Объединение усилий двух держав придало оптимизма пилигримам Палестины. Особенно после того, как Мануил Комнин осенью 1158 г. заключил мирный договор с Сицилийским королем, значительно увеличив воинские контингенты на восточном фронте. Теперь наступила пора разобраться с титулярными разбойниками. Попутно два монарха определили план будущих военных операций, договорившись встретиться в Антиохии, дабы покарать де Шатийона. Правда, первая часть плана провалилась. Против Тороса в Киликию василевс отправил своего двоюродного брата Андроника Комнина, героя нашего будущего повествования. Но из-за беспечности полководца римская армия потерпела сокрушительное поражение. Следствием бездарности Андроника стало то, что Торос захватил множество византийских городов в Киликии, а зять Иконийского султана Ягупасан, правитель Амисии, Анкиры и Каппадокии, начал серьезно угрожать двум понтийским городам – Инеону и Павраю 606 . Из поражений царь сделал соответствующие выводы и направил к султану Алексея Гифарда, который успешными действиями отбил захваченные Торосом населенные пункты и даже умудрился переманить Ягупасана на свою сторону. После победы византийское войско направилось к берегам Босфора кратчайшим путем, через Ликаонию, чем ввергло тамошних турок в страшную панику: они решили, что греки желают захватить их. Позднее, не заметив для себя опасности, они начали охотно снабжатъ византийское войско припасами и продоволъствием. Приближение полков Мануила Комнина стало полной неожиданностью для князя Тороса, находившегося в Тарсе. Спешно эвакуировав семью и казну, он бежал из города, и по истечении всего 2 недель вся страна вновь принадлежала Византии. Торос поспешил признать над собой власть императора 607 . В 1159 г. император Мануил Комнин вывел свою армию на Кипсельские равнины, откуда он решил начать активные действия против сельджуков. Прибыв оттуда в Филадельфию вместе с царицей Ириной, которая сопровождала мужа в походе, василевс дал сражение Саламану, вельможе Иконийского султана и, несмотря на численное превосходство турок, победил их. Как и прежде, он был впереди в самых горячих точках. Молнией нападая на врагов, он при жизни стал легендой византийской армии. В сражении Комнин без телохранителей вклинился в шеренги турок и, поражая мечом, заставил их в страхе бежать. Один сельджук-силач решился сразиться с царем, но был без труда пленен им. Как говорят, во время сражения сельджуки пытались стрелами поразить императора – к нему подбежал его зять Иоанн и попытался своим щитом укрыть Мануила I Комнина от смертоносного града. Однако василевс отвел его руку, сказав, что один щит не может закрыть одновременно двух тел 608 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зиму с 1130 на 1131 г. севастократор Исаак провел у Трапезундского дуки Гавра, а затем перебрался к правителю Армянской Киликии Левону I (1129–1140), причем его сын Иоанн женился на дочери Левона, а затем вновь отправился в Иконию. Повсюду Исаак разжигал ненависть к Византии, а попутно тайно сносился со своей партией в Константинополе, в которую входили многие знатные сановники. По счастью, из его затеи ничего не вышло, и власть Uoahha II Комнина в Римской империи по-прежнему оставалась крепкой 411 . В эти годы Сельджукская империя переживала времена раздора, особенно кровавого в Месопотамии, Ираке и Иране. Султан Махмуд (1118–1131) умер в 1131 г. и оставил свои владения в Ираке и Южном Иране сыну Дауду. Однако султан Саджар Хорасанский (1118–1159), последний из Великих сельджуков, распорядился передать их брату покойного Тугрилу Казвинскому, правителю Северного Ирана. После этого целый ряд лиц предъявили свои претензии на наследство: Масуд Фарсский, правитель Южного Ирана, и Сельджукшах Азербайджанский. Оставшись без поддержки, Дауд благоразумно покинул Багдад, за который немедленно схватились Тугрил и Масуд. С помощью Саджара столица Ирака была присоединена к владениям Тугрила, впрочем, ненадолго – в скором времени Сельджукшах с помощью халифа Абу Мансура аль Мустаршида (1118–1135) выгнал Тугрила из Багдада. Масуд обратился за помощью к курдам, но при Тикрите потерпел жестокое поражение от войск халифа. Это событие встревожило Саджара, опасавшегося растущей мощи халифа. А потому по его приказу курды в 1132 г. вновь напали на Багдад вместе с бедуинами Дюбаса, но вновь победа досталась Абу Мансуру аль Мустаршиду, который, желая развить успех, в 1133 г. привел свою армию к Мосулу. Увы, на этот раз военное счастье изменило ему, и через 3 месяца он был вынужден отступить. А в 1135 г. в сражении при Даймарге армия халифа потерпела страшное поражение от его соперников за Ирак, Абу Мансур аль Мустаршид был отправлен в изгнание в Азербайджан, где его убили два наемных убийцы из секты ассасинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А 12 апреля 1159 г., на Пасху, состоялся уже торжественный въезд императора в Антиохию. Василевс ехал на коне в окружении своей варяжской гвардии, а пеший Рено вел под уздцы царского коня. Это было поистине величественное зрелище, которое наблюдали послы практически всех восточных правителей. Они видели, как Антиохийский князь давал ленную клятву, обязуясь принять в город греческого, поставленного в Константинополе, а не латинского патриарха, и обещая выставить вспомогательный военный отряд по первому требованию василевса. Как вообще все восточные люди, турки поняли и оценили внешние формы подчинения. Авторитет Византийского императора в их глазах вырос неимоверно 611 . Здесь же произошла встреча Мануила Комнина с Балдуином III, и император был очарован рыцарскими манерами и образом мыслей молодого короля. Восемь дней продолжали торжества, а затем оба монарха в сопровождении своих армий направились в Сирию, чтобы вступить в схватку с войсками Нур ад-Дина. Однако вскоре выяснилось, что Мануил I Комнин имеет свои, отличные от Балдуина III, интересы. Когда христианское воинство подошло к границам Алеппо, их встретил посол атабега, предложивший от имени своего правителя заключить мирный договор и освободить 10 тыс. крестоносцев, главным образом участников 2-го Крестового похода, попавших в плен к туркам. Среди них значились такие видные персоны, как магистр тамплиеров Бертран де Бланшфор (1156–1169) и сын графа Тулузского Бертран, умерший, правда, вскоре после освобождения. К вящему неудовольствию Иерусалимского короля, император сразу же согласился. Конечно же, здесь сыграли свою роль не только благородные мотивы, в которых императору никак нельзя отказать, но и сугубо практические. Сирия находилась далеко от границ Византии и уже не входила в сферу ее жизненных интересов. А тратить своих солдат на ненужной войне в то время, когда рядом находился настоящий враг – Иконийский султанат, василевс справедливо посчитал неразумным. Вступив в альянс с Нур ад-Дином, Комнин не только даровал свободу тысячам западных воинов, томящимся в турецком плену, но и приобрел могучего союзника, для которого анатолийские турки являлись «записными врагами» 612 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Друг основателя ордена тамплиеров Гуго де Пейна (1070–1136), он незадолго до описываемых событий оставил родину, отрекся от титула и вступил в орден рыцарей-храмовников. В общем, это была весьма колоритная и авторитетная фигура. И хотя заговорщики не смогли достигнуть своей цели, неожиданно выяснилось, что у Фулько есть и могущественные враги. Первым из них стала княгиня Алиса Антиохийская, пожелавшая получить официальный титул правителя этого княжества. Ее естественными союзниками стали граф Понс Триполийский (1112–1137) и князь Жослен II Эдесский (1131–1159), сын Жослена I (1118–1131) и его жены Беатрис, дочери Армянского царя Констандина I (1095–1100), правителя Киликийской Армении. Причина их враждебного отношения к Иерусалимскому королю заключалась в том, что граф Эдессы получил свои земли не по праву ленной