Поместный Собор 2009 г. ЖМП 6 июнь 2011 /  3 июня 2011 г. Собор и Синод: новое понимание их роли в Церкви В последний день памятного Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года был поднят вопрос о соотношении присутствующих в Уставе Русской Церкви понятий «Поместный и Архиерейский Собор» и о соотношении обозначаемых ими явлений. Затем этот вопрос был рассмотрен одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, результатом которого стал обсуждаемый сегодня документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления». По этому вопросу хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями. 1. Понятия «Поместный Собор» и «Архиерейский Собор» как обозначение разных типов соборов Русской Православной Церкви появились вместе в Положении об управлении Русской Церкви 1945 года. При этом соположение этих наименований содержало в себе двусмысленность. Ведь получалось, что происходило сравнение явлений «по разным основаниям». В первом случае понятие обозначало канонический статус собора, то, что он представляет Русскую Поместную Церковь. В другом случае наименование указывало прежде всего на состав собора, на то, что он состоит из архиереев, но при этом как бы подразумевалось, что у него есть особый, отличный от Поместного Собора, канонический статус. Между тем канонический статус собора не связан с его составом. Коль скоро собор выражает мнение Поместной Церкви, он является Поместным Собором вне зависимости от своего состава — епископского, смешанного или какого-то другого. (Ниже будет показано, что варианты состава собора не исчерпываются двумя.) Поэтому прежде всего представляется целесообразным отказаться от использования в одном ряду существующих наименований «Поместный Собор» и «Архиерейский Собор», поскольку такое использование несет в себе терминологическую и церковно-правовую двусмысленность. В силу сказанного представляется уместным в Уставе Русской Православной Церкви закрепить общее наименование ее собора в таком виде — Священный Собор Русской Православной Церкви, отдельно введя различение соборов по их составу и по их функции и имея в виду, что собор любого состава является Поместным Собором, поскольку выражает мнение Поместной Русской Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/sobor_i_sinod...

Вселенский Собор: навстречу Святому и Великому Собору? Когда состоится новый Вселенский собор и не угрожает ли он единству Православной Церкви? 11 июня, 2015 Когда состоится новый Вселенский собор и не угрожает ли он единству Православной Церкви? Когда же состоится новый Вселенский собор, какие темы на нем должны быть рассмотрены? И не угрожает ли он единству Православной Церкви? На эти и другие вопросы отвечает в своей статье «Towards the Great Council?» митрополит Каллист (Уэр). Статья опубликована в 1972 году. Восьмой Вселенский Собор? Для многих кажется иронией, что Восточная Церковь, которая гордится своей соборностью, не созывала Вселенских Соборов с 787 года Такое критическое отношение не совсем справедливо, потому что в истории Восточной Православной Церкви Вселенские Соборы были отнюдь не единственным способом выражения соборности Церкви, есть и другие, не столь яркие методы ее выражения: обмен письмами, визиты иерархов, а самое главное – проведение местных Синодов, решения которых затем утверждаются всей Церковью. Даже в эпоху Семи Вселенских Соборов с IV по VIII века Вселенский Собор считался исключительным событием, последним средством в момент кризиса, а не регулярно проводимым мероприятием, обычным событием в жизни Церкви. Однако в наше время все больше и больше православных христиан ощущают необходимость в этом «последнем средстве». Они убеждены, что пришло или даже уже прошло время, когда необходимо созвать «Святой и Великий Собор», представляющий Православную Церковь во всей ее полноте. Они называют этот будущий собор «Святым и Великим», а не «Вселенским», потому что (как им видится) никто заранее не может сказать, будет ли то или иное собрание епископов, священников, мирян действительно вселенским, так как вселенским собор делает не число делегатов или географическое расположение тех стран, из которых они приехали, а то, что они говорят по вдохновению Святого Духа, и никто не может обрести Духа Утешителя заранее. Некоторые православные называют еще одну причину. Они считают, что при современном разделенном состоянии христианства Православный собор не может считаться Вселенским собором Всемирной Церкви. Однако есть среди православных богословов и те, кто отвергает эту позицию и считает, что Православие является единственной Христианской Соборной Церковью на земле и может созывать по своему усмотрению Вселенские соборы, которые по милости Божией будут равноправны первым семи. Отдаленные приготовления

http://pravmir.ru/navstrechu-svyatomu-i-...

Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Свято-Троицкий собор — кафедральный собор Черниговской епархии Украинской Православной Церкви. Ранее входил в комплекс Троице-Ильинского монастыря и являлся его главным храмом. Построен в стиле украинского барокко на средства гетмана Украины Ивана Мазепы. К концу XVII в. в связи с почитанием чудотворной иконы Ильинской Богоматери число братии и паломников увеличилось, и Ильинский храм стал тесен. В 1679 г. при Лазаре (Барановиче) архиепископе Черниговском по проекту виленского архитектора И. Баптиста-Зауера к западу от Ильинской церкви заложен собор во имя Св. Троицы. Однако строительство не велось из-за отсутствия средств. В 1688 году, после избрания на гетманство, Иван Мазепа выступил ктитором собора. Он выделил для строительства собора из личных средств 10000 золотых монет, а 8 мая 1688 года гетман Мазепа издает Универсал, которым закрепляет для обеспечения строительства собора все мельницы на реке Рети. Собор был освящён 20 июля 1695 года, и ему была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери. В пятиглавом храме было 3 престола: главный - во имя Св. Троицы, правый - во имя вмц. Варвары, левый - во имя праведных Иоакима и Анны. В основу собора положен тип крестовокупольного храма. По обеим сторонам западного фасада имеются две башни, которые увенчаны высоким верхом. Архитектор собора - талантливый вильнюсский зодчий Иоганн-Баптист Зауэр (Иван Баптист). На соборе была выгравирована надпись, что собор возведен " коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского " . В 1805 году эта надпись была стерта. На входе в собор был нарисован портрет Ивана Мазепы в образе святого Иоанна Предтечи. В XVII в. собор был расписан, однако почти вся роспись, кроме центрального купола, уничтожена пожарами. В XVIII в. были произведены новые барочные росписи, позднее также поврежденные, а в конце XIX в. обновленные. Главной художественной доминантой интерьера был огромный пятиярусный барочный иконостас, но до нашего времени он не сохранился. Существующий сейчас сделан в первые послевоенный года в упрощенной форме. В подвале, размещенным под собором, находятся пять больших помещений, разделенные стенами-сводами. Со второй половины XVIII ст. здесь хоронили черниговских архиереев, из которых самым выдающимся является преосвященнейший Филарет (Гумилевский). В одной из камер семейный склеп графов Милорадовичей. В 1808 г. при пожаре пострадали Троицкий собор, трапезная Введенская церковь и кельи, вскоре восстановленные.

http://sobory.ru/article/?object=05569

Москва. Кремль. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Собор Московского Кремля Карта и ближайшие объекты Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на " Государевом дворе " , " на сенях " , то есть при входе во дворец. Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д. С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по ст.ст.) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II. По материалам www.kremlin.ru Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов. Если Успенский собор являлся главным храмом княжества, а потом государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества. В конце XIII-haчaлe XIV века, когда Москва была еще небольшим княжеством, только-только обретшим самостоятельность, на месте Благовещенского собора стояла, видимо, деревянная церковь на каменном основании. В конце XIV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом, где, вероятно, хранилась государева казна. (Благовещенский собор - старейший из известных нам храмов на подклете, получивших впоследствии довольно широкое распространение.) Великий князь Иван III, принявший титул " государя всея Руси " , перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собори дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казенный двор.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Чистополь. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Никольский городской собор – главное украшение и доминанта центра Чистополя. Он стоит на высоком берегу Камы прямо над рекой – подобно тому, как очень похожий на него Спасо-Преображенский собор Рыбинска – на берегу Волги. Неслучайна такая параллель между этими двумя шедеврами классической архитектуры русской провинции: их даже построили-то одновременно – в 1838 г. был освящен собор в Чистополе, и в том же году начато возведение собора в Рыбинске. С рыбинским шедевром мы уже сравнивали собор в Елабуге. Чистопольский еще более похож на него. Но если и было заимствование, то разве что обратное: и елабужский, и чистопольский соборы построены все-таки чуть раньше. «Одним из лучших церковных сооружений классицистической эпохи на территории нашего региона» назван величественный чистопольский храм в академическом справочнике РТ. Но подробно описывать его здесь нет особого смысла: достаточно вновь открыть главу про елабужский собор… Только здешний храм по пропорциям чуть более приземист, а обилие коринфских колонн на барабане центрального купола отличает его навершие. Автор проекта Никольского собора – Пятницкий: зодчий, навсегда прославивший свое имя возведением главного здания Казанского Императорского Университета. А ограду и ворота строил не менее известный в Казанской губернии архитектор Петонди, тоже уже не раз упоминавшийся в нашем путеводителе. Вообще целое созвездие имен мастеров связано с историей сооружения и благоукрашения собора. При его обновлении в 1870-е годы, великолепный иконостас сработал мастер Тюфилин (см. о нем в главах про Петропавловский собор, церковь Ярославских Чудотворцев и др.). Сами иконы написал известный петербургский художник Пошехонцев, а стенной живописью украсил интерьер храма Померанцев. Много средств пожертвовали на собор купцы Григорий и Дмитрий Поляковы – из самой знаменитой династии местных предпринимателей: в 1880-х годах сын второго из них Иван Дмитриевич основал чистопольский чугунолитейный завод.

