3 нояб. 1909 г. по состоянию здоровья получил освобождение от воинской службы. 16 апр. 1910 г. в храме прп. Марии Египетской пострижен в мантию. Прп. Варсонофий наставлял своего ученика и сотаинника в правилах духовной жизни и молитве, отмечая, что «монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле. Выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни» (Дневник. 2004. С. 224). Это духовное руководство обеспечивало духовное преемство в Оптиной пуст. Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.) Преподобноисп. Никон Оптинский. Фрагмент иконы «Собор преподобных Оптинских старцев». Ок. 2006 г. Иконописец Т. А. Мушкетова (ц. в честь Собора св. Иоана Предтечи Оптиной пуст.) В 1912 г. указом Синода прп. Варсонофий был назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина монастыря и 2 апр. покинул скит вместе с келейником Григорием Ермаковым (впосл. иеромонах Геронтий) и Иваном Беляевым. В нояб. 1912 г., в день 100-летнего юбилея прп. Амвросия, Николай Беляев написал слово для скитоначальника иером. Феодосия (Поморцева), исполнявшего должность настоятеля мон-ря. 15 мая 1913 г. переведен на должность письмоводителя. Тяжело заболел ревмокардитом. К 40-му дню со дня кончины прп. Варсонофия († 1913) при участии Николая Беляева была издана кн. «Памяти оптинского старца схиархим. Варсонофия: Венок на могилу батюшки». Также он написал слово для иеромон. Феодосия (Поморцева), которое тот произнес перед многочисленными богомольцами на 40-й день по кончине прп. Варсонофия. При активном участии Николая Беляева над могилой иеросхим. прп. Анатолия (Копьёва (Зерцалова)) и Варсонофия была воздвигнута часовня. Воспитанный старцем, своей жизнью являл «высокий пример безусловного послушания, нелицемерного смирения, мирности со всеми исключительной, твердости и мужества, не колеблющегося ни перед лестию, ни перед угрозами, добросовестности в исполнении своих обязанностей образцовой. Не по годам серьезный, вдумчивый и в то же время всегда радостный» (Житие. 1996. С. 241). 24 мая 1915 г. принял постриг с именем в честь мч. Никона. 10 апр. 1916 г. рукоположен во диакона, 3 нояб. 1917 г.- во иерея.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Собор Оптинских старцев. Икона. Кон. 90-х гг. ХХ в. (Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пуст.) Собор Оптинских старцев. Икона. Кон. 90-х гг. ХХ в. (Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пуст.) Мощи большинства преподобных оптинских отцов и старцев почивают в Оптиной пуст.: во Введенском соборе (мощи преподобных Амвросия и Нектария), в Казанском соборе (мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия (Антимонова)) и во Владимирском храме-усыпальнице (мощи преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Копьёва (Зерцалова)), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова)). Также в обители почитаются могилы иером. Василия (Рослякова), иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарёва), убитых на Пасху, 18 апр. 1993 г., в 2008 г. над их захоронениями была воздвигнута часовня. Справа от ворот скита св. Иоанна Предтечи сохранилась т. н. хибарка, в которой жили некоторые оптинские старцы, в т. ч. преподобные Амвросий, Иосиф и Нектарий. Ныне она является мемориальной кельей прп. Амвросия Оптинского. В Черноостровском мон-ре в память о Малоярославецкой битве 1812 г. сохранены св. ворота обители со следами пуль. В обители имеются резное распятие с частицами Животворящего Креста Господня, хитона Господня и с камнем от Гроба Господня. В калужскую ц. Рождества Пресв. Богородицы в Ромоданове в 2006 г. был передан сребропозлащенный крест с частицами мощей св. Игнатия Богоносца, св. бессребреников Космы и Дамиана, сщмч. Арефы, вмч. Прокопия, блгв. царицы Феодоры, вмц. Христины, вмч. Меркурия, найденный при раскопках Троицкого Лютикова мон-ря. В Богородице-Рождественской пуст. в Барятине хранится чудотворная Ломовская (Ламская) икона Божией Матери. Боголюбская (Юрьевская) икона Божией Матери, подаренная царем Петром I стольнику Б. М. Батурину и прославившаяся в XVIII-XIX вв. многими чудотворениями, в 60-х гг. XX в. была передана из Боголюбской ц. дер. Юрьевское Малоярославецкого р-на в Покровскую ц. с. Карижа того же района. еп. Серапион (Александровский; 16 окт.- 21 окт. 1799), еп. Феофилакт (Русанов; 30 окт.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Есть на свете места более красивые, способные поразить воображения и доставить эстетическое наслаждение, но мало где удаётся человеку зарядить духовной силой аккумулятор своей души так быстро и так полно, как в Оптиной.      Улыбка инока Расхожая версия возникновения названия монастыря возводит зарождение иноческой жизни в лесах близ Козельска на реке Жиздре к некоему разбойнику Опте. Рассказывают, будто он покаялся и принял постриг с именем Макарий. Но есть основания предполагать, что слово «Оптина» родственно слову «опт». Последнее у нас, в миру, прочно связано с областью торговых отношений и соседствует со словами «скидка», «выгода» и т.д. Однако филологи находят родственные связи слова «опт» со словами «общий», «общество», «согласно». Жили здесь монахи дружно, согласно. Было у них всё общее. Вот и монастырь стал Оптиным. Оно и сейчас, когда общаешься с современными насельниками обители, вспоминаются слова Давидова псалма: «Се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132.1). Наблюдая взаимоотношения оптинских иноков, кажется, что они буквально пылинки друг с друга сдувают. А их дружелюбное отношение к паломникам начисто лишено «профессиональной приветливости», которая парализовала в голливудской улыбке менеджеров и коммивояжеров общества потребления. Мягкая улыбка оптинского инока искрится искренностью. Вот и мы прибыли в Оптину оптом. Поучиться настоящему братолюбию, помолиться собору святых Оптинских старцев, из которых 12 почивают здесь своими мощами. Мощи ещё двоих старцев, пострадавших в годы гонений за пределами обители, не обретены. Есть и ещё один собор святых, связанных крепкими духовными нитями с Оптиной пустынью. Это оптинские новомученики и исповедники. Мощи одного из них, уроженца Курской губернии преподобномученика Рафаила (Шейченко), тоже вернулись в обитель и находятся в новом Преображенском храме. Никого не оставляет равнодушным история иеромонаха Василия и двух иноков Трофима и Ферапонта, пострадавших уже в возрождённой обители, на Пасху 1993 года. В память о них на территории монастыря была возвигнута часовня Воскресения Христова, в которой не бывает безлюдно.

