А.Н. Петров еще в 1957 г. опубликовал документы, убедительно доказывающие, что в распоряжении Румянцева было несколько разных вариантов проекта, в том числе и присланные Фельтеном из Петербурга. Заказчик поручил московскому архитектору К.И.Бланку на их основе сочинить окончательный вариант, пожелав непременно включить в него «башенки», т.е. парные колокольни. Многократно публиковавшиеся чертежи из «Смешанного альбома» М.Ф. Казакова, обычно принимаемые за баженовский проект, вероятно, и являются итогом предпринятой Бланком компиляции. По этим чертежам храм и был возведен с некоторыми незначительными изменениями, возникшими в ходе строительства. Незамеченной осталась бросающаяся в глаза эклектичность проекта. Румянцев пожелал приставить двухбашенную паперть к распространенному в усадьбах типу крестообразной церкви с небольшой трапезной. Западная часть, буквально задавившая приземистую постройку, имеет свой, выбивающийся из общего, ритм проемов, свое оформление колонных портиков, плохо стыкующееся с другими частями. Бланк, по возможности, смягчил контраст, однако не устранил его полностью. Главенство паперти, ее первостепенное значение для заказчика подчеркнуты обилием ордерных форм и пышной фасадной декорацией, присутствующими на остальном здании как бы в разреженном, упрощенном виде. Западный фасад самодостаточен и кажется взятым из другого проекта. Храм словно создавался ради этого парадно-триумфального входа с арочной нишей в обрамлении башен. Увенчание их шпилями вместо предполагавшихся в проекте фигур ангелов усилило барочный динамизм композиции, а сами острые «шпицы» внесли в образ дух петровской эпохи. Видимо, ассоциации с петровскими церквями возникли в Троицком-Кайнарджи вполне осознанно. Фельдмаршал не столько формально следовал примеру императрицы, завершившей одно из важных начинаний Петра I, сколько предложил собственную трактовку заданной темы. Трепетное почитание Петра Великого в семье Румянцевых породило субъективное воспоминание о первом разобранном соборе Швертфегера, непосредственно связанном с императором. У румянцевской церкви с прототипом обнаруживается много общего, начиная от посвящения, и заканчивая такой убедительной цитатой, как предполагавшиеся в проекте скульптуры ангелов на колокольнях (они изображены на чертеже из «Смешанного альбома»). Такие же изваяния видны на гравюре Г. Качалова 1748 г. и других распространенных изображениях Троицкого монастырского собора. Несомненно, оттуда же заимствованы доминирование ярусных башен в композиции и общая барочная стилистика, уже успевшая устареть при дворе к концу 1770-х г.г. Все это позволяет считать подмосковный храм запоздавшей репликой швертфегеровского собора, спровоцированной аналогичным по цели, но иным по результату, шагом императрицы. Формально следуя примеру государыни, Румянцев словно не упустил случая оригинально выразить собственное критическое отношение к ней, противопоставив новомодному проекту Старова четкую ориентацию на петровский архитектурный идеал.

