А Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле — праведных родителей, дала обет Богу — до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле. « Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему » (Лк. 1:38). И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос — Ее Сын и Сын Божий — придет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам. « Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы » (1Кор.3:16-17). И с этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его, там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос — Первосвященник будущих благ. Дорогие мои, храм Божий всегда во все времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания. « Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? » (Ис. 66:1). И первый храм Божий — рукотворенное святилище на земле, сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033 году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим. « Я освятил сей храм… чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни », — сказал Господь (3 Цар. 9:3).

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-hram-bogor...

Что, если бы святой апостол обратился к нам с этими словами: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий есте, и Дух Святый обитает в вас», – что бы мы ответили? К сожалению, далеко не все из нас могли бы ответить ему утвердительно! Большинство из нас принадлежит к тем людям, которые не знают этого и которых апостол называет вящими; это те, которые всецело предались страстям: корысти, сребролюбию, алчности, зависти; это люди – эгоисты, которые только и заботятся о том, чтобы им было хорошо, чтобы они были счастливы, но они никогда не могут быть счастливы, так как они неправильно ищут для себя счастья: они ищут земного счастья, а о вечном блаженном счастье и не помышляют; это те люди, которые человеколюбием считают свое же самолюбие; в таком человеке не может быть стремления к подвигам, так как вся его деятельность зиждется только на угождении себе; и но несчастные люди, в них неусыпный червь уже здесь начал свою усердную работу, они и не помышляют о том, что они дом Божий и что и в них мог бы обитать Дух Святый. Они не могут быть спокойны, потому что страсти и порочные самолюбивые стремления постоянно волнуют их. Те же, в которых обитает Дух Божий, не стремясь к тленному земному, обретаются в блаженном спокойствии души, гак как они не трепещут перед превратностями судьбы и счастливы в своем уповании на будущую блаженную жизнь. Итак, братия мои, стремитесь познать эти великие слова апостола и помните, что если в вас вселится Дух Божий, то вы испытаете истинное счастье и блаженство. Дух Божий может наделить человека чудесной мудростью, Он направит его на все доброе, хорошее, Он ведет человека по истинному пути, ведет к его назначению –вечному блаженству. Дух Божий животворит человека. Итак, братия мои, всеми силами стремитесь к тому, чтобы познать, что вы храм Божий есте и что Дух Божий живет в нас. Аминь. 4 сентября. «Братия, имейте любовь между собой!» Как часто Спаситель взывал такими словами, обращаясь к ученикам Своим. Да, любовь – это великое дело, она делает нас чадами Божьими, но вследствие различного настроения бывают различные взгляды на человека: так, честолюбцу нестяжательный человек представляется или честолюбивейшим лицемером, или пошлым простачком.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

В связи с этим представляется важным рассмотрение этих слов и их значений. 1. Наиболее распространенным является слово «Х " ОЗ», традиционно переводимое на русский язык как «пророк» (греч. прощшг!, лат. propheta, англ. prophet). Оно встречается в тексте более пятисот раз. Его происхождение, по всей вероятности, не древнееврейское, а еще более древнее — аккадское - слово, обозначающее того, кто имеет закрытое, сокровенное знание. В Ветхом Завете это значение, изначально имевшее, несомненно, гностическое и даже магическое наполнение, было переосмыслено. В Библии пророк — это тот, кому Сам Бог открывает Свою волю, кто получает ответ от Него на свои вопросы, кого Сам Господь посылает в мир на определенные, как правило, невероятно тяжелые служения. Обычно это слово употребляется в связи с определенным служением, гораздо реже — как титул, именование, придворное или иное звание (пророки царские, сыны пророческие и т. п.). В Пятикнижии семантика его несколько иная, чем в последующих книгах. 