прозвучала тревога за судьбу рус. святогорцев. После 1917 г. все решения и международные договоры, связанные со статусом Св. Горы, состоялись без участия России. Тем не менее и в них было предусмотрено сохранение прав и свобод насельников-негреков. Так, согласно 123-й ст. Севрского договора между странами Антанты и Грецией (10 авг. 1920), Греция обязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы, которыми пользуются негреческие монашеские общины на Афоне, согласно 62-й ст. Берлинского трактата от 13 июля 1878 г.». Севрский договор не был ратифицирован, но его постановления о национальных меньшинствах, в частности на А., вошли в Лозаннский мирный договор от 24 июля 1923 г., к-рый был зарегистрирован Лигой Наций 5 сент. 1924 г. и 26 сент. взят Лигой под ее гарантию. 1-я ст. договора гласит: «Греция обязуется признавать постановления статей от 2 до 8 (о меньшинствах.- И. Я.) этой главы как основной закон, так что никакой закон и никакие правила, никакой официальный акт не могут быть в противоречии или в несогласии с этими постановлениями» (цит. по: Просвирнин. 4. С. 15). На деле же греч. правительство в сложной международной обстановке 20-х гг. XX в. предприняло ряд действий по эллинизации А. В Уставе был закреплен также ряд положений, ставивших негреч. обители в неравноправное положение по отношению к греч. Согласно ст. 13 Лозаннского договора, «монахи Афонской горы, какова бы ни была страна их происхождения... будут пользоваться без всякого исключения полным равенством прав и прерогатив». В § 4 ст. 7 договора записано: «Не будет предписано никакого ограничения против свободы употребления какого бы то ни было языка... как в религии, периодической печати и в изданиях всякого рода, так и на публичных собраниях». § 5 той же статьи гласит, что «меньшинства могут в судах пользоваться своим языком как устно, так и письменно». В ст. 8 указывается, что «греческие подданные, составляющие меньшинство по национальности, вере и языку, могут на свои средства основывать, управлять и контролировать благотворительные, религиозные и социальные учреждения, школы и другие воспитательные заведения с правом свободного пользования здесь своим языком» (Там же.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Во время обедни искушение по поводу нелепых просфор просвирни, черствых, кривых, кислых, миниатюрных, и по поводу нахождения отца настоятеля в церкви как бы для надзору. Во время великого входа смутился, уязвился, не выговорил наследника и царственного дома из-за пустого случая и по входе был непокоен и умерщвлен и едва восстановил некоторый мир чрез покаяние; Святейший Синод и титул митрополита нехорошо выговорил; после причастия успокоился; заамвонную читал добре, отпуст весь спокойно. На молебне при чтении Евангелия священномученикам не выговорил последних слов: и вы убо будите готови... [ Лк.12:40 ] и прочих не выговорил, – опять мучение, опять покаяние и новое помилование. Слава Богу! Долг христианина – умертвить живущий в нем грех и воскресить, умножить в себе всякую добродетель, или совлечься ветхого человека с деяниями его и облечься в нового, обновляемого по образу Создавшего [ Кол.3:9–10 ]. За вечерней сегодня подвергся я тяжкому искушению, чрез которое и других соблазнил, именно: по причине расстройства желудка выпив дома пред вечерней рюмку водки березовки, я не мог в церкви совладать со своим сердцем и языком, подвергся боязни и смущению и не мог выговорить многих возглашений ектении, путался и переминался; всю вечерню смутно, тревожно совершал. О, какая добродетель в священнике спокойствие и самообладание! На водосвятном молебне (для Марьи Терентьевны Михайловой) я исправился и совершил его бойко. На молебне у Титкова всё было хорошо, победоносно, кроме последних слов отпуста, коих не мог выговорить, смутился и осекся, отчего был потом в беспокойстве у Титкова и по дороге, но за покаяние Господь избавил и дал мир. Христолюбцы! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете [ 1Пет.4:12–13 ]. Сильные и многочисленные искушения от диавола доказывают то, что ты сильно на них вооружаешься, сильно их уязвляешь; тех, кои исполняют их волю, они не тронут и оставляют в покое пагубном, усыпляя их в греховной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Мы должны здесь оговориться. Такая двойственность – самое заурядное и обычное явление; но надо сказать, что по местам, и даже очень часто, бывает и полная спутанность в этой области. Кроме того, что за лечением от беса, одержимости, кликушества, даже зубной боли обращаются к лицам «церковного чина» – от какого-нибудь старца, до приходской просвирни влючительно, – кроме этого, существуют знахари и не такого темного характера, как мы описали выше. Сами заговоры часто имеют вид христнских молитв, читаются «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», а та формула, которую мы привели выше, читается и иначе, именно: «стану я благословясь, пойду перекрестясь» и пр. Встречаются даже деревни, где обязанности знахаря исполняет священник. Все же в отношении православного к природе есть элемент несвободы, страха, подчиненности, «суеверий» в смысле признания своей слабости перед стихийными духами. Мы рассмотрели тот материал, церковный и бытовой, который составляет православие. Сделаем из него некоторые выводы. III. Выводы. Характер русского благочестия. Христос страдающий. Разделение Божьего и человеческого. Православный взгляд на милостыню. Иррационализм. Смирение. Интимность в отношениях к Богу, переходящая в фамильярность. Сектанство. Старообрядчество «Не прикасайся ко Мне», сказал воскресший Христос Марии, а вместе с тем Фоме он дал коснуться ран своих. В своих «мыслях» Паскаль объясняет это видимое противоречие тем, что мы, христиане, должны иметь участие только в ранах и страданиях Христа. Если эти раны разуметь, как вообще скудость, истощание, «рабий зрак» Христа, то русский народ, в своей религиозности, живет со Христом страдающим, а не с воскресшим и преображенным. Это вовсе не значит, что русское православие живет какими-нибудь необычайными страданиями и подвигами; как раз наоборот. Ничто так не чуждо православию, как героические деяния и эффектные подвиги. Бог умалился для нас, сделался человеком и жил среди людей. «Он взошел, как отпрыск из сухой земли; нет в нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» (Исайа. LIII). Это – русский Христос, такой близкий к скудному русскому пейзажу, неприглядным, серым деревням, пьяной, больной, разоренной России. Это Христос – друг грешников, убогих, немощных, нищих духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Elch...

При них: 14 дьячков на всех 6 пономарей на всех На церковные требы по 40 руб. на всех Итого 34 лица. А всего на город Якутск. В ЯКУТСКОМ ОКРУГЕ Кангалакской Покровской церкви. 3 священника, всем 1 диакон 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы. Итого 9 лиц Чуропчинской Вознесенской тоже Амгинская Преображенская Причетники здесь могут заниматься хлебопашеством 3 священника, всем 1 диакон 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 9 лиц Борогонской Вознесенской церкви 3 священника, всем 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 8 лиц Синской Спасской церкви 2 священника, обоим 2 дьячка, обоим 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 6 лиц Нашской Предтечевской тоже Багаянтайской Богородской тоже Мегинской Введенской тоже Ытык-кельской Преображенской тоже Ойшеконской Вознесенской 1 священник 1 дьячок 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 4 лица Алданской, вновь построенной 1 священник 1 дьячок 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 4 лица Усть-Майской Матиевской, вновь строющейся Тоже, что в Алданской Итого на 12 церквей Якутского округа: В ВИЛЮЙСКОМ ОКРУГЕ В городе Вилюйске 3 священника, всем 1 диакон 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 9 лиц Сунтарской Введенской церкви 3 священника, всем 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 8 лиц Нюрбинской Николаевской тоже Кроме того, в Вилюйском округе предполагается прибавить еще: 8 священников, на всех При них: 8 дьячков, на всех 3 пономаря На церковные потребы на каждого по 4 руб., всего Итого на 3 церкви Вилюйского округа В ОЛЕКМИНСКОМ ОКРУГЕ Здешние причетники могут заниматься хлебопашеством. 3 священника, всем 3 дьячка 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Вновь предполагается прибавить: 1 священник или протоиерей 1 диакон 1 дьячок Итого 11 лиц 1 священник 1 дьячок 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Вновь предполагается прибавить: 1 прот. жалованья 240 на разъезды 120 1 диакон Итого 7 лиц

