Быть может, ученики ждали в этот момент чуда, но чуда не произошло. Грубые руки скручивали Иисуса веревками… Иуда, боясь, что шум привлечет ненужных свидетелей и может подняться возмущение, торопил воинов: «Возьмите Его и ведите под надежной охраной». После этого пытались задержать и остальных, но они, воспользовавшись темнотой и сумятицей, разбежались. Когда Иисуса выводили из сада, все, казалось, было спокойно. Замысел врагов удался вполне. Однако неожиданно появился какой–то юноша. Он шел сзади, завернувшись в покрывало. Конвойные, думая, что это один из учеников, схватили его, но он вырвался и, оставив покрывало, убежал нагой. По–видимому, он только что встал с постели. Не был ли тем юношей сам Иоанн–Марк, будущий евангелист? Только он упоминает об этой подробности. Согласно славянский версии «Иудейской войны» Иосифа Флавия, при аресте Иисуса погибло множество народа. [ 5 ] Не оказались ли вблизи некоторые галилеяне, сделавшие попытку отбить Учителя? Однако в Евангелиях без всякого смягчения сказано, что, когда Иисус был схвачен врагами, все друзья Его скрылись. При виде Учителя, Который покорно дал увести Себя, их охватила паника, и они забыли, как обещали идти за Ним на смерть. Только Петр и Иоанн, придя в себя после первого потрясения, осмелились последовать за стражей на безопасном расстоянии. Часть четвертая. ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЯ И СМЕРТЬ К ВЕЧНОМУ ТОРЖЕСТВУ Глава семнадцатая. САДДУКЕЙСКИЙ ТРИБУНАЛ Ночь и утро 7 апреля 30 г. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как первосвященник Ханан бен Шет был смещен римлянами, тем не менее фактически все это время он находился у власти. Национальное правительство Иудеи поочередно возглавляли его сыновья и родственники. [ 1 ] Кайафа, зять Ханана, стал игрушкой в руках тестя. Влиятельный саддукейский клан подчинялся только прокуратору. В народе Ханан не завоевал популярности, архиереев вообще недолюбливали. Они же в свою очередь с подозрением относились к любым признакам оппозиции. Появление Иисуса в городе и встреча, устроенная Ему богомольцами, были расценены саддукеями как начало беспорядков, которые следует подавить в зародыше.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

359 Лев 3,17; 17,10,12-14 ; Втор. 12:16 . 360 Исх 24,3-8 ; Зах. 9:11 ; ср. Евр. 9:16-21 . 361 Песахим, X,5. 362 Прощальная беседа Христа с учениками на Вечери и после нее содержится в Ин. 13:31-38; 14,1-31 ; также в Мф. 26:30-35 ; Мк. 14:26-31 ; Лк. 22:31-38 . Самое раннее свидетельство о Евхаристии приведено в 1 Кор (ок.57 г.). Вариации в “установительных словах” показывают, что первые христиане придавали большее значение духу таинства, нежели точности словесных формул. 363 Песахим, X,4. 364 Беседа Христа с учениками на пути в Гефсиманию приведена в 15–17 гл. Ин. У синоптиков ее нет. Иоанново предание отразило те стороны учения Христа, которые в синоптическом – не сохранились. О причинах этого см. с. 365 Само слово “Гефсимания” (евр.Гат-шеманим) означает “Масличное точило”. Вероятно, в саду находилось устройство для выжимания оливкового масла. 366 Мф 26,36-46 ; Мк. 14:32-42 ; Лк. 22:40-46 ; Ин. 18:1-2 . 367 Мф 26,47-56 ; Мк. 14:43-50 ; Лк. 22:47-53 ; Ин. 18:3-11 . 368 Флавий И. Иудейская война (древнерусский перевод), IX,3. Часть четвертая. Через страдания и смерть к вечному торжеству Глава семнадцатая. Саддукейский трибунал Ночь и утро 7 апреля 30 г. Пятнадцать лет прошло с тех пор, как первосвященник Ханан бен Шет был смещен римлянами, тем не менее фактически все это время он находился у власти. Национальное правительство Иудеи поочередно возглавляли его сыновья и родственники 369 . Кайафа, зять Ханана, стал игрушкой в руках тестя. Влиятельный саддукейский клан подчинялся только прокуратору. В народе Ханан не завоевал популярности, архиереев вообще недолюбливали. Они же в свою очередь с подозрением относились к любым