Главный престол храма освящен в честь Покрова Божией Матери. Приделы: восточный - в честь Троицы Живоначальной, западный - в честь входа Господня в Иерусалим, северный - в честь священномученика Киприана и мученицы Иустины, южный - в честь святого Николая (иконы Николая Великорецкого, северо-восточный - в честь святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских, юго-восточный - в честь преподобного Александра Свирского, юго-западный - в честь преподобного Варлаама Хутынского, северо-западный - в честь святого Григория Армянского, с северо-востока также приделы святого Василия Блаженного и Рождества Богородицы. Богослужения начались в 1991 г., но регулярно не совершаются. В октябре 1552 года " позвонеся великий град Москва и изыдоша на поле за посад всё множество бесчиссленное народа московского " - москвичи выходили встречать возвращающуюся из победоносного похода на Казань русскую рать. Русь была избавлена от опасности нападения её злейшего врага. Такое историческое событие нуждалось в увековечивании, и вскоре после возвращения Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) из Казанского похода, на месте будующего храма Покрова-на-Рву была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами. А 1 октября 1555 года Иван Грозный " повелел поставити храм Пречистой Царицы Богородицы честнаго и славного ея Покрова с приделы... надо рвом у града близ Фроловских врат " . Через пять лет, 1 октября 1560 года, были освящены приделы Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николая Великорецкого, Киприана и Устиньи, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория " Великая Армении " . Если предыдущая деревянная церковь имела главным престол в приделе Троицы, то при строительстве каменного собора центральное место занял храм во имя Покрова Богородицы, а придел Живоначальной Троицы стал первым к востоку от входа. Центральный храм и придел Трёх патриархов были закончены в следующем, 1561 году. Первоначальный проект храма предусматривал создание вокруг центрального объёма семи приделов, но это оказалось невозможным сделать без нарушения законов симметрии. Тогда зодчие возвели не семь, а восемь приделов. Получился храм-город о девяти самостоятельных приделах, стоящих на одном основании - " Поставлен бысть храм каменный преудивителен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов " . В одном из приделов храма позднее был погребён московский юродивый Василий Блаженный (1469-1552), он же Василий Нагой. По его имени храм Покрова-на-Рву и получил в народе прозванье храм Василия Блаженного.

http://sobory.ru/article/?object=02934

В последней четверти 17 столетия село Арефино с деревнями стало дворцовым пашенным селом царя  Фёдора Алексеевича Романова, который вступил на престол 30 января 1676г., короновался 18 июня 1676г., а умер он в 1682 году. Из приведенных выше выписок из писцовых книг 1629 и 1676 гг. видно, что в Арефине была деревянная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами в честь святых мучеников Бориса и Глеба и преподобного Никиты Исповедника. Деревянная церковь существовала до 1770 года. В этом же году за ветхостью деревянной церкви стали строить каменный храм с главным престолом в честь того же праздника. Пределы предполагались освятить Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. После завершения постройки храма престолы были освящены в 1775 и 1776 годах. Деревянная церковь была разобрана, но в каком году неизвестно. В то же время строилась и каменная колокольня, но в 1775 году она упала во время утрени, пробила свод храма, причем была убита одна женщина, во время богослужением. Вскоре была построена новая  колокольня. С 1789 года по 1806 год на колокольне были, как видно из церковных документов, «боевые часы железные немецкие». В 1785 году по прошению прихожан разрешено было устроить в нижнем ярусе колокольни церковь во имя  Благовещения Пресвятой Богородицы, но это желание прихожан почему-то не осуществилось. Каменный храм, построенный в 1775 году, совершенно изменил свой внешний вид. В 1846-51 годах перестроена была вновь его трапеза, а в 1868 -72 годах перестроен и главный храм. Не однажды изменялись и внутренние убранства храма. Престолов в храме было пять: в холодном храме - в честь Входа Господня в Иерусалим, во имя Живоначальной Троицы и св. благоверного князя Александра Невского, в трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Из прежней бывшей деревянной церкви сохранились два полотняных антиминса; они найдены при переделке каменного храма в 1868 году под верхнею престольною доскою. Оба антиминса освящены в 1680 году  митрополитом Рязанским и Муромским Иосифом, и выданы в село Арефино в придельные церкви св. мучеников Бориса и Глеба и преп. Никиты Исповедника в 1686 году. Из святых икон от времени боярина Ивана Никитовича Романова сохранились две иконы – святителя Николая Чудотворца в житии и Живоначальной Троицы. Особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями - Владимирская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=23552

