В XVIII в. сохранялась типичная упрощенная композиция 3-частных храмов, сформировавшаяся в предшествующем столетии. Высокий четверик основного объема, близкий к кубу, получал завершение в виде луковичной главы на барабане, как, напр., в вологодских церквах: во имя прп. Кирилла Белозерского в Рощенье (сер. XVII в., сохр. частично), вмч. Феодора Стратилата (не ранее 1628, не сохр.), свт. Николая на Глинках (1676, действующий), прор. Илии в Каменье (1698), вмц. Параскевы Пятницы (кон. XVII в., не сохр.), Вознесения Христова (1698-1700, не сохр.), свт. Иоанна Богослова (1744), Казанской (1760). Воспроизводился и декор XVII в., особенно «рогатые» оконные наличники. В петровское время под влиянием московского барокко сформировался новый характер завершений вологодских храмов в виде возвышающегося над четвериком (часто 2-светным) массивного восьмерика с луковичной главкой на барабане. Таковы церкви Покрова Пресв. Богородицы на Козлене, св. Иоанна Предтечи в Рощенье (1710-1717), свт. Власия Севастийского (1714). В трапезных с плоскими перекрытиями обычно находились теплые приделы. Ярусное завершение намечено в примыкающей к данному типу церкви Троице-Герасимова мон-ря на Кайсаровом ручье (1717, не сохр.). В вологодском Успенском мон-ре были построены св. врата (между 1709 и 1714) и надвратная ц. во имя прп. Алексия, человека Божия (освящена в 1720), с 4 окнами на фасаде, богато украшенном полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами во 2-м ярусе. 5-главая Спасская ц. в Белозерске (1716-1723) представляет собой высокий куб с 3-апсидным алтарем и низкой трапезной, с шатровой колокольней (с запада). Вертикальную устремленность и живописность зданию придает сильно развитая венчающая часть с широким изразцовым фризом. 2 яруса кокошников над карнизом расположены необычно, один над другим. Поверх кокошников нетрадиционно поставлен еще 1 карниз фигурной кладки - «пила». Архаична и Сретенская ц. в Вологде (1731-1735): бесстолпный 3-частный в плане храм на подклете увенчан луковичным пятиглавием; 2-этажная трапезная напоминает гражданскую постройку.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Рихтер (?)) с 5-главым бесстолпным 2-светным кубическим четвериком и кокошниками. К тому же типу относится ц. Спаса Нерукотворного в Б. Свинорье Наро-Фоминского р-на (1892-1895, архит. Крыгин) с массивными наборными наличниками. Классическая схема кораблем положена в основу Покровской ц. в Жестылёве Дмитровского р-на (1899-1904, архит. С. К. Родионов). Трехчастная композиция с боковыми приделами и горкой кокошников с пятиглавием над четвериком характерна для ц. Св. Троицы в Драчёве (городской окр. Мытищи; 1899-1905, архит. Н. Д. Иванов, заказчик Ф. А. Седов). Мн. храмы русского стиля тяготеют по композиции к центричности. Крупнейший в Подмосковье приходский храм - квадратная 5-главая 4-столпная с шатровой колокольней Покровская ц. в Черкизове Пушкинского района (1899-1903, архит. В. П. Десятов) - имеет необычный 2-ярусный барабан центральной главы и угловые главы на горках кокошников, аналогичные Воздвиженскому храму в Дарне (1893-1895, архит. С. В. Шервуд), где шатровые главы подобны ярусным. Выразительна массивная однокупольная ц. Св. Троицы в Троицком Истринского р-на (1904-1913, архит. М. Н. Литвинов, заказчик С. М. Попов) с крестообразным планом, крупной луковичной главой и оригинальной шатровой колокольней. Тип 4-столпного храма с высокими закомарами, пониженными углами и тройными арками на фасадах, но с деталями рус. стиля развит в ц. Вознесения Господня на Городке в Павловском Посаде (1908, архит. Десятов; колокольня по первоначальному проекту выстроена в 10-х гг. XXI в. на новом месте). Церковь в честь Св. Троицы в Щурове. Архит. М. К. Геппенер. 