Казанская церковь в Глебове. 1859 г. Фотография. 2014 г. В приходском строительстве были популярны 5-главые храмы, близкие к образцовым проектам Тона, причем они нередко включались в 3-частную композицию: ц. Св. Троицы во Внукове (1876-1877, архит. И. П. Петров), ц. свт. Николая Чудотворца в Рогачёве (1850-1886, архит. С. В. Дмитриев, заказчики И. М. и К. Г. Мошкины, братья Гордеевы) - обе в Дмитровском р-не, однокупольный Никольский собор в Волоколамске (1853-1862). Более оригинальна Никольская ц. в Наро-Фоминске (1846-1852, заказчик Н. Д. Лукин, проект П. П. Буренина (?)) «иже под колоколы» с круглым ярусом звона под луковичной главой. Часто встречались храмы в виде приземистого односветного 4-столпного четверика под декоративным (часто деревянным) пятиглавием, с трапезной (или узким переходом) и шатровой колокольней: Казанская ц. в Казанском (городской окр. Павловский Посад; 1859-1863, архит. В. О. Грудзин, заказчики Ф. Е. Рудаков, С. И. Салтыков); собор Рождества Пресв. Богородицы в Орехово-Зуеве (1872, архит. Н. И. Финисов, надзор С. А. Назарова; колокольня 1903); ц. Рождества Христова в Григорьевском городского окр. Луховицы (после 1890). Применялся образцовый проект архит. В. О. Грудзина в виде 3-частной композиции с классическим 2-светным бесстолпным четвериком: 5-главая ц. Казанской иконы Богородицы в Бывалине (городской окр. Павловский Посад; 1872); одноглавая ц. арх. Михаила в Михайловском Одинцовского района (1881-1886, заказчик В. П. Анофриев). Выразительны ампирные по пропорциям, но выдержанные в новом стиле, монументальные, с луковичным куполом на четверике, с трапезной и ярусной колокольней ц. Воздвижения в Сокольникове (городской окр. Домодедово; 1840-1855), ц. Покрова в Покрове (1845-1872), а также Покровская ц. в Сосновке (городской окр. Озёры; 1890, архит. А. Ф. Крюгер) с крупным купольным восьмериком в византийских формах на четверике. Шатровая Успенская ц. в Картине (пос. Тучково) Рузского городского окр. (1906-1913, архит. Н. Н. Благовещенский) является запоздалой вариацией образцового проекта Тона с основой в виде восьмерика.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В XVIII в. сохранялась типичная упрощенная композиция 3-частных храмов, сформировавшаяся в предшествующем столетии. Высокий четверик основного объема, близкий к кубу, получал завершение в виде луковичной главы на барабане, как, напр., в вологодских церквах: во имя прп. Кирилла Белозерского в Рощенье (сер. XVII в., сохр. частично), вмч. Феодора Стратилата (не ранее 1628, не сохр.), свт. Николая на Глинках (1676, действующий), прор. Илии в Каменье (1698), вмц. Параскевы Пятницы (кон. XVII в., не сохр.), Вознесения Христова (1698-1700, не сохр.), свт. Иоанна Богослова (1744), Казанской (1760). Воспроизводился и декор XVII в., особенно «рогатые» оконные наличники. В петровское время под влиянием московского барокко сформировался новый характер завершений вологодских храмов в виде возвышающегося над четвериком (часто 2-светным) массивного восьмерика с луковичной главкой на барабане. Таковы церкви Покрова Пресв. Богородицы на Козлене, св. Иоанна Предтечи в Рощенье (1710-1717), свт. Власия Севастийского (1714). В трапезных с плоскими перекрытиями обычно находились теплые приделы. Ярусное завершение намечено в примыкающей к данному типу церкви Троице-Герасимова мон-ря на Кайсаровом ручье (1717, не сохр.). В вологодском Успенском мон-ре были построены св. врата (между 1709 и 1714) и надвратная ц. во имя прп. Алексия, человека Божия (освящена в 1720), с 4 окнами на фасаде, богато украшенном полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами во 2-м ярусе. 