2) Невольные грехи против заповедей Господних ( Лев.5:17–19 ). Этот тип прегрешений охарактеризован весьма неопределенно; можно полагать, что здесь подразумевается случай, когда человек не уверен в правильности своего поступка или его мучает совесть, но он не может дать себе отчет, в чем именно состоит его вина. В этой ситуации достаточно принести жертву без уплаты компенсации. 3) Преступления против собственности ближнего: присвоение чужого имущества, переданного на хранение, кража, любой обман в ущерб ближнему, невозвращение найденного чужого имущества. В этих случаях виновный должен прежде заплатить компенсацию ближнему (добавив пятую часть стоимости ущерба), а уже после принести жертву. Следовательно, сначала нужно было примириться с человеком, а затем только обращаться к Господу с мольбой о прощении; эта же мысль содержится в учении Иисуса Христа ( Мф.5:23–24 ). Если же потерпевший был уже мертв и у него не оставалось родственников (наследников), то виновный должен был всю компенсацию выплатить священнику ( Чис.5:8 ). Толкователи обращают внимание на то, что в Исх.22:7–15 рассматриваются подобные преступления против имущества ближнего, но требуется компенсация в размере удвоенной стоимости предмета, а не переплата только лишь пятой части его цены, как в случае жертвы повинности. Скорее всего, в Книге Исход подразумевается, что виновность человека доказана в суде, между тем как в Лев.6:1–7 говорится о добровольном исповедании вины с принесением соответствующей жертвы. Видимо, Закон посредством меньшего штрафа побуждал согрешивших не ждать, когда будет доказана их виновность, но самим раскаяться и признаться в совершенном преступлении. 2.2.5. Хлебное приношение (Лев. 2) Наряду с кровавыми жертвами в Ветхом Завете имели место бескровные приношения Богу, которые обозначаются термином («минха») (это слово буквально значит «приношение» и нередко относится и к кровавым жертвам). Наиболее распространенным видом бескровной жертвы было хлебное приношение, хотя существовала также жертва возлияния вина (о ней говорится в Чис. 15 и 28). Хлебное приношение часто предлагалось вместе с другими жертвами, особенно с жертвой всесожжения ( Чис.15:1–16; 28:1–10 ), однако могло выступать и в качестве самостоятельной жертвы (в случае крайней бедности приносителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Псалом делится на три части, которые разграничены обещаниями Давида возвеличить Господа, когда рассеются облака (9–10, 18, 27–28). В каждом разделе можно отметить одни и те же основные моменты; это: а) мольба о вмешательстве Господа (1–3, 17, 22–24а); б) молитва о справедливом возмездии врагам (4–6, 8, 24б–26) и в) причины, лежащие в основе просьб о воздаянии врагам по заслугам (7, 11–16, 19–21). Основными мотивами являются следующие: страдания его незаслуженные, он невиновен (7, без вины); соболезнование Давида (13, 14) и сильная личная вражда (19–21). В этом, как и в других сходных по тематике псалмах, поражает энергия молитвы Давида и ее четкая направленность против своих обидчиков. Необходимо помнить о существовании такого чувства, как праведный гнев, который проявлял Господь Иисус Христос ( Мк. 3:5 ), Его святые ( Отк. 6:9–10 ), о котором упоминается и в Еф. 4:26 . Весь псалом (как и все аналогичные псалмы) пронизан мыслью, что Давид ничем – ни словом, ни делом – не согрешил против своих преследователей, которые беспричинно гнали и мучили его. Здесь, как и в псалме 33, проводится мысль, что в любой самой безысходной ситуации необходимо молиться и полностью полагаться на Господа. 1–10 Молитва об избавлении от опасностей . Мольба о вмешательстве Господа (1–3) сопровождается молитвой о справедливом воздаянии врагам (4–6) и указанием на беспричинность преследований с их стороны (7). Тема возмездия повторяется в ст. 8, а затем следует обещание воздать славу Господу за Его спасительную помощь (9, 10). Использование военной терминологии (1, 2) подчеркивает неодолимую мощь Господа, которой неспособны противостоять объединенные силы противника. 1 Тяжба – слово из юридического лексикона. В первом молитвенном обращении Давид призывает к соблюдению справедливости. Господа не подобает просить о том, чтобы свершилось неправедное дело. Побори – даже находясь в смертельной опасности, Давид не предполагает взять в руки оружие, предавая все в руки Господа. 2, 3 Щит… латы – необходимое средство обороны. Меч – Давид призывает Господа не только к защите, но и к активным действиям. Он желает также получить новые заверения об удовлетворении чаяний его души. 4 Да постыдятся и посрамятся, то есть их упования подвергнутся публичному разоблачению. 