Об этом также говорят и слова Иисуса Христа «…ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14: 30 ). Действительно, поскольку человеческое естество Спасителя восприняло физические последствия первородного греха, совершенного под влиянием дьявола, – безукоризненные немощи, то слова «не имеет ничего» могут, как очевидно, означать только: «не имеет ничего укоризненного от влияния дьявола на человека». А из этого, в свою очередь, следует, что духовные последствия первородного греха – укоризненные страсти не были восприняты человеческим естеством Спасителя и не было никакого личного греха 290 . Тот же смысл имеют и слова св. апостола Петра: «…искуплены вы… драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца…» (Петр. 1: 18, 19). Слова «непорочного и чистого» означают: без порока, без повреждения, без изъяна, без греха 291 . Но ведь физическая человеческая природа после первородного греха приобрела изъян (повреждение) – безукоризненные немощи, включая тленность, болезненность и смертность, которых вначале не было в человеке. Таким образом, эти слова говорят о невосприятии именно духовной стороны последствий первородного греха – укоризненных страстей, а также об отсутствии личных грехов. О том же говорят и приведенные выше слова свт. Льва Великого : «Ибо в Спасителе не было и следа того, что принес в человека искуситель и что прельщенный человек допустил (в себя)». То же пишет и блж. Августин: «Родители… не могут родить дитя без греховной порчи, которую очищает в новорожденных младенцах только Тот, кто Сам родился без греха и греховной порчи» (97: 49). Рассмотрим теперь некоторые аспекты чудесного зачатия человеческого естества Иисуса Христа. В « Символе веры » об этом сказано: «Верую во… единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, … воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася». Таким образом зачатие человеческого естества Богочеловека произошло от Святого Духа и Девы Марии. Об этом же говорится и в Апостольском символе веры : «Веруем также в Иисуса Христа, Его Единородного Сына и Господа нашего, Который был зачат Духом Святым, рожден девой Марией…», и в Послании восточных патриархов: «Веруем, что Сын Божий, Господь наш, Иисус Христос,… воспринял на Себя в собственной ипостаси плоть человеческую, зачатую в утробе Девы Марии от Святого Духа, и вочеловечился” (7 чл.)» (цит.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Победа Христа в искушениях в пустыне представляет образец победы над грехом для всех христиан. Поведение Спасителя во время искушений также является примером для подражания. Свт. Григорий Палама , вслед за апостолами, в посланиях многократно говорящих о подражании Спасителю 139 , сформулировал это как духовный принцип: «Итак, те, кто живут сообразно Христу, подражают Его жительству во плоти» 140 . Но, казалось бы, какая назидательность искушений Христа для нас, если Он, будучи во всех смыслах совершенным человеком, не мог согрешить? Господь Иисус Христос не был борим помыслами и не имел греховных волнений, как обычные люди: «Он не совершил никакого греха, не было лести в устах Его» ( 1Петр. 2: 22 ); «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4: 15 ). Во Христе имели место только естественные страсти – Он испытывал голод, уставал, плакал, боялся смерти, но в Нем не было греха и страстей, поэтому, искушая, «лукавый извне напал [на Христа], не через посредство помыслов, также как и на Адама; ибо и на того он напал не с помощью помыслов, но через посредство змия» 141 . Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на слова ап. Павла в послании к Римлянам о нас – верующих и крещеных: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» ( Рим. 6: 2 ); «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» ( Рим. 6: 18 ); «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» ( Рим. 7: 5–6 ). Получается, что христиане, умершие для греха в Таинстве Крещения, тоже не могут грешить. Крещеный человек является неприступной крепостью для диавола. Если, конечно, сам не захочет открыть врагу ворота в эту крепость и тем самым, по слову блж. Феофилакта Болгарского , воскреснет для греха 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Признать себя грешником опасно. И не просто опасно, но и лживо, ибо сказано: обманываем