Есипов [Г. В.] Раскольничьи дела XVIII века. Т. II. М., 1863. Приложение. С. 64—72 (возможно, по рукописи РНБ. Q.I.72). см. также РНБ. Софийское собр. 1503; собр. Толстова Q.III.85; ГИМ. Собр. Царского 441:444. 473. 512 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. VII. Т. 13—14. М., 1991. С. 114,159:341:549–550:635. 513 ГИМ. Синодальное собр. И. Рукопись 24. Л. 432—436. Здесь же (рукопись 25. Л. 437—444) окружная грамота патриарха Адриана против брадобрития. 514 См.: Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. М., 1955. Ср.: Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М., 1984; и др. 515 Скворцов Г. А. Патриарх Адриан… С. 21—22. 516 Прозоровский А. А. Сильвестр Медведев (его жизнь и деятельность). Опыт церковно–исторического исследования. М., 1896. С. 237—238:255. 517 РГАДА. Ф. 1182. Оп. 1. 67. Л. 90—92. 518 Евгений [Болховитинов]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко–российской церкви. Изд. 2–е. М., 1827. Т. I. С. 195. 519 Сменцовский М. Н. Братья Лихуды. Спб., 1889. С. 285—331 и др. 520 Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. Т. I. М., 1940. С. 383. 521 Скворцов Г. А. Патриарх Адриан… С. 30—33. 522 Забелин И. Е. История города Москвы. Ч. I. M., 1902. С. 535—536. 523 Опубл.: Письма императора Петра Великого к брату Иоанну Алексеевичу и патриарху Адриану. Спб., 1788. Черновые автографы Кариона Истомина см.: ГИМ. Чудовское собр. 98/300. Л. 75—77 об., 315—316:339—340:345—346:351—352 об., 362:386—388 об., 391:405—405 об., 493—493 об.; 300/302. Л. 122 об. Его же беловые автографы см.: РГБ. Собр. Тихонравова 634. Л. 185—212 об. (с л. 212 об. — переписка патриарха и Петра во время Великого посольства). Адриану приписывается также «Слово на случай войны с турками» (ГИМ. Синодальное собр. 261 по Горскому и Невоструеву). 524 Ср.: Письма и бумаги Петра Великого. Т. I. Спб., 1887. С. 38—40. 525 РГБ. Собр. Тихонравова 634. Л. 207 об. 526 Богданов А. П. Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских людей. М., 1990. С. 227—246:цит. С. 241. 527

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   Прп. Максим Исповедник, Слово о подвижнической жизни, 3. PG 90, 912. Рус: Творения, кн. I, с. 76.    Св. Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 256. Ср. рус: Что значит имя христианин, с. 21.    Св. Василий Великий, Беседа 20 (О смиренномудрии). PG 31, 536. Ср. рус: Творения, т. I с. 241—242.    Из службы Великого водоосвящения.    Прп. Симеон Новый Богослов, Слова Огласительные, 6. SC 104, p. 44. Ср. рус. перевод: Слово 81. Творения, т. 2, с. 357.    Прп. Иоанн Синайский, Лествица, 28, 1.    Слово о молитве, 1. PG 34, 853. На русском языке творения прп. Макария Египетского изданы в другом порядке. Ср.: Духовные беседы (Собрание рукописей типа II), 40, 2. Творения, с. 435.    Прп. Нил Подвижник, Сто пятьдесят три главы о молитве, 3 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 2, с. 207.    Св. Григорий Богослов, " Слова " , 27, Против евномиан, 4. PG 36, 46. Рус.: Собрание Творений, т. 1, с. 387.    Прп. Иоанн Синайский, Лествица, 27, 61.    Прп. Исихий Пресвитер, Слово о трезвении и молитве, 54 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 2, с. 170.    Авва Исайя, Слово 16, 6 Добротолюбие, т. 1, с. 348.    Ср.: прп. Никита Стифат, Житие, 4 Прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат. Аскетические Произведения, с.100. См. также: прп. Марк Подвижник, 200 глав о духовном законе, 69 Добротолюбие (в рус. пер.), т. 1, с. 526.    