После вечерни совершается Великое повечерие. Но на нем нет пения, как в Великом посту, а после «Достойно» читаются те же тропари, что обычно на Малом повечерии. Оканчивается это Великое повечерие обычным малым отпустом. Полунощница бывает с поклонами. На утрени вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа», а затем, вместо тропаря святому и богородична, поются «Троичны гласа». Кроме трипеснцев, положенных на каждый день сырной седмицы, в среду и пяток поются полные каноны, причем, в которых песнях случится трипеснец, в тех каноны Октоиха и Минеи оставляются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день; каждая из них соединяется с предшествующей: 3–ья с 1–ой, 8–ая с 6–ой, 9–ая с 7–ой. По 9–ой песни поется Светилен Троичен гласа. По чтении «Благо есть», вместо ектении «Помилуй нас, Боже», читается 40 раз «Господи, помилуй», по возгласе иерея: «Сый благословен», читается: «Небесный Царю» и полагаются 16 поклоно с молитвою преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко». Часы совершаются, подобно великопостным, с молитвою преп. Ефрема и великими поклонами, но на них в кампан не ударяют, кафизм не положено и тропари часов не поются, а читаются. После 9–го часа следуют сряду Изобразительные, но они начинаются не пением «Блажен», как в Великом посту, а чтением самих изобразительных псалмов 102 и 145; «Блаженны» читаются, читается и Символ веры. После изобразительных совершается обычная вседневная Вечерня, но на ней полагается паремия, а после сугубой ектении: «Помилуй мя, Боже», три великих поклона, если только в следующий день нет никакого праздника. Литургия в среду и пяток сырные не совершается. Повечерие на четверток и на субботу малое. Вступая в Великий пост, верующие, по древнему христианскому обычаю, помня наставление Господа об этом в Евангелии, взаимно испрашивают друг у друга прощение. Этот чин прощения совершается в конце вечерни. Эта вечерня имеет ряд характерных особенностей. Первая половина ее до вечернего входа носит характер праздничный и совершается в светлом праздничном облачении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Таким образом в древности под «часами» разумелись все вообще суточные службы, вошедшие в состав «Часослова». Правда, с давних пор за некоторыми суточными службами утвердились особые названия, как например: вечерня, повечерие, полунощница, петлоглашение, утреня. Однако и эти названия в древности являлись точно такими же техническими определениями суточного времени, как и часы, почему и заменялись иногда определенными часовыми указаниями; так, вечерня в некоторых памятниках относится к 10-му или 11-му часу, по церковному счету: повечерие в Син. 863 прямо называется службою «ες τν πρτην (ραν) ψ». А такие наименования, как «полунощница», «петлоглашение», и сами по себе служат достаточно ясными и точными определениями известных часов ночи. Общность названия суточных служб вполне оправдывается и единством их построения, определенно засвидетельствованным многочисленными памятниками, начиная с древнейших, соборно-песненных, и кончая более поздними, монастырскими. Так, уже паломница IV века, Сильвия Аквитанка, весьма определенно и с особенной настойчивостью указывает на однородность построения иерусалимского суточного богослужения её времени. Сказавши предварительно о полночно-утреннем богослужении, она непосредственно продолжает: «в шестой час все подобным образом сходят в Воскресение, поют псалмы и антифоны, пока не известят епископа; он так же (similiter) сходит –– затем так же прежде всего читает молитву ––, все подобным же образом подходят к его руке. То же делается и на девятом часе. –– В десятый же час (что зовется здесь licinicon, а мы называем вечерня) подобным же образом все собираются в Воскресение –– поются песни и антифоны –– произносит молитву епископ –– и благословляет (оглашенных и) верных. –– И все начинают подходить к руке епископа». 5 «В третий час (во дни 40-цы) –– совершается все, что во весь год совершается в шестой час». 6 «Такая служба правится ежедневно в течении шести дней у Креста и в Воскресении». 7 Воскресное ночное бдение (служба «петлоглашения») отличается от повседневных служб лишь чтением евангелия о воскресении Господнем и большей торжественностью обстановки. Даже литургия, заменяющая по воскресениям службу часов, под конец переходит в богослужение обычного повседневного строя. 8 Об особой службе «повечерия» паломница вовсе не говорит, а полунощницу описывает, как частную службу, совершавшуюся без епископа, при главном участии монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

