Точно известно, что один из приделов крипты был посвящен Пресвятой Деве, но между 1282 и 1316 годами в верхней церкви, к востоку от хора, появился тоже придел Богородицы. Он славился красотой и был отличным примером готического стиля. Стены его покрывали изображения сцен из земной жизни Христа и разных святых дев, а запрестольная перегородка была украшена золотом и яркими цветами. В церкви Ившемского монастыря было очень много престолов. По одним сведениям, престолов было 15, не считая главного престола. Пресвятой Деве была посвящена отдельная часовня и один из престолов в крипте. В верхней церкви престолы были посвящены: Пресвятой Троице, святому Кресту, святому Эгвину, святому Бенедикту, святому Петру, святому Андрею, святому Иоанну Предтече, святому Стефану, Томасу Кентерберийскому (это католический святой) и другим, сведения о которых не сохранились. В крипте, помимо престола во имя Богородицы, существовали престолы во имя святого Иакова, всех апостолов и святого Власия. В начале XVI века в северной стороне нефа была построена новая часовня во имя святого Эгвина, а на южной стороне – часовня в честь святого Креста. Не так давно были найдены балдахины обеих часовен и частично сохранившиеся другие украшения очень высокого качества. Вне главной монастырской церкви в обители существовали и другие часовни, как-то: часовня святой Марии Магдалины рядом с локуторией (приемной монастыря), часовня святого Михаила в лазарете, часовня в покоях аббата и другие. Из южной двери церкви можно было попасть в крытую галерею. С одной стороны галереи располагались ниши, в которых монахи занимались, а с другой стороны, рядом с входом в трапезную, находились уборные. Комната капитула была еще одной жемчужиной обители Ившем. Она была обустроена в XIII веке, по своему великолепию могла сравниться с комнатами капитула Йорка и Саутуэлла. Она была десятиугольной, около 51 фута в диаметре, имела сводчатую крышу без поддерживающей колонны. Недавно было найдено одно рельефное украшение из комнаты капитула.

http://pravoslavie.ru/50899.html

Пермь. Храм-часовня Стефана Пермского. Карта и ближайшие объекты В 1880 году протоиерей Евгений Алексеевич Попов (1824-1888), автор исторической летописи " Великопермская и Пермская епархия " , открыл временный комитет по сооружению в городе Перми часовни в память 500-летия проповеди св. Стефана Великопермского. Позже комитет стал называться обществом к поддержанию чистоты нравов в народе по духу православной церкви, а после строительства и освящения часовни Пермским православным церковным братством св. Стефана (теперь " Братство св. Стефана " ). На его средства и сооружалась часовня. Часовня Святителя Стефана Великопермского была построена в 1882–1887 годах. Она является памятником культуры и истории регионального значения. Сейчас в здании расположены храм-часовня, воскресная школа Свято-Троицкого кафедрального собора, епархиальная библиотека и редакция газеты «Православная Пермь». Также здесь проходят занятия с семинаристами. Пермская Епархия проведет капитальный ремонт и реконструкцию часовни. Часовня во имя Стефана Пермского. Комсомольский пр. 18. Архитектура Перми представляет собой полную картину стилей, развивавшихся в истории русской архитектуры на протяжении большого периода с XVIII по ХХ вв. В архитектуре других городов Урала некоторые из них выпали, некоторые не получили достаточного развития. Особенность стилевой картины Перми – наличие памятников, в которых ярко проявились региональные черты стилей, оригинальное переплетение стилевых форм. Во второй половине XIX в. в связи с развитием промышленности и транспортных функций Перми происходит интенсивная застройка города. Появляется значительное число общественных зданий, жилых домов, активно ведется церковное строительство. Город резко обновляется после пожара 1842 г. Стилевые направления зданий Перми этого времени отличаются значительным разнообразием. В архитектуре общественных зданий, как и в других городах России, начинают проявляться черты эклектики, а позже – модерна. Как пишет исследователь пермской архитектуры А.С.

