Согласно «Наставлению Временному суду» ген. Ермолова, в ведении духовного суда оставались «дела, до веры и совести касающиеся; дела по несогласию между мужем и женой; дела между родителями и детьми; вообще дела, не имеющие улик, ясных доказательств и письменных свидетельств» ( Леонтович. 2002. С. 239). Стремясь ослабить антирус. и антихрист. настроения в Кабарде и пытаясь оградить местные знать и духовенство от влияния мусульм. гос-в, ген. Ермолов в 1822 г. предложил запретить поездки паломников в Мекку. После 1822 г. во главе мусульм. иерархии в Кабарде и Балкарии стоял народный кадий (эфенди); ему подчинялись сельские эфенди и квартальные муллы, учителя медресе, к-рые проходили у него аттестацию, после чего старшина села представлял их на утверждение начальнику округа. Деятельность народного кадия находилась в центре внимания российских властей, особенно во время Кавказской войны. В апр. 1846 г. Шамиль, старшим наибом к-рого был кабард. землевладелец Магомет-Мирза Анзоров, предпринял поход в Кабарду, но не получил здесь широкой поддержки и был оттеснен. Кабард. кадий Умар Шеретлоков проявил «нерешительность и слабость характера», за что был сослан в Воронеж. Главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом А. Ф. Орлов, ходатайствуя о возвращении Шеретлокова на Кавказ, в 1848 г. писал военному министру А. И. Чернышёву: «Не открыто никаких изменнических со стороны Шеретлука действий или преступных сношений с Шамилем» (цит. по: Карданов Ч. Э. Групповой портрет в Аушигере: Горы и судьбы. Нальчик, 1993. С. 193). Внимание к деятельности народного эфенди было частью российской внутренней политики в ислам. регионах, в т. ч. в Кабарде и Балкарии, направленной на регламентацию религ. жизни мусульман. В 1851 г. начальник центра Кавказской линии ген.-майор Г. Р. Эристов обратился в Кабардинский временный суд с планом возведения в Кабарде каменных мечетей, для чего предлагалось осуществить сбор средств с мусульманского населения. Эристов предписывал «упорядочить деятельность сельских мулл, подчинив сию контролю со стороны народного эфендия» (ЦГА КБР.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

К. в составе Грузии была разделена на 4 эриставства: Кахетинское с центром в Панкиси (эриставы принадлежали к роду Дзагамисдзе), Камбечанское с центром в Хорнабуджи (эриставы - Махателисдзе), Эретское с центром в Гиши (эриставы - Колонкелисдзе, позднее - Асатисдзе), Шаккское (Сааришианское) с центром в Шакки (эриставы - Асатисдзе). В сферу деятельности кахетинских эриставов входила охрана вост. рубежей страны: по словам летописца, они «такой напускали страх вокруг, что в Гандзе (Гянджа.- Авт.) и Барде даже маленький ребенок не мог заплакать у матери, и турки тоже не смели вредить пастбищам, раскинутым по берегам Иори и Куры» (цит. по: Басилий Эзосмодзгвари. 2008. С. 311; Он же//КЦ. 1959. Т. 2. С. 130). Для сельскохозяйственного развития края в этот период были построены оросительные каналы: 20-километровый Самгорский и 119-километровый Алазанский, орошающий 53 тыс. га. В 1327 г. в г. Карагадж был открыт монетный двор. Мон-рь Марткопи. Общий вид Мон-рь Марткопи. Общий вид В XII в. крупным груз. центром письменности, культуры и просвещения была Икалтойская академия при мон-ре Икалто, с которой связана деятельность прп. Арсения Икалтойского (Вачесдзе). На XII-XIII вв. приходится расцвет мон-рей в пуст. Гареджи. Монастырские пещерные комплексы были расписаны, среди фресок особенно выделяются ктиторские изображения царицы Грузии св. Тамары (1184-1207/13), царя Георгия IV (1207/13-1223) в мон-ре Бертубани и царя мч. Димитрия II Самопожертвователя (Тавдадебули) (1269/70-1289) в мон-ре Удабно. Сообщество мон-рей под управлением Давидгареджийской лавры владело обширными землями, носившими собирательное название Сагареджо. В дарственной грамоте 1428 г. царя Грузии Александра I патриаршему кафедральному собору Светицховели перечислены 17 селений Сагареджо «по эту и ту стороны горы» (т. е. Гомборского хребта): Оркошини, Бертубани, Акура и др. (Ист. док-ты Гареджи. 2008. С. 14). В 1-й пол. XIII в. были построены большая купольная церковь в монастыре Сабацминда близ Карданахи (ныне в Гурджаанском муниципалитете) и купольный храм Пудзнари (ныне в Тианетском муниципалитете), до сер. XIV в.- храм Сачино (около с. Земо-Ходашени, ныне в Ахметском муниципалитете).

