Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастыри (монастырские комплексы) ЗАЛЬЦБУРГ город на западе Австрии, на берегу р. Зальцах, столица федеральной земли Зальцбург и резиденция католич. архиепископа ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛЕРЕН [Лерин (Леринский монастырь)], католич. мон-рь Пресв. Девы Марии на о-ве Сент-Онора в архипелаге Лерен близ г. Канны (деп. Приморские Альпы, Франция)

http://pravenc.ru/rubrics/123106_2.html

В поствизантийский период тенденции включения протоевангельского цикла с житием родителей Богородицы сохраняются. В рус. памятниках с разной степенью подробности он представлен в росписях храмов Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1642-1643, по первоначальной росписи 1515), Успения Пресв. Богородицы Свияжского мон-ря (60-е гг. XVI в.), Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего мон-ря (1589), Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1641), ц. Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря (сер. XVII в.), ц. Спаса на Сенях в Ростове (70-е гг. XVII в.) и др. В миниатюрах рукописей минейного типа выбор сцен протоевангельского цикла обусловлен включением в церковный календарный год праздников, связанных с памятью И. и А. Самым ранним примером является Минологий имп. Василия II (Vat. gr. 1613, 976-1025 гг.), в миниатюрах к-рого представлены сцены «Встреча у Золотых ворот» (P. 220), «Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы» (P. 198). Те же сцены входят в Служебное Евангелие с Минологием (Vat. gr. 1156. Fol. 246v, 269v, XI в.). В Минологии (ГИМ. Греч. 382, 1063 г.) изображено «Рождество Пресв. Богородицы». Наиболее подробными по композиционному составу являются иллюстрации к тексту 6 Слов о Марии Иакова Коккиновафского, представленных 2 ранними рукописями гомилий к-польского происхождения (Paris. gr. 1208 и Vat. gr. 1162, обе 1-й пол. XII в.). Слово о празднике Зачатия Марии проиллюстрировано сценами «Отвержение даров», «Иоаким в пустыне», «Благовестие Иоакиму», «Плач Анны», «Благовестие Анне», «Возвращение Иоакима»; в тексте Слова о Рождестве Марии помещены иллюстрации «Рождество Пресв. Богородицы», «Излияние благодати на Царицу», «Молебная песнь царя Давида к Анне», «Младенца Марию помещают в Ее комнату», «Пир в честь Марии и благословение иереев», «Мария возвращается в свою комнату после благословения иереев», «Радостная песнь Анны», «Спор Иоакима и Анны о Марии»; в тексте Слова на «Введение во храм Пресв. Богородицы» - «Приготовление к введению во храм Пресв. Богородицы», «Шествие сопровождающих Марию к храму», «Вопрошание Захарии и ответы Анны», «Захария принимает Марию», «Захария возводит Марию на 3-ю ступень Святая Святых», «Иоаким и Анна посещают Марию».

