(11) Господь говорит Отцу: Отче, прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин. 17:5 ). Если Он только Бог, то как прославляется? Если же только человек, то как имел славу прежде веков? (12) Да не будет у тебя иного Бога (Не. 80:10). Так как же, по-вашему, обожествляется человек относительным присоединением 69 к Слову и оказывается общником Отцу во славе и достоинстве? А мы говорим, не что человек недавно обожествляется, но что предвечно сущий Сын Божий и Бог воплощается без превращения – ибо Он ничуть не менее остался Богом, даже став Человеком. (13) Блаженный Павел говорит: Ибо хотя и есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им ( 1Кор. 8:5–6 ). Он говорит об одном Христе, «Которым все». Кто это, по-вашему? Если рожденный от Девы, придется вам признать, что Он есть Тот же от Бога предвечный, Которым все. Если же Сын Божий, иной помимо рожденного от Девы, то рожденный от Девы, по-вашему, не есть Христос – ведь [апостол] сказал об одном Христе, Которым все. Если же рожденный от Девы иной помимо Сына Божия, то вы или признаете двух Творцов мира, или что Сын Божий не есть ни Христос, ни Творец. (14) Писание говорит, что кто исповедует, что Христос есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге ( 1Ин. 4:15 ). Не сказано «один из сынов Божиих», но «Сын Божий», единственный и один. (15) Вы утверждаете, что у Христа две природы или одна? Они говорят, две. Какие именно? Конечно, Божество и человечество. Тогда как же Он не Бог по природе и Человек по природе, если имеет две природы? Если вы называете соединение Бога Слова с плотью относительным, где уничижение, где воплощение, где вочеловечение? Ведь если вы примете это в смысле относительного соединения, то введете множество воплощений и вочеловечений Бога, хотя бы и частичных, – ибо со многими богоносными мужами, праведниками, праотцами, пророками относительно соединился Бог. Значит, в каждом случае, по-вашему, Он претерпел воплощение и вочеловечение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Св. Ириней Лионский одним из первых в восточно-христианском богословии провозгласил, что " образ Божий - это Сын, по подобию Которого создан человек. И потому-то Сын и появился в последние времена, чтобы показать, что Его образ похож на Него " Если это так, то логически безупречным будет вывод о том, что человек не был создан первоначально моральным существом: ведь Христос - это не моральный учитель, не моралист и даже не нравственный идеал человека. Христос - это Сын Божий, вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Он есть Божественный Логос и Спаситель мира. Следовательно, первозданный человек Адам, сотворенный Богом-Отцом по Его образу, есть также сын Божий, призванный сыновней любовью отвечать на Божественную любовь, жить под покровом этой Божественной любви, жить одной этой Любовью, жить в единстве с Богом. " Адам жил невинно, подлинно блаженною и безмятежною жизнью. Он в чистоте своей непрестанно созерцал Слово, образ Бога Отца, ибо он сам сотворен по образу этого Образа. Когда человек чист, и ум его не занят телесными предметами, а собран в себе, он парит в горних и взирает на Слово, видит в Нем Отца Слову, услаждается созерцанием Его и обновляется в любви к Нему " Грехопадение исказило образ Божий в человеке. " После падения человек перестал видеть Образ Бога, т.е. Слово, стал созерцать зло, т.е. не сущее. Сущее есть добро, ибо оно имеет для себя образы в сущем Боге; тогда как зло есть несущее, т.к. не имеет своих образов в Боге, а создано человеческими примышлениями. Уклонившись от созерцания Слова, человек в грехе созерцает только зло " Смысл мифа о грехопадении, видимо, следует усматривать в том, что человек не может и не должен знать то, что знает Бог. Адаму и Еве надо было знать, почитать и любить Бога (Абсолютное Добро) и благодаря этому пребывать в райском блаженстве. Когда же, стремясь стать " как боги, знающие добро и зло " первые люди нарушили запрет Бога, они увидели как бы изнаночную сторону мира, себя и друг друга, то есть узнали зло. Ум их помрачился. Они отторгли себя от Бога и, возможно, стали бы враждебными Ему: " И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не взял также от дерева жизни и не вкусил, и не стал жить вечно "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/396/...

– Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать у Ваала? Возвратитесь и скажите пославшему вас царю, так говорит Господь: с постели, на которую ты слег, не встанешь, но умрешь на ней. Возвратившись, посланные передали эти слова больному царю. Царь спросил их: – Каков видом человек, сказавший вам эти слова? Они отвечали: – Человек тот весь в волосах и по чреслам своим подпоясан кожаным поясом. Царь сказал: – Это Илия Фесвитянин. И послал он старейшего пятидесятиначальника и с ним пятьдесят человек, чтобы они взяли Илию и привели к нему. Те пошли и увидали Илию на горе Кармиле, ибо он привык пребывать преимущественно на этой горе. Увидав Илию сидящим на верху горы, пятидесятиначальник сказал ему: – Человек Божий! Сойди сюда; царь приказывает тебе идти к нему. Святой Илия отвечал пятидесятиначальнику: – Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и пятьдесят мужей твоих. И тотчас упал с неба огонь и пожег их. Царь послал другого пятидесятиначальника с таким же числом людей, но и с ними случилось то же: упавший с неба огонь попалил и их. Царь послал третьего пятидесятиначальника с пятьюдесятью мужами. Этот пятидесятиначальник, узнав, что случилось с прежде него посланными, пришел к святому Илии со страхом и смирением и, павши на колени пред ним, умолял его, говоря: – Человек Божий! Вот я и сии рабы твои, пришедшие со мною, стоим пред тобою; помилуй нас: мы не по своей воле пришли, а посланы к тебе; не погуби нас огнем, как погубил ты посланных прежде нас. И пощадил пророк пришедших со смирением; прежде же приходивших он не пощадил потому, что они приходили с гордостью и властью, хотели взять его как пленника и вести его с бесчестием. Господь повелел святому Илии идти с этими третьими безбоязненно и сказать царю то же, что прежде говорил. Посему человек Божий, сошедши с горы, пошел с пятидесятиначальником и с его людьми. Пришедши же к царю, Илия сказал ему: – Так говорит Господь: так как ты посылал спрашивать Ваала о жизни твоей, как будто во Израиле нет Бога, Которого ты мог бы спросить, то за это ты не встанешь с одра, на котором лежишь, но умрешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Таинстве Причащения христианин под видом хлеба и вина принимает истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Евангелие рассказывает о том, что это таинство учредил Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечери перед Своим Распятием. Человек в этом таинстве соединяется с Самим Богом и получает залог вечной жизни. Христос говорил об этом так: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек " . (Ин.6:53-58) Учение Христа о таинстве Своих Тела и Крови было настолько необычно и удивительно, что даже некоторые ученики говорили: " какие странные слова! кто может это слушать? " (Ин.6:60) Смысл Причащения состоит в том, что, таинственно соединяясь с в этом таинстве с Христом, человек постепенно обоживается, уподобляется Богу. Большинство из нас, наверное, слышали библейские слова, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Но не все знают, что после грехопадения Адама, человек совершенно утратил подобие Божие, а образ Божий в себе разрушил и омрачил. Образ Божий состоит в наличии у человека безсмертного духа, ума и воли. Как сломанная и запачканная икона не годна к богослужебному употреблению, так и омраченный образ Божий в нашей душе (т.е. развращенный ум, омертвелый дух и воля, склонная ко злу) не годен для служения Богу. Через регулярное Причащение душа постепенно исцеляется, образ Божий восстанавливает свои первозданные черты, и человек вновь понемногу приобретает богоподобие, т. е. святость. В наше время, разумеется, находятся такие скептики, которым непонятен смысл христианской обрядовости вообще. Они предпочитают говорить и думать, будто для веры им достаточно " иметь Бога в душе " , а ходить в Церковь и участвовать в таинствах это им непонятно и лишне. Такие люди, к сожалению, забывают, что человек существо духовно-телесное и сочетает в себе эти две природы, как внешнюю и внутреннюю. Эти природы нельзя разделить в живом человеке. Если человек кого-то или что-то любит в душе, то неизбежно он проявляет эту любовь и внешне. Представьте себе, что невеста перед свадьбой заявила бы жениху: " Милый, я люблю тебя но в душе. Внешним же проявлениям этой любви я не придаю никакого значения. Поэтому я не буду кушать с тобой за одним столом, разделять с тобой ложе, да и вообще останусь жить у мамы. Но ты знай, что моя любовь к тебе в моей душе безгранична " . Будет ли такой брак настоящим?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/285/...