И дай Бог вам здоровья, благополучия, во всем благого поспешения. И пусть Господь всех вас сохранит на многая и благая лета! И я хотел бы передать знаки внимания и любви и Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Кирилла и мои, как правящего архиерея, тем, которые потрудились над возведением и реставрацией этой порушенной святыни. А всех вас еще раз поздравляю с великим памятным событием сегодняшнего дня и призываю Божие благословение. Храни вас всех Господь!» Затем митрополит Ювеналий вручил церковные награды потрудившимся в деле воссоздания храма. Также архиерей посетил фотовыставку, посвященную истории восстановления храма и современной жизни прихода, и восстановленный дом причта. Храм Входа Господня в Иерусалим был построен в 1667-1679 гг. при патриархе Иоакиме. Изначально он являлся собором Спасского мужского монастыря. Верхний придел освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, а нижний (устроен в 1750 г.) — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Здание храма является одним из выдающихся памятников древнерусского зодчества и обладает характерной для архитектуры XVII века живописной объемной композицией и убранством фасадов. Во второй половине XVIII в. монастырь был упразднен и храм стал приходским. В 1929 году храм был закрыт, и его здание в 1930-х гг. использовалось под ветлечебницу. В 1941 году храм был поврежден снарядом — была снесена глава, пробит барабан. После же войны здание не использовалось и находилось в запустении. В 1965 году трестом «Мособлреставрация» была проведена реставрация памятника по проекту архитектора Н.Н. Свешникова. Были восстановлены тесовые кровли, главы, деревянные кресты, барабан и главка колокольни покрыты лемехом. После этого храм 40 лет простоял бесхозным и разрушался. В 2000 году церковь была передана православной общине. В 2007 году начались реставрационные работы, которые закончились в 2013 году. В ходе этих работ был полностью отреставрирован храм, восстановлены оба крыльца, галерея, отреставрирован дом причта XIX века. По раскопанным фундаментам восстановлена монастырская каменная ограда и угловые башни XVII века. Вновь созданы иконостасы, киоты, приобретена церковная утварь, проведены работы по планировке территории, сообщает сайт Московской областной епархии . Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

23 июля 1819 г. благочинный Зубцовского уезда, погорельский священник Иоанн Андреев доложил Тверскому архиепископу Филарету о том, что церковь во имя святого пророка Илии " пришла уже в совершенную ветхость " и вновь просил разрешение на постройку новой каменной. На этот раз разрешение было получено незамедлительно. В ответном указе от 12 августа того же года предписывалось: " В означенной деревянной церкви святой престол разобрать порядочно, и по разбирании оный сжечь и пепел пустить в реку, их верхних же престольной одежд, если они не ветхи сделать церковные пелены, а если ветхи,то и оные сжечь же и пепел пустить в реку, после чего из оной иконостас и все церковное имужество перенесь в новую каменную церковь, а потом деревянную церковь разобрать по надлежащему и лес употребить единственно токмо на топление в новопостроенной каменной церкви печи " . Главным попечителем строительства стал помещик села Вахново Федор Ильич Ладыженский. Здание церкви было закончено в 1819 г., и тогда же протоиереем тверского кафедрального собора Иваном Алексеевичем Синицыным был освящен придел в честь св. Николая Чудотворца. Главный престол в честь св. Ильи Пророка был освящен тем же протоиереем в 1821 г., и только в 1837 г. был закончен и освящен придел с честь св. Иоанна Воина. Расположение престолов было таково: в центре главный - в честь св. пророка Илии, справа от него - в честь св. Николая Чудотворца, слева - в честь св. Иоанна Воина. До 1839 г. Ильинская церковь считалась кладбищенской, хотя и после этой даты около нее продолжали хоронить. Согласно описи церковного иммущества, проведенной в 1846 г. и подправлявшейся позже, Ильинская церковь имела следующий вид: " Длиною со стенами и алтарем 16 саж. 1 аршин, шириной 5 саж. 2 аршина (34,79 х 11,98 м). Стены и купол были окрашены желтой краской. В 1865 г. главы церкви были перекрашены голубой краской и по ним набиты золотые звезды. На восточной стене снаружи против горнего места написан на масле иконного письма храмовый образ св. прор. Илии, а выше окон написаны лики святых праотцев. С южной стороны выше входа и средних окон в арке написан Иисус Христос, учащий на горе с предстоящими при нем слушающими. С северной стороны выше входа и в арке написан Вход Господень в Иерусалим. Сверх сего стены внутри расписаны разными св. изобрадениями... Пол в церкви и алтарях деревянный, окрашен желтой краской. Во всей церкови 30 окон, в верху - 8, во втором поясе - 6, внизу - 16 " .

