Со временем церковь, построенная ещё Морозовыми, обветшала и стала рушиться. Её разобрали, и на том же месте в 1792 году " стараничми прихожан при помощи сторонних жертвователей " был построен каменный пятиглавый храм с шатровой колокольней. Во вновь построенной каменной церкви сохранились три престола: в холодном четверике в честь Феодоровской иконы Богородицы, в тёплом правом приделе - во имя св. мучеников Космы и Дамиана, в левом, по причине событий раскола Русской церкви и судьбой боярыни Морозовой, придел храма, посвящённый ранее небесной покровительнице мятежной боярыни, был упразднён и переосвящён в честь Всех Святых. В 1911 году приход церкви объединял 8 селений. Прихожан было: мужского пола-469, женского-535, всего 1004 человека. В церкви этой главной святыней являлся чудотворный список Корсунской иконы Божией Матери. Храм был окружён каменной оградой, внутри которой находилось кладбище. Более 130 лет простоял каменный храм в селе Минском. Его ровесник - Никольская церковь в селе Николо-Трестино, построенная в 1790 году, сохранилась до наших дней, а вот судьба церкви в Минском оказалось намного печальнее. Последним священником Фёдоровской церкви был о.Павел Благовещенский. В 1930 году церковь была разобрана на кирпичи для хозяйственных построек колхоза. Судьба чтимой святыни храма - Корсунской иконы Богородицы - с того времени неизвестна. На месте храма построили конюшню, используя церковный кирпич. В нач. 1970-х годов на этом месте был построен дом культуры опытно-производственного хозяйства " Минское " . Так древнее русское поселение лишилось своей святыни. На старых фотографиях нач. 20 века мы видим величавое здание, построенное в стиле старорусских северных церквей, устремившее ввысь свои золотые купола. Из поколения в поколение местные жители мечтали о возрождении святыни этого древнего края, и вот наконец в октябре 2007 г. архиепископ Костромской и Галичский Александр благословил строительство в селе Минском храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери, а 12 июня 2008 г. владыка освятил крест и закладной камень на месте будущей церкви. На данный момент строящийся храм в Минском приписан к церкви Святителя Николая в селе Николо-Трестино, силами прихода которого и ведётся ныне строительство Фёдоровского храма.

http://sobory.ru/article/?object=23627

Насельницы монастыря испытали на себе и вызывающее самоуправство вахтерш студенческого общежития, где одно время у них была пара комнат (дежурные не позволяли монахиням выходить на раннюю службу), и недовольство местных жителей, добившихся запрета для инокинь пользоваться ближайшей водозаборной колонкой. Правда, через несколько дней эта колонка сломалась, а потом и вовсе, к всеобщему удивлению, провалилась под землю, после чего уже всем пришлось ходить за водой в соседний квартал. Однако наш рассказ о первых годах возрождения Богоявленского монастыря будет неполным, если не сказать о самообновлении некоторых монастырских икон и фресок в храме в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Каждый из нас может стать свидетелем этого чуда, заглянув в монастырь. Изменения в едва различимых фресках, расстрелянных в годы советской власти, сестры заметили после первой же Литургии. «Все началось с фрески Божией Матери. А после этого стали обновляться и другие образы и нимбы, — говорит матушка Антонина. — Некоторые паломники специально приезжают к нам ежегодно и фиксируют все новые и новые случаи. Мы считаем, что это Богородица так незримо поддерживает и вдохновляет нас». Обновилась и икона святителя Николая, акафист которому с первых дней звучал под низкими сводами Смоленского храма. «Видя совершенно темный лик, я решила хотя бы снять и почистить ризу, но специалисты отсоветовали: не надо, матушка, икону потеряете. И через какое-то время на темном фоне проступил лик святителя», — продолжает игумения. Такое же обновление произошло со списком XVII века Феодоровской иконы Божией Матери на третий год существования обители. Еще прежде его передал матушке духовник Переславской епархии протоиерей Владимир Бучин, а до этого чудотворный образ из рук в руки передавался поколениями верующих угличан.  В прошлом году в монастыре отметили 10 лет с начала восстановления обители и 400-летие чудотворного образа Феодоровской иконы Божией Матери, пребывающего здесь. В своем слове епископ Переславский и Угличский Феоктист , отмечая миссионерское значение Богоявленского монастыря, благословил матушку Антонину продолжать труды в духе мира и любви, добросердечно принимая всех, кто посещает обитель. 

http://e-vestnik.ru/church/postrig_kak_n...