5-главая Спасская ц. в Белозерске (1716-1723) представляет собой высокий куб с 3-апсидным алтарем и низкой трапезной, с шатровой колокольней (с запада). Вертикальную устремленность и живописность зданию придает сильно развитая венчающая часть с широким изразцовым фризом. 2 яруса кокошников над карнизом расположены необычно, один над другим. Поверх кокошников нетрадиционно поставлен еще 1 карниз фигурной кладки - «пила». Архаична и Сретенская ц. в Вологде (1731-1735): бесстолпный 3-частный в плане храм на подклете увенчан луковичным пятиглавием; 2-этажная трапезная напоминает гражданскую постройку.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Рихтер (?)) с 5-главым бесстолпным 2-светным кубическим четвериком и кокошниками. К тому же типу относится ц. Спаса Нерукотворного в Б. Свинорье Наро-Фоминского р-на (1892-1895, архит. Крыгин) с массивными наборными наличниками. Классическая схема кораблем положена в основу Покровской ц. в Жестылёве Дмитровского р-на (1899-1904, архит. С. К. Родионов). Трехчастная композиция с боковыми приделами и горкой кокошников с пятиглавием над четвериком характерна для ц. Св. Троицы в Драчёве (городской окр. Мытищи; 1899-1905, архит. Н. Д. Иванов, заказчик Ф. А. Седов). Мн. храмы русского стиля тяготеют по композиции к центричности. Крупнейший в Подмосковье приходский храм - квадратная 5-главая 4-столпная с шатровой колокольней Покровская ц. в Черкизове Пушкинского района (1899-1903, архит. В. П. Десятов) - имеет необычный 2-ярусный барабан центральной главы и угловые главы на горках кокошников, аналогичные Воздвиженскому храму в Дарне (1893-1895, архит. С. В. Шервуд), где шатровые главы подобны ярусным. Выразительна массивная однокупольная ц. Св. Троицы в Троицком Истринского р-на (1904-1913, архит. М. Н. Литвинов, заказчик С. М. Попов) с крестообразным планом, крупной луковичной главой и оригинальной шатровой колокольней. Тип 4-столпного храма с высокими закомарами, пониженными углами и тройными арками на фасадах, но с деталями рус. стиля развит в ц. Вознесения Господня на Городке в Павловском Посаде (1908, архит. Десятов; колокольня по первоначальному проекту выстроена в 10-х гг. XXI в. на новом месте). Церковь в честь Св. Троицы в Щурове. Архит. М. К. Геппенер. 1892–1907 гг. Фотография. 2014 г. Еще одним ярким направлением архитектуры посл. четв. XIX в. был визант. стиль - стилизация форм визант. зодчества. Характерными чертами этого стиля являются центрические композиции, полусферические купола с выделенными архивольтами арочных окон барабана, часто полосатая кладка стен и предпочтение арочных форм килевидным; нередко, впрочем, мотивы узорочья смешиваются с визант. декором.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Даже брезжится, что об этом опять есть что-то в вечной Библии: " И Господь сказал Змию: так как ты сказал это, то проклят ты более всякого скота и животного полевого... И положу Я вражду между тобою и женщиною, между детенышем твоим и между дитятею ея: оно уязвит тебе голову, а ты уязвишь ему пяту " (Бытие, гл. 3; буквальный перевод с еврейского Мандельштама. Берлин). Нисколько это не мессианское пророчество, как объясняли в средние века, что очевидно из слова " женщина " , а не " дева " , от коей имел родиться Спаситель мира. Говорится тут о " женщине " , т. е. не о Марии-Деве, и, следовательно, - не