http://sobory.ru/article/?object=01145

Бесстолпный храм внутри отличается необычной конструктивной структурой. Четверик храма при помощи наклонных внутрь люнетов и парусов между ними несет более узкую ротонду с куполом, который в центре прорезан отверстием светового барабана. Три проема ведут в апсиду, разделенную подпружными арками на три части, перекрытые в центре парусным сводом, а по бокам — коробовыми. Неширокий арочный проем связывает храм с трапезной, отличающейся сложной пространственной структурой. Основное помещение с двумя квадратными в плане столпами, приближенными к восточной стене, делится подпружными арками на три нефа, перекрытых коробовыми сводами с распалубками. Восточные ячейки имеют парусные своды. В приделах — крестовые своды. Узкое помещение первого яруса колокольни перекрыто коробовым сводом. Деревянная внутристенная лестница на второй ярус расположена с северной стороны. В интерьере церкви сохранились деревянные иконостасы и масляная настенная живопись. Резной иконостас храма в стиле позднего классицизма, окрашенный в серо-голубые цвета с позолоченными деталями имеет трехъярусную композицию с ярко выраженным ступенчатым силуэтом. Нижний ярус, занимающий всю ширину четверика, расчленен колоннами коринфского ордера (сохранилась только одна из них), которые объединяют два ряда икон. Над Царскими вратами расположена полуциркульная арка, выше — еще одна, врезающаяся во второй ярус, которому отвечают два ряда икон. Из четырех коринфских колонн этого яруса сохранились две. Верхний ярус прорезан аркой, в которую была вставлена икона. Все ярусы завершены фризами и карнизами, украшенными растительными орнаментами, розетками и модульонами. Одноярусные придельные иконостасы значительно скромнее. Они имеют один ряд икон, завершаются фризом и карнизом с резными деталями, почти целиком утраченными. Интересна деревянная арка между средними столпами, которая оформляет проход из трапезной в храм. Ее поверхность покрыта кессонами с розетками. Масляная живопись сочетает композиции и фигуры, выполненные в несколько наивной манере, подражающей академизму, с пышным орнаментом и архитектурными элементами. На куполе помещены четыре композиции (в том числе, изображающие Христа и Богоматерь в облаках), которые разделены филенками со сложным растительным орнаментом. Ротонда опоясана балюстрадой с пилястрами, между которыми написаны фигуры Апостолов в полный рост. На парусах изображены Евангелисты на фоне облаков. Люнеты (кроме восточного) заняты крупными композициями (сюжеты не прочитываются) в пышных обрамленьях из хрящевидного рокайльного орнамента. Стены четверика на всю высоту расчленены сдвоенными коринфскими колоннами, а по периметру проходит развитый карниз с мутулами, овами и растительным фризом, выполненный в технике «гризайль». В трапезной на своде расположены композиции плохой сохранности («Крещение», «Троица» и другие), заключенные в псевдобарочные обрамления из растительного орнамента. Более простой растительный орнамент украшает подпружные арки.

http://sobory.ru/article/?object=31092

Екатерина Михайловна Хомякова (Языкова) также происходила из старинного дворянского рода, поднимавшегося до боярского звания. Она не была красива, но пользовалась уважением и любовью окружавших ее людей, в том числе А.С. Пушкина и, особенно, Н.В. Гоголя. В семье англофилов Языковых Екатерину Михайловну звали Kitty, также звал ее и Алексей Степанович. У них была дружная и безоблачная семейная жизнь, которая была лишь дважды омрачена смертью двух первых детей. Но потом появились новые дети (два сына и пять дочерей). Смерть Екатерины Михайловны была неожиданна и произошла на четвертом месяце очередной беременности. Эта смерть повергла Алексея Степановича в полное уныние. Он так никогда и не оправился полностью от этого удара судьбы. Очень тяжело перенес смерть Екатерины Михайловны и Н.В. Гоголь. Современники говорят, что последние год-полтора жизни Гоголя мучил страх смерти. Этот страх умножился, когда 26 января 1852 года умерла Екатерина Михайловна Хомякова, с которой Гоголь дружил и был крестным отцом младшего сына Хомяковых. Умерла она от брюшного тифа. Доктор А.Т. Тарасенков говорит, что " смерть ее не столько поразила мужа и родных, как поразила Гоголя... Он, может быть, впервые здесь видел смерть лицом к лицу... " О том же пишет и А.П. Анненков: " ...лицезрение смерти ему было невыносимо " . На панихиде, вглядываясь в лицо умершей, Н.В. Гоголь, по словам А.С. Хомякова, сказал: " Все для меня кончено... " И впрямь - очень скоро приступ непонятной для окружающих болезни настолько овладел писателем, что он оказался у последней черты жизни. За десять дней до смерти Гоголь сжег рукопись второго тома поэмы (романа) " Мертвые души " и ряд других бумаг. " Надобно уж умирать, - сказал он после этого А.С. Хомякову, - я уже готов и умру... " Он уже почти ничего не принимал из рук стоявшего бессменно у его изголовья Семена (мальчик - слуга Гоголя). После сожжения рукописи Гоголь перебрался на кровать и более не вставал, не ел и пил только теплое красное вино, разбавленное водой. 4 марта 1852 года Н.В. Гоголя не стало.