Работы по возведению новой церкви начались уже в конце 1868 года. Рабочие усердно жертвовали на строительство храма, но размер пожертвования редко когда был более рубля. Руководил постройкой храма директор Управления Шуйско-Ивановской железной дороги Иван Андреевич Бусурин. Строительство продолжалось более пяти лет. Церковь выстроили в псевдорусском стиле. К концу 1874 года были закончены храм и колокольня, а весной 1875 года рабочие завершили внутреннюю отделку. Примечательно, что клиросы, иконостас, подсвечники и даже паникадила были изготовлены и отполированы тут же – в мастерских – самими рабочими из берёзы и ореха. 25 мая 1875 года архиепископ Владимирский и Суздальский «Милостивец к бедным» Антоний (Павлинский) при участии ключаря владимирского Успенского собора о. Иоанна Благонравова и священника ковровского Христорождественского собора Алексея Радугина совершил чин освящения новой церкви. В освящении принимал участие определённый к новому храму неделей раньше священник Иван Алексеевич Соколов. Первым псаломщиком стал Каллистрат Быстрицкий. Престол церкви освятили в честь Феодоровской иконы Божией Матери – родовой иконы дома Романовых. На обеде по случаю освящения храма присутствовал сам архиепископ Антоний, губернское начальство, чиновники из управления железной дороги и руководство мастерских. Кстати, храм получил и другое название: в честь механического заведения, при котором построен, он стал вполне официально называться Заведенским. 14 марта и 16 августа стали храмовыми праздниками Феодоровской церкви. В мастерских в эти дни устраивались выходные и рабочие участвовали в праздничных торжествах, посвящённых престольному празднеству. Интересно, что деньги на содержание храма и причта выплачивались работниками мастерских. Такой порядок установило епархиальное начальство. С 1 рубля заработка каждый рабочий отчислял на нужды церкви и священнослужителей одну копейку. Сначала священник получал 560 рублей в год, псаломщик 240 рублей в год. С расширением Центральных мастерских и увеличением количества рабочих, увеличились и доходы церковного причта. К 1898 году священник и псаломщик на двоих получали 1800 рублей в год.

http://sobory.ru/article/?object=09280

Празднования в честь Феодоровской иконы Царицы Небесной проходят, в соответствии с церковным календарем, 27 марта и 29 августа. В день празднования явления иконы, 29 августа, после Божественной литургии совершается общегородской крестный ход: от Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора он выходит на центральную Сусанинскую площадь города, где служится молебен – и затем крестный ход направляется к Спасо-Запрудненской церкви, на место явления святыни в XIII веке. 29 августа 2002 года торжества в честь чудотворного Феодоровского образа Богоматери впервые в истории Костромы возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 2001 года по благословению церковного священноначалия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 году пред ликом костромской святыни, принесенной в московский Храм Христа Спасителя, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2003 году был начат сбор пожертвований для восстановления золотой ризы, украшавшей икону до 1922 года. Благодаря усердию верующих из многих городов и селений России и зарубежья, прилагавших для украшения святыни и свои средства, и ювелирные изделия, уже в 2006 году золотая риза была вновь изготовлена по ее сохранившимся изображениям. Ныне, как и в прежние времена, она возлагается на Феодоровский образ Богоматери в праздничные дни. С 2014 года ежегодно в конце сентября чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносится в Ипатьевскую слободу Костромы, расположенную вблизи Святого озера, места славных битв 1262 и 1609 годов. В Иоанно-Богословской церкви Ипатьевской слободы архиерейским чином совершается Божественная литургия с сугубым заупокойным поминовением героев-воинов минувших веков, а затем крестный ход с чудотворной иконой отправляется на берега Святого озера к сохранившейся там часовне. Еще недавно это озеро официально именовалось Некрасовским, но в 2019 году по представлению администрации Костромской области правительство Российской Федерации возвратило озеру его древнее название – Святое.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ya...

