Теперь вникнем в значение составных частей великого входа. а) Царские врата отверзаются для перенесения через них Святых Даров на престол. Они отворяются заблаговременно во время пения Херувимской песни, для того чтобы дать предстоящим время проникнуться чувствами благоговения и умиления, с которыми они должны присутствовать не только при обряде перенесения Даров, но и во все продолжение литургии. K пробуждению и укреплению этих чувств способствует созерцание престола в алтаре. Ибо, во-первых, это есть престол Царя Славы, и невидимо присутствующему на нем Господу с благоговением служат горние Силы, как и на Небесах. Созерцая зрением святой престол, мы духом созерцаем находящегося на нем Господа и вступаем в общение с Ангелами для участия с ними в славословиях. Во-вторых, престол, когда на нем совершается великое Тайнодействие, имеет значение гроба Господня и вызывает в нас то же духовное умиление, какое наполняет душу благочестивого паломника, если его сподобит Бог быть в Иерусалимском храме Гроба Господня и лобызать место, на котором лежало Пречистое Тело Богочеловека. б) Далее следует каждение престола, всего алтаря, икон, служащих и всего предстоящего народа. Перед великим входом воздается честь святыням алтаря и храма и выражается, как и в других случаях, молитвенное стремление наших душ к Богу и желание принять благодать Святого Духа (см. о каждении перед чтением Евангелия). в) Херувимская песнь, пение которой начинается до великого входа и кончается после него, внушает нам отложить всякое житейское попечение для вступления в ближайшее общение со Христом нашим Царем, грядущим в образе Святых Даров на трапезу алтаря, на которой должно быть совершено священнодействие Бескровной жертвы. Эта песнь была составлена в VI веке, в царствование императора Иустина Младшего, и свое название получила от начальных слов: Иже Херувимы Тайно образующе ,и от заключительного славословия: аллилуиа , ибо оно есть херувимское славословие ( Откр. 19, 4 ). Вот русский перевод Херувимской песни: «Мы, которые таинственно изображаем Херувимов и с ними воспеваем Трисвятую песнь, отложим всякое попечение о житейском, чтобы подъять Царя всех тварей, которого невидимо сопровождают, подобно копьеносцам (сопровождающим земных царей), чины Ангелов. Аллилуия, аллилуия, аллилуия».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ф. Ревякина на месте сгоревшей была построена и в 1653 г. освящена теплая ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Одноглавый одноапсидный бесстолпный храм почти лишен декоративного убранства: фасад украшен простыми карнизами, полукруглыми закомарами, широкими лопатками на углах объемов. Примыкающая к церкви с запада трапезная состояла из обширной одностолпной палаты для общих трапез и хоз. помещений (келарской, кладовых, хлебопекарни). В храме стоял трехъярусный позолоченный иконостас. В XVIII в. древнюю луковичную главку Введенской ц. заменили на барочную, окна растесали, изменили интерьер: в 1765 г. в алтаре и трапезной были сложены печи из зеленых изразцов. В 1782 г. в храме был поставлен новый позолоченный иконостас, резные царские врата с сенью, все местные образа написаны устюжским иконописцем К. Волковым. В 1842 г. были устроены 3 входа из трапезной в церковь, упразднена палатка, увеличена паперть. В 1845 г. в трапезной поставили новый иконостас, украшенный резьбой и позолотой, поновлялись иконы. Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в. Церковь во имя Собора арх. Михаила. 1653–1656 гг. Фотография. Кон. XX в. В 1653-1656 гг. по грамоте Ростовского митр. Ионы иждивением Ревякина был построен холодный 5-главый 4-столпный на подклете храм во имя Собора арх. Михаила. Крытые каменные переходы соединяли Архангельский собор с Введенской ц. Особенностью собора явилось отсутствие полукруглых апсид на востоке центрального четверика - алтарь имел редко встречающуюся в монастырских храмах прямоугольную форму. Традиц. полукруглые алтарные апсиды имелись в сев. приделе свт. Николая Чудотворца и юж. приделе Входа Господня в Иерусалим (в 1789 сев. придел был обращен в жертвенник, южный - в ризницу). Храм венчали 5 деревянных, обитых белым железом луковичных глав. Внешний облик собора отличался простотой и лаконизмом декоративного убранства. Только барабаны глав были богато украшены аркатурно-колончатыми поясами, поребриком и сухариками. В соборе стоял тябловый 4-ярусный иконостас, замененный в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/150145.html

