Часы – обыкновенные. Литургия – Златоустаго. На вечерни понедельника. Порядок – вседневной вечерни. Стихиры так же, как накануне понедельника. Повечерие – малое. Полунощница – повседневная. На утрени вторника. Порядок обыкновенной седмичной утрени. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи; кроме того, трипеснцы (два), состоящие из 2, 8 и 9 песней. Каноны и трипеснцы 8 и 9 песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале её поется ирмос 1 трипеснца, а в конце 2-го: припев к тропарям: Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Часы и литургия – обыкновенные. На вечерни вторника. Поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. На ней обычная кафизма, если накануне не было бдения: входа нет; прокимен дне. Но есть и особенности, свойственные великопостному богослужению, а именно: По Ныне отпущаеши... и по трисвятом – тропарь гл. 4; Богородице Дево, радуйся... и поклон. Слава, Крестителю Христов... и поклон. И ныне, Молите за ны... и поклон. Под твое благоутробие... без поклона. Господи, помилуй 40. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Сый благословен... Аминь. Небесный царю... Три великих поклона с молитвою Ефрема Сирина : Господи и Владыко...; 12 малых поклонов с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго; снова один великий поклон с молитвою: Господи и Владыко... 532 Трисвятое 533 . Пресвятая Троице... Отче наш... Возгл. Аминь. Господи, помилуй 12. Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст. Повечерие полагается великое с поклонами. На нем после Достойно и трисвятого, по возгласе: Яко твое есть царство... не поется, как в Великом посту: Господи сил, с нами буди..., но тропари малого повечерия, а именно: в храме Христа Спасителя – дневной тропарь: Спаси, Господи.... Боже Отец наших.. Иже во всем мире... Слава, Со святыми упокой... И ныне, Молитвами Господи..., а в храме Божией Матери и святаго – дневной тропарь: Спаси Господи..., тропарь храма. Боже отец наших..., Иже во всем мире... Слава, Со святыми упокой... И ныне, Молитвами, Господи... После этого – Господи, помилуй 40. Иже на всякое время. Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Честнейшую херувим... Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны... Три великих поклона с молитвою: Господи и Владыко...; 12 малых поклонов с молитвою: Боже, очисти мя грешнаго; снова один великий поклон с молитвою Господи и Владыко... Трисвятое 534 . Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас. Аминь. Господи, помилуй 12. Нескверная неблазная... И даждь нам, Владыко... Преславная Приснодево... Упование мое... Слава тебе, Христе... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст малый (но не Владыко многомилостиве). Обычное прощение и ектения: Помолимся о Благочестивейшем...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По 9-й песни, светилен гласа троичен, трижды. На Слава в вышних, поклоны три. На стиховне октоиха. Таже, благо есть: единожды. И трисвятое: и поклоны три. По Отче наш, тропарь: В храме стояще: Господи помилуй, 40. честнейшую: иерей, Сый благословен: Таже, небесный царю: и поклоны 3 великия: и прочих 12. И последи поклон великий, с молитвою святаго ефрема. Такоже и час 1-й, с поклоны, якоже и в великую святую 40-цу: точию без кафисмы. Заутра же услыши глас мой, царю мой и Боже мой: поскору без пения. Подобно же и прочия часы. [Смотри] В сию же 40-цу на часех и на повечерии, не стихословим с пением, ниже тропари поем со гласом: но вся тропари, и богородичны, и С нами бог, скоро без пения глаголем. Поем же и междочасие 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, По отпусте же, хотящии спастися, от своих келлий да не исходят до клепания церковнаго: но ови убо на пение укрепляются, овии же на чтение со вниманием, друзии же на рукоделие упражняются: вся же таковая творят с разсуждением настоящаго. Служебницы же внемлют о службах своих. В час же третий клеплет в малое било, и собравшеся во храм, благословившу иерею: Предстоятель, или чтец глаголет: Слава тебе Боже наш: царю небесный: и Трисвятое, и поклоны 3. По Отче наш: Господи помилуй 12. Приидите поклонимся: трижды. и поклоны три: и обычныя псалмы. Слава, и ныне, аллилуиа, трижды, и поклоны 