http://pravenc.ru/text/468935.html

Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1648) находится в г. Идра на одноименном о-ве. Ранее собор принадлежал Успенскому мон-рю, действовавшему до 1832 г. и игравшему значительную роль в общественной жизни острова. Другие 5 митрополичьих соборов: свт. Николая Чудотворца на о-ве Спецес, Успения Пресв. Богородицы на о-ве Эгина, Небесных сил бесплотных в Эрмиони, св. Иоанна Предтечи в Краниди, вмч. Георгия Победоносца на о-ве Порос. В наст. время в епархии 52 приходских храма, 754 сельские церкви и часовни. Действуют 3 муж. и 8 жен. мон-рей; муж. и 9 жен. исихастириев. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Мон-рь Св. Троицы на о-ве Идра. 1704 г. Муж. мон-ри: Живоносного Источника на о-ве Порос (нач. XVIII в.; 5 монахов); прор. Илии на Идре (основан в 1771 иеромонахами Дамаскином и Нафанаилом как подворье мон-ря Пресв. Богородицы, в 1815 храм подворья был разрушен и заново отстроен пелопоннесским мон. Иерофеем; в 1824-1825 здесь находился под арестом Т. Колокотронис, полководец национально-освободительной революции 1821-1829 гг.; 2 монашествующих); Св. Троицы на о-ве Идра (1704). Жен. мон-ри: Успения Пресв. Богородицы ( Хрисолеондисса ) на о-ве Эгина (нач. XVII в.; название происходит от сел. Леондио; 5 монахинь); св. бессребреников Космы и Дамиана в Эрмиони (XI в.; 5 монахинь); Всех святых на о-ве Спецес (1830-1833; 32 монахини); прп. Евпраксии (Доку) на о-ве Идра (1808; назван по имени Георгия Доко, внука основателя мон-ря Анфима Хадзинкиониса, или по о-ву Докос; 1 монахиня); Рождества Пресв. Богородицы Зурвы на о-ве Идра (1710; название происходит от имени аристократа, имевшего там поместье; 8 монахинь); прп. Матроны Хиосской на о-ве Идра (1865; 2 монахини); свт. Николая Чудотворца на о-ве Идра (1724; 2 монахини); Пресв. Богородицы Элефтеротрии на о-ве Эгина (1960; 3 монахини). Муж. исихастирий во имя Пресв. Богородицы Кехаритомени близ Тризины (1976; 15 монахов). Жен. исихастирии: Св. Троицы (свт. Нектария Эгинского , митр. Пентапольского) на о-ве Эгина (нач. XX в.; 13 монахинь); вмц. Екатерины на о-ве Эгина (1917; 4 монахини); вмч. Мины Фригийского на о-ве Эгина (1953; 30 монахинь); Рождества Пресв. Богородицы и мч. Христофора Ликийского на о-ве Эгина (1946; 5 монахинь); вмц. Анастасии Узорешительницы на о-ве Эгина (1955; 10 монахинь); мц. Фотинии Самаряныни и прп. Елисаветы Чудотворицы на о-ве Идра (1860; 2 монахини); Пресв. Богородицы Пантанассы (Всецарицы) в Краниди (1965; 4 монахини); прав. Анны в Краниди (1945; 1 монахиня); вмч. Димитрия на о-ве Эгина (1 монахиня).

http://pravenc.ru/text/293551.html

Боголюбский мон-рь. Литография. 1875 г. (ГИМ) муромский в честь Преображения Господня (в Муроме, муж., основан не позднее 1096, закрыт в 1923, возрожден в 1995; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Боголюбский в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) (в пос. Боголюбово Суздальского р-на, жен., основан в 60-х гг. XII в. как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1991, в 1997 при нем образован также жен. мон-рь, в 2003 муж. мон-рь переведен во владимирский Алексиевский (Новоалексиевский) монастырь ); владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы (во Владимире, муж., основан ок. 1196, обращен в архиерейский дом в 1744, закрыт в 1920, возрожден в 1992); владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы (во Владимире, жен., основан в кон. 90-х гг. XII в., закрыт в 1923, возрожден в 1993); муромский в честь Воскресения Христова (в Муроме, жен., основан в XII в., упразднен в 1724, возрожден в 2000; с 16 июля 2013 г. принадлежит Муромской епархии); Евфросиниев суздальский в честь Положения ризы Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан не позднее 1207, закрыт в 1923, возрожден в 2000); суздальский во имя свт. Василия Великого (в Суздале, муж., основан не позднее XV в., преобразован в жен. в 1899, закрыт в 1923, возрожден в 1995 как муж.); суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы (в Суздале, жен., основан в 1364, закрыт в 1923, возрожден в 1993); киржачский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (в Киржаче, жен., основан в 1358 как муж., закрыт в 1764, возрожден в 1995 как жен.: с 16 июля 2013 г. принадлежит Александровской епархии); Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы (в с. Махра Александровского р-на, жен., основан ок. 1370 как муж., закрыт в 1923, возрожден в 1995 как жен., с 2004 ставропигиальный); Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Суздальский мон-рь в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2004 г. Волосов во имя свт. Николая Чудотворца (в с. Волосове Собинского р-на, жен., основан не позднее 1498 как муж., закрыт в 1764, в 1844 упразднен, возрожден в 1909 как жен., закрыт в 1923, возрожден в 1993); Космин Яхромский в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/154964.html