2012 год стал юбилейным и для монашеских обителей Курганской епархии, отметил архипастырь. «20-летие возобновления монашеской жизни отметил Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. 10-летие образования встретил Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь, а в женском монастыре Похвалы Божией Матери с.Боровского прошло празднование двух памятных дат: 10-летия со времени прославления священномученика Аркадия пресвитера Боровского в лике святых и 5-летия со дня обретения его честных мощей», - сказал он. 2012 год, по словам владыки, был нелегким и тревожным, но радостным: «Мы вступаем в новолетие благости Божией с добрыми переменами в жизни нашей богоспасаемой Курганской епархии. Как и прежде восстанавливаются монастыри и храмы, люди просвещаются светом Христовой истины, возрождаются благотворительность и социальное служение Церкви». Говоря о наиболее значительных событиях прошедшего года, владыка Константин отметил, что 5 января состоялось Великое освящение первого за последние 100 лет каменного собора в епархии в честь Рождества Христова (с.Частоозерье). А 8 апреля, в День Входа Господня в Иерусалим, состоялось освящение храма в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» на территории оборонного предприятия «Курганприбор» - единственного специально построенного храма на всей территории Русской Православной Церкви в честь Порт-Артурской иконы. Восстановлен и освящен Петропавловский храм в поселке Черемухово. Также состоялось освящение Георгиевского храма в поселке Увал. На очереди освящение храмов в честь преп. Серафима Саровского в г.Кургане, св. Савватия Соловецкого в с.Темляково, свт. Николая в с.Пивкино, Покрова Пресвятой Богородицы в исправительной колонии «Просвет», иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при неврологическом диспансере «Зеленый бор» в г.Шадринске. Продолжается строительство храмов в других местах. Развивается в епархии и образовательная деятельность. В помещениях, переданных предприятием «Корвет» епархии, оборудованы епархиальные отделы, где 1 ноября 2012 года состоялось открытие первых богословско-просветительских курсов для многочисленных мирян. Успешно развивается сотрудничество Курганской епархии с органами власти в сфере образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, взаимодействия с Вооруженными силами и правоохранительными органами, а также в социальной деятельности.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/09/ro...

Описание Ильинской церкви на период конца XIX в. «Время построения существующей церкви неизвестно; зданием она каменная, двухэтажная; колокольня и ограда каменные же. Престолов в церкви шесть: в нижнем теплом этаже - в честь св. пр. Илии и придельные - в честь Казанской Божией Матери и Святителя и Чудотворца Николая; в верхнем холодном этаже - в честь Входа Господня во Иерусалим и придельные - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. мученицы Варвары». Первоначально приход состоял из деревень Братцево, Новое, Обухово, Павловка, Софьино. С 1893 г. с. Ильинское-Стромилово входило в Первый благочинный округ вместе с другими 18-ю селами. В XVIII в. село с построенной в нем усадьбой (около 1760-1770 гг.) перешло к дворянам Ильиным, а от них – снова к Стромиловым, которые владели селом на протяжении XVIII–XIX вв. Предположительно именно представители рода Стромиловых выделяли средства на продолжение строительства Ильинской церкви. Ильинская церковь была закрыта не позже 1930-х годов. Церковь хорошо сохранилась до 1960-х годов и своей красотой, и ландшафтным расположением, видимо, мешала строительству коммунизма. В 1960-х годах церковь была целенаправленно снесена. В настоящее время на этом месте установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и поклонный крест. Село Ильинское имеет богатейшую историю, связанную не только с Ильинской церковью. Это и история Стромынской дороги на которой располагалось село, это и история, связанная со многими историческими личностями, в частности с путешествием Екатерины II через село Ильинское. С селом связаны несколько древних родов – Стромиловых, Нелединских, Ильиных. Усадьба Стромиловых представляла замечательный образец усадебного искусства и занимала около 50 соток. Она включала в себя барский дом стиля Екатерининского барокко и обширный парк. На сегодняшний день, в соответствии с решением Законодательного Собрания Владимирской области от 18.10.95 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Владимирской области», ансамбль усадьбы Ильиных-Стромиловых в составе: «главный дом», XVIII в., «парк», XIX в. включен в список объектов культурного наследия Владимирской области регионального значения как памятник архитектуры и градостроительства. Однако состояние усадебного дома на грани полной утраты.

