В 1964-1966 гг. А. Тиллиридис служил в национальной гвардии как связист пехоты, его военная служба проходила в тяжелых условиях в связи с обострением кипрской проблемы. В это время Пафосский митр. Геннадий рукоположил Тиллиридиса во чтеца. В 1966 г. он отправился в Лондон, чтобы продолжить образование в Музыкальном Тринити-колледже. Одновременно Тиллиридис работал санитаром. В Англии он стал духовным чадом архим. Софрония (Сахарова) , настоятеля мон-ря св. Иоанна Предтечи в Эссексе. Общение со старцем изменило жизнь Тиллиридиса. По благословению архим. Софрония в 1967 г. он поступил в Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже, по окончании к-рого в 1972 г. получил диплом лиценциата богословия с высшей оценкой. В 1970-1972 гг. Тиллиридис также изучал византинистику в Коллеж-де-Франс у проф. П. Лемерля и в Высшей практической школе у проф. Ж. Жуйара. Тиллиридис активно участвовал в ежегодных конференциях, а также др. видах деятельности рус. правосл. студентов. Он представлял Сергиевский богословский ин-т на генеральной ассамблее международной орг-ции правосл. молодежи «Синдесмос», проходившей в богословской школе Честного Креста в Бостоне (июль 1971). В эти годы Тиллиридис познакомился с рус. богословами П. Н. Евдокимовым , протопресвитерами А. Д. Шмеманом и И. Ф. Мейендорфом , а на генеральной ассамблее «Синдесмоса» - с иером. Кириллом (Гундяевым ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), еп. Димитрием (Тракателлисом; впосл. архиеп. Американский), греч. богословом П. Нелласом и др. Материальную поддержку Тиллиридису для завершения обучения оказал Кипрский архиеп. Макарий III . В сент. 1972 г. Тиллиридис поступил в Оксфордский ун-т, где под рук. свящ. Каллиста (Уэра ; впосл. епископ Диоклийский) специализировался в области церковной истории и получил степень магистра философии. Когда в 1974 г., после вторжения тур. войск на Кипр, архиеп. Макарий III находился в Лондоне, он отправил А. Тиллиридиса представлять Кипрскую Церковь на заседании Центрального комитета ВСЦ в Зап. Берлине (авг. 1974). Там Тиллиридис встретился с церковными деятелями, к-рые впосл. играли значительную роль в его жизни, напр. с буд. Александрийским патриархом Парфением III . Во время этого заседания он установил тесные контакты со многими представителями Поместных Церквей, в т. ч. с РПЦ, и по приглашению архим. Кирилла (Гундяева), с благословения Ленинградского митр. Никодима (Ротова), Тиллиридис в 1-й раз посетил СССР. В период обучения в аспирантуре в Оксфорде он вел исследовательскую работу в б-ках и архивах Греции, Великобритании, Франции, СССР, Италии и США.

http://pravenc.ru/text/2561402.html

В VI в. в регионе уже существовали епархии Фанагории и Зихии . Последняя в сер. VII в. объединила неск. епархий Северного и Сев.-Вост. Причерноморья, в т. ч. кафедру Никопсии, ставшую центром новой церковной области (большой епархии). С IX в. кафедра епископов Зихии находилась в Матрахе (Матархе, Таматархе , рус. Тмутаракань; ныне ст-ца Тамань Темрюкского р-на Краснодарского края). В XI в. проживавшие в Тмутаракани славяне в отличие от др. правосл. населения, окормляемого архиереями Зихии, в церковном отношении подчинялись Черниговской епархии (см. ст. Черниговская и Новгород-Северская епархия ). В XII - 1-й пол. XIII в. адыги наряду с византийским влиянием испытывали влияние грузинского Православия. Включение земель Сев.-Зап. Кавказа в состав Золотой Орды в результате походов монголов 1-й пол. XIII в. негативно сказалось на местной церковной жизни. Тем не менее свидетельства о том, что жители региона продолжали исповедовать Православие, оставили путешественники XIII в. доминиканец Юлиан («О путешествии в страну приволжских венгерцев») и францисканец Гильом де Рубрук («Путешествие в восточные страны»), а также немецкий путешественник кон. XIV - 1-й пол. XV в. Иоганн Шильтбергер («Путешествие по Европе, Азии и Африке»). Архиереи Зихии упоминаются в источниках до XV в. В дальнейшем христианство у адыгов продолжало угасать, они обращались в ислам, что было связано с господством в регионе Османской империи и Крымского ханства. В правление царя Иоанна IV Васильевича адыгские князья принимали крещение и переходили на рус. службу, в их числе: Кудадек (Александр), Салтанук (Михаил, сын кн. Темрюка и брат царицы Марии), Сибок (Василий), Маашук (Иван). В 1559 г. в Москву прибыл адыгский посол, обратившийся к царю с просьбой, чтобы тот «дал бы им воеводу своего в Черкасы и велел бы их всех крестити» (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 320). В февр. следующего года царь направил «в Черкасы» воеводу Д. И. Вишневецкого, а также адыгских князей на русской службе Ивана (Боашика) и Василия (Сибока) в сопровождении священников, повелев крестить адыгов и «промышляти над Крымским царем» (Там же. С. 324). Однако результаты работы этой миссии неизвестны.