о Спасителе; а излагается, показывается, что отныне борьба с злым началом будет происходить у павшего человека на поприще рождения и только рождением одним будет побеждаться имеющий у себя " ключи бездны " , " врата ада " начальник Смерти. Древний Змий - вождь смерти! Вот вечный могильщик! Он и принес смерть первому человеку, бессмертно созданному. На другом полюсе - вечная Ева, отпрыски которой - наши бабушки, матери, сестры, дочери, внучки. И они вечно поражают " в главу " врага рода человеческого тем самым, чему мы так напрасно и грешно и бессильно противимся через останавливающее учение о каких-то " незаконных рождениях " . Поразительно, однако, что демоническая " вражда к семени жены " и выражается таким темно-светным фактом, как умерщвление младенцев. Книга Бытия сейчас оправдывается самой психологией явно сатанического здесь ужаса. И все-таки " детеныш женщины " побеждает этого " детеныша ехидны " . " Убью, уступая; и все-таки, - уступив, опять вдвойне рожу " . Да, все это - большая мистика. По нашим правилам, как легко судить: " Не велят - не послушалась - теперь кайся " . Но правила эти очень недавни, а закон рождения - от Авраама, Лота, от Ноя, Адама, Бога. Тема незаконного рождения - неисследимо глубокая, и богослов, философ найдут здесь обширное поприще для размышления. Было обещано такое " благорастворение воздухов " , что и прядь льна курящегося не будет погашена.

http://predanie.ru/book/219719-semeynyy-...

Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Царским сооружением на Калужской земле стал новый собор Рождества Пресв. Богородицы (кон. XVI в.) Пафнутиева Боровского мон-ря, возведенный по воле царя Феодора Иоанновича (о времени строительства и связи с «молением о чадородии» царской четы см.: Баталов. 1996. С. 25-27). Величественный 4-столпный 5-главый собор был дополнен бесстолпным приделом над гробницей святого. Стройные силуэты храма и придела, гармоничность фасадных членений и тонкая профилировка декоративных элементов подчеркивают столичный характер архитектуры, одним из образцов исследователи называют собор кремлевского Вознесенского мон-ря (Там же. С. 156-157, 230-232; после падения центральной главы в 1956 собор был отреставрирован в 50-60-х гг. XX в.). Интерьер собора уникален, детали его декорации восходят к Архангельскому собору Московского Кремля (Там же. С. 238-239); сохранились росписи (1644). Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. После Смутного времени каменное церковное строительство на Калужской земле почти полностью прекратилось. Известно о возведении в 1-й четв. XVII в. небольшого храма Казанского жен. монастыря в Калуге, квадратного, одноглавого, «с небольшим сквозным фонарем» ( Преображенский. 1891. С. 95; разобран в 1899), и о постройке игум. Мариамной на пожертвование царя Михаила Феодоровича 5-главой ц. Рождества Пресв. Богородицы в Рождественском мон-ре Перемышля (не сохр.; Там же. С. 111). Со 2-й пол. XVII в. началось активное церковное строительство, в 50-80-х гг. возведено ок. 20 храмов (из них 5 - в Калуге); в 90-х гг.- ок. 20 храмов (из них 3 - в городах). В городском храмовом строительстве доминировал тип 2-светного (реже односветного) бесстолпного четверика, завершенного пятиглавием: в Калуге - церкви Воскресения Господня (1654?; не сохр.), Рождества Пресв. Богородицы (Никитская), «что на площади» (1658, сильно перестроена), Ильинская (начата ок. 1683, не сохр.), арх. Михаила (1687, не сохр.), Покрова «на рву» (1687), Никольская (Николо-Слободская) (1691, не сохр.). Судя по фотографиям, колокольни завершались 8-гранными ярусами звона и шатрами со слухами, как при ц. Воскресения Господня в нач. ХХ в. ( Малинин. 