Св. Григорий Нисский, О христианском совершенстве к Олимпию монаху. PG 46, 284. Ср. рус: Что значит имя христианин, с.51.    Св. Василий Великий, Письма к разным лицам, 159 (К Евпатерию и к его дочери). PG 32, 620. Ср. рус: Творения, т. 3, с. 178.    Этот отрывок содержится в схолиях (комментариях), которые по видимому принадлежат самому прп. Максиму (С. Л. Епифанович: цит. изд., с. 11). Прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 22. TLG 2892001. Ср. рус: Творения, кн. II с. 240 (Схолия, 10 сноска. К сожалению, в данном издании — «Мар-тис», 1994 — схолии самого святого отца напечатаны в конце книги в разделе «комментарии» вместе с примечаниями издателей и переводчиков).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Нищий и убогий хвалят Тя, Господи: народ: Слава Отцу, слава Сыну, слава Св. Духу глаголавшему через пророков. монах: Воинства небесные воспевают хвалу и мы на земле славим Его: народ: Свят, свят, свят Господь, полны небо и земля славы Твоея. И потом: монах: Творец всего! Ты сказал и – мы живем, повелел – мы сотворены. Положил закон – он не прейдет. народ: Спаситель наш, благодарим Тебя! монах: Господи сил! Ты страдал и воскрес. явлен был и вознесся. народ: Придешь судить – помилуй и спаси нас. монах: Душею сокрушенной припадем к Тебе и молимся Тебе, о Спаситель мipa: народ: Ибо Ты – Бог кающихся. монах: Радуйтеся праведные о Господе и молите за нас: народ: Слава Тебе, Христе, Боже святых». (Цит. по кн. арх. Филарета Гумилевского «Исторический обзор песнопевцев Греческой Церкви», Св. Тр. Лавра, 1995 г. с. 166). Несмотря на предельную простоту этих тропарей, мы находим в них догматическое учение о предстательстве святых, о необходимости покаяния, о воскресении и т.д. Биограф пишет, что для пения этих тропарей к пещере преподобного стекались толпы людей, в том числе и весьма богатых. По благословению преподобного они основали монастыри вокруг горы. И нет сомнения, что в этих обителях повторялись краткие, но многозначительные тропари Авксентия, добавляет Филарет. Т.о. у Авксентия было много преемников. На рубеже 5 и 6 вв. возникла целая школа и сам имп. Юстиниан († 565 г.) отдал дань модному увлечению гимнографией. Совсем неплохой богослов, он написал в 536 г. (по свидетельству диакона Павла) тропарь для вновь отстроенного храма Св. Софии: Единородный Сыне и Слове Божий, бессмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святые Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святая Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. В условия непрерывных споров с несторианами и монофизитами, которые называли Христа то простым сыном Марии, то всецело Божеством, такой догматически богатый и вместе с тем красивый тропарь имел большое значение. Не случайно его до сих пор присоединяют ко 2 антифону в начале нашей литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

518 Мень Александр, прот. История религии в семи томах. В поисках пути, истины и жизни. Т. 1… С. 102. 520 Триодь постная. Ч. 1. М.: ИМП, 1992. Среда 1-й седмицы Великого поста, великое повечерие, песнь 2, канон 2, тропарь 4. 523 Волков П.В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. Новосибирск: Издательский дом «Сова», 2008. С. 294. 536 В русском языке для передачи греческого корня слова «земля» обычно используется написание не «гайа», а «гея» – как в словах геология, геометрия и т.