2. Вторым по частоте употребления является выражение «тбхп как устойчивое словосочетание. Перевод его на русский язык также всегда однозначен — «человек Божий» (греч. — avdpcono tov Oeov, лат. — Homo Dei, англ. — man of God). Его употребление в Писании может быть сведено к двум случаям. Первый — это своего рода титул, которым само Писание выделяет очень немногих людей. Их всего пять человек: — Моисей: «Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею» (Втор 33.1); — Илия: «И сказана та женщина Илии: теперь-то я узнана, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3 Цар 17.24); — Елисей: «Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои…» (4 Цар 5.8); и еще два безымянных пророка: — из 1 Цар 2.27: «И пришел человек Божий к Илию и сказал ему…»; — из 3–й книги Царств 13.1: «И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль…». Второй случай — это почтительное обращение внешних людей, как правило, не относящихся к числу пророков, к ним. Так обращаются к Илие пятидесятники — начальники воинских отрядов в пятьдесят человек (4 Цар, 1 гл.); так обращаются разные люди к Елисею (4 Цар. 4.16, 4.40, 2 Пар 25.9); так говорят Маной и его жена об Ангеле Божьем, принимая его за пророка (Суд 13.6–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Во-первых, поскольку человек наделен природной способностью мыслить и любить Бога; и эта способность связана с самой природой ума, которая обща всем людям. Во-вторых, поскольку человек актуально и по навыку мыслит и любит Бога, хотя и несовершенно; и этот образ связан с уподоблением по благодати. В-третьих, поскольку человек знает и любит Бога совершенно; и этот образ связан с уподоблением в славе. В самом деле, в словах: «Кто покажет нам благо? – яви нам свет Лица Твоего, Господи» ( Пс. 4, 7 ), глосса различает троякий образ, а именно «созданный», «воссозданный» и «уподобленный». Первый присутствует во всех людях, второй – только в праведниках, третий – только в блаженных. Ответ на возражение 1. Образ Божий в основном значении, а именно в смысле умственной природы, присутствует равно в мужчине и женщине. Поэтому после слов: «По образу Божию сотворил его», добавлено: «Мужчину и женщину сотворил их» ( Быт 1, 27 ). Кроме того, как заметил Августин, множественное число «их» употребляется затем, чтобы никто не подумал, будто бы был сотворен один человек, который заключал в себе оба пола 374 . Во вторичном же значении образ Божий присутствует только в мужчине, поскольку мужчина является началом и целью женщины подобно тому, как Бог является началом и целью всего сотворенного. Поэтому апостол, сказав, что муж «есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа», далее разъясняет, почему так сказано: «Ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор. 11,8,9 ). Ответ на возражения 2 и 3. Приведенные соображения следует относить к подобию образу по благодати и славе. Раздел 5. Присутствует ли в человеке образ Божий согласно троице лиц? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в человеке образ Божий присутствует не согласно троице Лиц. Так, Августин говорит: «У Божества Пресвятой Троицы единая сущность, и потому образ, по которому был сотворен человек, также един» 375 . И Иларий говорит: «Человек сотворен по образу, общему всей Троице 376 . Следовательно, образ Божий в человеке является [образом] божественной сущности, а не троицы Лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

46. Какая еще коренная особенность душевного строя человека указываете на его особое предназначение? Все люди, в большей и меньшей степени, носят в себе подсознательный чувства: а) своей зависимости, как и всех вещей мира, от высшей всесовершенной Силы и б) нескончаемого бытия своей личности. “Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие, в законе Божием” ( Puм. VII, 22 ). “Разв не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?” ( 1Kop. III , 16); »... потому что закон духа жизни во Христи иисусе освободил меня от закона греха и смерти» ( Puм. VIII, 2 ). 47. Достойно ли для существа человеческаго, в котором живет Дух Божий, ограничить цель своей жизни только ея земным устроением? Человек свободен сделать правильный выбор и с ним сочетать свою жизнь. Ограничить ее земными заботами – недостойно: “Так говорить Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою...” ( Uep. XVII, 5 ). “Благословен человек, который надиется на Господа, и которого упование Господь” ( Uep. XVII, 7 ). “Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его?” ( Uob. XXVII , 8). " Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас« ( Puм. VIII, 9 ). 48. Что именно должен делать человек, если он избрал путь так, чтобы жить «не по плоти, а по духу»? Сделав правильный выбор, человек должен избегать греха и деятельно копить в себе добродетель. Следует дух своей жизни питать Духом Божиим. 