XVIII в. храм отличается пышным декором. Над кубом здания высятся 2 поставленных друг на друга восьмерика. Уменьшаясь вверх, объемы составляют гармоничное целое. Алтарная апсида пятигранна, колокольня восьмигранна, что создает впечатление игры объемов. Собор во имя св. апостолов Петра и Павла в Перми. 1757–1764 гг. Фотография. 2010 г. Собор во имя св. апостолов Петра и Павла в Перми. 1757–1764 гг. Фотография. 2010 г. Одним из лучших церковных сооружений Пермского края считается Никольская ц. с. Ныроб (Чердынский р-н), воздвигнутая в 1704-1705 гг. Храм относится к бесстолпному 5-главому типу. Причудливыми барочными украшениями, покрытием глав лемехом, разумной планировкой объемов храм схож с подобными постройками в Вологде и Вел. Устюге, органично вписываясь в наследие зодчих Русского Севера. Архитектура церкви отличается гармоничной композицией и нарядным декором. Опирающиеся на многоступенчатый пояс закомары созвучны окнам и 4 малым главам, поэтому кажутся удивительно легкими. Пятигранная апсида «рифмуется» с 5 главами. Коронообразные наличники, 8-гранные ниши на апсиде и декор кокошников напоминают о нарышкинском стиле. Церковь Всех святых в Перми. 30-е гг. XIX в. Архит. И. И. Свиязев. Фотография. 2010 г. Церковь Всех святых в Перми. 30-е гг. XIX в. Архит. И. И. Свиязев. Фотография. 2010 г. Представляет интерес и Иоанно-Богословская ц. в г. Чердынь (1704-1718), построенная для муж. мон-ря (при участии пленных шведов). Двухэтажное здание храма возвышается на высоком подклете. На каждом этаже имеются трапезная и притвор. Вост. часть храма оформлена полукруглой апсидой. Над верхним (2-светным) храмом поднимается небольшая 8-гранная колокольня, увенчанная главой (композиция церкви «под звоном» - еще одна особенность пермской архитектуры этого периода). Храм отличается простым декором фасадов и легкостью композиции. Особенно выразительны окна, имеющие затейливые завершения. Ступенчатые карнизы придают композиции динамичность, а основные объемы соединяются 3-арочными проемами.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Варвары на Варварке. Новый храм на месте древней 4-лепестковой в плане церкви (1514, архит. Алевиз Новый ) был выстроен в 1796-1804 гг. на средства артиллерии майора И. И. Барышникова и купца Н. А. Самгина, чьи жены исцелились от мощей вмц. Варвары. Компактная постройка, поставленная на высоком белокаменном цоколе, обладает одновременно изяществом и монументальной выразительностью. Крестообразный план почти центричен и лишь слегка вытянут с востока на запад. Прямоугольный алтарь внешне не выделен. С севера и юга устроены 4-колонные коринфские портики под треугольными фронтонами. По центру над 2-светным объемом возвышается широкий барабан с пологим куполом, увенчанным главкой-фонариком. С запада примыкает небольшая 2-ярусная колокольня (верхний ярус перестроен в 20-х гг. XIX в., позднее сломан и воссоздан в 60-х гг. XX в.). На торцевых фасадах сев. и юж. ветвей креста, скрытых за колонными портиками, прямоугольные окна расположены по 3 осям. Между окнами - пилястры, соответствующие колоннам. На боковых фасадах алтаря и зап. притвора окна заглублены в арочные ниши. Причем нижние окна фланкированы ионическими пилястрами малого ордера. В нижнем ярусе колокольни применены круглые окна, а в барабане - окна-серлианы, чередующиеся с арочными. Нек-рые характерные детали позволяют говорить, что прототипом для храма на Варварке была Никольская ц. в усадьбе кн. И. А. Прозоровского Николо-Прозорово (ныне Мытищинского р-на Московской обл.; 1792). Крестообразный план, 4-колонные портики с фронтонами и полуциркульные окна верхнего света на боковых фасадах перекликаются с московской постройкой. Интересно, что Никольский храм в свою очередь скорее всего повторял крестообразную композицию ц. ап. Иоанна Богослова в усадьбе Прозоровских Кузьмищево (ныне Калужской обл.; 1789). При этом необычный по форме венчающий купол Никольского храма, прорезанный 8 арочными люкарнами под треугольными сандриками, во многом схож с завершениями московских церквей свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе (1777-1788) и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казённой слободе (1794-1801), построенных М.