Из Него, бессмертной Главы Церкви, по всему Телу Церкви струятся благодатные животворящие силы и оживляют нас бессмертием и вечностью, Все Богочеловеческие чувства Церкви происходят от Него и в Нем, и Им. Все святые таинства и святые добродетели в Церкви, которыми мы очищаемся, возрождаемся, преображаемся, освящаемся, становимся частью Богочеловека Господа Иисуса Христа, Совершенного Бога, частью Святой Троицы, и таким образом спасаемся, – происходят от Отца через Сына в Духе Святом, и это благодаря ипостасному единству Бога Слова и нашей человеческой природы в чудесном Лице Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Для чего Богочеловек Господь Иисус Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Церкви является и всем и вся? Для чего Он – Глава тела Церкви, и Церковь – Его тело? Для того, чтобы все члены Церкви «истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос... доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 15, 13 ). Это означает: Церковь есть мастерская Богочеловека, в которой каждый человек при помощи святых таинств и святых добродетелей преображается в Богочеловека по благодати, в Бога по благодати. Здесь все совершается Богочеловеком, в Богочеловеке, по Богочеловеку – все в категории Богочеловеческого. Богочеловеческой Своей Личностью Господь Иисус Христос охватывает, пронизывает, проникает все и повсюду, где живут человеческие существа; сходит в самые мрачные места земли, в сам ад, в царство смерти; восходит выше всех небес, чтобы Собою исполнить все и вся ( Еф. 4,8–10 ; Рим. 10,6–7 ). Всем в Церкви руководит Господь Иисус Христос. И так растет Богочеловеческое тело. Богочеловек – растет! И это чудо непрерывно совершается ради нас, людей, и ради нашего спасения, Растет Тело Христово – Церковь . Растет с каждым человеком, который становится членом Церкви – составной частью Богочеловеческого Тела Христа. И этот рост каждой человеческой личности в Церкви происходит от Главы Церкви – Господа Иисуса Христа, а также через Его святых – богоносных Его сотрудников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Наказал [Господь] тяжко и наказывает доселе католиков за преднамеренное, ложное толкование слов Христовых апостолу Петру: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее [ Мф.16:18 ]. Считая за этот краеугольный камень Церкви папу, а не Христа и вообразив себя главою Церкви и наместниками Христа на земле, папы впали в грубейшие, гибельные ошибки и весь католический мир увлекли в бездну лжи, измыслив новые, ложные догматы и исказив древние, необходимые ко спасению. Католики упали с камня веры, Христа, и упали в бездну погрешений и всяких страстей, особенно в гордость и кичение, в страшную неприязнь к Восточной истинной Церкви и ее догматам и богослужению с обрядами ее, искони установленными. Католики диавольской ненавистью ненавидят Православную Церковь и христиан православных и называют их всякими хульными именами; чрез это поносят Самого Христа, Главу Церкви, святых апостолов, Вселенские и Поместные Соборы и всех святых Православной Церкви, прославленных Богом. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду... Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? [ Мф.12:33, 7:16 ] – Католическая Церковь ни одного святого не имела со времени отделения от Восточной – а Православная всегда имела и имеет много святых, прославленных в ней Богом. Где яблоко, ядро раздора и ненависти Церкви Католической к Православной? В слишком преувеличенном мнении пап о себе, о преимуществе пред епископами Восточных Православных [иерархов], в их необъятной гордости, в ложном толковании слов Господних, сказанных апостолу Петру: Ты еси Петр, и на сем камени... [ Мф.16:18 ]. Камень – Христос, а не Петр, трижды отрекшийся, хотя и загладивший слезами покаяния свое отвержение и принятый в лик апостольский. Сличите, католики, эти слова Господа Петру с словами, сказанными Спасителем фарисеям: разорите церковь сию (тело Его) и треми деньми воздвигну ю. Он же глаголаше о церкви тела Своего [ Ин.2:21 ]; так и там Он говорил о Церкви Вселенской и вместе о восстании тела Своего, то есть воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В неделю всех святых 28.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: день всех Святых Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Бесчисленны лики святых, праздник которых совершает сегодня Церковь. Их имена известны всем по нашим календарям, и каждый день они звучат на отпусте. Но еще больше среди них тех, кто сокрыты от нас, кого знает только Бог, потому что они исполнили заповеданное им. Их благословенный путь открыт для всех, кто в Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы сошествием Святого Духа на апостолов. Мы услышим сейчас Евангелие о последнем явлении Воскресшего Христа Своим ученикам и Его благословении привести весь мир к Богу. «Одиннадцать же учеников, — сказано в Евангелии, — пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус». Одиннадцать учеников! Их было только одиннадцать. Так немного — для столь великого служения. Одиннадцать, а не двенадцать, как мы привыкли говорить об апостолах с самого начала. Немощная Церковь, малое стадо, еще более умаленное предательством одного из них. Не только сегодня бывают