Из второго положения пелагиан вытекает то, о чем говорится в настоящем правиле, а именно: благодать Божия, через Иисуса Христа оправдывающая человека в крещении, дарует только оставление прежних грехов, но не дает помощи в том, чтобы более не грешить. Тех, кто утверждает это, правило предает анафеме. Ведь Кафолическая Церковь верит совершенно иначе: благодать, которая подается в Крещении через Иисуса Христа, подает нам и отпущение прежних грехов, и силу и помощь для того, чтобы более не грешить, если только мы по собственному нерадению не предадимся грехам. Поэтому Давид и говорит: Боже! Поспеши на помощь мне; Господи! Не замедли помочь мне ( Пс.69:2 ) и помощь моя от Господа ( Пс.120:2 ) – и пр. А Павел сказал: Дух подкрепляет нас в немощах наших и Сам ходатайствует за нас ( Рим 8, 26 ). В Божественном Писании можно найти бесчисленное множество и других подобных изречений. Правило 123 (112) Угодно было: всякому, кто скажет, что та же благодать Божия, которая подается нам через Иисуса Христа, Господа нашего, помогает нам только в том, чтобы не грешить, потому что через нее нам открывается и является познание грехов, с тем чтобы мы знали, к чему должно стремиться и от чего уклоняться, но помимо этого через нее нам не подается любви и силы к совершению того, что, как мы знаем, должно совершить, – да будет анафема. Ведь когда апостол говорит, что знание надмевает, а любовь назидает ( 1Кор.8:1 ), крайне нечестиво верить в то, что к надмению нашему у нас есть благодать Христова, а к созиданию нет, хотя и то и другое – дар Божий: и знание того, что должно делать, и любовь к тому, что должно делать, дабы при созидающей любви знание не могло надмевать. Ибо как написано от Бога: научает человека разумению ( Пс.93:10 ), так же написано и это: любовь от Бога ( 1Ин.4:7 ). Толкование Настоящим правилом Собор также анафематствует пелагиан и последователей Целестия, которые говорят, что благодать Божия помогает нам только в том, чтобы не грешить, поскольку благодаря ей мы познаем то, к чему нужно стремиться и что должно делать, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Император Иоанн спросил архиереев и катигуменов, по какой причине то, что было достигнуто во Флоренции, не принимается Церковью. Архиереи дали письменный ответ 118 . «Мы осмелимся доложить державному и святому царствованию твоему, владыка наш Царь. Вчера мы наши ответы передали славнейшим начальникам, написав их собственноручно, чтобы они были доставлены твоей божественной державности. Но так как твоя божественная державность повелела, чтобы мы подписали наш ответ, дав его в виде нашего окончательного решения и выводов, то мы составили настоящее донесение, под которым написали наши имена. Мы не знаем цели, которую при этом преследовало твоё святое царствование, но выполнили то, что было велено, подчиняясь в простоте и бесхитростности сердца. То, что мы отвечаем и сообщаем, мы подтверждаем своими подписями. Ибо и без подписей, и с подписями наша мысль исповедуется нами всеми. Мы сообщаем, что не нужно нас больше беспокоить вопросами об одном и том же, так как нас часто уже спрашивали, и мы на всё это отвечали. Нам следует только пребывать в       размышлении и молчанием почитать истину, а удовлетворительный ответ мы дадим своими делами. Но так как мы знаем, что наше молчание может обернуться опасностью для простецов, которых вполне может ввести в соблазн произошедшая в Церкви смута, мы должны «дать отчёт» в защиту нашей веры, по апостольскому слову. Прежде всего нам следует дать удовлетворительное объяснение твоей божественной державности обо всём, что следует, поэтому мы и радуемся в трудах, и даём ответ о том, о чём нас спросили. Мир церковный мы ставим на первое место и настолько стремимся к тому, чтобы видеть нашу Церковь умиротворённой, что ради её мира мы переносим множество трудностей. И для нас не будет великим поступком даже положить свои души за это, мы к этому готовы. Ибо каждый из нас, когда время и польза дела требует, готов быть смелым и в делах, и в словах, благодатью Божией. Мы знаем, сколь великим добром является мир во всех делах. А мир в духовных благих делах – это мир в самом великом, и потому этот мир выше и почтеннее, и тем более мы горим стремлением к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Иоанна_ 29 июня 2020, 08:39 НЕТ никаких кочетковцев в Сретенском монастыре, Вадим К! Видимо, к