самих себя, и истины нет в нас, если говорим, что не имеем греха. Но если бы ты не имел греха и признал бы это? Ты бы тогда сказал правду, и, высказав истину, ты не имел бы никакого признака беззакония. Но ты поступил бы дурно, если бы сказал это, потому что ты сказал бы ложь, ибо истины нет в нас, если говорим, что не имеем греха. Он не говорит: «не имели», чтобы не показалось, будто сказано о прошлой жизни 141 . Дескать, человек имел грехи, но, будучи рожден [P. 248] от Бога, перестал иметь. Если бы это было так, то не было бы никакой сложности в вопросе. Ибо мы сказали бы: «Были мы грешниками, но теперь оправданы; имели мы грехи, но теперь не имеем». Он не сказал так. А как он говорит? Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. И чуть позже говорит: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха. Неужели и сам Иоанн не был рожден от Бога? Если не был рожден от Бога даже Иоанн, который, как вы слышали, возлежал у груди Господа, кто же тогда дерзнет заявить о себе, что в нем произошло возрождение, которого не удостоился получить тот, кто удостоился возлежать у груди Господа, и что только тот, кого Господь любил более прочих (ср.: Ин.13:23 ), не рожден от Духа? 2 . Обратите внимание на эти слова. Я снова указываю вам на трудности, стоящие перед нами, чтобы благодаря вниманию вашему, благодаря вашей молитве как о нас, так и о себе Бог раскрыл [наши глаза] и предложил выход, дабы никто не нашел в слове Его повода для своей погибели, каковое слово было проповедано и записано исключительно ради исцеления и спасения. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие ( 1Ин.3:4 ), – говорит [апостол]. И чтобы ты не делал различий, он добавил: грех есть беззаконие ( 1Ин.3:4 ), чтобы ты не говорил: «Я грешник, но я не беззаконник». Грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы снять грехи, и что в Нем нет греха ( 1Ин.3:4–5 ). А какая нам польза, что Он пришел без греха? Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Феона . Мы не можем отвергать, что есть много святых и праведных; но между святым и безгрешным большое различие. Ибо иное – быть кому-нибудь святым, т. е. посвященным богопочтению, ибо это имя, по свидетельству Св. Писания, есть общее не только для людей, но и для мест, и сосудов храма, и жаровен. А другое – быть без греха, что приличествует единственно величию Господа нашего Иисуса Христа, о Котором апостол говорит, присваивая Ему как особенное преимущество, как нечто несравненное и божественное: «Он не сделал никакого греха» ( 1Пет.2:22 ); иначе такая похвала была бы слишком маловажной и недостойной его проповеди, если бы и мы могли проводить жизнь, свободную от всякого греха. Еще апостол говорит: «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ). Итак, если бы и мы, земные, смиренные, могли иметь ту общность с превосходным и божественным Первосвященником, чтобы и мы были искушаемы без всякого греха, то для чего бы апостол, усматривая в нем это, как нечто единственное, особенное, заслугу Его обозначил с таким различием от людей? Следовательно, этой одной исключительной чертою отличается от всех нас Тот, Кто, как известно, был искушаем без греха. Ибо кто из людей, даже храбрый и воинственный, не подвергался часто неприятельским стрелам? Кто обложенный как бы непроницаемой плотью, без опасения подвергался стольким опасностям в сражении? А Он один, прекрасный добротою больше всех сынов человеческих ( Пс.44:3 ), подвергшись человеческой смерти со всей слабостью плоти, никогда не имел никакой нечистоты. Глава 10. Только Сын Божий без всякого уязвления грехом победил искусителя Он был искушен, по подобию нашему ( Евр.4:15 ), сперва страстью чревоугодия, так что хитрый змей в том же порядке, в каком прежде обольстил Адама, старался искусить Его желанием пищи, говоря: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» ( Мф.4:3 ) Но, не допустив никакого греха в этом искушении, хотя и представлялось к этому несомненное удобство, Он отверг пишу, которую предлагал Ему лукавый искуситель, говоря: «не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ; Втор.8:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Много видим в мире таких случаев. Так и Божие слово предостерегает нас от греха и говорит всякому из нас: «Берегись