предательства. Евангелие называет их учениками, а не апостолами. И это не случайно. Быть учениками — первое обязательное условие для тех, кто следует за Господом. Пусть каждый из нас спросит себя, ученик ли он Христов. Будем помнить, что одного из них не оказалось на встрече с Воскресшим Христом. Они «пошли в Галилею». Место встречи назначено Самим Господом после Тайной Вечери: «По воскресении же Моем предваряю вас в Галилее». Место встречи подтверждено ангелом Господним, сошедшим с небес и сидящим на камне от двери гроба: «Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите». Этой земле с самого начала служения Христова придается символическое значение: «Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 15). Галилея — цветущая страна, окрашенная зеленым цветом жизни. Провинция с самыми разными народами, страна, презираемая «чистыми» Иерусалима, страна, открытая для всех людей. Здесь соприкосновение всех, и смешение всех верований и всех неверий. Речь идет о всей земле, о всех народах. Во всех народах должны явиться святые, все народы призваны ко спасению. Галилея — земля человеческого возрастания Христа — Иисуса из Назарета. Он сроднился с этой страной, Он был галилеянин. «Из Назарета может ли быть что доброе?» — говорит Нафанаил прежде своего обращения ко Христу. Галилея — это приглашение для нас не мечтать не весть о чем: если бы я родился в другой стране, если бы я учился в другом институте, если бы мои товарищи по работе были другими, если бы наш приход был более духовным! Господь назначает тебе встречу в твоей Галилее. Твое приобщение святости должно начаться здесь.

http://moral.ru/в-неделю-всех-святых/

Праздник: ярко освещенный Божий храм огнем залит, Пред престолом облаченный Пастырь с трепетом стоит. Стройно льется клира пенье, Тихо вьется дым кадил И летят людей моленья Ко престолу Бога сил… Как отрадно здесь! Ни шума, Ни забот, ни суеты… Матушка, оставь все думы, Приходи, молись и ты! Здесь умолкнут все сомненья, Здесь душою отдохнешь, Жизни лучшие мгновенья Только здесь переживешь! Вместо предисловия Прежде чем говорить о литургии, следует сказать о Церкви Христовой и о таинствах. Церковь – это установленное от Бога общество людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Через Церковь совершается освящение и спасение человека. Основатель и Глава Церкви – Иисус Христос . Он сказал апостолу Петру: ты – Петр 3 , u на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея, и дам ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф.16:18–19 ). Церковь Христова делится на воинствующую, т.е. земную, которая ведет непрерывную борьбу (войну) с врагами спасения, и торжествующую, или прославленную, которая заключает в себе всех святых людей, окончивших земную жизнь и молящихся перед Богом за нас, живущих. Потому Церковь и называется соборно, иначе кафолическою или вселенскою, что она не ограничивается никаким местом, временем или народом, а обнимает собою истинно верующих всех мест, времен и народов. Утверждение и распространение Церкви на земле совершилось через святых апостолов, поэтому она, сохранившая без изменения их учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение, называется апостольскою и православною. Членам Церкви Христовой могут быть только православные христиане, принявшие святое крещение. Христос послал ей от Отца Небесного Утешителя – Духа Святого и установил в ней все необходимое для существования, развития и управления. Поставил епископов, пресвитеров и диаконов учить и управлять Церковью , совершать Богослужения и таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

   Источник и основание святости Церкви находится в ее Главе и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, т. е. на всех, кто соединен с ее Главой. Христос освящает человека через слово Божие, таинства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам содействует. В силу этого христиане образуют новый народ, который ап. Петр называет царственным священством (см.: 1 Пет.2:9-10). А по отдельности члены Церкви Божией суть храмы Божии (1 Кор.3:16-17), или храмы Духа Святаго (1 Кор.6:19).    Все члены Церкви призваны к святости: ...плод ваш есть святость (Рим.6:22). Церковь называется святой не только потому, что всех призывает к святости и обладает всей полнотой благодатных даров, которые освящают верующих, но и потому что в ней во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости. В то же время Церковь никогда не была «заповедником святых», даже в апостольский период своей истории. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать Первое Послание к Коринфянам.    Таким образом, Церковь — это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа о пшенице и плевелах, о неводе и др. (см.: Мф.13). Ап. Павел, уподобляя Церковь дому Божию, говорит: А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и глиняные... (2 Тим.2:20).    Для согрешающих в Церкви установлено таинство покаяния. Те, кто искренне каются в грехах, могут получить прощение:     Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1:9).     Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника (1 Ин.2:1).    Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти (через анафематствование), или невидимым действием суда Божия. К таковым относятся безбожники, отступники от христианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры. Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Источник и основание святости Церкви находится в ее Главе и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, т. е. на всех, кто соединен с ее Главой. Христос освящает человека через слово Божие, таинства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам содействует. В силу этого христиане образуют новый народ, который ап. Петр называет царственным священством (см.: 1Пет.2:9–10 ). А по отдельности члены Церкви Божией суть храмы Божии ( 1Кор.3:16–17 ), или храмы Духа Святаго ( 1Кор.6:19 ). Все члены Церкви призваны к святости: ...плод ваш есть святость ( Рим.6:22 ). Церковь называется святой не только потому, что всех призывает к святости и обладает всей полнотой благодатных даров, которые освящают верующих, но и потому что в ней во все времена были и есть такие члены, которые достигли полноты святости. В то же время Церковь никогда не была «заповедником святых», даже в апостольский период своей истории. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать Первое Послание к Коринфянам. Таким образом, Церковь – это собрание не святых, но освящаемых, поэтому она своими членами признает не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа о пшенице и плевелах, о неводе и др. (см.: Мф.13 ). Ап. Павел, уподобляя Церковь дому Божию, говорит: А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но деревянные и глиняные... ( 2Тим.2:20 ). Для согрешающих в Церкви установлено таинство покаяния. Те, кто искренне каются в грехах, могут получить прощение: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:9 ). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника ( 1Ин.2:1 ). Однако существует некоторый предел, преступив который, грешники становятся мертвыми членами церковного тела, приносящими только зловредные плоды. Такие члены отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти (через анафематствование), или невидимым действием суда Божия. К таковым относятся безбожники, отступники от христианства, нераскаянные грешники, пребывающие в смертных грехах, а также еретики, сознательно извращающие основные догматы веры. Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Потому как Церковь – это Богочеловек Христос, то против нее ополчается всякое зло, всякий бес и все бесы вкупе. И сбывается пророчество Спасителя Если Меня гнали, будут гнать и вас ( Ин.15:20 ). Но во всякой брани с Церковью исход всегда один и тот же: победа Церкви над всеми врагами и гонителями во всякое время и на всех полях сражений. Всё это так – до Страшного Суда. Ибо Церковь – это смерть греху, всякому греху; смерть смерти, всякой смерти; смерть всякому бесу и самому диаволу. История свидетельствует об истинности слов Спасителя: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Эта победа, эта всеобщая победа Церкви – вся от Владыки Христа, а от нас, от людей – вера. Святой Воанергес богоглашает: Сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин.5:4 ). И это вера в Богочеловека Христа, Который через эту нашу веру и побеждает мир (ср. 1Ин.5:5, 4:2–4 ). Побеждает через нас, а прежде всего – через святых Апостолов, и мучеников, и праведников, и через всех истинных христиан. Святой Златоуст приводит благовестие Спасителя: На сем камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ) – и говорит: «Как бы ни рассматривал я сие изречение, истинность его ясна, как солнце. Удивительно не только то, что Владыка Христос основал Свою Церковь во всей вселенной, но и то, что сделал ее непобедимой; и причем даже тогда, когда враги нападают на нее со всех сторон. Слова врата ада не одолеют ее означают опасности, низвергающие в ад. Эти слова блистательно оправданы делами. В этих словах – непобедимая сила, совершающая всё. Только три слова – созижду Церковь Мою, но в них грандиозное дело: наполнить вселенную церквами, обратить столько племен, убедить народы, уничтожить обычаи предков, исторгнуть укоренившиеся привычки, свергнуть владычество сладострастия и, как прах, развеять силу безбожия; жертвенники, капища, идолов и их службы, непристойные празднества и нечистые жертвоприношения развеять, как дым; и воздвигнуть церкви и алтари истинному Богу всюду, по всей земле...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Почему сектанты отвергают почитание святых мощей?   Потому что они — не христиане и не имеют обычаев и правил Церкви Христовой. Сектанты не чтут ни Угодников Божиих, ни мощей их. И в оправдание свое ссылаются на слова Ап. Павла: «скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся ... ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие...» (1 Кор 15:50, 51, 53). Говорит ли здесь Ап. Павел о ненужности почитания мощей Угодников Божиих?   Нет, не говорит. Здесь Апостол разъясняет лишь то, что все наши тела должны измениться, преобразиться, а в таком виде, как теперь, они в Царство Божие не войдут. Неужели же православные христиане верят, что тела св. Угодников не преобразятся в всеобщее воскресение?   