Как раз в пристройке сейчас располагается вход в храм. Входящий попадает в притвор, далее поворот налево - собственно сама пристройка, которую изнутри можно принять за большую трапезную, затем ещё один поворот налево - и, только развернувшись таким образом на 180 градусов, попадаешь в " настоящий " притвор исторической церкви. В нём снова придётся повернуться, чтобы попасть в главный храм. Такая сложная композиция, разумеется, не была предусмотрена зодчими. Интерьер пристройки прост - это обширное пространство, обильно освещённое благодаря большим арочным окнам. Проходя через арочный же проём в исторический храм, ощущаешь невероятный контраст " советского " помещения и старинного здания. Куда делся этот простор, это обилие света? Внутренний объём главного храма максимально компактен - скорее всего, заказчик церкви не предполагал в ней значительного числа молящихся. Интересно, что после низких потолков притворов собственно храм кажется поразительно высоким. Умом понимаешь, что строение-то невелико, не может быть в нём таких заоблачных потолков, но визуальный эффект от резких перепадов высот впечатляет. Южный Никольский и северный Владимирский приделы ещё меньше; их подглавные пространства ниже, более тесными выглядят арочные своды - чтобы пройти в них, высокому человеку нужно наклониться. Это изначальное решение неизменно сохранялось при всех перестройках храма; оно, безусловно, представляет интерес, хотя и, надо полагать, создаёт определённые неудобства для прихожан и священнослужителей. В целом интерьер Спасской церкви (без пристройки), даже несмотря на утраченное в ХХ веке убранство, имеет значительную ценность с точки зрения сохранившегося архитектурно-планировочного решения " домашнего " храма XVII века. Иконостасы в Спасской церкви - новые: в приделах поменьше - в два-три яруса, в главном храме - пятиярусный. Белёные стены могут показаться последствиями недавнего ремонта - отчасти это так и есть, стенопись храма утрачена; однако нельзя не отметить, что росписи здесь появились только в начале ХХ века, так что сейчас мы видим, так сказать, интерьеры, приближённые к оригинальным.

http://sobory.ru/article/?object=06459

Во второй половине XIX века храм, как и в прежние годы, оставался вотчинной, усадебной церковью владельцев села князей Юсуповых. В 1859г. ими была построена богадельня во имя св. вмц. Татианы " для призрения дворовых людей " , а в 1863г. - церковно-приходская школа. На плане усадьбы конца XIX – начала XX века под церковью и богадельней значится 1075 квадратных сажений, под постройками причта 1725 кв. сажений (около 7855 кв.м.), под кладбищем 1006 саженей (около 4581 кв. м). В самом начале ХХ века появилась роспись стен церкви: в северо-западном углу четверика - в уровне верхнего света - сохранился фрагмент зеркала с растительным орнаментом. Это можно также наблюдать на фотографии внутреннего убранства Владимирского придела, где на своде и арках видна живопись. Иконостас храма описывается как состоящий из пяти ярусов, без колонн. Возможно, это был первоначальный тябловый иконостас 17 века. Однако, в это время имение Спасское-Котово, вероятно, теряет значение в глазах его хозяев. По воспоминаниям Ф.Ф. Юсупова (последнего владельца), в последний раз посетившего Спасское в 1912г., оно уже находилось в запущенном состоянии. В 1934 году храм был закрыт. С этого времени начинается его активное разрушение. Помимо разграбления церковной утвари, были уничтожены все купола, колокольня от яруса звона, декор окон. Многие двери превращены в окна, окна пробиты в проходы, а в Никольском приделе прямо на Горнем месте появилось окно. Высота помещения разделена на 2 этажа деревянным перекрытием. Все здание снаружи покрыто цементной штукатуркой, внутри окрашено масляной краской. Храм " утонул " в бетонной отмостке, местами заасфальтированной. С трех сторон храм окружили утилитарного вида пристройки. На месте великокняжеской усыпальницы появилась угольная котельная, из которой в пробитые стены протянулись трубы водяного отопления. С юга выстроено огромное двухэтажное здание, опирающееся прямо на стену Никольского придела. За 60 лет в таких условиях кирпичная кладка местами пришла в негодность на всю толщину (более 1 метра). Церковные помещения занимали поочередно спичечная, пуговичная фабрики, мыловаренная мастерская. Потом здание заняла областная типография.

