Не углубляя своих познаний в этой области, человек легко может впасть в привычку, мертвящую и опустошающую. Необходимо непрестанно возрастать в познании Божием и не допускать, чтобы литургия превратилась в деталь нашего благочестивого быта. Именно от того, что она стала вместо литургии «обеднею», был пережит всеми нами глубокий кризис. Люди стали с большим удовольствием обращаться ко всякого рода чтению или развлечениям, предпочитая их литургии. Они, таким образом, лучше отдыхали и даже удовлетворяли свою потребность возрастать в своих познаниях. Это вполне понятно и оправдано. Человек — по натуре своей существо, устремленное к совершенству, к познанию и даже абсолютному познанию и полноте бытия. И вот парадокс: в силу этой устремленности к абсолютному совершенству, свойственной человеческой природе, люди уходят от того «места», которое и было дано Богом для стяжания познания и этой жизни. Именно скажу о том, что, к сожалению, веками установившиеся формы церковной жизни и богослужения не совсем отвечают исканиям и нуждам современных людей. И это понятно: формы эти созидались не нашими эпохами, для людей иного интеллектуального и психического развития, иного и опыта житейского... Но вопрос этот чрезвычайно сложен в Церкви, и поэтому пока частные случаи решаются таким порядком. Не получая в церковных службах храмового богослужения ответов на все свои нужды, некоторые люди вынуждаются к тому, чтобы ценою большой затраты сил и времени восполнить этот недостаток дома. Епископ Игнатий (Брянчанинов) сто лет тому назад писал, что в его уже время даже монахи, не получая в монастырях через личное руководство всего, что им было потребно, должны много читать Писание и творения св. отцов. Без этого они не могли преуспевать. Тем более приходится сказать все это для наших современников, живущих в миру, притом в миру не молящемся и забывающем о Боге. Итак, не беспокойся своею «неспособностью сосредоточиться», когда «становишься» на молитву. Сохраняй прежде всего память о Боге и мир сердца. Последнее особенно важно для тебя, так как оно у тебя некрепкое. Смотри, не надрывай без пользы малых сил твоего тела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Соображая с этим стихом стих 46, мы с несомненностью можем полагать, что эти собрания имели богослужебный характер и соединяли в себе все составные части богослужения, указанные в стихе 42: учение, общение, молитву и пение, средоточие коих составляло преломление хлеба, или евхаристия.    Совершение евхаристии по существу своему должно было составлять главный, средоточный акт собственно христианского богослужения, рассматривать ли ее со стороны ее божественного установления и сакраментального достоинства, или со стороны общественно жизненного значения. В ней, как ни в каком другом акте, собственно христианский элемент находит непосредственное и совершенное выражение. Такое, именно, значение и придавали ей первые христиане; ибо не только все общество христианское участвовало в совершении евхаристии, но для этой цели специально и предназначались частные ежедневные собрания.    Все другие акты — учение, молитва, пение — лишь обставляли акт преломления хлеба, имели значение приготовительных, сопровождающих и заключительных актов. Это, между прочим, видно из Деян. 20:7, где говорится о собрании в первый день недели для преломления хлеба, хотя в то же время упоминается о продолжительной беседе апостола Павла накануне разлуки своей с верующими. Если учение в этом случае заняло большую часть времени, перед преломлением и после преломления хлеба, и продолжалось до полуночи, это объясняется особенным обстоятельством, и оно не может быть названо целью собрания, главным актом его; целью собрания — было преломление хлеба.    Учение было связующим звеном обоих собраний — общественного и частного: оно происходило как в храме (εν τω ερ), так и по домам (κατ οκον) (Деян. 4:42). Но в этом и другом месте оно имело различное значение, различную цель, и потому и различную форму. В то время, как при храмовых собраниях оно составляло главный предмет, в собраниях частных оно было хотя существенным, но подчиненным в отношении к преломлению хлеба, так сказать, вспомогательным элементом. Там является оно как миссионерская проповедь для приготовления и обращения их к крещению (Дeяh.I.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прежде всего к этому разделу можно отнести два небольших фрагмента вводного характера из д. 196, л. 3–4 и 9–10 об. В них А.