Скоро оказалось, что храмов значительно больше, чем мощей. И ко второй половине IV —V веку мощи стали разделять. Части мощей могли храниться и в криптах. «Идея того, что Престол должен стоять на мощах и освящается вложением мощей, постиконоборческая, — говорит Никита Гайдуков. — Иконоборцы выступали против почитания не только икон, но и реликвий. В ответ на иконоборчество за мощами закрепляются два места в храме: Престол и крипта. Если мощи неразделенные, то их хранили в саркофагах в крипте под Престолом. Иногда под Престолом устраивалась имитация крипты — небольшое крестообразное углубление, куда при освящении вкладывался ковчежец с мощами. Небольшие частицы мощей вкладывали в специальное отверстие с восточной стороны Престола». Но жесткой связки «крипта — мощи мученика» нет. «Бывают крипты — просто подземные помещения для индивидуальных молитв, — говорит Никита Гайдуков. — Такое обычно встречается в монастырях — какой-нибудь подвижник выкапывал себе под кельей или под храмом место, где он мог спокойно молиться. Иногда в криптах устраиваются храмы, как, например, в храме Троицы в Никитниках (Москва). Там служба идет в крипте, которая предназначалась для погребения уже не мученика, а просто ктитора (попечителя) храма — купца Никитникова».  Где увидеть крипту? «Крипта в греческих храмах обычно располагается под алтарем. В русских храмах, если крипта и находится под всей площадью (как в Богоявленском соборе в Коломне, в котором при реставрации мы обнаружили крипту с захоронением первого игумена Григория), сами захоронения находятся под алтарем. Помещение крипты создает определенное отрешенное настроение: столбы огромного размера, поскольку это фундамент, тяжелые своды, толстые стены, мало света», — рассказывает архитектор Андрей Анисимов. Никакого особенного оформления в криптах обычно нет, хотя у каждой есть свои черты. «Например, в одной из известнейших крипт — в Бари (Италия) мощи святителя Николая находятся под сенью, навесом, — объясняет архитектор Андрей Анисимов. — Обычно вход в крипту никак не акцентируется — это небольшая дверка. А в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых (она находится в крипте), входной портал вынесен на улицу и украшен майоликой. В московском Сретенском монастыре недавно сделали крипту, в которую были помещены огромные слайды в натуральную величину Туринской плащаницы. Особенность этой крипты в том, что там сделали Престол. Обычно в крипте для службы ничего не предусмотрено: ни алтаря, ни Престола».

http://pravmir.ru/tajnik-v-xrame/

В столице молитвенно почтили память воинов, павших в сражении под Плевной Москва, 12 декабря 2019 г.      10 декабря 2019 года, в праздник иконы Божией Матери «Знамение», у памятника героям Плевны в центре Москвы — часовни иконы Божией Матери «Знамение» и благоверного князя Александра Невского молитвенно почтили память воинов, павших в сражении под Плевной, одном из решающих в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Заупокойную литию совершил управляющий Юго-Западным викариатством епископ Дмитровский Феофилакт, сообщает Епархия города Москвы . Его Преосвященству сослужили настоятель часовни протоиерей Александр Салтыков, представитель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Александр Добродеев, духовенство Иверского благочиния настоятель храма Живоначальной Троицы в Никитниках протоиерей Арсений Тотев, клирик храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря протоиерей Андрей Привалов, клирик собора Казанской иконы Божией Матери на Красной площади протодиакон Константин Лаптев. Богослужебные песнопения исполнил хор суворовцев Московского военно-музыкального училища Министерства обороны РФ имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова. По окончании богослужения ведущий торжественной церемонии капитан 1-го ранга В.И. Овсянников огласил приветствия от председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по обороне и безопасности, Героя РФ В.Н. Бондарева, председателя Комитета по обороне Государственной Думы ФС РФ генерал-полковника В.А. Шаманова, Министра культуры РФ В.Р. Мединского, председателя Московской городской Думы А.В. Шапошникова. Мероприятие продолжилось возложением венков. Были возданы воинские почести павшим. Собравшиеся возложили цветы к памятнику героям Плевны. В праздновании приняли участие сотрудники Посольства Республики Болгарии в РФ, представители Правительства Москвы, Российского военно-исторического общества, Союза друзей Болгарии, болгарской диаспоры, казачества, кадеты, нахимовцы и суворовцы. 12 декабря 2019 г. Рейтинг: 10 Голосов: 90 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/126366.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 2 (56) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2019-05-15) Происхождение изображения: Загружено 2019-05-15, анонимно. Описание: Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Храм Троицы в Никитниках, Москва. «Избавительница от чумы. Еще одной здешней святыней является список с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери. В 1622 году, при завоевании Грузии шахом Аббасом I, икону вывезли в Персию, где ее случайно заметил некто Стефан Лазарев, приказчик ярославского купца Егора Лыткина. Приказчику удалось выкупить образ у персов. В тот же самый день сам Лыткин, находившийся за тысячи верст, увидел чудесную икону во сне и получил повеление отправить ее в Черногорский Богородицкий монастырь под Архангельском. Это и было сделано, как только Лазарев вернулся с иконой из дальнего странствия. В обители Грузинская икона Божией Матери прославилась многими исцелениями. В 1654 году ее привезли в Москву, чтобы поновить и сделать новый оклад. В городе в это время вспыхнула эпидемия чумы, к иконе потянулись вереницы верующих, и произошло чудо: болезнь отступила. В благодарность за исцеление своего сына Гавриил Евдокимов, серебряных дел мастер, заказал Симону Ушакову список с Грузинской иконы, а через некоторое время подарил его Троицкой церкви. Православные москвичи, глубоко чтившие эту икону, нередко в обиходе называли храм Живоначальной Троицы церковью Грузинской Богоматери «что на Варварке». Когда же отмечалось 250-летие избавления Москвы от чумы (1904), образу посвятили отдельный придел храма.» Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Грузинская " .

