Рублеву удается сделать так, что созерцающий икону видит полный троичный догмат. В дорублевское время при иконах, условно говоря, должен был стоять комментатор, который пояснял бы и дополнял бы изображенное, поскольку их содержание с точки зрения воплощения догмата всегда было неполным. Здесь такой комментатор впервые оказался излишним. Неудивительно, что сразу после появления «Троицы» рублевская иконография — с теми или иными вариантами — стала быстро распространяться в России. Симон Ушаков » Троица», 1671 г. Гос. Русский музейДальнейшее развитие иконографии Троицы, в которой иконописцы пытались «улучшить» достигнутое Рублевым, лишь подтвердило очевидное: если в каком-то деле достигнут максимум, то любое отклонение от него, в какую бы сторону его ни делали, будет означать ухудшение. Как это ни удивительно, главные и повсеместные «улучшения» рублевской иконографии, прежде всего, касались «сервировки» стола. Здесь вновь появляются какие-то кружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы. В этом отношении весьма характерна «Троица» Симона Ушакова из Гатчинского дворца (1671), почти точно повторяющая рублевскую иконографию по форме и заметно отходящая от нее по существу. Не только многочисленные «столовые приборы» опускают высокую символику Рублева до уровня повседневности, но и древо жизни вновь становится дубом, под сенью которого сидит Троица. Совершенно условные палаты, символизировавшие у Рублева домостроительство Святой Троицы, превращаются у Ушакова в пространственный и замысловатый архитектурный ансамбль итальянского типа. Вся икона становится изображением некой бытовой сцены, но никак не символом горнего мира. Другим характерным для XVII века примером может служить икона «Троица» из церкви Троицы в Никитниках в Москве. Ее авторами предположительно являются Яков Казанец и Гаврила Кондратьев (середина XVII века). Все, что говорилось выше о «Троице» Симона Ушакова, видно и здесь: и богато сервированный стол под сенью раскидистого дуба, и архитектура причудливых палат на втором плане, но есть и новое: обращение к теме гостеприимства Авраама, т.е.

http://pravmir.ru/predstoya-svyatey-troi...

22 . Празднество образу Пресвятой Богородицы Грузинской. Образ сей, списанный с привезенного из Персиды Гостем Никитниковым в 1654 году, находится в церкви Святой Троицы, в Никитниках, близ Варварских ворот, где и празднество бывает, установленное в память принесения сей иконы в Москву. В церкви Покрова Богородицы, на Воронцовом поле. Придел при церкви мартына Исповедника, в Алексеевской. 26 . Святых мученик Андриана и Наталии. Церковь в Покровском Соборе, что на Рву. Придел при церкви Святых Апостол Петра и Павла, за Сухаревой башней, в Мещанской. – Воскресения Христова, в Таганке. И празднество Сретению иконы Владимирской Богородицы. (Смотри мая 21 дня). 27 . Преподобного Пимена Великого . Придел при церкви Святой Троицы, в Старых Воротниках. – тоже – в Новых Воротниках. 29 . Усекновение главы Святого Иоанна Предтечи. Церковь Соборная в бывшем Ивановском монастыре, который в 1813 году обращен в приходскую церковь . – настоящая в Казенной, на Повровке. – на Малой Лубянке, первоначально была построена при Великом Князе Иоанне Даниловиче Калите в 1337 г. что свидетельствует подпись на иконе Спасова нерукотворенного образа, находящегося в ней; потом возобновлена в 1823 году. – под колокольней при церкви Святой Троицы, в Серебренниках, построена иждивением Гончарова и Суровщиковой. – в Конюшенной, построена в 1653 г. – в Кречетниках, построена в 1662 г., а потом сооружена каменная в 1753 году. Придел при церкви Успения Богородицы, на Успенском вражке. – Успения Богородицы, в Печатниках. – Св. Троицы, в Больших Лужниках. – Св. Николая, что на Ямах, близ Яузы. – Покрова Богородицы, в Красном селе. – Знамения Богородицы в Ямской Переславской. – при церкви седьмого вселенского Собора, что близ Девичьего монастыря, вновь устроен и освящен в 1824 году. 30 . Преподобного Александра Свирского . Церковь в Покровском Соборе, на Рву. Придел при церкви Покрова Богородицы, в Пыжеве, на Малой Ордынке. – при церкви Знамения Богородицы, близ Ново-Девичьего монастыря. Святого Благоверного Князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