А. Дмитриевский говорит, что, тогда как большинство исследователей отводят богослужебным книгам скромную роль «богослужебных принадлежностей» 260 , он, Дмитриевский, относит их «к самым непосредственным и прямым источникам нашей науки» 261 . Следовательно, как и ко всякому источнику, к богослужебным книгам необходимо применить приемы «строгой научной критики» 262 в целях отделения зерен от плевел, что мы действительно будем наблюдать в дальнейших лекциях. Программа А.А. Дмитриевского по этому спецкурсу не сохранилась; кратко упоминает о преподанных молодым ученым разделах в своей программе по литургике Н. Ф. Красносельцев : «А приватдоцентом Дмитриевским: историческое обозрение богослужебных книг: Типикона, Служебника, Требника, Триоди Постной, Триоди Цветной и Октоиха» 263 . Однако до нас дошли лекции не по всем указанным в программе книгам, а лишь следующие: 1. Вводная лекция (д. 196, л. 3–4, 9–10). В лекции А.А. Дмитриевский говорит о богослужебных книгах, как источнике науки литургики, и обосновывает мысль, почему нужно изучать богослужебные книги. 2 . О церковном Уставе или Типике (д. 152, л. 1–24 об.; д. 196, л. 426–446 об., 258–281). В этом разделе, с которого, видимо, и был начат курс лекций, очень подробно рассматриваются Студийский и Иерусалимский типиконы со стороны как их содержания, так и истории. Здесь упоминается работа «Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков», вышедшая в феврале – марте 1882 г. Но, с другой стороны, не упоминается монография И. Д. Мансветова «Митрополит Киприан в его литургической деятельности», которая также вышла в 1882 г. Исходя из этого, мы можем предположить, что эта лекция была написана в 1882 г., в промежутке между выходом работы «Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков» и тем моментом, когда А.А. Дмитриевский ознакомился с монографией И. Д. Мансветова . В начале данной лекции А.А. Дмитриевский сравнивает Студийский и Иерусалимский богослужебные уставы, называет их сходства и различия. Заканчивается раздел словами: «Более частные отличия устава студийского от иерусалимского интересующиеся найдут в моей статье “Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков” В общем, нужно вполне согласиться со словами Ф. Тоскани, что служба по Студийскому уставу была короче, чем по Иерусалимскому, менее торжественна, чем в настоящее время, со значительным преобладанием чтения, а не пения» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Церковное пение концертного характера, совершенно тогда вышедшее из-под контроля церковных властей и совершителей богослужения, вполне секуляризировавшееся, привлекало в храмы толпы народа – «публики». Возникли, главным образом в Москве, вдали от ока Синода и уха капеллы, частные хоры с коммерческой целью. Некоторые из них содержались помещиками и были составлены из их крепостных. Но концерты, и вообще композиции итальянского стиля, требовали участия и женских голосов. Далеко не все владельцы хоров имели возможность содержать в своих хорах мальчиков. Тем более, что, несмотря на очень многие достоинства хоров с голосами мальчиков, мальчики в церковных хорах, особенно в хорах, содержавшихся с коммерческой целью, были невыгодны. Едва только мальчик овладеет всем репертуаром, как у него наступает перелом голоса, и все труды по его обучению и выучке репертуара оказываются напрасными. Но вводить женщину на клирос, чтобы она стояла там и пела среди мужчин, считалось неприличным не только для церкви, но и для эстрады. Тогда нашли способ обойти этот обычай. Крепостных девок-солисток стригли, одевали их в мужское платье, и в таком виде ставили вместе с мужчинами на клирос. Собственно, запрещения женщинам петь во время богослужения нет, хотя на такое запрещение в Православной Церкви и указывают иностранные авторы, касавшиеся русского современного хорового церковного пения 454 . Обычно иностранные авторы ссылаются при этом на Послания апостольское (например, Rudolf Karmann в журнале «Phono-Forum» (Bielfeld.Januar, 1961.S. 26), uлuErnsm Benz, Hans Thurn und Constantin Floros: Das Buch der heiligen Gesangen der Ostkirche (Hamburg, 1962, S.204)) – 1Кор.14:34–35 : «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении... ибо неприлично жене говорить в церкви...», и на 1Тим.2:11–12 : «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностию; а учить жене не позволяю». Даже при поверхностном чтении этих текстов делается ясным, что женщинам запрещается говорение, т.