И действительно, под руководством одного или двух учителей, ученики с 8 до 2-х часов копали канавы, садили растения и поливали их, чистили дорожки и проч. Таким образом, в один месяц сад значительно исправился без посторонних наёмных рук, что было очень важно, потому что нанимать чужие руки было не на что. Я сказал, что с учениками ректор держал себя довольно далеко, но это требует объяснения. С лучшими учениками он обходился приветливо, лично ко мне был очень добр и благосклонен. Он приглашал меня иногда в праздники к себе, поил чаем и брал с собою, вместе со своими детьми, на прогулку. Когда он служил в Соборе, то всегда заставлял меня за всенощной читать шестипсалмие и кафизмы, а за обедней – часы. За это после всенощной мне доставался благословенный хлебец, а после и просфора. Говорили тогда, что я читал хорошо: ясно и раздельно, в то же время – скоро. Совершенную противоположность ректору составлял инспектор, о. Павел Гаврилович Беляев. Как первый отличался важностью, так последний необыкновенной простотою. Как инспектор, он был необыкновенно терпеливый и снисходительный к ученикам, за что его, разумеется, очень любили. Как учитель, он отлично преподавал латинский язык. Находя меня способным учеником, он обратил на меня особенное внимание и, при всяком случае, указывал и объяснял всё, что было нужно. Всем знанием латинского языка я ему обязан. Из других учителей у меня остался в памяти только один учитель латинского языка в классе, И. Е. Попов , других не помню, вероятно, они ничем особенным не отличались. Учение и училищная жизнь шли обыкновенным порядком, как во всех духовных училищах в 30 и 40-х годах (поэтому не нахожу нужным говорить о них). За всё время моего учения был только один замечательный факт: посещение училища преосвященным Нилом. Это тот самый Нил, который был потом в Иркутске и Ярославле, знаток монгольского языка и буддизма. На Вятке до сих пор ходит много рассказов о его гордом и крутом нраве, наводившем ужас на всю епархию. Приведу здесь один или два.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

– “Прощай, прощай, больная Мать”... – “Наступил день эвакуации... Большевики были в 40 верстах и мы, перекрестившись на кадетскую икону, подобравши сумочки, тихо стали выходить из корпуса... Все молчали... У командира, который смотрел на мальчиков кадет, блеснули слезы на глазах... Мы бодро ступали по дороге с винтовками за плечами... среди нас были слабенькие, мы ободряли, облегчали их, помогали нести вещи, Чувствовалось сильное воодушевление”. – “Особенно жалко было смотреть на малышей, среди которых попадались 8-ми и 9-ти летние завернутые в огромные шинели с натертыми до крови ногами, плелись за обозом. Кадеты помогали друг другу и шли, шли и шли”... – “Идти было очень трудно, особенно маленьким, которые плакали и часто падали в глубокий снег, но все-таки продолжали идти вперед”... – “Обернувшись на оставшиеся позади здания кадеты шептали: прощай, прощай, прощай! Прощай дорогое нам гнездо кадет, прощайте зеленые горы”... – “Помню, как в самую последнюю минуту я вдруг вернулся и отдал Маме свои часы-браслет, оставшийся мне от Папы. Еще несколько раз поцеловав Маму, я побежал... чтобы где-нибудь в уголке пережить свое горе”. – “С глубокой тоской, – пишет другой кадет, – простилась Мамочка со мной и благословила меня в тяжелый путь”... Дети ушли на чужбину, на подвиг пошли, на подвиг за поруганную Россию. Материнской рукой благословила их Родина-Мать и это Святое Благословение почиет на всех, кто, за рубежами России подъяремной, ведет борьбу за Честь Отчизны Православной. Пройден тяжелый скорбный путь. – “От всего виденного и пережитого я устал жить. Это звучит смешно для тогдашнего моего возраста, но... да, я устал жить”. – “Все погибло, – пишет другой кадет, – все надежды... и я принял отраву, но, к счастью, меня вылечили и внушили, что мне нужно жить, что позорно и стыдно умирать, испугавшись жизни. Я глубоко благодарен профессору X за его наставление”. – “Хотя я была маленькой девочкой, но я поняла что такое Родина и что такое любовь к ней”, – пишет гимназистка.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