http://pravenc.ru/text/2561236.html

В первые годы существования в издании выделялись следующие рубрики: «Статьи», «Движение идеи [объединения]» (летопись, документы, обмен мнениями, обзоры и библиография), «Наши труды» (о жизни мон-ря). Авторы статей и публикаторы документов и обзоров знакомили западных читателей с учением, богослужением, аскетикой Вост. Церкви. В первых номерах были опубликованы программная статья Бодуэна «Запад в школе Востока» (L " Occident à l " école de l " Orient//1926. N 1. Р. 10-20; N 2. Р. 65-73); обзорные статьи о рус. богословии иером. Льва (Жилле) «Владимир Соловьёв» (1926. N 1. Р. 20-26) и «Направления современной русской религиозной мысли» (Les orientations de la pensée religieuse russe contemporaine//Irénikon-collection. 1927. N 1); о богослужении и таинствах православной Церкви - статьи диак. Г. Цебрикова «Пасхальная радость в православной Церкви» (La joie pascale dans l " Église orthodoxe//1927. N 1. Р. 11-14) и «Дух Православия» (L " esprit de l " Orthodoxie//1927. N 7); о правосл. мон-рях - статьи Р. Дюге «Соловецкий монастырь» (Le monastère de Solovki//1928. N 10/12. Р. 492-502), пресв. Т. Бельпера «Письма с Горы Афон» (Lettres du Mont-Athos//1929. N 1. Р. 20-44; N 2. Р. 168-201; N 3. P. 332-365); о рус. церковном искусстве - статья Г. Беннигсена «Иконы в Русской Церкви» (Les Icônes dans l " Église russe//1928. N 3/4. P. 129-134; N 5/6. P. 244-251); об истории идеи объединения Церквей - статьи пресв. К. Королевского «Униатство» (L " uniatisme//1927. N 5/6), пресв. А. де Лилиенфельда «Об унии (документы и библиография)» (Pour l " Union (documents et bibliographie)//1927. N 10), Р. Бельмона «Патриарх Кирилл Лукарис и объединение Церквей» (Le Patriarche Cyrille Lukaris et l " Union des Églises//1938. N 4. P. 342-362; N 6. P. 535-553; 1939. N 2. P. 127-138; N 3/4. P. 237-247); о восточном обряде в католичестве - статья Королевского «Переход и адаптация к восточному обряду жителей Запада» (Le passage et l " adaptation des Occidentaux au rite Oriental//1929. N 4. P. 457-487; 1930. N 2. P. 136-166; N 3. P. 257-275; N 4. P. 402-419; N 5. P. 538-551; 1931. N 3. P. 282-322). В журнале публиковались статьи видных католич. и униат. иерархов, напр. проповеди о единстве христиан кард. Дезире Жозефа Мерсье (Paroles//1927. N 3/4), статья греко-католич. митр. Андрея Шептицкого «Два менталитета (православный и католический)» (Deux mentalités (orthodoxes et catholiques)//1926. N 5. P. 229-238; N 6. P. 261-266).