е. учительство или обсуждение разных церковных дел, но не запрещено пение в общине. Но, конечно, в те времена, когда женщины в храме стояли отдельно от мужчин 455 , стояние женщин на виду у всех, впереди, на клиросе среди мужчин, было неуместным. Но зато, казалось, не было препятствий помещать поющих в хоре женщин вместе с мужчинами на хорах, где такое смешение было скрыто от взоров предстоящих в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но так как во Второзаконии (17:8) путешествие из отдельных городов к этому месту называется восхождением (alita; взойдёшь), что обыкновенно употребляется о путешествии в Иерусалим, так как, далее, выражение: чтобы водворить имя Своё там обыкновенно (слова пр. Иеремии в Иер. 7: 12 составляют одно из немногих исключений) употребляется относительно храма в Иерусалиме, и так как, наконец, писатель Второзакония не упоминает совершенно о скинии: то в виду всего этого нужно согласиться с тем, что под местом, о котором говорится во Второзаконии, может разуметься только Иерусалим, и что храм предполагается с весьма большой, по крайней мере, вероятностью, уже существующим 311 . Таким образом, если Второзаконие и древнее законодательство (т. е. законы, заключающиеся в предыдущих частях Пятикнижия) согласны в том, что они приурочивают к одному месту общественное богослужение, то вместе с этим различаются между собой в том, что последнее ничего не знает о постоянном, неизменном месте святилища, между тем как Второзаконие говорит об одном святилище таким образом, что предполагает неизменность места, и, не называя при этом прямо Иерусалима, довольно ясно, однако, указывает на него. Итак, всё общественное богослужение девтерономик хочет сосредоточить в иерусалимском храме” 312 . Такова аргументация, развиваемая Римом и принимаемая другими исследователями критического направления (например, Шрадером и Кнобелем). Сила этой аргументации состоит в том, что те частные данные, на которые она опирается, заключают в себе долю правды; но вместе с тем – каждому из этих данных придано здесь слишком исключительное значение, и в этом, по нашему мнению, слабая сторона доказательства. Справедливость этого общего замечания обнаруживается вполне уже на первом из указанных признаков. Что путешествие к иерусалимскому храму обыкновенно в ветхозаветных книгах называется „восхождением”, это не может, конечно, подлежать сомнению; но, тем не менее, это – и не исключительный термин для обозначения только пути в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Саудовской Аравии арестованы десятки иностранцев за участие в немусульманской молитве 06.10.2010 Религиозная полиция Саудовской Аравии арестовала десятки эмигрантов за участие в немусульманской молитве, сообщает сайт " Christian Post " . Как сообщили в филиппинском посольстве Саудовской Аравии, среди арестованных были 12 рабочих-филиппинцев, молившихся на мессе вместе с французским священником. На следующий день после их ареста представителям посольства удалось уговорить полицию отпустить 11 задержанных филиппинцев. Сейчас посольство ведет переговоры с работодателем до сих пор остающегося под арестом филиппинца, чтобы тот смог ходатайствовать о его освобождении. Как сказали в посольстве, оно пристально следит за развитием событий. В целом за участие в молитве были арестованы, по меньшей мере, 90 человек. Хотя до сих пор не удалось установить их национальную принадлежность, однако, по некоторым источникам, все или почти все они тоже иностранцы. Судьба их пока не известна. В Саудовской Аравии, Конституция которой основана на Коране и Сунне (предания и слова, приписываемые пророку Мухаммеду), запрещены любые общественные богослужения и молитвы немусульман. Власти королевства разрешают немусульманам только проводить частные богослужения и совершать молитвы у себя дома. Правительство Саудовской Аравии, по-своему интерпретируя исламский закон, официально не признает и не поддерживает свободу вероисповедания, которая на практике бывает сильно ограничена. Так, саудовская Комиссия по распространению добродетели и предотвращению порока время от время совершает рейды на немусульманские общины и конфискует у них религиозные материалы. 85-90% населения Саудовской Аравии составляют мусульмане-сунниты. Согласно действующему в этом королевстве закону, переход мусульман в другую религию (апостасия), а также миссионерская деятельность немусульман наказываются смертной казнью. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 06.10.2010 19:40:18

http://drevo-info.ru/news/9348.html