http://sobory.ru/article/?object=06459

Из клировых ведомостей за 1893 год узнаем, что происходит медленное улучшение материального обеспечения прихода. Штатного жалования на содержание причта отпускалось из Оренбургского губернского казначейства 212 руб. 64 коп.: священник получал 141 руб. 12 коп., старший псаломщик − 48 руб., младший псаломщик − 23 руб. 52 коп. Доход за требоисправления составил до 600 руб. В течение 1893 г. в кассу церкви поступило 1038 руб. 98 коп., причем в банковских билетах было около 1000 рублей. Для контроля и обеспечения жизни церкви было открыто 3 ноября 1891 г. церковно-приходское попечительство, в котором состояли: священник, два псаломщика-диакона, а также волостной старшина Спасской волости, церковный староста, два сельских старосты и восемь прихожан. После пожара 1880 г. на церковные средства был выстроен священнический дом с надворными постройками, оцененный в Северном Страховом обществе в 1 200 рублей. У псаломщиков дома были общественные, деревянные, крытые соломой, оцененные в 200 руб. В 1886 г. при церкви была построена на церковные средства церковно-приходская школа с отдельною квартирою для учителя, а также дом для просфорни. На 1893 год в школе обучалось 42 мальчика и 22 девочки, занятия начинались в октябре. 4 сентября 1891 г. наставницей Епархиального училищного совета была определена Елена Ксенократова, окончившая курсы прогимназиии при Оренбургской духовной семинарии. Жалование она получала с сентября 1892 г. из Училищного совета 120 рублей, при готовой квартире и отоплении. Назначенная Училищным советом к ней помощница, ее сестра Раиса Ксенократова, получала только 5 руб. Обучение в школе было «безмездное», то есть бесплатное. Последним священником до закрытия церкви при советской власти был Владимир Петрович Горизонтов, русский, родился в июле 1894 г. в семье священника в селе Ново-Архангельское Шарлыкского района. В Первую мировую войну служил в тыловом ополчении. В 1916 г. закончил Оренбургскую Духовную Семинарию. Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Тургайским, возведен в сан диакона 10 мая 1916 г. в Спасской церкви. 31 мая 1916 г. Преосвященейшим Леонтием, епископом Кустанайским, − в сан священника. С 1916 г. по 1921 г. служил в селе Спасское. С 1926 г. − в селе Ново-Петровское Петровского района, где и был арестован в 1928 г., повторно − 13 января 1931 г.