В 1800 г. в Архиерейский дом Коломны переводят братию Голутвина монастыря. Так был основан Ново-Голутвин Троицкий монастырь в Кремле. А Богоявленский Старо-Голутвин и Богородице-Рождественский монастыри соединяются в один, Бобренево-Голутвин. Бобренев оказался приписным к Голутвину. В марте 1813 г. о. Самуил освятил в Бобреневе новый придел во имя Феодоровской иконы Божией Матери, устроенный на средства уездного казначея П. И. Алисова. В качестве помощника о. Самуила Бобреневым монастырем управлял иеромонах Назарий (Барданосов). При его участии в 1822 г. был возобновлен иконостас Богородице-Рождественского собора, а вместо ветхих строений: архиерейского дома и келий с деревянным верхом и каменным низом, он выстроил новый каменный корпус в два этажа. В верхнем были настоятельские покои с шестью братскими кельями, а внизу — еще 8 келий и трапеза с поварней. В 1830 г. был довольно значительно реконструирован Рождественский собор, свод между ярусами главного помещения разобрали. Получился цельный красивый, необыкновенной высоты храм. Престол Рождества Богородицы перенесли вниз, а престол Алексия человека Божия упразднили. Для зимнего богослужения приспособили трапезную. Холодный четверик закрывался на зиму, а в трапезе служили в двух приделах: справа — в честь Казанской, а слева — во имя Феодоровской иконы Божией Матери. В 1917–1918 г.г. в монастыре происходили ужасные вещи. Обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. По преданию, именно в годы гражданской войны предпринимается попытка ограбления Феодоровской иконы; рассказывали, что один из церковнослужителей при этом погиб. В начале 1920-х г- г. монастырь закрыли. В марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. И сразу же в нем начались восстановительные работы. 18 июля 1992 г. первую Божественную литургию в обновляющемся монастыре совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. По материалам: http://bobrenev.ru/mon/mon1.htm

http://sobory.ru/article/?object=11132

Митрополит Иларион: Я думаю, что Россия потеряла очень много. Если мы обратимся к событиям 1613 года, нужно вспомнить, что им предшествовала смута, когда у России не было власти, когда приходили самозванцы, занимали царский престол на некоторое время, а потом их свергали. Избрание Михаила Романова стало следствием того, что сейчас называют консенсусом: все общество сплотилось вокруг фигуры молодого царя, и он действительно стал основателем династии, которая продержалась на престоле чуть больше 300 лет. Пребывание этой династии на царском престоле было ознаменовано очень многими свершениями. К моменту 300-летия династии Романовых в 1913 году, когда по всей России прошли празднования в честь этого события, страна была на пике своего развития. Но потом случились известные события. Огромнейшей ошибкой, конечно, было вступление России в войну. Сейчас трудно давать какие-то оценки этому решению — тогда все общество сплотилось в решимости вступить в военные действия и победить. Но, как мы знаем, война — это всегда нечто очень непредсказуемое. Она очень быстро подточила силы Российского государства, враги России сделали все для того, чтобы лишить ее сильной власти. Именно на этой волне к управлению государством пришло сначала Временное правительство, а уже потом при помощи немцев, которые воевали против нас, были засланы в страну большевики, дабы они взяли власть, и Россия проиграла войну. Что, собственно, и произошло. Е. Грачева: Владыка, если говорить о последних прижизненных деяниях царя Николая II, известно, что он построил Феодоровский собор и Феодоровский городок. И вообще наиболее почитаемой иконой в Царской семье был Феодоровский образ Божией Матери. Почему именно этот образ? Насколько я знаю, даже представительницы иностранных королевских домов, выходившие замуж за членов Царской семьи, отчество себе брали в честь этой иконыФеодоровна. Митрополит Иларион: Когда в 1613 году Михаил Романов был избран на царство, произошло это на Земском Соборе. Из Москвы в Кострому, где юный Михаил находился вместе со своей матерью инокиней Марфой, было отправлено посольство с целью уговорить его принять это избрание. Михаил Федорович согласился не сразу, но когда прозвучало его согласие, это стало большой радостью для всего народа. Именно в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери, которая присутствовала при этом событии. И по одному из преданий, мать Михаила Романова благословила его на царство именно Феодоровским образом.

http://patriarchia.ru/db/text/5239453.ht...