сожалению для тех, кто только и ищет, в чём бы обвинить нового наместника. На самом деле " вина " владыки Амвросия, плоть от плоти лаврского монаха, в том, что здесь он НЕ СВОЙ И СВОИМ НИКОГДА НЕ БУДЕТ. Скучно на этом свете, господа!... Анна 28 июня 2020, 19:42 Дннис,о ни и в правду чужие, по слову Спасителя : " Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего : если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. " Многократно к ним обращались и Сама Церковь в лице Патриарха Алексия, собраний отцов, и отдельные священники. Не мы их сделали чужими. Они сами и по своей воле стали чуджы Церковному собранию, уклоняясь от него. Денис 28 июня 2020, 19:27 Вадим К., читаю отзывы ревнителей о кочетковцах, а ведь для вас они уже не свои, а может и вовсе своими не воспринимались. Так о своих не пишут. Своих стараются переубедить при расхождении во мнениях, а не вне вышвырнуть. Это большая проблема, расколы начинаются с того, что свои становятся чужими. Прихожанка для Дениса 28 июня 2020, 18:35 Прихожанка, причём тут кочетковцы?(с) Пр том, что они явдяются ударной силой неообновленцев, причем этого и не скрывают, на сайте Кочеткова Вот причем тут отношение нашей Церкви к инославию? Там нет ничего нового- " Только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всею Церковью. Нарушая канонические связи со своей Поместной Церковью, христианин тем самым повреждает свое благодатное единство со всем телом церковным, отрывается от него " (с) Это как раз про кочетковцев, сослужащих с еретиками И не стоит строить иллюзий, что это новое - если вспомнить Флорентийский собор, Унию приняли практически все участники собора за исключением единиц. Но гда эта Уния?

http://pravoslavie.ru/132094.html

Кто из посещавших первопрестольную нашу столицу, златоглавую Москву, не любовался у самых врат ее священного Кремля древним собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву? Собор этот представляет чудный образец нашего старинного зодчества; он известен в народе более под именем собора Василия Блаженного, потому что под его сводами почивают святые мощи этого великого праведника, проходившего самый тяжкий из всех подвигов – подвиг юродства, Христа ради, в течение целых семидесяти двух лет. Блаженный Василий родился близ Москвы; с шестнадцати лет он уже стал юродствовать, ради Бога. Без крова и пристанища, едва прикрытый рубищем, ходил он по Москве; летом жарился на солнце, зимой терпел такие морозы, от которых трескалась земля; днем ходил по улицам, безответно принимая толчки и насмешки, а ночь проводил на паперти церковной в усердной молитве. Ни дружбы, ни знакомства у него не было ни с кем, для всех он был чужой; только у одной бедной вдовы иногда приклонял он голову. Его ум был постоянно занят молитвой и богомыслием; на теле носил он тяжелые вериги, которые и теперь висят над его гробницей. Говорил он очень мало, памятуя слова Священного Писания : При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, – разумен ( Притч. 10:19 ); кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда ( Притч. 13:3 ). Так живите, чтобы быть вам неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода ( Флп. 2:15 ). Такова была жизнь блаженного Василия! Он жил в то страшное время, когда, за малолетством Иоанна Васильевича Грозного, бояре своевольничали, и можно представить себе, каким укором была его жизнь для людей развратных, и как утешал его пример невинно страдавших от произвола сильных мира сего! Нелегко было праведнику смотреть на грехи людские. Любя людей, он плакал за них и своими слезами призывал их к покаянию. В 1547 году Василий пришел в Воздвиженский монастырь, встал перед входом в церковь и, вознося к Богу умиленную сердечную молитву, плакал неутешно. Проходившие мимо невольно останавливались и смотрели на него с удивлением. На следующий день в Москве произошел страшный пожар, который начался с Воздвиженского храма; оба города, и старый и новый, сгорели; церкви, дома, дворец великого князя – все погибло в огне, от которого медь, растопившись, лилась как вода...