Мироточивые главы в Дальних пещерах. Фотография. Кон. ХХ в. Мироточивые главы в Дальних пещерах. Фотография. Кон. ХХ в. После возрождения лавры из фондов НКПИКЗ в обитель был возвращен изготовленный во 2-й пол. XIX в. ковчег, в который помещены части Древа Животворящего Креста Господня и гроба ап. Андрея Первозванного, частицы мощей святых, почивающих в лаврских пещерах, прав. Лазаря Четверодневного, ап. Анании, еп. Дамасского, святителей Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца, сщмч. Игнатия Богоносца, великомучеников Меркурия Кесарийского, Феодора Стратилата, Пантелеимона, Иакова Персянина, вмц. Варвары, преподобных Иоанна Дамаскина, Афанасия Афонского, Александра Свирского. В Крестовоздвиженской ц. находится изготовленное в 1999 г. резное Распятие с частью Древа Животворящего Креста Господня в киоте с частицами мощей святых. Частицы мощей также вложены в иконы ап. Андрея Первозванного (90-е гг. XX в., храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских), свт. Николая Чудотворца (нач. XIX в.), свт. Никиты Новгородского (1992, Крестовоздвиженская ц.), свт. Феодосия Черниговского (XIX в., ц. Всех святых Киево-Печерских), вмч. Пантелеимона (2000, Крестовоздвиженская ц.), вмц. Варвары (2-я пол. XIX в., ц. Всех святых Киево-Печерских, передана из НКПИКЗ; рубеж XX и XXI вв., Крестовоздвиженская ц.), прп. Александры Дивеевской (2001). Иконы Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». Литография. 1847 г. (ГПИБ) Киево-Печерская икона «Успение Пресв. Богородицы». Литография. 1847 г. (ГПИБ) Главной святыней К.-П. л. КПП называет «наместную» икону. В патерике рассказывается о принесении в 1073 г. преподобным Антонию и Феодосию к-польскими зодчими иконы, к-рую они получили во Влахернах из рук Самой Богородицы со словами: «Она будет наместной» (Киево-Печерский патерик. Слово 2. «О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию»). Монастырское предание, восходящее к сер. XVII в., считает древней «наместной» иконой образ «Успение Пресв. Богородицы» (см. ст. Киево-Печерская икона «Успение Пресвятой Богородицы» ). В XVII - нач. XX в. прославившийся чудесами образ находился в круглом драгоценном киоте над царскими вратами иконостаса Успенского собора и опускался на шелковых шнурах для целования. Икона утрачена во время оккупации Киева в 1941 г. В К.-П. л. хранятся ее почитаемые списки XIX в.- в Крестовоздвиженской ц. на Ближних пещерах, в киоте над царскими вратами и в алтаре Трапезного храма преподобных Антония и Феодосия Печерских. Каждую среду перед литургией соборно читался акафист Успению Пресв. Богородицы. Празднование в честь иконы «Успение Пресв. Богородицы» совершается 16 мая в память о принесении ее из К-поля и 28 авг., в день Успения Пресв. Богородицы. Возобновлена традиция соборного чтения по средам акафиста Успению Богоматери перед Ее чудотворной иконой.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЯТСКАЯ И СЛОБОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Трифонов в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) РПЦ, учреждена в окт. 1657 г. с названием Вятская и Великопермская, с 16 окт. 1799 г.- Вятская и Слободская, с окт. 1918 г.- Вятская и Глазовская, с лета 1922 г.- Вятская и Слободская, с 27 дек. 1934 г.- Кировская и Слободская, с 21 апр. 1994 г. имеет совр. название. Территория епархии совпадает с границами Кировской области Кафедральный город - Киров (до 1781 Хлынов, в 1781-1934 Вятка), кафедральный собор - в честь Успения Пресв. Богородицы в Трифоновом Вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре . Правящий архиерей - митр. Марк (Тужиков ; с 22 марта 2011). Епархия разделена на 19 благочиний: 1-е и 2-е Вятские, Вятско-Полянское, Кикнурское, Кильмезское, Кирово-Чепецкое, Котельническое, Кстининское, Мурашинское, Нолинское, Омутнинское, Подосиновское, Санчурское, Слободское, Советское, Уржумское, Шабалинско-Свечинское, Унинское, Яранское. В нач. 2005 г. в В. е. действовали 175 приходов, 9 мон-рей (3 муж., 6 жен.), в клире епархии состояли 192 священнослужителя (162 священника, 30 диаконов). 