3. Таже тропарь, глас 6, [среди церкве глаголется от священника, или от канонарха:] Господи, иже пресвятаго твоего духа: весь до конца. Тоже глаголет первый лик, дважды: Вторый, единожды. Глаголет же священник: Стих, Сердце чисто созижди во мне, Боже: Стих: Не отвержи мене от лица твоего: Таже, Слава: Посем учиненный чтец глаголет: И ныне, Богородице, ты еси лоза истинная: и Господь Бог благословен: Трисвятое, и поклоны 3. По Отче наш, тропари, глас 8: благословен еси Христе, Боже наш: Слава, Скорое и известное: И ныне, Надежда и предстательство: Господи помилуй, 40. и молитва: Иже на всякое время: Господи помилуй, трижды. Слава, и ныне: честнейшую херувим: иерей, Боже ущедри ны, и благослови ны: и поклоны 3 великия, с молитвою: Господи и владыко живота моего: и прочих 12, и последи великий поклон, с молитвою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А на 9-м часу чтение чтут доволно для знаменования у мощей народнаго множества. И, по совершении часов, творит святитель часом отпуст со крестом среди церкви 356 . Из предыдущего видно, что ектении на царских часах имеют ближайшее отношение к последованию 12-ти тропарей с чтениями: великая ектения предваряет пение тропарей, малая отделяет тропари от чтений, а просительная (и сугубая) заключает чтения каждого часа. Следовательно, ектении устанавливают границы как между отдельными частями последования 12-ти тропарей, так и между этим последованием – с одной стороны, и часами в собственном смысле – с другой, выделяя его в особую службу. Это показывает, что последование 12-ти тропарей могло существовать вполне самостоятельно, вне связи с часами. И в древнейших памятниках, действительно, часы в. пятницы излагаются в виде особой «службы 12-ти тропарей», имеющей лишь внешнее отношение к обычным часам. 11. Служба 12-ти тропарей Наиболее древнее изложение 12-ти тропарей, исполняемых «в (великую) пятницу в полдень», встречается в грузинской рукописи Спб. Имп. Публ. б-ки 11, IX в. Расположены они в такой последовательности: 12, 2, 7, 4, 8, 10, 11, 5, 9, 1, 6; 3-й тропарь («Емшым Тя») опущен (л. 160) 357 . О других молитвословиях нет упоминания; не говорится также о связи указанных тропарей с часами, хотя время пения их («полдень») вполне соответствует времени совершения часов. Точнее определяется взаимоотношение между службой 12-ти тропарей и часами в Синайской Триоди 735, X или XII–XIII в., и в Евергетидском Типиконе в., а также в различных славянских рукописях XI, XII и XIII вв.; в них тропари святых страстей выделяются, как особое последование, и в полном своем составе, вместе с чтениями, присоединяются к службе одного какого-либо часа, составляя чисто внешнее прибавление к ней, мало влияющее на ее общий строй. В Син. 735 «тропари, поемые во святую и великую пятницу в час шестый, – творение Кирилла Александрийского », – помещаются между службами 6-го и 9-го часа, в виде особого последования, и на часах уже не повторяются. Вслед за богородичным 6-го часа («Гавриилу вещавшу») читается Трисвятое, по Отче наш – Господи помилуй 40 раз, и далее следуют 12 тропарей с чтениями. После четвертого евангелия, которое обычно полагается на 9-м часе, опять читается Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй, – «и так начинаем девятый час». – Что касается тропарей и чтений, то они не отличаются от нынешних. Указывается только больше припевов к тропарям; эти припевы отчасти совпадают с нынешними, но чаще те же, что в Святогробском Типиконе. Особых припевов мало, а именно – припев 3-го тропаря: «В скорби распространил мя еси» ( Пс. 4:2 ), и второй припев 6-го тропаря: «Господи Боже мой, аще сотворих сие» ( Пс. 7:4 ), 7-й тропарь назван «антифоном». – Отпустительные тропари часов 3-го и 9-го – нынешние; тропарь 1-го часа: «Кто не плачется Иуды», 6-го – нынешний тропарь 1-го часа («Распеншуся Тебе, Христе»). Богородичен 3-го часа: «Благословенную нарекий» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Отпуст на 1-м часе в иные дни бывает великий, а в иные – малый. Великий отпуст бывает тогда, когда на утрени вовсе не было отпуста (в дни, когда на утрени не поется великое славословие. Служебн., послед. утрени). Таким образом, на великопостных часах всегда отпуст великий. Малый отпуст бывает на 1-м часе тогда, когда на утрени был произнесен отпуст, когда на утрени было пето великое славословие (Смотри в Служебнике отпусты дневные во всю седмицу). В пасхальную седмицу часы отправляются таким образом: поется: 1) «Христос воскресе» трижды («вместо Приидите, поклонимся. 