греха, человек! В грехе яд скрыт. Когда коснешься его, умертвит тебя: «возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Яд в ненависти, злопамятстве и убийстве — берегись этого! Яд в блуде и во всякой нечистоте — берегись этого! Яд в пьянстве, роскоши и сластолюбии — берегись этого! Яд во вражде и ссоре — берегись этого! Яд в воровстве, хищении, насилии, лихоимстве и всяком неправедном деле — берегись его! Яд в праздности и лености — берегись этого! Яд в клевете, осуждении, злоречии, ругательстве, сквернословии, глупых речах, кощунстве и всяком неполезном и гнилом слове — берегись этого, человек! Яд и в гордости, славолюбии, тщеславии и лицемерии — берегись этого! Яд во всяком деле, слове, помышлении и начинании богопротивном — берегись этого! Берегись всякого греха, человек! Да не умертвит тебя! Яд тело умерщвляет, грех — душу. Бережешься смерти телесной, тем более должен беречься смерти душевной, которую грех делает. Честнее и дороже тела душа, тем более должен ее беречь. Берегись или не берегись телесной смерти — не избежишь ее. Всем это необходимо-и тебе. А если душу будешь беречь от смертоносного яда греха, то вовеки будешь жить, хотя и умрешь, ибо благодатью Божиею восстанешь не в смерть, но в жизнь вечную. Берегись и ты, душа моя, всякого греха, как яда смертоносного — да не умертвит тебя. «Придите, чада, — говорит нам Святой Дух, — послушайте меня: страху Господню научу вас. Кто есть человек, который хочет... жить и хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклонись от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к молитве их. Лицо же Господне — против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (Пс.33:12—17). Блажен человек, который слушает увещевания и предостережения Божиего слова, и бережется всякого греха! Окаянен тот, кто этому душеспасительному гласу Божию не внимает!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

подобная греховной. То относится к истинности человеческого существа, а это к порокам и нравам. Он имел подобие плоти греховной, когда, как человек незнающий, заботясь о хлебе, спрашивал: сколько хлебов имеете? (Мк 6, 38). Но как плоть его не была подвержена греху, так и душа — неведению. Потом евангелист прибавляет: говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать (Ин 6, 6). Он имел плоть, подобную нашей грешной, когда, как бы жаждая, просил у самаритянской женщины пить; но она не была осквернена греховной нечистотою; потому что, напротив, женщина была вызвана на то, чтобы просить у него воду живую, которая не допускала бы ей жаждать никогда, но была в ней источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин 4, 7). Он имел истинную эту плоть, когда 707//спал на корабле; но чтобы плавающие с Ним не обманулись подобием плоти греховной, Он, встав, запретил ветру и морю, и сделалась великая тишина (Мф 8). По общей всем участи Он казался подверженным греху, когда говорили о Нем: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к нему, ибо она грешница (Лк 7, 39); но Он не имел действительного греха, потому, обличив хулу фарисея, Он тотчас простил грехи женщине. Думали, что Он носит грешную плоть, как и другие, когда, как человек, находясь в опасности смерти и пораженный страхом угрожающих мучений, Он молился: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; и скорбит смертельно душа Моя (Мф 26, 38, 39); но эта скорбь не знала духовной язвы; потому что виновник жизни не мог бояться смерти. Ибо Он говорит: никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин 10, 18). глава 12 Все праведные и святые были не в подобии греха, а в действительности имели грех Тот человек, который родился от Девы, отличается сильно от всех нас, рождающихся от совокупления обоих полов, тем, что все мы не подобие греха, а действительный грех имеем в плоти, а Он не действительный грех, а только подобие греха имел и принял истинную плоть. Хотя написанное о Нем у пророка Исайи фарисеи хорошо помнили, что Он не сделал греха, и не было лукавства в устах его (Ис 53, 9); однако подобием плоти греховной они обманывались, так что говорили: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф 11, 19). И тому слепому, который получил прозрение, говорили: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник (Ин 9, 24). И Пилату говорили: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе (Ин 18, 30). Итак, кто осмелится считать себя без греха, 708//тот виновен будет в пороке хулы и гордости, если будет присваивать себе равенство в том, что свойственно только одному Иисусу Христу. Ибо будет следовать, что, по его словам, он имеет подобие плоти греховной, а недействительный грех. глава 13 Грехи святых не настолько тяжки, чтобы отнимали у них заслугу или имя святости

