После второй мировой войны деятельность монастыря и типографии переносятся в США, в Джорданвилль Этот церковный центр за годы своего существования издал немало хорошей литературы для нужд русского православия за границей. Монастыри Валаамский и Коневский, оказавшиеся на территории Финляндии связаны непосредственным образом с личность архимандрита Варсонофия (Толстухина) - первого русского священника и организатора православной церкви в Магрибе. Помимо того, следует упомянуть знаменитый монастырь святого Иоанна Рыльского в Болгарии который также интересен нам в свете духовных связей, через личность отца Варсонофия. Последний провел в этом монастыре некоторое время после отъезда из Финляндии. Женская обитель-приют " Нечаянной Радости " в Гарган-Ливри во Франции где также был о. Варсонофий до получения назначения в Рабат, также привлекает наше внимание. Подводя итог настоящему краткому обзору, приведу слова современного исследователя: " любой группе эмигрантов свойственно сохранять и поддерживать традиционную роль своей церкви. Однако модернизация общественной роли церкви и активизация ее идейной жизни, которые имели место в Русском Зарубежье, отнюдь не являются типичной чертой всякой эмиграции. Будущее покажет, найдут ли эти достижения применение на родине. Судя по некоторым признакам, это представляется вполне возможным. Если так произойдет, это может иметь глубокие последствия для развития русской культуры, а быть может, и русской общественной жизни. Это будет ценнейшим даром Русского Зарубежья новой России " Примечания 1. Цит. По: Вениамин Ф. Ук. соч. - с.271. 2. См.: Ковалевский П. Ук. Соч. - с.201. 3. См.: Там же. 4. Русак В., д. Свидетельство обвинения. Ч.1. - М. - с.64. 5. Там же. - с.65. 6. Там же. 7. Вениамин Ф. Ук. соч. - с.245. 8. Там же. 9. Там же. - с.246. 10. Троцкий (Бронштейн) Лев Давыдович (род. 1877). 11. Там же. 12. Там же. 13. Там же. - с.247. 14. Гермоген - патриарх Русской церкви (1530-1612 гг.), служил священником в Казани, в его приходе была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери. Будучи патриархом, в период польско-литовской интервенции был заточен в Чудов монастырь в Кремле, писал послания, одно из которых подняло нижегородское народное ополчение, под предводительством Минина и Пожарского. Поляки уморили патриарха голодом. Канонизирован, память 17 февраля, 12 марта и 5 октября (ст. стиль).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

Прп. Гавриил неск. лет спустя так описывал увиденное им: «От мощей сильно благоухало. Почивший святитель лежал нетленным. Его лик был цвета белого воска. Спереди голова имела большую лысину, но сзади спускались довольно густые прямые волосы каштанового цвета. Длинная такого же цвета с сильной проседью клинообразная борода окаймляла лик усопшего; нос правильный, уста сжаты, глаза покрыты веками, как у спящего, и окружены темноватой каймой сравнительно с цветом лица. Лик усопшего сиял красотой и совсем не представлялся таким морщинистым и старческим, каким он изображен на портрете, хранящемся в настоятельских архиерейских покоях обители. Священные одежды сохранились от тления до колен. Ниже колен останки были обнажены, и здесь на левой ноге я заметил, что у икры нет мягких частей и видна кость. Но остальные части все сохранены, я их видел и утверждаю, что они нетленны и благоухают» (цит. по: Гурий [Степанов]. С. 31). Гроб с телом В. положили в специально приготовленную каменную нишу в стене храма, во время переложения чудесно исцелился местный крестьянин Я. Кадыль. Монастырский собор был разрушен после 1918 г., останки В. утрачены. Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 1. Т. 1. Д. 1049; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 73-73 об. Соч.: Слово на 25-й день мая. М., 1754; Слово в публичном собрании казанской гимназии 1775 г. М., 1775; Соч., принадлежащие к грамматике чуваш. яз. [СПб., 1769]; Увещательное послание пастве//ПС. 1859. Т. 2. С. 205-210; Письмо к Екатерине II от 6 февр. 1775 г.// Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868. С. 113-115; Воззвание к своей пастве с разоблачением Пугачёва//Там же. С. 153-160 (то же//ПС. 1859. Ч. 2). Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 127-138; Можаровский А. Ф. История КазДС. Каз., 1868; Архангельский М. , свящ. Преосв. Вениамин, митр. Казанский и Свияжский//Странник. 1866. Янв. С. 5-59; Знаменский П. В. Сто лет тому назад//ПС. 1874. Ч. 2. С. 89-99; Харлампович К.