2) «Воскресение Христово» трижды (как, бы заменяя три псалма). Затем не читаются: «Трисвятое», Отче наш» и обычные тропари часов, а поются ипакои (однажды): «Предварившыя утро яже о Марии»; кондак (однажды): «Аще и во гроб»; тропарь (однажды): «Во гробе плотски», «Слава» «Яко живоносец», «И ныне» Богородичен: «Вышняго освященное селение» После сего: «Господи, помилуй» 40 раз, «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». Священник говорит возглас: «Молитвами Святых отец». Пропев «Аминь», поют певцы: «Христос воскресе» трижды, «Слава и ныне», «Господи, помилуй», трижды и опять взывают: «Благослови». Священник говорит отпуст. На пасхальных часах отпуст говорит священник и после 9-го часа пред вечерней, и после 6-го часа, пред литургией (См. книжку: Последование на день Святой Пасхи). Так как Устав иногда назначает отпуст после часов, иногда не полагает его, смотря потому, где совершаются часы – в храме или притворе, то скажем о месте совершения часов. Службы часов Уставом положено совершать иногда в храме иногда в притворе, именно: Первый час Устав назначает совершать то в притворе, то в храме. В притворе – во 1-х, в дни Недельные (Тип., гл. 2, 3, 4 и 5); во 2-х, в дни великих праздников Господних и Богородичных, в какие бы дни они не случились (Тип., послед. 8-го сент., 25-го дек., 6-го января и др.); в 3-х, в праздники святым, имеющие в Уставе знаки или когда Уставом или прямо назначается совершать бдение, или говорится: «совершается бдение, аще изволит настоятель» 551 . В эти дни бывает отпуст на утрени, и совершается исхождение в притвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

выше); б) вместо ектении: «Помилуй нас. Боже», произносится: «Господи, помилуй» 40 раз; в) после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо многолетия – «Небесный Царю»; г) полагаются 16-ть поклонов с молитвою; «Господи и Владыко живота»; д) после поклонов читается пред отпустом: «Трисвятое», «Отче наш», «Господи, помилуй», 12-ть раз. После вечерни сряду бывает великое повечерие. Но: а) на нем не поется как в Великом посту, после «Достойно», «Господи сил, с нами буди», а полагаются следующие тропари, обыкновенно бывающие на малом повечерии: тропарь дне и храма, затем: «Боже отец наших», «Иже во всем мире», на «Слава» кондак: «Со святыми упокой», на «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых»; б) великое повечерие оканчивается малым отпустом (а не молитвою: «Владыко многомилостиве»). Полунощница бывает с поклонами (Триодь Пост., послед. среды сырной). На утрени: а) вместо «Бог Господь и засим тропарей святым и праздникам, поется «Аллилуиа» и троичны гласа; б) кроме трипеснцев, положенных в каждый день сырной седмицы, в среду и пяток сырные поются полные каноны. В которых песнях случится трипеснец (в среду З-й, 8-й и 9-й; в пяток 5-й, 8-й и 9-й песнях), в тех каноны Октоиха и Минеи не поются. Песни Октоиха совсем оставляются, но песни Минеи поются с другими песнями в тот же день (см. выше); в) по 9-й песни канона поется светилен троичен гласа; г) но «Благо есть», вместо ектении: «Помилуй нас, Боже», произносится: «Господи, помилуй» 40 раз; д) после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо пения: «Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго» и проч., читается: «Небесный Царю»; е) полагаются 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего». Часы совершаются великопостные, с великими поклонами. Но на них: а) в кампан не ударяют (см. выше); б) кафизмы не положено; в) тропарь: «Заутра услыши» (на 1-м часе) и подобные тропари на других часах не поются, а читаются (см. выше). После 9-го часа сряду бывают Изобразительные. Но они начинаются не пением «Блаженны», как в дни Великого поста, а самыми Изобразительными псалмами: «Благослови, душе моя» ( Пс.102 ) и «Хвали, душе моя» ( Пс.145 ), и затем следуют: «Блаженны», поскору (см.