1892–1907 гг. Фотография. 2014 г. Еще одним ярким направлением архитектуры посл. четв. XIX в. был визант. стиль - стилизация форм визант. зодчества. Характерными чертами этого стиля являются центрические композиции, полусферические купола с выделенными архивольтами арочных окон барабана, часто полосатая кладка стен и предпочтение арочных форм килевидным; нередко, впрочем, мотивы узорочья смешиваются с визант. декором.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Св. Троицы в Хохлах в Москве, построенной Лопухиными) с прямоугольными алтарем и трапезной; Смоленская ц. в Кривцах Раменского р-на (1708, заказчик кн. М. А. Волконский) с 3-лопастным алтарем и ярусной колокольней. В этот период широко распространились 2-этажные продольные храмы с восьмериком на четверике: Смоленская ц. в Сафарине (ныне Софрино Пушкинского р-на; 1691, заказчик Ф. П. Салтыков) на подклете и с оригинальным 2-светным восьмериком «под колоколы» имела гульбище (утрачено) и соединялась с боярскими палатами, примыкавшими с запада (на их месте - трапезная XIX в.); ц. Рождества Христова в Бородине Можайского р-на (1697-1701, заказчики Т. и П. Т. Савёловы) с невысоким восьмериком, 3-лопастным алтарем и колокольней над зап. лестницей сохранила гульбище. Монументальная 2-этажная ц. Вознесения в Сенницах (городской окр. Озёры; 1701-1707, мастер Григорий Евсеев, заказчики князья И. П. и М. П. Гагарины), соединявшая типы кораблем и «под колоколы», изначально имела гульбище (в 1877 его разобрали и пристроили к четверику граненые «лепестки» приделов, подчеркнув центричность объема) и была близка к Знаменской ц. на Шереметевом дворе (1691) и к собору Богоявленского мон-ря (1693-1696) в Москве. Существовали и асимметричные схемы с основой восьмерик на четверике: Покровская ц. с сев. приделом в Тропарёве Можайского р-на (1713, заказчик кн. Н. П. Коркодинов). В рамках новой стилистики продолжали бытовать архаичные композиции. Двухэтажная ц. Св. Троицы в Фаустове Воскресенского р-на (80-е гг. XVII в.; бывш. Соловецкая пуст. в Марчугах) с 5-главым 2-столпным четвериком, выдвинутым нижним алтарем и асимметричным гульбищем с юга, близка к формам собора Знаменского мон-ря на Варварке в Москве (1679-1684); стоящая рядом надвратная 2-ярусная ц. преподобных Зосимы и Савватия (80-е гг. XVII в.) с одноглавым четвериком построена по новаторской схеме кораблем. Необычна ц. Св. Троицы в виде одноглавого четверика внутри более низкого четверика в Ново-Голутвином монастыре Коломны (1705, ктитор архиеп.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Валдае (1826). Близки к ротондальной композиции церквей Никольская в дер. Волок Боровичского р-на (после 1799) и Успенская в дер. Илемно Солецкого р-на (руины). Выдающимся памятником классицизма являлся ансамбль усадьбы А. А. Аракчеева в Грузине Чудовского р-на, включавший дворец, собор и колокольню, многочисленные памятники и служебные постройки (не сохр.). Собор во имя ап. Андрея Первозванного (1805-1806), вероятно спроектированный архит. Ф. И. Демерцовым, автором др. усадебных строений, был квадратным в плане, 4-столпным, 2-светным, крестово-купольным, с массивным куполом на высоком барабане, с 6-колонными портиками ионического ордера на зап. и вост. сторонах. Ампирная колокольня по проекту Стасова (1822) включала 3 яруса, оформленные дорическими колоннами, лежачими окнами, полуциркульными нишами, колоннадой, шпилем. В архитектуре отдаленной новгородской провинции черты провинциального классицизма доминировали