http://sobory.ru/article/?object=59780

В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Выгорели почти все здания обители. В храмах каменных: соборном Живоначальной Троицы, вместе с приделом Святых князей Бориса и Глеба, и в Никольском под колокольнею – погорели все верхи, кровли и связи. Деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с Введенским приделом и трапезою полностью сгорели. Уничтожены были огнём все иконы в храмах и богослужебные книги: на колокольне у четырёх колоколов уши отломились, а остальные монастырские постройки, как-то: амбары, погреба, сушилы и все монастырские службы – сгорели дотла, так же как и почти все келии для братии. Выгорели и находящиеся за пределами обители монастырский конюшенный двор и братские келии в монастырском огороде. Из всех зданий в монастыре уцелели от огня только храм Входа Господня в Иерусалим и пять братских келий. Благодаря стараниям игумена Рафаила монастырь был восстановлен. Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделён на две части: под одной крышей оказались две церкви – Введенская и в честь Сретения Господня. В таком виде комплекс из Введенского и Сретенского храмов, трапезной палаты и служб под ними дошёл до наших дней. Из всех монастырских храмов в результате пожара утрачен был только деревянный храм в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, который больше не восстанавливался. Число монастырских служб на территории обители тоже сократилось. Это было связано с тем, что астраханский воевода князь стольник Сергей Прозоровский не разрешил игумену Рафаилу восстанавливать монастырскую больницу на прежнем месте из-за угрозы находящейся рядом пороховой казны. Игумен вынужден был выстроить здания для больных и престарелых монахов за городом на территории монастырского огорода, где был воздвигнут также храм в честь Сретения Господня и основана монастырская слободка для работников обители. До конца XVII века каких-либо значительных перестроек в Троицком монастыре не было извест-но, разве что каменная соборная колокольня с Никольской церковью под ней за ветхостью были разобраны, а при Троицком соборе, над его притвором, возведены были две небольшие каменные колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=18059

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века " Церковь Воинствующая " . Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства " ради симметрии " был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого. Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер - Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: " Могу! " - и разгневал царя. " Ты лжешь! " - вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: " Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили " . Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным. Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, " что на Рву " . (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-002.htm

Кругом просветленные вдохновенной радостию лица. Взрослые, дети. Видно, что очень многие приехали целыми семьями. Проникновенно-молитвенное пение клироса. Слаженный хор многочисленного священства. Монашествующие. И главное — на все это, на каждого стоящего со стен храма таинственно взирает Сама Пресвятая Богородица с сотен Своих древнейших и чудотворнейших Образов… Надо отметить, что идея создания храмового комплекса в Исакове родилась более десяти лет назад у московского предпринимателя Сергея Веремеенко. Так сложилось, что однажды обратился к нему известный собиратель древних икон Владимир Николаевич Строковский. В его коллекции имелось более 100 икон Пресвятой Богородицы, которые он предложил как-то объединить и разместить с подобающим благолепием, чтобы сделать их доступными для поклонения и молитвы многих и многих людей. Это предложение сразу же благодатно откликнулось в душе Сергея Алексеевича. Сергей Алексеевич Веремеенко в храме святителя Алексия К тому времени, будучи человеком верующим, он уже не раз помогал в возрождении православных святынь, а в поисках духовной поддержки неоднократно бывал на острове Залит у «всероссийского батюшки» — отца Николая Гурьянова. Когда Сергей Алексеевич поделился с ним окрылившей его идеей, тот улыбнулся и сказал: — Через три года будешь молиться всем образам Царицы Небесной! Место для уникального храмового комплекса, ранее никогда и нигде не встречавшегося, выбранное на первый взгляд случайно, по стечению чисто житейских обстоятельств, впоследствии оказалось не лишенным Божиего Промысла. Архивные данные поведали историю о том, что в этих местах некогда были не только храмы, но и целый монастырь! И вот, 30 июня 2002 года по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, митрополит Сергий Солнечногорский совершил чин освящения закладного камня в основании храма. Через два года, в 2004-ом, в его стенах было совершено первое всенощное бдение, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. 4 июня 2005 года малым Архиерейским чином Архиепископом Истринским Арсением главный престол храма был освящен в честь Святителя Алексия, митрополита Московского. А еще через три года — в 2007-м, в день празднования обретения мощей Св. Алексия, архиепископ Истринский Арсений совершил чин освящения закладного камня в основании будущего храма-музея в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Теперь же мы становимся участниками его открытия — еще одного важного события в летописи Патриаршего Подворья в честь святителя Алексия, Митрополита Московского…