присяги Иерусалимскому королю, а как наследник отца, что шло вразрез с представлениями того времени. Разумеется, Жослен II мечтал создать собственную независимую династию с передачей власти по наследству, а не по желанию Иерусалимского короля, их сеньора. В свою очередь у Понса были собственные виды на Антиохию – он хотел расширить владения Триполийского княжества. Но Фульк быстро развеял их планы. В данном соперникам сражении он разбил армию графа Триполи, захватив того в плен, а затем привел правителя Эдессы к чуть запоздалой присяге 416 . А вслед за тем король Иерусалима неожиданно предложил руку Констанции графу Раймонду де Пуатье (1115–1149), сведя на нет предыдущие переговоры Алисы с Константинополем. Поскольку супруг ровно в три раза был старше своей жены, ни у кого не возникло сомнений относительно того, что брак носит политический характер и цель его предельно ясна. Фулько стремился усилить французскую линию на Востоке 417 . Нечего и говорить, что согласие честолюбивого графа Раймунда де Пуатье оскорбило Римского императора, поскольку откровенно игнорировало его права как сюзерена Антиохии. По крайней мере, сам василевс полагал, что связанные с ним ленной присягой правители латинских государств на Востоке не вправе решать столь значимые вопросы без его участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 . Грех, геенна и смерть у Бога совершенно не существуют. Они суть действия, а не сущности 1146 : 2 . ведь грех – плод воли, и было, когда его не было, и будет, когда его не станет; 3 . а геенна есть плод греха, который однажды получит начало, в то время, как ее конец не известен; 4 . смерть же есть вспомоществование Премудрости Создателя, которое лишь на время имеет власть над естеством и в любом случае прекратится. 5 . «Сатана» – это имя, относящееся к отклонению 1147 воли от истины, а не обозначение естества 1148 . 6 . Если же, брат мой, ты найдешь что-либо из этого также и в другом месте, не думай о нас, как о выставляющих себя напоказ в том, что принадлежит другим 1149 , – но, скорее, как о смиренных, [тех,] кто питается молоком первых отцов, которых мы, как бы, для обозрения собрали [и] поставили перед собой в соответствии с поставленной нами целью: обогатиться ведением в хранилищах [учения], чтобы пастись и питаться в них. Ведь мы не забыли, что не поднялись из чина учеников, пока еще обитаем во плоти. 7 . Различение есть движение естественных помыслов. Когда они будут устремляться естественным путем в движениях своих, они будут встречаться с изменениями стихий и миров, обретая другое назначение 1150 у того, что было [раньше], дабы, при том, что умопостигаемо 1151 природы – двойственны по [своему] назначению, уразуметь [сокровенную] часть их назначения, – и это есть чин неодушевленных [вещей и существ] 1152 . 8 . Когда ты встретишься со сладостью словес богослужения 1153 , тогда ум возжаждет непрестанно пребывать в ней 1154 . И, если ты хочешь исполнить его 1155 желание 1156 , устремись к познанию причины 1157 . Если ты внезапно 1158 постигнешь ее, как обладающий способностью различения и неослепленным взором 1159 , тебе будет нетрудно непрестанно и беспрепятственно наслаждаться ей. Каково же действие 1160 , называемое «причиной»? Скажем, точильный камень ничего не прибавляет к железу, чтобы привести его к блеску и сиянию, ведь оно присуще природе железа 1161 . А что же [он тогда делает]? Он сбрасывает с него ржавчину, которая нашла на него из-за отсутствия употребления. Таково же и умозрение о природе ума. Приведи его к точильному камню и обнаружишь, как он блистает во время служения, соревнуя сиянию звезд. [А] ведь этому не предшествует [никакое] действие 1162 ; прекращается же [это состояние], когда [ум] перестает быть отрешенным 1163 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