http://pravicon.com/image-33705

Покровский храм в Бутырской тюрьме примет участие в выставке «Церковный звон колоколов» 31 октября 2006 г. 17:27 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме (СИЗО г. Москвы) примет участие в XIII православной выставке-ярмарке «Церковный звон колоколов», которая пройдет с 4 по 10 ноября 2006 года в павильоне Всероссийского Выставочного Центра. Колокола Покровского храма, подвешенные на деревянной звоннице, которую пожертвовал ему храм Живоначальной Троицы в Никитниках, слышат все заключенные Бутырки. В экспозиции на стенде 173 на ВВЦ будут представлены более 30 икон Покровского храма, в том числе иконы Спасителя, иконы  свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского и других Новомучеников и Исповедников Российских, пребывавших в заточении в Бутырке в 1918-1953 годах (а также книги о них), список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», специально написанной для Покровского храма в Серпуховском Высоцком монастыре его главным иконописцем Владимиром Артемьевым. Кроме того, здесь можно увидеть и работы заключенных. Будут приниматься доброхотные пожертвования и записки на еженедельное совершение перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» моления о страждущих. Собранные на выставке пожертвования будут употреблены на приобретения одежды, обуви, лекарств для заключенных и на нужды тюремного храма. Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Храм во имя Покрова Божией Матери — старейший среди тюремных церквей столицы — был построен в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Среди знаменитых узников Бутырки – Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…

http://patriarchia.ru/db/text/155788.htm...