http://pravoslavie.ru/124042.html

Примером батюшкиного живого общения со святыми заразился не только я – Батюшка, отец Димитрий, выручайте! В Оптиной забыли взять, а без свечей – как мы сейчас мимо святителя Николая поедем? Я понял: примером батюшкиного живого общения со святыми заразился не только я. В ночь перед похоронами батюшки я ехал из Калуги в Оптину, к его гробу, вез цветы. Ехал на такси – ехать самому за рулем не было сил. Когда подъезжали к тому месту, где у дороги стоит часовня, таксист спросил: – Батюшка, вот меня всегда мучает такой вопрос. Там впереди сейчас часовня будет. Кто же это смотрит за ней? Тут место безлюдное, а я сколько ни проезжаю мимо, там свечи всегда горят! И днем, и ночью. Вот-вот, смотрите! Опять горят, а сейчас – три часа ночи! Я знал ответ. Мы, собственно, и ехали к тому, кто зажигает эти свечи. Вернее, своим пламенным примером зажег сердца бесчисленного количества своих чад. И они теперь никогда не смогут проехать мимо святителя Николая, не заглянув к нему в гости. Мы все были у него в сердце – остаемся там и сейчас Матушка София у часовни Святителя Николая Я вспоминаю те счастливые моменты, когда можно было вот так просто приехать в Оптину и провести там весь день с батюшкой. Утром – литургия, которую батюшка обычно служил, потом акафист Амвросию Оптинскому, потом – Оптинским старцам. Потом в Преображенском храме, перед иконой Николая Чудотворца – акафист святителю. Потом вечерняя служба. Потом Акафист Богородице. Потом лития в часовне убиенных мучеников. Потом лития на могилке почившего отца наместника – архимандрита Венедикта. Это уже часов в 11 вечера. И между этим – люди, люди, которые тянулись к нему за советом и утешением. Лишь после того, как паломники расходились спать, батюшка освобождался, и можно было посадить его в машину и отвезти к себе, чтобы он посмотрел и благословил приходские дела. А потом везти еще куда-нибудь дальше – батюшку везде ждали, и днем, и ночью, и были всегда ему рады. Последний раз батюшка заехал ко мне незадолго до своей болезни – как раз так же, часа в 2–3 ночи. Был, как всегда, бодр и очень рад, что дела на нашем сгоревшем храме налаживались. А налаживались они, без сомнения, лишь его святыми молитвами.