http://pravenc.ru/text/150309.html

Известны многочисленные случаи чудотворений и исцелений по молитвам И. К. Сам пастырь свидетельствовал о них. Приглашенный своим духовным сыном еп. Сарапульским Михеем (Алексеевым) 21 июля 1904 г. И. К. в беседе с собравшимися священниками подробно объяснил, как начал молиться об исцелении просящих помощи: «Кто-то в Кронштадте заболел. …Я стал молиться, предавая болящего в руки Божии, прося у Господа исполнения над болящим Его Святой воли. Но неожиданно приходит ко мне одна старушка... и настойчиво требует от меня, чтобы я молился о болящем не иначе, как о его выздоровлении. ...Тогда я исповедал пред Господом свое ничтожество и свою греховность, увидел волю Божию во всем этом деле и стал просить для болящего исцеления. И Господь послал ему милость Свою - он выздоровел. ...В другой раз по моей молитве исцеление повторилось. Я тогда в этих двух случаях прямо усмотрел волю Божию, новое себе послушание от Бога - молиться за всех, кто будет этого просить. И теперь я и сам знаю, и другие передают, что исцеления по моей молитве совершаются» (цит. по: Вениамин (Федченков). 2003. С. 181). Упомянутая И. К. «старушка», Параскева Ивановна Ковригина, в 1872 г. поселилась в Кронштадте по благословению духовника, иером. Илариона (Решминского), ученика прп. Серафима Саровского. Именно она «открыла» И. К. для С.-Петербурга, стала рекомендовать нуждающимся обращаться к нему за помощью. В 1886 г. Ковригина была похоронена на Троицком кладбище в Кронштадте; на отпевании И. К. произнес проповедь. Позже по инициативе пастыря на ее могиле была построена часовня (к 2010 восстановлена). По молитвам И. К. выздоравливали безнадежно больные, не только те, которые встречались с пастырем, но и те, о ком он молился заочно. И. К. не благословлял отказываться от медицинского лечения, но призывал прежде всего прибегать к исповеди и причастию (Там же. С. 195). Дом трудолюбия в Кронштадте. 1882 г. Архитекторы В. О. Титов, А. Я. Силин. Репродукция с рисунка нач. XX в. (РГБ) Дом трудолюбия в Кронштадте. 1882 г. Архитекторы В. О. Титов, А. Я. Силин. Репродукция с рисунка нач. XX в. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/471321.html

1980 Издатель считает отрицание лишним, однако дальнейшее повествование не оправдывает такую конъектуру. < В. > 1992 83 В приводимых далее примерах Макарий подразумевает как телесное, так и духовное рождение, проводя между ними определенную параллель. Если первое ведет к дальнейшему телесному возмужанию и совершенству, то крещение (новое рождение как смерть ветхого человека) является условием духовного совершенствования и последующего воскресения во славе. Эти этапы проходит каждый христианин вслед за Господом, смерть Которого (повторяемая в христианстве в таинстве крещения) была как бы высшей – совершенной и совершённой – ступенью Его земной жизни, начавшейся с Рождества и приведшей к прославлению Его по воскресении. 2001 84 Resch 2 , Agraphon 181. Цитата повторяется Макарием в I, 2, 7, 1; 8, 3, 4. Издания аграфов (Реша и новейшие) и литература указаны в CANT 18. 2006 85 πικρς – горький латук (салат); согласно древним медикам, его называли еще «эндивий» или «цикорий». То же сравнение в I, 4, 20, 1 и II, 7, 3. На этот пример Макария (и именно из данного слова, судя по упоминанию гортани), кажется, косвенно ссылается прп. Григорий Синаит в самом конце творения О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве...: «Фридакс подобен по вкусу горчице и уксус цветом похож на вино. Но пробованием гортань узнает и определяет различие каждой [из этих вещей]» (цит. перев. еп. Вениамина по кн.: Прп. Григорий Синаит. Творения. M.: Новоспасский монастырь, 1999. С. 131). Этот пример может свидетельствовать о прямом или опосредованном знакомстве позднейшей византийской исихастской традиции со словами Макария, входящими только в I тип творений (в конспекте Метафраста 4, 13 не упоминается о латуке!). 2016 87 Эта цитата более не встречается в СМ, а потому неизвестно, как ее следует переводить по мысли Макария. Помимо синодального, возможны два варианта: «...потому что все согрешили» и «...в нем [т. е. Адаме] все согрешили». 2039 91 Толкование к этому месту из НЗ, не имеющему прямых параллелей в ВЗ, см. у Глубоковского 1896/1998, 70–73.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