п. Такая же традиция принята во многих других языках: английском, немецком, французском и пр. 545 Цит. по: Панагопулос Иоаннис. Толкование Священного Писания у отцов Церкви. М.: Перервинская Православная Духовная Семинария, 2013. С, 35. 556 Августин, блаж. О книге Бытия, буквально. В 12 книгах//Августин, епископ Иппонийский. Творения. Ч. 7. Киев, 1912. С. 1. 567 Панагопулос Иоаннис. Толкование Священного Писания у отцов Церкви. М.: Перервинская Православная Духовная Семинария, 2013. С. 32. 577 Исидор (Минаев), архим. Интервью о Благодатном Огне. URL: http://www.religare. ru/285400.html (дата обращения: 09.11.2017). 580 Копейкин Кирилл, прот. Наука и религия на рубеже III тысячелетия: противостояние или синергия//Журнал Московской Патриархии. 2010. 4. С. 77–78. 581 Гоманьков А.В. Как описать историю Теория эволюции, креационизм и христианское вероучение. ЖМП. 9. М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. 592 Кураев Андрей, диак. Может ли православный быть эволюционистом? Клин.: «Христианская жизнь», 2006. С. 28–29. 595 Гоманьков В.И. Старая и новая метафизика, или мировоззрение и откровение. ЖМП. 7. М.: Издательство Московской Патриархии, 2011. С. 75. 622 Буфеев Константин, прот. Православное учение о Сотворении и теория эволюции… С. 232–239, 400–410. 624 Минея. Сентябрь. М.: Московский Сретенский монастырь. Издательство «Правило веры», 1997. Светилен Индикта, и ныне. 627 Струговщиков Евгений, свящ. Тейяр де Шарден и православное богословие. М.: «Дом Надежды», 2004. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Золотухина Н.В. Навеки свободны: Свидетельства о вере новомучеников города Серпухова и Серпуховского района//Воскресная газета Покров. 2008. 20. Ноябрь. С. 6. Иларион (Троицкий), архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 24 ноября 1914 г.//Архив А.В. Никитского. Никитский В.А. Родные люди и родные места священномученика Илариона//Засечный рубеж. 2004. 18. Май. С. 7. Иларион (Троицкий), епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 7 мая 1921 г.//Архив А.В. Никитского. Никитский В.А. Родные люди и родные места священномученика Илариона. С. 7. Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения/Вступ. ст. монахини Софии. М.; СПб., 2000. С. 550. Иларион (Троицкий), архимандрит. Христианства нет без Церкви. М., 1992. С. 31. Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М., 1955. С. 14. Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. М.; СПб., 1995. С. 116, 117. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. Изд. Сретенского монастыря, 1999. С. 3. Кривошеева Наталия. «Блажени непорочнии в путь ходящии»: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)// Москва . 1998. 1. С. 211. Иларион, архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения. С. 373. Иларион (Троицкий), архиепископ. Письмо Л.П. Архангельской от 3 февраля 1926 г.//Архив А.В. Никитского. Цит. по: Дамаскин (Орловский), иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)// Иларион (Троицкий), архиепископ. Церковь как союз любви. М., 1998. С. 5–6. Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования. М., 1996. С. 107–184. Романов А.М., великий князь. Книга воспоминаний. М.; СПб., 2009. С. 53, 54. Анафема: Сб. статей/Сост. П. Паламарчук. Изд. Сретенского монастыря, 1998. С. 293. Никон (Рклицкий), архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время: 1863–1936: В 2-х кн. Нижний Новгород, 2004. Кн. 2. С. 536. Перелыгин А.И. Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917–1953). Орел, 2008. С. 28.

http://ruskline.ru/opp/2020/07/23/zhizne...