http://pravenc.ru/text/1683949.html

Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам. Но тут еще хочется сказать о том, что именно наполняет пост смыслом. Как для человека, который едет по дороге на автомобиле смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и наматывать на кардан километры, а в том куда он наконец приедет, так и для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами. Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху, проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является, а профанацией поста. 4. Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься? Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. ( Мф. 24 ) Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста. 5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

http://azbyka.ru/vosem-voprosov-o-veliko...

Хорошо еще, литературная учительница после нескольких дней раздумий отыскала исчерпывающее объяснение моим рассуждениям: — А ведь Андерсена и зовут-то Ганс Христиан. — И на следующем педсовете решено было снять с меня суровую епитимью.     Кардан На каждой автомобильной базе есть свой привратный пес, чаще всего именуемый Шарниром, Баллоном или Карданом. У наших механизаторов тоже завелся свой Кардан, однако он был не собакою, а лисой, точнее говоря — лисовином. Первого появления его в гараже никто не помнил — достоверно только, что произошло это летней порой, когда лисы выглядят неказисто и на облезлых кошек похожи больше, чем на себя. Что было надобно Кардану среди комбайнов и тракторов — загадка, однако он приходил почти каждый день. Табачного дыма лисовин, как и все животные, не переносил, к водочному запаху относился спокойно, но, сколько бы мужики не угощали, пить отказывался. И вот, при таких своих неудобных качествах он более всего дорожил именно мужской компанией. Поначалу мы думали, что он с младенчества был приручен, но сбежал от хозяев, однако лисовин не только не позволял никому погладить себя: никто ни единого раза к нему даже и не прикоснулся. Ну, подивился, подивился народ, а потом привыкли. Идет, скажем, кто-нибудь из мужиков на работу, Кардан вылезет из кустов и семенит рядом. Или, к примеру, устроятся механизаторы в старом бесколесном автобусе выпить водочки, Кардан сидит возле двери и разговоры слушает. Никто его не прикармливал, да оно и понятно: закусывали-то мужики не курятиной, а соленым огурцом, к которому дикий зверь особого интереса не испытывал. Проголодается — сбегает в поле, изловит сколько надо мышей и — обратно. Собак Кардан не боялся. Во-первых, гараж находился далеко от деревни, а во-вторых, лисовин был безусловно хитрее и ловче своих одомашненных соплеменников: мог взобраться и на крышу сторожки, и на комбайн. Тут надобно пояснить, что представлял из себя колхозный гараж. Это — одноэтажное кирпичное здание мастерских, рядом с которым располагалось натуральное грязевое озеро — место разворота машин. На противоположном берегу озера — крытый гараж для автомобилей. Позади его рядами стояли исправные комбайны, косилки и трактора. А уж за ними по обширнейшей луговине тут и там были разбросаны ломаные-переломаные образцы разнообразнейшей сельхозтехники. К луговине примыкал лес — где-то в этом лесу и жил шоферской приятель.

http://pravmir.ru/otkazyvatsya-ne-vprave...