http://sobory.ru/article/?object=33455

В 1818 году, по случаю большого стечения богомольцев, учрежден третий штат, существовавший до 1827 года. В настоящее время состоят: 2 священника, один диакон и два псаломщика. Имена священников, служивших при церкви Кобыльскаго Погоста, см. у Добролюбова (I, 201); остается только дополнить их следующими именами: Петр Данилов (из диаконов того же Погоста) упоминается до 1783 года; Василий Егоров Бибиков (с 1882 года); Александр Миротворский, состоящий вместе с К. Будимировым теперь. Кроме обычных доходов от прихожан, причт в настоящее время пользуется доходами от богомольцев (незначительными), от церковной земли и от поминовенных вкладов. Наиболее значительные вклады в пользу причта сделали: преосвященный Иосиф Воронежский (600 рублей), жена и дети князя М. А. Кропоткина (300 рублей и 250 рублей) и помещик В. И. Колешин (150 рублей). Церковной земли в настоящее время значится 33 десятины, кроме той, что находится под церковью и церковными зданиями (2 1/2 десятины). Кроме того, в 1857 году преосвященным Иосифом куплено в пользу причта на вечные времена земли 41 десятина 549 саженей (32 десятины 764 саженей пахотной и 8 десятин 2094 саженей луговой). В старину же церковной земли значилось при Кобыльском Погосте «118 четвертей в поле, а в дву потомуж и сенных покосов на 337 копен» . На этой земле жили церковные бобыли и крестьяне, обрабатывая на себя почти половину всей ее. За это они обязаны были различными работами в пользу причта, именно: обработать и засеять 7 десятин пахотной земли в каждом поле, убрать с них и обмолотить хлеб, обмолотить 10 четвертей ржи на брагу, вывезти навозу 370 подвод, убрать сена 150 копен, привезти дров ежегодно по 5 сажень и больше, в случае построек вывозить лес; денежного и хлебного оброка они не платили. В 1681 году, во время пожара в церкви погорели все жалованные грамоты и крепости на церковную землю. По писцовым книгам, по ошибке, за Николо-Кобыльской церковью не была записана церковная земля. Этим задумали воспользоваться помещики Скуратовы: в 1717 году они завладели 30 десятинами пахотной земли и грозили завладеть всей остальной. После произведенного следствия, подтвердившего незаконность захвата Скуратовыми церковной земли, она была возвращена церкви. В 1764 году церковные бобыли и крестьяне, отходя в Экономическое ведомство, присвоили всю церковную землю, но по жалобе причта, ему была возвращена (1765 год) половина всей прежней церковной земли. Но когда крестьяне подали заявление, что им недостаточно данной половины из церковной земли, Коллегия экономии в 1768 году определила всю церковную землю отдать им, а причту отмежевать земли в количестве 33 десятин. Формальным основанием для этого выставлялось отсутствие записи за церковью земли в писцовых книгах.

http://sobory.ru/article/?object=13316

Неизвестные русские мастера создали благолепный храм, сочетавший в себе старинные русские традиции с западными веяниями. Ярусная композиция храма характерна для древнерусского зодчества, внешний декор близок к архитектурному стилю середины XVII века, а вот построение восьмерика на четверике - одна из ярких особенностей стиля, известного под названием «нарышкинское барокко». Изменение облика храма началось уже с 20-х г.г. XVIII в. В 1723–1724 г.г., согласно Указу Священного Синода о «затворении девичьих монастырей», в целях изоляции надвратных церквей женских обителей к храму с наружной стороны ограды были пристроены новая лестница и высокое крыльцо для прихожан. В дальнейшем внешний вид храма, в основном сохранивший свои черты, неоднократно претерпевал изменения в связи с необходимостью его ремонта после пожаров, а также по усмотрению монастырского начальства: менялось месторасположение лестницы, было пристроено южное гульбище, позднее гульбища с трех сторон были застеклены, реставрировалась и крыша с главкой. Первоначальная внешняя и внутренняя роспись храма, выполненная в древнерусском стиле, была утрачена в середине XVIII в. в результате пожаров. По окончании восстановительных работ, тщанием Андрея Николаева — «дворового человека Марфы Нарышкиной», усердного прихожанина и делопроизводителя игуменской канцелярии, Надвратный храм и Святые врата были заново расписаны. Во время войны 1812 г. храм снова сильно пострадал и роспись была утрачена. Согласно описи храма, внутренние стены в середине XIX столетия были окрашены в зеленый цвет, «без иконного писания и украшений», а к концу того же века их покрыли простой меловой краской. Лишь в начале XX века вновь были расписаны Святые врата и фасады храма, но и эта роспись сохранилась лишь до середины 20-х г.г., когда Надвратный храм - последний из всех храмов упраздненной советской властью Зачатьевской обители – был закрыт. Внутреннее убранство храма соответствовало его архитектурному стилю. Наиболее характерным был трехъярусный деревянный иконостас «с золоченой резьбой в форме виноградной лозы по темнокрасному фону».