http://sobory.ru/article/?object=09700

Главный престол храма архиепископ Тверской, будущий митрополит Петербуржский Григорий, освятил в честь Входа Господня в Иерусалим, правый придел – во имя великомученика Никиты Готского и иконы Богородицы «Неопалимая Купина», левый – во имя святителей Митрофана Воронежского и Николая Чудотворца. Входоиерусалимская церковь с каменной двухъярусной колокольней задумывалась как теплый храм при холодном Свято-Преображенском соборе, поэтому для ее обогрева была установлена калориферная система отопления, изобретенная отставным генерал-майором Николаем Алексеевичем Амосовым и вошедшая в историю как «амосовские печи». Кроме этого храм, также на пожертвования Уваровых, украсился резным иконостасом с иконами в драгоценных окладах, фресковой живописью, богатой церковной утварью, богослужебными книгами и облачениями священников. В 1851 году, предварительно оштукатурив своды и стены, оновили фрески храма, использовав технику «альфреско» для более яркого восприятия стенной живописи. К 1901 году причт церкви состоял из протоиерея, священника, диакона и псаломщика, а приход – из 49 дворов, в которых насчитывалось 159 человек мужского пола и 174 женского пола, соответственно в 1914 году мужского пола – 176, женского пола – 182. В притворе-трапезе Входоиерусалимского храма сберегались списки с икон старинного письма, перенесенные из разобранной Никольской церкви – Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородской), образы Иоанна Богослова и благоверной княгини Иулиании Новоторжской, преподобных Аркадия и Ефрема, Новоторжских чудотворцев, и образ Богородицы «Всех Скорбящих Радость», в которую были вложены частички мощей некоторых святых. Верхний ряд иконостаса украшали иконы двунадесятых праздников. Каждодневные и воскресные богослужения продолжались во Входоиерусалимской церкви вплоть до первых десятилетий прошлого столетия, но скорбные для Русской Православной Церкви события начала XX века коснулись и ее. В 1930 году ценности изъяли, храм закрыли, до настоящего времени он не действует. Массивность основного четверика Входоиерусалимского храма подчеркивает высокая световая ротонда, изящность которой придают килевидные проемы окон, отделенные друг от друга белокаменными полуколоннами, и сферический двойной купол с декоративной луковичной главкой, увенчанной шпилем. Вместе с главным фасадом храма, декорированным сдвоенными колоннами с портиками и большими прямоугольными окнами, а также украшенными пилястрами и треугольными щипцами остальными фасадами, церковь Входа Господня в Иерусалим является ярким примером архитектурного стиля ампир, очень популярного в зодчестве в середине XIX столетия. В этом же стиле позднего классицизма выстроен и Спасо-Преображенский собор , с которым удивительно гармонично сочетается и частью архитектурного ансамбля которого является живописный Входоиерусалимский храм.

http://sobory.ru/article/?object=01141

В 1729 г. «тщанием Комиссара Осипа Ивановича Названова, Бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм в то же наименование. Вслед за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Но устроенный придел, нужно думать, был холодный, а деревянная теплая церковь пришла уже в ветхость, поэтому в 1771 г. устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. В 1809 г. Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма оставался без изменений. В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в которой устроен новый престол. Таким образом, в настоящее время в храме три престола: главный – в честь Вознесения Господня, в приделах теплых – в честь Входа Господня в Иерусалим и преп. Сергия Радонежского. Архитектура холодного храма сохранилась без изменений. Храм пятиглавый, алтарь с тремя полукруглыми выступами, окна с теремками. Колокольня с шатровым верхом построена одновременно с холодной церковью. Внутренние украшения обновлялись не однажды, и сохранилось только несколько икон старинного письма. Что касается украшений на иконах, то они по большей части ценные: ризы серебряные, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Утварь и ризница церковная весьма богаты. В церковном архиве сохраняются: грамота на построение каменного храма, данная Рязанским епископом Гавриилом в 1728-29 гг., и грамота на освящение деревянной церкви, данная Владимирским епископом Иеронимом в 1771 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание причта получается процентов с причтового капитала и дохода от служб и требоисправлений всего до 1500 руб. в год. Церковных домов для причта нет. Причту принадлежит капитал 3979 руб., а церкви 1550 руб. В приходе по клировым ведомостям числится душ муж. пола 590, жен. 600, все православные и живут в городе.