Бенедикт XIII больше не мог играть значимой роли, т. к. был покинут сторонниками, низложен и отлучен от Церкви. Не было препятствий к выбору нового понтифика, которым 11 ноября 1417 г. становится авторитетный римский кардинал Отто Колонна, взявший имя Мартин V. Григорий же становится кардинал-епископом Порто, оставаясь при этом пожизненным легатом Анконской Марки и деканом коллегии кардиналов с почетным правом занимать второе место после папы на официальных церемониях. Скончался бывший понтифик через год в Реканати.  Последними словами Григория перед смертью были: «Я не понимал мира, а мир не понимал меня». The Book Of The Popes (Liber Pontificalis), I To The Pontificate Of Gregory I. New York. Columbia University Press, 1916, p. 146 Юстиниан I или Юстиниан Великий (483- 565) – один из наиболее выдающихся византийских императоров. Теодорих Великий – король остготов в 470 – 526 гг. Монофизиты – возникшая в V в. христологическая доктрина в христианстве, отвергающая совершенное человечество и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) во Христе. Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви, т. III-IV. История Церкви в период Вселенских соборов/2-е изд. Минск, 2011, с. 577    Теодат – король остготов, правил в 534 – 536 гг. The Book Of The Popes (Liber Pontificalis), I To The Pontificate Of Gregory I. New York. Columbia University Press, 1916, p. 145 Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви, т. III-IV. История Церкви в период Вселенских соборов/2-е изд. Минск, 2011,  с. 578 J. Chapin, Silverius, Pope, St.//New Catholic Encyclopedia, 2 nd ed., 13 vol. Sec-The, p. 123; Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви, т. III-IV. История Церкви в период Вселенских соборов/2-е изд. Минск, 2011,  с. 577 J. Chapin, Silverius, Pope, St.//New Catholic Encyclopedia, 2 nd ed., 13 vol. Sec-The, p. 123 J. Chapin, Silverius, Pope, St.//New Catholic Encyclopedia, 2 nd ed., 13 vol. Sec-The, p. 122 Procop. BG, I, 8.6-11; 22-42; 9.1-2; 22-30; 10.25-48. – Цит. по: Удальцова З. В. Италия и Византия в VI веке. М., Изд. Академии наук СССР, 1959,  с. 271

http://bogoslov.ru/article/3200588

Т. 94. Col. 1108В). Св. Григорий Богослов говорит: Бог Сын «воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить» (Or. XLV, 10/PG. Т. 36. Col. 636А). 435 Cp.: Попов И. В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского /Богословский вестник. 1904. Т. 3. С. 556–559. Профессор Попов особенно выделяет эту сторону учения преп. Макария и говорит, что его учение о непрестанном воплощении является единственным в своем роде в патриотической литературе (Цит. соч. С. 559. Примеч. 1). – В своем исследовании о преп. Макарии (Ibid. Р. 120) Штоффельс мимоходом напоминает об этом многозначительном факте; как он утверждает, св. Макарий «die historische Erl Eosung als Typus der Rettung jeder Einzelseele darstellt». 446 Hom. XVIII, 3. Col. 636C; Hom. XIX, 3. Col. 644D; De custod. cordis, 13. Col. 837BC. Ibid. 14. Col. 841A. 450 De patientia et discr. 22–23. Col. 884AB; Hom. V, 6. Col. 501BC; II Ep. Col. 42ID; Hom. XXI, 4–5. Col. 657CD. 476 Hom. XV, 22. Col. 589C. По преп. Макарию начало веры зависит от человека, а возрастание и совершенствование – от Бога. Связанная «оковами тьмы, возложенными на нее духами злобы», душа «не может ни любить Господа, ни сколько желает веровать». Hom. XXI, 2. Col. 656D. Cp.: Apophtegm. 20. Col. 249А. 478 Hom. XV, 22. Col. 589CD: «Как ты от членов своих принесешь Ему дар, так и Он, подобно сему, от собственных Своих членов уделит душе твоей, чтобы все тебе делать, и любить, и молиться чисто». 