Первая церковь в Ижме была возведена еще в семнадцатом веке. Но она сгорела во время пожара 1700 года. В 1728 году была возведена новая деревянная церковь Преображения Господня с приделом святого Ильи. Она тоже сгорела во время пожара. Удалось спасти только храмовую икону Преображения. Четыре раза сгорали ижемские храмы. Тем не менее, в 1773 году ижемцы снова возвели деревянную Преображенскую церковь. Возведение каменного храма началось в 1803 году (по другим данным в 1806 г.) и закончилось в 1828 году. Проект храма был заказан губернскому архитектору и утвержден духовной консисторией. Храм двухэтажный. Главный престол в зимнем (теплом) нижнем храме освящен во имя Преображения Господня. Престол в летнем верхнем храме освящен во имя пророка Илии. В тридцатых годах девятнадцатого века рядом с храмом возвели пятидесятиметровую каменную трехъярусную колокольню. На ней было восемь колоколов. Самый большой из них весил более двухсот пудов. В 1930-х годах колокольню разобрали. Рядом с храмом в 1862 году была построена деревянная пятиглавая Успенская церковь. В 1994 году бесхозная церковь сгорела во время пожара. Источник: http://komiinform.ru/news/132445/ В приходе было одно селение - село Ижма. По преданию, приход был образован около 1560 г. В 1700 г. в Ижме во время сильного пожара сгорели большая часть домов и церковь со всем имуществом и архивом. В 1728 г. Преосвященным Варнавой было дано разрешение построить деревянную церковь во имя Преображения Господня с приделом Пророка Илии, вместо сгоревшей. Новая церковь была освящена в 1774 г. Церковь сгорела, при этом уцелела храмовая икона Преображения Господня. В 1773 г. ижемцы построили новую церковь с одноименными престолами. Ввиду непрочности этой деревянной церкви прихожане исходатайствовали разрешение на постройку каменной двухэтажной церкви. Оно было получено от Преосвященного Евлампия в 1803 (1801?) г. Церковь строилась до 1828 г. Престолы: главный в нижнем храме - во имя Преображения Господня, освящен 29 ноября 1821 г.; в верхнем храме - во имя св. Пророка Илии, освящен 22 ноября 1828 г. В трапезе нижнего этажа на южной стороне в 1884 г. усердием церковного старосты Алексея Егоровича Филиппова был устроен придел во имя вмч. Пантелеимона, освящен 2 июня 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=22334

Потом это село было отписано на великого государя и в 1676 г. пожаловано боярину Ивану Михайловичу Милославскому; в селе кроме церкви Преображения Господня деревянной, другая церковь Пресвятой Богородицы Казанской деревянная же, строение вотчинниково, двор боярский и 10 дворов крестьянских с 31 чел. При церкви были в 1676 – 80 гг. священник Григорий Дмитриев, во дворе дьячок Ивашко Семенов и просвирница. Церковной земли при той церкви не было, а выдавалась попу с причетники руга. После И. М. Милославского село Либерицы, Новопреображенское тож, принадлежало в 1704 г. князю Алексею Петровичу Прозоровскому; «в селе находилась церковь каменная во имя Преображения Господня, двор вотчинников, двор приказчиков, 2 двора конюхов и 27 дворов крестьянских. Князь Прозоровский отказал по духовному завещанию село Либерицы Александру Даниловичу Меншикову и за ним оно утверждено в 1705 г. отказною книгою. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. В 1936 году церковь Спаса Преображения по решению местных властей была снесена под предлогом расширения шоссе (ныне Октябрьский проспект). Но дорога прошла мимо, а на месте церкви сегодня располагается стадион Торпедо. Примерно на месте барской усадьбы в середине 1950-х годов был выстроен городской Дворец культуры, на месте парка - городской парк. Из книги-путеводителя: Марцев П. А. Ближняя Рязанка. - Москва, 2010 г. История храма Преображения Господня в Люберцах уходит корнями в XVII столетие. Первая деревянная церковь с этим посвящением была построена здесь в 1632 году. В старину деревня " Либерицы, Назарово тож " принадлежала дьяку Ивану Кирилловичу Грязеву. Из документов того времени известно, что около 1632 года в Либерицах была построена деревянная Преображенская церковь с приделом Иоанна Предтечи. Однако, ещё раньше, в 1627 году " в сельце Микулино " стояла и другая деревянная церковь - Казанской иконы Божией Матери. Это сельцо было вотчиной Фёдора Дометиевича Порошина, и перешло к нему от вдовы Кирилла Горсткина, Татьяны и её сына Василия. Таким образом, в XVII веке в Люберцах было сразу две деревянные церкви: в одной половине села - Преображенская, в другой - Казанская. Вторая церковь существовала, по крайней мере, до 1676 года, когда владельцем села был боярин Иван Михайлович Милославский. Однако, уже через четыре года этой церкви, по-видимому, уже не было.