признакам оппозиции. Появление Иисуса в городе и встреча, устроенная Ему богомольцами, были расценены саддукеями как начало беспорядков, которые следует подавить в зародыше. Проще всего, казалось, было донести Пилату о новой мессианской секте и предоставить ему расправиться с Галилеянином. Но Ханан, видимо, боялся выпустить инициативу из рук и хотел действовать наверняка, подготовив заранее все улики. Чтобы арест Иисуса не выглядел самоуправством, о нем сообщили Пилату, и тот послал свой отряд в помощь храмовым служителям 370 . Эти меры предосторожности были вызваны опасением властей, думавших, что приверженцы Назарянина будут сопротивляться.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij?full...

Количество земли и содержаний монастыря в XVIII столетии Пред отобранием в казну монастырских вотчин за Антониевым монастырем в вотчинах с приписною Спасоренскою пустынею считалось земли: 1. Монастырской: а) пахатной 490 четвертей 7 четвернков в поле, а в двух по томуж и б) сенокосной 1041 копна. 2. Крестьянской: а) пахатной 7986 четверт. 5 четверик, в поле, а в двух по томуж и б) сенокосной 5856 копен. 3. Лесных угодий 11923/4, десятины. 4. Поверстного лесу в разных местах 38 верст вдоль и 27 верст поперек. Межевою инструкцией 1766 года положено считать каждую четверть в одном поле за полдесятины, в другом и третьем по полу ж десятине, а всего в трех полях полторы десятины. Копну положено считать за десятую часть десятины. 96 По этому расчету выходит, что за монастырем было пахатной и сенокосной земли: а) монастырской пахатной 736 десятин и сенокосной 104 дес. и б) крестьянской пахатной 11980 и сенокосной 5851/2, десятин а всего с лесными угодьями, кроме поверстного лесу, до 14.600 десятин. Из монастырской пахатной земли отдавалось в аренду 91 четверть в поле, а прочие около 400 четвертей в каждом поле обработывались на монастырь. В 1763 году намолочено приплодного хлеба, сверх семян: 97 Ржи 540 четвертей 2 четверика. Пшеницы 14 – 2 – Ячменя 152 – Овса 879 – 7 – Гороху 4 – 2 – Семени конопли 3 – 6 – Кроме того с трех вотчин необрочных: подмонастырной, черкаской и алешинской собиралось, так называвшегося, неокладного хлеба – прикащицкого, стряпческого и караульным, ржи 126 четверт. 6 четверик, и 11/2 гарица, овса – тоже количество. Столовых припасов полагалось собирать с подмонастырных вотчин: грибов сушеных 24 четверти 23/4 четверика, целиков – низанных на нитку 195 сажень, рыжиков 24 четверти 23/4 четв., волнух – столько же; ягод: клюквы 24 четверти 23/4 четв., брусницы 13 чет. 3/4 четв., малины – тоже количество, смородины черной 7 четвертей 51/4 четв, земляницы 2 четв. 33/8 четверика. Но большею частью за означенные припасы собиралось деньгами – 88 р. 831/2 коп. Яиц собиралось 8210 штук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предалтарный иконостас столярный, большей частию гладкий, по местам убран резьбой. Из местных образов по правую сторону царских врат: образ Спасителя в стоянии, - на нем венец серебряный, золоченый, чеканный, риза серебряная же чеканная весом 13 фунт 40 зол. надписи Ис. Хс. Вседержитель - эмалевый Храмовый - Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащаго в левой руке блюдо с главой - в стоянии, кругом образа изображено житие Иоанна Предтечи; образ письма древняго - в вышину 9 четверт., в ширину 7 четверт., на нем венец с сиянием и стразами, а риза во всю деку - серебряные, чеканные, золочёные, весом 30 фунтов, на венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных, на ленте - в сердце из лиловаго стекла с серебряной золоченой оправой часть мощей Св. Великомуч. Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матеря и Иоанном Богословым. Божией Матери Одигитрии, - по письму и украшению принадлежит к XVII столетию. Под местными образами в клеймах приточныя изображения из ветхаго и новаго заветов, между ними особенно замечательно изображение, на правом клиросе подле дьяческой двери, клейма под иконою Трех Вселенских Святителей. В сем клейме изображен хор поющих по нотной партитуре, на латинском языке, первые два стиха первой главы книги: „Песнь Песней. " Как редкий образчик древняго хороваго нотнаго пения, пиеса, изображенная в клейме, заслуживает внимания. В прочих местах храма замечательны следующие образа: а) за левым клиросом образ Божией Матери Боголюбский - древняго письма, - на нем венец, свет и поля серебряные, чеканные, весом 15 фун. 57 зол., возглавие и ожерелье низаны жемчугом со ставками по фольге, а риза бусами со ставками; б) Архангела Михаила - с венцом серебряным золоченым и полями серебряными; в) Святителя и Чудотворца Николая - древний, венец и риза во всю деку серебряные, чеканные, весом 1 фунт. 70 золот. и г) Святителя и Чудотворца Николая, Льва епископа Катанскаго и преподобном. Евдокии, пятичный, с серебряной ризой.

http://sobory.ru/article/?object=44943

Как у ап. Павла, учение о Церкви у Игнатия вытекает из его учения об Евхаристии. «Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Исуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей благости» 18 . Плоть Христа едина, как един Христос, и она полностью пребывает в Евхаристии. «Един Иисус Христос , и лучше Его нет ничего. Посему вы все стекайтесь в один храм Божий, как к одному жертвеннику, как к единому Иисусу Христу» 19 . Как показывают термины храм и жертвенник, речь идет об Евхаристии. Поэтому стекаться ко Христу, значит стекаться на Евхаристическое собрание, а следовательно, так как Церкви, так как Христос так соединен с Церковью , как Он соединен с Отцом. Кто не участвует в Евхаристии, тот не со Христом, а по тому и не с Церковью и не в Церкви. Вне «жертвенника» нет «хлеба Божьего»: «Никто не обольщай себя. Кого нет у жертвенника, у того нет и хлеба Божьего» 20 , а кто не имеет хлеба Божьего, тот не имеет жизни. «Посему кто не ходит в общее собрание (π τ ατ – Евхаристическое собрание), тот уже возгордился и сам осудил себя» 21 . Хлеб Божий есть тело Христово и есть сам Христос. «Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин. 6, 35 ). Иоанновские мотивы только сильнее подчеркивают учение о Церкви, как о реальном теле Христовом. Реальность евхаристического тела являлась для Игнатия аргументом реальности тела Христова, и обратно, реальность вочеловечения Христа служила аргументом реальности Евхаристического тела. «Они (т. е. докеты), удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего» 22 . Поэтому он иногда вместо термина «Евхаристия» употреблял выражение «плоть и кровь» 23 . Так, к Траллийцам он писал: «Святой Траллийской, в Асии, Церкви, избранной и богодостойной, вкушающей мир в плоти и крови и страдан ии Иисуса Христа – надежды нашей, и в воскресении по образу Его» 24 . Эти слова Игнатия особенно важны, так как они указывают, что для него обращение к местной церкви тождественно с обращением к ее Евхаристическому собранию. Церковь для Игнатия, как и для ап. Павла, есть тело Христово, которое пребывает в каждой местной церкви, собранной на Евхаристическое собрание, где Христос пребывает реально в Евхаристическом хлебе. Церковь есть тело Христово, включающее в себя главу или, как позднее скажет Августин «totus Christis», который присутствует в Евхаристическом собрании. Единство Христа и Его тела обуславливает единство и полноту Церкви Божией, пребывающей в местной церкви. Церковь Божья пребывает или существует в местной церкви, так как в ее Евхаристическом собрании пребывает Христос во всей полноте и во всем единстве Своего тела 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