4 окт. 2012 г. решением Свящ. Синода из состава Вятской еп. были выделены Уржумская (в административных границах Афанасьевского, Белохолуницкого, Богородского, Верхнекамского, Вятско-Полянского, Зуевского, Кильмезского, Лебяжского, Малмыжского, Нагорского, Немского, Нолинского, Омутнинского, Сунского, Унинского, Уржумского и Фаленского районов Кировской области) и Яранская (в административных границах Арбажского, Даровского, Кикнурского, Котельнического, Лузского, Мурашинского, Опаринского, Пижанского, Подосиновского, Санчурского, Свечинского, Тужинского, Шабалинского и Яранского районов Кировской области) епархии. [История] 1657-1917 гг. Решение об открытии В. е. было принято на Соборе в окт.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Рыльске. 1797–1811 гг. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Рыльске. 1797–1811 гг. Классицизм предлагал и необычные объемные решения. Напр., венчающая часть здания могла получить вид массивного четверика в духе архитектуры Н. А. Львова - в церквах во имя ап. Иоанна Богослова в Курске (1809, перестроена архит. Руденко в нач. XX в.) и во имя вмч. Димитрия Солунского в с. Успенка Касторенского р-на (1830), венчающий четверик к-рой имеет срезанные углы и термальные окна, а трапезная скруглена с запада (боковые, крестообразно выступающие приделы поздние). Самым необычным по архитектуре церковным сооружением этого периода была утраченная во время Великой Отечественной войны ц. во имя вмч. Никиты в Нов. Таволжанке (1815; заказ помещицы А. Зверевой) Белгородского у. Курской губ. Треугольный в плане объем храма был составлен из 4 ротонд, вероятно в подражание церковным проектам франц. архит. Ж. Ф. Неффоржа или его рус. переработкам. Наиболее выразительными памятниками классицизма в епархии являются центрические храмы г. Рыльска. В 1797-1811 гг. по заказу рыльского купца 1-й гильдии и австр. дворянина И. Ф. Филимонова был построен храм в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами свт. Василия Великого и св. Иоанна Предтечи (с 1840 стал городским собором). К центрическому двусветному 4-столпному квадратному со скругленными углами объему с запада примыкает высокая 4-ярусная колокольня. Три фасада собора украшены фронтонными портиками. Завершают постройку купольная ротонда (пролет 10 м) с 12 окнами, фонарик и главка. Над скругленными углами устроены низкие глухие купола с шаровидными главками. В верхнем ярусе колокольни, украшенной по фасадам портиками с тройными колоннадами, были установлены часы. В нач. XX в. колокольню увенчал гигантский шпиль, к-рый в нач. XXI в. был заменен новым, меньших размеров. Гармоничный и величественный облик собора, выдержанного в стиле позднего классицизма с отдельными реминисценциями барокко, связан с кругом московских проектов кон. XVIII в., в к-рых был разработан несколько архаичный барочный тип храма со скругленными углами, напр. ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1795-1796, крепостной архит. И. Бабакин по чертежам Е. С. Назарова) в Талеже Чеховского р-на Московской обл.; наиболее близкий аналог - построенная в усадьбе В. Г. Орлова ц. во имя свт. Николая Чудотворца (в честь Преображения Господня) (1827, не сохр.) в с. Усолье Шигонского р-на Самарской обл. (бывш. Сызранского у. Симбирской губ.). Проект Успенского храма Рыльска был повторен при строительстве 2 городских храмов: Никольского на горе прп. Иоанна Рыльского (1817, не сохр.) и Покровского (1822, заказчики - купцы Ф. и С. Андронниковы).

