Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (ГИМ) находился в с. Городец Балахнинского у. Нижегородской губ. Учрежден по благословению патриарха Московского Адриана грамотой от 20 марта 1700 г. и по инициативе старост И. Юдина и С. Осокина, прихожан Троицкой ц. Верхней слободы Городецкой вол., находившейся в «валах» древнего Городца. В 1-й пол. XVIII в. мон-рь располагался «на старом кладбище» у дер. Кириллово (Бабино) Городецкой вол. Юрьевец-Повольского у. (позднее Балахнинский у.). К сер. XIX в. Г. м. вошел в черту с. Городец. В 1764 г. подлежал упразднению. По мирскому приговору жителей Городца и ходатайству еп. Нижегородского Феофана (Чарнуцкого) Г. м. был отнесен к заштатным. В июне 1870 г. определением Святейшего Синода Г. м. был возведен во 2-классный общежительный, настоятель получил сан архимандрита. Легендарные сведения о Г. м. В прошении старост Юдина и Осокина, поданном патриарху Адриану в 1700 г., излагалось предание о существовании с XII в. в Городце мон-ря в честь Феодоровской иконы Божией Матери и одноименного чудотворного образа. Согласно прошению, в этой обители перед кончиной принял постриг св. кн. Александр Ярославич Невский . Однако ни в одном из летописных источников нет сведений о древнем Феодоровском мон-ре в Городце. Сведения о нем отсутствуют и в агиографии Александра Невского XV-XVII вв. В «Повести о житии Александра Невского» XIII в. сообщается о его пострижении в схиму перед смертью в Городце, но мон-рь не упоминается. В «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» (XVII в.) повествуется о перенесении иконы из разоренного Батыем Городца в Кострому, где образ получил название по пребыванию в ц. вмч. Феодора Стратилата, но Г. м. в «Сказании...» также не упоминается. Археологические исследования территории, на к-рой располагался с XVIII в. Г. м., не выявили культурного слоя XII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/166241.html

Чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта, 2019 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Содержание статьи «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома». Икона Божьей Матери «Феодоровская». История У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых. Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме. Читайте также : Икона. Как создается чудо Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

http://pravmir.ru/chudotvornaya-ikona-bo...

По материалам: Д.Ф. Белоруков " Деревни ,сёла и города Костромского края " , стр.147; Н.А. Зонтиков " Храмы Костромского района " ; сайтов www.rodina-portal.ru, nikolo-trestino.prihod.ru. Неизвестно, когда был построен первый храм в Минском. В XVI-XVII вв. село являлось вотчиной боярского рода Морозовых. Вероятнее всего, в начале 50-х гг. XVII в. тогдашние владельцы Минского – боярин Глеб Иванович Морозов и его супруга, знаменитая в русской истории боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, возвела в селе деревянный шатровый храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами – во имя свв. мчч. Космы и Дамиана и во имя св. прпмц. Феодосии, девы Константинопольской (небесной покровительницы боярыни Морозовой); впервые в документах храм упоминается в 1668 г. Вероятнее всего, в 80-е гг. XVII в. в разгар трагических событий раскола Русской Православной Церкви Феодосинский придел храма, посвященный небесной покровительнице мятежной боярыни, был упразднен и переосвящен в честь Всех свв. На рубеже 80-х и 90-х гг. XVIII в. взамен деревянного возвели каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней, освященный в 1792 г. В храм были перенесены три престола из деревянной церкви: в холодном четверике – в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в теплой трапезной, правый – во имя свв. мчч. Космы и Дамиана, левый – во имя Всех святых. В XIX – нач. XX вв. главной святыней храма являлся список Корсунской иконы Божией Матери. Храм в Минском, посвященный главной святыне Костромского края – Феодоровской иконе Божией Матери – закрыли в самом начале коллективизации, в феврале 1930 г. В начале 30-х гг. здание церкви было разобрано, а из ее кирпичей построена колхозная конюшня. http://www.admkr.ru/kr_club/hrami_kr/index.aspx Богородицкая церковь села Минского каменная, с такою же колокольнею; построена в 1792 г. старанием прихожан, при помощи сторонних жертвователей; окружена каменною оградой, внутри коей находится приходское кладбище без особой церкви. Престолов три: в холодной – в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в теплой: правый – во имя бессребр. Космы и Дамиана, левый – во имя Всех святых. В церкви есть чтимая в окрестности Корсунская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=23627