В рус. росписях XVI-XVII вв. цикл И. П. получил развитие. Как правило, он занимает один из регистров росписи наоса, часто соседствуя с циклом Акафиста Пресв. Богородице. Возможно, эта традиция берет начало в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, выполненных в 1502 г. прп. Дионисием. Однако в этом храме И. П. представлено только одной композицией - «Рождество Пресв. Богородицы» с эпизодом «Ласкание Марии», помещенными на наружной зап. стене, в то время как цикл Акафиста Пресв. Богородице располагается на стенах наоса. В Успенском соборе Московского Кремля (фрески, выполненные в 1642-1643, копируют первоначальную роспись 1515) протоевангельский цикл в наосе, вероятно, впервые сочетается с циклом Акафиста Пресв. Богородице. Протоевангельский цикл находится в 3-м регистре юж. и сев. стен между евангельским циклом и циклом Акафиста Пресв. Богородице. Повествование начинается в вост. части юж. стены изображениями принесения даров праведными Иоакимом и Анной и отвержения их и завершается на сев. стене. В соборе Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (60-е гг. XVI в.) протоевангельский цикл занимает средний регистр росписи, начинаясь в зап. части сев. стены сценой «Отвержение даров Иоакима и Анны», затем продолжаясь на юж. стене, от востока к западу. Ярусом ниже на юж. стене представлено «Успенское деяние». В Троицком (первоначально Покровском) соборе в Александрове также присутствуют циклы И. П. и Акафиста Пресв. Богородице (70-е гг. XVI в.). Такие же циклы украшают Смоленский собор московского Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря (1589) и Благовещенский собор в Сольвычегодске (1601). Возобновление в XVII в. фресок Успенского собора Московского Кремля оказало большое влияние на последующие росписи: кремлевской ц. Ризположения (1644), в 2 верхних регистрах стен которой - цикл И. П., в 2 нижних - цикл Акафиста Пресв. Богородице; Рождественского собора Саввина Сторожевского мон-ря (сер. XVII в.), где роспись повторена.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОМОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. 1993–1994 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. 1993–1994 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Тульской епархии Тульской митрополии), находится в г. Новомосковске Тульской обл. Основан решением Синода от 16 июля 1995 г. по ходатайству митрополита Тульского и Белёвского Серапиона (Фадеева; † 1999). До этого правосл. жители г. Новомосковска, в котором с момента основания в 1930 г. никогда не было храма, были вынуждены молиться в церквах соседних городов - Венёва, Епифани и др. В 90-х гг. XX в. в Новомосковске была зарегистрирована первая правосл. община. Арендуемое помещение - бывш. кафе на окраине городского парка, переоборудовали под храм. 19 дек. 1992 г. здесь была отслужена 1-я Божественная литургия. Настоятель храма - иером. Лавр (Тимохин; † 2018), в 1992 г. возведен в сан игумена, а в 1994 г.- в сан архимандрита. Когда в 1995 г. на месте прихода был основан Н. м., священноархимандритом обители стал митрополит Тульский Серапион (Фадеев), а наместником - архим. Лавр (Тимохин). 6 апр. 2018 г., во время всенощного бдения в канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы и Великой субботы, архим. Лавр скончался, 9 апр. был похоронен за алтарем монастырского Успенского собора. К июню 2018 г. обязанности настоятеля исполнял игум. Елисей (Орехов). В Н. м. находятся кирпичные ц. Покрова Пресв. Богородицы с приделом в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1992) и колокольней, собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1993-1994), летний деревянный храм во имя св. Жен-мироносиц (2015) с верандой, 2-этажный игуменский корпус с небольшой домовой ц. прп. Сергия Радонежского, 2-этажный и одноэтажный братские корпуса. Территория мон-ря украшена цветниками и окружена кирпичной оградой с 5 башнями и 3 св. воротами. В Успенском соборе хранится ковчег с частицей мощей блж. Матроны Московской, переданный Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II (Ридигером) в 1999 г.,- в год празднования 200-летия Тульской епархии. Рядом с ковчегом, слева от иконостаса, в киоте находится икона Божией Матери «Взыскание погибших». Этот образ, написанный, по преданию, по просьбе блж. Матроны, ранее пребывал в ц. Успения Пресв. Богородицы с. Себина, в 1992 г. передан в мон-рь по благословению митр. Серапиона (Фадеева). На полях иконы изображены свт. Николай Чудотворец и мч. Лавр Иллирийский. Образ помещен в серебряный оклад. В обители хранятся иконы с частицами мощей свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, вмч. Георгия Победоносца, а также ковчеги с частицами мощей благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, мучениц Татианы и Марины, блгв. кн. Александра Невского, преподобных отцов Киево-Печерских и др.