До 1764 г., когда были введены новые штаты, в М. Т. м. значились 3 священника. В 1766 г. по указу Владимирской духовной консистории была составлена подробная опись монастырского имущества. На территории обители стояли 5-главая кирпичная Троицкая ц. («главы обиты черепицею, кресты опаены белым железом»), 26 деревянных келий, крытых дранью. При них имелись чуланы; перед сенями значились «рундуки», т. е. крыльца. Девять келий названы новыми, 11 - «твердого строения», а 6 - «подветшалыми». В описании также упоминается ветхая каменная келья. Под папертью у надвратной церкви находились 2 каменные кладовые палатки. От них «верх по горе спереднюю сторону на 24 сажени ограда каменная». Основная, внешняя ограда до нач. XIX в. была деревянной - «из нового заборнику в столбах». Архитектурный ансамбль Собор во имя Св. Троицы. 1642 г. Фотография. 2015 г. Собор во имя Св. Троицы. 1642 г. Фотография. 2015 г. Композиция фасада небольшого Троицкого храма имеет сходство с московской ц. во имя Св. Троицы в Никитниках ( Беспалов. 1971. С. 31). В основе муромского храма лежит квадратный четырехугольник (каждая сторона по 5 саж.). С юга и запада к нему примыкают невысокие паперти, с сев. стороны - придел. Три апсиды собора и пристроенная юж. галерея значительно ниже четверика основного объема. Сами паперти сооружены в 1786 г. «в видах расширения храма». Стены апсид и галереи Троицкого собора обильно декорированы - наличниками, ширинками, аркатурным поясом и изразцами. Высокие стены храма украшены рядом ширинок с двойными изразцами зеленого, желтого и красного цветов с изображением двуглавых орлов, драконов, коней и т. д. Карниз здания изящно орнаментирован неск. линиями сухариков, зубчиков, квадратных и полукруглых углублений. Снаружи свод четверика оформлен двойной лентой больших кокошников килевидной формы. Третий ряд кокошников, меньших размеров, строители разместили у основания глав барабанов. В отделке барабанов и кокошников мастера использовали лекальный кирпич. Пять луковичных глав собора установлены на глухом своде храма. Первоначально главы были покрыты зеленой черепицей, в 1809 г. их обили белым железом. Юж. вход в галерею оформлен в виде шатра с четырьмя 8-гранными столбами. Большое количество декоративных элементов придает собору неповторимую красоту и изысканность.

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Вмч. Никита. Роспись кафоликона Никитского мон-ря в Чучере, Македония. 1314 г. Вмч. Никита. Роспись кафоликона Никитского мон-ря в Чучере, Македония. 1314 г. Образ Н. в воинском облачении был одним из любимых в серб. искусстве, особенно часто его включали в роспись балканских церквей с XIII в.: Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208/09); вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18, на юж. стене); Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия (ок. 1320); Христа Пантократора мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350); Пресв. Богородицы в мон-ре Каленич (ок. 1413); Св. Троицы в мон-ре Ресава (Манасия) (до 1418). В ц. свт. Николая Чудотворца в Куртя-де-Арджеш, Румыния (сер. XIV в.), на одном из центральных столбов в подкупольном пространстве Н. изображен сидящим на троне, летящий ангел венчает его короной. В греч. искусстве XIV-XVII вв. нередким становилось изображение Н. в хитоне и плаще, напр. в росписи кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (XIV в.); в Метеорах - в мон-ре вмц. Варвары (1546); в кафоликоне мон-ря Преображение (1552, мастер Дзордзис (Зорзис) Фукас); в кафоликоне мон-ря Варлаама (1548, мастер Франгос Кателанос); в парекклисионе св. Архангелов собора в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634); в мон-ре в Хорезу (1654) и мн. др. Имя Н. было хорошо известно в Др. Руси: в частности, святой был небесным покровителем свт. Никиты, затворника Киево-Печерского и еп. Новгородского († 1109). Великомученику был посвящен ряд храмов, о них упоминают летописи, мн. храмы сохранились: в Вел. Новгороде в Плотницком конце (деревянный - 1378, 1-й каменный - 1406, 2-й каменный - 1556), каменный монастырский Никитский собор (освящен в 1561-1564) в Переславле-Залесском. В эпоху позднего средневековья в Москве Н. были посвящены Никитский мон-рь (собор - 1534, 80-е гг. XVII в.), храм на Ст. Басманной (деревянный - 1518, 1-й каменный - 1685, 2-й каменный - 1751), ц. Св. Троицы с приделом во имя Н. (Троицы в Никитниках) на месте деревянной ц. во имя Н. (XVI в.) (1628-1651); храмы, носящие его имя, сохранились в Ярославле (1641) и др. местах.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