Безмятежие продолжалось до осени, пока Кардан не начал линять, превращаясь в пушного зверя. Тут мужички озадачились: охотничий сезон начинается, зверь может и на выстрел нарваться, и в капкан угодить… Охотников, правда, у нас немного, и они пообещали в безбоязненного лисовина не стрелять, а капканами всерьез занимался один лишь егерь, который согласился устанавливать их от нашего колхоза подальше. Механизаторы успокоились, но ненадолго: среди зимы, когда начались лисьи свадьбы, Кардан исчез. Мужики, мало склонные к проявлению тонких чувств, признавались: «Как только встретишь лисий след, думаешь: не друг ли наш пробегал?» Да и я: увидел в окно лисичку, вышел на крыльцо и тихонько позвал: «Кардан», — но только снежная пыль взметнулась!.. Как-то весной заходит ко мне длинный электрик: вернуть прочитанную книжку и попросить новую. — Вот, — говорит, — очень заинтересовала меня рассудительность, — не помню уж, что за труд осваивал он в тот раз: кажется, проповеди кого-то из отцов Церкви. — Да, — соглашаюсь я: — понятие очень важное. — Рассудительность главнее всякого формализма. — Это, — спрашиваю, — ты о чем? — К примеру: охотиться на диких зверей можно?.. Можно. И если человек добудет пушнину на шапку себе, жене или ребенку — тоже не грех. А куда денешься? У нас морозы такие, что без меховой шапки никак нельзя. Да хоть и на продажу — денег-то у народа нет, жить не на что. Правильно я понимаю?.. Теперь подумаем дальше, и не формально, а по рассудительности: если я подстрелю лисицу — не грех, а если Кардана?.. — Вот, — говорю, — подо что ты богословие подводил… — Мужики бают, один тут… шкурку рыжую продает… недорого: бочина дырявая, а мех вокруг опален, — в упор стреляли… Какая лиса человека к себе подпустит? Только Кардан… Что теперь с тем гадом делать? — Помолись за него. — Это — формально, а по рассудителъности? — Помолись. — Жаль. А я уж… — и стал рассказывать о всяких электрических каверзах, которые он измыслил против злодея: одни были вполне безобидны, но другие — вроде подведения оголенного провода под очко нуждного места — даже опасны.

http://pravmir.ru/otkazyvatsya-ne-vprave...

- Кстати, известный математик Джироламо Кардано почти полторы сотни лет назад, в 1550-м, создал так называемую «решётку Кардано», ещё одну отличную систему шифрования сообщений. «Решётка Кардано» проста – как и всё гениальное. Она представляет собой прямоугольную пластину с вырезанными отверстиями. И накладывая особым образом эту пластину на текст, мы видим уже новый текст – текст зашифрованного послания. Савва увидел лист пергамента, на котором были вырезаны аккуратные прямоугольники разного размера. Некоторые становились окошком для одной буквы, другие – для нескольких. - А теперь мы объединим две вышеупомянутые системы… и получаем наш специальный Венецианский код... Когда после семи дней обучения они подошли к концу, Савва легко освоил все премудрости шифрования, и к очевидному удовольствию своих собеседников успешно зашифровал несколько текстов различными способами. Затем последовала демонстрация написания сообщений невидимыми чернилами. Обретя необходимую уверенность и осознав всю серьёзность работы, ожидаемой от него в будущем, Савва надевает через плечо кожаный кошелек с „аксессуарами и инструментами для работы”, и неторопливо покидает базилику. Будто возвращается после Всенощного бдения. Сальваторе обещает Савве, что он будет ждать его в библиотеке «Аллегория», в большой Скуоле братства святого Роха (Scuola Grande di San Rocco), которая находилась совсем на другом конце города. Савва знал, что туда быстрее всего добраться пешком, двигаясь в направлении Гранд-Канала, а затем через мост Риальто до Кампо-де-Фрари через сложную сеть узких улиц, перемежающихся каналами и мостами. Тем утром отлив, понизив уровень моря в городе на воде, вызвал неприятные запахи сточных вод, которые выливались из домов прямо в море. Это уже было несколько раз в прошлом основной причиной возникновения и распространения эпидемий чумы. По пути он любовался колоритностью персонажей – представителей местного мира – как торопившихся по улицам, так и рассекавших на гондолах, которые, казалось, были в движении день и ночь без остановки.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/29/zabyty...