выше), читается также Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сейчас на это необходимо решение суда 17 июля. ПРАВМИР. Госдума рассмотрит законопроект, дающий полиции доступ к геолокации пропавших детей. Соответствующий законопроект подготовила и внесла вице-спикер Ирина Яровая. Документ упрощает и ускоряет процедуру поиска пропавшего ребенка. Он делает возможным использование геолокационных данных по соответствующему заявлению родителей или опекунов на основании проставления полиции. «В поиске пропавших детей имеют значение часы и минуты, которые влияют на саму возможность спасения жизни и недопущения необратимых последствий и в ситуациях, когда ребенок незаконно удерживается, и в ситуациях, когда ребенок заблудился, попал в опасную жизненную ситуацию, поэтому принятие экстренных мер в оперативном порядке позволит кардинально повлиять на перспективу спасения ребенка и оказания ему своевременной помощи», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. Сейчас если сим-карта устройства зарегистрирована на другого человека, например одного из родителей, то для использование данных геолокации нужно его письменное согласие и уведомление суда. «Современные технологические решения должны позволять правоохранителям действовать более оперативно. По сути, поиск ребенка с использованием данных геолокации является малозатратным, но высокоэффективным. Предлагаемые нами меры дадут серьезный и реальный шанс на спасение ребенка. Данные геолокации, полученные в кратчайшие сроки, бесценны, потому что главное, на что направлены усилия оперативников – это установление местонахождения пропавшего ребенка в первые часы», – пояснила Ирина Яровая. По данным статистики в 2017 году разыскивалось около 8 тыс. несовершеннолетних, из которых около 40 % – малолетние дети. В первом квартале 2018 года полиция искала около 2500 детей, из которых было 805 малолетних. Законопроект поддержан Минкомсвязи России, МВД России, Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом, Минюстом России, Роскомнадзором, фракцией «Единая Россия», а также членами Экспертного совета при заместителе Председателя ГосДумы по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития.

http://pravmir.ru/politsiya-mozhet-poluc...

Жаль только, мало таких благодетелей, Что погрустят да смолчат. ( «Угомонись, моя Муза задорная…» (1876) – 3, 177) К «остервенелой толпе» злопыхателей, готовых побивать камнями за каждый нетвёрдый шаг или неверный «лиры звук», но забывающих о Христовой заповеди: «кто из вас без греха первый брось камень» (Ин. 8: 7), обращался Некрасов в стихотворении «Зачем меня на части рвёте…» (1867): « Не оправданий я ищу, Я только суд твой отвергаю» (3, 45). «Некрасов никогда, ни перед кем и ни в чём, не оправдывался: он только просил прощенья. Родине, друзьям, врагам, любимой женщине он говорил “прости”! “Прости” было и последним, невнятно прошёптанным словом его перед кончиной» . Как лирическое заклинание звучит шедевр некрасовской любовной лирики из «Панаев­ского цикла» стихотворений: Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, – Не помни бурь, не помни слёз, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, – Благослови и не забудь! ( «Прости» (1856) – 2, 30) Ещё в ранней молодости поэт задумывался о том, как совершится последний исход от земной жизни. В юношеский сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки» было включено послание «Смерти» (1838). 17-летнему поэту мечталось, чтобы при переходе к «жизни неземной» душа была свободной от греховной суетности, молитвенно настроенной, чистой: Не приходи в часы волнений, Сердечных бурь и мятежей, Когда душа огнём мучений Сгорает в пламени страстей. Приди ко мне в часы забвенья И о страстях и о земле, Когда святое вдохновенье Горит в груди и на челе; Когда я мыслью улетаю В обитель к Горнему Царю, Когда пою, когда мечтаю, Когда молитву говорю. Я близок к Небу – смерти время! Нетруден будет переход; Душа, покинув жизни бремя, Без страха в Небо перейдёт… (1, 188–189) Спустя 40 лет после этих стихов жизненный круг замкнулся. Прежде чем перейти в жизнь вечную (Ин. 12: 50) Некрасов претерпел длительное мучительное умирание от тяжёлой болезни: Двести уж дней, Двести ночей

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/09/...