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография Божией Матери ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. ЕЛЕЦКАЯ АРГАМАЧЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Видение Божией Матери Темир-Аксаку), чтимый образ в г. Ельце Липецкой обл. (Липецкая и Елецкая епархия РПЦ) ЗАГАЕЦКАЯ «ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в 1-ю неделю после Успения Пресв. Богородицы), местночтимый чудотворный образ (Тернопольская и Кременецкая епархия УПЦ) ЗИНОВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. в честь Усекновения честной главы св. Иоанна Крестителя в с. Шевченко Винницкой обл. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) КАСПЕРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ИКОНА «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» (празд. 3(16) мая в память принесения иконы из К-поля, в один день с памятью прп. Феодосия, и 15(28) авг.- в день Успения Пресв. Богородицы), чудотворная, святыня Киево-Печерской лавры в честь Успения Пресв. Богородицы КИККСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Киккотисса, Милостивая], один из наиболее почитаемых чудотворных образов на Кипре (празд. кипр. 8 сент.; празд. рус. 12 нояб., 26 дек.) КИПРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 20 апр. и в день Св. Духа), название ряда икон разных иконографических изводов, происхождение которых по преданию или исторически было связано с островом Кипр КИПРСКАЯ СТРОМЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.) КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празднование 21 февр.), прославилась чудесами в 1881 г. в 1881 г. в имении графов Капнистов Козельщина Кобелякского у. Полтавской губ. (ныне пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл., Украина) КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Коневская Икона Божией Матери (празд. 10 июля, 3 сент.), чудотворный образ, появление к-рого на Руси предание связывает с именем прп. Арсения Коневского КОРЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. в четверг 1-й седмицы по Пятидесятнице, 20 марта и 11 июня), чудотворная, находится в корецком во имя Св. Троицы женском мон-ре Ровненской епархии КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом)

http://pravenc.ru/rubrics/123210_3.html

Мон-рь иконы Богородицы Перивлепты. 3-я четв. XIV в. (6; греч. Εαγγελστρια), единственная церковь в М., о времени создания к-рой не сохранилось никаких сведений. Ее крестово-купольный план с 2 колоннами близок к планам церквей Пресв. Богородицы Перивлепты и Св. Софии, хотя Евангелистрия несколько меньше их по масштабу. Снаружи церковь лишена декора. Скульптурное оформление капителей и иконостаса отличается высоким качеством и позволяет датировать церковь кон. XIV - нач. XV в. От росписи сохранились отдельные незначительные фрагменты, выполненные в традициях позднепалеологовской живописи. В алтаре находились изображения святителей, сцены «Причащение апостолов» и «Вознесение», в диаконнике - образ Пресв. Богородицы, в жертвеннике - изображения ангелов с рипидами. Монастырь Пресв. Богородицы Пантанассы (7; Η μον Παντανσσης) расположен на крутом вост. склоне холма, из-за чего его главный храм Успения Пресв. Богородицы имеет ориентацию в направлении на юг. В алтаре храма была установлена плита с надписью в честь его освящения, которое состоялось в сент. 1428 г. (к наст. времени утрачена). Храм Успения - последнее крупное сооружение в М. и единственный действующий здесь до наст. времени мон-рь. Его основателем и строителем считается протостратор Иоанн Франкопул, выходец из эллинизированного влиятельного рода в М. лат. происхождения. Его имя упоминается в 3 надписях в храме Успения: на арке зап. фасада, в рельефе на капители юго-зап. столба, в основании купола нартекса. Западная стена над входом в ц. Богородицы Перивлепты. 3-я четв. XIV в. Западная стена над входом в ц. Богородицы Перивлепты. 3-я четв. XIV в. Храм построен по образцу ц. Одигитрии (Афендико). Первый ярус храма представляет собой базилику с 3 нефами. Обширные хоры ее 2-го яруса завершаются крестово-купольной структурой сводов. Храм увенчан 5 куполами; еще один купол расположен над нартексом. Стиль архитектуры Пантанассы включает элементы различных стилей - местного, к-польского, готического, арабского. Наиболее ярко это заметно в богатом декоре апсид. Два карниза делят поверхность апсид на 3 яруса. Нижний представляет собой лишенный убранства цоколь. Узкие и высокие окна 2-го яруса чередуются с филенками (ложными окнами), перекрыты полуциркульными сводами, но на фасаде их обрамляют готические стрельчатые арки, опирающиеся на полуколонны с капителями. Более широкие оконные проемы верхнего яруса обрамляются аркадой с полуцилиндрическими сводами. Над окнами 2-го яруса расположен пояс из виньеток, над к-рым находится гирлянда, напоминающая перевернутую готическую аркаду. С сев. (фактически восточного) фасада на 4-метровом цоколе располагается открытый изящный портик, к к-рому примыкает 3-ярусная колокольня с окнами в виде трилистников. Верхний ярус ее завершен готическими декоративными арками. С 4 сторон купол колокольни фланкирован 4 маленькими башнями.