Весьма активна была храмоздательная деятельность кн. Андрея Боголюбского. За первые 6 лет его правления были построены каменные храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Боголюбове (ок. 1157/1158) и Успенский собор во Владимире (1158-1160), в 1164 г. освящена Ризоположенская ц. на Золотых воротах, около ворот на княжеском дворе заложен Спасо-Преображенский храм. В пойме у Боголюбова, рядом с устьем р. Нерли, при впадении в Клязьму, в 1165 г. был возведен храм, посвященный новому празднику Покрова Пресв. Богородицы, в память о победоносном походе на волжских булгар. В Боголюбове при кн. Андрее были выстроены церкви во имя мучеников Леонтия и Андрея Стратилата. Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Золотые ворота с надвратной церковью в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Владимир. 1158–1164 гг. Фотография. Ок. 1893 г. (ГИМ) Ко времени правления св. князя предание относит возникновение мон-ря в Боголюбове (см. Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рь ), Феодоровского мон-ря в вост. предместье Владимира на языческом капище в Яриловой долине. Не исключено, что князь является основателем и Константино-Еленинского мон-ря, упоминаемого в летописи под 1276 г., находившегося в непосредственной близости от Феодоровского. В нач. 70-х гг. XII в. во Владимире существовал Космодамианов мон-рь, игумен к-рого принимал участие в погребении кн. Андрея Боголюбского. Под 1217 г. летопись упоминает во Владимире Вознесенский мон-рь за валом Нового города. При кн. Андрее Юрьевиче Владимиро-Суздальская земля обрела чудотворные Владимирскую и Боголюбскую иконы Божией Матери. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя вмч. Димитрия Солунского во Владимире 1194–1197 гг. Фотография. 2004 г. Усиление княжеской власти после кратковременной усобицы между преемниками кн. Андрея Юрьевича и политическое возвышение Владимира, особенно в период правления кн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

В разных городах и весях православной обширной России имеются и с великим благоговением сохраняются те многие честные иконы Пресвятой Приснодевы Марии, которые составляют источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, с верой и усердием прибегающих к Ее покрову; таковы чудотворные иконы – Смоленская, Владимирская, Киево-Печерская, Иверская, Боголюбская, Донская, Толгская и многие другие. В честь чудотворных икон Пресвятой Богоматери посвящены великому Ее имени тысячи храмов и установлены церковные празднества, которые в разные дни месяцев с особенным торжеством совершаются благочестивыми местными жителями в различных местах нашего государства. К числу таких чудотворных икон принадлежит и Феодоровская икона Божией Матери, которой город Кострома уже более шести с половиной веков имеет великое счастье обладать как особым знамением покровительства и защиты себе. Все жители города Костромы от лет древних и доселе с глубоким благоговением почитают свою великую святыню, общее же чествование ее совершается Церковью в особенные празднества ежегодно 14 марта и 16 августа. Припадая с теплыми молитвами ко Пресвятой Богородице пред Феодоровским Ее образом, костромичи здесь почерпают силу и бодрость жизни, утешения в житейских невзгодах и общественных бедствиях и непостыдную надежду на милосердие Божие по ходатайству Преблагословенной Владычицы Богородицы. По справедливости, в чудотворной этой святыне заключается и залог православия костромичей и устойчивость в добром религиозном настроении и благочестии. Под сенью же Феодоровской иконы Божией Матери костромичи воспитывают в себе и строгий патриотизм в достохвальном духе дедов и отцов, хорошо памятуя, что пред этой иконой почти три века назад – 14 марта 1613 года – юный Михаил Феодорович Романов, родоначальник царствующего Дома, изъявил согласие принять на себя тяжелое бремя царского правления, посвятить свою жизнь благоденствию русского народа, утвердить поколебленный в смутную эпоху царский трон и спасти русскую народность и вместе Православную Церковь от иноверного ига поляков. Об этой-то достопамятной в отечественной истории великой святыне костромской и предлагается наш очерк – в целях не только удовлетворить любознательности верующих, но вместе в одних оживить, в других же возбудить сознание высокой ценности и преимущества обладаемого костромичами чудесного дара Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В 1823 г. Алексеевская церковь капитально перестроена, тогда в трапезе устроены были два придела и в настоящей церкви был поставлен иконостас, в котором все иконы были написаны прихожанином Алексеевской церкви академиком Веденецким. В настоящее время Алексеевская церковь имеет вид красивого храма с одним куполом и с колоннами на северном и южном фасадах. Престолов в Алексеевской церкви три: главный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы (с 1823 г.) и придельные в трапезе: правый – во имя св. Алексия митрополита и левый – во имя св. благов. князя Александра Невского. Из древних икон в этой церкви замечательны: св. митрополита Алексия, греческого письма, икона эта находилась еще в деревянной Алексеевской церкви, а написана даже ранее ее построения, в конце XVI ст; Федоровская икона Божией Матери, пожертвование подьячего Чичагова; икона эта, находящаяся за левым клиросом в главном храме, богато украшенная жемчужной с каменьями ризой и дорогим венцом, - составляет предмет глубокого почитания жителей Нижнего Новгорода. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Церковь эта основана в 1642 году, что видно из Синодика 1716 года, и существовала, вероятно, до большого пожара. В 1717 году заложено нынешнее ее здание на счет прихожан и доброхотных дателей, но докончено на счет города. Главными храмоздателями ее были: приходские священник Петр Иевлев и диакон Андрей Поздеев, да подьячий Тимофей Чичагов; а в числе вкладчиков значатся: бывший вице-губернатор Юрий Андреевич Ржевский, капитан Ермолов и бароны Строгановы. Ржевский пожертвовал иконостас столярной работы, пожертвования Ермолова и Строгановых неизвестны. Храм был окончен в 1719 году. Главный алтарь его освящен в честь Феодоровской Божией Матери, местная икона которой, украшенная серебряными венцом и полями и жемчужным убрусом, пожертвована храмоздателем Чичаговым. В 1823 году церковь Святого Алексия Митрополита была переделана также на счет прихожан и доброхотных дателей, в числе которых был главным Ф. М. Стремоухов. В то время Стремоухов занимал должность нижегородского вице-губернатора и жил в Алексиевском приходе. При этой перестройке главный престол освящен вместо Феодоровской Божией Матери в честь Рождества Богородицы, а приделы в трапезе, или теплой церкви: южный – во имя св. Алексия Митрополита, северный – св. Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=33424

Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР) Как и др. известные мастера того времени, Е. выполнял не только самостоятельные композиции, но и копии древних икон. Из Феодоровского собора в Царском Селе происходит икона «Покров Пресвятой Богородицы» - список новгородской иконы нач. XVI в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ, см.: Из коллекций акад. Н. П. Лихачева: Кат. выст./ГРМ. СПб., 1993. С. 176-178. Кат. 392); справа внизу на лузге текст: «Копировалъ Н. Емельяновъ 1915 г.» (ГМИР). Подписной образ мучеников Кирика и Иулитты нач. XX в. (частное собрание) восходит к иконе этих святых с сюжетами жития 80-х гг. XVII в. предположительно работы Гурия Никитина из ц. во имя прор. Илии в Ярославле (Шесть веков рус. иконы: Новые открытия. М., 2007. С. 106, 190. Кат. 89). Икона прп. Серафима Саровского на фоне пустыньки в лесу, предположительно написанная Е. ок. 1910 г. на металлической пластине (частное собрание; подпись: «Пис. [Н.?] Емельянов»), отличается живописной манерой письма, вставлена в серебряный оклад-ковчег фирмы Хлебникова с углублениями для реликвий. Владельческая надпись связывает бытование памятника с семьей офицера Д. Н. Ломана, старосты Феодоровского собора в Царском Селе. Вместе с московскими мастерами, выходцами из Мстёры, поставщиком двора Его Императорского Величества В. П. Гурьяновым , братьями М. О. и Г. О. Чириковыми , М. И. Дикарёвым и его сыновьями, Е. участвовал в создании иконописного убранства собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых у Николаевского вокзала в С.-Петербурге (1910-1914; архит. С. С. Кричинский ). Иконографическая программа убранства верхнего храма принадлежала проф. Н. В. Покровскому , проект 5-ярусного резного иконостаса был сделан Кричинским (образцом для верхних рядов послужил иконостас ц. в честь Грузинской иконы Божией Матери на Варварке в Москве, для нижнего - иконостасы ярославских храмов, см.: Зодчий. 1914. 11. С. 122-123), осуществлен И. М. Дикарёвым, позолоченная серебряная и латунная басма для икон и иконостаса выполнена товариществом «П. И. Оловянишникова сыновья». Е. написал в 5-й, праотеческий ряд главного иконостаса 12 икон праотцов Адама, Авеля, Еноха, Сифа, Мафусаила, Ноя, Сима, Авраама, Мелхиседека, Исаака, Иакова, Иосифа и, по-видимому, центральный образ Саваофа (все в собрании ГМИР). Его кисти принадлежит также 12 фронтальных изображений архангелов Рафаила (с Товией), Иегудиила, Селафиила, Варахиила, Уриила, ангела-хранителя, 2 ангелов Господних, ангелов начала Господня, власти, господства, престола (ГМИР), созданных для последнего, 5-го яруса придельных иконостасов (по 6 образов в каждом). Возможно, Е. также является автором икон для царских врат этих иконостасов (ЦГИА СПб. Ф. 714. Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 6). Однако в др. документах есть упоминания, что врата в левый придел писал М. И. Дикарёв, а в правый - братья Чириковы (Там же. Ф. 826. Оп. 1. Ед. хр. 45. Л. 7-7 об.).

http://pravenc.ru/text/189927.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010