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Начались переговоры с Римом по устранению раскола. Под Пасху 519 г. в Константинополь прибыли легаты папы Гормизда (514–523) – епископы Иоанн и Герман, пресвитер Бланд, диаконы Феликс и Диоскор, которые доставили патриарху Иоанну II вероисповедную формулу, подписанную папой в 515 г. против акакианского раскола и известную как formula Hormisdae (или libellus Hormisdae). «Апостольский престол всегда хранит кафолическую веру ненарушимой. Итак, Мы, желая не отпадать от этой веры и во всем следуя установлениям отцов, анафематствуем все ереси. Подобным образом анафематствуем Акакия, некогда епископа города Константинополя, сделавшегося последователем тех и соучастником, и всех пребывающих в общении с ними и в участии. (...) Надеюсь, что я пребуду с вами в том едином общении, которое проповедует апостольский престол. (...) Обещая на последующее время не сообщаться с отлученными от общения кафолической Церкви, т.е. с не соглашающимися во всем с апостольским престолом, Мы обещаем не поминать имена их при священнодействиях. Если же когда-либо попытаюсь усомниться в чем из моего исповедания, то исповедую, что я, через собственное осуждение, становлюсь соучастником тех, которых осудил». Провозглашая верность Халкидонскому Символу веры , либеллус устанавливает преемство ереси от Евтиха и Диоскора до последующих константинопольских, александрийских и антиохийских патриархов, предписывает не поминать имена этих еретиков за литургией и изъять их из диптихов. Все, кто не согласится с содержанием либеллуса, признавались соучастниками ереси. Основываясь на евангельских словах: Ты Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:18–19 ), папа Гормизд ведет линию кафолического учения Римской церкви прямо от апостола Петра и подчеркивает нестойкость Востока в ортодоксальном вероучении тем, что еретик Несторий, занимавший константинопольскую кафедру, был осужден на Эфесском соборе «святым Целестином , папой города Рима, и Кириллом, предстоятелем города Александрии», и тем, что александрийский патриарх Диоскор был привержен еретическому учению константинопольского архимандрита Евтиха, тогда как Рим всегда был оплотом истинной веры. (Тезис либеллуса о том, что в Риме истинная вера существовала непрерывно, был использован папой Львом XIII в 1896 г. в энциклике Satis cognitum.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя ни на минуту упускать из вида, что древние каноны были вызваны к жизни в целях сохранения чистоты учения Христова и вне связи с этим учением они являются обычными памятниками мертвого права. На основании буквы канонов можно устроить управление еретической общины, но это управление еще не обеспечивает появления в ней истинного учения. Поэтому нельзя, преклоняясь раболепно перед священною силою древних канонов как в XVII веке староверы пред буквою богослужебных книг, применять поместные и даже вселенские постановления к текущей жизни, если такое их применение к русскому быту вне прежних условий греко-римской жизни, грозит хотя бы малейшему отклонению нашего учения от важнейшего в законе ( Мф. 23:23 ). Стремясь к оживлению православной религиозной жизни, следует помнить слова апостола: «Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). А мы знаем, что Христос благовествовал людям, что суббота для человека, а не человек для субботы. Христос сказал фарисеям: «Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре, и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому кроме священников, и дал бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2:24–27 ). Точно также: каноны создавались для того, чтобы направлять церковную жизнь по правильному руслу, а не жизнь создавалась для того, чтобы во всей строгости подчиняться канонам, даже в ущерб сохранению учения Христова. Никого так сильно не обличал Христос, как книжников и фарисеев, которые исполняли букву закона, и оставляли важнейшее в нем: «суд, милость и веру» ( Мф. 23:23 ), забывая истинный дух закона. И мы знаем, что вселенская церковь также опасалась обнаруживать пристрастие к букве. После иконоборческого собора (754 года), на котором присутствовало 338 отцов, патриарх константинопольский Тарасий, обсуждая вопрос о новом соборе, спрашивал: «да разве какое постановление может связывать истину?» ( Деян. 7:76–77, 57–59 ; Лебедев, История вселенских соборов, М. 1876, вып. II, стр. 279.