2636 Назван священник Александр Сергеевич Вишняков (см.: Московская памятная книжка, или Адрес-календарь жителей Москвы, на 1869 год. Ч. I. С. 369). 2638 Прот. Сергий Иоаннович Тихомиров-Платонов (1788–1866) скончался 16 февраля, в среду второй седмицы Великого поста. Он был настоятелем церкви Живоначальной Троицы на Арбате с 1816 г. Этот храм, стоявший на углу Арбата (д. 47–49) и Денежного переулка, был разрушен в 1930 г. См. подробнее: Страхов В. И., диак. Летопись Троицкой, на Арбате, церкви, в Москве, в Пречистенском сороке, с 1650 по 1881 год. М.: Тип. Н. И. Пастухова, 1883. 134 с. 2639 Прот. И. М. Богословский -Платонов. См. примеч. 15 на с. 847. Могильцевским он назван по прежнему месту своего служения в 1851–1866 гг. – Успенской церкви на Могильцах (топоним объясняется неровными всхолмленными местами, которые назывались «могилистыми» или «могилицами»), известной с 1560 г.; современное здание возведено в 1806 г., адрес: Большой Власьевский пер., д. 2/2. Интересно, что здесь по воле Л. Толстого венчались Левин и Китти из его романа «Анна Каренина». 2642 См. об этом в дальнейшей переписке Гилярова и Победоносцева: Разумевающие верой. С. 49–52, 103–105, 111–115. 2643 Тут, очевидно, ошибка, поскольку Гиляров хлопотал за дом не царя Феодора Алексеевича, а за более древнее строение. Он так его описывает в 1868 г. в представлении митр. Иннокентию (Попову-Вениаминову): «Эта часть зданий – самая древняя. Построение ее относится ко времени Михаила Федоровича; с некоторыми комнатами и связаны прямые предания о книжном исправлении, которое в них производилось. Обратить этот дом в арендную статью значило бы оказать неуважение к древности, оскорбительное для памяти иерархов, трудившихся над исправлением книг и над духовным просвещением России вообще, уничижительное для Св. Синода, постыдное для нашего времени. По-надлежащему не ломать этот дом для выстройки какого-нибудь магазина и даже не переламывать его (как с сокрушенным сердцем вынуждено это делать иногда для нужд Типографии типографское начальство), а если бы были средства, восстановить следовало бы в первоначальном его виде, загладить и те перемены, которые в нем уже сделаны, и затем обратить его на употребление, которое, с одной стороны, было бы близкое к его древнему назначению, с другой – не допускало бы возможности [новых] дальнейших перемен и искажений» (цит. по: Разумевающие верой. С. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1 мая 1930 г. Синод КПЦ принял решение о проведении 8 июня, в день Пятидесятницы, заседания «подготовительной межправославной комиссии» (Προκαταρτικ διορθδοξη πιτροπ) в Ватопедском мон-ре на Афоне. Целью заседания было «формирование программы работ грядущего предсобора» (Ibid. 1930. Σ. 186-187). Каждая Церковь, кроме РПЦ, должна была быть, по решению Синода, представлена 2 архиереями. В Москву патриарх Фотий II направил одно послание, адресовав его одновременно обновленческому «митрополиту Московскому» Вениамину Муратовскому и митр. Нижегородскому Сергию (Страгородскому) с приглашением на совещание и призывом «объединиться, восстановить отношения» и «вместе определить в любви и согласии двух представителей общей Вашей Матери единой святой Российской Церкви» (Ibid. Σ. 191). Эта «миротворческая» инициатива провалилась, и «межправославное совещание» (Διορθδοξος Δισκεψις) прошло без рус. участников. Работа совещания продлилась до 23 июня и проходила под председательством главы делегации КПЦ митр. Ираклийского Филарета (Вафидиса) при участии представителей всех автокефальных Церквей, включая Польскую, но без РПЦ. Наряду с программой буд. предсобора на совещании обсуждалось положение Церкви в России и возможность преодоления «болгарской схизмы» (Ibid. Σ. 327-330). Решения принимались по «принципу консенсуса», а не мнением большинства. Был утвержден каталог из 16 тем, предлагаемых для обсуждения на будущем предсоборе (Ibid. Σ. 457-459). Итоги работы были доведены К-польским патриархом до сведения автокефальных Церквей. 