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Рим.7:24 .  Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Рим.7:25 .  Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. Возглас страдания испускает плененный грехом человек. – «Бедный я»! Хотя человек и сам виноват в том, что отдает себя во власть греха, но, тем не менее, все-таки в основе его страданий лежит вина, унаследованная им от своего прародителя, Адама, за которую должно страдать все человечество. – «Кто избавит меня» – точнее: кто бросится ( ρσεται) за меня сразиться и избавить меня от плена?! – «От сего тела смерти». Можно, конечно, перевести и так сразу: κ τ. σματος τ. θ. τοτου, – с грамматической точки зрения тут ошибки нет. Но если принять во внимание то, что раньше Апостол ничего не говорил о качествах тела ( σμα), то такой перевод должен быть признан здесь неподходящим. Лучше поэтому перевести так: «от тела смерти этой». Эта фраза будет, таким образом, обозначать тело, подпавшее влиянию греха и ему служащее (ср. Рим.6:6 – тело греха). От такого-то тела и хотел бы избавиться Апостол (ср. Кол 2:11 ). – «Благодарю Бога». Апостол не может удержаться от выражения радости по поводу полученного через Христа избавления от такого тягостного разлада. Но он не входит в подробности совершения этого спасения, потому что о них он говорил и в III, и в V гл. – «Итак». Здесь дается заключение ко всему отделу, начинающемуся 14-м и кончающемуся 24-м стихом. – «Тот же самый» – правильнее: «а сам я», т. е. человек, предоставленный собственным силам, без помощи Христа. Такой человек умом служит закону Божию, а плотью – закону греха. – «Закон Божий» – это не Моисеев закон, а закон ума (ст. 23), который побуждает ум человека невозрожденного сорадоваться закону Божию (ст. 22) и который назван Божиим потому, что Бог именно требует от человека такого отношения к Его закону. Служение, какое имеется здесь в виду, есть служение внутреннее, так как внешнее служение человека посвящается закону греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь автор напоминает о том, что все мы под Богом ходим, и эта мысль о том, что Бог наблюдает за путём человека, может удержать нас от множества грехов, и прежде всего от блудных. Потому что блудные грехи, как правило, совершаются тайно, и совершающие их пытаются их скрыть. Мысль о том, что от Бога ты ничего не скроешь, в момент совершения греха из ума грешника полностью улетучивается. Нужно напоминать себе об этом. И если это могло вразумлять людей в ветхозаветное время, то тем более должно останавливать христиан от совершения столь пагубных и мерзких грехов. После того, как Христос Своей жертвой искупил нас от власти греха, особенно постыдно предавать это все ради сиюминутной похоти. Притч. 5:22–23 «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» ( Притч. 5:22–23 ). Здесь священный автор возвращается к тому, что было сказано в предыдущих главах, и что выразил также апостол Павел словами: «Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнёт» ( Гал. 6:7 ). Это не Бог виноват в том, что человек мучается. Некоторые лжеучителя говорят: «Как же так? Вот человек в ад отправится, а Бог ведь любовь! Бог должен пожалеть его, спасти его, ну подумаешь, грехи какие-то делал! А то ведь получается, что Бог – мучитель!» И далее продолжают свою хулу, чтобы смутить верующих и подвигнуть их к согласию со своей ложью о спасении всех подряд. Но, как видим, Писание говорит, что «беззаконного уловляют собственные его беззакония». Не Бог виноват. Бог предупреждал, Бог призывал – и через строки Священного Писания, и через голос совести. Но человек, который упрямо выбирает путь зла, оказывается пойман своими беззакониями, которые и ведут его к ужасному концу. Он оказывается «в узах греха своего», то есть, грех порабощает человека. Это идёт вопреки утверждениям пропагандистов греха, говорящих: «Вы должны быть свободны, мораль и нравственность вас ограничивают, сбросьте с себя их оковы и живите как хотите, никакого греха нет, это все попы выдумали».