1) Великомученика Иоанна Белградского; 2) Преподобного Сергия Радонежского. В сем храме чудотворная икона Божией Матери, именуемая Гребневская 111 . Григория Богослова , на Дмитровке, в Богословском переулке, когда построена, неизвестно. Главный храм в честь Преображения Господня. Приделы: 1) Иконы Божией Матери Владимирской; 2) Григория Богослова . Григория Неокесарийского , на Полянке, построена в 1679 году; другая церковь Тихона Амафунтского. Приделы: 1) Иконы Божией Матери Боголюбская; 2) Григория Богослова . Грузинской иконы Божией Матери, на Воронцовом поле, близ Яузы, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Иконы Грузинской Божией Матери; 2) Архангела Гавриила; 3) Святого Николая Чудотворца. В сем храме чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Грузинской иконы Божией Матери, в Никитниках, близ Варварских ворот, построена в 1628 году. Главный храм во имя Живоначальной Троицы. Приделы: 1) Иоанна Богослова; 2) Великомученика Никиты; 3) Николая Чудотворца. В сем храме чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Девяти мучеников Кизических, в Кудрине, каменная церковь построена вместо деревянной в 1735 году. Приделы: 1) Архангела Михаила; 2) Великомученицы Варвары. В сем храме особо чтимая икона девяти мучеников. Девяти мучеников, в доме княгини Мещерской в приходе Николая Чудотворца. В Хлынове. Девяти мучеников, в доме княгини Паниной, на Никитской улице, Димитрия Солунского, у Тверских ворот, когда построена неизвестно, а ныне существующая построена в 1791 году. Главный храм в честь Живоначальной Троицы. Приделы: 1) Великомученика Димитрия Солунского; 2) Великомученицы Екатерины. В сем храме Чудотворная икона Божией Матери Печерская. Димитрия Солунского, в доме призрения вдов и сирот духовного звания на Маросейке. Димитрия царевича, в Голицынской больнице, построена в 1801 году. Евпла архидьякона, двухэтажная, на Мясницкой улице, построена в 1750 году, Другая церковь верхняя во имя Живоначальной Троицы. Придел Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