http://pravenc.ru/text/673919.html

Глава 4 1–5. Пророчество о возвышении горы Господней и собрании к ней всех народов. 6–8. Воцарение Господа на Сионе. 9–11. Предстоящий Иуде плен. 12–11. Будущее прославление дщери Сиона. Мих.4:1 .  И будет в по­следние дни: гора дома Го­с­по­дня по­ставлена будет во главу гор и воз­высит­ся над холмами, и по­текут к ней народы. От печального настоящего пророк обращается в гл. IV-V к светлому будущему, которое осуществится в последние дни, т. е. в мессианские времена. Речи гл. IV-V произнесены пророком позже предшествующих речей гл. I-III. Угрозы, изреченные пророком в гл. I-III ввиду предстоящего разрушения Самарии, не были приведены в исполнение, так как раскаявшийся народ был помилован Господом ( Иер 26.18 ). После взятия Самарии Саргоном, нашествия которого можно было ожидать в Иерусалиме, занятые военными предприятиями против Вавилонии и, таким образом, непосредственная опасность нашествия на Иудею пока миновала. Но дух народа не был спокоен за будущее. Пророк и обращается теперь (после 722 г. ) к народу с утешительными речами. Пророк возвещает, что гора дома Божия – Сион, которому угрожала опасность быть распаханным ( Мих 3.12 ), будет поставлен некогда во главу гор, получит пред ними преимущество чести и славы. Пророк говорит, конечно, не о физическом изменении горы (Марти), а о духовном прославлении ее. К гл. vehajah, и будет, в греч. добавлено пояснительное εμφανς, в слав. «явлена»; вместо евр. -рус. «гора дома Господня» у LXX в слав. сокращенно «гора Господня», хотя у Кирил. Ал., в компл. изд. в во многих списках есть и полное чтение евр. текста; евр. nakon berosch haharim, рус. поставлена во главу гор у LXX и в слав. передано: «уготована ( εοιμος, как переводится nakon и в Исх 15.17 ; 3Цар 8.13–39–43 ) над верхи гор». Мих.4:2 .  И пойдут многие народы и скажут: при­дите, и взойдем на гору Го­с­по­дню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Сво­им, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Го­с­по­дне – из Иерусалима.: В ст. 2-м пророк объясняет причину собрания народов к Сиону, – именно возвещение закона от Сиона и слава Господня от Иерусалима, и цель собрания – научение путям Божиим. Пути Божии – заповеди Господни ( Пс 5.9, 17.22, 24.4 ). «Закон» – вообще повеления Господни, а не Тора в позднейшем техническом смысле. Евр. vejorenu и научит нас (Господь) у LXX, хотя в не во всех списках, передается множ. числом – δεξουσιν, слав. «и покажут».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Града Пскова святые 146. Святый и благоверный князь Всеволод во святом крещении нареченный Гавриил мстиславич Псковский преставися в лето 6640, месяца февраля в 11 день Внук Владимира Мономаха , сын Мстислава Великого, с ранней юности поставленный отцем на княжение в Новгороде, заложил величественный храм св. Георгия в ЮБрьеве монастыре и снабдил обитель грамотою (подробности в моих «Рассказах из Ист. Рус. Церкви», изд. 1873 г. 1, 63). Изгнанный Новгородцами, принят во Пскове и там ум. 1138 г. В летописи о кончине его записано: «в лето 6645 преставися князь Всеволод Мстиславич, внук Володимерь, месяца февраля 11, в четверток масляныя недели, в Пскове, и положиша в неделю в церкви св. Троица, юже бе создал» (IV, стр. 6). Память празднуется 11 февраля, в день кончины и 27 ноября – в день обретения мощей. Мощи обретены в 1192 году и открыто почивали в Псковском Троицком соборе до Петра Великого, по приказанию которого они были закрыты и с того времени остаются под спудом, а в 1834 году переложены вместе с дубовою ракою в серебряную. Над гробом св. князя Всеволода висит огромный и тяжелый меч его, с латинскою надписью: «Honorem meum nemini dabo» (чести моей никому не отдам). (Рисунок и описание этого меча в книге моей «Святыни и древности Пскова». стр. 23). По «Иконописному Подлиннику»: «рус, власы с ушей повились, брада, что Василия Великого , пошире и подоле, шуба червчата, испод лазор, на главе шапка княжеская, в руке церковь празелень с белилом, об одном верху, Святая Троица». Под 11 февраля: «на главе шапка, и шуба на нем княжеская; нецыи пишут в руке церковь , под ногами его лежит бранное оружие и щит». (Филимонов, стр. 202, 269). Житие написано в 1550–1552 году пресвитером Василием, в иночестве Варлаамом. По мнению В.