не только в 40-х гг. XIX в., но и позднее, напр. в церквах: центрической Успенской в дер. Свинорд, ныне Невское Солецкого р-на (1848); Скорбященской в дер. Заполье Батецкого р-на (1851, перестроена из часовни столичным учителем А. Соколовым по плану архит. Павлова); Пятницкой в дер. Серафимовке Боровичского р-на (1855); во имя свт. Василия Великого в дер. Болонье Боровичского р-на (1858); Успенской в с. Велилы Марёвского р-на (1875). В классицистических формах была перестроена в Вел. Новгороде Пантелеимоновская (Николо-Кочановская) ц. (1857). Церковь во имя вмц. Екатерины в Валдае. 1793 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя вмц. Екатерины в Валдае. 1793 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. 10-е гг. XXI в. Именно в Новгородской епархии в 20-х гг. XIX в. появились сооружения, достоверно, а не в романтическом духе воспроизводящие древнерус. прототипы, чему содействовало изучение новгородских памятников архит. Н. Е. Ефимовым по поручению А. Н. Оленина в февр.-марте 1827 г. Первым опытом стала масштабная реконструкция древнего новгородского Юрьева мон-ря в 1823-1826 гг.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Варвары на Варварке. Новый храм на месте древней 4-лепестковой в плане церкви (1514, архит. Алевиз Новый ) был выстроен в 1796-1804 гг. на средства артиллерии майора И. И. Барышникова и купца Н. А. Самгина, чьи жены исцелились от мощей вмц. Варвары. Компактная постройка, поставленная на высоком белокаменном цоколе, обладает одновременно изяществом и монументальной выразительностью. Крестообразный план почти центричен и лишь слегка вытянут с востока на запад. Прямоугольный алтарь внешне не выделен. С севера и юга устроены 4-колонные коринфские портики под треугольными фронтонами. По центру над 2-светным объемом возвышается широкий барабан с пологим куполом, увенчанным главкой-фонариком. С запада примыкает небольшая 2-ярусная колокольня (верхний ярус перестроен в 20-х гг. XIX в., позднее сломан и воссоздан в 60-х гг. XX в.). На торцевых фасадах сев. и юж. ветвей креста, скрытых за колонными портиками, прямоугольные окна расположены по 3 осям. Между окнами - пилястры, соответствующие колоннам. На боковых фасадах алтаря и зап. притвора окна заглублены в арочные ниши. Причем нижние окна фланкированы ионическими пилястрами малого ордера. В нижнем ярусе колокольни применены круглые окна, а в барабане - окна-серлианы, чередующиеся с арочными. Нек-рые характерные детали позволяют говорить, что прототипом для храма на Варварке была Никольская ц. в усадьбе кн. И. А. Прозоровского Николо-Прозорово (ныне Мытищинского р-на Московской обл.; 1792). Крестообразный план, 4-колонные портики с фронтонами и полуциркульные окна верхнего света на боковых фасадах перекликаются с московской постройкой. Интересно, что Никольский храм в свою очередь скорее всего повторял крестообразную композицию ц. ап. Иоанна Богослова в усадьбе Прозоровских Кузьмищево (ныне Калужской обл.; 1789). При этом необычный по форме венчающий купол Никольского храма, прорезанный 8 арочными люкарнами под треугольными сандриками, во многом схож с завершениями московских церквей свт. Филиппа, митр. Московского, в Мещанской слободе (1777-1788) и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Казённой слободе (1794-1801), построенных М.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Царским сооружением на Калужской земле стал новый собор Рождества Пресв. Богородицы (кон. XVI в.) Пафнутиева Боровского мон-ря, возведенный по воле царя Феодора Иоанновича (о времени строительства и связи с «молением о чадородии» царской четы см.: Баталов. 