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Об этом мы с вами подробней поговорим в дальнейшем, когда будем разбирать некоторые правила в отношении постов, а пока надо понять, что Церковь в принципе признает изменяемость канонических постановлений. Точнее, Она требует творческого отношения к современной жизни, пытаясь через каноны сделать удобным Ее существование в условиях земного мира. А попытка применения церковных постановлений при отсутствии условий, применительно к которым они изданы, приводит к противоположным результатам. Если говорить о канонах применительно к постам, то первым, собственно христианским установлением о телесном воздержании можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви «воздерживаться от идоложертвенного, крови и удавленины» ( Деян.15:29 ). Это так называемые заповеди Ноя. Оставим в стороне вопрос о ветхозаветности этих заповедей, а обратим внимание на то, что первым, кто нарушил это соборное постановление, стал ап. Павел, когда почти сразу же после принятых решений дал такую рекомендацию коринфянам: «Если кто из неверных позовет вас (в гости, на угощение), и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам (в том числе, возможно и идоложертвенное), ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» ( 1Кор.10:25-27 ). И так объясняет свою позицию: «Об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. …Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» ( 1Кор.8:5,7-11 ). Т.е. смысл канона не в том, что идоложертвенное, кровь и мертвечина какие-то скверные, нечистые (а в крови — душа) и потому их якобы нельзя вкушать, а в том, что есть немощных христиане (из иудеев и язычников), ради которых Собор и издал этот запрет! Слышите, это правило было для них!… Не для нас!… если вы понимаете о чем я говорю! А какие еще существуют правила в отношении постов и как их понимать, мы поговорим с вами на последующих занятиях, а пока я попрощаюсь с вами ненадолго, пожелав научиться поститься постом Богу угодным… Рекомендуемые видео

http://azbyka.ru/video/77-post-i-kanony/

По выражению знаменитого церковного историка проф. В. В. Болотова , канонично то, что для Церкви полезно. Действительно, принцип церковной пользы весьма ярко проглядывает в церковных канонах, особенно в тех из них, где Церковь проявляет некоторого рода нетерпимость и суровость, как будто не отвечающие духу любви христианской религии. Таковы, напр., правила 45 Апост. и 33 Лаодик. собора, первое из которых запрещает под угрозой отлучения епископам, пресвитерам и дьяконам молиться с еретиками, а второе – и с отщепенцем (σχισματικ). Если сравнить эти правила с молитвою Соломона при освящении храма, то можно подумать, что ветхозаветный праведник Соломон был более проникнут духом религиозной терпимости и любви, чем составители этих правил. Соломон тогда молился: «Если и иноплеменник, который не от твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, – ибо и они услышат о Твоем имени великом, и о Твоей руке сильной, и о Твоей мышце простертой, – и придет он и помолится у храма сего: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое»... ( 2Цар.8:41–43 ). Еп. Никодим (Милаш) в толковании на 43-е ап. правило приводит мнение архим. Иоанна (потом еп. Смоленского), что правила эти имели в виду оградить православных как от еретической заразы, так и от индифферентизма в отношении веры и Православной Церкви. Ясно, что составители указанных правил рассуждали тут не принципиально, а приспособительно к данным условиям времени, к данной обстановке, блюдя церковную пользу. Но сегодня полезное, завтра может оказаться неполезным. Если в одно время общение православных с еретиками и раскольниками нужно запрещать, как опасное и вредное, то в другое время может явиться потребность, чтобы не только его разрешить, но и поощрить как полезное, как могущее еретиков или раскольников привлечь к Православной Церкви. И нельзя не понять патриархов: Александрийского Фотия и Иерусалимского Дамиана, которые вместе с русскими митрополитами Антонием и Евлогием не только участвовали в 1925 г. в Никейских торжествах в Лондоне, но и молились совместно с верующими Англиканской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Протестанты лишают своих детей спасительной благодати. Но Господь призывает к Себе всех людей, зовет Он и детей: «пустите детей приходить ко Мне...» Дети – тоже живые души, они тоже ждут благодати Божией, как молодые деревца ждут воды. Как же можно удалять их от милосердного Господа, лишать их Царства Божия? А путь туда один – через Святое Крещение: «кто не родится от воды и Духа, не сможет войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Протестанты, запрещая крестить детей, оставляют их во власти тьмы, во власти диавола, признавая, что крещение – это дверь в Церковь Христову, сознательно закрывают детям эту дверь. К таким родителям взывает Сам Господь: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» ( Мф.23:13 ). О необходимости крестить детей говорят многие Отцы Церкви. «У тебя есть младенец, не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве, и с юных ногтей посвящен Богу», – учит святый Григорий Богослов (Творения св. Григория Богослова . Слово на Крещение. Твор.