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1315 г. Грачаница, жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится в одноименном населенном пункте в 9 км от г. Приштина (Косово и Метохия). История монастыря Первоначально на месте совр. церкви Г. находилась раннехрист. базилика. До завоевания региона Болгарией в IX-XI вв. храм был кафедрой визант. епископии Дардания, в эпоху Первого Болгарского царства и после покорения Византией державы комитопулов (1018) - центром Липенийской или Липлянской (от названия рим. г. Ульпиана (серб. Липлян), находящегося близ Г.) епархии, к-рая в XI-XII вв. входила в состав Охридской архиепископии ( Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924. С. 25-26, 56, 62, 136, 162, 174, 184-185, 190, 193). Как серб. мон-рь Г. возникла не позднее правления св. кор. Стефана Первовенчанного (1197-1228), поскольку Стефан Урош II Милутин в повелье (грамота) упоминает о существовании обители во времена «родитель и прародитель» ( C. 93). О возобновлении обители при Милутине свидетельствует его грамота еп. Игнатию, выполненная в 1321 г. в технике фрески на зап. стене диаконника монастырского собора (изд. см.: Грачаничка Београд, 1994). В мон-ре продолжал находиться центр Липлянской епархии, иногда ее архиереи титуловались Грачаницкими, эта титулатура сохранилась и в сер. XVI в., когда Г. вошла в состав Новобрдоской митрополии. Кор. Милутин с моделью храма в руках. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг. Кор. Милутин с моделью храма в руках. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы. 1320-1321 гг. В 80-х гг. XIV в., до османского завоевания, Г. была крупным книгописным центром, связанным с княжеским двором Вука Бранковича в Приштине и, возможно, с серб. монастырскими скрипториями Афона. По повелению (архи)еп. Симеона в 1383 г. здесь была написана Минея служебная на апрель ( Записи. 1. 154), в 1388 г.- на октябрь (ГИМ. Хлуд. 146). Кроме того, в скриптории был переписан ряд рукописей, в т. ч. неск. комплектов минейного Торжественника (Архив ХАЗУ. III c 22. III c 24; б-ка мон-ря Дечаны, 98 ( 1979); Vindob. Slav. 33) архаичного состава (об их содержании см.: Mo š in V. irilski rukopisi Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1955. S. 165-175. 112, 113).

http://pravenc.ru/text/166413.html

К постройкам кон. XVII в., в композицию к-рых были включены Г., относятся традиц. кубические многоапсидные 4-столпные 5-главые храмы на невысоких подклетах - Успенский собор в Рязани (1693-1699, зодчий Я. Г. Бухвостов) и возведенный по его образцу Успенский собор в Астрахани (1698-1710, зодчий Д. М. Мякишев). Г. окружают храмы со всех сторон, расположены на галереях (в рязанском соборе - крытой, в астраханском - открытой, с широкими арками, с гирьками в каждом проеме). Лестницы, ведущие на Г., расположены в обоих храмах с запада, однако в астраханском соборе Г. через площадку лестниц соединено с лобным местом. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Церковь Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве. 1697–1705 гг. Литография О. Кадоля. Нач. 30-х гг. XIX в. Башнеобразные и ярусные постройки кон. XVII в. типа восьмерик на четверике с центрическим 4-лепестковым планом имели Г., окружавшие храмы со всех сторон и часто повторявшие сложную форму его плана. В этих постройках Г. в случае возведения храма на подклете (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях в Москве, 1690-1694) возвышались на аркадах или располагались на уровне 1-го яруса в виде открытого обхода (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в пос. Дубровицы Подольского р-на Московской обл., 1690-1704; ц. Нерукотворного образа Спасителя в с. Уборы под Москвой, 1694-1697, зодчий Бухвостов). Парапеты церквей в Филях и в Уборах украшают ширинки, парапет дубровицкой церкви - резные орнаменты. Лестницы и крыльца располагаются с 3 сторон (кроме вост.); исключение составляет церковь в Дубровицах, имеющая лестничные марши с 4 сторон, в т. ч. с алтарной. Ярусные храмы типа восьмерик на четверике иногда включались в продольную композицию, образованную четвериком и близкими по размерам и оформлению алтарной частью и притвором (ц. Св. Троицы в Троице-Лыкове, ныне в Москве, 1690-1696, зодчий Бухвостов; ц. Успения Пресв. Богородицы на Покровке в Москве, 1697-1705, не сохр.). Церковь в Троице-Лыкове имеет Г., повторяющее форму плана здания, расположенное на уровне нижнего яруса, с лестницами с 3 сторон. Г., входившее в композицию ц. Успения на Покровке, сходно с Г. храма в Кадашах: оно охватывало здание по периметру, располагалось на уровне 2-го яруса на высоких аркадах; с вост. стороны Г. проходило над помещением нижнего, расположенного в подклете храма, 3 алтарные апсиды к-рого были выведены за пределы как подклета, так и галереи с Г. над ним. Парапет Г. украшали балясины в виде античных амфор.