1996. С. 25-27). Величественный 4-столпный 5-главый собор был дополнен бесстолпным приделом над гробницей святого. Стройные силуэты храма и придела, гармоничность фасадных членений и тонкая профилировка декоративных элементов подчеркивают столичный характер архитектуры, одним из образцов исследователи называют собор кремлевского Вознесенского мон-ря (Там же. С. 156-157, 230-232; после падения центральной главы в 1956 собор был отреставрирован в 50-60-х гг. XX в.). Интерьер собора уникален, детали его декорации восходят к Архангельскому собору Московского Кремля (Там же. С. 238-239); сохранились росписи (1644). Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. После Смутного времени каменное церковное строительство на Калужской земле почти полностью прекратилось. Известно о возведении в 1-й четв. XVII в. небольшого храма Казанского жен. монастыря в Калуге, квадратного, одноглавого, «с небольшим сквозным фонарем» ( Преображенский. 1891. С. 95; разобран в 1899), и о постройке игум. Мариамной на пожертвование царя Михаила Феодоровича 5-главой ц. Рождества Пресв. Богородицы в Рождественском мон-ре Перемышля (не сохр.; Там же. С. 111). Со 2-й пол. XVII в. началось активное церковное строительство, в 50-80-х гг. возведено ок. 20 храмов (из них 5 - в Калуге); в 90-х гг.- ок. 20 храмов (из них 3 - в городах). В городском храмовом строительстве доминировал тип 2-светного (реже односветного) бесстолпного четверика, завершенного пятиглавием: в Калуге - церкви Воскресения Господня (1654?; не сохр.), Рождества Пресв. Богородицы (Никитская), «что на площади» (1658, сильно перестроена), Ильинская (начата ок. 1683, не сохр.), арх. Михаила (1687, не сохр.), Покрова «на рву» (1687), Никольская (Николо-Слободская) (1691, не сохр.). Судя по фотографиям, колокольни завершались 8-гранными ярусами звона и шатрами со слухами, как при ц. Воскресения Господня в нач. ХХ в. ( Малинин. 1912, 2004. С. 127). Частично уцелела ц. Покрова «на рву» с 2-светным четвериком, нарядным объемным декором, более обильным в верхней части фасадов: пучки тонких колонок на углах, широкий многорядный фриз, над которым расположен ряд перспективных килевидных закомар. Завершение окон 2-го света с наборными колонками и массивными перспективными «корунами» заходит на фриз.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

19). Др. памятник деревянного зодчества XVII в., внесенный в альбом его литографий,- ц. первомч. архидиак. Стефана в с. Драчёве Меленковского у. (80-е гг. XVII в.?; утрачена в сер. XX в. Там же. С. 5. Ил. на л. 7). В «Описании церквей и приходов Владимирской епархии» отмечено, что «устройство этой церкви весьма простое»: она состояла из 3 срубов на подклетях; имела паперть, 2-скатную крышу с 1 большой главой, обитой деревянной «чешуей»; над трапезой стояла шатровая колоколенка, «рубленая на 8 углов». Над средней клетью был не обычный потолок, а т. н. верх холодный без подволоки (т. е. храм был летним). Внутри был «древний иконостас о трех ярусах, двери царские, сень и столбцы писаны на красках» ( Добронравов, Березин. 1897. Вып. 4. С. 98-99). В Меленковском же у. была отмечена Воскресенская ц. 1765 г. в с. Воютине, построенная в тех же традиц. формах народного зодчества (реставрация в 90-х гг. XX в.; сгорела в 2008, в 2009 построен новодел) ( Голышев. 1879. Ил. на л. 8; Добронравов, Березин. 