http://sobory.ru/article/?object=20575

Алексей Степанович Хомяков родился 1 (14) мая 1804 года в Москве на Ордынке, в приходе Егория, что на Всполье. Но детство его протекало в «дворянском гнезде» в Богучарове Тульской губернии. Здесь сохранились предания о давно минувших временах, о любви тишайшего государя к подсокольничему Петру Хомякову. Несомненно, на подростка оказал влияние рассказ и о том, как Кирилл Иванович Хомяков, умирая бездетным, предложил крестьянам самим избрать наследника из рода Хомяковых. Крестьяне, собрав нужные сведения о родственниках из рода Хомяковых, выбрали прадеда Алексея Степановича и утвердили его в правах наследства. Учился Хомяков в Московском университете, окончил его физико-математическое отделение в 1822 году с ученой степенью кандидата математических наук. С 1823 по 1825 год он находился на службе в кавалерийском полку. В 1828-1829 годах А.С. Хомяков участвовал в русско-турецкой войне, был ранен, по возвращении вышел в отставку и с того времени занимался общественно-литературной деятельностью. Вот что говорил после смерти Хомякова его командир: «… образование его было поразительно превосходное. Какое возвышенное направление имела его поэзия! Он не увлекался направлением века к поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично, по всем правилам берейторской школы. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты Православной Церкви, а в праздничные и воскресные дни посещал все Богослужения». По определению П.А. Флоренского, Хомяков был «целомудренный в выражении своей внутренней жизни, и даже до скрытности, весь цельный, и гордый своей цельностью, не допускавший в себе рефлексии над собою». Исконная деревенско-помещичья свобода, богатство, независимость — от начальства, от литературного труда, от текущей политики — все это придавало особенную направленность его поискам идеальной жизни для человека вообще и для русского человека в частности. Поиски внутренней свободы привели Хомякова к учению, которое позже получило неточное название славянофильства. Факт рождения славянофильской идеологии Н.А. Бердяев рассматривал как явление, имеющее общенациональное значение: «Славянофильство — первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная у нас идеология. Тысячелетие продолжалось русское бытие, но русское самосознание начинается с того лишь времени, когда Иван Киреевский и Алексей Хомяков с дерзновением поставили вопрос о том, что такое Россия, в чем ее сущность, ее призвание и место в мире». Хомякова считают православным пророком, предвидевшим торжество Церкви. Он первый выявил и сформулировал национальные интересы России. В его личности и творчестве содержится колоссальная духовная и нравственная сила, необходимая для сохранения русской нации и возрождения России.