http://sobory.ru/article/?object=02388

Попадая во внутреннее пространство Спасского храма, нельзя не отметить, насколько оно просторно, полно воздуха и света. Объясняется это использованием Я. Бухвостовым технических нововведений при строительстве. Продолжая развивать тип четырёхлепесткового в плане храма, зодчий применил ряд функциональных улучшений общей композиции здания. Например, подъём на колокольню он устроил внутри западного притвора в непосредственной близости от главного входа, что, несомненно, придаёт лестнице парадность, а всему храму торжественность. Ещё нагляднее нововведения зодчего проявились в смелой " игре " верхними перекрытиями. Свободный размах основных подпружных арок, поддерживающих свод, Бухвостов довёл до семи с половиной метров (в других церквях, построенных этим архитектором, их высота составляет пять метров). Опорные столбы в Спасском храме не использованы, а сечение угловых столбов сокращено вдвое, что не мешает им в течение столетий выдерживать давление всей верхней части здания вместе с колокольней. Основание пяти угловых арок архитектор положил не на обрез восьмиугольных окон, а на разгрузочные арки оконной амбразуры, имеющие изнутри полуциркульное очертание. Революционно смотрится и конструкция врезанных друг в друга верхних сводов, перекрывающих сложное пространство наружных притворов. Композиционно внутреннее пространство производит такое же целостное впечатление, как и наружное. Бухвостов " сгладил " массивность стен храма тем, что удлинил арки и придал им стрельчатые очертания. Таким образом он объединил притворы с центральной частью храма и визуально расширил весь внутренний объём. В итоге через помещения притворов и широкие проёмы главных арок центральная часть храма будто взымает вверх, увлекая за собой и всё здание. Естественно, это не могло не сказаться на лёгкости и воздушности всего внутреннего объёма. Пятиярусный резной иконостас и иконы на стенах в результате не выглядят украшением громадного помещения, а сливаются вместе с ним в единую храмовую композицию, заставляя каждого, кто оказывается под сводами Спасского храма, благоговейно замирать в молитвенном предстоянии перед Господом.

http://sobory.ru/article/?object=00613

    Первоначальный объем Спасской церкви являлся одним из примеров вятских храмов переходного типа, получившего распространение в 30-60-е годы XVIII века. Плоскостной характер фасадного декора составляли каннелированные, спаренные на углах пилястры, наличники в виде уступчатых «ушастых» рамок с сандриками-полочками и профилированного, сильно выступающего междуярусного карниза на кронштейнах, переходящего затем на обрезы стен алтарной апсиды и трапезной и раскрепованного в местах примыкания пилястр. Пилястры опирались на постаменты с вертикальной ширинкой посередине и высоким карнизом. Полуярус в завершении стен четверика был отделен от нижней части фасада рельефным пояском с кронштейнами. В местах примыкания центральных пилястр поясок выгибался в форме дуги, подчеркивая центральную ось фасада. По сторонам дуги располагались ложные закомары. Прием декоративной дуги, врезанной в аттиковый ярус здания, явился своего рода предтечей крупного циркульного полуглавия, появившегося чуть позднее на памятниках «вятского барокко» и игравшего определенную роль в формировании объема кровли четверика. Имевшееся прежде деревянное завершение в форме «курмы», обычное для церквей этого периода постройки, со временем было заменено на изящную кровлю с переломом, ложными люкарнами на осевых скатах, декоративным восьмериком и маленькой главкой.     Колокольня Спасской церкви, построенная в последние годы XVIII века, представляла собой массивный четырехъярусный объем, завершенный изящной гуськовой кровлей, устроенной по примеру храмовой. Венчал ее шпиль, установленный на декоративном восьмеричке. Стиль колокольни отвечал архитектурному почерку, характерному для построек Ф. М. Рослякова. Привязка колокольни со сдвигом от продольной оси храма в южном направлении соответствовала первоначальной двух-придельной планировочной композиции церкви и, располагаясь по центру ее западного фасада, со-здавапаживописную картину «диагонального» зрительного восприятия объекта в целом.     Столп колокольни, имевший почти квадратное основание высотой в два яруса, продолжался далее двумя восьмериками звона. Характер обработки граней состоял в разделке их поверхностей на вытянутые прямоугольные ниши, подчеркивавшие вертикальность сооружения. Более широкие из них служили «ложем» для врезки проемов с замками; те, что поуже, являлись простым декором, вносили разнообразие в отделку стен второго яруса. Верхний ярус звона имел укороченные проемы, которые опирались на полуярус, состоявший из ряда спаренных квадратных ширинок. Более насыщенным рельефом выделялась отделка нижнего яруса. Здесь между широкими двойными лопатками помещались с трех сторон высокие арки порталов с вогнутыми краями. Свободное пространство стен заполнял мелкий руст, имевший в области арок наклон, поддерживавший заданную замковую конфигурацию.