1897. Вып. 4. С. 26-27; Косткин и др. 1996. С. 281). В Вязниковском у. Голышев на одной из литографий представил Стефаниевский погост (близ дер. Налескино), где тогда стояла деревянная Казанская ц. 1754-1758 гг. с приделом во имя первомч. архидиак. Стефана (с 1805 - во имя прор. Илии; утрачена в 2004). Это был типичный клетский храм с 2-светным четвериком, перекрытым высокой клинчатой кровлей с одной главой, 5-гранным алтарем, трапезой. Автор обратил внимание на то, что поздняя и простая архитектура одноглавого единоверческого Троицкого храма с 5-гранным алтарем 1852-1854 гг. в Мстёре имеет «характер церквей древних» (ныне не используется, в аварийном состоянии); на др. литографии изображен столь же скромный деревянный храм во имя Всех святых, построенный в 1841 г. на кладбище в Гороховце (не сохр.). Представлен также «убогий дом» в виде старинной часовни в Вязниках, где в Семик (в 7-й четверг по Пасхе) совершали панихиды по умершим без покаяния ( Голышев. 1879. С. 3, 4. Ил. на л.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

XVIII в. храм отличается пышным декором. Над кубом здания высятся 2 поставленных друг на друга восьмерика. Уменьшаясь вверх, объемы составляют гармоничное целое. Алтарная апсида пятигранна, колокольня восьмигранна, что создает впечатление игры объемов. Собор во имя св. апостолов Петра и Павла в Перми. 1757–1764 гг. Фотография. 2010 г. Собор во имя св. апостолов Петра и Павла в Перми. 1757–1764 гг. Фотография. 2010 г. Одним из лучших церковных сооружений Пермского края считается Никольская ц. с. Ныроб (Чердынский р-н), воздвигнутая в 1704-1705 гг. Храм относится к бесстолпному 5-главому типу. Причудливыми барочными украшениями, покрытием глав лемехом, разумной планировкой объемов храм схож с подобными постройками в Вологде и Вел. Устюге, органично вписываясь в наследие зодчих Русского Севера. Архитектура церкви отличается гармоничной композицией и нарядным декором. Опирающиеся на многоступенчатый пояс закомары созвучны окнам и 4 малым главам, поэтому кажутся удивительно легкими. Пятигранная апсида «рифмуется» с 5 главами. Коронообразные наличники, 8-гранные ниши на апсиде и декор кокошников напоминают о нарышкинском стиле. Церковь Всех святых в Перми. 30-е гг. XIX в. Архит. И. И. Свиязев. Фотография. 2010 г. Церковь Всех святых в Перми. 30-е гг. XIX в. Архит. И. И. Свиязев. Фотография. 2010 г. Представляет интерес и Иоанно-Богословская ц. в г. Чердынь (1704-1718), построенная для муж. мон-ря (при участии пленных шведов). Двухэтажное здание храма возвышается на высоком подклете. На каждом этаже имеются трапезная и притвор. Вост. часть храма оформлена полукруглой апсидой. Над верхним (2-светным) храмом поднимается небольшая 8-гранная колокольня, увенчанная главой (композиция церкви «под звоном» - еще одна особенность пермской архитектуры этого периода). Храм отличается простым декором фасадов и легкостью композиции. Особенно выразительны окна, имеющие затейливые завершения. Ступенчатые карнизы придают композиции динамичность, а основные объемы соединяются 3-арочными проемами.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Вид иконостаса церкви Пречистенского дворца в Москве. Рисунок. 1774 г. Архит. М. Ф. Казаков Вид иконостаса церкви Пречистенского дворца в Москве. Рисунок. 1774 г. Архит. М. Ф. Казаков Пожар в Твери 12 мая 1763 г. уничтожил почти всю деревянную застройку города на правом берегу Волги. Бедствие стало поводом к проведению масштабной реконструкции города в стиле новой регулярной архитектуры. С 1763 по 1767 г. К. работал в Твери (в научной лит-ре с этим периодом его карьеры архитектора связано много необоснованных предположений). К. исполнял чертежи фасадов путевого дворца, зданий на 8-гранной Фонтанной пл. (ныне пл. Ленина), а также провиантских складов. Главную роль в проектировании как путевого дворца, так и городской застройки играл Никитин, а возможно, и смоленский ген.