115. О перевозке из Пальмиры в С.-Петербург плиты с надписью. ИРАИК, т. 13,1908, стр. 363–371 (приложение 2 к отчёту РАИК за 1905 г.). Древняя плита с текстом таможенного тарифа на греческом и арамейском языках. 116. Болгарские Асеневичи на византийской службе в XIII–XIV вв. ИРАИК, т. 13, 1908, стр. 1–16, I табл. 117. Вновь открытые мозаики в церкви с в. Дмитрия в Солуни. ИРАИК, т. 14, вып. 1, 1909, стр. 1–61, табл. 1–20. К искусствоведческому комментарию приложен подробный исторический экскурс о славянской колонизации сев. Балкан в VII в. Рецензии: 1) Айналов, Д. В. ВизВ, 1908, т. 15, стр. 541–546. (Оценка художественной стороны мозаик). 2) Ивановъ, Иор. Извстия на българското археологическо дружество, София, 1910, т. 1, стр. 233–237. 3) Gerland, Е. Deutsche Literaturzeitung, Berlin Leipzig, 1912, 33, Sp. 2076–2079. 4) ByzZ, 1910, B. 19, S. 256. Характеристику настоящей работы см. Горянов, Б. Т.…, стр. 94. 118. L’lnstitut archéologique russe à Constantinople. Revue contemporaine, St.-Petersbourg-, 1910, 10, p. 30–41. 28-го июня 1909 г. на заседании IV областного историко-археологического съезда в г. Костроме автором был прочитан доклад: Русский археологический институт в Константинополе, его задачи и деятельность. 25-го февраля 1910 г. в Московском археолог. о-ве Ф. И. Успенским был прочитан другой доклад: О работах и последних исследованиях Русского археологического института в Константинополе. 119. [Докладная записка в Министерство народного просвещения об открытии при Русском археологическом ин-те в Константинополе отделения доисторических древностей]. ИРАИК, т. 16, 1912, стр. 365–369. 120. История Византийской империи, т. I, СПб., Брокгауз-Ефрон, 1913, XIV, 872 стр., 7 карт., 12 табл., 87 рис. Рецензии: 1) Безобразов, П. В. ВизВ, 1913, т. 20, стр. 294–301; 2) И. Б. Исторический вестник, 1913, стр. 1157–1159. 3) И. Б. Одесский листок, 1913, 4) Иловайский, Д. И. Византия и славянский вопрос в русской историографии. В газете Кремль, М., 1913, 5) Кареев, Н. И. Русские ведомости, 1913, 6) Захаров, А. Гермес, 1914, (135), стр. 254–255. 7) Успенский, К. Н. Новый крупный труд по истории Византии. Голос минувшего, 1914, стр. 283–292. 8) Русская мысль, 1914, стр. 73. 9) Васильев, А. ЖМНП, 1915, стр. 227–241. То же в краткой редакции, Вестник Европы, 1914, 2, стр. 389–395. 10) Соколов, И. Slavia, Praha, 1928, ro. 7, str. 421–422. 11) Moravcsik, J. ByzZ, 1928, B. 28, S. 404–407 (на 1 и 2 тома). Там же, 1924, В. 25, S. 477 (заметка).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брали в десятину мальчиков самых крепких и красивых. Забирая христианских мальчиков в качестве десятины, турки всегда помнили, что нельзя брать их всех; в таком случае край быстро пришел бы к вырождению народонаселения. Поэтому известная часть мальчиков оставлялась при родителях. Десятина с мальчиков взималась не во всех местах: столица, – Константинополь, предместье его – Галата, город Навплия, страны перешедшие от венецианцев к туркам добровольно, и некоторые другие местности – были освобождены от этой безобразной повинности. Не бралась эта десятина в Аравии, в Египте, Венгрии. В Болгарии от неё освобождены были так называемые «войницы» и проч. (О них была уже речь раньше). 1159 Завербованных мальчиков на месте их —467— родины одевали в особую форму и затем отправляли в Стамбул, в Галату и Андрианополь для дальнейшего воспитания. Все они обрезались и обращались в мусульман. Не всех их ожидала одинаковая доля. Одни размещались по сералям и коллегиям, где их обучали на турецкий образец – главным образом языкам турецкому, персидскому и арабскому, а другие с самого же начала приучались к исполнению низменных работ – служили в кухнях, возделывали султанские сады и огороды, учились стрелять из лука. 1160 Дисциплина для всех них до известного возраста была самая строгая. Они отрешены были в течение десятка лет от всякого сообщения с внешним миром и очень походили в этом отношении на русских институток николаевского времени. Более образованные из них, по достижении известного возраста были представляемы ко двору и султан их жаловал различными должностями, например, они делались чаушами, пажами, камер-пажами и т. д. 1161 Из этих отурченных христианских детей, как и из христианских военнопленных мальчиков, составлялась султанская гвардия – пехота янычары и кавалерия – сипаги Порты. 