http://sobory.ru/article/?object=11819

В композиции доминирует необычно стройный основной объем храма, состоящий из нижнего близкого к кубическому четверика и установленного на него высокого восьмерика, завершенного купольной кровлей. На вершине свода – цилиндрический трибун, несущий шаровидную главку. С востока к четверику примыкает пониженный более узкий алтарь, состоящий из прямоугольной западной части и небольшого полуциркульного восточного выступа. С запада от четверика – чуть более узкая протяженная трапезная, торцовая стена которой включает массивные восточные пилоны квадратного нижнего яруса колокольни. Боковые фасады четверика, в три оси проемов, отмечены тосканскими пилястрами, отвечавшими утраченным колоннам портиков (от них сохранились металлические выпуски). Портики имели треугольные фронтоны, подобные тем, что уцелели на восточном и западном фасадах четверика, при чем в последних хорошо сохранились декоративные элементы 1-й трети 19 в.: полуциркульные ниши в тимпанах, белокаменные карнизы с массивными профилированными мутулами. Первоначально, в серед. 18 в., все грани четверика также завершались треугольными фронтонами, но более высокими и крутыми: линии их примыкания видны на стенах восьмерика. В старых фронтонах северного и южного фасадов, освобожденных от поздних достроек, открылись декоративные элементы 1750 г. – восьмигранные ложные окна в рамах. На каждом из боковых фасадов четверика между пилястр расположены старые проемы с лучковыми перемычками – высокие нижние (из них средний – входной) и близкие к квадратным – второго света. Боковые верхние окна – ложные, первоначально имели раскраску под переплет с застеклением. Все нижние проемы имеют над перемычками высокие неглубокие арочные ниши, устроенные при переделке фасадов 19 в. Аналогично декорированы остальные окна здания на фасадах восьмерика, алтаря и трапезной. Восьмерик, фасады которого, судя по мелкому кирпичу, были целиком выложены заново в 1-й трети 19 в., в каждой грани имеет по одному окну (из них большинство ложные, кроме смотрящих на север, юг и запад). Ребра восьмерика подчеркнуты огибающими пилястрами; грани, ориентированные по сторонам света, украшены парами пилястр по бокам окон и завершены треугольными фронтонами (в наст. время почти полностью утраченными), наложенными на высокий аттик.