7 февр. 1931 г. патриарх Фотий II объявил о созыве «Общего Православного предсобора» (Γενικς Ορθοδξου προσυνδου) в день Пятидесятницы, 19 июня 1932 г. (Ibid. 1931. Σ. 392-393). 3 сент. он повторно известил предстоятелей о созыве предсобора, уточнив, что местом проведения вновь будет Ватопедский мон-рь, а основной задачей - «рассмотрение по существу тем, определенных Подготовительной межправославной комиссией, и приготовление необходимой подготовительной работы для Великого Всеправославного или Вселенского Собора» (Ibid. Σ. 652-654). В этом же послании патриарх уверял, что принимает все усилия для того, чтобы в работе предсобора участвовала и РПЦ. Усилия эти заключались в том, что, как и прежде, Фотий II пытался склонить митр. Сергия делегировать на предсобор представителя Московской Патриархии на паритетных началах с обновленцами. «Нашу Церковь,- ответил на это митр. Сергий,- Его Святейшеству угодно рассматривать как неорганизованную церковную массу, не имеющую канонического возглавления… В лучшем случае наши депутаты могут оказаться в положении каких-то просителей, а в худшем - даже ответчиков или обвиняемых. Ни то, ни другое не представляется для нас приемлемым, ни допустимым» (цит. по: Мазырин. 2010. С. 85-86). 5 июня 1932 г. предсобор был отменен, как официально указывалось, из-за невозможности ряда Церквей принять в нем участие (Ορθοδοξα. 1932. Σ. 225-226).

http://pravenc.ru/text/2057124.html

46. Костанов А. Ук. Соч. – с.25. 47. " Сделалась страшная буря; судно наше перебрасывало из стороны в сторону, смятение было полное, все ждали смерти; один преосвященный Иннокентий был в полном спокойствии. Во время сильной качки я случайно очутился против дверей каюты, где был владыка; и вдруг дверь эта сама собою от тряски и качки отворилась; я подумал, что владыка ее отворил, чтобы позвать кого-либо, и я взошел к нему и поражен был такой картиной6 среди общего смятения, треска судна и стука волны, преосвященный Иннокентий спокойно стоял перед образом на коленях и горячо молился и читал себе отходную, но когда он увидел меня, сделал такое выражение глаз, что я невольно смутился и весь был потрясен, и тут же догадался, что я ему помешал, и опрометью вышел от него, затворив. По окончании же молитвы владыка с невозмутимым спокойствием вышел на палубу и давал уже советы капитану судна. Наконец все стихло и кончилось, благодарение Богу, только разбитием судна. Преосвященный Иннокентий, по выходе на берег, отслужил благодарственный Господу Богу молебен с коленопреклонением... " -воспоминания священника С.Н. Казанского. – Цит. по: Барсуков И. Ук. Соч. – с.497-498. 48. - Костанов. А. Ук. соч. - с.28. 49. Список Преосвященных в ведение которых входила территория современной Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Камчатские, Курильские и Алутские епископы: Иннокентий (Вениаминов) 1840-1850 гг.; Вениамин (Благонравов) 1868-1873 гг.; Павел (Попов) 1873-+1877 гг.; Мартиниан (Муратовский) 1877-1885 гг.; Гурий (Буртасовский) 1885-1892 гг.; Макарий (Дарский) 1892-+1897 гг.; Евсевий (Никольский) 1897 г. - с 1899 г. по 1920 г. епископ Владивостокский и Камчатский. Камчатским и Петропавловским епископом после восстановления епархии с 1916 г. был Нестор (Анисимов). - См.: Архиереи Русской Православной Церкви. Справочно-Библиографические Материалы. - В кн.: История Русской Церкви. Кн.8, ч.1. -М., 1996. - с.700. 50. См.: Причисление к лику святых апостола Северной Америки и Сибири митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) -//Журнал Московской Патриархии, 1977, – с.3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/407/...