49. Может ли человек сам определить правильную жизнь и всегда видеть начало греха? Не может. По слову Иисуса Христа: «ибо без Меня не можете делать ничего» ( Uoah. XV, 5 ). Только если в нас Дух Божий, нам возможно жить «по духу». «Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле« ( Uob. XXXVIII, 33 ). 50. Сказал ли Бог людям Его святую волю через точный закон? Древнейший Божий закон не был написан, но был внушен совести человека. Однако этот, соответственный плану творения, первичный для человеческого сердца закон затемнился грехом и пороком и изгладился из сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Увидав его, раб Божий Николай говорит ему: «сколько лет ты не видишь»? Слепец говорит: «есть года три, как я уже не вижу солнца. Много денег издержал на лекарей, чтобы сделали меня зрячим, и никакой пользы не было. Только издержал на них все, что у меня было»! Раб же Божий Николай: «а зачем ты не поверил святым? Вылечился бы без денег». Говорит ему слепец: «верю Богу и твоим преподобным молитвам, что можешь умолить Бога, да помилует Он меня. Сжалившись же раб Божий и став помолился над ним, и взял масла от владычней 46 лампады св. Феодора, и, сделав на глазах его знамение креста, говорит ему: «верю Богу, что завтра увидишь славу Божию собственными очами». И на следующий день отверзлись очи слепого, и ходил видя, и славил Бога, что прозрел молитвою раба Божия. 15 . Сейчас же и другой некто, видя, что прозрел слепой молитвами преподобного Николая, припал к рабу Божию говоря: «господин авва! Уже четыре месяца, как я валяюсь по полу, боля внутренностно. Дрожаще в теле, и не могу сесть для собственной моей нужды и облегчить себя, и не принимаю пищи, но сделался мертвецом, нося (в себе) чревные испражнения. И много издержался на лекарей, а пользы никакой! Только напрасно истратил все мое (достояние). И говорит ему раб Божий Николай: «я отошлю тебя к лекарю, который может вылечить тебя без серебра». И кто он такой, да помилует меня скорее? И говорит раб Божий Николай: «Он здесь стоит с нами». Больной же, посмотрев туда сюда, не увидит ли лекаря, говорит блаженному авве: не вижу никого, господин авва. Говорит ему раб Божий: «если ты поверишь моему лекарю, я буду просить его, чтобы тебя исцелил душей и телом». Говорит ему человек: «я верю Богу и в твою святыню». Раб же Божий Николай помолился, и, знаменовав его, говорит ему: «во имя Господа моего Иисуса Христа исцелись от часа сего». И человек, поверив Богу и рабу Его Николаю от всего сердца, вылечился от часа того, и отправился в дом свой, славя Бога за то, что после четырех месяцев стал есть и пить, и не имел более никакого затруднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

И послал 50 воинов взять пророка и привести к нему. Они отыскали его на горе. Начальник отряда с насмешкою закричал ему: «человек Божий! Царь приказывает тебе спуститься отселе». Илия отвечал ему: «если я человек Божий, то смотри, чтобы огонь не сошел с неба и не истребил тебя и твоих пятьдесят воинов». И в самом деле, огонь ниспал и сожег их. Охозия послал другого начальника с пятидесятью воинами, который с тем же пренебрежением, как и прежний, закричал пророку: «человек Божий! вот что говорит царь: поторопись сойти». Илия сказал в ответ: «если я человек Божий, берегись, чтобы огонь не сошел с небес и не попалил тебя с твоими пятидесятью воинами». И огонь ниспал от Бога и сожег их. Охозия послал еще третьего начальника с пятидесятью воинами. Этот, пришедши к Илии, пал перед ним на колени и умолял, чтобы человек Божий не погубил его, как прежних начальников с их воинами, но пощадил его и воинов с ним. Тогда Ангел Божий повелел пророку идти с посланными. Илия пошел, и перед постелью Охозии повторил ему смертный приговор от Бога. Охозия не вставал с одра болезни: он умер на втором году своего царствования еще при жизни отца и оставил царскую власть свою брату своему, Иораму. 