http://sobory.ru/article/?object=20575

Декор стен холодной церкви и алтаря выдержан в стилевом контексте барочных традиций местной школы каменного зодчества, но в отличие от лучших образцов этого направления несколько схематичен и упрощен. Трехчастная разбивка стен пилястрами, на углах - спаренными, дополнена полуглавиями, профиль обвода которых повторяет сложный рисунок карнизного выноса. В основание карниза врезан поребрик, опирающийся на капители пилястр. Оконные наличники в виде рамок из тонких полуколонок выделены заваленными в центре сандриками, которые в свою очередь украшены розетками. Полуколонки на уровне пьедесталов пилястр перебиты полочками, под которыми профиль рамки меняется на прямоугольный и оканчивается подоконной профильной частью наличника. Такими же пилястрами и наличниками, но без скруглений в сандриках, оформлены грани алтаря. В тимпанах полуглавий помещены неглубокие киоты, окантованные профильной рамкой со срезанными на овал углами. Восьмерики имеют вытянутые проемы с рамочными наличниками, пилястры на постаментах и карнизы с поребриком. Однообразные фасады трапезной несут суховатый декор, состоящий из простых рамочных наличников, сдвоенных пилястр и карнизов, составленных напуском кирпича. Нижний ярус колокольни декорирован рустом на углах и спаренными пилястрами, которые фланкируют арочный проход в храм и глухие арки на боковых фасадах. Второй, промежуточный ярус, оформлен полукруглыми трех-частными окнами, боковые сегменты которых -ложные. Под окнами проходит утрированный рельефный балясник, имитирующий ограждение. Углы этого яруса так же оформлены рустом, но более крупным, чем на первом. Два верхних яруса, предназначенные для звона -кубических пропорций, прорезаны арочными проемами. • ВЕВ. - Вятка, 1873.-1 мая - С.304-305• Вятская епархия. ... - С.371-372 • ГАКО. Ф.619. Оп.7. Д.31. Л.364 Протоколы заседаний Вятской губернской строительной комиссии за 1852 год • ГАКО. Ф. 1404. Оп. 1. Д.5. Шебалин В. И. Указ. соч. Л.358 • ИИАК. Вып.46. - Спб., 1912. - С. 115-116. Из книги «Памятники архитектуры и градостроительства Кировской области». Выпуск 3. Белохолуницкий и Богородский районы. Е. Л. Скопин

http://sobory.ru/article/?object=12644

Боковые фасады храмового четверика украшены своеобразными четырехколонными портиками, сдвоенные колонны которого фланкируют три оси проемов — прямоугольных в первом ярусе (средний входной) и круглых во втором — и зрительно поддерживают активно раскрепованный неполный антаблемент и треугольный фронтон, прикрывающий аттиковую зону четверика. Прямоугольный постамент ротонды декорирован лежачими накладными досками-щитами. Невысокие окна, прорезающие стены ротонды по странам света, имеют лучковые перемычки. Все проемы не имеют наличников, лишь нижние помещены в плоские прямоугольные ниши. Прямоугольные окна апсиды и трапезной также оформлены вертикальными нишами и подоконными филенками. Фланговые части трапезной обработаны квадровым рустом. Своеобразие облику колокольни придают пологие щипцы над арками, опирающиеся в первом ярусе на колонны, а во втором на пилястры, при этом углы между двумя соседними гранями акцентированы колонной. Верхний ярус более традиционен — с фланкирующими арку пилястрами, поставленными с выпуском угла, и раскрепованным карнизом. Западная и южная арки нижнего яруса изначально были заложены, а к северной, входной вела каменная лестница. Основной объем храма перекрыт куполом на барабане, врезанном в четырехлотковый свод со сглаженными ребрами. В шелыге купола — небольшое по диаметру световое кольцо главы. Алтарь, завершенный конхой, открыт в основное храмовой пространство широкой аркой. Двустолпная трапезная перекрыта системой из пяти коробовых сводов с переломами и распалубками и одного крестового, разделенных подпружными арками. В нижнем ярусе колокольни — коробовый свод. Сохранившаяся на сводах клеевая живопись — голубовато-бирюзовые кессоны с охристыми розетками — выполнена в 1-й трети 19 в. В конхе апсиды в миндалевидных филенках на фоне сияния, исходящего от Святого Духа, гризайлью написаны орудия страстей. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 105; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 223; Лукомский Г.К. Старинные церкви Костромской губернии. Пг., 1916. С. 39; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома , 2000. С. 96-97; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3: г. Галич и Галичский район. Кострома, 2001. С. 385-387. Архивные источники: ИИМК РАН. Фотоархив. О. 397, О.436.