МДС: класс Греч. (часы в нед.) МДА: курс В журнале 9 от 8 июня 1950 г. сохранились отзывы преподавателей на новый проект программы, в частности, достаточно пространный отзыв И. Н. Хибарина на программу по греческому языку и краткий отзыв доцента Н. Доктусова на программу по латинскому языку. Первый подверг программу преподавания греческого достаточно жесткой критике, которая заседанием Совета была принята 163 , второй внес в нее только ряд незначительных корректив. И. Н. Хибарин писал: Программа ставит трудно разрешимую цель – пройти всю грамматику греческого языка, далеко не в сокращенном объеме, в течение трех лет при двух недельных часах. Всего в распоряжении учащих и учащихся будет 150–170 часов. Такое количество времени явно недостаточно для серьезного усвоения учащимися курса грамматики греческого языка. Один урок в неделю – это уже само по себе мало благоприятствует серьезному, хотя бы элементарному изучению языков. А кроме того, довольно много времени (и это необходимо!) приходится уделять на опрос, на упражнение в чтении и письме, на работу со словарем. Притом надо помнить, что в ряде Духовных Семинарий число воспитанников в каждом классе достигает 40 человек. Все это вместе взятое очень затрудняет серьезное усвоение объемистого курса грамматики греческого языка. Для устранения нежелательных последствий можно было бы предложить начинать изучение греческого языка с 1-го класса; это, конечно, увеличило бы бюджет времени. Но и при этом объем курса грамматики необходимо несколько сократить. И во всяком случае это необходимо сделать, если оставить по-прежнему, т. е. начинать изучение греческого языка со второго класса. Прохождение греческого языка в Духовных Семинариях должно иметь цель – дать элементарное, но законченное и цельное, знакомство с греческим языком, научить уменью хорошо прочесть греческий текст, дать достаточный минимум греческих слов (и в первую очередь специфических церковно-богословских), показать важное значение греческого языка для православного богослужения и богословия. Более полное, углубленное ознакомление с грамматикой греческого языка перенести на первые три курса Духовных Академий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

4 Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися – букв. закроет, защитит тебя Своими плечами, и под крыльями Его ты будешь безопасен. Ср. Мф. 23, 37: Иерусалим, Иерусалим..! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 5 Оружием обыдет – оградит щитом. 6 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни – не испугаешься опасности тайной и явной. 7 о т вещи во тме преходящия – от бедствия, язвы, злоумышления, постигающих ночью (или, вообще, там, где их не ожидают). 8 От сряща – от нападения (от всякого непредвиденного случая, встречи; болезни). 9 Беса полуденнаго – открытого явного вреда (нападения бесовского во время полуденного отдыха; нечистого духа лености и уныния, особенно искушающего в определенные часы дня). Вообще, по святоотеческим толкованиям, стихи 5-й и 6-й 90-го псалма говорят о различных нападениях бесовских. 10 о т страны твоея – возле тебя (с левой стороны). 11 Тма одесную тебе – десять тысяч справа от тебя. По толкованиям свв. отцов справа падает (а, значит, и нападает) врагов больше (десятки тысяч), чем слева (тысячи) потому, что к сокрушению того, что в нас правого, доброго, устремлено больше демонских сил, чем к разжжению порочных страстей. 12 о баче очима твоима смотриши – впрочем только глазами твоими будешь смотреть, увидишь. 13 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое – в русском Синодальном переводе: Ибо ты сказал: Господь – упование мое; Всевышнего избрал ты прибежищем Твоим (Пс. 90, 9). 14 Рана – здесь: язва. 15 Телеси – букв. жилищу, селению. 16 Заповесть – заповедает. 17 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою – на руки возьмут тебя (поднимут тебя на руках), чтобы не преткнулся ты о камень (букв. не споткнулся, не ушибся) ногою своею. Ср. Мф. 4, 6; Лк. 4, 10–11. 18 На аспида и василиска – ядовитейшие породы змей. 19 Попереши льва и змия – попирать будешь льва и (огромного, ужасного) змея (букв. дракона – ср. Иов 40–41; Пс. 103, 26); здесь как образ победы над злом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