Так Церковь Христова не учит. По православному научению, все при кончине мира должны преобразиться, и тела Угодников преобразятся «сообразно Телу славному» Христову (Флп. 3:21). Первенствующие христиане нисколько не думали, что платки и опоясания наследуют Царствие Божие, и, однако, чудеса от этих предметов были, и христиане, конечно, чтили и сохранили их. Так поступали всегда христиане и с благодатными, чудотворными останками св. Угодников Божиих. В Риме мощи святых сначала хранились в катакомбах, а потом были вынесены для всеобщего почитания и поклонения. Церковь Небесная О почитании св. Ангелов и св. Угодников Божиих... Кто составляет истинную Церковь Христову?   Все, кто истинно веруют, исповедуют и право славят Христа Спасителя: и живущие на земле, и пребывающие на небе. Говорится ли в Слове Божием, что земные и небесные исповедники Христа соединены в одно общество, в одну Церковь?   Да, говорится: Бог и Отец Господа... «положил ... все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10). Кто составляет небесную, торжествующую Церковь?   Ангелы Божии и души праведников. Ап. Павел говорил об этих христианах так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр 12:22—24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Церковь свята, прежде всего, потому, что свят Глава Церкви – Господь Иисус Христос, и потому, что живёт она в Святом Духе. От Них святость изливается на всё тело Церкви. Апостол Павел говорит о Христе как о начатке Церкви : Если начаток свят, то и целое ( Рим. 11:16 ). Из первосвященнической молитвы Спасителя видно, что освящение и святость людей были целью земного служения Господа Иисуса Христа: Освяти их истиною Твоею (...) за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною ( Ин. 17:17–19 ). Апостол Павел свидетельствует, что Господь имел целью создание именно святой Церкви: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:25–27 ). Основными средствами освящения для верующих являются: •      Слово Божие; •      молитва; •      священнодействия Церкви; •      добродетели. В силу этого освящения христиане образуют новый народ, который апостол Петр называет царственным священством ( 1Пет. 2:9 ). А по отдельности члены Церкви суть храмы Божии (см.: 1Кор. 3:16–17 ), храмы Духа Святого ( 1Кор. 6:19 ). Все члены Церкви призваны к святости, плод ваш есть святость ( Рим. 6:22 ). Будучи святой и обладая всей полнотой благодатных даров в целом, Церковь объединяет людей различной степени святости. В ней всегда были и будут члены, достигшие вершин обожения, неисчислимый сонм праведников всех времен и народов. Однако Церковь никогда не была «заповедником» одних лишь святых даже и в апостольский период своей истории. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать 1-е Послание к Коринфянам, главу 5. Церковь – собрание не святых, но освящаемых, и своими членами она признает не только праведников, но и грешников. Эта мысль настойчиво подчеркивается в притчах Господа Иисуса Христа о пшенице и плевелах, о неводе и в некоторых других (см.: Мф. 13 ). Апостол Павел, уподобляя Церковь дому Божию, говорит: А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ( 2Тим. 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   Смотри, как хорошо говорит Златоуст: церковь — не стены, но собрание благочестивых людей, — чтобы не стали люди лишь церквями гордиться, делами же прогневлять Бога. Следует и угождать Богу благими делами, и создавать Божии церкви, и стоять в них со страхом и трепетом, и почитать Божественное с верой и любовью.    Почитая церковь, икону, святые мощи или Честной и Животворящий Крест и божественные вещи, ты почитаешь того, чья церковь, или икона, или мощи, а кроме того — почитаешь Самого Бога. Если же ты бесчестишь церковь, или икону, или святые мощи, ты бесчестишь Самого Бога и Его истинных служителей.    Ведь если кто обесчестит образ царский, подлежит усекновению главы. Тем более тот, кто обесчестит Небесного Царя, или образы Его святых, или церковь — какой муки он достоин? По Божественным правилам в этой жизни он должен быть казнен через усекновение главы и предан вечному проклятию, по смерти же осужден в огонь вечный, с диаволом и с распявшими Христа иудеями, сказавшими: «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25).    А тот, кто с верой и любовью, со страхом и трепетом почитает всечестные и Божественные иконы, и Честной и Животворящий Крест, и святое Евангелие, и пречистые Божии Тайны, и освященные сосуды, в которых совершаются Божественные таинства, и всечестные мощи святых, и Божии церкви, и поклоняется им, — тот, как добронравный и благий раб, в нынешнем веке будет жить хорошо и благочестно, в будущем же услышит блаженный и сладкий глас: «Добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26), — будет молиться о всех нас преблагословенной Владычице нашей Богородице, всечестной иконе Которой мы с почестями поклоняемся, и всем святым, от века Богу угодившим, язвы которых и страдания за Христа мы, с любовью целуя их иконные изображения, почитаем, ради Христа Иисуса, Господа нашего, Которому подобает слава со Отцом и Пресвятым Духом, ныне, всегда и во веки веков.    Скажем и о том, как следует почитать друг друга, и как следует поклоняться или служить царю, или князю, или властелину, и как следует ныне поклоняться Господу Богу и Ему одному служить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010