5 Прах – символ беспомощности перед судом Божьим. Ангел Господень – см. коммент. к Пс. 33:8 . Ангел Господень упоминается в Псалтири только в этих двух псалмах: Он избавляет от врагов (33:8), рассеивает и преследует их (34:5–6). Молитва о возмездии всегда следует за осознанием воли Господней, которую Он открывает людям. Он объявляет ( Втор. 19:18–19 ), что замышляющие зло против другого сами обрушивают его на себя, получая по заслугам. В таких случаях мы смиренно произносим: «Да будет воля Твоя», тогда как псалмопевец с уверенностью восклицает, что воля Его известна! 10 Кто подобен Тебе? Ср.: Исх. 15:11 ; Мих. 7:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Своеобразие терминологии и особенности изложения мыслей, характерные для всех произведений святого Мефодия, с особой рельефностью проступают на тех страницах его творений, где решаются вопросы, связанные с появлением в мире греха. Грех по своему существу, его происхождение и значение, грехопадение людей и дурные следствия грехопадения – все эти вопросы рассматриваются в творениях святого Мефодия, как правило, вместе с общими проблемами, относящимися к злу и к смерти. При решении возникающих здесь недоумений темы, относящиеся к области теодицеи, нередко переплетаются с ответами на различные вопросы из области философии и космологии, а категории этического порядка обычно трактуются в неразрывной связи с основными богословскими воззрениями. Пожалуй, наиболее часто повторяющимися здесь взаимосвязанными комплексами мыслей должны быть признаны те общие ответы, которые даются на вопрос, откуда явились зло, грех и смерть, и на вопрос, кто во всем этом виноват. Ответственность праотца Адама за первородный грех обычно рассматривается не столько в генетическом плане, где вина прародителя представляется неизбежно тяготеющей над его потомками, сколько в контексте широких типологических обобщений: по мысли святого Мефодия, Адам – не только наш прародитель, от которого произошли все люди, но, прежде всего, образ, тип, воплощение человечества, носитель человеческой природы в целом ее объеме. Вот почему, когда в творениях святого епископа идет речь о первозданном человеке и о его падении, на первом плане оказывается не наследственность греха и вины за этот грех, а своеобразное слияние, идентификация Адама и всех других людей. Именно в силу этой идентификации грех Адама оказывается и нашим грехом («О воскресении» 1, 5, 57; 2, 1–2 и др.). В связи с таким типологическим подходом к проблеме возникновения и распространения греха и зла среди людей находится и то наиболее универсальное определение греха и зла, которое чаще всего встречается у святого Мефодия: грех, как и зло, есть непослушание. В непослушании Богу заключается самое основное, первичное содержание греха и зла: «Только это и есть зло – преслушание» («О свободе воли» 17, 2); «злом я называю преслушание» (там же, 18, 11); «самый тяжкий вред – преслушать Бога» («О воскресении» 1, 38); «грех, получивший начало от этого преслушания, вселился в человека» (там же, 2, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Однако есть и у нас против него своя хитрость, свой «секрет». Бог ищет в молитве, как и во всем прочем, прежде всего нашего произволения. Было бы оно только, а все остальное Он Сам обязательно устроит. И потому вот, что важно: дать молитве в жизни своей не просто место, а место первое. Это не значит, что мы должны проводить в ней большую часть дня, что нашим постоянным спутником должны быть молитвослов или четки. Нет, речь о малом идет. Есть у нас правило — пусть небольшое, соответствующее нашим небольшим духовным силам,— значит надо выполнять его, во что бы то ни стало. Бороться за него всеми силами, не уступая ни на шаг. Подсказывает нам наше сердце, что нужно о чем-то Господу помолиться, попросить помощи, вразумления, утешения, прощения,— не надо откладывать. Выдалась свободная минутка, час или два — уделить хотя бы какую-то часть этой свободы молитве. Уже не как средству у Бога что-то попросить, а как возможности с Ним побыть… …Когда становится жизнь человека такой борьбой, многое изменяется в ней, многое он начинает видеть и понимать совсем иначе. Многое… В том числе и учение святителя Григория Паламы, точнее — Церкви Православной — о Нетварном Божественном Свете, и о том, как сподобиться зрения его. Рейтинг: 9.8 Голосов: 649 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии василий 11 марта 2018, 06:11 Бывает иногда и так: выполняешь Правило с рвением и,кажется,ничто тебя не остановит в постоянстве этого делания. А стоит по какой-то причине (фактической или надуманной) пропустить - и уже трудно вернуться в русло и возникает чувство вины и пустоты. И чем чаще это происходит, тем гуще становится пустота. Дай нам Бог силы и воли и постоянства в этом нужном и благом деле! Вадим 5 марта 2018, 14:29 Спаси,Господи! В последнее время часто об этом думаю. Как помолиться, так сотня оправданий и искушений найдется, лень и " обстоятельства " уводят в сторону. Господи, благослови и укрепи!О.Нектарию - низкий поклон за вразумление. Ирина Тасамая 22 февраля 2018, 10:19