http://sobory.ru/article/?object=08929

Ведущий стройку архитектор по ходу строительства на основе эскизного проекта выполнял рабочие чертежи. Естественно, что в прорисовку деталей он вносил свое понимание. Так что его постройки нельзя полностью считать лично авторскими. И проект часовни прошёл преломление сквозь понимание ведущего архитектора. Так появились чуждые почерку Львова коринфские капители. Они выше по размеру тосканских, поэтому пропорции колонн изменились, они стали приземистее. Кроме того, колонны ротонды при довольно широком интерколумнии явно имеют недостаточную толщину. Посмотрите внимательнее – они «как спички». Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? На сегодняшний день мы не знаем автора проекта часовни, поэтому нужны точные и краткие формулировки ответа на этот вопрос, которые не должны людей несведущих вводить в заблуждение о роли Львова формировании архитектурного облика Торжка. Была ли Крестовоздвиженская часовня надкладезной? Источник: Н.А. Крестовоздвиженская часовня в Торжке 13 апреля 1978 года в газете «Маяк коммунизма» (г. Торжок) была опубликована статья А. Баталовой «Новое о ротонде». Автор статьи, в ту пору студентка Московского архитектурного института, участвовала в проходившей в 1973–1976 годы реставрации часовни. А. Баталова пришла к выводу, что в 1814 году новые владельцы каменной часовни «изменили архитектурный характер здания, чтобы часовня приобрела нарядную привлекательность». В то же время она отожествила часовню-ротонду с записью в «Ручном дорожнике» И. Глушкова (1801): «а этот посредине стоящий столб есть бывший прежде прекрасный фонтан», а также с записью в «Генеральном соображении по Тверской губернии 1783 года»: «для пользы и украшения города по случаю употребления всеми жителями в пищу воды из родника, именуемого Здоровцом строится ныне на торговой стороне каменный фонтан, в котором вода трубами действительно уже проведена». В результате анализа этих сведений она пришла к выводу, что в 1783 году в развитие системы самотечного водопровода возникла и часовня-ротонда как публичный городской фонтан. Отмечу, что этот вывод Баталовой был ошибочным, так как согласно дошедшим до нас планам самотечного водопровода, «на торговой стороне каменный фонтан» (цитата из «Генерального соображения…»), а по цитате из книги Глушкова «посереди стоящий столб…», находились на Торговой площади не на берегу реки Тверцы, а в центральной части площади. Неправильно определённое Баталовой место фонтана повлекло за собой и следующую ошибку, то, что якобы Крестовоздвиженская часовня была построена первоначально в 1783 году. Далее А. Баталова пишет, что «изучение здания в натуре во время реставрационных работ «подтвердило документальные сведения о том, что ротонда в прошлом была общественным водоёмом – публичным каменным колодцем».

http://sobory.ru/article/?object=01142

В 1994 году исследователь нижегородской архитектуры Н.Ф. Филатов выдвинул свою версию происхождения указанных объектов. Он считал, что часовня на Варварке была построена в 1890 – 1891 годах и принадлежала Арзамасской Алексеевской общине, а часовню на Ильинской улице, датируемую им 1890-ми годами, связал с Вознесенской церковью, расположенной на той же улице, приписав проект епархиальному архитектору А.К. Никитину. Проведенные нами в свое время историко-архивные изыскания опровергают эти утверждения. Действительно, до самого начала ХХ века и на Варварке (в районе современной улицы Академика Блохиной), и у «Ильинской решетки» (поста по дороге на Москву) существовали часовни, отмечавшие прежние границы города. На Ильинке часовня дополнялась сторожевой будкой и питейным домом («последний кабак у заставы»). Всё это зафиксировано на генплане Нижнего Новгорода 1804 года, хранящемся в фондах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Подобные «комплексы» в это время имелись и при других выездах из города, в частности, в сторону Казани по Большой Печерской улице. В дальнейшем, по неустановленным пока причинам, обе упомянутые часовни перестали существовать: на подробном фиксационном генплане Нижнего Новгорода съемки 1848 – 1853 годов (восстановлен и издан Верхне-Волжским геодезическим центром в 1992 году) они уже не показаны. Ныне существующие часовни генетически не связаны со своими предшественницами. Остановимся на их истории. В марте 1897 года домовладение 36 по Варварской улице перешло к Ягодинскому Введенскому женскому монастырю (находился в селе Ягодном Княгининского уезда) для организации своего подворья (представительства) в губернском городе. В связи с этим, к боковому фасаду полукаменного жилого дома, выстроенного еще в 1880 году, была пристроена каменная часовня. Автором проекта, как указывала газета «Волгарь», являлся нижегородский архитектор П.А. Домбровский. Закладка часовни состоялась 9 августа 1898 года. Она сопровождалась крестным ходом от стоявшего неподалеку храма св. великомученицы Варвары (на месте современного концертного зала «Юпитер»). «Закладку часовни совершил настоятель Федоровского Городецкого монастыря архимандрит Феодосий в сослужении с протоиереем Варваринской церкви о. Е. Глебским и в присутствии настоятельницы Ягодинского монастыря игуменьи Марии». В отчете благочинного подворий женских монастырей и общин за 1906 год сообщается, что часовня устроена в 1899 году. Видимо, здесь приведена дата завершения строительства и начала богослужений. Другой архивный документ сообщает, что часовня возведена «в память Священного Коронования Их Императорских Величеств».