Евгений 18 августа 2012, 01:31 да да и еще раз да!!! те, кто навЫк " типа " исполним утреннюю молитву нашу Господеве в часов 8 вечера или " сподоби Господи в день сей без греха сохранитися нам " в тоже время, как сказано почувствовать вкус молитвы во время, наверняка и часослов в руках только держал, и часы уже и не служба даже, и о суточном цикле понятия не имеет, а очень бы действительно хотелось, чтобы каждый ощутил на уровне клеток, как устроенно всё... Eleonora 17 августа 2012, 21:05 Thank you, Father Andrei. Eleonora Вера 17 августа 2012, 20:15 Батюшка ,замечательные статьи у Вас..важные...Но только вот " Ей Богу " - это упоминание Бога всуе и божба ...не надо так,прошу! с Уважением,Вера. ЛЮДМИЛА 17 августа 2012, 18:40 ЛЮДМИЛА благодарю за статью! ЕСЛИ БЫ ЕЩЕ ХВАТИЛО МУЖЕСТВА ТАК МОЛИТЬСЯ! Елена 17 августа 2012, 17:16 Где ЭТО найти? Вячеслав 17 августа 2012, 15:56 Друзья, просьба дать ссылки что делать в каждом конкретном случае с иерейскими молитвами, вроде, они чем-то должны заменяться при чтении мирянином. Причем в разных местах разным по-разному. Кто-то может дать именно точное, а не примерное описание как это делать? Аля 17 августа 2012, 15:53 Спасибо Вам, о. Андрей. Как всегда, ваши статьи радуют. Однажды у меня был такой опыт. Так служат в армянском монастыре в Крыму. Часы каждые три часа, по кругу. И каждый раз, монах обращается к молящимся, давайте молиться каждый на своём языке. И каждый раз " Отче наш " звучит одновременно на нескольких языках. И молитва общая такая, что - дрожь по телу и слёзы ручьём из глаз. Но полный круг у меня не получилось присутствовать. В 6 утра и в полночь .....пропустила. А жаль.... antares1968 17 августа 2012, 14:14 Целиком и полностью с Вами согласен.И все таки это уже практика со всеми её свойствами,к ним мне кажется на добыть подготовленным. Хотелось,чтобы люди хотя бы внимательно относились к утреннему и вечернему молитвенному деланию тогда и возникнет понимание, ощущение молитвы которое впоследствии перерастет в не прекращающую молитву.А вообще странно почему в монастырях это правило не выполняется.Ведь монахи для этого и существуют.С Уважением Владимир.