http://sobory.ru/article/?object=12679

В ходе строительства в проект были внесены некоторые изменения: переработан вид звонницы, деревянные перекрытия заменены железными, фриз сделан из майолики, главки — из песчаника, богаче стал декор. Резной из темного дуба одноярусный иконостас подарила храму вел. кн. Мария Александровна. Девять образов в нем написал акад. Т. А. Нефф. Прежде иконостас, изготовленный в 1878 по эскизу Д. И. Гримма, находился в домовой церкви Марии Александровны в Лондоне, а потом в Готе. Перед установкой он был полностью отреставрирован и модернизирован придворным мебельщиком И. Глюкертом, иконы обновил Ф. Крех. Из той же церкви происходят резная плащаница, хоругви, подсвечники и бронзовое паникадило-хорос на 24 свечи. По образцам лондонской церкви престол, жертвенник и аналои сделала в Москве фирма «Ф. Ионов и В. Евстифеев» (она же из парчи сшила праздничные облачения). Мастерские П. А. Овчинникова и А. М. Постникова в Петербурге, по эскизам Гримма от 1875 года и Бенуа, изготовили из золоченого серебра церковные сосуды и семисвечник, которые оплатил Государь. Колокола были отлиты на заводе В. М. Орлова в Петербурге — главный из них весил 40 пудов. Столярные работы выполнял В. Крист, кузнечно-слесарные — фабрикант И. Дейч, металлические — завод Г. Кнодта из Франкфурта, малярные, позолоту и штукатурные — фирма братьев Новер. Кресты и двери сделал Ф. Брехенмахер. Майолику и метлахские плитки для пола поставила фирма Виллеруа и Бох, цветные стекла — Ф. Энднер, мебель — И. Глюкерт. мрамор привезли с Кавказа. К оформлению вчерне готовой к 1899 церкви, за которым тщательно следила сама Императрица, был привлечен известный русский художник В. М. Васнецов. Он создал эскизы мозаик, которые были исполнены в петербургской мастерской В. А. Фролова и в 1903 поставлены на место. Особенно выразительны две большие мозаики: одна снаружи, во фронтоне над входом, изображает на фоне пейзажа св. Марию Магдалину, другая, внутри, в апсиде, — Божию Матерь с Младенцем, восседающую на престоле. По эскизам художника в Москве были сделаны также две кованые и шитые хоругви и (при участии Бенуа) — орнаментальные украшения на стенах церкви, написанные приехавшим в 1903 из Варшавы В. Т. Перминовым «кеймовскими красками», дабы они соответствовали «тону запрестольного образа». Одновременно Перминов написал на цинке три храмовых иконы: Нерукотворного Спаса и двух херувимов.

http://sobory.ru/article/?object=00617

    Серьезные утраты памятника и отсутствие достоверного иконографического материала не позволяют с достаточной подробностью описать его архитектурный облик. Без вертикальных доминант здание выглядит довольно скучным и на первый взгляд заурядным объектом. Это впечатление дополняет и прямолинейность совмещения составляющих храм объемов и не выделяющийся высоким рельефом фасадный декор. Однако по мере знакомства с памятником и представляя его облик в полном объеме, а также обследуя постройки, составляющие его архитектурное окружение, понимаешь стилевую гармонизацию и ансамблевый замысел застройки предзаводской Церковной площади.     Уступчатый контур осевой планировочной схемы здания увеличивается в ширину по мере удаления его частей с востока на запад. Основное пространство храма раскрыто широкой аркой (наполовину теперь заложенной) в полукруглую алтарную часть, перекрытую конхой с надоконными распалубками. Переход к ротонде, надо полагать, осуществлялся с помощью треугольных парусов. Перекрывал ротонду купол со световым кольцом венчающего барабана. На западе четверик соединяется с трапезной через широкий двойной арочный проем. Квадратная в плане трапезная имеет в восточной части членения, выгороженные под придельные алтари. Они образуются столбами, которые сдвинуты к стене и соединены с нею арками. Лучковые экседры и ниши в стенах алтарей и проемов придают пластичность интерьеру. Система лотковых сводов трапезной с распалубками опирается на боковые стены и совмещается с коробовыми перекрытиями восточных ячеек. Свод над притвором с планом в форме квадрата со срезанными углами утрачен. Палатки имели плоские деревянные перекрытия.     Широкие пилястры на фасадах четверика показывают оси утраченных тосканских колонн. Апсида до уровня оконных перемычек обработана рустом. Руст того же масштаба оформляет стены палаток. Гладкие фасады трапезной разбиты проемами на пять осей, которые помещены в неглубокие прямоугольные ниши с чередующимися над ними сандриками. Такие же ниши под окна палаток имеют арочные завершения. Сандрики - в виде полочек на кронштейнах, под которыми помещен лепной декор с изображением растительных волютообразных элементов и вазонов. Ложные окна апсиды окрашены темной краской с разделкой под рамы. Над карнизом, опоясывающим апсиду и проходящим по стенам трапезной, возвышался аттик.

http://sobory.ru/article/?object=11809

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010