http://pravenc.ru/text/2577841.html

Пресв. Богородица почитается в Грузии особо. Наряду с церковными (Гвтисмшобели - Богородица, Деда Гвтиса - Божия Матерь, Калмариам - Дева Мария) существуют народные варианты Ее имени и эпитеты: Шобис Деда (Мать Рождества), Нерчис, Пудзис Батони (Госпожа, Повелительница рода), Адгилис Деда, Дедопали (Мать, Госпожа места) и др. В нек-рых районах Зап. Грузии (Мегрелия, Гурия, Имерети) сохранился архаический обряд Нерчис хвама (молитва Нерчи (роду)), совершаемый в момент родов в присутствии всех женщин рода и включающий моление к Пресв. Богородице. В Вост. Грузии день хранителя рода (сахлтангелозоба, сахлис ангелозоба - день рода, день Госпожи места) считался жен. праздником, с распространением христианства он совпал с почитанием Пресв. Богородицы и был приурочен к празднованию масленицы. Из жертвенного топленого масла (зедаше) выпекают пирог с начинкой из муки, сахара и масла (када), запекают курицу, женщины съедают приготовленное в «углу ангела» (красном углу), прося Пречистую Деву о здравии всех членов семьи. Наиболее почитаемым среди церковных праздников, посвященных Пресв. Богородице, является Успение Пресв. Богородицы (Мариамоба; 15 авг.). Весь август назывался месяцем Богоматери (Мариамобис тве). Большинство груз. храмов освящено в честь Успения Пресв. Богородицы и носит название Сиони (от Сионской горницы, где жила и преставилась Пресв. Дева), напр. Тбилисский Сиони, Болнисский Сиони, Дманисский Сиони и т. д. На Мариамоба праздничный стол украшают фруктовыми ветками и цветами. По обычаю, в садах оставляют немного несрезанных фруктов, чтобы на др. лето был хороший урожай. Для усопших варят кутью; в этот же день или на следующий приходят на кладбище с ветками и свежими фруктами. В горных районах Грузии на кладбище приносят пищу. На Рождество Пресв. Богородицы (Гвтисмшоблоба) крестьяне благодарят Богородицу, Подательницу урожая, и просят Ее помощи в следующем году. В Зап. Грузии (в частности, в Лечхуми) Матерью Рождества (Шобис Деда) называют церковный праздник Собора Пресв. Богородицы, совершаемый на следующий день после Рождества Христова (26 дек.). Женщинам в этот день запрещалось работать (особенно шить и вязать). Благовещение Пресв. Богородицы (Хареба) воспринималось как праздник весны, обновления, начала благоденствия природы. По преданию, в этот день «олень не шевельнет рогами, девушка косы не плетет». На Благовещение поминают усопших, для них в доме ставят кутью и рыбное блюдо; освящают посевное зерно, символично прививают фруктовые деревья и выводят в поле быка. От этого дня зависит судьба всего года. На следующий день начинались посевные работы.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Богородицы (мужской, в с. Косэуць р-на Сорока, основан в 1729), Циганештский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Цигэнешть р-на Стрэшень, основан как мужской скит в 1741, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Жабский в честь Вознесения Господня (женский, в с. Жапка р-на Флорешть, основан в 1770), Курковский в честь Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в с. Куркь р-на Орхей, основан в 1773, закрыт в 1953, возрожден в 1992), Сахарнянский во имя Св. Троицы (мужской, в с. Сахарна р-на Резина, основан в 1776, закрыт в 1957, возрожден в 1991), Кондрицкий во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, в с. Кондрица муниципия Кишинёв, основан в 1783, закрыт в 1947, возрожден в 1993), Георгия Победоносца (женский, в с. Суручень р-на Яловень, основан в 1785 как муж. скит, закрыт в 1959, возрожден в 1991 как жен. мон-рь), Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Кушелэука р-на Шолдэнешть, основан в 1786, закрыт в 1960, восстановлен в 1988), Таборский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Табора р-на Орхей, основан как мужской скит в кон. XVIII в., преобразован в женский в 1815, закрыт в 1960, возрожден в 1989), Хировский (Чуровский) во имя прп. Симеона Столпника (женский, в с. Никулэеу р-на Орхей, основан в 1803 как мужской скит, преобразован в жен. мон-рь в 1805, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Успения Пресв. Богородицы Городищенский (мужской, в с. Ципова р-на Резина, основан как скит в нач. XX в. на месте древнего пещерного Городищенского мон-ря, закрыт в 1949, возрожден в 1994), арх. Михаила (мужской, в с. Киштелница р-на Теленешть, основан в 1991), Илии пророка (мужской, в с. Никорень р-на Дрокия, основан в 1992), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Бутучень р-на Орхей, основан в 1996), Иакова Персиянина (мужской, в с. Сирець р-на Стрэшень, основан в 1998), Хаджимусский во имя святых Марфы и Марии (женский, в с. Хаджимус р-на Кэушень, основан в 1998), Куйзовский во имя свт. Василия Великого (женский, с. Куйзэука р-на Резина, основан в 1999), Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной архитектуры ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАИР крупнейший город Ближ. Востока, столица Египта, резиденция патриархов Александрийской Православной Церкви и Коптской Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КАРАН ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - см. Белая церковь Каранская в честь Благовещения пресв. Богородицы КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия)