http://pravmir.ru/v-podmoskove-otkryilsy...

Согласно христ. традиции, собор св. Иаковов построен на месте погребения ап. Иакова , брата Господня, усекновения и захоронения главы ап. Иакова Зеведеева; там же находится могила Иерусалимского еп. Макария (314-333). Впервые о соборе сообщает паломник Иоанн из Вюрцбурга (ок. 1162-1165): «В честь Святого Иакова Старшего (Зеведеева.- Ред.) возведена большая церковь, где живут армянские монахи. Там есть большой приют, готовый принимать бедняков их народа» ( John of W ü rzburg. Description of the Holy Land//Palestine Pilgrims " Text Society. L., 1890. Vol. 5. P. 45). Исторических сведений о том, что находилось на месте собора до этого, нет, хотя о присутствии арм. общины в городе с раннехрист. времени свидетельствуют письменные и археологические источники. В 2 арм. рукописях сохранился перечень 70 арм. церквей и мон-рей Палестины, составленный вардапетом Анастасом в VII в. ( Sanjian A. K. Anastas Vardapet " s List of Armenian Monasteries in 7th Cent. Jerusalem//Le Muséon. 1969. T. 82. Fasc. 3/4. P. 265-292). В И. м. было найдено ок. 20 хачкаров, самые ранние из к-рых датируются 956, 1151 и 1153 гг. ( Агавнуни. 1931. С. 251). Многочисленные рассказы паломников последующих лет свидетельствуют о том, что собор всегда оставался армянским, несмотря на притязания др. Церквей. В период присутствия крестоносцев в Иерусалиме (XII в.) Армянский квартал назывался Ruga Armenorum, о чем упомянуто в 1222 г. в дипломатической переписке (Там же. С. 260; Hintlian. 1989. Р. 34-37). С XVIII в. бытует мнение о том, что И. м. изначально принадлежал Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). М. И. Броссе ссылается на араб. примечание в груз. рукописи, где говорится о груз. царе, заказавшем Четвероевангелие для мон-ря св. Иакова в Иерусалиме. По мнению К. Мутафяна, позднее появление этого примечания и факт существования в древнем Иерусалиме неск. обителей во имя св. Иакова ставят под сомнение вероятность принадлежности И. м. ГПЦ до XII в. Известно, что в нач. XIV в. монахи И. м. дважды отправлялись в Каир, где получали от егип. султана (1312, 1319) подтверждение прав владения монастырем ( Kalemderian. 2007. P. 11). В 1450 г. султан Джакмак выдал арм. патриарху Абрааму Месерци фирман (хранится в архиве Патриархии), освобождающий монахов от незаконного налогообложения. Его текст был высечен на араб. и арм. языках на 2 каменных плитах, установленных над порталом и на внутренней стене главного входа И. м. ( Агавнуни. 1931. C. 263-264). Неск. раз мон-рем пытались завладеть греки, в 1657 г. им удалось захватить собор и продержаться в нем полтора года, после чего его вернули армянам. Права Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) на И. м. подтверждены и грамотой тур. султана Махмуда I (1739).