Елея, с апостольского века до установления нынешнего его «Последования» . Главные предметы, которые теперь подлежат исследованнию, суть следующие: I) о месте чиносовершения св. Елея, II) о времени совершения, III) о совершителях сей св. тайны, IV) о лицах, приемлющих ohyю u V) о самом ее совершении. Некоторые из сих отделов очень сложны, и потому должны иметь свои подразделения, которые будут показаны на своем месте. Каждый же отдел и каждую часть его мы будем излагать методом историко-догматическим, т. е. изъяснять, насколько это возможно, во-первых – то, как известный предмет или обряд, начиная с апостольского века, восходил в своем образовании до утверждения «Последования», и во-вторых – указывать те догматические основы, по которым устанавливались и приняты в употребление те или другие элементы, входящие в «Последование». Но где окажется необходимым и полезным для дела, мы будем обращаться к источникам вспомогательным, напр. к психологии, медицине, законоведению, филологии, истории вообще, опытам жизни и т. п. I) О месте совершения таинства Елеосвящения Св. ап. Иаков, в чине Елеопомазания, говорит: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя... Анализ всего этого чина показывает, что веруюший – тяжко болен, лежит на одре и пресвитеров призывает для помазания к себе, в свое жилище. Очевидно, в апостольском веке литургический чин елеопомазания совершался по домам у постели больных. Но если недужные имели силы ходить и стоять, то чин сей мог быть совершаем над ними, в то время, и в собрании верующих, в церквах. Ибо, как видно из апостольских писаний, верующие, собираясь вместе, до некоторого времени повсюду беспрепятственно и свободно отправляли свои богослужения ( Иак. 2:2 , 1Кор. 11:18 ). Да и местами их богослужебных собраний служили тогда, между прочим, частные дома и домашние церкви в них ( χα χον ’Σχχληαα 1Кор. 16:19 , Кол. 4:5 . Рим. 16:5 ). Где совершалось св. помазание больных со II в. до V стол., из памятников древности неизвестно. В период тяжких гонений, у христиан почти не было открытых храмов и они совершали свои общественные богослужения в разных местах тайно от гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

В виду именно такого общения всех в молитве, чтобы все едиными устами и сердцем славили Господа, и выбирается обычно чтец, который читает псалмы и молитвы, а прочие молча слушают 942 . Поэтому-то, в церковных собраниях царствует такое молчание, что, не смотря на множество собравшихся, будто никого нет, кроме читающего псалмы, а особенно когда совершается молитва, то поддерживается благоговейная тишина и не слышно не только кашля, позевоты, вздохов, но даже никаких слов, кроме священнических. А кто молится вслух, тот считается виновным вдвойне: во-первых в том, что сам небрежно приносит молитву Богу и во-вторых в том, что другому мешает молиться с усердием 943 . Чтение 12 псалмов между братьями разделяется таким образом: если читающих два брата, то они читают по шести, если три, то по четыре; меньше двух и больше четырех чтецов в собраниях не бывает 944 . По окончании ночных молитвословий каждый, возвратившись в свою келью, принимается опять за молитву и не ложится спать до восхода солнца, когда можно приняться за рукоделие и дневные работы 945 . Сон после ночных общих собраний вреден в том отношении, что он может произвести в духе ленивую вялость, ослабит бодрость на каждый день. Посему к общественному мнению подвижники присоединяют и частное бдение, которое они совершают с большим тщанием, чтобы не потерять той чистоты, которая приобретена псалмопением и молитвами. Чтобы не напал сон после ночного молитвословия, подвижники, совершая частные молитвы, занимаются вместе рукоделием, так что у них не бывает и минуты без дела и размышления 946 . Дневные общественные собрания для молитвы практикуются, по словам преп. Кассиана, не везде у подвижников. Так у Египетских подвижников кроме вечерних и ночных собраний днем не бывает общественного богослужения кроме субботы и воскресенья, в которые они в 3 часа собираются для св. Причащения. В монастырях же Палестинских подвижники собираются для богослужения в течение дня три раза: ы 3, 6 и 9 часы и каждый раз прочитывают три псалма. При таком порядке Палестинских монастырей и молитвы тщательно приносятся Богу в установленные времена, и необходимые рукоделия не прекращаются, тогда как, будучи предоставлены свободному желанию подвижника совершать их дома, оне, конечно, и не всегда могут быть выполнены надлежащим образом 947 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Непорочное зачатие по необходимости должно было получить рекомендацию от Священного Сердца. Мария Алякок вселяла в душу это зачатие посредством маленьких записок, которые необходимо было глотать под видом пилюль. Поэтому она писала своему брату, который был священником: «Мы обещали, что вы будете принимать записочки, которые я вам посылаю, каждый день по одной, натощак, и будете служить или закажете служить девять месс, в течение девяти суббот, в честь Непорочного Зачатия, и столько же месс Страстей, в течение девяти пятниц, в честь Священного Сердца. Я думаю, что никто не погибнет из