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Декабрем 1962 г. датируются также прошения о восстановлении в составе учащихся на имя Совета МДА и на имя Патриарха Алексия (Симанского). Очевидно, в Московской семинарии не спешили восстанавливать А. Просвирнина в составе учащихся, поэтому ему пришлось обращаться к Патриарху. В письме к Предстоятелю Церкви он писал, что в армии имел 37 поощрений и ни одного взыскания, имеет знак «отличник ВВС» и просил восстановить его в числе воспитанников МДС и снова прописать в г. Загорске. В начале 60-х годов, органы милиции стали чинить различные препятствия в восстановлении прописки тем из воспитанников духовных учебных заведений, которые хотели продолжить свое обучение с момента демобилизации из рядов Советской Армии. Очевидно, в декабре 1962 г., А. Просвирнин был зачислен в четвертый класс, сдав задним числом экзамены за третий класс. Табель за третий класс, датирован задним числом – 29 мая 1962 г., когда он еще служил в армии. Согласно справке за подписью инспектора МДС иеромонаха Филарета (Денисенко), летом 1963 г. он был переведен в 4-й класс семинарии, который тогда был последним. С июня 1963 года он становится иподиаконом у епископа Питирима 9 – и одновременно внештатным сотрудником Издательского отдела Московской Патриархии. В Издательском отделе о. Иннокентий работал ровно 30 лет: с 23 мая 1963 года по 25 мая 1993 года. 9 марта 1964 г. он пишет прошение на имя ректора МДА протоиерея Константина Ружицкого о зачислении в Академию. В характеристике, подписанной ректором, инспектором и секретарем Ученого совета МДАиС, А. Просвирнин характеризуется с самой положительной стороны: «отличных способностей и успеваемости, безупречно дисциплинирован» 10 . В сентябре 1964 года А. Просвирнин начал обучение в МДА. Согласно благодарности ректора, А. Просвирнин потрудился во время подготовки к празднованию 150-летия пребывания МДА в стенах Троице-Сергиевой лавры, которое состоялось осенью 1964 г. Уже в годы обучения в духовных школах у Анатолия возникли серьезные проблемы со здоровьем. Согласно прошению, написанному в мае 1966 г., на имя ректора епископа Филарета, А. Просвирнин просил перенести ему зачетную сессию из-за обострения язвенной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В личном деле имеется рекомендация архиепископа Иркутского Вениамина (Новицкого) от 13 июня 1958 года на поступавшего в МДС Анатолия Просвирнина на имя ректора МДС протоиерея Константина Ружицкого 6 . Приложена также справка настоятеля Знаменского собора г. Иркутска о том, что А. Просвирнин проходил иподиаконское служение в этом соборе. Имеются справка о состоянии здоровья, аттестат зрелости, полученный в 1957 г., а также справка о крещении 14 мая 1945 г. из Омского кафедрального собора. В деле имеется также автобиография А. Просвирнина, написанная перед поступлением в МДС. Из документа следует, что решающую роль в судьбе архимандрита Иннокентия сыграл архиепископ Вениамин (Новицкий), иподиаконом которого он был с 1950 года, т.е. с 9-летнего возраста. В феврале 1958 года Анатолий переехал вместе с архиепископом Вениамином в Иркутск и с тех пор жил отдельно от семьи. В прошении о допущении к вступительным экзаменам (июнь 1958 г.) 18-летний юноша писал об имеющемся у него «твердом и непринужденном желании посвятить свою жизнь служению Церкви». Из прошения следует, что он просил зачислить его в третий класс. В августе 1958 года он приехал в Семинарию и в сентябре сдал экзамены для поступления в 3 класс Семинарии, однако был зачислен во второй класс, т.к. экзамены успел сдать не все. Первый год обучения он закончил по первому разряду 7 . В справке, датированной 28 сентября 1959 г., иеромонах Питирим (Нечаев) , будущий митрополит (1926–2003), а тогда инспектор МДС, оценивал успеваемость студента 3 класса А. Просвирнина как хорошую, а дисциплину как отличную. Митрополит Питирим признался как-то в разговоре с Н.Н. Лисовым (1946–2019), что в МДАиС за 30 лет преподавания имел только одного талантливого ученика, которым был Анатолий Просвирнин 8 . В октябре 1959 г., согласно справке, подписанной заведующим канцелярией С. Волковым, А. Просвирнин был отчислен из состава учащихся в связи с призывом в армию. Следующий документ датирован 5 июля 1962 г. – это прошение А. Просвирнина о восстановлении в 3-м классе МДС. На конверте помечен номер воинской части военно-воздушных сил, расположенной в Баку. Прибыть в Лавру А. Просвирнин смог только в декабре 1962 г., т.к. был демобилизован только в этом месяце, что следует из прошения на имя ректора, поданного 15 декабря 1962 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Священник Павел Флоренский – профессор Московской Духовной Академии и редактор «Богословского вестника»//Богословские труды. Сб. 28. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1987. С. 293–305. Из публикаций с предисловиями в другие годы: Павел Флоренский , свящ. Иконостас/Предисл. и подгот. текста к печати по рукописи свящ. Анатолия Просвирнина и П. В, Флоренского//Богословские труды. Сб. 9. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1972. С. 83; Флоренский П.А. Понятие Церкви в Священном Писании/Предисл. «От редакции» С.С. Хоружего (с. 73–75)//Богословские труды. Сб. 12. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1974. С. 75–183; Павел Флоренский , свящ. Из богословского наследия/Подгот. к изд. по рукописи А.С. Трубачёвым; предисл. «От редакции» [А. С, Трубачева с вставками протоиерея Анатолия Просвирнина] (с. 85–86)//Богословские труды. Сб. 17. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1977. С. 87–248. 4 См., напр.: Флоренский П.А. Дух и плоть/Публ. протоиерея Анатолия Просвирнина//Журнал Московской Патриархии. 1969. 4. С. 72–77; Павел Флоренский , свящ. Иконостас/Предисл. и подгот. текста к печати по рукописи свящ. Анатолия Просвирнина и П.В. Флоренского//Богословские труды. Сб. 9. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1972. С. 83; Флоренский П.А. Радость на веки: Слово, сказанное за литургией 7 янв. 1907 г. в храме села Толпыгино Нерехтского уезда Костромской губернии/(Публ. иером. Андроника]//Богословские труды. Сб. 23. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1982. С.317–320; Павел Флоренский , свящ. Христианство и культура/Предисл. к публ. иером. Андроника (с. 52)//Журнал Московской Патриархии. 1983. 4. С. 53–57. 5 Для должной оценки, конечно, требуется определенная дистанция во времени, которая для Флоренского совпала с годами искусственно созданной атмосферы «забвения». Достаточно сказать, что в Советской России имя Флоренского чуть-чуть «приоткрыли» для интеллигенции лишь в 1960-х гг., и даже такое «открытие» сопровождались знакомством лишь с лингвистическим и искусствоведческим аспектами трудов Флоренского. См., напр.: Дорогов А.А., Иванов В.В., Успенский Б.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

col. 98, § 6). Можно, конечно, предполагать, что наши просфорницы усвоили себе свое странное как бы священствование без всякого повода; но вероятнее предполагать повод и именно – что сейчас указанное было малым и искаженным остатком их древнего причетничества». Как можно заключить из этих приводимых Е. Е. Голубинским свидетельств, диакониссы в древнее время существовали и у нас, и преемницами их явились просвирни. Так же как и диакониссы, просвирни в наших древних канонических памятниках причисляются к клиру 6 . В клире просвирни состояли до недавнего времени – до 1869 года 7 . Также как в древности диакониссам, просвирням запрещалось и второбрачие 8 . Запрещалось второбрачие и обычным кандидаткам в просвирни – вдовам священнослужителей. Об этом писал еще митрополит Фотий. Основываясь на мысли Вальсамона о «тождестве» тел супругов, он запрещает второбрачие не только вдовым священнослужителям, но и вдовам священнослужителей, коим «такожде нелепо ходити замуж, понеже едино бысть тело преж с мужем своим, и то убо есть яко полтела мертваго. Ата попадья, не сохранив чистоту единаго своего тела с первым своим мужем и достоит тех разлучити» 9 . И такой взгляд господствовал в Русской Церкви до 1733 года, когда он был признан Святейшим Синодом суеверным 10 . Таковы последние следы существования чина диаконисс в Русской Церкви. Бывали в Русской Церкви и попытки восстановить чин диаконисс. Помимо попытки последних лет, историю которой пока писать преждевременно, таких попыток нам известно две: одна из них связана с именем алтайского миссионера архимандрита Макария (Глухарева), другая – с именем приходского деятеля в Санкт-Петербурге священника Александра Васильевича Гумилевского. Впервые мысль о восстановлении чина диаконисс явилась у знаменитого миссионера архимандрита Макария (Глухарева), и вызвана была она жизненными нуждами миссии. Подобно проповедникам христианства первых веков, отец Макарий увидел, что помощь женщины нужна при приготовлении женщин к крещению, и что он не может быть руководителем и помощником новообращенных женщин во всех случаях их жизни, что алтайские христианки нуждаются особенно во время болезни в помощи со стороны женщины же, и притом не инородки, так как, по наблюдению отца Макария, алтайцы боялись как смерти и трупов, так и болезней, и к уходу за больными их было трудно побудить. Все это представлялось архимандриту Макарию таким «огромным камнем», возясь с которым он чувствовал себя «как ребенок малосильный». Кроме того, сотрудница миссии, по мысли отца Макария, могла бы быть учительницей грамоты и рукоделий, как постоянная проводница в грубую инородческую среду культурных начал понятий гражданственности и христианских навыков и обычаев. И вот он уже в начале своего миссионерского служения задумал устроить на Алтае женскую общину миссионерок-диаконисс.