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Позволю небольшую параллель. Наше ухо прожужжали слова: «христианский брак», «христианская семья», «христианские дети». Какая иллюзия! Конечно — ничего подобного не было, и до скончания века не будет!! Я вам предложил сделать инкрустацию из Гоголя в Евангелиста, и вы получили какофонию. Теперь я предложу вам представить одну из юных жен евангельских или которого-нибудь апостола — извините за смелость — влюбленным. Я извиняюсь, и вы чувствуете, что я должен был извиниться. Отчего? По мировой несовместимости влюбления и Евангелия. Я не читал «Жизни Иисуса» Ренана, но слыхал, всегда в словах глубочайшего негодования, что дерзость этого французского вольнодумца простерлась до того, что которое-то из евангельских лиц он представляет влюбленным. Вкус всего мира, всех сонмов читателей Евангелия почувствовал в этом глубочайшее кощунство над его божественностью. Это тот же вопрос, что вопрос об отце Матвее и Гоголе. Только это другой пример. И между тем апостолы, как Петр и Иаков, были женаты. Да, но какой-то особенной женитьбой, евангельской. Пример, мною указанный, не пуст даже в практическом отношении. Церковь позволяет священникам жениться, но на ком-нибудь и сейчас, без выбора и влюбления, т. е. так все обставлено в их женитьбе, что жених может или должен быть влюблен в невесту не больше, чем офицер в солдата. Отношения офицера и солдата сохраняются, а любви нет; отношения мужа и жены сохраняются в христианстве, но любовь, из которой, казалось бы, и рождается брак, пройдена гробовым в нем молчанием, и даже преднамеренным, роковым, поту-светным. Ни смеха, ни влюбленности нет в Евангелии, и одна капля того или другого испепеляет все страницы чудной книги, «раздирает завесы» христианства. Да, «мертвые» восстали, когда умер Христос: но зато таинственная «завеса Соломонова храма» — она «разодралась»… А ведь «закон» этого «храма» состоял, между прочим, в том, что при постройке его нельзя было употребить как инструмента или как части хотя бы крошечного кусочка железа: ибо «из железа — оружие, а оно укорачивает жизнь» .

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

XVII в.- 1727), и Печерской ц. (1742, не сохр.). К сооружениям, формирующим центр города, относилась также и ярусная Борисоглебская ц. (1701-1722, не сохр.), построенная у юж. прясла городской крепости. Два храма, образующие церковный ансамбль, были возведены севернее крепости - небольшая бесстолпная зимняя Крестовоздвиженская ц. (нач. XVIII в.) и рядом с ней летняя ярусная Знаменская ц. (1748). В кон. XVIII - нач. XIX в. ансамбль 2 церквей был дополнен отдельно стоявшей 3-ярусной колокольней (не сохр.). Лидирующее положение в храмоздательстве среди сельских поселений занимало Лысково (ныне город), на протяжении XVII в. развившееся в крупный торгово-экономический посад благодаря близости ежегодной Макарьевской ярмарки. К кон. XVII в. в Лыскове действовали 4 деревянные и каменная приходские церкви, а также небольшие жен. и муж. мон-ри - Рождественский и Казанский (упразднены в 1764). В нач. XVIII в. были построена каменная Покровская ц. в центре села (1707, не сохр.), Преображенская ц. на окраине, именуемой Красная горка (1711), Введенская ц. на берегу р. Сундовик (1713, возведена на средства купцов И. и А. Желваковых, не сохр.). Не так активно храмоздательство велось в южной и центральной зонах Нижегородского края. В Арзамасе, в 40-х гг. XVIII в. представлявшем главное поселение юж. зоны, построены в 1742 г. Воскресенский собор (не сохр.) и в 1746 г. ярусная Ильинская ц. Первым примером храма типа восьмерик на четверике служит Казанская ц. в с. Григорове Большемурашкинского р-на, построенная на рубеже XVII и XVIII вв. в вотчине московского боярина Волынского. Храм органично сочетает приемы архитектуры сер. XVII в. и московского барокко. Композиция основного объема формировалась равновысотными 2-светным четвериковым основанием и широким восьмериком, перекрытым низким граненым сводом. Особенностью объема храмовой части являлась редкая форма четверика - в виде прямоугольника в плане, вытянутого в поперечном направлении. Аналогичное устройство имела Троицкая ц. в с. Леметь Ардатовского р-на (1725), однако в организации ее объема более значимая роль отведена правильной формы восьмерику: он вытянут по вертикали в пропорциональном соотношении 1 : 1,5 и опирается на квадратной формы основание.