Благодатная помощь Пресвятой Богородицы продолжала осуществляться и через упомянутый список с Ее иконы. Во время эпидемии чумы 1654 года московскому купцу Стефанову, усердно молившемуся Царице Небесной, Пресвятая Дева трижды явилась во сне со словами: «Молись Богородице Грузинской, что на Глинищях у мельниц и будешь сохранен». Церковь во имя Святой Троицы в Никитниках называлась еще и церковью великомученика Никиты (по одному из приделов) на Глинищях, у мельниц. Купец не стал вывозить семью из Москвы, как намеревался, а принялся горячо молиться в Троицком хроме. Эпидемия не коснулась ни его самого, ни его семейства. Общецерковное празднование Грузинской иконе Божией Матери было установлено по благословению Патриарха Никона в 1654 году. В 1698 году смотритель московской типографии Феодор Поликарпов составил вторую редакцию службы. После освобождения Москвы от наполеоновских войск, 1 декабря 1812 года чудотворная Грузинская икона Божией Матери вместе с другими чудотворными иконами Пресвятой Богородицы – Владимирской, Иверской и «Утоли моя печали» участвовала в торжественном крестном ходе вокруг Кремля. В 1904 году в Троицкой церкви был устроен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. В настоящее время этот образ расположен в храме Святой Троицы в Никитниках (ул. Разина). Чудесные исцеления, ниспосылаемые Пресвятой Богородицей чрез чудотворную Ее икону, документально засвидетельствованы в конце XIX века. Так, например, 17 июня 1887 года после смертельной болезни выздоровела по молитве к чудотворному образу жена священника села Шуйского Вологодской губернии Лидия Церковницкая. Имеются исторические свидетельства о еще четырех Грузинских иконах Пресвятой Богородицы. Об иконе Грузинской Богоматери, находившейся в Московском Алексеевском женском монастыре, церковные свидетельства сообщают, что она не является списком с икон из Красногорского монастыря и хрома Троицы в Никитниках, а принесена из Грузии. В ту же смертоносную эпидемию чумы 1654 года заболела одна из инокинь Алексеевской обители. Во время продолжительных молитв, обращенных к Небесной Целительнице, болящая вдруг вспомнила о слышанном ею чудесном выздоровлении от иконы Богоматери, что в храме Троицы у Варваринских ворот. Но некого было послать туда. Через некоторое время в обитель пришел незнакомый монах и, обратившись к больной инокине, сказал: «Не печальтесь о том, что не можете доставить Грузинскую икону Богоматери; у вас есть точно такая же, принесенная из Грузии. Вы найдете ее в пещере и увидите милость Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Директор ГИМ: «Решать судьбу икон Троицкого храма будет правительство » " " title="" Решать судьбу икон Троицкого храма будет правительство " " style=""/> 21 июня 2006 г. 12:29 Государственный Исторический музей не намерен изымать иконы из Троицкого храма в Никитниках до официального решения вопроса о передаче храмового здания церковной общине. «До оформления передачи здания церкви Троицы в Никитниках церковной общине Исторический музей никаких изъятий производить не собирается», — заявил в интервью РИА «Новости» директор музея Александр Шкурко, комментируя акцию протеста, которую провели во вторник у храма прихожане во главе с настоятелем. По словам Шкурко, на сегодняшний день Троицкий храм является филиалом ГИМ. «Все иконы, которые находятся в иконостасе церкви Троицы в Никитниках, являются предметами Государственного музейного фонда РФ, и ни директор Исторического музея, ни хранители не имеют права сами решать вопрос, что передать в ведение церковной общины, а что оставить в музейном фонде. Такие решение принимает правительство РФ», — подчеркнул Шкурко. Поэтому «чисто формально», пояснил собеседник агентства, если будет найдена юридическая форма передачи самого здания церкви в ведение структур РПЦ и при этом не будет никаких дополнительных решений по поводу движимого имущества, Исторический музей, отвечающий за движимую часть музейного фонда, должен все иконы из иконостаса забрать в свое фондовое хранилище. Произойдет это или нет, зависит, по словам Шкурко, не от Исторического музея. «Разумное решение проблемы» директор музея видит в том, чтобы после решения вопроса о передаче здания на уровне, например, Федерального агентства по культуре и кинематографии, рассмотреть предложения со стороны церковной общины и со стороны музея, чтобы прийти к согласованному решению по доброй воле. В ГИМе считают, что несколько наиболее ценных икон, включая работы Симона Ушакова, «должны быть заменены идентичными списками», а оставшаяся часть может быть передана верующим на длительное время, но при условии, что приход гарантирует сохранность икон.

http://patriarchia.ru/db/text/120659.htm...