http://sobory.ru/article/?object=01325

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь: основан в 1426 г. как мужской, закрыт в нач. 1919 г., возрожден в 1991 г. как женский; святыни – Феодоровская икона Божией Матери и крест-мощевик с частицами мощей святых; при монастыре действуют приют для девочек и богадельня для престарелых им. Св. Марии Магдалины; настоятельница – игум. Иннокентия (Травина). Источник: сайт Православной газеты Точная дата основания его неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. Вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что монастырь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой женской обителью Костромского края. По предположению некоторых историков, его основательницей была княгиня Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра Вел. кн. Василия Димитриевича. Монастырь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В сер. XVI в. монастырю покровительствовала Царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском уезде, пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. Анастасиин монастырь был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели. К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

http://sobory.ru/article/?object=00152

В 1764 г. А. м. был упразднен, насельницы переведены в Крестовоздвиженский жен. мон-рь, находившийся в бывш. Костромском кремле, а в помещениях Ризоположенской обители устроено архиерейское подворье. Однако, поскольку в 1773 г. Крестовоздвиженский мон-рь был уничтожен пожаром, А. м. вновь был возобновлен на прежнем месте под названием Анастасиина Крестовоздвиженского. Вокруг обители взамен деревянной начали строить каменную ограду, включавшую в себя 3 небольшие угловые башни, Святые въезжие и скотопрогонные ворота. В 80-х гг. XVIII в. каменная стена была возведена с сев. стороны, в 1814-1816 гг.- с вост. и юж. сторон, в 1832-1833 гг.- с зап. стороны. В 1794 г. к А. м. была приписана находившаяся рядом одноглавая, бесстолпная, одноапсидная «малоприходная» ц. Сретения Господня с небольшой шатровой колокольней, построенная в 20-х гг. XVIII в. В 1802 г. была разобрана старая колокольня Ризоположенского храма, и к 1804 г. возведена новая трехъярусная в классицистическом стиле, ставшая главной архитектурной доминантой монастырского ансамбля. Как и большинство жен. обителей, А. м. с основания являлся особножительным. В 1817 г. по инициативе казначеи Софии (Лизуновой), в 1829 г. ставшей настоятельницей, в мон-ре было введено общежитие (см. Общежительный мон-рь ). В период настоятельства игум. Софии (1829-1847) в обители велось активное строительство. В нач. 30-х гг. XIX в. были построены каменные двухэтажный корпус келий, трапезная с кухней, деревянные хлебные амбары, квасоварня, прачечная, красильня, ткацкая, к сев. стене ограды пристроен скотный двор с сеновалами и погребами. В 1831 г. был разобран тесный придел Ризоположенского храма в честь Входа Господня в Иерусалим и на его месте построены 2 новых теплых придела: с сев. стороны - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора арх. Михаила, с юж. стороны - в честь Входа Господня в Иерусалим и мц. Анастасии (оба придела освящены в 1832). С введением общежития число насельниц возросло: в 1835 г. их было менее 100, в кон. 40-х гг.- до 200, в 1862 г.- 250.

