Такое понимание кажется самым вероятным по основаниям чисто музыкального свойства. Громкие орудия, каковы напр. кимвалы, должны были издавать слишком сильный, дробящийся звук, затруднявший усвоение надлежащего тона другими исполнителями. Посему мы находим вполне основательным русский перевод; что бы делать начало“, между тем изъяснение Гуляева слова lenazzeach в смысле для довершения“, 49 относящее выступление цитр к концу пьесы, оставляет нас в неизвестности касательно способа постановки храмового пения и музыки, поскольку оно склонно давать первенство кимвалам 50 . Что же следует отсюда по отношению к надписаниям псалмов? Во-первых, nazach употребляется в 1Пар. 15:21 в применении к музыкальной функции ветхозаветного богослужебного культа; отсюда мы вправе заключать, что заглавие menazzeach предназначает данный псалом к исполнению при храме. Получал ли он таковое, это решает второе положение, которое вытекает из разбора 1Пар. 15:21 . Члены ветхозаветного хора, долженствовавшие lenazzeach, своим началом давали тон другим инструментам, которые и сливались с цитрами в одну музыкальную мелодию. Ясно, что произведения такого рода получали назначение, соотвествующее своей цели, в действительном исполнении при богослужении. Но несомненно и то, что для этого нужно было переложить псалом на музыку (аранжировать) и разучить в хорах на предварительных репетициях. Предположение это необходимо и заставляет нас привнести еще новый оттенок в понятие menazzeach и видеть в нем указание на приготовление музыкально обработанного псалма к исполнению в доме Божием. Совокупляя все эти частные моменты в одном цельном представлении, мы придем к такому пониманию надписания menazzeach: оно отсылает известную священную песнь заведующему музыкально-вокальною областью при храме с тем, чтобы он сделал все нужное для употребления ее при храме в качестве богослужебной песни. Этот вывод находит себе подтверждение и в Таргуме, ибо халдейский переводник на место Евр. lamnazzeach ставит leschabbacha, что значит для хваления, для прославления“ 51 , т. е. при богослужении, ибо избранные Давидом из 88 тысяч Левитов ( 1Пар. 23:3 ) четыре тысячи певцов называются прославляющими Господа (mehallelim la Jhovah) и самые музыкальные орудия – сделанными для прославления (ascher asit: lehallel: 1 23:5 по Евр., по Рус. изд. 23:4. Ср. Сир. 47:12 ). Таким образом, leschabbacha говорит о храмовом музыкальном исполнении псалмов, implicit содержа в себе все те понятия, какие найдены нами в слове nazach. Вместе с этим надписание псалмов перестает быть пустым звуком 52 , не имеющим определенного значения, соответствующего его положению в заглавии поэтических, музыкальных“ произведений. Не устанавливая мотива, рода и способа музыкального исполнения, menazzeach однакоже несомненно свидетельствует, что данная песнь употреблялась при богослужении в дом Божием. В этом смысл его можно назвать terminus technicus.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Пётр Заведеев Практическое наставление Прежде чем приступать к изучению богословских наук, необходимо ознакомиться с лекциями по Закону Божию, которые являются в данном случае основою. Из всех отделов лекций Закона Божия можно выпустить только один «Краткий курс богословия», который здесь излагается более полно. Независимо от сего, приступающий к подготовке на диакона или священника, должен иметь в виду, что к экзамену на эти звания допускаются только имеющие свидетельство на учителя начальных училищ, а потому, если такового нет, необходимо прежде всего подготовиться и держать учительский экзамен. Заручившись свидетельством на учителя и ознакомившись с лекциями по Закону Божию (за исключением богословия), можно приступать к специальной подготовке по настоящим лекциям, при чем следует иметь в виду, что для экзамена на священника требуются все отделы без пропусков, а для экзамена на диакона требуется только один отдел «История раскола»; весь же остальной материал для подготовки на диакона содержится в «Лекциях по Закону Божию». Из посторонних пособий при изучении богословских наук, весьма важно иметь при себе библию и книги, составляющие церковный обиход. Первая – полезна для прочтения тех мест, на которые есть ссылки в лекциях, а вторые – для практической подготовки себя к священнослужению. Будет очень основательна подготовка, если учащийся, заучивая отделы богословских наук, будет прочитывать из библии указанные в них места, а также читать книги, употребляемые при богослужении. Что же касается изучения самих богословских наук, то это изучение ведется простым способом, а именно: прочитывается статья, перебирается в уме по частям и, затем, пересказывается своими словами. Первое, что должно быть после прочтения статьи, это – определение главной мысли. Когда найдена главная мысль статьи, тогда нужно подумать – какие в ней были частные мысли, послужившие для пояснения и развития главной. Выделив эти частные мысли, служившие для пояснения и развития главной, не трудно будет уже передать всю статью своими словами, а в этом и заключается заучивание. Читать далее Источник: Лекции по богословским наукам : (Полное рук. для подгот. к экзамену на священника)/Петр Заведеев. – [Репр. изд. 1908 г.]. – М. : Междунар. изд. центр православ. лит., 1997. – 731 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