3Цар. 22:1–28 ; 2Пар. 18 : 2–27 В следующем году Иосафат, царь Иудейский, прибыл в Самарию, чтобы посетить Ахава. Царь израильский для своего родственника и его свиты устроил богатый пир. В это время он припомнил, чго Галаадский город Рамоф, которым владели Сирияне, принадлежит к царству Израильскому, и потому просил Иосафата совокупными силами идти войною против Сирии. Иосафат охотно отдавал и себя, и свое войско в распоряжение Ахава, но предложил вопросить прежде Господа. Царь Израильский собрал до четырех сот пророков и спрашивал их: «идти ли мне войною под Рамоф Галаадский, или оставить?» Все пророки говорили: «иди, потому что Господь предаст его в руки твои». Иосафат, конечно, видел много подобострастия в их ответах, когда спросил: «нет ли здесь еще пророка Иеговы, чтобы можно было спросить у него?» «Есть», отвечал Ахав: «но я терпеть его не могу: потому что, как ни спросишь его, он никогда не предскажет мне ничего хорошого, а всегда что-нибудь недоброе: это Михей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Что же – вы видите – говорится в 5-м члене? Здесь мы излагаем свою веру в то, что второе лице св. Троицы Сын Божий Иисус Христос в третий день после смерти Своей воскрес, как заранее было написано о том св. пророками. Заучите слова 5-го члена. Урок 42. Объяснение и изучение 6-го члена Прочитайте 6-й член. И восшедшего на небеса и седяща одесную 81 Отца. Переведите. И возшедшего на небеса иседяща одесную Отца. (Я верю в Господа Иисуса Христа Сына Божия), Который взошел на небеса и воссел по правую сторону Отца. Здесь говорится о Иисусе Христе Сыне Божием, что Он восшел на небеса. А разве когда Он жил на земле для нашего спасения, то в это время уже не был на небе? Нет, Иисус Христос Сын Божий, как Бог, был и есть всегда везде, и на небе и на земле. Когда же говорится о Нем, что Он вознесся на небо; так это нужно понимать так: Он вознесся туда с телом Своим, а до сего времени Он был там только Божеством Своим. Это подобно тому как говорится в 3-м члене, что Иисус Христос Сын Божий сошел с небес на землю, т. е. стал видим на земле как человек, а до этого времени Он был на земле невидим, как дух. Объясните слова: и седяща одесную Отца. Это не значит, что Иисус Христос Сын Божий, вознесшись на небо, воссел и сидит по правую сторону Бога Отца: потому что ни Бог Отец, ни Сын Божий не сидят на одном месте. А это означает, что Сын Божий имеет и равную силу и равную славу с Отцом; потому что сидеть по правую сторону кого либо, т. е. сидеть рядом, значит иметь с тем равную силу и равное значение. (Повторите историю о Вознесении Христовом). А разве когда Иисус Христос жил на земле, то был ниже Бога Отца? Да; только по Своему человечеству, а не по Божеству. Что же – вы видите – говорится в 6-м члене. Здесь мы излагаем свою веру в то, что второе лицо Св. Троицы Сын Божий Иисус Христос в 4-й день после воскресения Своего вознесся с телом на небе и воссел одесную Бога Отца. Седьмой член Урок 43. О втором пришествии Сына Божия и страшном суде. Изучение 7-го члена Вознесшись с земли на небо, Иисус Христос не придет ли опять когда с небес на землю?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

От Христа приняли мы веру в Духа Святаго, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго . Духов тьмы, злых и лживых, разделенных в себе и бессильных, — множество, а Дух Святый — один. Люди и народы, верившие во множество богов, на самом деле верили в этих злых и лживых духов. А в одного Духа Святаго могут верить только истинные приверженцы единобожия, верующие во единаго Бога . Дух Святый зовется Животворящим, ибо Он жизнь дает, жизнь возрождает, укрепляет и воскрешает. Когда Господь Бог создавал мир, Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2). Когда же создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни… стал человек душею живою (Быт. 2, 7). Апостол Христов написал христианам: Дух Божий живет в вас (Рим. 8, 9). Но не путайте дух человеческий с Духом Божиим. И апостол подчеркивает это различие, когда говорит: Сей самый Дух (Божий) свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим. 8, 16). Вот радость ваша, духоносцы. Чего бы стоило свидетельство человеческое, что вы — дети Божии, если бы вам сам Дух Божий этого не засвидетельствовал? А Дух Божий даруется каждому, кто просит его у Бога. Нужно просить и нужно очищать дом души своей для приема самого дорогого гостя. Господь Бог наш, Победитель смерти, говорит так: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Это величайший из даров, которые Бог дает людям, ибо, давая Духа Святаго, Он дает Самого Себя. Есть ли дар больший этого? Есть ли любовь более великая? Как Дух Божий являлся верующим? Во-первых, как тепло в сердце, и это случается при усердной молитве, но иногда как тепло во всем теле. Пророк Иеремия свидетельствует об этом ясно и истинно, ибо опирается на собственный опыт. Много издевательств и напастей претерпел Иеремия, вплоть до того, что его били и сажали в колоду. Тогда он решил не говорить ничего людям, не пророчествовать больше. Однако, как описывает он сам, было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог (Иер. 20, 9). Непобедим Дух Божий Святый, вселившийся в чистое сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010