На юбилейном празднестве Льва XIII в самом Ватикане было замечено лишь отсутствие уполномоченного китайского Богдыхана, недовольного положением, принятым римскою курией в вопросе о протекторате Франции над христианским населением Китая. После такого единодушного решения правителей участвовать так или иначе в праздновании папского юбилея нет ничего удивительного в том, что их подданные – католическое духовенство и католики-миряне с заметным жаром и взаимным соревнованием спешили принять участие в чествовании святого отца. Кто сам отправлялся в Рим на поклонение папе, а кто не мог этого сделать, тот участвовал своими деньгами в подписке на юбилейную мессу папы, или пасылал свою лепту в Рим в пользу динария св. Петра с своими родными и знакомыми. Все таким образом предвещало, что пятидесятилетний юбилей Льва XIII пройдет среди бле- —129— стящих демонстраций со стороны римских католиков со всего земного шара. И действи-тельно 19-е февраля настоящего года было величайшим праздником для верующих католиков, а для самого юбиляра – днем величия и славы его. К началу юбилейных празднеств из всех стран прибыли представители монархов и держав, множество кардиналов, архиепископов, епископов, аббатов, патеров, целые десятки тысяч простых поклонников, и город Рим, успевший сделаться в значительной степени городом археологическим, быстро оживился. Празднества епископского юбилея Льва XIII начались в нем в пятницу, 17 февраля, и продолжались до субботы, 25-го числа. 20 февраля папа справлял пятнадцатую годовщину своего восшествия на первосвятительский престол (exaltatio), а накануне, 19 числа, приходившегося в настоящем году в воскресенье, с редкою торжест-венностию было празднуемо пятидесятилетие его служения католической церкви в сане епископа. К этому дню римскою курией было роздано более пятидесяти тысяч билетов поклонникам для присутствования за юбилейною мессою папы, которая должна была совершиться в соборе св. Петра. Знаменитый храм св. Петра, не имеющий в церковном зодчестве памятника равного себе по величине и богатству скульптурных и живописных произведений гениальнейших мастеров, был еще больше разукрашен и несколько приспособлен в папскому юбилею. Во избежание неудовольствий и всяких недоразумений, по распоряжению церковного начальства, была приготовлена в базелике особая трибуна для чрезвычайных послов. Рядом с нею возвышалась эстрада, предназначавшаяся исключительно для членов диплома-тического корпуса и их семейств. Ночь на юбилей многие из паломников и граждан города Рима провели без сна, а с раннего утра 19 февраля все, кто только имел возможность, спешили к собору св. Петра. На обширной площади последнего собрались и были построены в процессии поклонники. Ровно в шесть часов были открыты двери базилики св. Петра, и колоссальное по своим размерам здание быстро заполнилось молящимися, преимущественно итальянскими паломноками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Степенна, и прокимен гласа. Всякое дыхание: Евангелие воскресное. Воскресение Христово: и псалом 50-й. Стихира воскресна. Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и обновления на 4, и Креста на 4. Катавасия: Крест начертав: По 3-й песни кондак и икос обновления и седален. Слава, и ныне, Креста. И чтение. По 6-й песни кондак воскресен и икос. И пролог. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, обновления. И ныне, Креста. На хвалитех стихиры воскресны 4, и обновления, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: две, и самогласны две, глас 3: К себе восходи, человече: Другий: Христе Боже наш: Первый припев: Дому Твоему подобает святыня, Господи,//в долготу дний. Другий: Господь воцарися,//в лепоту облечеся. Слава, стихира евангельская. И ныне: Преблагословенна еси, Богородице Дево: Славословие великое. Тропарь воскресен, и ектении, и отпуст, и оглашение; и обычное исхождение в притвор, и час 1-й. На часех тропарь воркресен. Слава, обновления. И ныне, Богородичен часов. По отче наш: кондак воскресен, и обновления, глаголем пременяюще. На Литургии: Блаженна воскресна гласа на 6, и обновления песнь 3-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и