По другой версии, когда 1239 году Городец был сожжён татаро-монголами, образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел икону на сосне. Он попытался снять её, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме было явление воина с иконой в руках. Ликом воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме. Василий Ярославич был " мизинным " , то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году, после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии - Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела, наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272 - 1276) заполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц. Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, опаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли. В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. 

http://pravoslavie.ru/27484.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Феодоровская " Описания иконы Описание иконы Феодоровская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продо[...] Икона Феодоровская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Кем и когда она принесена в Россию – неизвестно, но уже в XII веке икона находилась в часовне недалеко от города Городца и считалась чудотворною. В 1164 году псковским князем Георгием Всеволодовичем на месте часовни был устроен монастырь, названный Городецким. В нашествие Батыя обитель сгорела. Все думали, что в огне погибла и икона. В 1239 году, 16 августа, в день праздника Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа, костромской князь Василий Юрьевич во время охоты увидел на сосне икону. Когда он попытался взять её в руки, икона поднялась в воздух. Поражённый этим чудом, князь пригласил духовенство и народ. После всеобщей молитвы икону сняли с дерева и отнесли в главный собор Костромы. А накануне жители города видели, как по городу с иконой в руках прошёл какой-то воин в богатой одежде, очень схожий со святым великомучеником Феодором Стратилатом, в честь которого в Костроме был построен собор. П[...]

http://pravicon.com/icon-342

Феодоровская икона Божией Матери прибыла в Харьков Донецк, 23 сентября 2004 г. Всего один день будет выставлена сегодня в Озерянском храме Свято-Покровского мужского монастыря (г.Харьков) чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, передает ИТАР-ТАСС. Чудотворная икона прибыла сюда из России в рамках Всеукраинского крестного хода, который проходит по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Затем икона примет участие в освящении Святогорской Свято-Успенской Лавры. Наша справка: чудотворная Феодоровская икона Божией Матери почти восемь веков пребывает в Костроме. Предполагается, что именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с полоцкой княжной Брячиславой. Особая страница истории чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы – события 1613 года, когда на всероссийский престол после трагических лет Смутного времени вступил первый царь из дома Романовых, Михаил Феодорович. Благоверная государыня Марфа Иоанновна горячо помолившись перед Феодоровской иконой Божией Матери, благословила ей благочестивого великого государя Михаила Феодоровича. В память о событиях 1613 года было установлено новое празднование в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы 14 (27) марта – в дополнение к воспоминанию ее явления 16 (29) августа. С этого времени Феодоровский образ Пресвятой Богородицы особенно почитался всеми представителями царственного дома Романовых. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия в мае 2001 года Феодоровская икона Божией Матери впервые в своей истории была принесена в Москву, затем на самолете была перенесена в Екатеринбург. В 2002 году Феодоровская икона Пресвятой Богородицы находилась в пределах Архангельской епархии – в Архангельске и на Соловецких островах. Сейчас Феодоровский образ Божией Матери пребывает на Украине в рамках Всеукраинского крестного хода. 23 сентября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11165.html