Небогатый по сравнению с церквами Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках декор К. с. включал: филенчатые лопатки, разделявшие стены четверика на 3 равные части и украшавшие столбы галереи; килевидные кокошники с глубокими, многообломно профилированными архивольтами (в завершении главного четверика и придела); рамочные наличники окон с простыми треугольными сандриками; валиковую аркатуру барабана с множеством мелких перехватов на колонках; профилированный карниз в завершении барабана, под к-рым был помещен фриз консолей, типичный как для архитектуры кон. XVI в., так и для храмов 20-х гг. XVII в. (напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле). В декоре использовались резные белокаменные детали с красной прокраской фона: в частности, при раскопках найдена резная гирька, рисунок к-рой близок к рисункам гирек ц. Св. Троицы в Никитниках и Теремного дворца; однако количество резных украшений К. с. было, по-видимому, существенно меньшим, чем на упомянутых памятниках. Кровлю украшала черепица желтого, коричневого, красного и черного цвета. Редкой особенностью фасадов К. с. было отсутствие карниза, отсекающего поверхность стен четверика от венчающей его «горки кокошников». Такие карнизы стали типичным элементом в архитектуре бесстолпных храмов кон. XVI в., они известны в 20-х гг. XVII в. (ц. Покрова в Рубцове, собор арх. Михаила в Н. Новгороде); с 40-х гг. XVII в. карнизы были непременной декоративной составляющей всех бесстолпных храмов до появления «нарышкинского стиля». Словно для того чтобы подчеркнуть отсутствие карниза, в К. с. треугольные сандрики окон заходят в поля кокошников нижнего яруса. Этот прием отличает К. с. от храмов, ближайших по времени строительства и по типологии, таких как Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках. Возможно, это решение было намеренным и его следует расценивать как признак строительства по царскому заказу: эта особенность композиции восходит к типологии фасадов Успенского собора Московского Кремля, в К. с. она подчеркивала «соборный» статус этого небольшого здания. К. с.- сравнительно небольшая, небогато украшенная и неск. архаизированная постройка, в архитектуре к-рой прослеживаются параллели с архитектурой царского Теремного дворца (в строительстве к-рого участвовал подмастерье К. с. Обросим Максимов): филенчатые пилястры, резные гирьки, типологические и композиционные новшества - сомкнутый свод, шатровая колокольня. Нельзя исключать вероятности того, что построенный по царскому заказу К. с. стал примером купеческого строительства в Китай-городе и, т. о., существенно повлиял на процесс становления зрелой архитектуры XVII в.

http://pravenc.ru/text/1319816.html

Захаров Н.Н. Кремлевские колокола. – М.,1969. Знаменитые колокола России. – М., 1994. Зубова М.В. Колокола и колокольни западноевропейского средневековья//Колокола и колокольни. – М.: РГБ, 1994. Истомин Г. Ивановская колокольня в Москве. – М., 1893. Кавельмахер В.В. Большие благовестники Москвы XVI – первой половины XVII в.//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С . 75–118. Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 39–78. Кирюхина В.А. Государев колокольный мастер Иван Фальк – создатель колокола Святой Троицы в Никитниках//Филиал Государственного Исторического музея « Церковь Святой Троицы в Никитниках». Иконы и колокол церкви Святой Троицы в Никитниках. – М., 1998. – С. 65–71. Кнаббе В.С. Литейное дело//Библиотека промышленных знаний. – Т. VI, ч. 6. – СПб., 1900. Колокола и колокольни. Сборник. – М.: РГБ, 1994. Колокола и колокольни Ростова Великого (Сообщения Ростовского музея). – Вып. VII. – Ярославль, 1996. Колокола. История и современность. – М., 1985. Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. Колокольные звоны. Практическое руководство для православных звонарей. – М.: ОО «Красный звон», 1997. Кондрашина В.А. Государев пушечный и колокольный мастер Александр Григорьев//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 79–87. Кондрашина В.А. Обучение колокольному ремеслу на московском Пушечном дворе во второй половине XVII в.//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 62–74. Кондрашина В.А., Шошкина Т.Б. Большой колокол Саввино-Сторожевского монастыря как научно-технический памятник Древней Руси//Памятники науки и техники. – М, 1981. Костина И.Д. К истории создания «Царь-колокола» Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 119–127. Костина И.Д. Колокола Ивана Великого//«Наука в России», 1994, Костина И.Д. Кремлевские звоны//«Наука и жизнь», 1993, 12. Костина И.Д. Орнаментация русских колоколов XVI – начала XIX в. из коллекции Гос. Музеев Московского Кремля//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 88–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В ГМЗК хранится 2 К., выполненные в той же технике,- 1648 г. весом 60 пудов неизвестного мастера и 1687 г. весом ок. 4 пудов Дмитрия Моторина. Совершенствованию колокололитейного ремесла способствовала конкуренция среди мастеров. В 1651 г. Матвеев и Данилов соперничали за право перелить «Воскресный» К. Московского Кремля с уроженцем Нюрнберга Гансом (по-русски Иваном) Фальком, в 1636 г. вылившим 200-пудовый благовестник для владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , а в 1640 г. по заказу стольника Василия Ивановича Стрешнева - 500-пудовый К. для Благовещенского собора в Казани. «Воскресный» кремлевский К. был отлит Фальком в 1641 г., весил 827 пудов и был 3-м по величине (после 2450-пудового «Годуновского» и 1200-пудового «Реута» работы мастера Чохова). В течение почти 10 лет К. выполнял функцию воскресного, пока в кон. 40-х гг. XVII в. не разбился. Царь Алексей Михайлович поручил перелить благовестник Матвееву и его сыну Емельяну. Новый К. изготовили в янв. 1652 г., при этом его вес по предложению младшего мастера увеличили до 1 тыс. пудов. Это была последняя совместная работа отца и сына, заканчивал ее уже один Емельян (в надписи на К. было указано только его имя). Колокол из московской ц. Св. Троицы в Никитниках. 1647 г. Мастер Иван Фальк (ГИМ) Колокол из московской ц. Св. Троицы в Никитниках. 1647 г. Мастер Иван Фальк (ГИМ) В 1652 г. Фальк по повелению царя изготовил благовестник для Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря весом 1344 пуда 24 фунта (дальнейшая его судьба неизв.). Нем. мастер работал на московском Пушечном дворе с 1635 по 1654 г., отлив большое количество К. разных размеров не только для Москвы, но и для других городов. Из них сохранилось 3, находящиеся в ярославском Преображенском монастыре, на колокольне «Иван Великий» и в ГИМ. Последний, весом ок. 20 пудов, был изготовлен в 1649 г. по заказу купца Григория Никитникова для московской ц. Св. Троицы в Никитниках. Колокол «Баран».