— Я думаю, что понятие святоотеческого богословия все-таки довольно четко очерчивает определенную географическую и временную реальность. Существуют разные взгляды на то, когда закончилось святоотеческое богословие. Многие богословы считают — как, например, мой учитель владыка Каллист (Уэр), — что святоотеческое богословие не закончилось и продолжается, и я с этим согласен. Но все-таки, когда мы берем святоотеческую эпоху как предмет академического изучения, мы более или менее ограничиваем ее теми рамками, которые в свое время поставил аббат Жан-Поль Минь: с I по XIV вв., т.е. от Нового Завета до Григория Паламы, если говорить о восточно-христианской традиции; а если говорить о традиции западно-христианской, то до XI века. Это то, что мы понимаем под святоотеческим богословием, хотя, конечно, может быть и другое понимание термина. Что касается согласия отцов, consensus patrum, — это то общее и неизменное, что проповедовали Святые Отцы. То, что отражено в Символе веры, в классических вероучительных определениях, то, что отражено в нашем богослужении, которое все пронизано догматами веры — и там этот консенсус отражен в полной мере. А то, что в русской богословской традиции профессор В.В. Болотов обозначил термином «теологумен», под которым он понимал некое частное богословское мнение, — это то богословское мнение, которое мог высказывать тот или иной уважаемый автор, даже отец Церкви, но которое не находило поддержки у других авторов и не является частью общецерковного учения. Эти теологумены хорошо известны, например учение о всеобщем спасении, которое очень ярко выражено у Григория Нисского и у Исаака Сирина. Это частные мнения. В той форме, в которой оно было выражено у Оригена, оно было осуждено Церковью; в той форме, в которой оно было выражено у Григория Нисского и Исаака Сирина, оно не было осуждено Церковью, но не было и принято. Поэтому считать это частью православного вероучения мы не можем, но можем рассматривать это как частное мнение конкретных авторов. — Значит ли это, что пространство богословия не тождественно пространству вероучения, догматики, ортодоксии? Иначе говоря, с одной стороны, есть общецерковное вероучение, и здесь мы можем сказать: это — православно, а это — неправославно. А с другой стороны, есть зона, где возможно богословское размышление и где возникают частные мнения, которые не становятся частью учения Церкви, но являются элементами собственно богословствования. Так ли это?