526 Hom. VI, 3. Col. 520BC; De orat. 3. Col. 886Ä Непрестанной молитвой человек побеждает «неустройство (и непостоянство) ума». 536 De orat. 2. Col. 853B. Cp.: De oral. 14. Col. 864D: «Дело молитвы и служения слову, совершаемое надлежащим образом, выше всякой добродетели и заповеди». 538 Hom. XL, 1. Col. 764A. Cp.: De custod. cordis, 8. Col. 825D; De perfect, in Spirit. 15. Col. 852B. 541 Так преп. Макарий истолковывает слова апостола Павла в церкви хощу пять словес умом моим глаголати ( 1Кор.14:19 ): « Церковь можно разуметь в двух видах: или как собрание верных, или как душевный состав.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вот причина, почему Он с такой силой обличил Петра; Он видел, что и Петр, и другие всего более боялись страданий Его и не могли спокойно слышать [о них]. По той причине Он обнаруживает и тайные его мысли, говоря: „думаешь не о том, что Божье, но что человеческое“. Что значит: „думаешь не о том, что Божье, но что человеческое“ ( Мф. 16, 23 )? Петр, заключая о деле по человеческому и плотскому рассуждению, думал, что страдание для Христа позорно и несвойственно. Итак, проникая в его мысли, Христос говорит: нимало не несвойственны Мне страдания, но ты так судишь по плотскому разуму; напротив, если бы ты в божественном Духе, освободившись от плотских помыслов, высказал сказанное Мной, то понял бы, что это Мне весьма прилично. Ты думаешь, что страдать для Меня низко, а Я тебе говорю, что эта мысль – не страдать Мне – от диавола. Так Он страхом противного рассеивает боязнь Петра» (Joan. Chrys. in Matth.: PG 58, 536–537, рус. пер. по изд.: Иоанн Златоуст , Толкование на Матфея 1993 , т. 2, с. 557–558). 912 Или: «обладанием» ( ξεις). Здесь прп. Максим излагает сотериологическое учение с использованием категорий Аристотеля: «лишение» ( στρησις) – «обладание» ( ξις) (см. Arist. cat. 1.10, 11b2o, ed. Bekker). Эти категории весьма широко используются прп. Максимом в Трудностях к Иоанну, главным образом в контексте разработки апофатического богословия. 914 Ср. у св. Григория Богослова : «[Хритос] подвергает испытанию наше послушание и все измеряет Своими страданиями, водясь искусством Своего человеколюбия, дабы собственным опытом дознать, что для нас возможно, и сколько должно с нас взыскивать, и нам извинять, если при страданиях принята будет во внимание и немощь» (Greg. Naz. or. 30.6: PG 36, 109C, рус. пер. цит. по изд.: Григорий Богослов 1994, т. 1, с. 432). Данное место станет предметом толкования прп. Максима в Трудностях к Фоме (4). 915 Параллельное место: Рим. 12, 20 . Очевидно, что «загадочным» данное речение является, если понимать его применительно к отношениям с ближними, точнее, не столько «загадочным», сколько противоречащим заповеди любви, так как получается, что, питая ближнего, пусть и «врага», мы навлекаем на него проклятье, что не вяжется с заповедью любви к врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

c., S. 175–176). В западной половине христианского мира конкубинат держался дольше и устойчивее, чем на востоке; однако и здесь, как правовому институту, ему был положен конец церковным и гражданским законодательством XVI ст. (Meyer, o. c., S. 166). 156 Более подробное раскрытие этой мысли, со ссылками на мнения древних отцов и учителей церкви, см. в цит. статье проф. Писарева, стр. 107–113. 158 Интересно его сопоставить с новым законом, над проведением в жизнь которого так энергично теперь трудится министерство Клемансо. Текст этого последнего закона см. ниже, стр. 165 1) Источниками и пособиями при писании настоящей статьи служили: По истории литературы: 1°. – История французской литературы. Густава Лансона, т. II, стр. 531–536. 