http://pravoslavie.ru/135432.html

Потихоньку пришел в себя, вспомнил – зачем я тут сижу и чем занимаюсь. Взял свою записку, ручку, продолжаю писать – «…инока Ферапонта». И тут же – второй удар. Опять чуть не падаю с лавки на землю. И лишь спустя какое-то время дошло: их ведь здесь, вот на этой звоннице и убили, Трофима с Ферапонтом. А еще понял тогда, насколько тут в Оптиной все близко. Лавочки – к звоннице, прошлое – к настоящему, земля – к Небу. Сегодня – годовщина праведной кончины убиенных оптинских монахов. Официальной их канонизации еще не было. Но уже много лет тысячи и тысячи людей едут поклониться их могилам. Сейчас над ними возведена красивая часовня. А я помню на этом месте три свежих холмика земли с деревянными крестами. Святые мученики иеромонах Василий, инок Ферапонт и инок Трофим, молите Бога о нас. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1445 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Елена 24 апреля 2017, 21:46 Царствие небесное! Молите Бога о нас, грешных! Ирина Гуляева 22 апреля 2017, 19:18 Была в Оптиной год назад в последнюю неделю Филиппова поста перед Рождеством Христовым. У брата в Краснодарском крае была проблема: он хотел уйти из жизни. Оставила записку-обращение в часовне за крестом над надгробием иеромонаха Василия. Брат жив, надеюсь, справится с искушением окончательно. Димитрий 22 апреля 2017, 01:09 Господи помилуй Марина 21 апреля 2017, 09:00 Христос Воскресе! Святые мученики, иеромонах Василий, инок Трофим, инок Ферапонт, молите Бога о нас грешных. Марина 20 апреля 2017, 23:34 Упокой Господи души убиенных рабов Твоих иеромонаха Василия, инока Феропонта и инока Трофима и их святыми молитвами помилуй нас грешных Татьяна Иванова 20 апреля 2017, 20:22 Как хорошо, что Вы это написали... Татиана 20 апреля 2017, 14:36 Сколько лет прошло, а все еще болит душа, не затихает. Господи, упокой души души раб Твоих... Светлана 20 апреля 2017, 10:01 Святые мученики, молите Бога о моей семье Татьяна 20 апреля 2017, 07:47 А почему Оптинская трагедия??? У христиан если кто сподобился преставиться на Пасху, он проходит без мытарств и сразу в Царствие Божие! Обычно в такой день должны поздравлять и радоваться за таких счастливчиков!!! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!!!