– в Благородном Университетском Пансионе, на Тверской, освящена 1818 года. – известная под именем Иоанна Воина, на Старых убогих домах. – в Красном селе, построена 1692 года. – близ Девичьего монастыря, на Пометном вражке, построена 1658 года. 15 . Святого Великомученика Никиты. В Никитском девичьем монастыре церковь Соборная, построена Боярином Никитой Романовым, отцом Патриарха Филарета, потом 1682 года перестроена. Церковь за Яузой, на горе. Придел при церкви Владимирской Богородицы, в Старой Басманной. – при церкви Св. Троицы, что в Никитниках. 17 . Св. мученицы Софии и трех дщерей ее: Веры, Надежды и Любви. Церковь кладбищенская за Миуской заставой, что близ Бутырок, построена в 1771 году. Придел в Новодевичьем монастыре. 20 . Св. мученик Великих Князей Михаила и Боярина его Феодора. В Архангельском Соборе празднество; где Святой мощи их в серебряной раке находятся. Церковь на Пятницкой, постр. в 1657 году. И святого мученика Евстафия Плакиды. Придел при церкви С. Николая Чудотворца, за Боровицкими воротами. 21 . Св. Димитрия, Митрополита Ростовского. Придел при церкви Св. Троицы в Златоустовском монастыре. –Св. Николая Чудотворца, в Сретенском монастыре. – Св. Николая Чудотв., что в Гнездниках. – Св. Николая Чудотв., что в Звонарях. – Рождества Богородицы, на Кулишках, построен Гр. Бутурлиным. – Св. Троицы, на Хохловке. – Покрова Богородицы, в Левшине. – Симеона Столпника, за Яузой. Придел при церкви Иоанна Воина, на Калужской улице. – Св. Николая Чудотворца, в Хамовниках. – Симеона Столпника, на Поварской. – Неопалимые купины, близ Девичьего поля. –  Св. Николая Чудотворца, на Новом Ваганькове. – Св. Иоанна Предтечи, в Казенной, на Покровке. – Покрова Богородицы, в Новоспаском монастыре. 23 . Зачатие Св. Пророка Иоанна Крестителя. Придел при церкви Смоленской Богородицы, в Новой слободе. (Прочие храмовые праздники во имя Св. Иоанна Крестителя смотри июня 24 дня). 25 .  Преставление Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. (Смотри июля 5 д). 26 . Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Архитектурный облик собора Н. М. п. создается с помощью композиционных приемов сер. XVII в., включая убранство в стиле московского барокко ( Альтшуллер. 1975. Т. 1. С. 57-58). Доминирующий в монастырском ансамбле Троицкий собор представляет собой поднятый на подклет, окруженный галереями-гульбищами, вытянутый по вертикали кубический объем. В его декоративном убранстве использованы белый камень, поливные изразцы и живопись, имитирующая белокаменную резьбу. В подклети располагалась трапезная теплая ц. Благовещения Пресв. Богородицы, вверху - летний храм Св. Троицы. У сев.-зап. угла собора находится 3-ярусная шатровая колокольня, перестроенная в 1870 г. в псевдорус. стиле. По мнению реставратора С. П. Демидова и архит. А. С. Фуфаева, в 70-х гг. XX в. проводивших реставрационные и консервационные работы Троицкого собора, Благовещенская ц. была освящена еще в кон. 70-х гг. XVII в. ( Демидов. 1982. С. 238). Верхний Троицкий храм - вытянутый с запада на восток 2-светный четверик, увенчанный пятиглавием, в к-ром лишь центральная глава - световая. Каждый фасад завершается 3 крупными кокошниками, имитирующими закомары. Трехчастно расчлененные фасады сочетаются с 3 окнами верхнего света. Внешний облик собора не связан с его внутренней конструкцией и напоминает 4-столпные храмы кон. XVII в. Только смещение порталов к востоку на боковых фасадах выдает 2-столпную конструкцию храма. Наиболее близки по виду к Троицкому храму собор (1688-1692) Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , Успенский собор в Астрахани (1698-1710) и собор (1708-1712) Лукиановой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . От столбов на стены Троицкого собора перекинуты арки. Граненый барабан световой главы расположен строго между столбами. Переход к нему осуществляется через плоские паруса без дополнительных арок. Центральный неф и угловые компартименты перекрыты полулотковыми сводами, лотки расположены при переходе восточной и западной стен в своды. В верхней части стен и столбов в 3-4 ряда размещены голосники. Трехчастный алтарь перекрыт коробовыми сводами, в их основании помещен фриз из кирпичных ширинок. В этих ширинках ранее располагались иконки. До 1937 г. в Троицком соборе пустыни сохранялся резной 5-ярусный иконостас кон. XVII в., большую часть икон к-рого написал Симон Ушаков . Считается, что аналогом «иконостаса Ново-Соловецкой пустыни мог быть иконостас московского храма Св. Троицы в Никитниках» (ИИАК. 1916. Вып. 61. С. 96-99). В 1910 г. храм был расписан.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

И еще Бутырка известна тем, что в годы Великой Отечественной войны и некоторое время после ее окончания часть тюрьмы была переоборудована в «шарашки», где заключенные работали на нужды армии. Сейчас в Бутырке содержатся менее 3000 человек. По словам правозащитников, теперь «счастливое» время: ведь еще относительно недавно бывало в три раза больше… В Бутырке каждая камера, каждый коридор примечательны какими-нибудь событиями. Номера камер и коридоров сохраняются столетиями. Так, 6-й коридор – коридор смертиников. Ныне, когда в нашей стране действует временный мораторий на применение смертной казни, в этих камерах содержатся пожизненные заключенные. После вынесения им такого приговора из зала суда они поступают в одну из камер 6-го коридора. Содержатся здесь и те, кто уже отбывал наказание в одной из особых колоний России, но направлен в Москву для пересмотра дела. Благословляя ежегодное проведение Дня милосердия, который проводится, увы, пока только в столице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил надежду на живой отклик и деятельное участие московских приходов в многоразличных делах тюремного служения Церкви. И московские приходы не остаются в стороне от сего благого дела. Например, храм Живоначальной Троицы в Никитниках пожертвовал возрождаемому в Бутырской тюрьме Покровскому храму, где с начала сентября прошлого года регулярно служится литургия (прошло уже более 60 богослужений), бревенчатую звонницу. Храмы святителя Николая в Бирюлево и Живоначальной Троицы на Грязех снабдили Покровский храм всем необходимым для богослужения. Благодаря жертвователям специально для этого храма написано несколько икон. Престольный праздник в Покровском храме традиционно возглавил председатель Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы города Москвы – викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр. Владыке Александру сослужили заведующий сектором УИС Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями иерей Александр Добродеев, благочинный Троицкого благочиния протоиерей Сергий Киселев, настоятель Покровского храма в Бутырской тюрьме иерей Константин Кобелев, иереи Иоанн Каледа, Иоанн Власов, Сергий Горшков и другие священнослужители, несущие свое служение в тюремном храме.