http://pravoslavie.ru/140292.html

О классических нормах даосских богослужений, в первую очередь публичных, дает представление современная литургическая практика даосских общин, существующих до сего дня на территории Тайваня 302 . Религиозные церемонии совершаются здесь представителями жреческого сословия, которое представлено в виде двухступенчатой иерархии. Высшую ступень занимают дао ши (букв. «наставники пути»), именуемые также у тоу (букв. «черноголовые») в соответствии с приличествующими их сану головными уборами. Им принадлежит право совершения цзяо – даосской литургии, являющейся ритуальным актом космического обновления. Его проводят каждый первый и пятнадцатый день месяца. Богослужение совершается на древнем китайском литературном языке, понять который могут только самые образованные китайцы. При необходимости дао ши могут совершать и те обряды, которые обычно осуществляются низшим духовенством. Низшую ступень занимают фа ши (букв. «учителя закона»), называемые еще хун тоу (букв. «красноголовые»). Они отправляют службы на разговорном языке, посвященные низшим божествам, а также частные ритуалы (например, изгнание демонов). Относительно храмов следует сказать, что многие святилища не являются собственно даосскими, а представляют собой сакральные сооружения в честь местных божеств. Из богослужений самым заметным является ритуал «космического возрождения» , осуществляемый единожды в период 60-летнего календарного цикла 303 . Другие регулярные литургические службы также привязаны к циклу традиционного календаря. Широко распространены очистительные обряды – чжай цзяо (чжай – «пост»). Некоторые церемонии предполагают многодневные ритуалы. Самые распространенные частные богослужения – это погребальные церемонии и обряды поминовения умерших, а также молебны в день рождения или памятные даты жизни человека. Наряду с собственно литургическими действиями даосы использовали и активно используют комплекс методов и средств, которые можно с полным основанием назвать магическими или близкими к таковым. В частности, весьма было распространено изготовление амулетов (фу). Считалось, что они способны сохранить человека от действия демонов и от физических бедствий (болезней, ран). Любопытна также следующая практика: даосский посвященный совершал начертание сакрального символа на шелке, после чего тушь смывалась водой, которая, как полагали, вследствие этого приобретала чудодейственные свойства, в том числе способность исцеления болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кириллом и Мефодием или учениками их в Болгарии при Симеоне, который в этом отношении был очень сходен с Ярославом. 2) А эти, равно как и ранее переведенные книги нужны были именно для большего и большего распространения просвещения на Руси. Как сам Ярослав «любим бе книгам, прилежа им и почитая е часто в нощи и в дне», так этого же он желал и для всех своих подданных. Он глубоко сознавал, что «велика бывает полза от ученья книжного» и потому не щадил ни времени, ни сил, ни материальных издержек к дальнейшему и дальнейшему распространению этого учения по земле своей. С этой целью он 3) кроме существовавших со времен Владимира, устрояет «ины церкви по градом и по местом». Он знал, что на Руси несравненно больше безграмотных, нежели грамотных. И если для грамотных местами духовного просвещения могут служить школы, то для безграмотных такими местами служат по преимуществу храмы с их богослужением, с таинством крещения, которое предполагало собою научение, с проповедью слова Божия и т. д. Иными местами духовного просвещения для безграмотных могли служить 4) иноческие обители, где и словом и житием монашествующие издревле поучали притекающих в сии обители мирян. И мы помним, что Ярослав сам «любяше излиха черноризьце» и что при нем «черноризьци почаша множитися и монастыреве починаху быти». Для искавших же, подобно ему, высшей степени духовного просвещения чрез наученье книжное, Ярослав учреждает 5) училища нарочитые как при церквах, то есть приходские, с учителем-священником во главе, так и особые, каковым было училище Новгородское, стоявшие, впрочем, также под высшим наблюдением если не епископа (как это было в отношении к училищу Новгородскому), то пресвитера. 6) Учителями во всех этих училищах были по преимуществу пресвитеры или «попы», «понеже тем есть поручено Богом». Но это не исключало возможности и того, чтобы не только остальные члены клира (диаконы и причетники), а и частные грамотеи, мирские «люди хрестьяны» учреждали у себя на дому частные школы грамотности. 7) Пособием для учителей в утверждении и распространении ими духовного просвещения, равно как и для дальнейшего самообразования научившихся грамоте и основаниям веры и благочестия в помянутых школах являются библиотеки при церквах, подобные той, которая учреждена была Ярославом при церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Правовое положение частных церквей определялось статусом их основателя и владетеля (епископские, монастырские и принадлежащие др. церковным учреждениям, частные во владении мирян (позднее патронатные), общинные). Поэтому вопросы распоряжения имуществом и замещения должностей могли решаться по нормам как церковного, так и светского права. Частные церкви, построенные владельцами на собственных землях, были объектами наследования и имущественного отчуждения. Власть правящего епископа над такими храмами была сильно ограниченной, т. к. владелец храма обладал правом распоряжения церковным имуществом и доходами, в т. ч. устанавливал содержание приходским клирикам, представлял епископу кандидатуры для рукоположения, а зачастую сам назначал их на церковные должности без к.-л. предварительного согласования с епископом (см. ст. Инвеститура ). Довольно рано стала распространенной практика, когда владелец храма ставил на должность настоятеля родственников (даже мирян) с предоставлением им приходских доходов, при этом богослужения, требы и др. пастырские обязанности (cura animarum - попечение о душах) совершались и исполнялись викарием - приглашенным священником, получавшим небольшое содержание. Права мирян на обладание частными храмами, распоряжение церковным имуществом и должностями стали объектом критики в период клюнийской реформы и григорианской реформы . В XI-XII вв. в церковное законодательство были внесены положения, лишавшие мирян этих прав, а также были выработаны нормы патроната , согласно которым светский патрон храма обладал лишь правом представлять на утверждение правящему епископу кандидатуру приходского священника. Однако в реальности данные нормы соблюдались не всегда и не в полном объеме; в результате на протяжении длительного времени правовая практика, касавшаяся частных храмов, патроната и И., сильно отличалась от предписаний церковного законодательства. С кон. XII - нач. XIII в. термин «патронат» стал применяться к разнообразным правам церковных и светских владельцев частных храмов, в т. ч. к И., фактически далеко выходившим за рамки, установленные канонами о патронате в Декрете Грациана и декретальных сводах «Liber Extra» (см. Декреталии Григория IX ) и «Liber Sextus». Из-за несоответствия, а часто и прямого противоречия практики предписаниям канонов четкого понятия и правового института И. в церковном праве (в т. ч. в «Corpus iuris canonici» и ординарных глоссах к ним) так и не сложилось.