http://pravenc.ru/rubrics/123102_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (празд. 15 февр.), чудотворный образ, прославившийся в XVII в. История Д. и. связана с основанием Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» (ГИМ. Син. 844. Копия; опубл.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186). В монастырской описи от февр. 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. В сер. XVII в. житель Тобольска казак Дмитрий Иванович Мокринский, пожалованный за службу дворянским званием, оставил жену и детей и ушел в Невьянский Богоявленский мон-рь Верхотурского у., где принял монашеский постриг с именем Далмат. За благочестивую жизнь братия пожелала сделать его игуменом, но Далмат, считая себя недостойным такой чести, взял икону Успения Пресв. Богородицы и удалился за р. Урал, где на левом берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, на Белом городище, в 1644 г. он ископал себе пещеру. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который решил прогнать незваного насельника. В сонном видении Илигею явилась Богоматерь в багряных одеждах и сверкающем венце, с хлыстиком в руке, и велела ему не нападать на Далмата, а отдать ему вотчину под строительство мон-ря. Весной 1646 г. земли были переданы Далмату, и к нему вскоре стали приходить люди, искавшие монашеского уединения. В сент. 1651 г. мон-рь был сожжен войском сибирского царевича Девлет-Гирея, невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы, а икона стала главной святыней мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168670.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010