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Одигитрии (ок. 1730?) в с. Извекове (Бабынинский р-н) и во Владимирской ц. (1730) в с. Зубове (Юхновский р-н): их нижние объемы - 2-светные четверики, несущие восьмерики, обработаны массивным ленточным «французским» рустом. Во 2-й пол. XVIII в. в К. и Б. е. было построено большое количество каменных церковных зданий разнообразных художественных типов: в 50-60-х гг. XVIII в. возведено ок. 50 храмов, в 70-80-х гг.- ок. 60, в 90-х гг.- более 20. К сер. XVIII в. разнообразие стилистических направлений и типов композиций храмов было весьма велико - от архаичного нарышкинского до столичного барокко. Среди сельских храмов, создававшихся, вероятно, местными строительными артелями, преобладали здания типа «восьмерик на четверике» с типичным для 1-й пол. XVIII в. декором - перспективными порталами, наличниками с колонками и фигурными завершениями: церкви Нерукотворного образа Спасителя в с. Пятницком Бабынинского р-на (с ложными 8-гранными окнами на фасадах), Петра и Павла (1755) в с. Маслихове Мещовского р-на - с четвериком, несущим 2 стройных восьмерика, с завершениями наличников в виде оторванных от колонок ступенчатых дугообразных сандриков на боковых кронштейнах. В уездных городах распространенным оставался тип храма с 2- или 3-светным четвериком и пятиглавием, напр. Никольский «старый» собор (60-е гг. XVIII в., позднее Пятницкая ц.; руинирован) на городище Мосальска со старомодными формами наличников - треугольными фронтонами с вогнутыми внутрь боковыми скатами; вверху боковых фасадов четверика - 6-угольные окна с «волнистыми» краями. Архаична архитектура Успенского собора (50-60-е гг. XVIII в.) бывш. Успенского Боровенского монастыря (с. Боровенск Мосальского р-на). Он был возведен в традициях монастырских храмов сер. XVII в.- вытянутый «кораблем», 2-этажный, с повышенным одноглавым четвериком летнего храма. Шатровая колокольня с запада от трапезной имеет 2 боковых всхода по сев. и юж. сторонам. В рисунке оконных обрамлений с крупными квадратными «выпусками» на углах очевидно влияние смоленской архитектуры.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Преображенская ц. в с. Спас-Загорье. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому Преображенская ц. в с. Спас-Загорье. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому От интерьеров церковных зданий XVII в. ничего не сохранилось. Одним из наиболее известных был утраченный в ХХ в. комплекс внутреннего убранства Троицкого Лютикова мон-ря, к-рый после Смутного времени был в запустении, а во 2-й пол. XVII в. возобновлен Б. М. Хитрово. Поскольку он руководил с 1657 г. Оружейной палатой Московского Кремля, считается, что интерьеры Троицкого собора создавались при участии Симона Ушакова и иконописцев его круга ( Малинин. 1912, 2004. С. 200). Среди единичных построек 90-х гг. XVII в. в городах К. и Б. е. были храмы традиц. типа с 2-светным 5-главым четвериком: Никольская (Николо-Слободская) ц. (1691, не сохр.) в Калуге, «старый» собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Мещовске (1696, главы не сохр.; его фасадный декор, а именно оконные наличники, близок к формам одновременной собору церкви в с. Мезенцеве в нарышкинском стиле). К юго-западу от трапезной возвели архаичного вида, отдельно стоящую шатровую колокольню ( Преображенский. 