-губернатор В. В. Фермор, назначенный ответственным за строительство в Твери. Все проекты этого периода были выполнены под влиянием уходившего из моды стиля барокко, характерного для школы Ухтомского, в соединении с принципом утилитарности, свойственным образцовым проектам. В этих работах трудно определить самостоятельный художественный почерк как К., так и Никитина. Достоверно известно, что в 1766 г. К. выполнил акварельный вид строящегося города с подробно изображенными древним кремлем, соборами, новым путевым дворцом на переднем плане и застройкой набережной «единой фасадой» вдалеке. В 1767 г. К. подписал проект Екатерининского придела собора Вознесенского монастыря в Смоленске (1697-1700) - небольшой постройки с 2-светным четвериком в 3 оси, увенчанным барочным 4-гранным куполом с люкарнами и ложной главкой. Окна были украшены «наличниками с ушами», а средний ризалит четверика - рустом. В 1768 г. К. составил образцовый проект одноэтажных домов в 5 окон для г. Белый Смоленской губ. (ныне Тверской обл.). Единственным украшением безликих фасадов здесь был руст вокруг среднего ложного окна. В 1768 г. начался московский период жизни К. Он приступил к работе над крупнейшим проектом того времени - строительством Кремлевского дворца, автором которого был Баженов.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

Указом царя Феодора Иоанновича от 28 янв. 1595 г. подворье с церковью и прилегающим участком было обращено в самостоятельный мон-рь. Согласно монастырской описи 1763 г., первая, собственно монастырская, церковь (а не домовая при подворье) была выстроена в 1595 г. по повелению царя Феодора Иоанновича, однако ее посвящение неизвестно ( Азлецкий. 1898. С. 5). Первоначальные деревянные постройки К. м. сгорели в 1649 г. В 1649-1652 гг. на средства торгового человека Гостиной сотни Гаврилы Федоровича Антипина (его двор находился рядом с обителью) в К. м. были возведены каменные 3-шатровый соборный храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, братский корпус с теплой домовой ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, колокольня и 2-этажный корпус келий. Собор К. м. стал одним из немногочисленных 3-шатровых каменных рус. храмов, строившихся в 40-70-х гг. XVII в. Внешние формы собора известны только по рисованным изображениям, в т. ч. гравюрам Э. Турнерелли (1837) и А. Дюрана (1839). Храм стоял на подклете. Так же как и у современных ему 3-шатровых церквей - московских Воскресения в Гончарах (1649; не сохр.) и Рождества Пресв. Богородицы в Путинках (1649-1652), а также Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в Вязьме (50-е гг. XVII в.),- четверик Иоанно-Предтеченского собора был сильно вытянут в ширину (с севера на юг) и нес 3 декоративных шатра, центральный из которых был лишь немного крупнее боковых. Особенностью четверика было его 2-скатное завершение. С востока к четверику примыкала крупная 3-частная апсида, а с запада - окруженная арочным обходом трапезная. Введенская ц.- 2-этажный храм с невысоким 2-светным четвериком, обширной трапезной и 3 большими полуциркульными апсидами. Четырехскатная кровля была увенчана тесно придвинутыми друг к другу 5 небольшими глухими главками. Колокольня невысокая, ее восьмерик завершался ярусом звона, увенчанным главкой на горке кокошников - вероятно, по местной традиции XVI в., поскольку в целом к сер. XVII в. повсеместно распространились шатровые колокольни. 7 сент. 1652 г. крупные строительные работы окончились, и мон-рь был освящен митр. Казанским и Свияжским Корнилием .

http://pravenc.ru/text/1319820.html

  001     002