обновления, и Креста. Кондак воскресен. Слава, и ныне, обновления. Прокимен, апостол, Аллилуия и Евангелие прежде Недели пред Воздвижением, и ряд под зачало, таже обновления. Причастен: Хвалите Господа с Небес: и обновления. Обновление храма Воскресения Христова, построенного Констан тином Великим в Иерусалиме (335). В этот день воспоминается торжест во по случаю обновления и освяще ния храма Воскресения Христова, сооруженного святым Константином Великим и матерью его равноапостольной Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим», то есть он «словет» или «слывет» Воскресением в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения. История сооружения этого храма такова: после вольных страданий и крестной смерти Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, места, освященные Его земной жизнью, нарочито попирались язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На юбилейном празднестве Льва XIII в самом Ватикане было замечено лишь отсутствие уполномоченного китайского Богдыхана, недовольного положением, принятым римскою курией в вопросе о протекторате Франции над христианским населением Китая. После такого единодушного решения правителей участвовать так или иначе в праздновании папского юбилея нет ничего удивительного в том, что их подданные – католическое духовенство и католики-миряне с заметным жаром и взаимным соревнованием спешили принять участие в чествовании святого отца. Кто сам отправлялся в Рим на поклонение папе, а кто не мог этого сделать, тот участвовал своими деньгами в подписке на юбилейную мессу папы, или пасылал свою лепту в Рим в пользу динария св. Петра с своими родными и знакомыми. Все таким образом предвещало, что пятидесятилетний юбилей Льва XIII пройдет среди блестящих демонстраций со стороны римских католиков со всего земного шара. И действи-тельно 19-е февраля настоящего года было величайшим праздником для верующих католиков, а для самого юбиляра – днем величия и славы его. К началу юбилейных празднеств из всех стран прибыли представители монархов и держав, множество кардиналов, архиепископов, епископов, аббатов, патеров, целые десятки тысяч простых поклонников, и город Рим, успевший сделаться в значительной степени городом археологическим, быстро оживился. Празднества епископского юбилея Льва XIII начались в нем в пятницу, 17 февраля, и продолжались до субботы, 25-го числа. 20 февраля папа справлял пятнадцатую годовщину своего восшествия на первосвятительский престол (exaltatio), а накануне, 19 числа, приходившегося в настоящем году в воскресенье, с редкою торжест-венностию было празднуемо пятидесятилетие его служения католической церкви в сане епископа. К этому дню римскою курией было роздано более пятидесяти тысяч билетов поклонникам для присутствования за юбилейною мессою папы, которая должна была совершиться в соборе св. Петра. Знаменитый храм св. Петра, не имеющий в церковном зодчестве памятника равного себе по величине и богатству скульптурных и живописных произведений гениальнейших мастеров, был еще больше разукрашен и несколько приспособлен в папскому юбилею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Вопреки заблуждениям Кальвинистов и Янсенистов, будто Бог дарует благодать Свою только некоторым людям, которых Он безусловно предопределил к праведности и вечному блаженству, и потому дарует благодать непреодолимую, Православная Церковь выразила свой голос на Иерусалимском соборе 1672 года в исповедании, сделавшемся потом у нас известным под именем послания восточных патриархов о православной вере. Здесь говорится: «Веруем, что всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности: а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины: ибо это несвойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, Который хощет всем человеком спастися и в познание истины приити ( 1Тим. 2:4 ); но