О жизни христианской Настоящая, добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, т. е. своими добрыми делами исполняет волю Божию. Добрые дела есть выражение нашей любви, а любовь есть основание всей христианской жизни. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). Так Бог делом проявил Свою любовь к людям. А та любовь, которая не сопровождается добрыми делами, не есть истинная любовь, а есть любовь только на словах. Вот почему Слово Божие говорит: «Вера без дел мертва есть» ( Иак.2:20 ). Сам Господь Иисус Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). «Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела , которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ). Мы получили от Бога также и особые средства для того, чтобы различать добрые дела и худые (злые) дела. Средства эти: закон Божий внутренний , или совесть, и закон Божий внешний , или заповеди Божии. Совестью называется внутренняя духовная сила в человеке, или проявление духа в человеке. Совесть, как внутренний закон Божий («голос Божий»), присуща всем людям. Совесть есть внутренний голос, который говорит нам, что есть добро и что есть зло, что честно и что нечестно, что справедливо и что несправедливо. Голос совести обязывает нас делать добро и уклоняться от зла. За все доброе совесть награждает нас внутренним миром и спокойствием, а за все недоброе и злое осуждает и наказывает, и человек, поступивший против совести, чувствует в себе нравственный разлад – угрызения или мучения совести. Но совесть, как духовная сила человека, требует развития и усовершенствования в связи с другими душевными силами человека, именно: с его умом, сердцем и волею. Ум, сердце и воля человека помрачились со времени грехопадения первых людей, отсюда и голос совести оказался слабым и недостаточным, как проявление духовной силы. И если человек не развивает в себе духовную силу, то и внутренний голос совести в человеке может постепенно уснуть и умереть («бессовестный» человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Милостив Бог, и везде в святом Писании милость Его проповедуется, но для кающихся и обращающихся от грехов к Нему. А некающиеся правду Его и праведный Его гнев на себе непременно познают. И чем кто более грешит, тем более на себе узнает гнев Божий, по неложному учению апостола: по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его ( Рим. 2, 5–6 ). Гнев Божий против греха через казни, на грешников Богом посылаемые, показывается. Ибо если Бог и благ так, что никто не благ, как только один Бог ( Мф. 19, 17 ), по свидетельству Христову, однако насколько благ, настолько и праведен. И правда Его требует того, чтобы грешник как преступник святого и неизменного Его закона казнен был. А то, что грешник не тотчас после совершения греха или не во время самого действия греха казнится, должно приписать благости Божией, которая терпит грешника и так покаяния его ожидает, как говорит апостол грешнику: О человек! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию ( Рим. 2, 4 )? На неблагодарных и нераскаянных грешников, которые долготерпения Божьего не хотят себе в покаяние и спасение принять и употребить, возгорится гнев Божий. Ибо чем более человек грешит и о долготерпении Божием не радеет, тем более собирает себе гнева Божьего, по апостольскому слову: о человек! Пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога ( Рим. 2, 4–5 ). Хотя Бог благ и милостив, но и праведен, Его правда требует, чтобы грешник нераскаянный как неблагодарный и презирающий вечный закон Божий и Самого Бога был навечно казнен. Это непременно будет нераскаянным беззаконникам, что бы они ни вымышляли к смягчению и утешению своей злой и грызущей совести. Бог поругаем не бывает ( Гал. 6, 7 ). Благость Божия и долготерпение в том показываются, что Он грешника, святой Его закон нарушающего, терпит, не тотчас казнит его, но ожидает его на покаяние или, как апостол учит, ведет его к покаянию ( Рим. 2, 4 ). Но если грешник богатство благости Божией презрит и пребудет в своем нераскаянии и ожесточении, тогда правда Божия в свое дело вступит, и воздаст ему по делам его ( Рим. 2, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Сам Давид был впереди левитов. Он был одет в виссонную одежду и в льняной эфод 1 . В священном восторге, под звуки священной музыки, он скакал и плясал перед ковчегом. Когда шествие входило в Сион, из дворца смотрела на него Мелхола, жена