http://pravenc.ru/text/1841774.html

А на подлинной позади написано: «К сей вкладной Троицкой Поп Тимофей Минин, что служил у Никитникова строения, вместо дочери своей духовной, Борисовские жены Никитникова Февроньи Ивановы дочери, по ее веленью руку, приложил». К сей вкладной Спаской Поп Сила, что у Государя на сенях служит, вместо дочери своей духовной, Григорьевской жены Булгакова Анны Ефимовой дочери, и сыне ее Ивана Григорьева сына Булгакова, по их веленью, руку приложил. Послух Спирка руку приложил. Послух Ивашко руку приложил. Список с духовные гостя Георгия Леонтьевича Никитникова 1651 года Во имя Всесвятые и Живоначальные Троицы, Отца и Сына в Святого Духа. Се яз, раб Божий Георгий Левонтьев сын Никитников, отходя сего света, пишу сию духовную изустную память своим целым умом и разумом. Построена у меня каменная церковь здесь на Москве, подле моего двора, во имя Пресвятые и Живоначальные Троицы, и Святого Апостола и Евангелиста Ивана Богослова, и Святого Великого Святителя Николы Чудотворца, и Святого Великомученика Никиты; а оставаются после меня в дому моем два внука мои, Борис Андреев сын Никитников да Григорей Васильев сын Булгаков, и я, Георгий благословляю им, внуку моему Борису, из всех моих пожитков две выти, а внуку моему Григорию треть, а жить им вместе и безраздельно; а будет которой мой внук похочет делиться, не помня моего благословения и приказу, и ему выйти из дому моего ни с чем. А как Бог пошлет по душу мою, и внуком моим, Борису и Григорью, в церкви Божии стенное письмо и иконы местные иконником велеть написать добрым письмом, и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу Священнику и иным церковником давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и ни за чем не стала, как было при мне, Георгии. Да у меня ж, Георгия, построена церковь деревянная в Ярославле, у моего, Георгиева, двора, во имя Рождество Пресвятые Богородицы. Да у меня ж, Георгия, построена церковь древяная у Соликамской в Уезде на речке на Зырянке, в моем, Георгиевом, усолье, во имя Пресвятые и Живоначальные Троицы, у Святых страстотерпец Бориса и Глеба, и к тем церквам внуком моим, Борису и Григорью, свечи, и ладан, и вино церковное, а потом и ругу церковником давать, как было при мне, Георгии, чтоб церковное пение ни за чем не стало.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010