1912, 2004. С. 127). Частично уцелела ц. Покрова «на рву» с 2-светным четвериком, нарядным объемным декором, более обильным в верхней части фасадов: пучки тонких колонок на углах, широкий многорядный фриз, над которым расположен ряд перспективных килевидных закомар. Завершение окон 2-го света с наборными колонками и массивными перспективными «корунами» заходит на фриз.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

19). Др. памятник деревянного зодчества XVII в., внесенный в альбом его литографий,- ц. первомч. архидиак. Стефана в с. Драчёве Меленковского у. (80-е гг. XVII в.?; утрачена в сер. XX в. Там же. С. 5. Ил. на л. 7). В «Описании церквей и приходов Владимирской епархии» отмечено, что «устройство этой церкви весьма простое»: она состояла из 3 срубов на подклетях; имела паперть, 2-скатную крышу с 1 большой главой, обитой деревянной «чешуей»; над трапезой стояла шатровая колоколенка, «рубленая на 8 углов». Над средней клетью был не обычный потолок, а т. н. верх холодный без подволоки (т. е. храм был летним). Внутри был «древний иконостас о трех ярусах, двери царские, сень и столбцы писаны на красках» ( Добронравов, Березин. 1897. Вып. 4. С. 98-99). В Меленковском же у. была отмечена Воскресенская ц. 1765 г. в с. Воютине, построенная в тех же традиц. формах народного зодчества (реставрация в 90-х гг. XX в.; сгорела в 2008, в 2009 построен новодел) ( Голышев. 1879. Ил. на л. 8; Добронравов, Березин. 1897. Вып. 4. С. 26-27; Косткин и др. 1996. С. 281). В Вязниковском у. Голышев на одной из литографий представил Стефаниевский погост (близ дер. Налескино), где тогда стояла деревянная Казанская ц. 1754-1758 гг. с приделом во имя первомч. архидиак. Стефана (с 1805 - во имя прор. Илии; утрачена в 2004). Это был типичный клетский храм с 2-светным четвериком, перекрытым высокой клинчатой кровлей с одной главой, 5-гранным алтарем, трапезой. Автор обратил внимание на то, что поздняя и простая архитектура одноглавого единоверческого Троицкого храма с 5-гранным алтарем 1852-1854 гг. в Мстёре имеет «характер церквей древних» (ныне не используется, в аварийном состоянии); на др. литографии изображен столь же скромный деревянный храм во имя Всех святых, построенный в 1841 г. на кладбище в Гороховце (не сохр.). Представлен также «убогий дом» в виде старинной часовни в Вязниках, где в Семик (в 7-й четверг по Пасхе) совершали панихиды по умершим без покаяния ( Голышев. 1879. С. 3, 4. Ил. на л.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Св. Троицы в Хохлах в Москве, построенной Лопухиными) с прямоугольными алтарем и трапезной; Смоленская ц. в Кривцах Раменского р-на (1708, заказчик кн. М. А. Волконский) с 3-лопастным алтарем и ярусной колокольней. В этот период широко распространились 2-этажные продольные храмы с восьмериком на четверике: Смоленская ц. в Сафарине (ныне Софрино Пушкинского р-на; 1691, заказчик Ф. П. Салтыков) на подклете и с оригинальным 2-светным восьмериком «под колоколы» имела гульбище (утрачено) и соединялась с боярскими палатами, примыкавшими с запада (на их месте - трапезная XIX в.); ц. Рождества Христова в Бородине Можайского р-на (1697-1701, заказчики Т. и П. Т. Савёловы) с невысоким восьмериком, 3-лопастным алтарем и колокольней над зап. лестницей сохранила гульбище. Монументальная 