От несносной боли отрок самого себя искусал до крови. Св. Аммун, видя родителей его, пришедших просить о сыне, сказал им: “Что вы меня утруждаете, требуя того , что превышает мои силы – у вас в руках готова помощь, вознаградите вдовицу, у которой вы тайно закололи вола, и отрок ваш будет здоров”. Пораженные уликою, они с радостью исполнили, что было велено и по молитвам Аммуна отрок стал здоров. Выходит, что за наши греховные поступки Господь во исправление наше и наше вразумление может послать страдания нам или нашим близким» (29:115, 116).      По мнению архимандрита Амвросия (Юрасова): «Если ребенок зачат со вторника на среду или с четверга на пятницу, в воскресный день, в пост или в большой праздник, он родится с дефектом – моральным, нравственным или физическим. Вот тогда дети и становятся неуправляемыми, непослушными. Обычно в одной семье бывают и здоровые, и больные дети. Грех родительский отражается на детях, Они страдают и мучаются. А виноваты мы сами… Даже если ребенок еще находится в утробе матери, он воспринимает состояние матери, потому рождается больным. Если беременная женщина пьет вино, курит, живет с мужем по плоти, ребенок у нее родится страстным, предрасположенным к этим грехам, с зачатками блуда, пьянства, гнева, всех пороков и страстей» (145: 178). §3. Приведем и противоположные примеры наследственности. Митр. Вениамин (Федченков) говорит: «…История великих святых свидетельствует нам, что у них были и великие матери: святые Василий, Григорий, Иоанн Златоуст , Августин родились от славных матерей; преподобный Сергий Радонежский,  Тихон Задонский ,  Серафим Саровский воспитаны были сильными и святыми по духу матерями. Филарет Московский , Феофан Затворник родились от благочестивых родителей. И вообще, если мы посмотрим Четьи-Минеи, то увидим, что оба родителя святых были богоугодны, или кто-либо один из них,  большей частью мать, а иногда батюшка. И лишь в очень исключительных случаях святые дети имели дурных родителей: для Бога все возможно! Святая Варвара родилась от злого отца, святая Анфуса – от дурного императора Константина…» (цит.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Активная деятельность комитета вызвала недовольство гос. власти, и уже 27 авг. 1921 г. он был упразднен декретом ВЦИК, учредившего одновременно «Центральную комиссию помощи голодающим». 19 февр. 1922 г. свт. Тихон обратился с призывом к пастве о помощи голодающим и к приходским советам - о необходимости жертвовать для этой цели церковные ценности, кроме предметов, употребляемых при богослужении. 23 февр. 1922 г. ВЦИК принял декрет об изъятии из храмов национализированных ранее гос-вом всех ценных предметов, включая и богослужебные сосуды (см. Изъятие церковных ценностей ). 28 февр. Святейший Патриарх своим посланием осудил эту акцию как святотатственную и одновременно подтвердил необходимость передачи в помощь голодающим драгоценных церковных украшений и всех др. предметов, не имеющих богослужебного употребления. При изъятии церковных ценностей в различных районах страны произошли столкновения между верующими и милицией. 