http://pravoslavie.ru/52145.html

Фейт возложил руки на голову кающегося, обещал молиться за него и ходатайствовать перед судом. Погибавший был спасен. Нет столь твердого материала, который не расплавился бы от огня; нет такого человека, которого не можно было бы обратить на путь истины любовью. От недостатка любви люди падают; любовь, и только одна любовь может поднять их. О, если бы все эти несчастные, которых так много в жизни, рассказали нам историю своего падения, мы не были бы к ним так жестоки, мы сняли бы с них большую часть их вины и, может быть, вместо того, чтобы обвинить их, мы обвинили бы самих себя; вместо того, чтобы отталкивать от себя, мы вместе поплакали бы с ними. Право, ведь сердце людское – не камень. Оно огрубело, остыло, но подойдите к нему с открытой душой, согрейте его теплом вашей любви, и оно растает, любовно отзовется на ваше любовное слово. Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Преступность мести и поединка. Противоположность перенесению и прощению обид ближнему составляют ненависть и мщение. Нравственные болезни менее ощутительны, заметны для нас, но глубже вкореняются, более пагубно действуют на нас, чем физические страдания. Здоровых людей, вследствие всеобщей греховности, в этом отношении почти нет. В жизни поэтому большей частью бывает так, что нанесенная обида не только не прощается, а таит в сердце оскорбленного человека озлобление, желание отомстить, отплатить своему врагу еще большим злом. Такое греховное состояние души называется мщением. Оставаясь в душе человека продолжительное время, оно приобретает все свойства порока: омрачает разум, развращает сердце, сковывает волю, заглушает внушения совести, а потому является пороком. Порок мщения так велик, что в священном писании первые его зародыши –гнев и ненависть – осуждаются, как уголовные преступления. «Всяк гневайся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф. 5:22). «Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть» (1 Иоанн. 3:15). Право должного воздаяния принадлежит одному только Богу: «Мне отмщение, (и) Аз воздам, глаголет Господь» ( Римл. 12:19 ). Между людьми это право может принадлежать начальствующим лицам, поставленным для производства суда высшей законной властью: «Божий бо слуга есть отмститель в гневе злое творящему» ( Римл. 13:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Много ныне в мире лести и лукавства, кто вредил одному, хочет вредить и другому; рад человек за мед дать яд, за плод – пеню, за благость – лесть. Ныне брани везде; везде живут от похищения: гостинник в боязни от гостя, тесть от зятя, и братская любовь редка 1802 . Належит пагуба: взявший ризу, хочет взять и сорочку, укравший овцу замышляет отвести и корову и в том конца не полагает, но, если можно, хочет все похитить у ближнего своего – до конца. Но да престанет трость моя описывать пути злых в сем бедном животе. Из сказанного ты уразумел уже, какими вредными и неугодными стезями, хромыми ногами, слепыми очами земная власть и все естество человеческое ходят ныне». § X Обыкновенно древние обличители действовали увещаниями и религиозными угрозами. Муками ада грозили они тем, которые преступали заповедь «о нищелюбии». Но жизнь говорила другое. Служилые люди, – различные «властели» и судьи были на «кормлении», и потому средства их жизни зависели от большего или меньшего их умения вести свои дела. Так, боярин Яков Захарьич, назначенный в Кострому наместником вместе с Иваном Судимонтовым, бил челом вел. князю о том, что им обоим на Костроме «сытым быть не с чего»; а Беклемишев, алексинский воевода, запросил у городских жителей посула, и когда они ему дали 5 рублей, то он потребовал еще шестого для жены своей 1803 . Современники М.Грека также постоянно говорят об этих явлениях 1804 . М.