http://pravoslavie.ru/102802.html

В восточном конце галереи пробивающиеся из глубины огоньки лампад и свечей указывают проход к двум православным часовням. Ближайшую из них называют «часовней Уз» или, по-другому, «Темницей Христовой». По греческим объяснениям, Иисус с двумя разбойниками должен был провести здесь некоторое время, пока палачи на Голгофе готовили орудия казни. Скорее, мы имеем здесь дело не с археологической реконструкцией, но с архитектурно оформленным – подобно «станциям» Крестного Пути – литургическим воспоминанием. В этом смысле следует понимать и положенную здесь под престолом каменную плиту с двумя отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, – подобие той кандальной каменной скамьи, что мы видели в Претории. «Часовня Уз», «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы, упоминается на этом месте, по источникам, не ранее XV в. Далее, в глубине, под низкими мрачными сводами расположена вторая часовня. Каково было исконное назначение данного помещения, судить трудно. Есть предположение, что ко времени Распятия здесь тоже находилась обширная древнееврейская гробница, подобно тому, как находились совсем неподалеку Гроб Господень и могилы Иосифа и Никодима. Может быть, позже сюда, в заброшенную пещеру, приходили жены-мироносицы. В настоящее время часовню называют чаще всего, по чудотворной иконе, приделом Богоматери Плачущей. Пройдя дальше, мы вступаем в ту часть галереи, которая изгибается полукругом позади алтарной абсиды Кафоликона. Здесь, за алтарем, находятся еще три придела. Первый, православный, посвящен св. Лонгину Сотнику – центуриону, командовавшему римским оцеплением на Голгофе. Это о нем сказано в Евангелии: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение (в момент смерти Спасителя на Кресте. – Н.Л.) и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). Этот стих из Евангелия начертан на мраморной балюстраде придела. Следующий расположенный в галерее придел принадлежит Армянской Церкви и посвящен «Разделению риз». (Вспомним, что на Голгофе существует другой, католический престол того же посвящения.) Преступников распинали нагими. Одежда их, по обычаю, доставалась палачам и могла быть потом продана или проиграна в кости. Как сказано в Евангелии: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: резделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Терновый венец Спасителя Материал из Азбука паломники Исторический экскурс [ править править код ] О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста: и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27:29) и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него (Мк. 15:17) И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу (Ин. 19:2) Христос в терновом венце О том, когда сняли терновый венец, в канонических Евангелиях не написано. Некоторые художники рисуют Иисуса Христа на кресте с терновым венцом. До X века Терновый венец Христа, по церковному преданию, хранился в Иерусалиме, в Х веке был перенесен в Константинополь, в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы и увезли святыню в Европу. В 1238 году король Людовик, святой Католической Церкви (1214-1270), торжественно встречал Терновый венец Господа за 40 км от Парижа. По свидетельству летописца, Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и нес Венец на плечах. Для хранения святыни была устроена Святая часовня (Sainte Chapelle) на острове Сите. Во время Великой Французской революции Часовня горела, и святыню перенесли в Национальную Библиотеку. Церковь обратилась к Наполеону с просьбой о возвращении святыни, Наполеон вернул Терновый венец Церкви и даже преподнес ей в дар реликварий для хранения Венца (все это — несмотря на личную атеистическую настроенность). В 1806 году Терновый венец, запаянный в специальную стеклянную капсулу, положили в ризницу собора Нотр-Дам де Пари, где он хранится и сегодня. Выносили Терновый венец Христа для поклонения верующим еще до недавнего времени лишь раз в год. Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе: «Хранить святыню под спудом или в сокровищнице храмов — давняя традиция западных христиан. Это было связано и с тем, что святыню прятали, опасаясь похищения, во времена войн и смут. Многие знают, что, например, мощи святителя Николая Мирликийского в Бари покоятся под спудом, их не открывают для паломников.

http://azbyka.ru/palomnik/Терновый_венец...

Богоматерь все это видит. А дальше… предание Христа, суд у Пилата, эта злоба фарисеев. Распятие. Богоматерь у креста. Смерть Христова. Вот что нам показывает жизнь Богородицы. И в то же время, за эти две тысячи лет, это Та, которая является Матерью всех поколений. Вы только задумайтесь: ведь миллионы прошли через наш Успенский Собор Московский, поклоняясь Ее первописанному лику, который мы называем Владимирским. И часовня Иверская, и наша Лавра Киевская, где проходили наши праотцы, деды, отцы, внуки… и все они ощущали и ощутили, когда сердце разрывалось от одиночества, от отчаяния, дивную отраду, когда уста их шептали “Спаси.” Кто сидел в тюрьме, тот знает, что в те минуты, когда через окошечко выкрикивали его фамилию, он своим внутренним чувством взывал к Матери… Вот эта Мать. Она сегодня перед нами… Церковь дает Ее нам, как образ нашего христианского бытия. Но для нас наступает еще один шаг. Это – Первое Января, Обрезание Христа. И для нас этот день должен быть днем исповедания нашего чувства: Да, я христианин, и по духу моей жизни я буду стремиться, чтобы те Блаженства, которые дал нам Господь, стали бы биением моего сердца. И тогда, при таком решении, для нас наступит действительно Новый Год. 30-ая Неделя, она же по Просвещении Апостол Павел в послании к Ефесянам (гл.4:7–13) говорит: “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова… И Он послал одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова…” А Евангелие сегодняшнего Воскресения ( Мф.4:12–17 ) кончается такими словами: “С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.” В Рождество Христово мы получили дар усыновления, в День Обрезанья Господня мы получили начало Нового Года, в День Крещенья нам была указана цель всей нашей жизни и дана Благодать, помогающая нам идти к этой цели: “И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.” И это все суммирует Апостол: “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова… для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.” Апостол также указывает нам, где мы должны искать поддержки и укрепления: в Церкви Христовой: “И Он послал одних Апостолами, других пророками… иных Пастырями и Учителями.” “Истину сию, говорит Владыка Феофан, знают самоотверженно идущие путем Господним, и без жаления себя ведущие брань со врагами спасения.