http://sobory.ru/article/?object=41820

Повезло ли тем культовым зданиям, что не подверглись уничтожению? Найдём ответ на этот вопрос, рассмотрев судьбу Свято – Троицкой церкви. Весной 1932 года «Лена - банк» выделяет Северскому металлургическому заводу средства на переустройство её под клуб. Конструкторское бюро СМЗ (В.В. Хильтерхаус, Н.М. Безукладников и другие) разрабатывает проект, по которому в здании появляются зрительный зал на 160 и балкон – на 77 мест, кинобудка, читальня, кружковые, артистическая и оркестрантская комнаты, котельное и угольное помещения для собственного водяного отопления. Над зрительным залом были переделаны перекрытия, разобрана звонница, сняты колокола и главки вместе с крестами, а над барабанами, некогда поддерживающими купола, появились радиомачты от радиолюбительской станции. Начиная с 1949 года, клуб им. И.В. Сталина претерпел особенно много изменений. У первой северской церкви центральным входом оставался один – восточный, у новой же – и с востока, и с юга, и с севера, который становится «парадным». В центре нового пристроя теперь размещаются два гардероба, касса с залом, вестибюль. Перед вестибюлем – шикарный портик, каменные ступеньки, новая колоннада. Остальные входы – запасные. Как свидетельствуют чертежи, хранящиеся в техническом архиве завода, расширение клуба продолжалось и в следующие годы. Например, в обе стороны ещё на 24 метра «растянули» пристрой. На этих дополнительных площадях разместили библиотеку, читальный зал, кружки изобразительного искусства, балетный, «Умелые руки», кабинет председателя правления клуба. Были увеличены размеры балкона; в зрительном зале потолок заменили на подвесной; удалили сгнившие балки чердачного перекрытия; художественно – эстетически оформили элементы центрального входа – парапеты, оконные переплёты и коробки, перила; в зрительном зале появились стол для президиума, трибуна. В 1955 году число посадочных мест в партере достигло 205, на балконе – 100. Чертежи на эти работы выполнили главным образом А.Н. Безукладников и Г. Довженко. В 1956-1960 г.г. клуб перепланируется под детский сектор Дворца культуры северских металлургов. От улицы Пролетарской до клуба и соседней с ним школой рабочей молодёжи прокладываются инженерные сети – теплотрасса, водопровод, канализация. Деревянные лестницы и ограждения заменяются на металлические. Появляются новые столярные изделия, например, балясины, нарисованные свердловским художником Елисеевым, приглашённым для оформления интерьеров нового Дворца культуры. За счёт расширения библиотеки несколько уменьшилось число мест в зрительном зале и на балконе. Заодно меняется в лучшую сторону и облик водной станции на берегу пруда.

http://sobory.ru/article/?object=11622

Чтобы отдых детей в клубе был интересным и разнообразным, немало «поломали головы» над последующими проектами и другие заводские конструкторы – Р. Пилюгина, Н. Мишутина, А. Симонов, З. Комарова, Н. Чекменёва, Ю. Тетерин… С 1961 года клуб становится городским Дворцом пионеров и школьников. В связи с этим в нём реконструируются гардероб, сцена, буфет, механическая мастерская, киноаппаратная, в которую приобрели передвижную киноустановку. Из значительных работ в последующие годы, можно назвать выполненные в 1966 г. – подачу электропитания от новой трансформаторной подстанции, возведение тамбура с выходом наружу из кинобудки, увеличение уклона кровли над пристроями северной части Дворца. Здание бывшего храма всё больше превращалось из памятника старины в современную постройку, особенно внутри. Похоже, нас старались отвадить даже от мысли, что, сохраняя архитектурное наследие для нынешнего и будущих поколений, мы сохраняем память о минувших поколениях, раскрываем истоки культуры и быта государства. На Северском трубном заводе возникали новые современные цеха, по всему Отечеству ширилась слава о его коллективе. Всё чаще ветераны труда С.П. Кузнецов, Ф.А Ялунин, И.М. Нестеров и другие заводили разговоры о создании музея предприятия. Но мечта их осуществилась не скоро. Только в октябре 1973 года в проектном отделе завода, руководимом А.Н. Безукладниковым, в секторе Н. Чекменёвой, родился чертёж «Дворец пионеров. План комнат краеведческого музея…», а позже появились и другие. Воплощать их в витрины, стенды, экспонаты довелось В.С. Цуканову, Е.И. Бубнову, Е.М. Кожевникову и многим энтузиастам заводского Совета ветеранов труда. С тех пор знакомство с предприятием у большинства поступающих на него, начиналось с посещения производственно-технического музея. С середины 1980-х г.г. о религии заговорили открыто и повсеместно. В городах верующим стали возвращать и восстанавливать культовые здания. То же произошло и в Полевском. Никакие советские законы не смогли за семь десятков лет изменить духовные помыслы верующих. Они передавались от поколения к поколению, поддерживая надежду, что когда-нибудь да восторжествует свет разума над мглой несправедливости.