http://pravoslavie.ru/55518.html

В тот же, четвертый, год решено было устроить убежище для престарелых и для детей, и устроить в собственном доме. Городская дума безмездно отвела в 1884 году для предположенного дома участок земли на углу Среднего проспекта и Наличной улицы, в 1,200 квадратных сажен. У общества было в то время всего капитала около 6,000 рублей. К зиме огородили отведенное место и разрешили сваливать на нем сухой мусор для поднятия места, которое в этом участке было низко и подвергалось затоплению. Осенью 1885 года была произведена закладка, а в строительный сезон следующего года у общества выросло как бы само собой трехэтажное (вместо предположенного двухэтажного) каменное здание, стоимостью после окончательной отделки около 40,000 рублей. Первым пожертвованием на постройку здания были 500 рублей, переданные обществу еще в четвертый год чрез В. К. Саблера известной уже читателям благотворительницей А. Ю. Струйской. Как только закончена была постройка первого этажа, 8 ноября 1887 года открыта была в нем церковно-приходская школа, и сразу привлекла значительное число учащихся, свыше 100 человек. 21 октября 1888 года открыта воскресная школа, в которую тотчас же записалось свыше 30 человек. 29 ноября 1887 года открыты внебогослужебные религиозно-нравственные чтения по воскресным и праздничным дням, которые велись большей частью только что выступившими тогда на арену общественной проповеднической деятельности студентами-проповедниками С.-Петербургской духовной академии 31 . Таким образом, школой церковно-приходской было занято помещение в будни, воскресной школой дневные часы воскресных и праздничных дней, внебогослужебными чтениями – вечерние: помещение отдыхало только ночью. 21 ноября 1892 года, при торжественной обстановке, совершено было открытие детского приюта на 25 вакансии. Ко дню открытия председателем общества В. К. Саблером изготовлены были для детей одежда, обувь, постельные принадлежности и все необходимое, на предоставленные в его распоряжение неизвестным благотворителем средства. Молитвенное благословение совершено было преосвященным ректором духовной академии, пел детский хор школы, из 40 человек. Присутствовали высокопоставленные лица, говорились речи. В следующем году число вакансий в приюте увеличено еще на 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Нам была интересна оценка нашей работы. С этой целью были разработаны анкетные листы. Результаты обследования показали, что, попадая к психологу, женщины рассчитывали на то, что они могут получить: квалифицированную помощь - 100% отвечающих; поддержку и понимание-20%; дружеский совет –60% опрошенных. Таким образом, беременные женщины шли к психологу с надеждой получить квалифицированную помощь которая принесет в дальнейшем, значительные изменения в их жизни. Одним из показателей успешности работы психолога является неуклонный рост показателей посещаемости. Так в мае на приеме побывало 10 человек, в июне –25, в августе- 40, в сентябре – 60. Кроме того, на прием к психологу стали обращаться не только беременные женщины решившие прервать беременность, но и женщины имеющие различные проблемы: в семье, на работе, с депрессивным и постдепрессивным состоянием, в стрессе, агрессии, замкнутости. Для этого с ними проводилась диагностическое индивидуальное и групповое консультирование, тренинг, занятия. К посещению «Школы материнства» привлекались все женщины с ранних сроков беременности. Учебный материал «Школы материнства» предусматривал занятия врача акушера-гинеколога, врача-педиатора, юрисконсульта, психолога. Каждая беременная женщина проходила подготовку к родам и будущему материнству, которое проводилось как в индивидуальном порядке, так и путем групповых занятий. В этом комплексе в первую очередь выделялась гигиеническая гимнастика, которой рекомендовалось заниматься ежедневно с ранних сроков беременности под руководством инструктора лечебной физкультуры. Беременные после первичного обследования врачом акушер-гинекологом, терапевтом и психологом с указанием срока беременности и состояния здоровья направлялись в кабинет лечебной физкультуры. Группы формировались по 8-10 человек с учетом сроков беременности. Занятия проводились в утренние и дополнительно в вечерние часы для беременных, занятых на производстве. Физические упражнения делились на 3 комплекса соответственно срокам беременности до 16 недель, от 17 до 32 недель, от 23 до 40 недель. Каждый комплекс упражнений предусматривал обучение определенным навыкам, необходимым для адаптации организма к соответствующему периоду беременности. Занятия гимнастикой целесообразно завершались ультрафиолетовым облучением, особенно в осенне-зимний период. Если беременная не могла посещать кабинет физкультуры, ее знакомили с комплексом гимнастических упражнений, после чего она продолжала гимнастику дома, под контролем инструктора каждые 10-12 дней.

http://sedmitza.ru/lib/text/429838/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010