На трапезе, по числу 12 колен Израиля, возлагались 12 хлебов, в память, в жертву Господу ( Лев.24:5–7 ), и назывались хлебами предложения и хлебами лица, потому что полагались пред лицом Господним, и священными ( 1Цар.21:4, 6 ). Левиты должны были каждую субботу рано по утру приготовлять сии хлебы из муки чистой и пшеничной, в преддверии храма, а священники полагать на трапезе, в два ряда по шести. Снятые с трапезы хлебы, как священные и жертвенные, съедаемы были чередными священниками, по закону чистыми, в продолжение наступившей недели ( Лев.24:9 . 1Цар.21:4–5 . Мф.12:4 ). На один ряд хлебов полагали чистый фимиам или Ливан, а на другой – соль в жертву Богу. Как хлебы предложения, так фимиам и соль были переменяемы священниками еженедельно по субботам и – снятые – употребляемы при Богослужении. Хлебы, фимиам и соль были постоянною от народа жертвою умилостивления и знамением всегдашнего завета с Богом ( Лев.24:7–8 ). На южной стороне святилища, для освещения дома Божия находился в скинии светильник, сделанный со щипцами и подставами из чистого золота, в виде дерева, из которого выходили стебель, ветви, чашки, яблоки и цветы. Из боков стебля простирались шесть ветвей, каждая имела по три чашки, на подобие миндального ореха с яблоком и цветами. А самый стебель имел четыре таких чашки. Светильник имел семь лампад, которые светили на переднюю сторону его ( Исх.25:31–40 ). Число семь употреблено, вероятно, для выражения достаточного обилия, которое часто в книгах ветхого и нового завета означается этим числом (напр., Лев.26:24 . Пс.78:12 . 1Цар.2:5 . Евр.4:4 . Откр.1:12, 16. 16:1 и проч.). Во храме Соломоновом, отличавшемся обширностью и великолепием, было 10 светильников ( 2Пар.4:7 ). Веществом света служил чистый елей, приготовленный из лучшего свежего сока. Светильник наполняем был елеем ежедневно и горел с вечера до утра пред Господем непрестанно ( Лев.24:2–3 ). Между трапезою и светильником прямо завесы, сущие пред ковчегом откровения, находился для благовонного курения в святилище четвероугольный и четверорожный алтарь, или жертвенник кадильный, сделанный из драгоценного дерева, покрытый чистым золотом и украшенный золотым венцом. Это была великая святыня у Господа ( Исх.30:1–10 ). К ней ежедневно утром и вечером в назначенные часы должен был приходить священник для каждения ( Лк.1:9 ). Хотя у евреев был в общем употреблении фимиам ( Иез.22:41 ), но пред лицом Господа во святилище Его курился особый, чистый, святой, составленный из разных благовонных веществ. Подобного составом священному фимиаму никто не должен был иметь для своего обыкновенного употребления, под угрозою смерти. Иже аще сотворит сице, еже обонянии от него, погибнет душа того от людей своих ( Исх.30:34–38 ). Самый огонь для каждения священники должны были брать только с жертвенника. За нарушение этой заповеди дети Аарона, Надав и Авиуд, взявшие огонь для воскурения фимиама не с жертвенника, убиты были огнем пред лицом Господним ( Лев.10:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Чаще встречается псалтирное правило междочасного строя, изложенное и в нашей печатной Псалтири. Здесь после кафизм читается Трисвятое, а по «Отче наш» следует три или четыре покаянных тропаря; затем – «Господи помилуй» 30, 40 или 50 раз, и молитва. Как в часовом, так и в междочасном чине некоторые тропари и молитвы имеют надписания: тропарь или молитва «дня», «ночи» 234 , «заут.» 235 ; что ясно указывает на приспособление псалтирного правила к суточному богослужебному строю. Это приспособление с течением времени привело к тому, что и псалтирное правило, наравне с прочими келейными правилами, вошло в церковно-богослужебное употребление. Мало того: здесь ему оказывается явное предпочтение пред всеми другими правилами; и в настоящее время все основные суточные службы, согласно уставу, дают у себя место рядовому чтению псалтири, в виде кафизм. Чтение кафизм полагается у нас и на часах, и на вечерне, и на утрене. В частности, на утрене кафизмы читаются даже вместе с покаянными тропарями, составляя как бы отдельное последование. Положение, занятое кафизмами в ряду суточных служб, дает нам право смотреть на них, как на особую систему междочасий, т. е. келейных последований, приуроченных к известным суточным службам общецерковного строя. Деление псалтири на части, соответствующие нашим кафизмам, встречается и в богослужебной практике инославных христиан – сирохалдеев и армян. У сирохалдеев (прежние несториане, а теперь, большею частью, православные и униаты) псалтирь делится, по числу наших кафизм, на 20 отделов (гуляля); но к псалтири непосредственно примыкают еще и библейские песни – первая и вторая, образуя дополнительный – 21-й отдел сирохалдейского псалмопения 236 . Армянская псалтирь распадается на 8 отделов, называемых «канонами». Первый из них обнимает 17 псалмов (с 1-го по 17-й), второй – 18 (18–35), третий – 19 (36–54), четвертый – 17 (55–71), пятый – 27 (72–98), шестой – 7 (99–105), седьмой – 13 (106–118) и восьмой – 32 (119–150). Первые