1891. С. 88). В 90-х гг. XVII в. небывалый расцвет переживало каменное сельское и усадебное церковное строительство. Храмы возводились преимущественно в вотчинах родовитых бояр, крупных гос. деятелей, нередко заказчиками выступали и не очень именитые помещики. Зоной наиболее активного строительства стали мещовские земли (приблизительно в границах Мещовского у. кон. XVIII в.), где возвели 5 каменных храмов (из 17 известных). Существовало неск. типологических линий, связанных со старыми традициями и с новыми веяниями. Рождественская ц. в с. Ромоданове (1691; ныне в черте Калуги), построенная сподвижником Петра I «князем-кесарем» Ф. Ю. Ромодановским, имеет 2-столпную конструкцию холодного храма, напоминающую собор Гремячева мон-ря (в нач. XXI в. первоначальный наружный декор частично срублен, фасады покрыты толстым слоем цемента). В Успенском Гремячевом монастыре построили простой по архитектуре одноглавый зимний Георгиевский храм (1691, по др. данным - 1701/1702).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Антоний (Одинович)). Сохраняли популярность традиц. 3-частные симметричные схемы с 5-главыми бесстолпными четвериками: ц. свт. Николая Чудотворца в Пушкине (1692-1694; приделы и колокольня 1871-1876); ц. арх. Михаила в Бронницах Раменского р-на (1696-1705) с чрезвычайно высоким 3-светным четвериком, завершенным кокошниками и крупными пучинистыми главами. Церковь Воскресения в Колычёве (городской окр. Домодедово; 1697) с кокошниками, украшенными раковинами, имеет ряд запоздалых повторений, характерных для крестьянского заказа - храма Рождества Пресв. Богородицы в В. Мячкове (1767-1772) и храма Покрова в Зелёной Слободе (1786), оба - Раменского р-на. Пятиглавые храмы включались и в асимметричные схемы. Живописна ц. Св. Троицы в Дединове (городской окр. Луховицы; 1696-1700, заказчик Н. Ф. Шустов) с 5-главым четвериком под горкой нарядных кокошников с раковинами, с сев. приделом в виде восьмерика на четверике (как у ц. прп. Сергия Радонежского в Козицком пер. в Москве; не сохр.), с ярусной колокольней и с богатым белокаменным декором фасадов. 1-я треть XVIII в. В петровское время новаторство в архитектуре и ориентация на европ. барокко и классицизм приобрели системный характер. Больше стало иностранных мастеров, увеличилось количество заимствований из европ. архитектуры и увражей. Монастырское строительство в Подмосковье не было активным, зато интенсивно строились вотчинные храмы. В это время, отмеченное интересом к экспериментам, появились разнообразные типы храмовых построек: наиболее выразительны центрические ярусные объемы. Декор фасадов стал более строгим и сдержанным: место колонн заняли пилястры, распространились наличники с «ушами», нередки были лепные скульптурные украшения. Центрические храмы могли иметь разную конфигурацию, напр. крестообразные в плане 2-этажные: ц. Св. Троицы в Троицком-Шереметьеве (ныне с. Троицкое в городском окр. Мытищи; 1694-1695, заказчик кн. М. Я. Черкасский; колокольня 1819-1821 гг., архит. К. С. Орденов) с лапидарными формами почти без декора, гульбищем с запада, 8-гранным купольным барабаном и малыми главками по сторонам света; ц. Св. Духа в Староникольском (совр. пос. Первомайское Наро-Фоминского р-на; 1709, заказчик В. М. Ртищев; колокольня 1858-1864 гг., архит. П. П. Зыков) с круглым ярусным купольным барабаном и эффектными лестницами на 2-й этаж. Необычна Успенская ц. в Новозагарье (городской окр. Павловский Посад; 1714-1715, заказчик А. А. Курбатов), изначально центрическая, с крещатым купольным восьмериком в основе, но сильно переделанная в 1844 и 1906-1911 гг.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Валдае (1826). Близки к ротондальной композиции церквей Никольская в дер. Волок Боровичского р-на (после 1799) и Успенская в дер. Илемно Солецкого р-на (руины). Выдающимся памятником классицизма являлся ансамбль усадьбы А. А. Аракчеева в Грузине Чудовского р-на, включавший дворец, собор и колокольню, многочисленные памятники и служебные постройки (не сохр.). Собор во имя ап. Андрея Первозванного (1805-1806), вероятно спроектированный архит. Ф. И. Демерцовым, автором др. усадебных строений, был квадратным в плане, 4-столпным, 2-светным, крестово-купольным, с массивным куполом на высоком барабане, с 6-колонными портиками ионического ордера на зап. и вост. сторонах. Ампирная колокольня по проекту Стасова (1822) включала 3 яруса, оформленные дорическими колоннами, лежачими окнами, полуциркульными нишами, колоннадой, шпилем. В архитектуре отдаленной новгородской провинции черты провинциального классицизма доминировали не только в 40-х гг. XIX в., но и позднее, напр. в церквах: центрической Успенской в дер. Свинорд, ныне Невское Солецкого р-на (1848); Скорбященской в дер. Заполье Батецкого р-на (1851, перестроена из часовни столичным учителем А. Соколовым по плану архит. Павлова); Пятницкой в дер. Серафимовке Боровичского р-на (1855); во имя свт. Василия Великого в дер. Болонье Боровичского р-на (1858); Успенской в с. Велилы Марёвского р-на (1875). В классицистических формах была перестроена в Вел. Новгороде Пантелеимоновская (Николо-Кочановская) ц. (1857). Церковь во имя вмц. Екатерины в Валдае. 