2-этажная ц. Вознесения в Сенницах (городской окр. Озёры; 1701-1707, мастер Григорий Евсеев, заказчики князья И. П. и М. П. Гагарины), соединявшая типы кораблем и «под колоколы», изначально имела гульбище (в 1877 его разобрали и пристроили к четверику граненые «лепестки» приделов, подчеркнув центричность объема) и была близка к Знаменской ц. на Шереметевом дворе (1691) и к собору Богоявленского мон-ря (1693-1696) в Москве. Существовали и асимметричные схемы с основой восьмерик на четверике: Покровская ц. с сев. приделом в Тропарёве Можайского р-на (1713, заказчик кн. Н. П. Коркодинов). В рамках новой стилистики продолжали бытовать архаичные композиции. Двухэтажная ц. Св. Троицы в Фаустове Воскресенского р-на (80-е гг. XVII в.; бывш. Соловецкая пуст. в Марчугах) с 5-главым 2-столпным четвериком, выдвинутым нижним алтарем и асимметричным гульбищем с юга, близка к формам собора Знаменского мон-ря на Варварке в Москве (1679-1684); стоящая рядом надвратная 2-ярусная ц. преподобных Зосимы и Савватия (80-е гг. XVII в.) с одноглавым четвериком построена по новаторской схеме кораблем. Необычна ц. Св. Троицы в виде одноглавого четверика внутри более низкого четверика в Ново-Голутвином монастыре Коломны (1705, ктитор архиеп.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Указом царя Феодора Иоанновича от 28 янв. 1595 г. подворье с церковью и прилегающим участком было обращено в самостоятельный мон-рь. Согласно монастырской описи 1763 г., первая, собственно монастырская, церковь (а не домовая при подворье) была выстроена в 1595 г. по повелению царя Феодора Иоанновича, однако ее посвящение неизвестно ( Азлецкий. 1898. С. 5). Первоначальные деревянные постройки К. м. сгорели в 1649 г. В 1649-1652 гг. на средства торгового человека Гостиной сотни Гаврилы Федоровича Антипина (его двор находился рядом с обителью) в К. м. были возведены каменные 3-шатровый соборный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, братский корпус с теплой домовой ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, колокольня и 2-этажный корпус келий. Собор К. м. стал одним из немногочисленных 3-шатровых каменных рус. храмов, строившихся в 40-70-х гг. XVII в. Внешние формы собора известны только по рисованным изображениям, в т. ч. гравюрам Э. Турнерелли (1837) и А. Дюрана (1839). Храм стоял на подклете. Так же как и у современных ему 3-шатровых церквей - московских Воскресения в Гончарах (1649; не сохр.) и Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1649-1652), а также Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Вязьме (50-е гг. XVII в.),- четверик Иоанно-Предтеченского собора был сильно вытянут в ширину (с севера на юг) и нес 3 декоративных шатра, центральный из которых был лишь немного крупнее боковых. Особенностью четверика было его 2-скатное завершение. С востока к четверику примыкала крупная 3-частная апсида, а с запада - окруженная арочным обходом трапезная. Введенская ц.- 2-этажный храм с невысоким 2-светным четвериком, обширной трапезной и 3 большими полуциркульными апсидами. Четырехскатная кровля была увенчана тесно придвинутыми друг к другу 5 небольшими глухими главками. Колокольня невысокая, ее восьмерик завершался ярусом звона, увенчанным главкой на горке кокошников - вероятно, по местной традиции XVI в., поскольку в целом к сер. XVII в. повсеместно распространились шатровые колокольни. 7 сент. 1652 г. крупные строительные работы окончились, и мон-рь был освящен митр. Казанским и Свияжским Корнилием .