http://pravenc.ru/text/389609.html

С 10 в. в качестве самостоятельной книги появляется требник (rituale) – предназначенное для священника собрание чинопоследований ряда таинств и обрядов. По мере увеличения числа отличий богослужения, совершаемого епископом, от священнического, с 13 в. в качестве самостоятельной книги епископского священнослужения появился понтификал 925 . Основу текстов для совершения литургических часов в древности составляла Псалтирь. Однако по мере развития богослужения суточного круга ее начинают дополнять коллектарий и орационал (сборники молитв на определенные дни), а также гимнарии (собрания гимнов) 926 . Книгой, позволяющей следовать при совершении богослужений церковному календарю, является мартиролог. Кроме того, к концу 1 тыс. оформились основные книги, предназначенные для певчих и содержащие не только тексты песнопений, но и музыкальные указания: антифонарии 927 и градуалы 928 . Названные типы книг в Средние века не подчинялись жестким нормам в отношении структуры и состава текстов, поэтому книги одного типа могли существенно различаться. В отдельных богослужебных обрядах на Западе имелись некоторые собственные типы богослужебных книг. Например, Liber offerentium в мозарабском обряде включала частные последования мессы, за исключением Евхаристии; чтения входили в состав Liber commicus и т.д. В 10–11 вв. происходит процесс слияния разнородных текстов, относящихся к богослужениям того или иного конкретного типа, в самостоятельные книги. Тексты, содержавшиеся в отдельных книгах, были собраны в миссал, где частные последования месс распределены по дням богослужебного календаря 929 и конкретным случаям 930 . Тексты богослужений суточного круга из Псалтири, гимнария 931 и других книг, распределенные по литургическим часам, недельному кругу и дням календаря, были сведены в бревиарий (относительный аналог часослова) 932 . Миссалы и бревиарии, сильно варьировавшие по составу в различных регионах и монашеских орденах 933 , претерпели эволюцию, которая в позднем Средневековье привела к утрате единообразия в богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Я думаю, что понятие святоотеческого богословия все-таки довольно четко очерчивает определенную географическую и временную реальность. Существуют разные взгляды на то, когда закончилось святоотеческое богословие. Многие богословы считают — как, например, мой учитель владыка Каллист (Уэр), — что святоотеческое богословие не закончилось и продолжается, и я с этим согласен. Но все-таки, когда мы берем святоотеческую эпоху как предмет академического изучения, мы более или менее ограничиваем ее теми рамками, которые в свое время поставил аббат Жан-Поль Минь: с I по XIV вв., т.е. от Нового Завета до Григория Паламы, если говорить о восточно-христианской традиции; а если говорить о традиции западно-христианской, то до XI beka. Это то, что мы понимаем под святоотеческим богословием, хотя, конечно, может быть и другое понимание термина. Что касается согласия отцов, consensus patrum, — это то общее и неизменное, что проповедовали Святые Отцы. То, что отражено в Символе веры, в классических вероучительных определениях, то, что отражено в нашем богослужении, которое все пронизано догматами веры — и там этот консенсус отражен в полной мере. А то, что в русской богословской традиции профессор В.В. Болотов обозначил термином «теологумен», под которым он понимал некое частное богословское мнение, — это то богословское мнение, которое мог высказывать тот или иной уважаемый автор, даже отец Церкви, но которое не находило поддержки у других авторов и не является частью общецерковного учения. Эти теологумены хорошо известны, например учение о всеобщем спасении, которое очень ярко выражено у Григория Нисского и у Исаака Сирина. Это частные мнения. В той форме, в которой оно было выражено у Оригена, оно было осуждено Церковью; в той форме, в которой оно было выражено у Григория Нисского и Исаака Сирина, оно не было осуждено Церковью, но не было и принято. Поэтому считать это частью православного вероучения мы не можем, но можем рассматривать это как частное мнение конкретных авторов. — Значит ли это, что пространство богословия не тождественно пространству вероучения, догматики, ортодоксии? Иначе говоря, с одной стороны, есть общецерковное вероучение, и здесь мы можем сказать: это — православно, а это — неправославно. А с другой стороны, есть зона, где возможно богословское размышление и где возникают частные мнения, которые не становятся частью учения Церкви, но являются элементами собственно богословствования. Так ли это?

http://patriarchia.ru/db/text/5825518.ht...