2°. – Флобер по воспоминаниям Максима Дюкана. «Наблюдатель» 1883 г. 8, стр. 57–71; 9, стр. 166–194. 3°. – Флобер в своих письмах Д. Mepeжkobckjro. «Северный Вестник». 1888 г., 12. отд. 2-й, стр., 27–48. Перепечатано в сборнике статей Д. Мережковскаго «Вечные Спутники», СПБ., 1893. 4°. – Густав Флобер. Брандеса. «Русская Мысль» ,1882, 2, стр. 233–267. 5°. – Парижские письма. – Густав Флобер, как писатель и человек. LIX. Эмиль Зола. «Вестник Европы» 1880, 7, стр. 353–389. 6°. – Поль Бурже. Очерки современной психологии. Пер. Ватсона. СПБ. 1888, стр. 79–110. 7°. – Жорж Пелисье. Литературное движение в XIX ст. Пер. Доппелмайера. 1895. стр. 350–361; 366, 369, 379. 8°. – Парижские письма. VIII. Флобер и его сочинения. Эм. Зола. «Вестник Европы», 1875, 11, стр. 401–429. 9°. – Из истории стремлений художника. (Очерк о Гюставе Флобере). А. И Красносельского. «Русское Богатство», 1897 г., 1, стр. 129–160. По истории монашества и специально об Антонии Вел.: 1°. – Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Пер. с греч., изд. 4-е. СПВ. 1881. 2°. – Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . Пер. с греч. с примечан. свящ. M. I. Хитрова. Изд. Свято-Тр. Серг. Лавры. 1896. 3°. – История боголюбцев или повествование о святых подвижниках. Блаж. Феодорита, еп. Курского. Пер. с греч. СПВ. 1853. 4°. – Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина. Пер. с латинского с примечан. свящ. М.И. Хитрова. Изд. Свято-Троицк. Серг. Лавры. 1898. 5°. – Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах. – Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , Архиеп. Александрийского Ч. III, стр. 178–250. Серг. Лавра. 1903. Сокращён. Цитация – Ав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

169 Коран. Перевод смыслов и комментарии Кулиева Э.Р М.: Умма, 2003. С. 631–632 (коммент. 156. к Суре «Ан-Ниса» 4:48). 173 См.: Уляхин В., прот. Священное Писание Нового Завета. Апостол. Ч. I, II. М.: ПСТГУ, 2009. С. 31. 175 Антоний (Паканич), архиеп. Послание святого апостола Павла к Римлянам в отечественной библейской науке с отдельными экскурсами в западную библеистику. Киев, 2009. С. 194. 189 Страхов В.Н., свящ. Эсхатологическое учение второй главы второго Послания св. апостола Павла к Фессалоникийцам//Богословский вестник. 1911. Т. 1. 3. С. 536–537. 191 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет. Т. 6. Тверь, 20θ3. С. 337. 225 Глубоковский Н.Н. Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу. СПб., 1910. Кн. 2. С. 1164. 226 См.: Hawthorne G, Martin R. Dictionary of Paul and his Letters. Downers Grove: Inter Varsity Press, 1993. Р. 415. 228 См.: Гумилевский И., свящ. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Сергиев Посад, 1913. С. 162. 232 Мы будем рассматривать брак именно как Божественное установление. По нашему мнению, абсолютно неправильно, когда используется термин «институт брака». Институция – это то, что установлено человеком. Брак установил Бог (см.: Быт.1–2 ). И выражение «институт брака» в богословии попросту ненаучно, хотя и нередко употребляется, например, в католическом катехизисе. 242 См.: Догматическая Конституция о Церкви. Lumen gentium (LG 11)//Документы II Ватиканского Собора. М.: Paoline, 2004. 253 Цит. по: Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви: Курс лекций. Н. Новгород, 2006. С. 217. 259 Феофан (Говоров) Затворник, свт. Жизнь и труды святого апостола Павла/Сост. свящ. Н. Рудинский. М., 2002. С. 562. 261 Хоружий С.С. Современные проблемы православного миросозерцания. Ч. 1. Гл. 2. С. 27//http://lib.cerkov.ru/preview/569 265 Анисин А.Л. Основания и пути становления идеи соборности в русской духовной жизни. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010