О. Ключевского , чудеса, приложенные к житию, не лишены интереса, по отношению к истории Пскова. (Ключевский, стр. 257). 147. Святый и благоверный князь Домант, в святом крещении нареченный Тимофеем преставися в лето 6807, месяца маия в 20 день По Волынской летописи и Польским Хроникам, Литвин – язычник, князь Нальшанский Довмонт, во время междоусобий в Литве, удалился с дружиною во Псков, там крестился с именем Тимофея и избран Псковичами на княжение в 1266 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Града Радонежа святыя 192. Преподобный отец Сергий игумен Троицкаго монастыря, преставися в лето 6900 месяца сентября в 25 день Заступник Русской земли, великий чудотворец и насадитель иночества в северо-восточной России, родился 3 мая 1319 года в Ростове и в крещении наречен Варфоломеем (Митр. Макарий, Ист. Рус. Церкви, т. IV, стр. 352). Родители его, Ростовские бояре Кирилл и Мария, по скорбям и притеснениям, принуждены были оставить родину и переселились в Радонеж, не ранее 1328 года (Опис. Серг. Лавры, А.В. Горского, стр. 1) и окончили жизнь в иночестве в Хотькове монастыре. По кончине их, юный Варфоломей избрал себе место для пустынного жития и подвизался сначала вместе с старшим своим братом Стефаном, а потом один. Когда собралось к нему несколько братий, он с благословения св. митрополита Феогноста построил деревянную церковь во имя Пресвятыя Троицы (около 1340 г.); 7 октября 1342 года он пострижен в иночество с именем СЕргия, а в 1354 г. посвящен в сан игумена. Уважаемый в. князем Димитрием Твановичем, преп. Сергий благословил его на брань против полчищ Мамая и своими молитвами помог ему одержать победу 8-го сентября 1380 года. Имел видение о судьбе учеников своих и удостоился посещения Богоматери с апостолами Петром и Павлом. Ум. 25 сентября 1392 года (Житие преп. Сергия, издан. иеромонахом Никоном, стр. 226). Святые мощи преп. Сергия обретены 5 июля 1422 года (А.В. Горский, стр. 67), и почивают открыто в Троицком соборе основанной им Лавры. Память празднуется в день преставления и в день открытия мощей. Над составлением жития и описанием чудес преп. Сергия потрудились: ученик его Епифаний, прозванный Премудрым в 1418 году, Пахомий Логофет в XV веке, келарь Лавры Симон Азарьин в 1615 г. (Обзор Рус. Д. Литерат., стр. 120, 143 и 320). А в новейшее время: московские митрополитв – Платон и Филарет и соборный иеромонах Лавры Никон. По «Иконописному Подлиннику»: «Сергий чудотворец, подобием сед, брада Афанасиева подоле, на главе схима празелень, ризы преподобнические, испод дтчь» (Филимонов, стр. 159, 381). 193. Преподобный Никон игумен и ученик бысть святаго Сергия чудотворца преставися в лето 6935 месяца ноября в 17 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Дополнения ко второму тому К 51 стр. примеч. Местом пребывания азовского архиерея назначался азовский Донецкий монастырь (Акты Донец. мон. Воронежская Старина... IV, стр. 248). К 55 стр. I примеч. Об епархиальной зависимости донских казаков см. также: П. В. Никольский . Монашество на Дону. Воронеж, 1909 г., стр. 11. К 100 стр. примеч. I -е. Монастыри Холмогорской епархии в конце XVII и нач. XVIII в. названы у В. Верюжского : «Афанасий, архиепископ Холмогорский»... С.-Петербург. 1908 г. стр. 256 – 257. Местечко Красный Бор близ Черевковской пустыни, приписанной к Сийскому монастырю, было пограничным с Устюжской епархией (там же). На стр. 438 – 442 перечислены все приходы Холмогорской епархии конца XVII в. К стр. 373 и др. Переслав-Залесская епархия, выделенная в 1744 г. из Московской епархии бывшей Синодальной области, в нашем исследовании называется то Переяславль-Залесской, то Переслав-Залесской. Последнее наименование употребительнее в документах, но первое нужно считать более древним, имея в виду, что северный Залесский Переяславль получил свое название от Переяславля – южного Киевского. В отличие от последнего – первый назван «Залесский». П. Строев в «Списках рус. иерархов»... (стр. 134) Переслав-Залесскую епархию называет «Переяславль-Залесская». К 399 стр. примеч. Под азиатскими выходцами и афонскими прелазатаями архиеписк. Амвросий разумел, между прочим, Антония, католикоса Грузии, назначенного в 1757 г. архиепископом Владимирским, и мелетийского епископа Анатолия Мелеса (Рус. Старина. 