тех, которые посвятят себя ему исключительным образом». Известно, что иезуиты очень щедры на спасение для всех тех, которые соглашаются смело следовать их приказаниям. Кровь Искупителя ничего не значит в деле спасения человека с тех пор, как обращение к Священному Сердцу и к Непорочному Зачатию доставляет вам уверенность в спасении. Мы еще возвратимся к этому предмету по поводу ересей Римской церкви, противоречащих учению католической Церкви об искуплении. Мы могли бы привести множество чудес, очень странных, рассказываемых сердцепоклонниками в подтверждение божественного происхождения проповедуемого ими их культа: 37 но бесполезно стараться доказывать, что несторианская ересь, скрываемая под видом богослужения Священному Сердцу, выдается за откровение божественное; никто не оспаривает этого в Римской церкви, в особенности же теперь, когда, по милости Пия IX, Мария Алякок причислена к лику святых. Чтобы доказать, что плотское сердце Иисуса действительно составляет предмет культа, достаточно бросить общий взгляд на первую попавшуюся книгу по поводу этого богослужения. В ней можно прочитать, например: «Сердце Иисуса, щедрое к призывающим тебя! Сердце Иисуса, умилостивление за наши грехи и пр. и пр., заступись за нас!» Его призывают с неба, в евхаристии, повсюду, где помещают Иисуса Христа; оно имеет свои частные молитвы, из него делают отдельный предмет, который посвящают Отцу, Сыну и Святому Духу; говорят о его биениях и расширениях; утверждают, что оно составлено из крови Давида; что оно соткано из фибр удивительной чувствительности; что его движения тихи и пр. и пр. 38

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

За злонамеренные действия священников – Любчанского Адама Плавского, Новогрудского Игнатия Дылевского и Ведзьмянского Антония Горбацевича, в бытность мою в Новогрудке лично усмотренные и письменным объявлением большей половины духовенства Новогрудского деканата удостоверенные; за составление ими прошения, противного своему долгу и здравому смыслу; за низкие происки и обманы, употребленные ими, чтобы вовлечь других священников к подписанию такового прошения; за интриги и сеяние раздора между духовенством; за распускание, наконец, ложных слухов и выдуманных вестей: я предлагаю консистории подвергнуть оных священников: Плавского, Дылевского и Горбацевича, шестимесячной епитимии в Вольнянском монастыре, а сверх того последнего из них отрешить от занимаемой им депутатской должности. Ограничиваясь столь кротким исправительным средством против означенных трёх священников, я надеюсь, что поясненные выше их поступки произошли более от легкомысленности, нежели их истинной злонамеренности, и что священники сии прямым раскаянием и совершенным исправлением изгладят настоящий их проступок и не будут впредь для своих собратий камнем соблазна. Приходы, Никольский Новогрудский, Ведзьмянский и Любчанский, на время пребывания их священников в Вольнянском монастыре, имеет консистория поручить ведению соседствующих священников, по усмотрении местного благочинного. Литовской духовной Греко-униатской консистории, от 19 сентября за 485, об устройстве иконостасов в поименованных церквах Новогрудского деканата, в течение года Удостоверившись во время осмотра епархии, что не во всех деканатах духовенство Греко-униатское прилагает равное усердие к исполнению Высочайшей воли Его Императорского Величества о соблюдении обрядов богослужения, свойственных нашей Церкви, и соответственном сему устройстве самых храмов Божиих, я счёл необходимыми сверх общих предписаний из Греко-униатской коллегии и от меня уже последовавших, сделать ещё по некоторым деканатам частные распоряжения. Вследствие сего, предлагаю консистории распорядиться, чтобы в течение одного года, считая с настоящего дня, устроены были иконостасы в следующих важнейших приходских церквах Новогрудского деканата, кои оными ещё не снабжены, именно: 1) Любчанской, 2) Сеженской, 3) Цыринской, 4) Еремицкой, 5) Великожуховицкой, 6) Сенежицкой, 7) Райчанской, 8) Березовецкой, 9) Липовской, 10) Сновской, 11) Колпевицкой, 12) Островской, 13) Одаховской, 14) Черниховской, 15) Волковицкой, 16) Долматовской, 17) Великосворотовской, 18) Ведзьмянской, 19) Желязницкой, 20) Поручанской и 21) Сулятыцкой; а также, чтобы в сих церквах самые престолы устроены были так, чтобы духовенство могло совершать вокруг оных установленные по обряду нашего богослужения ходы и не было закрываемо от народа высокими, у Римлян самовольно заимствованными, так называемыми цибориями. С тем вместе, имеет консистория объявить посредством благочинного священникам поименованных выше церквей:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010