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Как сказано выше, в 1963 году А. Просвирнин был привлечен епископом Питиримом (Нечаевым) к сотрудничеству в Издательском отделе Московской Патриархии. Немного позже он был зачислен в штат редакции Журнала Московской Патриархии в качестве литературного сотрудника 11 . В шестом номере ЖМП за 1965 год была опубликована первая статья А. Просвирнина, посвященная митрополиту Тобольскому и всея Сибири Иоанну 12 . В сентябре 1966 г. епископ Питирим просил освободить студента 3 курса МДА А. Просвирнина от посещения лекций в связи с работой в редакции ЖМП. В январе 1967 г. он начинает работу над кандидатским сочинением об Оптиной пустыни 13 и просит ректора МДА испросить разрешение Совета по делам религий на работу с фондом отдела рукописей ГБЛ 14 . Такое обращение было ректором направлено в Совет 2 февраля 1967 г 15 . С этого времени архимандрит Иннокентий становится частым посетителем рукописных отделов библиотек и музеев. Об этом свидетельствуют имеющиеся в деле обращения администрации МДА в музей им. А. Рублева 16 и ЦГАДА 17 о допуске в эти хранилища А. Просвирнина. Согласно характеристике, подписанной ректором МДА епископом Филаретом (Вахромеевым), в 1968 г., по окончании академии, А. Просвирнин был оставлен при ней профессорским стипендиатом и преподавателем. Он начал преподавать историю Русской Церкви в 4-м классе Семинарии, будучи редактором двух отделов в ЖМП – «Богословского» и «Проповеди» 18 . 7 сентября 1968 г. ректор МДА направил письмо директору Библиотеки им. Ленина о разрешении работать в этой библиотеке преподавателю А.И. Просвирнину над темой «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества» 19 . В 1968 г. им была защищена курсовая работа на тему: «Введенская Оптина пустынь в истории русского монашества» 20 . Неопубликованные работы об Оптиной пустыни вошли в сборник трудов о. Иннокентия, вышедший в 2008 году 21 . Согласно обращению ректора МДА в Государственный исторический музей, в декабре 1968 г. А. Просвирнин начал работу над темой «Издательская деятельность в Синодальный период». В ГИМе им были изучены фонды Синодальной типографии и Синодальной библиотеки. Летом 1969 г. он работал в Якутске с фондами местного архива, изучая историю церковной миссии в Якутии 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 8 июля 2009 года в Москве состоялся круглый стол памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина, 1940-1994), видного историка-богослова, археографа, источниковеда, в котором приняли участие Российское и Московское общества историков и архивистов, Союз писате 02 августа 2009                 Памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина, 1940-1994) 8 июля 2009 года Секция личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков и архивистов совместно с Московским обществом историков и архивистов, исторической секцией Правления Союза писателей России, Общественным Фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» провела круглый стол, посвященный 15-летию памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина, 1940-1994), видного историка-богослова, археографа, источниковеда. Участники заседания поделились воспоминаниями о творческих контактах и личных встречах с архимандритом Иннокентием, об участии в совместных, осуществленных под его руководством проектах ВНИИДАД, архивных учреждений и Патриархии Русской Православной Церкви по актуализации фондов духовного ведомства, хранящихся в государственных архивах, о тех совместных делах, которые положили начало изучению источников по истории Церкви. О.Л.Соломина (ОР РГБ) проинформировала о завершении обработки личного фонда о. Иннокентия, в составе которого сотни фотодокументов, о большом интересе, который исследователи уже проявляют к этим материалам. В.Г.Ларина (ВНИИДАД) и С.Н.Романова (Фонд «Память мучеников и исповедников РПЦ) поделились воспоминаниями о совместной с о. Иннокентием работе по подготовке к изданию справочников-указателей о фондах духовного ведомства в федеральных и региональных государственных архивах России. Эти справочники в определенной мере изменили отношение к этим фондам и документам, определив их значение как исторических источников. Дополняя выступление В.В.Никаноровой (ЦГАОПИМ) об участии о. Иннокентия 12 апреля 1994 г .

http://fond.ru/novosti/217-8-iyulya-2009...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010