1879 г. к. 2, стр. 579). К 419 – 420 стр. примеч. 2-го янв. 1752 г. Правит. Сенат вместе с Военной Коллегией определил селить в «указанных» заднепровских местах всех православных сербов, македонян, болгар и волохов, отдав их по гражданскому управлению в ведение Военной Коллегии. 20 февр. того же года определением Св. Синода по церковным делам (о постройке и освящении церквей), поставлении священнослужителей, они «до указа» подчинены киевскому м. Тимофею Щербатскому. В сент. 1754 г. инженер-полковник Бибиков доносил воронежскому епископу Феофилакту, что в Воронежской губернии между Бахмутом и Луганью поселились выходцы из Сербии, во главе с г.-м. Прерадовичем и Шевичем. Занятая ими земля названа «Славяно-Сербией». Резиденцией назначен город Бахмут. В своем докладе Бибиков просил еписк. Феофилакта: а) разрешить погребать покойников, по тесноте г. Бахмута, вне города у церкви Николая Чудотворца, кроме штаб и обер офицеров, б) имеющихся в Славяносербии священников наблюдать бахмутскому протопопу «до указа», в) соборные молебствия совершать в церкви Покрова Пресв. Богородицы г. Бахмута, отведенной славяно-сербам и после царствующего града на них поминать Славяносербию, 4) дозволить бахмутскому протопопу Троицкого собора разрешать постройки церквей, закладывать их, следить за постройкой и освящать их по антиминсам, данным киевским митрополитом. Заодно Бибиков просил прислать в Славяно-Сербию еще три антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Знакомство со скитом вызвало у Зедергольма ощущение, что в этом месте он будет жить до смерти. Тем не менее он провел еще немало лет в миру, оставаясь под духовным руководством старца Макария, периодически приезжая к нему и поддерживая переписку. Был домашним учителем у детей Е. Е. Жуковской, вдовы В. А. Жуковского , с 1853 г.- у Киреевских, давал уроки рус. и нем. языков, истории, географии, арифметики. В 1858 г. Зедергольм был причислен к канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, с 1860 г. служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре гр. А. П. Толстом , ставшем его другом и покровителем. Получил чин коллежского асессора. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в. по поручению Толстого подготовил ряд докладных записок, текст к-рых согласовывал со старцем Макарием, а иногда и с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) : о необходимости противодействовать старообрядцам, против расширения их прав; о том, что желательно не спешить с переводом Свящ. Писания на рус. язык и запросить мнение вост. патриархов по этому вопросу; о важности ради церковного единства поддерживать К-польскую Церковь в условиях давления на нее со стороны османского правительства и болгар; о необходимости добиваться примирения сторон греко-болг. церковного спора, против резкого осуждения греч. духовенства болгарами. Принял участие в разработке устава Русско-греческого об-ва, призванного популяризировать греч. духовную и светскую лит-ру в России, а русскую - в Греции (об-во так и не было создано). Участвовал в публицистической полемике. Составил критический ответ М. Н. Каткову на его записку в защиту болгар, «возражение» А. И. Герцену на его письмо имп. Марии Александровне, где тот критиковал систему воспитания наследников престола. Подготовил записку «Об опасностях, угрожающих Православной Церкви в России», в к-рой сравнивал ситуацию в царствование Николая I и Александра II. Делал вывод не в пользу совр. царствования, т. к. это время отличалось менее твердой политикой по отношению к неправославным, в печати царило вольномыслие, распространялось равнодушие к вере. Для автора записки было характерно представлять Николая I образцом строгого монарха.