1162 В военных сферах отурченные христианские дети потом достигали почетных должностей, наприм., генералов – аги – в полках янычар, адмиралов флота и пр. 1163 Из пажей и камер-пажей, вообще из лиц, находившихся на придворных должностях, потом выходили так называемые беглербеги (управители целых провинций), которыми весьма редко были природные турки, баши – визири (министры).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Состав служивших в синодальной канцелярии, по своему происхождению, был довольно пестр. Канцеляристы, аристократия канцелярии, представляли довольно плотную группу из старых подьячих, служивших ранее в архиерейских домах или в светских учреждениях: бывшие старые подьячие Новгородского, Тверского, Ростовского архиерейских домов 1137 , бывший старый подьячий московской губернской канцелярии, оставшийся без службы 1138 , бывший подьячий ратушного таможенного стола, закрытого с передачею дел в «акцизную камору» 1139 . Некоторые были произведены в Синоде уже, из подканцеляристов 1140 . Подканцеляристы были или из заслуженных подьячих других каких-либо учреждений, принятые в Синод 1141 , или, в большинстве, выслужившиеся копиисты 1142 . Копиисты были отовсюду. Здесь были: бывшие школьники славяно-латинской школы, до окончания курса взятые из школы для переписки научных трудов – князя Кантемира, переводившего «историю турецкой земли» 1143 , или монаха Феофила Кролика, посланного для перевода книг в Прагу 1144 ; бывшие подьячие: духовного приказа в Смоленске 1145 , Троице-Сергиевой Лавры 1146 , архиерейских домов – Ростовского 1147 , Тверского 1148 , Суздальского 1149 , московского гарнизона 1150 , московских канцелярий – губернской 1151 и земской 1152 , московского надворного суда 1153 , печатного приказа 1154 , приказа большого дворца 1155 , московской ратуши 1156 , юстиц-коллегии 1157 и остававшиеся без дела подьячие других разных светских канцелярий 1158 ; приходорасходчик частного смольчужного завода в Брянском уезде 1159 , повытчик провиантской канцелярии со своим подьячим 1160 , писец Преображенского приказа 1161 , писец сенатской канцелярии 1162 , поддьяк Коломенского архиерейского дома 1163 , певчий Ростовского архиерейского дома 1164 , священнический сын из Клина 1165 , сын дьякона 1166 , сын московского диакона 1167 , сын московской просвирни 1168 , сын подьячего Ростовского архиерейского дома 1169 , сын умершего московского синодального справщика 1170 , сыновья подьячихпосольского приказа 1171 , вотчинной канцелярии 1172 , поместного приказа 1173 , сын Смоленского комиссара крепостных дел 1174 , просто «подьяческий сын» 1175 , наконец, грамотный крестьянин вологжанин 1176 . Тут были и старые служаки, испробовавшие уже канцелярскую службу в разных местах, были и молодые люди, только еще приучавшиеся к канцелярской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В конкретном синтезе «часть» в известном смысле равна своему целому. Это, с виду парадоксальное, утверждение следует понимать не в смысле «объема», но в смысле «содержания». По самой природе спекулятивного «слияния» тождество моментов возникает в результате творческих усилий «средины», создающей в каждом из них свое единое, обогащенное синтезом содержание. Поэтому содержание самой тотальности присутствует в каждом из сросшихся моментов: каждый из них содержит в себе индифференцию во всей её содержательной тотальности 1140 и меньший объем части не мешает ей владеть всем содержанием целого. Гегель выражает это так: «часть имеет в самой себе все Понятие», 1141 так, что «единичное стоит в абсолютной индифференции со всеобщим и целым»; 1142 «каждая часть сама есть целое или каждое определение есть тотальность, т. е. определение стало вообще вполне прозрачною явью, различием, которое в своей утвержденности исчезло». 