Грек по этому поводу написал следующие статьи: 1) Главы поучительны начальствующим правоверно; 2) Слово на лихоимствующих; 3) Слово пространнее излагающее с жалостию нестроения и бесчиния царей и властей последнего жития; 4) Послание к начальствующим правоверно 1805 и некоторые другие, в которых косвенно касается тех же вопросов. «Мы, – говорит он, – которые находимся во властях и начальствах, правый суд, или милость являем не обидимым и требующим помощи, но приносящему нам множайшую мзду, будет ли то обидящий или обидимый, обоим даем веру, волею преслушая страшного Судию... Страсть иудейского сребролюбия и лихоимания до такой степени овладела судьями и начальниками, посылаемыми от благоверных царей по городам, что они приказывают слугам своим вымышлять разные вины на зажиточных людей, подбрасывают в домы их чужие вещи, или – притащат труп человека и, бросивши на улице, а потом, как будто отмщая за убитого, начинают истязать не только одну улицу, но всю часть города, по поводу этого убийства, и собирают себе деньги таким неправедным и богомерзким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Первосвященники проходили через святое в святое святых. Здесь они кропили крышку ковчега кровью жертвенного животного, закланного вне скинии, на ее дворе, и ходатайствовали за народ. Иисус же пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения. Его первосвященническое служение открывает доступ в небесное святилище, или в самое небо (24; ср.: 8:1,2). После того как Он был распят на кресте за наши грехи, Он вознесся и «прошел небеса» (4:14), чтобы воссесть рядом с Богом и «ходатайствовать» за нас (7:25). Он вошел в небесное присутствие Бога не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью. А поскольку Его жертва была такой совершенной, Он вошел в святое святых единожды и за всех, Его крестная смерть и вознесение на небо не требуют повторения. Действительно, Он приобрел вечное искупление. Слово «искупление» означает выкуп ценой собственной жизни. Аналогичный термин в 9:15 позволяет полагать, что в данном контексте выкуп – это освобождение от суда и вины вследствие греха. Таким образом, иначе можно сказать, что вечное искупление посредством единственной и совершенной жертвы предоставляет прощение, обещанное в Иер. 31:34 . 13,14 Рассматривая практические аспекты смерти Христа, автор сопоставляет их с результатом принесения в жертву крови животного или кропления (посыпания) пеплом телицы (ср.: Чис. 19 ). Эти обряды проводились для очищения ритуально нечистых, чтобы чисто было тело. Оскверненные очищались и могли вступать в отношения с Богом в том смысле, что могли снова принимать участие в богослужении. Основополагающая истина, что кровь «очищает» и «освящает», даже если это происходит на уровне церемониального закона, составляет основу последующей темы – кольми паче (т. е. «сколь более») Кровь Христа позволяет говорить о Его смерти как о жертве за грехи. Эта жертва совершенная и уникальная, поскольку Он принес Себя непорочного Богу. И снова автор обращает внимание на жизнь Иисуса как жизнь совершенного послушания Отцу вплоть до кульминационного момента смерти на кресте (ср.: 5:7–9; 7:26–27; 10:10).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Учил нас Спаситель называть Бога Отцем нашим, и в повседневной молитве взывать к Нему: Отче наш, иже еси на небесех 256 : но это знаменовало единое милосердие Его к нам, грешным тварям. Но, когда по воскресении Своем, говорит Он ученикам Своим, также и нам: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему 257 ; то в сих словах, мнится, хочет Он показать тесное сродство между Собою и нами, яко братиями Его, следовательно сродство между Богом и нами, общим Отцем Его и нашим. О! как же должны мы дорожить сим родством. Пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя 258 . Слава Богу! не имеем ныне за веру гонения: но и всякое притеснение, без вины причиняемое, стоит не менее гонения, и потому Христос Спаситель и притесняемых безвинно нарицает блаженными и причастниками царствия Своего: блаженны изгнанные правды ради, яко ваше есть царствие небесное 259 . Посему, священник, помогающий прихожанам своим в притеснениях их, и за то самого себя в ненависть и озлобление предающий, точно полагает душу свою за своих словесных овец. Христос Спаситель в дивном преображении Своем показал и наше собственное преображение, благодатное и славное. Первое совершается еще во время земного странничества нашего, когда грешный человек преобразился в праведника. Другое совершится в будущей жизни, по оному Павлову слову: Наше житие на небесех есть, отнуду же и Спасителя ждем 260 . Историческое известие о Епархии Белорусской Известие о Епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о Епархиях, в Польше бывших, Благочестивых т. е. Греко-восточного исповедания, кои Римлянами обращены на Унию или соединение с Римскою церковию. I. Епархий в Польше, до последнего ее в 1772 году учиненного раздела, кои прежде в Благочестивой вере состояли, было девять: 1) Владимирская, 2) Луцкая, обе в Волынии, 3) Полоцкая, в Белой России; 4) Львовская 261 , 5) Перемышльская, 6) Хельмская, все три в Чермной России; 7) Пинская, в Полесье, 8) Киевская (по тому, что часть Епархии Киевской осталась за рубежем, и имеющий оную в своем ведомстве Униатский Архиерей именуется Киевским, о чем показано будет ниже), и 9) Могилевская, также в Белой России, одна пребывшая всегда в непременном благочестии, и произшедшая из Полоцкой, как усмотрится ниже. II.