пять «канонов» читаются на полунощнице, очень напоминающей первую половину нашей утрени, а остальные три распределяются по одному между часами 3-м, 6-м и 9-м. Каждый «канон», подобно нашим кафизмам, заключает в себе не только псалмы, но и другие молитвословия 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Светилен святого. Слава, и ныне, богородичен его,– или так: светилен святого. Слава, другой светилен. И ныне, богородичен их (26 сент. и 30 янв.). Всякое дыхание... и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святого на 4. Слава – святого. И ныне, богородичен по гласу Славы святого 272 . Славословие великое, которое поется, а не читается. По трисвятом тропарь святого. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря святого. (Типик., гл. 52 л. 380: «ведомо же буди и о сем»). Ектении и пр. Отпуст великий. Многолетие. После отпуста и многолетия «поем стихиру самогласну святаго, юже хощет екклисиарх. И исходит иерей с кадилом, предъидущу ему светильнику, кадит на аналогии икону святаго... (т.е. того святого, которому было бдение) и, отдав кадило, стоит одесную страну аналогия, и приходит игумен к аналогию и творит два поклона и целует икону святаго... И по целовании один поклон: и взем стручец на то устроенный, помазует себе от кандила святым елеем крестообразно на челе своем; и братия подобне целуют икону святаго: игумен же помазует святым елеем иерея и прочую братию. По помазании же святаго елея поем час 1-й. На 1-часе тропарь и кондак (святого) и бывает конечный отпуст (малый). Сице помазание бывает всегда и во вся праздники великих святых, в них же бывают бдения». Изложенный устав о помазании елеем находится в последовании Типикона на 26 сент., л. 68 на. об. Из указаний на этот обряд, встречающихся в других местах Типикона, видно, что в притворе, «егда елеепомазание бывает, глаголется и молитва: «Владыко многомилостиве» (Типик., гл. 3: послед. 8 сент., 21 ноября), и что елей для помазания берется от лампады пред образом празднуемого святого (Типик., послед. 26 окт.). Часы литургии Златоустого. Об изменяемых частях часов и литургии чит. ниже (ч. 1, отд. 4, гл. 40, 41, 42, 44 и 45). Дополнит. примеч. см. в конце. Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком Накануне, после малой вечерни, отправляется всенощное бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Рейтинг: 9.4 Голосов: 1342 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии василий капинос 18 мая 2019, 08:57 Весь вопрос в том, кто и как это будет делать. Опыт нашей страны показывает, что когда у нас начинается массовое внедрение чего нибудь, всё переворачивается с ног на голову. Поэтому и здесь, всё скатится к грубой физиологии, пошлятине и отсебятины. Каждый учитель будет навязывать свой, как правило печальный, сексуальный опыт. Проконтролировать это будет невозможно, да и рваться " учить " этому будут люди с психическими отклонениями, которые тоже не отследить. Пожалейте детей. Посмотрите какая вакханалия на этой почве твориться в Европе. Наталья 2 мая 2019, 20:56 Совершенно согласна с авторами статьи. Живу с детьми в Германии. Старшему сыну в 4 классе (9 лет) рассказывали на уроке «секс. просвещения» не только во всех деталях о гетеро- но и о гомоснощениях. В 3-ем классе читали рассказы о гомиках. Сын был в шоке. Он даже о гетероотношения ещё не задумывался в этом возрасте, а ему о гомо. Запад развращается с каждым годом все более. Так, уже в гимназиях обучают, что нет двух полов (ж. и м.), но что полов около 40... (гомо, транс, и пр. «варианты»). Более 200.000 в Германии «не выдают свой пол» вообще, живут «нейтрально». Для таких «нейтральных полов» собираются строить «третьи туалеты» даже в школах... Человек на западе умом тронулся. Палата N.6. Василий Афанасьевич 24 апреля 2019, 20:54 Мудрые, взвешенные, нравственно выдержанные суждения всех авторов.Остается пожелать им как можно активнее, во имя будущего России и ее граждан, вести пропаганду в этом направлении. Спасибо! Олег 16 марта 2019, 21:10 К нам на классные часы приходили то пастыри Христианские, то сексологи, которые в какой-то степени узаконивали межполовое общение, лишь бы средства безопасности соблюдались. Получался контрастный душ и каша. Но с подросткового возраста то, что было в зачаточном и непонятном уровне, и затем уже сформировалось в отношении противоположного пола, очевидно, неверно. Эти слова до сих пор вгоняют в тоску безысходности:

http://pravoslavie.ru/119523.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010