поскольку Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своею свободною волею, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил. О употреблении же свободы мы рассуждаем следующим образом: поскольку благость Божия даровала Божественную и просвещающую благодать, называемую нами также предваряющею, которая, подобно свету просвещающему ходящих во тьме, путеводит всех: то желающие свободно покоряться ей (ибо она споспешествует ищущим ее, а не противящимся ей) и исполнять ее повеления, необходимо нужные для спасения, – получают посему и особенную благодать, которая, содействуя, укрепляя и постоянно совершенствуя их в любви Божией, т.е. в тех благих делах, которых требует от нас Бог (и которых требовала также предваряющая благодать), оправдывает их, и делает предопределенными. Те, напротив, которые не хотят повиноваться и следовать благодати, и потому не соблюдают заповедей Божиих, но, следуя внушениям сатаны, злоупотребляют своей свободой, данной им от Бога с тем, чтобы они произвольно делали добро, предаются вечному осуждению. Но, что говорят богохульные еретики, будто Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, это мы почитаем безумием и нечестием» (чл. 3). То есть, по учению Церкви – а) благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству: б) предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, не безусловно, а условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли они, или не воспользуются благодатью; в) благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо, и г) напротив, человек деятельно участвует в том, что совершает в нем и через него благодать Божия. § 115. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределенных к праведности и вечному блаженству

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Смерть Смерть есть начало вечности. Смерть есть неизбежный удел всех людей. Смерть неизбежна, и все придется оставить здесь. Смерть неизбежная для всех и неизвестная. Смерть всех сравнивает. Смерть лишает земного и пред вечным поставляет. Смерть есть конец всякому СТРАДАНИЮ. Смерть утешает, что кончаются все беды и СКОРБИ. Утешает в смерти надежда на воскресение. Смерть бывает троякой. Как жизнь, так и смерть бывает блаженной и неблагополучной. С внешней стороны часто смерть грешника и праведника не отличается. После смерти для одних – вечное БЛАЖЕНСТВО, для других – вечные мучения. Умершие о Господе начинают новую блаженную жизнь в общении со святыми. Смерть Христа не приносит пользы тем, кто не раскаивается во грехах. Смерть неизвестна и часто внезапна, поэтому готовиться постоянно. Как ожидающий смерти не заботится о временных, так и христианин мысль должен устремлять к вечному. Откладывание приготовления к смерти есть тяжкий грех. Помнить, что смерть может прийти внезапно. Так как час исхода неизвестен, то проводить время жизни в постоянной БДИТЕЛЬНОСТИ. Истинное приготовление к смерти – покаяние. Бог положил неизвестность кончины, чтобы пребывали в покаянии. Смерть приходит неожиданно. Покаянием всегда быть готовым. Время наступления смерти неизвестно. Всегда быть готовым. Неизвестность часа смерти удерживает от грехов. Смерть неизвестна, и блажен тот, кого застанет она готовым. Готовиться к смерти, чтобы она не была неожиданной. Постоянно помнить о предсмертных душевных муках. Смерть неизбежна, поэтому со вниманием следить, чтобы ПАМЯТЬ СМЕРТИ была постоянно. Быть всегда таким, каким хотим быть при кончине. Все чувствуют горечь минуты кончины. Душа неготовая, не помышлявшая о жизни вечной, приходит в смятение. В час кончины грешник испытывает мучения СОВЕСТИ. В час смерти СОВЕСТЬ не дает покоя за ГРЕХИ. В час смерти все и всё оставит человека, один Господь поможет, если в жизни была на Него надежда. Против страха смертного утешает неповинная смерть Христова. При смерти утешает присутствие Ангелов (8, с.929–940).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010