Давидова, и укорила мужа в сердце своем за его пляску. Ковчег был принесен в скинию и поставлен на свое место. Перед святилищем принесены были мирные и благодарственные жертвы. Народу были розданы от царя хлебы, и жареное мясо, и печенье. С радостью все разошлись по домам. Когда Давид возвратился во дворец, его встретила Мелхола и сказала с укоризной: – Вот как отличился ныне царь Израилев: перед рабынями плясал, словно какой-нибудь пустой человек! На это Давид ответил гордой женщине: – Перед Господом играть и плясать буду! Он поставил меня вождем над Израилем. Перед Ним еще более уничижусь, и сделаюсь ничтожнее в глазах моих. III Давид почти все царствование свое провел в войнах. Бог помогал ему, и он покорил и усмирил все Хананейские народы, взял их земли, и сделал свое царство обширным и знаменитым. И, когда наступил мир, Давид задумал великое дело во славу Божию: вместо скинии, он решил построить великолепный храм в Иерусалиме, в Сионе. В то время, жил в Израиле богоугодный человек, пророк Нафан. Давид призвал к себе пророка Божия и сказал ему: – Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. Пророк Нафан сказал на это царю: – Все, что есть у тебя на сердце, иди, делай, ибо с тобою Господь. Но в ту же ночь было пророку Нафану, от Бога, откровение: – Пойди, скажи рабу Моему Давиду: «не ты построишь Мне дом для обитания, ибо ты вел большие войны, и много пролил крови пред лицом Моим. Но, когда исполнятся дни твои, и ты почиешь со отцами твоими, Я восставлю после тебя Семя твое. Он построит Мне дом, и утвержу престол Его на веки. Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном. Я поставлю Его в доме Моем и в царстве Моем на веки, и престол Его будет тверд вечно». Пророк Нафан передал царю Давиду эти слова Божии. И возрадовался Давид великой радостью, услышав от пророка эти слова. Он уразумел в этих словах завет Божий и обетование о Спасителе: что Спаситель произойдет из дома Давидова, что Он будет сын Давидов и Сын Божий, что Он устроит для людей царство вечное и уготовает Дом Божий на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Из разговора Господа с самарянкой видно, насколько духовная реальность непонятна тем, кто мыслит по плоти. Это непонимание показала не только простая женщина, самарянка, но и фарисей Никодим, один из начальников иудейских ( Ин. 3:1 ). В одном случае женщина не поняла слово Господа о воде живой, в другом – начальник иудейский не понимает слов о новом рождении человека. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек ( Ин. 4:14 ). Слова Священного Писания часто объясняют и подтверждают друг друга; так происходит и в этом случае, ибо в другом месте Господь говорит: верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин. 6:35 ). Следовательно, вода живая тесно связана с верой во Христа. Но то, что вода живая – Дух Божий, подтверждают слова Самого Господа: Иисус возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:37–39 ). Вера во Христа как бы канал, а вода – Дух Божий. По вере приходит дух: дух земли, дух бесовский или Дух Божий. Какова вера, таков и дух. Через веру во Христа мы стяжаем Дух Христов, а Дух Христов – Дух Божий. Почему Дух Божий назван живой водой? Потому что Он – питие, животворящее для человеческой души, от Него душа получает жизнь и радость. Всякое земное наслаждение заставляет жаждать следующего, еще большего наслаждения, а сладость животворящего Духа Божия утоляет жажду, ибо нет ничего слаще Его. Никакая вода не умерит жажды, и снова возжаждет человек, а вечную жажду утоляют небесные струи Духа Господня. Святые угодники Божии, все оставлявшие, всем жертвовали для того только, чтобы в сокровенной глубине своей души открыть источник воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Как прекрасно, когда человек или народ имеет друзей среди друзей Бога, на небесах. Святые, которые любят Бога и которые пострадали за Христа, – друзья Его. Господь именно так и сказал апостолам: Вы друзья Мои ( Ин. 15:14 ). Одно из оснований нашей веры – то, что святые в духовном мире свободно общаются с Богом как Его друзья и что они особенно усердно ходатайствуют за тех, кто их почитает и призывает. Ибо Господь любит тех, кто любит Его, исполняет их желания и отвечает на их молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

" Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим " (Ин.19:7). Где в Священном Писании сказано, что Иудеи " ошиблись " и " неправильно поняли " слова Господа Иисуса Христа " Я Сын Божий " , когда заявили Ему о том, что Он " делает Себя равным Богу " (Ин.5:18), и " делает Себя Богом " (Ин.10:33)? И в каком библейском стихе сказано, что Иисус Христос такого смысла в Свои слова не вкладывал, и где Он прямо говорит, что Богу не равен и Богом, как и Его Отец, не является? По утверждению " Свидетелей Иеговы " , сказанное Господом " Я Сын Божий " Иудеи " ошибочно " истолковали, как " Я равен Богу " (Ин.5:18), и " Я Бог, как и Мой Отец " (Ин.10:33), так как Сам Господь Иисус Христос, по заявлению " Свидетелей Иеговы " , такого смысла в Свои слова не вкладывал, потому что в сектантском понимании Он Богу не равен, и Богом не является. Из чего следует, что Господа за богохульство осудили несправедливо, " по ошибке " , так как Он никогда не говорил о Себе прямо " Я равен Богу " и " Я Бог, как и Мой Отец " . Смысл же слов " Я Сын Божий " по отношению к Иисусу Христу, по словам " Свидетелей Иеговы " , заключается в том, что " Он был создан прежде всех других духовных сыновей Бога, и что только Он был создан непосредственно Богом " (Книга " Ты можешь жить вечно в раю на земле " , с.58). Обыкновенного же человека, заявившего о себе " Я Сын Божий " , Иудеи также осудили бы за богохульство, смысл которого, в данном случае, заключался бы в том, что этот человек лжет, так как он создан уже не " непосредственно Богом " , как Иисус Христос, а создан Богом и Архангелом Михаилом вместе. А потому все те, кто " ошибочно " мыслит о значении слов " Сын Божий " , как о Сыне Бога в полном смысле этого слова, как об унаследовавшем Божественную природу Своего Отца [Бога], по утверждению " Свидетелей Иеговы " , попросту стано-вятся на сторону фарисеев (Брошюра " Следует ли верить в Троицу? " , с.24). Хорошо видно, что " Свидетелями Иеговы " полностью утерян главный смысл слова " Сын " , подразумевающий в себе природное подобие своему " Отцу " . Сын льва - по природе лев, сын человека - по природе человек, Сын Бога - по природе Бог. Их мышление настолько заблокировано перетолкованными библейскими стихами и искаженными значениями слов, что даже эта простая логическая цепочка в сознании " Свидетелей Иеговы " не находит себе места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/397/...

Ведь дабы не подумали, что говорю я, не проверяя, просто то, что на ум взбредет, собрав из составленных ими в церквях книг пригодное для этого и представив в качестве доказательства, я запечатлею истину своих слов. Итак, поистине треблаженный и прославленный в благочестии Афанасий, бывший в свое время епископом Александрийской Церкви, в слове «О воплощении» 54 сказал о Христе следующее: (10) «Исповедуем также, – говорит он, – что Он есть Сын Божий и Бог по Духу, Сын Человеческий по плоти 55 ; что один Сын – не две природы, из которых одной надлежит поклоняться, а другой не надлежит поклоняться, но одна природа Бога Слова воплощенная и принимающая поклонение вместе с плотью Его одним поклонением; и не два Сына, один Сын Божий истинный и принимающий поклонение, а другой – человек от Марии, не принимающий поклонения, ставший Сыном Божиим по благодати, как и люди. Но Тот, Кто от Бога, как сказал я, единый Сын Божий и Бог, Он Самый, а не другой родился и от Марии по плоти в последние дни, как на слова Богородицы Марии: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» – говорил Ангел: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» 56 . Поэтому Рожденный от Святой Девы – это Сын Божий по природе и Бог истинный, а не по благодати; и только через причастность (μετουσ) по плоти Он – человек от Марии, а по Духу Он – Сам Сын Божий и Бог . Хотя Он претерпел наши страдания по плоти, как написано: «Христос пострадал за нас 57 плотью» 58 – и еще: «Тот, Который Сына Своего Сына не пощадил, но предал Его за нас всех» 59 , но по Божеству пребыл бесстрастным и неизменяемым, согласно сказанному пророком: «Я Бог 60 и не изменяюсь» 61 . Хотя Он умер по плоти нашей смертью за наши грехи, дабы чрез смерть за нас уничтожить смерть, по слову апостола: «Поглощена смерть победою. Смерть! где твоя победа? ад! где твое жало?» 62 – и еще: «Христос умер за грехи наши, по Писанию» 63 , но по Божеству пребывал бессмертным и неодолимым смертью , как бесстрастная сила Отца, согласно Петру, говорящему, что смерти «невозможно было удержать Его» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010