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Как понимать выражение «ветхий человек»? Это выражение еще дважды встречается в посланиях Павла, а именно в Еф. 4:22,24 («отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины») и в Кол. 3:9–10 («совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его»). В обоих случаях под ветхим человеком понимается человек, живущий во грехе, не просвещенный светом истины: для описания процесса освобождения от греха Павел использует метафору снятия старой одежды и облечения в новую. В рассматриваемом отрывке из Послания к Римлянам использована иная метафора: ветхий человек должен быть распят со Христом, чтобы новый человек воскрес вместе с Ним. Эта метафора встречается также в Послании к Галатам, где Павел говорит: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ). И затем: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ). Так в богословии Павла закладываются основы аскетического учения Церкви, основанного на идее сораспятия Христу через умерщвление плоти, борьбы с похотями и страстями, преодоления греха, отказ от жизни «по обычаю мира сего» ( Еф. 2:2 ). Смерть для греха – одна из тех многочисленных метафор в посланиях Павла, которые, по замечанию исследователя, потеряли свой изначальный блеск для читателя ввиду того, что они слишком часто использовались в последующей богословской литературе. 150 В рассматриваемом отрывке эта метафора используется в двух аспектах: применительно ко Христу и применительно к Его последователям. Применительно ко Христу она понимается в том смысле, что Он умер за грехи людей. В Послании к Евреям об этом говорится: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» ( Евр. 9:26 ). По словам Иоанна Златоуста , Христос умер, «не будучи повинен смерти, а за грех других». 151 Применительно к людям концепция смерти для греха означает освобождение от рабства греху через преодоление греха. «Грех не должен над вами господствовать»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мысль о всеобщей греховности людей была присуща уже некоторым языческим мудрецам древности. Например, Софокл считал, что «все грешат – таков удел живущих» 901 , а Еврипид был убежден в том, что «безгрешных нет людей» 902 . Мысль о греховности всех, без исключения, людей совершенно определенно выражена в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета: Нет человека, который не грешил бы ( 3Цар.8:46 ); Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»? ( Притч.20:9 ); Все уклонились, сделались равно непотребными... ( Пс.13:3 ); Я сказал в опрометчивости моей: «всякий человек ложь» ( Пс.115:2 ); Бог верен, а всякий человек лжив... ( Рим.3:4 ) 903 ; Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя... ( 1Ин.1:8 ). Всеобщая греховность людей обусловлена единством человеческой природы. Библия в выражениях, не оставляющих никакого сомнения, утверждает родовой характер греха. После грехопадения люди рождают детей по подобию своему и по образу своему ( Быт.5:3 ) и каждый человек приходит в мир несвободным от греха: Кто родится чистым от нечистого? Ни один... Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? ( Иов.14:4, 15:14 ). Царь Давид восклицает: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя ( Пс.50:7 ). Очевидно, что здесь нельзя иметь в виду ни личного греха царя-пророка, ни греха его родителей, поскольку родители Давида состояли в законном браке и принадлежали к числу ветхозаветных праведников. Поэтому под «беззаконием» и «грехом», в которых был зачат и рожден Давид, следует понимать наследственную греховность, которая, начиная с Адама, преемственно распространяется от родителей к детям. В ветхозаветные времена уже существовало представление о том, что грех прародителей, совершенный ими в раю, не остался лишь их частным делом, но некоторым образом распространился и на все их потомство и потому всем людям свойственна греховность, которая изначально дана в самой природе приходящего в мир человека и делает его повинным греху еще до начала сознательной жизни:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010