http://sobory.ru/article/?object=01879

В ноябре 2008 г. на восстановление Сергиевской часовни было получено благословение Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Решением Благочинного Пушкинского района часовня была приписана к Местной религиозной организации православного прихода Спасского Храма мкр. Клязьма г.Пушкино Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви. 7 августа 2009 г. на месте часовни был установлен Поклонный крест. В апреле 2010 г. после собрания жителей Тарасовки по поводу сноса части жилых домов, входящих в зону строительства автомагистрали «Холмогоры», было выяснено, что часть выделенного участка под строительство часовни вошло в зону застройки Ярославского шоссе, поэтому конфигурацию согласованного ранее земельного участка пришлось пересматривать и пересогласовывать. На это пересогласование ушел весь 2010 г. и часть 2011 г., после чего на основе старых сохраненных чертежей часовни был разработан новый проект строительства часовни, привязанный к земельному участку в новой конфигурации. В 2011 г. восстановление часовни героям войны 1812 г. в посёлке Тарасовка было включено в программу основных мероприятий Московской области по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 г. 5 мая 2012 г. на средства благотворителей было начато строительство памятника-часовни. В присутствии руководителей Администрации СП «Тарасовское», членов Пушкинского общества краеведов, представителей Пушкинского благочиния и жителей с. Тарасовское произведены закладка и освещение фундамента под возведение часовни на отведенном участке. http://www.sovet1812.ru/proekt/chasovnya.html Часовня в Звягино. В XVII-XVIII вв. в Звягине существовала деревянная Сретенская церковь, в 1772 г. перенесенная в Кудрино. На кладбище на её месте была построена часовня, последняя из существовавших - по проекту 1912 г. В 1912 г., к 100-летию Отечественной войны 1812 г., усилиями владельца куракинской шелкоткацкой фабрики Григория Владимировича Сапожникова и при ходатайстве жителей Тарасовки была построена каменная часовня по проекту архитектора Семена Митрофановича Ерофеева. Она была сооружена в память событий 1812 г., когда Донские казаки и мирные жители Тарасовки смогли остановить продвижение французских войск к Троице-Сергиевой Лавре. Аналогичная часовня была построена в Черкизово. 26 августа 1912 г. состоялась торжественная закладка часовни.

http://sobory.ru/article/?object=29318

http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Часовня Николая Чудотворца была построена в 1693 году, но с момента первой постройки несколько раз переделывалась. Очевидно, что первым строением был основной сруб клетского типа из бревна с повалами в верхней части, с молельным помещением и притвором под единой двускатной кровлей. Над притвором установлена высокая колокольня на бревенчатом восьмерике с повалами к верху, шатровой кровлей на восьми столбах. На колокольне - луковичная главка с восьмиконечным крестом. Также две главки с крестами высятся над крыльцом и над молельным помещением. Изначально часовня была бревенчатая, без обшивки тесаной доской. Этому свидетельствует очень качественно выполненный тес бревна на внутренних стенах. Позже к часовне было пристроено массивное крытое крыльцо, которое стало своеобразными сенями-притвором. Широкая лестница, окна в каждом помещении. Скорее всего, в этот период, когда появилось крыльцо, и была обшита часовня. Точные даты строительства крыльца установить не просто, но если смотреть на тип тесаной доски, которой часовня в результате переделок была обшита снаружи и внутри - то она очень похожа на доску, которой обшивали часовни более позднего периода - от конца XVIII века до середины XIX века (на примере заонежских и кондопожских часовен). Часовня была богата украшена резными элементами, от которых в разные периоды оставалось все меньше деталей. На 2018 год сохранились только причелины и элементы подзора на колокольне. К XX веку кровля, шатер и главки часовни были покрыты металлом. Скорее всего, эти работы были выполнены или в самом конце XIX века, или в самом начале XX века. Под металлом кровли и шатра колокольни видна старая деревянная кровля, которая, скорее всего, тоже не историческая, а после ремонта, предположительно в первой половине XIX веке (предположение основано на аналогичных образцах деревянных часовен Карелии XIX в.). Первая кровля была выполнена по безгвоздевому принципу «по курицам и потокам» - этому свидетельствуют определенные зарубки на срубе.