http://pravenc.ru/text/1841359.html

Иван Алексеевич (9.12.1898, Севастополь - 26.02.1984, Мюнхен), исследователь рус. церковной музыки, духовный композитор. Детство провел в Москве, где с 1912 г. был учеником московского Императорского лицея памяти цесаревича Николая. По переезде в 1915 г. в Севастополь занимался музыкой у регента К. А. Кравцова. С 1919 г. чиновник для поручений при еп. Севастопольском Вениамине (Федченкове) . Осенью 1920 г. Г. вместе с еп. Вениамином эвакуировался в Стамбул; после краткосрочной службы в ВЦУ чиновником по бракоразводному отделу был отправлен на о-в Лемнос, где организовал скаутский отряд из детей донских и кубанских казаков (в скаутском движении начал работать еще в Севастополе). В 1921 г. переехал в Варну; в 1922 г. поступил на правосл. богословский фак-т Белградского ун-та. Изучал литургику у Л. Мирковича и церковное пение и композицию у К. Манойловича . Большое влияние на Г. в становлении как историка церковной музыки и духовного композитора оказал еп. Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур) . В Варне и Белграде продолжал заниматься скаутским движением: организовывал отряды, читал лекции для руководителей, работал в выходившем в Белграде ж. «Вестник скаута» (в прил. к 5 за 1923 опубликована выполненная Г. гармонизация гимна рус. скаутов «Будь готов»). По окончании ун-та в 1928 г. Г. преподавал церковное пение, греч. язык и литургику в ДС в Цетине (Черногория). В кон. 1930 или в нач. 1931 г. в Мильковском мон-ре принял монашеский постриг с именем Филипп. Не позднее июня 1931 г. был рукоположен во иеромонаха, служил в правосл. приходе г. Хуста в Подкарпатской Руси (Чехословакия). В 1931-1934 гг. служил учителем в гимназии Хуста, преподавал Закон Божий, иностранные и классические языки, руководил церковным хором. Был командирован в Подкарпатскую Русь югославским мин-вом исповеданий для изучения движения по переходу из унии в Православие. В этот период Г. была собрана коллекция муз. Ирмологионов XVII-XIX вв. и написана дис. «Материалы для истории карпаторусского церковного пения», основанная на устном и рукописном материале.

http://pravenc.ru/text/161677.html

Использованная литература 599 Александр Михайлович , вел. кн. Книга воспоминаний. Париж, 1933г. Александра Федоровна, императрица. Письма к императору Николаю II. Эмигр. изд. «Слово»; советское Гос. Изд. Андрей Владимирович, вел. кн. Дневник 1915г. Ред. Семенников. Гос. Изд. 1925г. Алексеев, ген. Из дневника. «Рус. Ист. Архив». Сборник первый. Прага, 1929г. Алексеев. Подкуп «Нов. Времени» царским правительством (1916). «Красный Архив», XXI. Антоний, арх. Из писем митрополита киевск. Флавиана «Красн. Арх.», XXXI. Ашкенази. Uwagi. Сборник статей. Варшава 1924. Берти. За кулисами Антанты (дневник британского посла в Париже 14–19г.). Гос. Изд. 1927. Бетман-Гольвег. Betrachtungen zum Weltkrieg. Берлин 1922г. Бецкий и Павлов. Русский Ракомболь. (Приключения Ман.-Мануйлова). Ленинград, 1925г. Блок. Последние дни Императорской власти. Пет. 1926г. Богданович. Три последних Самодержца. Дневник. Москва, 1924г. Брусилов. Мои воспоминания. Рига, 1924г. Буржуазия накануне февральской революции. Ред. Граве. Гос. Изд. 1927г. Бьюкенен. Моя миссия в России. Берлин, 1924г. Валентинов. Сношения с союзниками по военным вопросам во время войны 1914–18г. Гос. Изд. 1920г. Васильев. Mes souvenirs. «Monde Slave». Париж, 1927г. (Police russe et Révolution, 1936). Вильтон. Последние дни Романовых. Париж, 1923г. Витте. Воспоминания. Берлин, 1922г. Вишняк. Два пути. Париж, 1931г. Воейков. С Царем и без Царя. Гельсингфорс, 1936г. Волконский. Мои воспоминания. Берлин. Вырубова. Страница моей жизни. Берлин, 1923г. Гессен I. Беседа с А.Н. Хвостовым. А. Р. Р., XII. Гиппиус. Маленький Анин Домик. «Сов. Зап.». XVII. Синяя книга. Петербургский дневник. 1914–18г. Белград, 1929г. Головин. Военные усилия России в мировой войне. Париж, 1939г. Граве. Кадеты в 1905–6 гг. (Материалы Ц.К. партии «Нар. Своб.»). Кр. Арх. XLVI. Гурко. Царь и Царица. Париж, 1927г. Данилов. Россия в мировой войне 1914–15 гг. Берлин, 1924. Деникин. Очерки Русской Смуты. Берлин. Димитрий Павлович, вел. кн. Письма к отцу. Кр. Арх. XXX. Документы о преследовании евреев. Арх. Рус. Р. XIX.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010