В детских домах Патриарх предлагает создавать попечительские советы с участием священнослужителей. Кроме того, в числе предложений есть и такие: принять документы, регламентирующие участие детей в богослужениях, и утвердить постное меню в соответствии с медицинскими требованиями. Порядок участия детей в уборке помещений, приготовлении пищи предполагается также оформить юридически. Ну и, разумеется, проводить " активную информационную политику поощрения государством усыновления " . Есть и глава, посвященная противодействию абортам. В ней – восемь пунктов. Большая их часть нацелена на " осуждение абортов и разъяснение их негативных последствий " . Эти положения включают как размещение пропагандистских материалов в СМИ, так и создание " центров кризисных беременностей " при роддомах и приютов для матерей-одиночек, оказавшихся в трудной ситуации. С этими предложениями никто не спорит. Более того, Галина Семья утверждает, что в ряде регионов такие центры и приюты создаются, в том числе и с участием православных священнослужителей. Но вот предложение " вывести операции по прерыванию беременности (за исключением случаев прямой угрозы жизни матери) из системы медицинского страхования и исключить совершение абортов на средства налогоплательщиков, в том числе принципиальных противников абортов " , единодушного одобрения не вызвало. – Я полностью поддерживаю проведение разъяснительной работы, но запрещать аборты нельзя, женщина должна иметь право выбора, – заявила " Известиям " депутат Госдумы Татьяна Яковлева. – Иначе женщины пойдут в частные клиники, их там будут уродовать, делать бездетными. По словам Яковлевой, частные клиники уже сейчас нарушают правила, проводя аборты на любом сроке. – Мы даже вынуждены разработать законопроект, ужесточающий наказание в этой области, – говорит депутат. – С точки зрения морали я с Патриархом согласен, – говорит главный акушер-гинеколог Московской области Александр Гридчик. – Врачи призваны спасать жизни, а не убивать. Но запреты абортов мы уже проходили в 1946-1947 годах и получили увеличение криминальных вмешательств, а также увеличение смертности. Это не все. С точки зрения экономической эту меру надо просчитать, ведь после криминальных абортов женщины будут поступать к нам в реанимацию в тяжелом состоянии, и денег на их лечение за счет налогоплательщиков будет тратиться много. Кроме того, возможно, придется делать бездетным женщинам ЭКО, а это уже миллионы. Сейчас, кстати, аборт стоит 3,5 тысячи рублей для страховой компании.

http://religare.ru/2_82486.html

Вот эта концепция. 1) Вводная часть . 1 .1) Понятие о богословии (как слове о Боге; слове Бога (от Бога); слове, обращенном к Богу). Понятие «православный». Понятие о православном богословии. Понятие о догматах 690 . Свойства догматов. Назначение догматов. Деление догматов на основные (общие) и частные. Вопрос о количестве догматов. Догматические формулировки. Изменяемость догматических формулировок и неизменяемость догматов (как смыслового наполнения этих формулировок). Неизменяемость Православного вероучения в целом в отношении содержания догматов. Понятие о Православном Догматическом Богословии. Метод, цели и задачи Православного Догматического Богословия как науки. Вопрос о формах разделения православно-догматического учения на части и разделы. Значимость Православного Догматического Богословия для православных христиан. Пути развития Православного Догматического Богословия как науки. Богословские термины и выражения. Значение богословских терминов и выражений. Частные богословские мнения. Значение и место частных богословских мнений в Православном Догматическом Богословии. Критерии и признаки истинности и допустимости частных богословских суждений. Вопрос о «согласии отцов». Место православной догматики в кругу прочих православно-богословских наук. Принципиальные отличия Православного Догматического Богословия от философии. 1 .2) Божественное Откровение. Понятие о Божественном Откровении. Виды Божественного откровения (естественное и сверхъестественное). Понятие о естественном откровении. Всеобщая доступность естественного откровения. Недостаточность естественного откровения для полноценного богопознания, богопочитания, формирования личных отношений человека с Богом. Сверхъестественное откровение Божье. Значимость сверхъестественного откровения для богопознания, богообщения, богослужения, богопочитания, богоуподобления. Способы и формы передачи сверхъестественного откровения. Цели и задачи сверхъестественного откровения Бога во времена Ветхого и Нового Заветов. Полнота откровения, преподанного людям через Господа Иисуса Христа (Господом Иисусом Христом).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010