http://pravoslavie.ru/600.html

Муром. Троицкий женский монастырь. Церковь Казанской иконы Божией Матери (надвратная). Казанская надвратная церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Казанской иконы Божией Матери с колокольней Надвратный храм во имя Казанской иконы Божией Матери с шатровой колокольней были возведены в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома в 1648 - 1652 годы - эпоху краткого, но великолепного расцвета местного зодчества, продолжавшегося до конца XVII столетия. Строительство велось на средства наиболее известного ктитора и основателя обители - «торгового человека» Тарасия Борисова по прозвищу «Богдан Цветной». Богатый купец часто бывал по торговым делам в Москве и был причислен государем Михаилом Феодоровичем Романовым к «московской гостиной сотне» Небольшие, даже миниатюрные размеры шатрового храма не мешают ощущению величественности. Это ощущение во многом объясняется высоким основанием, на которое поставлена церковь, и умело найденными пропорциями храма. В данном случае основанием служат южные врата с двумя разновеликими арками въезда на территорию монастыря. Сама церковь представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике», увенчанную восьмигранным шатром. Все ее составляющие - и довольно массивный куб основного объема, и изящный восьмерик, и шатер, благодаря искусству неизвестного зодчего, представляют собой удивительно гармоничное единство Особую, неповторимую прелесть храму придает множество столь же необычных, сколь и нарядных деталей из фигурного кирпича. По своей пышности облик Казанского храма вполне сопоставим с убранством московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 годы), а также других церквей эпохи «московского узорочья» - например, храма Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы), а в более позднее время – святителя Николая Пыжах (1686 - 1695 годы), Живоначальной Троицы в Останкино (1677 - 1692 годы) и т.д. Однако рисунок некоторых элементов декора надвратной церкви в Троицком монастыре города Мурома имеет ряд своеобразных мотивов.

http://sobory.ru/article/?object=04953

Другой образ Грузинской иконы Божией Матери пребывает в действующем с 1991 года храме Живоначальной Троицы в Хорошеве (Карамышевская набережная, 15, м. Полежаевская). Храм построен в 1598 году в вотчине Царя Бориса Годунова. В настоящее время в храме служат клирики Отдела Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. Третий образ пребывает в храме Святителя Мартина Исповедника, папы Римскаго (Вознесения Господня) что в Алексеевской Новой слободе (ул. Б.Коммунистическая, 15, тел. 911-75-40, м. Таганская (кольцевая), м. Марксистская). Здесь в приделе Ее имени пребывает чудотворный образ Грузинской иконы Божией Матери, прежде находившийся в ныне разрушенном храме Грузинской иконы на Воронцовском поле. Храм действующий с 1991 года. По пятницам в 17 часов служится вечерня и утреня с Акафистом Грузинской иконе Божией Матери. В столице Российской Империи г. Санкт-Петербурге был только один храм в честь Грузинской иконы Божией Матери. Он был построен при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии, что расположилось на Охте, рядом с церковью Владимирской иконы Божией Матери по проекту знаменитого епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. Трехпрестольных каменный храм на 1500 человек в древнерусском стиле XVII века был заложен 20 июля 1903 года. Храм имел высокую шатровую двухъярусную колокольню над входом и обошёлся в 150 тысяч рублей. Внизу находилась часовня, освященная 12 декабря 1914 года, на втором этаже располагались кельи, а на третьем сам храм. Главный престол освятили 6 февраля 1905 года. Церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери просуществовала до 1934 года, еще через год ее снесли и на ее месте построили школу. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Никитников пер., дом 3 (м. Китай-город, Старая площадь) Телефоны: +7 495 698 34 51 ; +7 495 698 26 43 См. карту Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений: Накануне воскресных, великих и двунадесятых праздников, в 17:00 — всенощное бдение.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Троицы...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010