св.Отцов, 1889, т.3,с.227). Карфагенский Собор (419–426) постановил: «Кто отвергает нужду крещения детей – да будет анафема» (Правило 124). О таинстве миропомазания Миропомазание есть святое Таинство, которое совершается непосредственно после Крещения и в котором, при помазании освященным миром частей тела крещаемого, ему подается благодать Святого Духа. Наша природа, испорченная прародительским грехом, постоянно влечет нас ко злу. Спастись своими силами никто не может; лишь с помощью даров Святаго Духа человек может преуспеть в духовной жизни, достичь совершенства и наследовать вечность. Эти дары Святаго Духа и сообщаются очищенному крещением человеку в Таинстве Миропомазания, где он принимает в свое сердце «залог Духа» ( 2Кор.1:22 ). В Ветхом Завете Миропомазание совершалось над царями и священниками как над избранными людьми, предназначенными нести святое служение. Так был помазан Аарон и сыновья его ( Исх.30:30 ) затем, по воле Божией, Давид – «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» ( 1Цар. 16:13 ). Однако это ветхозаветное помазание было не Таинством, а только священным обрядом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Прошу Ваших дорогих для меня молитв и благословения. Надо собираться к службе. Прот[оиерей] В. Елховский. Д. 57. Л. 77–78 об. Подлинник. Машинопись. 10. 6 января 1962 г. 436 ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ДОРОГОЙ ВЛАДЫКО. Почтительнейше поздравляю Вас с великим христианским праздником Рождества Христова и желаю Вам всякого благополучия. Я погряз в административных делах по благочинию и Хозяйственному Управлению. Кроме того, на меня свалилось, а точнее говоря, надо мной повисла еще одна должность: настоятеля патриаршего собора. Московское духовенство смотрит на нее как на своего рода Голгофу. Я не могу допустить такого кощунственного сравнения, но что там будет очень тяжело – это вне всякого сомнения. При официальных разговорах по этому вопросу я высказал все свои сомнения, но в то же время сказал, что я не признаю никакой организации без дисциплины, поэтому, если будет указ, я ему подчинюсь. Возвратившись в церковь , открыл Евангелие и прочел: «Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? » (Иоанн 18, 11). Этот стих вселил в мою душу великую печаль, которая усугубилась еще и тем, что через пару дней после этого я вновь прибег к Евангелию и опять прочитал: «Знаю твои дела: вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь сил, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» ( Откр. 3, 8 ). Патриархия молчит. После меня было предложение инспектору академии, но и этот отказался. Молчание продолжается, а пока что на весь Союз назвонили о моем назначении: пишут из Ташкента, Казани, Ленинграда. Мне тяжело, но будь на все воля Божия. В семействе несчастие. Старшая дочь сбита автомашиной и с октября месяца ползает на паре костылей, одну чашечку совсем ликвидировали. А семейные дела не ждут, вот вчера приехал навестить ее, а она на костылях в течение двух дней мыла в доме пол. Внучата учатся. Церковные дела не радуют. После подписания в апреле месяце известного документа 437 я заявил бывшему Управделами, что все подписавшие подлежат церковному суду, как нарушившие постановление Поместного Собора, а так как так думал не я один, то начальство созвало собор епископов. Все дальнейшее Вам известно. Один из «нынешних» архиепископов донес на меня (с целью доказать свою бдительность), что я будто бы собирался перейти границу одного государства. С апреля дело тянулось до октября, когда мне удалось положить доносчика, как говорится, на обе лопатки, и вот в связи с этим снова возник вопрос о настоятельстве в соборе (в апреле, как мне стало теперь известно, он поднимался и провалился именно благодаря этому доносу).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010