1793 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя вмц. Екатерины в Валдае. 1793 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Именно в Новгородской епархии в 20-х гг. XIX в. появились сооружения, достоверно, а не в романтическом духе воспроизводящие древнерус. прототипы, чему содействовало изучение новгородских памятников архит. Н. Е. Ефимовым по поручению А. Н. Оленина в февр.-марте 1827 г. Первым опытом стала масштабная реконструкция древнего новгородского Юрьева мон-ря в 1823-1826 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

При митр. Тихоне (Воинове) строились каменные храмы в старинных, небогатых мон-рях, таких как собор во имя Св. Троицы в Феодоровском мон-ре (1700, не сохр.), где центральный объем был увенчан 3 поставленными в ряд главами ( Фролов. 2005. С. 107). Каменные здания возводили на границах старинного посада, как, напр., ц. ап. Андрея на ул. Проломной (1701, не сохр., рядом с ней была возведена Богоявленская ц.). На продолжении ул. Б. Красная возвели ц. Грузинской иконы Божией Матери (1702; 1838; 1852, не сохр.), чье посвящение напоминает о святыне загородной Раифской обители, к-рую митр. Тихон чрезвычайно любил; по ней сама улица получила название Грузинской. В загородных монастырях строились надвратные храмы, посвященные небесному покровителю митр. Тихона - свт. Тихону, еп. Амафунтскому: в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме, 1706) - небольшое 2-ярусное сооружение, арка проезда декорирована полуколонками, окна - наличниками с «гребнями» (Там же. С. 108, 110); престол с подобным посвящением был также в Раифской обители ( Филарет (Златоустов). 2005. С. 7). Как ступенчатая, на высоком подклете, сильно выдвинутая на восток, возведена в Раифском мон-ре ц. во имя преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных (1708), ее 2-этажный объем почти лишен декорации. При митр. Тихоне церковь надстроили храмом во имя Пяточисленных мучеников (1709, отремонтирована в 1832-1834), что усилило ее сходство с башней или надвратным храмом. Возводились одноглавые бесстолпные храмы в старых пригородных селах и слободах, возникших в петровское время: ц. арх. Михаила в архиерейском с. Архангельском (ныне в черте Казани) (нач. XVIII в., не сохр.) с ярусной колокольней, трапезной, 2-светным четвериком с богато убранными наличниками и высокой полусферической кровлей с маленькой главкой; ц. Рождества Богородицы (по приделу - Макариевская) в Адмиралтейской слободе (ныне в черте Казани) (1712; перестроена в 1907) того же типа и декора, с 4-скатной кровлей над храмом ( Фролов. 2005. С. 63, 64); Георгиевская ц. в Армянской слободе (позднее Суконная слобода, ныне в черте Казани) (1714(?), известна с 1739, не сохр.). Ступенчатая композиция и декор в стиле московского барокко были использованы для надвратного храма во имя свт. Алексия, митр. Московского (1720), в Успенском Зилантовом мон-ре (в 3-м ярусе), наличники окон к-рого имеют черты допетровской архитектуры, а не нарышкинского барокко. По-видимому, к казанским постройкам типа восьмерик на четверике относился и Рождественский храм на Шошме (Яранский р-н Кировской обл., 1-я четв. XVIII в., не сохр.). Это великолепное произведение нарышкинского барокко отличалось удачно найденными пропорциями и качественным декором; до наших дней сохранилась его 3-ярусная колокольня. Храм находился тогда в пределах Казанской губ. и К. и Т. е.; ни дата постройки, ни имя заказчика не известны, хотя уникальный характер архитектуры подразумевает его незаурядные возможности.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001   002