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Вид иконостаса церкви Пречистенского дворца в Москве. Рисунок. 1774 г. Архит. М. Ф. Казаков Вид иконостаса церкви Пречистенского дворца в Москве. Рисунок. 1774 г. Архит. М. Ф. Казаков Пожар в Твери 12 мая 1763 г. уничтожил почти всю деревянную застройку города на правом берегу Волги. Бедствие стало поводом к проведению масштабной реконструкции города в стиле новой регулярной архитектуры. С 1763 по 1767 г. К. работал в Твери (в научной лит-ре с этим периодом его карьеры архитектора связано много необоснованных предположений). К. исполнял чертежи фасадов путевого дворца, зданий на 8-гранной Фонтанной пл. (ныне пл. Ленина), а также провиантских складов. Главную роль в проектировании как путевого дворца, так и городской застройки играл Никитин, а возможно, и смоленский ген.-губернатор В. В. Фермор, назначенный ответственным за строительство в Твери. Все проекты этого периода были выполнены под влиянием уходившего из моды стиля барокко, характерного для школы Ухтомского, в соединении с принципом утилитарности, свойственным образцовым проектам. В этих работах трудно определить самостоятельный художественный почерк как К., так и Никитина. Достоверно известно, что в 1766 г. К. выполнил акварельный вид строящегося города с подробно изображенными древним кремлем, соборами, новым путевым дворцом на переднем плане и застройкой набережной «единой фасадой» вдалеке. В 1767 г. К. подписал проект Екатерининского придела собора Вознесенского монастыря в Смоленске (1697-1700) - небольшой постройки с 2-светным четвериком в 3 оси, увенчанным барочным 4-гранным куполом с люкарнами и ложной главкой. Окна были украшены «наличниками с ушами», а средний ризалит четверика - рустом. В 1768 г. К. составил образцовый проект одноэтажных домов в 5 окон для г. Белый Смоленской губ. (ныне Тверской обл.). Единственным украшением безликих фасадов здесь был руст вокруг среднего ложного окна. В 1768 г. начался московский период жизни К. Он приступил к работе над крупнейшим проектом того времени - строительством Кремлевского дворца, автором которого был Баженов.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

В 1635-1639 гг. после изыскания необходимых средств и строительных материалов руины были разобраны «до подошвы» и началось строительство нового собора «в вечный помин» по Патриарху Филарету (Романову). В эти годы мощи святителя временно находились в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия. К 1654 г. новый Успенский собор был построен, 2 июля 1655 г. освящен Тверским архиеп. Лаврентием. Формы собора, вероятно, во многом повторяли формы старой церкви, на фундаменте к-рой он был возведен. Согласно описи 1702 г., церковь была «каменная белая, на ней глава деревянная, обита чешуею, крест деревянный, обит белым железом» (Там же. Ф. 237. Оп. 1. 46. Л. 665). Такое же завершение имел правый придел во имя свт. Арсения Тверского. В основном пространстве храма находился 2-ярусный иконостас, в приделе - 5-ярусный. Скромнее выглядел левый придел во имя Нерукотворного образа Спасителя, где находились ветхие царские двери и единственный местный образ «Царь царем», большая часть придела была занята ризницей. В кон. XVII-XVIII в. весь комплекс Ж. м. был перестроен в камне. В 1713-1722 гг. на средства тверичей И. Ф. Викторова и И. М. Вагина был возведен новый монументальный 5-главый с кубическим 2-светным объемом и 3-частной апсидой Успенский собор; сохранился придел во имя свт. Арсения Тверского. Небольшие барабаны глав были гранеными, боковые главы заметно приближены к центральной. Редкой особенностью внутренней структуры были 2 круглых белокаменных столпа, на к-рые опирались своды и центральный барабан. Т. о., храм относился к уже выходившему в то время из моды типу столпных соборов, построенных в традициях допетровского зодчества. Успенский собор. 1713–1722 гг. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) Успенский собор. 1713–1722 гг. Фотография. Нач. XX в. (ГПИБ) В 1745 г. на сев. стороне Успенского собора на средства казны была пристроена каменная палатка (в память посещения Ж. м. имп. Елизаветой Петровной 11 янв. 1745), где впосл. находилась ризница. В 1780 г. основной объем собора был расписан, устроен резной позолоченный иконостас с новыми иконами (кроме местного ряда); в 1869 г. роспись, иконостасы и сень над мощами свт. Арсения были обновлены, затем еще раз были реставрированы в 1898-1899 гг. Придел с престолом во имя первомч. Стефана располагался в ризнице с 1899 г.

http://pravenc.ru/text/182239.html

  001     002