http://pravenc.ru/text/168281.html

В рус. храмах XIV в. литургическое осмысление протоевангельских циклов, как и в XII в., получает яркое воплощение. В росписи собора Рождества Пресв. Богородицы псковского Снетогорского мон-ря (1313) 2 большие праздничные композиции («Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы») расположены справа от алтарного проема и занимают весь средний регистр вост. стены юж. рукава подкупольного креста. Остальные 10 сцен цикла представлены небольшими композициями в 3 ярусах на зап. стене сев. рукава креста: «Отвержение даров», «Благовестие Иоакиму», «Благовестие прав. Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Первые шаги Марии», «Благословение Марии иереями», «Моление Захарии о жезлах», «Обручение Марии с Иосифом», «Сомнения Иосифа», «Испытание водой обличения». Вслед за иллюстрациями И. П. идет праздничная композиция «Покров Богоматери». Завершается этот ряд плохо сохранившейся композицией, к-рую можно интерпретировать как иллюстрацию 12-го икоса «Поюще Твое Рождество» Акафиста Пресв. Богородице (см.: Лифшиц Л. И. Программа росписи собора Снетогорского мон-ря//Вопросы рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф./ГТГ. М., 1974. Вып. 3: 1972/1973 гг. С. 38-39; Он же. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в. М., 2004. С. 205). О том, что все названные сцены имеют литургическое значение, т. е. могут быть прочитаны в богослужебном контексте, свидетельствует изображение праздничных композиций «Преполовение» и «Пятидесятница - Сошествие Св. Духа на апостолов» напротив на вост. стене сев. рукава подкупольного креста. В новгородской ц. Успения на Волотовом поле (60-е гг. XIV в.) сцены протоевангельского цикла расположены на сводах и стенах всех рукавов креста и стенах вимы, как бы опоясывая все пространство храма. Фигуры творцов канонов, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, авторов служб и песнопений в честь Богоматери, на предалтарных столпах подтверждают литургическое значение истории Девы Марии в системе храмовой декорации. В новгородской ц. Феодора Стратилата на Ручью (80-е гг. XIV в.) протоевангельский цикл украшает зап. стену хоров, обрамляя центральную композицию «Покров Богоматери», соответствующую посвящению находившегося на хорах придела. С утратами сохранились композиции: «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы», «Ласкание Марии». Выделение композиции «Введение во храм Пресв. Богородицы», к-рая расположена не на хорах, а в наосе на вост. стене юж. рукава ( Лифшиц. 1987),- особенность программы росписи этого храма.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Собор в честь Рождества Богородицы (XVIII в.) при игум. Филарете был капитально отремонтирован и освящен 6 сент. 1820 г. еп. Евгением (Казанцевым). В результате перестройки 1852-1864 гг. к собору были пристроены 2 придела, освященные в сент. 1864 г. еп. Курским Сергием (Ляпидевским) : юж.- во имя свт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, сев.- свт. Алексия Московского и мц. Александры. Приделы были оформлены в едином стиле пилястрами, 2 ярусами окон (окна нижнего света имели треугольные разорванные фронтоны), 3 декоративными килевидными кокошниками над карнизами сев. и юж. фасадов. Барабан увенчала массивная глава луковичной формы с ребрами, соответствующими граням барабана. Вероятно, в это же время вплотную к углам основного четверика были сооружены 4 главки на высоких 8-гранных барабанах, установленных на 8-гранные, декорированные глухими арками основания. На каждой апсиде появилось по 3 небольшие главки. На средства харьковского помещика К. Д. Хрущова в храме был поставлен резной, с позолотой, 2-ярусный иконостас. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Фотография. Нач. ХХ в. В 1848-1850 гг., при игум. Евстратии, к югу от собора был построен теплый каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца и левым - вмц. Варвары: 2-светный четверик, завершенный треугольными фронтонами с сев. и юж. сторон, увенчанный луковичной главкой на барабане, с 3-частной апсидой, трапезной с папертью с запада. Храм был декорирован пилястрами по углам, треугольными фронтонами над дверными проемами и полукруглыми нишами со сдвоенными окнами на сев. и юж. фасадах. В 1889 г. храм был расширен, его длина увеличилась вдвое, ширина сравнялась с основным объемом, в зап. части трапезной сооружены хоры для братии, под храмом устроена усыпальница. Успенская ц. была расписана внутри и снаружи. Надвратная ц. в честь Иверской иконы Божией Матери была построена в 1826-1830 гг. и освящена в окт. 1831 г. игум. Филаретом. Это 3-ярусная постройка: в нижнем ярусе расположены св. врата, украшенные 4-колонным портиком; 2-й ярус - четверик с полукруглой апсидой и симметричным ей объемом, с запада декорированный пилястрами с окнами между ними; 3-й ярус - восьмерик с окнами на каждой грани, увенчанный ребристым куполом и луковичной главкой на высоком барабане. В нишах между колонн 1-го яруса и над окнами четверика - изображения святых. В храме был установлен резной, из красного дерева, позолоченный иконостас. При входе с гостиного двора братия и прихожане поклонялись поставленной над св. вратами Иверской иконе, присланной с Афона.

http://pravenc.ru/text/165143.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАЖ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Сводный план раскопок мон-ря Аркаж: а) ц. в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, 1407 г.; б) ц. в честь Собора арх. Михаила, 1395 г.; в) ц. Успения Богородицы, 1188–1189 гг. Сводный план раскопок мон-ря Аркаж: а) ц. в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех, 1407 г.; б) ц. в честь Собора арх. Михаила, 1395 г.; в) ц. Успения Богородицы, 1188–1189 гг. [Аркадиевский], находился к югу от Новгорода, недалеко от Благовещенского мон-ря на Мячине (в наст. время территория аэропорта). Назван по имени игум. Аркадия (впосл. свт., еп. Новгородский), в 1153 г. построившего деревянный храм в честь Успения Пресв. Богородицы и основавшего при нем мон-рь. В 1188 г. новгородец «Семьюн Дыбачевиць» заложил в А. м. каменный храм в честь Успения, освященный свт. Гавриилом , архиеп. Новгородским, в 1189 г. В XIII-XV вв. с А. м. была тесно связана боярская семья Михалковичей - представителей Прусской ул. Людина конца Новгорода. 18 мая 1206 г. в мон-ре принял постриг с именем Митрофан и был похоронен посадник Михалко Степанович - основатель рода. Вскоре его сын посадник Твердислав Михалкович после конфликта с новгородским кн. Всеволодом Святославичем, желая избежать междоусобицы, отказался от посадничества и принял постриг в А. м., где выстроил надвратный каменный храм во имя прп. Симеона Столпника. Потомки Михалка Степановича посадник Юрий Дмитриевич с братом Яковом в 1407 г. возвели в обители каменный храм в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех. Еще один каменный храм в честь Собора арх. Михаила был построен в А. м. в 1395 г. по заказу новгородца Исака Онцифоровича. Как показали проведенные в 1963 г. на месте А. м. археологические исследования (археолог С. Н. Орлов и архит. НСНРПМ Л. Е. Красноречьев), Успенская ц. была трехапсидной, четырехстолпной, поновлялась в XVII в., храмы в честь Чуда архистратига Михаила в Хонех и в честь арх. Михаила представляли собой кубические четырехстолпные одноапсидные постройки с зап. притворами. В результате раскопок в зап. притворе Успенской ц. и вокруг нее были вскрыты десятки погребений, в т. ч. из цельнотесаных и сборных плит известняка.

http://pravenc.ru/text/76070.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010