http://sobory.ru/article/?object=07901

Гдов. Собор Димитрия Солунского в Кремле. Димитриевский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Гдовский собор во имя св. Димитрия Солунского стоит там, где прежде была основанная псковичами сильная крепость. Налево от входа в ограду виднеется маленькая квадратная церковь во имя Успения, за нею колокольня времен Иоанна Грозного. В крепости, рядом с собором, в большом двухэтажном доме помещаются: казначейство, управа, полицейское управление и тюрьма. В 1540 г. был выстроен на земский сбор каменный собор, о чем свидетельствует надпись на иконе Св. Троицы: «В 1424 г. начата строиться крепость во Гдове и окончена 1 ноября. Укреплена в 1434 г. валами; над висячими Псковскими вратами поставлена сия икона Св. Троицы, которая перенесена в 1540 г. в Димитриевский собор. В 1846 г. усердием Луневского главы Иоанна Ипатова она обновлена, вложена в киоту и сохраняется теперь 422 года». Кроме того, на полиелейном колоколе написано, что сие колокола пожертвованы милостью создателей храма св.. вмч. Димитрия при державе царя, вел. князя Ивана Васильевича. В тоже время, по приданию, начата постройка отдельной колокольни, под которой была устроена церковь Михаила архангела, ныне обращенную в кладовую. Сперва собор имел два престола: главный - во имя св. Димитрия и придельный - во имя Спаса Нерукотворенного. В 1854 г. старанием церковного старосты, купца Якова Григорьевича Гаврилова на церковную и сборную сумму устроен придел во имя св. Митрофана Воронежского. При этом был изменен вид храма: к собору сделана была одна общая пристройка и в ней направо - был поставлен придел Спаса, а налево - Митрофана. Собор из маленького квадратного обратился в большой, продолговатый храм, в котором легко помещается 1000 человек. На постройку приделов употреблено по смете 8196 руб. 30 коп. серебром. К собору, кроме церкви Успения, указом духовной консистории от 8 авг. 1872 г. за 3117 приписана деревянная церковь св. Николая чудотв., стоявшая более 200 лет. По преданию, тут был прежде мужской монастырь, но уже в 1781 г. она считалась просто церковью св. Николая. В собор перенесена ее церковная утварь.