Мухаммад Абдуллаевич Биджиев родился в 1965 года в селе Учкекен Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края. По национальности карачаевец. Окончил Дагестанский государственный университет, обучался в Международной академии призыва в Пакистане. Приехав в Москву, принял участие в создании нелегальной организации «Саф Ислам», быстро заняв в ней лидирующие позиции. 1 июля 1990 года избран ответственным секретарем Исламской партии Возрождения. В том же году начал создавать ваххабитские джамааты в Карачаево-Черкесской Республике. На I съезде мусульман Карачая 30 ноября 1991 года в Карачаевске провозгласил создание «Имамата Карачая», структуры, образованной в пику Духовному управлению мусульман Карачаево-Черкессии. Сам Мухаммад Биджиев стал её раис-имамом (главным имамом). С 1992 года – руководитель культурно-просветительской организации «Аль-Исламия», издатель и редактор ряда мусульманских газет. После ликвидации Имамата Карачая в 1993 году Биджиев работает в Москве – вице-президент Исламского конгресса России, один из организаторов ВКЦ ДУМ России. С февраля 2004 по июль 2007 года работал заместителем председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Равиля Гайнутдина, а также представлялся генеральным секретарем Совета муфтиев. В июле 2007 года подал в отставку ввиду невозможности «уделять свое время и силы в ДУМЕР адекватно статусу должности». Гайнутдин принял отставку и выразил согласие на работу Мухаммада Карачая в качестве советника по особым поручениям. Впоследствии Карачай возглавлял московскую религиозную общину мусульман «Дар уль-Аркам» и Мусульманский миротворческий центр. В настоящее время оставил эти посты и окончательно отошел от дел. Карданов Аскарбий, председатель ДУМ республики Адыгея и Краснодарского края, муфтий Аскарбий Хаджибиевич Карданов родился 7 мая 1968 года в ауле Кошехабль. По национальности адыгеец. С 1991 года обучался в Исламском институте «Абу-Нур» в Дамаске. После возвращения в Республику Адыгея с 1994 по 1997 годы работал управляющим делами Дин-Хасэ Кошехабльского района.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Несомненно, под влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека " лишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома; поэтому, рассматривая и изучая этот дом, нельзя забывать главного строителя и истинного хозяина - духовного человека и его душу " [ 7 ]. Считается, и не без достаточных оснований, что христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии (терапии внушения), которую активно применял выдающийся врач XVI столетия Джероламо Кардано, рассматривая ее как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия. Кардано понял роль фактора доверия и утверждал, что успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача: " Тот, кто больше верит, излечивается лучше " [ 8 ]. В терминологии современной психоаналитической медицины пациент, который верит, т.е. всецело расположен к своему терапевту, готов поделиться с ним своими секретами, находится в состоянии " позитивной трансференции " . В конце XIX века З. Фрейд десакрализирует патернализм, констатируя либидоносный характер взаимоотношения врача и пациента. Его понятия " трансфер " и " контртрансфер " являются средством теоретического осмысления сложного межличностного отношения между врачом и пациентом в психотерапевтической практике. С одной стороны, Фрейд констатирует " целебный " характер личной включенности врача в лечебный процесс, С другой - говорит о необходимости ее максимальной деперсонализации (со стороны врача), в частности и как средстве психоэмоциональной защиты врача, работающего, как правило, одновременно с несколькими пациентами. Условием и средством достижения деперсонализации является этичность поведения врача. З. Фрейд полагал, что всякий психотерапевт, а деятельность врача любой специальности включает в себя психотерапевтическую компоненту, " должен быть безупречным, особенно в нравственном отношении " [ 9 ]. Очевидно, речь идет не только о " безупречности " как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося и на особенностях природы лечебной деятельности, и на сущностных принципах человеческой жизни, но и о " безупречности " как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2204...