http://pravenc.ru/text/200367.html

В 1720 году, старанием игумена Иосафа, на добровольные пожертвования граждан гор. Тамбова и окрестных жителей, монастырь постепенно обстроился, и на месте сгоревшей Предтеченской церкви построена новая деревянная двухэтажная: верхняя – в честь Входа Господня в Иерусалим, а нижняя – во имя Крестителя господня Иоанна. В 1753 году обветшавшая Предтеченская церковь была продана на снос и в том же году 6 сентября, по благословению Преосвященного Феофилакта, Епископа Воронежского и Елецкого, вновь выстроена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1783 году монастырю отведено из казны для водяной мукомольной мельницы с толчеею на реке Лесной Тамбов 1200 кв. с. земли, отмежеванной от казенной лесной дачи при с. Царевке. В 1789 году строитель монастыря, иеромонах Мисаил, приступил к возобновлению ветхих построек и сооружению новых: перестроены были братская трапеза и кельи, построены вновь из брусчатого леса настоятельские покои в шесть комнат, с двойными сенями, которые впоследствии сгорели. Преосвященным Тамбовским Феофилом с южной стороны Введенской церкви торжественно 20 мая была совершена закладка каменного флигеля длинною 23 сажени, с теплым храмом – во имя Крестителя Господня  Иоанна, трапезной и кухней. В 1792 году с северной стороны Введенской церкви заложен другой каменный флигель, длинною 23 же сажени, соответственно первому, для братских келий. В 1795 году все монастырские здания ограждены каменною стеною. В 1797 году отведено в пользу монастыря из казенной Бокинской лесной дачи 628 десятин леса, прилегающего к монастырю. В 1790 году 7 июня при том же строителе, иеромонахе Мисаиле, Преосвященным Феофилом заложен среди монастыря каменный храм во имя Рождества Предтечи Господня  Иоанна, на месте разобранной обветшалой Введенской церкви. Новый храм сооружался на щедрые пожертвования статского советника Ф.Ф. Севастьянова и полковницы М.С. Бегичевой. Храм этот с отдельною от него колокольнею достроен был приемником Мисаила – строителем иеромонахом Досифеем и в 1808 году освящен.

http://sobory.ru/article/?object=12707

Все действия, сопровождавшие Вход Господень в Иерусалим, указанные в четырех Евангелиях, запечатлены в Предании Церкви как в богослужебных текстах, так и во множестве икон, изображающих праздник. Они не являются случайными или эпизодическими и в толковании отцов Церкви имеют ясный пророческий, образный и прообразовательный смысл. Иконы праздника вмещают в себя практически все его содержание Конечно, столь совершенная иконографическая интерпретация самого события и установленного в честь него праздника возникла не сразу. Но в развитой иконографии Входа Господня в Иерусалим мы находим не только внешнее выражение события Священной Истории, но и его существо, его непреходящий смысл. Святитель Епифаний Кипрский в своем слове на Неделю ваий вопрошает: «Для чего Христос, ходив прежде сего пешком, ныне и только ныне воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесется на Крест и прославится на нем. Что знаменует противоположная весь? Строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послал двух учеников, то есть два Завета, Ветхий и Новый. Кого означает ослица? Без сомнения, синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь и на хребте которой когда-нибудь воссядет Христос. Кого означает осленок? Необузданный языческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ни Ангел, ни Пророк, ни Писание, но только один Бог Слово». С толкованием святителя Епифания в службе праздника созвучна стихира по Евангелии, гл. 2: «Днесь Христос входит во град Вифанию, на жребяти седяй, безсловесие разрешая язык злейшее, древле свирепеющее». То есть, ныне Христос входит в Вифанию, сидя на осле, освобождая от губительного неразумия язычников, издревле пребывающих невозделанными. В синаксаре имеется примечание: «по толкованию святых отцев, жребя знаменует язычников». По замечанию известного иконописца инока Григория (Круга), исполненное символизма слово святителя Епифания никоим образом не является попыткой просто украсить истолкование событий сложными иносказаниями, но глубочайшим укоренено в святоотеческом разумении домостроительства Божия. Символизм этот является неотъемлемым свойством богословия, рожденного в недрах Церкви, и никакое священное событие не может быть вполне осмыслено и изъяснено вне этого символического разумения.

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010