав-Юрт весь лежал в руинах. В 1939 году храм был закрыт. С 1940 по 1943 годы помещение храма использовалось под склад ГСМ. В 1943 году очередной пожар уничтожил все внутреннее убранство, росписи храма и лепнину. После войны в 1945 году храм был возвращен верующим и в нем возобновлены богослужения. Долгое время после открытия в храме отсутствовал пол, люди молились на земляном полу. В храме в 50-х годах совершал богослужения, почитаемый народом старец, о. Андроник – насельник, ликвидированной безбожниками, Глинской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=22916

То, что происходит в мире, то, что является производным от человеческого образования, ума, организации, вложения финансов, никак не может повлиять на мировоззренческий выбор человека, если только это настоящий выбор, если человек не плывет просто в общем потоке, по воле волн. Но если он сознательно прокладывает свой жизненный путь, всё это никак не может повлиять на его веру или даже на его безверие. Мы должны помнить, что вера там, где внутреннее напряжение, концентрация, где есть мысль и где начинается реальный опыт соприкосновения человека с иным миром. Этот опыт бывает разным. У Фомы это был опыт физического соприкосновения с воскресшим Телом Спасителя. У большинства людей нет такого опыта, но есть опыт молитвы. Это самый сильный опыт, когда в ответ на нашу просьбу Бог нам посылает то, о чем мы Его просим. Невероятно сильный опыт заложен во всей человеческой жизни. Если внимательно посмотреть на то, как тот или иной человек жил, что происходило в его детстве, в юности, в зрелые годы, то каждый может увидеть на себе руку Божию не только в достижениях и победах, но в поражениях и страданиях. Только нужно научиться взирать на свою собственную жизнь с высоты птичьего полета, постараться видеть причинно-следственные связи, приведшие к тем или иным событиям. И тогда откроется нам рука Божия и в нашей жизни, как открывается она в истории народов и, для нас с вами, в истории нашего многострадального Отечества. Нужно, действительно, почти ничего не понимать и не видеть, чтобы отрицать, что рука Божия, несомненно, с нашим народом. Она проводила его через радости, через скорби, через трагедии, через очистительную силу страданий для того, чтобы в XXI веке этот народ, наш народ, народ святой Руси, являл всему миру пример духовного возрождения  и сильной веры, на которую никак не влияют продукты современной цивилизации. Дай Бог, чтобы благодать Божия, которая является нам в нашей жизни, укрепляла нас, в том числе, и на путях богопознания, укрепляла нашу веру, а через веру — давала надежду на жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/3638858.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010