ASVe, Fondo Collegio, Lettere Principi, Russia (1655–1796) – фильца 13. Это единственные, известные на сегодняшний день бумаги Лихуда на итальянском языке, которым он, судя по запискам, владел блестяще. Мария Ди Сальво сличала почерк записок с латинским рукописями Иоанникия, хранящимися в архиве РГБ, и сделала однозначный вывод, что это его автографы. Хотя Б. Л. Фонкич на примере рукописей, хранящихся в русских архивах, доказал несостоятельность мнения М. Нистазопулу и А. Карафанасиса о том, что Лихуды оставили малое число автографов ( ΚαραθανσηςΑ.Ο Ελληνικς κσμος στα Βαλκνια… Σ. 304), эти записки, написанные по-итальянски, могут считаться уникальными (Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV – начале XVIII в. М., 2003. С. 345, примеч. 21). На них и на миссии Лихуда вообще останавливается в своем диссертационном исследовании Н. Б. Карданова ( Карданова Н. Б. Дипломатические послания Петра Великого дожам Венецианской Республики: Тематика, Жанр, Стиль, Эпистолярный этикет. Дис. … д-ра филол. наук. М., 2013. С. 166–212). Шмурло Е. Ф. Отчет о двух командировках в Россию и за границу…; он же. Отчет о заграничной командировке осенью 1897 г. Юрьев, 1898; Ди Сальво М. Указ. соч. P. 211–226. Шмурло Е. Ф. Отчет о двух командировках в Россию и за границу… С. 249–253; Ди Сальво М. Указ. соч. P. 222–225. ASVe, Fondo Collegio, Lettere Principi, фильца 13, 24. См.: Шмурло Е. Ф.Отчет о двух командировках в Россию и за границу… С. 129 и 250. Текст записки: «1688. 23 Giugno. Venuto nell’eccellentissimo Collegio il sacromonaco Ioannicio Licudi dalla Ceffalonia, che disse haver da esponere per parte delli serenissimi czari di Moscovia, entrò con una lettera de czari medesimi elevata in mano, che diede a me, segretario, subito entrato prima di fare le solite riverenze, et al loco solito espose in conformità dell’espositione che poi mandò, et è la seguente. Rispose l’eccellentissimo signor Gir. Barbarigo, Vice-dose: sentimo volontieri l’imprese generose, che sono per intraprendere li serenissimi czari e preghiamo Dio, che voglia secondare con altrettanta felicità le loro grandi rissolutioni in gloria del Suo santissimo nome, acciò più facile riesca d’abbattere il comune nemico, havendosi piacere dopo si lunga peregrinatione del vostro felice ritorno. Con che il sacromonaco fatte le solite riverenze partì, e la lettera de czari, che consegnò, è la seguente».

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Диба, однако ж, старается порасстроить это дело чрез Далай, и ходатайствует за Ву. Когда Ву Ши-бхань был окружен войсками, принес два трактата куконорским монголам как приз за их помощь, то их поспешность имела временный успех. В 1682 г. Далай умер и Сан-цзе вступив во владения по смерти, управлял на его месте согласно его прежним планам и распоряжениям, с объявлением, что Далай был всегда «самый высший в его парении под небесем» (т. е. заслуживающим неземные почести). Против калкасов он дает поддержку чжунгарам, возбуждает их к неповиновению китайцам, и, в течении всей своей вражды с Лацзаном, производит на чжунгар нападение из Тибета. Кардан (Галдан) был также одним из четырех союзных Велутских племен, в качестве ламы, он посылается в Тибет и вступает в дружелюбные сношения с Диба (регент). Похитив трон Чжунгарский, он был уверен в том, что Далай сделает его Пошохту-ханом Чжунгарии. Нынешние калкасы занимают положение другое, сравнительно с прежним, и становятся известны, среди велутов и Тибетом, с 1604 г. (по Р. Х.) возрождения Чептузудампа, третьего ученика Цзун-каба. Цзэцен-ханство Калкаса вступает после сего в военные столкновения с ханством Тушету и император упрашивает Далай прекратить оные. Вследствие сего Дибу (регент) тотчас посылает своего Галдана Сирду для устроения мирных соглашений. (Сирду – значит возведенный на престол, то есть первый ученик Далаи). Чептузундампа, несмотря на краткое время услуг, подучил от императора патент на звание «Духовного начальника» и склонил калкасцев к принятию галдановых посланцев, которые и были успокоены чрез Тушету. Галдан был осажден калкасцами, бежавшими скоро, однако ж, на восток. Советник Диба, думавший было все уладить мирно, в действительности еще более возбудил воюющие стороны. Произошли разные интриги, в результате коих было то, что, в 1694 г., император пожаловал Диба (т. е. регенту) титул царя Тубота. В 1696 г. император лично преследовал Галдана почти до реки Керлон, и послал письмо с упреком Диба в интриге с Галданом при прохождении племени Уранбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009