Для восстановления петербургского храма Феодоровской иконы Божией Матери создается общероссийский фонд пожертвований 22 июня 2007 г. 18:54 Попечительский совет петербургского храма Феодоровской иконы Божией Матери на совещании в пятницу принял решение создать общероссийский фонд пожертвований на восстановление этой церкви, передает «Интерфакс». Как сообщил спикер петербургского парламента Вадим Тюльпанов, в ближайшее время реквизиты счета фонда будут доступны каждому, «а первыми добровольными пожертвователями стали ОАО «Банк ВТБ» и ОАО «Российские железные дороги». Ранее В. Тюльпанов отмечал, что по масштабу восстановление этого храма для Петербурга сравнимо с возрождением храма Христа Спасителя в Москве. Храм Феодоровской иконы Божией Матери на Миргородской улице был построен в честь 300-летнего юбилея династии Романовых. Закладка храма, сооруженного по проекту известного архитектора, автора Соборной мечети в Петербурге Степана Кричинского, состоялась в 1911 году. В 1932 году здание Феодоровской церкви было передано организации «Союзмолоко», а в августе 2005 года храм был возвращен Санкт-Петербургской и Ладожской епархии . Церковь включена в федеральную программу министерства культуры РФ по восстановлению храмов. Храмовый комплекс планируется восстановить к 2013 году — 100-летию Феодоровской церкви. В настоящее время объявлен конкурс на разработку проектно-сметной документации, ведутся работы по расширению территории для создания храмового комплекса, который должен включить учебные корпуса семинарии и другие службы. В целом на подготовку проектно-сметной документации для реконструкции храма потребуется около 40 млн. рублей, а на строительство и восстановление всего комплекса сооружений — около 1 млрд. Средства планируется изыскать из городского бюджета, а также путем поиска спонсоров. Сегодня из федерального бюджета на восстановление Феодоровской церкви выделено 9,6 млн. рублей, в том числе 2 млн. — на разработку проектной документации по восстановлению и 7,6 млн. — на производство первоочередных противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ. 20 млн. рублей поступит из бюджета Петербурга. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/260938.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Саратов прибывает чудотворная Феодоровская икона Божией Матери 26.02.2007 Великая православная святыня - чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери прибывает в Саратов в следующий понедельник, 5 марта, сообщили в пресс-службе Саратовской епархии Русской Православной Церкви. " В течение недели лик будет пребывать храме в честь Покрова Божией Матери. Чудотворная Феодоровская-Костромская икона Божией Матери будет предложена для молитвенного поклонения верующим " , - сказали в епархии. Здесь напомнили, что по традиции перед этой иконой молятся о семейном благополучии и о даровании чад бездетным супругам, а также о благополучном разрешении от бремени. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен великим князем Василием Ярославичем близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм великомученика Феодора для поклонения святому образу, многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ. После чудесного обретения князем был основан первый монастырь на костромской земле - Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двухсторонняя - лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева (Пятница), покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, св. Александра Невского, на брак с полоцкой княжной. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней семьи Романовых.

http://drevo-info.ru/news/2457.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта , 16 августа Согласно церковному преданию, написана евангелистом Лукой ; по иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери . Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича , носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого великомученика Феодора Стратилата . Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь ). Князь Ярослав-Феодор , ставший после гибели святого Юрия в битве с татарами на Сити великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира , а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского , вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при князе Александре, была его моленным образом. После его смерти (14 ноября 1263 года) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием . В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же был погребен. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата . Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени . В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов . В память об этом историческом событии иконе было установлено повсеместное празднование 14 марта . Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

http://drevo-info.ru/articles/9649.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Феодоровская икона 17 мин., 26.03.2012 Содержание Феодоровская икона во все времена была любима и почитаема и выдающимися, и простыми людьми. Святой праведный Алексей (Мечёв), говоря об этом образе, отмечал: «...велики грехи и нужды наши, но молитвы Богоматери сильнее всех нужд и озлоблений». Многовековая история иконы служит подтверждением этих слов. Феодоровская икона Божией Матери Внешне Феодоровская икона Божией Матери очень похожа на Владимирскую. Обе относятся к иконографическому типу Умиление. Божья Матерь держит Христа правой рукой, а левой указывает на Младенца как на Спасителя. Сын обнимает Мать, щеки Их соприкасаются. Исторические пути двух Богородичных образов тоже пересекаются. По преданию, и Владимирская, и Феодоровская были написаны апостолом Лукой. И перед той и перед другой русские князья молились о победах. И та и другая почитались царской семьей и были участницами знаменательных событий. Но у двух близких образов есть яркое отличие. На обеих иконах Младенец как будто делает шаг в чашу, образованную складками одежд Пречистой. Это движение символизирует жертвенность Христа. На Феодоровской, в отличие от Владимирской, видна не только стопа, но ножка до колена. Эта открытость подчеркивает добровольность Его жертвы. «Феодоровская» известная с XIII века икона стала именоваться по названию часовни, в которой находилась изначально. Святой воин-мученик Феодор Стратилат, в честь которого была освящена маленькая часовенка, и дальше сопровождал святыню. Перед образом просят не только о покровительстве и заступничестве в бедствиях, как молились о защите земель от вражеских набегов русские князья, которым он принадлежал. Перед «Феодоровской» тысячи женщины вымаливают у Божьей Матери семейного и материнского счастья, и по вере своей и Божьему милосердию обретают его. Какого числа празднование День Феодоровской иконы Божьей Матери отмечается дважды в году. Какого числа празднование, легко определить, если знать, в память о каких событиях оно установлено.

http://foma.ru/feodorovskaja-ikona.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010