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Но, как говорится, нет худа без добра. Зона так устроена, что если начальство тебя гнобит, а ты при этом не гнешься, то у тебя автоматически растет авторитет. И когда он достигает определенного уровня, начальству уже трудно иметь с тобой дело. Так что в конце концов они оказались заинтересованы в том, чтобы меня выпихнуть. Это видно по тому, что сначала мой начальник вынес мне 13 взысканий, а потом сам же их одним махом снял как наложенные с грубыми нарушениями установленных правил. И это при том, что я своей вины так и не признал, и даже заявления на УДО не писал. Но забавно то, что прокуратура с Корепиным не согласилась. Сказала: « Нет, дорогой, ты все правильно сделал », и насмерть встала, грудью, чтобы закрепить экстремиста Душенова на зоне и не дать УФСИНу выпихнуть меня на волю по УДО. Сперва суд, который должен был вынести решение о возможности моего условно-досрочного освобождения, назначили на 10 июля. Потом его перенесли на 1 августа. Потом - на 5 сентября... А мне, по большому счету, это было уже не очень интересно. Я три четверти срока отмотал, в случае чего как-нибудь досидел бы и оставшийся кусок. Не сахарный, не растаял бы. В тюрьме ведь тоже жить можно. Кормят сейчас сносно, нормальная солдатская пайка. Народ, правда, морщится - не нравится кому-то сечка и так далее, но я не в претензии. Я десять лет в советской казарме прожил с личным составом, так что мне было легко к такой пище приспособиться. Чтобы сломать человека, не нужно никаких « испанских сапог », не нужно лить в глотку расплавленное олово. Есть два универсальных воспитателя, которые позволяют добиваться от людей практически всего, что угодно, - это Голод и Холод. Я лично знаю человека, который на зоне под Томском заработал туберкулез и в связи с этим был отправлен на лечение в тюремную больницу, где при приеме на лечение его взвесили, и потянул он на... 46 килограммов! Взрослый мужчина... Так-то вот. И если в штрафном изоляторе на полу ночью ледяная корка замерзает, то это, скажем мягко, создает достаточный дискомфорт и оказывает на зэка определенное давление.

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/14/...

По таковым соображениям для Высочайше повелеваемого деятельнейшего надзора за священнослужителями, для исправления замеченных дурными, и для испытания сомнительных, Синод нужным полагает следующее: 1) предписать епарх. Преосвященным Архиереям, чтобы в благочинные, для надзора за исправностью и поведением священно- и церковнослужителей, избираемы были с особенным тщанием люди примерного поведения, чтобы, определенные в сию должность, но оказавшиеся малоснособными к ней, были увольняемы и заменяемы способнейшими; а те, кои замечены будут в неверности надзора или злоупотреблениях, отрешаемы были от благочиннической должности и подвергаемы ответственности по мере вины. 2) Благочинным подтвердить, чтобы, не ограничиваясь краткими ежегодными свидетельствами о поведении священно и церковнослужителей в клировых ведомостях, о тех, которые замечаются в поступках, противных должности, благочинию и благонравию, каждый раз особо доносили епарх. Архиерею немедленно, с изъяснением обстоятельств и указанием свидетелей происшествия, под опасением в противном случае ответственности по 71 правилу Василия Великого 42 . 3) Поставить епарх. Архиереям в непременную обязанность, чтобы надзор благочинных за исправностью и поведением причтов не редко поверяли своим личным усмотрением, и для того, согласно с Архиерейскою присягою, каждый год хотя некоторую часть епархии попеременно посещали, и о том под Конс.ц года доносили во известие Святейшему Синоду. 4) Дела о преступлениях священно и церковнослужителей против должности и благоповедения производить тем порядком, какой предписан в Высочайше утвержденных в 22-й день декабря 1823 года правилах судопроизводства о преступлениях, в церкви учиненных, поскольку в сих правилах заключается способ к отвращению медленности в судопроизводстве. 5) Если священнослужитель хотя и в первый раз судопроизводством обличен будет в невоздержании, но так, что по действиям его будет в нем оказываться страсть и закоснение в сем пороке, или откроются поступки, производящие соблазн и делающие его презрительным в приходе, в таком случае, для прекращения соблазна, непременно удалять виновного из прихода; и с запрещением священнослужения определять на причетническое место под особый надзор благочинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010