http://sobory.ru/article/?object=48071

Переславль-Залесский. Богородицко-Сретенский Новодевичий монастырь. Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский). Владимирский собор Карта и ближайшие объекты Владимирский собор и церковь Александра Невского были построены в 1740-х годах на средства переславского купца Ф. Угрюмова и располагались на территории Богородицко-Сретенского Новодевичьего монастыря. Во второй половине 18 века, в связи с упразднением Переславской епархии, небогатая обитель была закрыта, а ее храмы обратили в обычные приходские церкви. В начале ХХ века после капитального ремонта просторный Владимирский храм стал Новым Городским собором, и к нему приписали старый Спасо-Преображенский собор. Церковь Александра Невского и Владимирский собор были наполнены богослужебной утварью - серебряными потирами, дарохранительницами, иконами 16-18 вв. и пр. При них стояла колокольня в виде высокой круглой башни с хорошим набором колоколов, слышимых далеко за пределами города. Когда в 1918 году в Переславле вновь была создана епархия, почти все архиерейские службы проводились во Владимирском соборе, именуемом тогда кафедральным. Но это длилось недолго - после всеохватывающего изъятия церковных ценностей многие приходские церкви закрылись, в связи с чем прекратила свое существование и Переславская епархия. В 1920-е годы Владимирский собор и церковь Александра Невского находились в ведении религиозного общества, ядро которого составляли 19 человек. В ноябре 1925 года, минуя сторожа, в собор проникли воры. В числе похищенных ценностей оказались серебряные оклады и украшенные камнями венцы с икон Печерской Божьей Матери и Спаса Нерукотворного 17 в., дарохранительница 18 в. Общий вес похищенного серебра составил около 10 фунтов. Расследование не дало никаких результатов. Владимирский собор был закрыт в 1929 году, когда в стране началась активная антирелигиозная пропаганда. Уже в ноябре этого года на заседании Президиума Переславль-Залесского Городского Совета подняли вопрос о сносе колокольни и ограды собора, расположеных в " самом центре проезда 1-ой Советской улицы " .

http://sobory.ru/article/?object=00437

Кашин. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты На кромке холма древнейшей части Кашина - кремля, опоясанного остатками валов, возвышается величественный Воскресенский собор, строившийся на протяжении 1796-1867 годов. Это главная высотная доминанта в панораме города. Воскресенский собор - один из самых грандиозных соборов Тверской земли, не уступающий столичным постройкам. Композиция церкви состоит из апсиды, собственно храма с торжественным пятиглавием. трапезной и трехъярусной колокольней с часами (высота более 70 м). Это выдающийся памятник архитектуры, отличающийся подлинной монументальностью, ясностью объемно-пространственного решения. Фасады украшены шестиколонными портиками тосканского ордера с фронтонами, углы закреплены пилястрами, поверхность стен обработана неглубокими филенками. Барабаны световых глав имеют восьмериковую форму, очень 6лизкую столь распространенным в Кашине храмам с восьмериковым завершением. Сооруженная в середине XIX века трапезная с колокольней придала постройке черты эклектики. Здание отреставрировано. Здесь размещалось учреждение культуры. Каждый, кто подъезжает к Кашину, еще издали видит величественную колокольню Воскресенского собора. Столетия кашинский Воскресенский собор является православным символом города, где с 1817 по 1930 год покоились мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской. Впервые храм Воскресения в Кашине упоминается в летописи под 1382 г.: в нем был погребен Кашинский князь Василий Михайлович П. В начале XVI века, когда Кашин вошел в состав удельного Дмитровского княжества, вместо деревянного Воскресенского храма был воздвигнут новый, из кирпича местного производства. В переписной книге Гуляева за 1709 год сказано: «Соборная церковь Воскресения Христова каменная, на кладовых палатах, с папертями земли, с одним входом. Колокольня деревянная восьмигранная, на ней семь колоколов, на той же колокольне часы». К концу XVIII века собор, пострадавший от пожаров, стал разрушаться и решено было отстроить его заново. На стене вновь отстроенного здания имелась надпись, что он «застроен с 1796г. в царствование Императрицы Екатерины II, на сумму, Высочайше пожалованную Императрицей в количестве семи тысяч рублей, по благословению преосвященного Иринея, епископа Тверского и Кашинского при протоиерее Дмитрии Федорове Верещагине». Отделочные работы продолжались до 1827 года. В «Тетради... для разных записок, которые должны быть для ведома впредь и для справок Кашинского купецкого сына Алексея Черенина» читаем: «1810 года в месяце собор вышкотурен снаружи, также и раскрашен красками. И рамы вставлены 1810 года месяца декабря 20 дня. Поставлено яблоко большое на собор. Второе поставлено декабря 22 дня. Третье поставлено декабря 23 дня сего же числа и 2 креста поставлены на меньшие яблока. Декабря 24 дня поставлен большой крест. Четвертое яблоко поставлено с крестом декабря 28 дня. Сделаны сии яблоки и золочены мастером московским Иваном Прохоровым».