1143 Согласно основному закону Всеобщности, тотальность входит целиком в свои части и утверждает себя как их живую сущность. Она устанавливает этим содержательное равенство между собою и ими, так, что каждый член является «простою всеобщностью, в которой растворены все определения». 1144 Каждая часть по своему содержанию равна целому, или, что то же, есть само целое, 1145 природа тотальности представлена в ней, 1146 содержится в ней, 1147 творчески владеет ею. 1148 «Средина», боровшаяся за свое осуществление в каждой из сраставшихся сторон, приводит все свои члены к содержательной однородности и ассимилированному богатству определений. В этом – сущность спекулятивной конкретности. Это присутствие тотальности в её членах имеет характер творческого господства и определяющего созидания. Тотальность «живым образом проникает» 1149 в свои части, растворяет их 1150 своим недифференцированным содержанием и превращает их в текучие процессы. 1151 В результате этого обнаруживается «господство целого» 1152 над частями. «Члены» органической тотальности, или, что то же, её «моменты», 1153 «части», 1154 «потенции», 1155 «органы» 1156 подчинены ей: они обусловлены ею, 1157 всецело определены её целью 1158 и стоят от неё в зависимости. 1159 Ни одна часть её не существует сама по себе; 1160 все они только в тотальности и только через неё. 1161 Орган имеет «смысл и значение только через свою связь» 1162 с организмом: каждая черта, каждая деталь его «создавалась через целое» и остается ему подчиненной. 1163 Жизнь членов возможна только в тотальности, 1164 так, что «равновесие» частей в целом 1165 есть подлинное условие их бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

и у проф. H. Н. Глубоковского , Благовестие св. Апостола Павла по его происхождению и существу, кн. II (Спб. 1910), стр. 99, 7, 166 , 1147 сл„ 1159 сл., 1170–1175, 1181 – 1186, 1195, 1196. 1197; 213. 48 Prof, R. Reitzenstein, Die hellenistischen Mysterienreligionen, ihre Grundgedanken und Wirkungen (Leipzig und Berlin 1910), S. 71, 75, 81. 49 «Theologische Literaturzeitung» 1912, Nr. 17, Sp. 522 f. в отчете о редактируемом проф. Ko %:gel’eм новом, 10-м издании Кремерова Словаря. 50 См. Prof. George Milligan, The New Testement Documents, p. 58–59: «было-бы несколько излишне сказать, что слово γ πη родилось в недрах откровенной религии, но замечательно, что в светской греческой литературе не найдено ни одного совершенно ясного примера его употребления, а оно столь характерно для библейских писаний, что может считаться собственным для них во всей полноте усвояемого тут специального смысла». Ср. и у проф. С. М. Зарина, Современные открытия в области папирусов и надписей в их отношении к Новому Завету (Спб. 1914), стр. 60. См. об этом термин еще у Proff. James Hope Moulton und George Milligan, The Vocabulary of the Greek Testament illustrated from the Papyri and other non-literary Sources, Part I (о которой см. у Rex. Prof. James Moffatt «The Exportier» 1915, II, p. 189–192), London 1914, p. 2, и «The Exposieory Times» XXVI, 3 (London: December 1914, p. 139а). 51 Однако Prof. J. H. Moulton (А Grammar р. 49; Einleitung. S. 72) выражает сомнение против такой догадки. 52 Не можем не привести здесь хоть один пример точности Луки при передаче фактов: в Дeяh. XIX, 27 среброковач Димитрий говорит об Ефесской Артемиде μεγ λη ilea, а в ст. 37 γρσμμκτ υς называет ее и, θ-εος μιδν. И, действительно, θ-εος есть классическая форма, и что еще важнее-она часто встречается в Магнезийской надписи, как обозначение великой богини города. Эту «официальную» форму Лука и влагает в уста официального чиновника, между тем простой человек пользуется обычною простонародною разговорною формой. Следовательно, Лука старательно и умышленно допустил Эти вариации (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010