9 мая 1922 г. Святейший Патриарх Тихон был арестован и привлечен к судебной ответственности, до 25 июня 1923 г. он находился под арестом. В марте - апр. 1922 г. изъятие церковных ценностей проходило в Петрограде, в нек-рых случаях оно сопровождалось столкновениями между верующими и отрядами милиции. В непосредственной связи с проводившейся кампанией, при активной поддержке властей, желавших расколоть Церковь, среди петроградского духовенства сформировалась группа священников, к-рая выступала в поддержку декрета и за выдачу властям всех драгоценных предметов, в т. ч. и богослужебных, а также и за «демократические реформы» в Церкви (см. Обновленчество ). Ее представители во главе с прот. Александром Введенским выезжали в Москву, где 18 мая получили от властей возможность встретиться с находившимся под арестом Святейшим Патриархом Тихоном. По возвращении они заявили о том, что Патриарх будто бы дал им санкцию на формирование временного Высшего церковного управления (ВЦУ) и подготовку Поместного Собора. Митр. Вениамин за раскольнические действия анафематствовал Введенского и неск. его сторонников. Обновленцы делали попытки привлечь А. к работе в ВЦУ. А. отказался, сославшись на то, что, во-первых, на это нет благословения митр. Вениамина и, во-вторых, нет исчерпывающих данных для признания этого учреждения каноническим и действующим с благословения Патриарха. (Уже будучи Патриархом, А. следующим образом охарактеризовал обновленчество: «Обновленчество как таковое по существу не ересь и даже не раскол, как мы понимаем этот термин во всем его объеме. Оно не более как рабское следование путем ветхозаветного Хама и новозаветного Иуды» (цит. по: Казем-Бек. С. 96)).

http://pravenc.ru/text/64694.html

Вырезка из номера «Раннего утра» за 5(18) декабря 1917 г. отложилась в материалах Соборного отдела о правовом положении Церкви в государстве (Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России (октябрь 1917–1918 г.): Сборник документов/Отв. ред. прот. В. Воробьев; отв. сост. Л. Б. Милякова. М., 2016.С. 721, примеч. 60). Кравецкий А. Г. К истории Декрета об отделении Церкви от государства//1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного собора и избрания Патриарха Тихона: Материалы международной научной конференции. М., 2008. С. 138. По другим сведениям — 34 (Соколов A. В.Государство и Православная церковь в России в феврале 1917 – январе 1918 годов. СПб., 2015. С. 513). Инициативное письмо отложилось в материалах Соборного отдела о правовом положении Церкви в государстве (Отделение Церкви от государства…С. 721, примеч. 60). Соколов A. В. Указ. соч. С. 513–514. По утверждению А. В. Соколова, среди архивных материалов Петроградской духовной консистории в ЦГИА СПб никаких документов о расследовании деятельности священника Михаила Галкина в 1918 г. ему найти не удалось (Там же. С. 518). Артемий (Ильинский; 1870–1937 гг.), 30 июля 1917 г. хиротонисан во епископа Лужского, четвертого викария Петроградской епархии. Цит. по: Брушлинская О. «Я чувствую правду Вашего движения»//Наука и религия. 1987. 11. С. 5. Вениамин (Казанский; 1873–1922 гг.), 24 января 1910 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. 2 марта 1917 г. на него возложено управление столичной епархией, «вплоть до особых распоряжений». Официально утверждён временно управляющим 6/19 марта. 24 мая 1917 г. свободным голосованием клира и мирян епархии избран на Петроградскую кафедру. 25 мая (ст. ст.) того же года определением Святейшего Синода утвержден архиепископом Петроградским и Ладожским, с 17 июня (ст. ст.) 1917 г. архиепископ Петроградский и Гдовский, с 13 августа 1917 г. митрополит. Славский В.Судьба духовных консисторий//Известия Центрального Исполнительного Комитета советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов и Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. 1918. 13 января. С. 1.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010