http://sobory.ru/article/?object=11338

В 1801 г. на острове Большая Муксалма был построен новый скотный двор, деревянный, со многими хлевами и крытым над ним сеновалом. Вероятно, намного раньше здесь была построена и деревянная часовня во имя св. Власия. В известном сочинении архимандрита Досифея о ней сказано: «Часовня на Муксаломском острове во имя Св. Священно-мученика Власия, при коей состоит скотный двор и келии в два этажа с другими службами. Туда же в 1829 году перенесена с Соловецкаго острова деревянная кладбищенская Церковь Преп. Онуфрия». В том году, как можно думать, из-за ветхости старой часовни решено было поставить новую, для чего и использовали разобранный деревянный Онуфриевский храм, взяв от него, по меньшей мере, четверик. Это подтверждают современные исследования часовни. Кровля с главой, двери и крыльцо были изготовлены новые: «у скотного двора для моления живущих исправлена, для благоприличия украшена часовня, обита новым тесом, покрыта новая кровля с главою, полог, двери, окна, крыльцо с лестницей и балясами и прочие принадлежности построены». В 1876 г. на острове Большая Муксалма была построена каменная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Архимандрит Мелетий упоминает, что некоторое время после постройки нового храма деревянная часовня Рождества Христова оставалась на прежнем месте. «На разстоянии 20 саж. от церкви [каменного храма во имя прп. Сергия Радонежского] находится деревянная часовня во имя Рождества Христова, устроенная из прежней деревянной кладбищенской церкви Преподобн. Онуфрия Великаго». Впоследствии часовня была перенесена на остров Малая Муксалма, где она находится и по сей день, чудом пережив бурное ХХ столетие. Сейчас у часовни отсутствуют старое завершение, алтарь и галереи. Однако некоторые детали конструкции ясно указывают на то, что это перестроенный храм. При установке перевезенную часовню развернули на 180 градусов, поэтому следы примыкания старого алтаря оказались скрыты новым притвором. Ныне здание находится в аварийном состоянии. По центру крыши зияет дыра на месте рухнувшей в результате удара молнии главки.

http://sobory.ru/article/?object=18993

Тобольск. Часовня Александра Невского. Александровская часовня Карта и ближайшие объекты В июле 1837 года в Тобольске побывал цесаревич Александр Николаевич, впоследствии император Александр II. По прошествии 50 лет в память об этом событии построена Александровская часовня на Плац-парадной площади в подгорной части Тобольска, напротив губернаторского дома. Освящена она была в дни празднования 300-летия Тобольска. Проект местного зодчего был поправлен Альфредом Парландом, автором храма «Спаса-на-Крови» в Санкт-Петербурге. Часовня размерами 6 на 6 метров сложена из кирпича и побелена. Несмотря на невеликие размеры, она прекрасно «держит» большую площадь, которая носит имя часовни. Источник: Тобольско-Тюменская епархия Находящаяся в Нижнем Посаде Александровская часовня всецело связана с Домом Романовых. 2 июня 1837 года Тобольск посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич. Огромные массы народа покрыли в тот день берег в Подчувашинском предместье. Со старинного Московско-Сибирского тракта на правый берег наследника престола доставил специальный катер. На берегу Александра Николаевича встречали генерал-губернатор князь П.Д. Горчаков, гражданский губернатор Х.Х. Повало-Швейковский и многочисленные тобольские чиновники. Для приема цесаревича был приготовлен генерал-губернаторский дом на плацпарадной (Благовещенской) площади. Этот дом был и путевым дворцом на случай приезда в Тобольск высоких гостей. Свой первый день в городе Александр Николаевич начал с посещения Софийско-Успенского собора, осмотра Кремля, где он сделал один удар в ссыльный Углический колокол. После прогулки по Кремлю наследник посетил Тобольскую гимназию, где ему были представлены преподаватели, в их числе и П.П. Ершов, который преподнес цесаревичу свои приветственные стихи, за что был вознагражден часами. Наследник осмотрел гимназические классы, приказал спросить уроки учащихся, отведал их кушанья и, найдя во всем чистоту и порядок, остался очень доволен. Вечером в помещении Общественного собрания был дан бал в честь цесаревича. Наследник престола кроме польского протанцевал четыре французских кадрили.