http://pravenc.ru/text/114784.html

В 1992 году церковь возвращена верующим. 2 декабря этого года архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном (Новиковым) был освящен придел храма в честь Иерусалимской иконы Божией матери. Ныне этот придел носит имя и сщмч. Иувеналия, архиеп. Рязанского и Шацкого. После восстановления разрушенного главного алтаря храма, проведения других ремонтно-восстановительных работ, 14 декабря 1996 года, в день памяти прав. Филарета Милостивого, архиепископ Симон освятил главный алтарь храма в честь Входа Господня в Иерусалим.  Комплекс расположен в глубине квартала между улицами Затинной, Скоморошинской, пл. 26-ти Бакинских комиссаров и пр. Речников. Церковное здание возвышается над малоприметной промышленно-хозяйственной застройкой 20 в. и, благодаря выразительному силуэту своих завершающих объёмов, остаётся существенным элементом исторической панорамы в центре Рязани. Входо-Иерусалимский храм «за торгом» на Нижнем посаде, на окраине Рыбацкой слободы существовал ещё в 1550 году. В 1626 г. церковь была «древяна клетцки». Существующий храм построили в 1679-84 гг., по соседству с таможенной избой, а также Пивной и Третьяковой улицами, исчезнувшими при реконструкции города по регулярному плану 1780 года. Судя по рисунку наличников вокруг нижних восточных окон главного четверика, его фасады подверглись частичной переделке в 1-й четв. 18 в. Кирпичные стены оштукатурены. В крупномасштабную кладку (толщина кирпича – от 8 до 11 см, шва – ок. 2 см) включён белый камень: цоколь, резные детали фасадного декора. Почти все окна забраны решётками рубежа 20–21 вв. (единственная первоначальная решётка уцелела в окошке на западной стене пониженного южного объёма колокольни). Тогда же в кирпиче воссоздали соорудили алтарную апсиду – вместо разобранной в советское время. До революции церковный участок окружала ограда из металлических решёток несложного рисунка, разделённых кирпичными столбами на низком ленточном основании. Ограду прерывали ворота под широкой тонкой аркой, рядом с арочной калиткой, и кубическая часовня под 4-скатным колпаком, стоявшая к северо-западу от колокольни. Все эти сооружения характерны для периода эклектики. Низкие пилоны ворот были усилены полуколоннами и завершались тумбой с вазоном. Крест над воротами опирался на пирамидальный постамент с вогнутыми гранями. В фасадах часовни использованы мотивы древнерусского зодчества. К юго-западу от церкви, ближе к ул. Скоморошинской, находится дом причта, построенный, в кон. 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=07110

В настоящее время на месте монастыря стоит небольшой деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Время построения храма неизвестно. В описях же Пафнутиева монастыря, к которому храм был приписан, он упоминается в 1701 и в 1763 годах как один из древних храмов, основанных преимущественно к концу XVI - к началу XVII века. Эта храм был срублен из сосны и выстроен на фундаменте из крупных булыжных камней. Снаружи обшивка стен менялась несколько раз, а тесовая кровля впоследствии была заменена железной. Небольшие квадратные окна закрывались изнутри деревянными щитами, за исключением верхних, над которыми были устроены навесы. По рассказам местных жителей, в недавнее время уничтожена галерея и опущен пол на две ступени. С обеих сторон от западного входа, под колокольней, находятся небольшие клети. Эти узкие срубы без дверей сделаны специально для того, чтобы служить прочным основанием для шестигранной колокольни, на что указывает рубка нижних венцов шестигранника, намеченная на плане. Лестница на колокольню устроена в трапезной. По описи 1701 г. были и крыльца с трех сторон. Закрыта в 1932 г. и вновь передана Епархии 24 ноября 1994 г. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Стоявший на месте церкви Покровский монастырь был основан в 1410 г. боровским князем Симеоном Владимировичем (скончался от морового поветрия в 1426-28 гг.). В 1414 г. в этом монастыре принял монашеский постриг преп. Пафнутий. Двадцать лет он был иноком Покровского Высоковского монастыря, в 1434 г. стал его игуменом. 23 апреля 1444 г. неожиданно для всех преп. Пафнутий покинул обитель и поселился на р.Истерьме, где основал новый монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В Покровском же монастыре, по преданию, были похоронены родители Пафнутия Иван и Фотиния. В начале XVII в. в монастыре стояли два храма (один каменный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, второй деревянный во имя Входа Господня во Иерусалим) и деревянные кельи. Их в 1610 г. разорили и сожгли литовские люди и поляки. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича 1615 и 1618 гг. велели Пафнутьеву монастырю возродить Высоковскую обитель. Тогда же была поставлена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, и кельи. Храм украсили предметами церковной утвари из Пафнутьева монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02052

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010