http://sobory.ru/article/?object=00016

Выборг. Собор Рождества Христова. Церковь Трёх Святителей при 8-ом Финляндском стрелковом полку Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первоначально - католический собор Девы Марии и св. Олафа, затем - лютеранская церковь. После взятия Выборга российскими войсками в 1710 г. - православный собор (освящён в 1719 г. во имя Рождества Христова). В 1744 г. - придел свв. апп. Петра и Павла. Многократно горел на протяжении XVIII в. С постройкой в 1788 г. Спасо-Преображенского собора Рождественский собор был окончательно заброшен, использовался как склад. В 1912-13 гг. был вновь освящен во имя Трёх Святителей с приделом свв. апп. Петра и Павла для 8-го Финляндского стрелкового полка. С 1918 г. - лютеранская кирха. Разрушен в 1940 г. Ныне представляет собою маложивописные руины, над которыми возвышается Часовая башня - бывшая колокольня. Рядом с Часовой башней сохранилась массивная коробка здания средневекового собора, представлявшего для Выборга значительный интерес. Кафедральный собор был построен в 1418 году на месте ранее существовавшего. Прямоугольное в плане здание под гонтовой кровлей имело длину 36 м и ширину 18,5 м. С южной стороны находилась пристройка для хранения оружия, а северной - ризница. В 1477 г. собор сгорел, в 1494 г. он был восстановлен на прежних фундаментах, с использованием старых стен. В это время интерьер собора был разделён двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был в два раза шире боковых. В XVII в., после очередной реконструкции, стены собора были украшены гербами именитых выборгских родов. После разрушений во время развернувшегося сражения по взятию Выборга в 1710 году, собор вскоре был перестроен под греко-католическую церковь и функционировал в таком виде до 1788 г., когда его передали в ведение фуражной комиссии и он стал использоваться как провиантский склад. В 1913 году при исследовании собора были обнаружены следы росписей XV в., полы из известкового камня, покрытые кирпичными плитками. В 1937 г. архитектором О.В. Висте был выполнен проект реконструкции средневековой постройки. Предполагалось снять со стен штукатурку, выявить остатки стен из грубого камня и сохранить их в первозданном виде. Проект этот осуществлён не был, а в годы Советско-Финской войны 1940 года старинная постройка подверглась новому разрушению: сгорело перекрытие и кровля. В настоящее время эта древнейшая постройка центра Старого города представляет собой мрачные руины, являющиеся суровым напоминанием об ужасах войны.

http://sobory.ru/article/?object=03437

Шуя. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Никольский собор - один из древнейших посадских храмов - впервые упоминается как деревянный, стоящий рядом с Воскресенской церковью Афанасием Вековым (1629 г.). Существуют сведения о наличии при церквях монашеских келий в 17 веке. Церковь стала соборной в конце 17 в. В 1710 г деревянный храм разрушен пожаром. Настоящий собор построен в камне в 1756 г, освящен митрополитом Суздальским и Юрьевским Селиверстом. С северной стороны купцом Д.В. Корниловым пристроен придел Святителя и Чудотворца Митрофана Воронежского (1833 г). Никольский собор до 1867г. использовался как теплая соборная церковь (в том году в Воскресенском соборе было устроено отопление и необходимость в тесном зимнем храме отпала), позднее – как библиотека, ризница и полковая церковь. Состоятельными шуйскими купцами, перестроившими в 19 - нач. 20 вв все шуйские храмы в соответствии с лучшими для того времени архитектурными традициями, небольшой Никольский собор, подобный по форме русской избе, рассматривался как претендент на снос. Предполагалось строительство новой теплой церкви по левую сторону главного храма. Настоятель Воскресенского собора протоирей Дунаев в конце 19 в описывал Никольский собор: “…стены выкладены не сплошной кладкой, а середина их насыпана бутом и залита известковым раствором…иконостас нового устройства, иконы в иконостасе все почти старые, но они не византийские, а русские. Из икон этого храма особо чтимая по своей древности икона Святителя и Чудотворца Николая, стоящая по правую сторону царских врат (в медной посеребренной ризе с позолоченными вензелями - Березин)…Чудотворных икон в этом храме теперь нет. Стены покрыты голубым колером, а живописи на них нет (в иных источниках конца 19 века говорится о росписи алтаря и стен). Что же касается сводов, то на них есть несколько живописных клейм” (метрика Никольского собора, май 1887 г.).  “Никольский собор – бесстолпный одноглавый храм с оригинальной объемной композицией, воспроизводящей тип клетской деревянной церкви, и с декором в формах классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=07518

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010