http://sobory.ru/article/?object=11622

В 1923 году был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. 25 мая того же года Северо-Двинским губЧК был приговорен к 8 годам лагерного заключения. После освобождения из лагеря возвратился в свой приход. 19 января 1931 года был арестован за организацию массового выступления прихожан для открытия церкви. 15 марта того же года тройкой при ПП ОГПУ по Северному краю был приговорен к расстрелу. Расстрелян 1 июня 1931 года в Северном крае. 29 декабря 1988 года был реабилитирован по 1931 году репрессий. Награды: набедренник. Литература: Репрессированное православное духовенство Коми края (биографический справочник)/Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар: " Мемориал " , 2003. Машинопись. С.28-29. Краткие сведения о храмах и причтах церковных Коми края до 1917 года/Сост. Л.Торопова. Сыктывкар, 2002. С.121. Покаяние: Мартиролог. Т.1./Сост. Г.В.Невский. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1998. 1184с. С.470. Покаяние: Мартиролог. Т.3./Сост. М.Б.Рогачев. Сыктывкар, 2000. 496с. С.31. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник/Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.628. Использованные материалы: БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века " , " Разрядный список учеников Усть-Сысольского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1886 года " , Вологодские епархиальные ведомости , 1886, 17, с. 235. В 1889 году числится оставляемым на повторительный курс в III классе Вологодской духовной семинарии. - " Разрядный список студентов Вологодской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1889 года " , Вологодские епархиальные ведомости , 1889, 14, с. 214. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13137

Реставрационной проектной компанией «АК-Проект» был составлен и согласован проект реставрации. Главный архитектор проекта - архитектор-реставратор А.И. Колесников. При разработке концепции было принято решение реставрации храма на первый строительный период, по состоянию 1862 г., то есть придания ему облика, заложенного в первоначальном авторском замысле Жульена Тибо. Разработка проекта была осложнена значительной степенью разрушения памятника и крайней скудностью имеющихся архивных и, главное, изобразительных материалов, дошедших в незначительном количестве. К тому же, Троицкий храм, обладая незаурядной для своего времени архитектурой, практически не находит прямых аналогий, что ещё более затруднило процесс проектирования. К моменту начала работ здание сохранялось только на 30%. Наименьшие утраты имела колокольня, от основного объёма уцелели только несущие пилоны и световой барабан. Наружные стены и фасады оказались фактически утрачены. Оставался совершенно непонятен первоначальный вид памятника. Благодаря этим причинам в профессиональной среде реставраторов он имел репутацию не подлежащего восстановлению, и специалисты предпочитали не замечать его существования. Объект, который в принципе ломал устоявшееся понимание архитектуроведческой науки, просто игнорировался. В советские годы это объясняли ничтожной ценностью наследия эпохи историзма, затем ретроспективизма. После переосмысления значения этой архитектуры в 1990-е гг. высказывались мнения о консервации остатков здания без воссоздания утраченных частей – организация так называемых живописных развалин. Вопрос необходимости проведения богослужений предполагалось решить остеклением проломов в стенах! В 1990-е гг. одной реставрационной организацией был предложен проект реставрации Троицкой церкви в первоначальном виде, на основании имеющейся фотографии 1920-х гг. Однако безграмотное воссоздание утраченных частей памятника, не отражённых на этом фото, свидетельствовало о том, что авторы совершенно не разобрались в архитектуре памятника.

http://sobory.ru/article/?object=01252

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010