http://sobory.ru/article/?object=00972

1216 Одна из часовен Пучюжской волости Важского уезда была . —332— основана в 1690 г. близь церкви на том месте, где прежде стоял крест, сооруженный в память происходившего здесь в Смутное время побоища с Литовскими людьми, и таким образом эта часовня имела значение памятника исторического события. 1217 Часовня в Усть-Кулуйском погосте в Кокшенгской четверти Важского уезда была построена в 1677 г. на месте погоревших церквей этого погоста «ради хранения книг и церковной всякой казны и утвари». До возобновления этих церквей «за великую нужду», как замечает перепись, «в той часовне пели и говорили утреню и часы, и вечерню, и повечерие, и молебны». 1218 Встречаем случаи, когда часовня служит усыпальницей. Так в одной из часовен Великониколаевского прихода Важского уезда находилась каменная гробница блаженного Григория, Шенкурского чудотворца; «а та гробница», как гласит опись, «поволочена крашениною, а над тою гробницею построена деревянная гробница, поволочена с трех сторон камкасиею, а на верху у той гробницы поволочено кумачем, и на том кумаче написан образ Георгия же блаженного, Шенкурского чудотворца. А у того же образа венец и две цаты серебряные, резные золоченые; а в привесе у того образа 14 крестов серебряных, не золоченых, да три ободка серебряные ж, весом кресты и ободки 14 золотников, да пять копеек серебряных, а шестая золочена серебряная ж». На гробнице лежало евангелие печатное старинное и крест благословящий». 1219 В Яренском уезде на Усть-Выми на городище стояла часовня с гробницами пермских епископов Герасима и Питирима. 1220 Часовня ставилась при деревне на пахотной деревенской земле, иногда даже в самой деревне «меж дворами на улице», но в других случаях «среди поля», «на пустом месте промеж деревнями». 1221 Перепись важских и устьянских часовен может дать понятие и об их архитектуре для того, кто сумеет разгадать тот технический язык, на котором описание этой архитектуры производится —333— и кого не затруднят специальные термины, напр.: «часовня рублена в четыре углы, опричь паперти; в часовне с летнюю сторону окно колодное, подволока брана тесом в косяк, в четыре брусы, у той часовни паперть сотворена на выводных бревнах, а паперть с трех сторон забрана тесом в косяк, у той паперти на сторонах шесть окон с затворками, в паперть на рундук лестница тетивчатая; у рундука два окна с затворками; на паперти и над рундуком, и над лестницею кровля вся новая тесовая с зубцами на четыре ската, у часовенских дверей замок задорозчатой».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ельтесуново. Часовня Галатской иконы Божией Матери. Галатская часовня Часовня. Действует.   Освящена в честь: Галатской иконы Божией Матери Год постройки:2004. Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Ельтесуново Координаты: 56.23686, 39.88895 Проезд:Автодорога Владимир-Кольчугино. На девятом км от пос. Ставрово правый поворот и указатель " В Алепино, к русскому писателю Владимиру Солоухину " . Далее 4км до д.Васильево и направо 2км до д.Ельтесуново. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты с. Ельтесуново. Галатская часовня. «Интереснейшая история у села Ельтесуново. В церковной летописи сказано: " Ельтесуново - название греческое, оно примерно означает " зоопарка " . В церковных окладных книгах 1628 года написано: " Церковь Успенья Пречистой Богородицы вотчины Орины Никитичны в с. Ельтесуново дани 5 алтын 5 денег " . В 1677 году село названо вотчиной московского Спаса Нового монастыря. В книгах записано, что теплая Никольская церковь Ельтесуновского храма освящена в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а холодная Успенская - в царствование императора Павла Петровича. В Ельтесуновском приходе почиталась Галатская икона Божией Матери. Она избавила местных жителей от холеры в 1848 году. В этой церкви хранилось Евангелие " напрестольно печатное " . В Ельтесуновский приход входили кроме села деревни Чаганово, Мельничная, Морозово, Кормилково, Степаниха (Кокуй). Приход состоял из 376 дворов, здесь проживало 1106 мужского и 1249 душ женского пола. Дома жителей на церковной земле были их собственностью. В 1884 году в селе открыли церковно-приходскую школу, а пять лет спустя купцом Владимиром Ивановичем Симаниным была построена земская школа. В тридцатом году церковь в селе Ельтесуново закрыли. В 2004 году силами жителей села с помощью спонсора А.С. Прохорова в Ельтесуново построена и освящена часовня в честь Галатской иконы Божией Матери». Из статьи Н. Лалакина «Точка на карте» в газете «Владимирские Ведомости» 409, 23 декабря 2005 г. В книгах патриаршего казенного приказа Ельтесуновская церковь под 1628 годом записана так: «Церковь Успение Пречистые Богородицы в вотчине Орины Никитичны в селе Ельтесунове дани 5 алтын 5 денег». Под 1677 годом Ельтесуново показано вотчиной Спаса Нового монастыря (в Москве). В половине XVIII столетия упоминается о дани с церкви в этом селе, но не говорится, какая была церковь – деревянная или каменная. «1746 г. церковь Успения Пресвятыя Богородицы в селе Ельтесунове дани 2 рубля 57 коп. с половиною».

http://sobory.ru/article/?object=01756

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010