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Высказав эту свою скорбь, он от крайнего истощения уснул. В самом деле, какая перемена произошла за это время? Прошло лишь нисколько дней с того времени, как Илия стоял на Кармиле в качестве победоносного пророка Божия, и Израиль смиренно преклонялся у Его ног. Теперь он находился одиноким в пустыне, истомлен был телесно, угнетен душевно. И эта нравственная мука тяжелее всего и ложилась на великого пророка. Но когда он находился в таком крайне печальном положении, ему явился ангел, который, коснувшись его, сказал ему: «встань, ешь и пей». Подкрепившись предложенною пищей, Илия направился дальше, и в течение сорока дней и сорока ночей шел до горы Божией Хорива. Со времени Моисея, это в первый раз упоминается в библейском повествовании об этой священной горе. Там, утомленный от пути, пророк нашел себе убежище в одной пещере, в которой и провел ночь. Самое место этой пещеры в точности указывается преданием, и оно находится пониже вершины той горы, которая называется горою Моисея. Там, на склоне горы, стоит разрушенная часовня, находящаяся как раз на скале, на которой, по преданию, отдыхал пророк. В эту ночь ему было другое видение, и Илия услышал обращенный к нему вопрос: «что ты здесь Илия»? то есть, почему ты удалился с места своей деятельности и находишься в этом уединенном святилище гор? В оправдание своего пребывания здесь, Илия отвечал, что он остался единственным человеком, который еще имеет веру в Господа Бога Саваофа, «ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее». Голос, однако-же, повелел ему оставить пещеру утром и стать на горе, где должен был явиться ему Господь. Когда он, повинуясь этому видению, вышел на гору, то действительно там Господь явился ему во всем ужасе Своих наиболее поразительных проявлений. По страшным ущельям гор, взрывая огромные граниты со всех сторон, пронесся страшный ураган, от которого Илия должен был еще раз укрыться в глубину пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Да вознесется храм над горою Вознесения! Вид на Елеонскую гору и Гефсиманский сад И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:10-11) В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается. Сколько глаз хватает, восточный склон Елеонской горы покрыт известняковыми плитами. Это старинное еврейское кладбище. Когда наступит Страшный Суд, покойники выйдут из-под плит, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Суд, по преданию, будет происходить неподалеку, в долине Иосафата. Поэтому обеспеченные иудеи выкладывают большие деньги, чтобы здесь же, под зелеными оливами, забронировать себе последнее пристанище. Предполагается, что это должно обеспечить лучшее место в раю. А вот православный храм, что расположен на сотню метров выше кладбища, кое-кому показался очень неуместным. Ровная площадка, из которой сквозь бетон местами «растут» скрюченные пучки железной арматуры, да остатки булыжной алтарной апсиды: трудно поверить, что еще недавно здесь была красивая церковь. По мощеной дорожке ко мне приближается фигура в черной куртке и лыжной шапочке с вышитым на боку красным крестом. Торчащая клочьями седая борода, горящий взгляд. Это архимандрит Иоаким, человек, которому уже пришлось много пострадать за Христа. И кто знает, может еще предстоит. Часовня на месте Вознесения на Елеонской горе Христиане всегда хотели молиться здесь, поскольку Спаситель не только вознесся отсюда, но и, согласно преданию, в этом же месте спустится с неба в следующий раз. Служить в восьмигранной часовне неподалеку, которую византийский император Юстиниан построил над реликвией – отпечатком стопы Христа на камне, православные христиане могут лишь раз в год.

http://pravoslavie.ru/40934.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010