http://sobory.ru/article/?object=24237

Из архивных и печатных материалов Тверского областного архива следует, что в селе «Спасское (иногда - Спас) Квашонки тож», которое в первой половине XVIII века находилось в Кашинском уезде, Белгородском стане, затем в Калязинском уезде, «церковь Преображения Господня существует исстари». Таким образом, пока дату первоначального возникновения храма в этом селе установить не удалось. Но точно можно предполагать, что церковь в этом селе существовала уже во второй половине XVII века, если не ранее. В одном из документов Тверской духовной консистории нам удалось найти из сведений за 1736 год, что в этом селе бывшая раньше деревянная церковь сгорела во время пожара в конце 20-х или в начале 30-х годов XVIII в. и в 1734 году было дано разрешение на строительство новой церкви «тщанием прихожан». Из прошения в Правительствующий Синод в 1736 году местного помещика лейб-гвардии капитана-поручика князя Алексея Ивановича Юсупова видно, что на погорелом месте уже была построена новая деревянная церковь «во имя Преображения Господня с приделом Владимирской Пресвятой Богородицы» с деревянной же колокольнею. Проситель обращался за разрешением освятить новую церковь, что и было сделано в 1737 г. Службу в ней вел священник Иван Никитин с причтом, затем его сменил Епифан Иванов. Священнослужители церкви имели 75 десятин пашенной и сенокосной земли. Церковный приход составляли 84 двора, в которых жили 358 душ мужского пола, да еще к приходу относились 89 дворов казенных (государственных) крестьян, в которых было около 180 душ. Из других сведений известно, что в 1824 году священником этой церкви был Иван Васильев, а в 1837 году - Василий Иванов Крестников. В «Тверском епархиальном статистическом сборнике», изданном в 1901 году в Твери, есть сведения о том, что в 1836 году в селе Спасское-Квашонки была построена уже каменная трехпрестольная церковь: в холодной половине - Преображения Господня, а в теплой - два престола: Владимирской Божией Матери и Святого Николая. Церковная усадьба составляла 3 десятины земли, на которой, кроме храма, была еще деревянная церковная сторожка (вероятнее всего, эта построенная в 1836 году каменная церковь и сохранилась до настоящего времени).

http://sobory.ru/article/?object=01836

По материалам книги Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь; Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. http://hram-tver.narod.ru/ Церковь Спаса Преображения расположена на берегу озера Мстино на прилегающей территории поселка Солнечный Вышневолоцкого района Тверской области. Просторный кирпичный храм на гранитном цоколе в стиле эклектики и в русском стиле возведен в 1977-1887 годах. Объемная композиция представляет собой четверик с тремя полуциркульными апсидами, с запада к нему примыкает прямоугольная низкая трапезная и ярусная колокольня. Декор всех фасадов одинаковый, отличается только храм со своим шипцовым фронтоном и массивным завершением. Широкие лопатки расчленяют стены, а арочные оконные проемы украшают килевидные полуналичники. В храме Спаса Преображения размещались приделы: холодные - Преображения Господня, Преподобного Варлаама Хутынского, великомученика Федора Стратилата, а теплые - великомученика Пантелеймона и мученицы Ирины. Храм был закрыт во времена советской власти. Верующим возвращен в конце XX столетия. В настоящее время церковь Спаса Преображения действует, в ней ведутся регулярные Богослужения и восстановительные работы. Церковь Преображения расположена в северной части села на высоком, крутом берегу озера Мстино и обращена к нему восточным фасадом. Западный фасад выходит на красную линию улицы. Здесь издавна существовала деревянная церковь. В XVII веке в селе Леонтьево появляется первый деревянный храм. Церковь эта неоднократно перестраивалась. Последний раз в 1777 году, когда церковное строение было признано ветхим и подлежало ремонту, то на постройку нового храма, видимо тогда не хватило денег - спустя несколько десятилетий, в 1821 году вопрос о ветхости церкви был снова поднят. Но и в этот раз всё завершилось очередным ремонтом - в 1834 году была перекрыта колокольня храма, аналогично, как и в в конце XVIII столетия (1782). В 1839 году был отлит новый колокол для колокольни, в 1844 году перекрашен купол храма, в 1845-1847 гг устроено новое кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=10569

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 6, Вохонская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1868 г. Красивая барочная церковь Преображения Господня второй половины XVIII века находится неподалеку от железнодорожной станции Коренево в городском округе Люберцы. Храм был сооружен на средства помещика Александра Владимировича Нарбекова, и, по преданию, церковь строили мастера неоконченного дворца императора Петра III в Люберцах. С середины XIX столетия Коренево перешло во владение семьи Долгоруковых и Оболенских – потомков фаворита царя Петра II Алексея Григорьевича Долгорукова. Последний владелец Коренево князь Василий Васильевич Оболенский погребен у алтаря Преображенской церкви. Местность, где стоит храм Преображения Господня, в разные времена называлась Кореневым, Креневым, Крыневым или Спасским. Последний вариант указывал на деревянный храм Преображения Господня, который был построен здесь еще в 1691 году. На пометке выписки 1703 года казначея монаха Тихона Макарьевского упоминалась «новопостроенная» церковь Преображения Господня, возведенная окольничим Василием Савичем Нарбековым «в своей вотчине сельце Креневе». В.С. Нарбеков владел Кореневым, по меньшей мере, с 1687 года, а после его смерти в 1705 году владелицей имения «у речки Малушки» стала его вдова Аграфена Павловна. В 1715-1722 годах Коренево перешло брату, Степану Саввичу Нарбекову. Нарбековы были родственниками царской фамилии – к их роду принадлежала первая супруга царя Алексея Михайловича Тишайшего Мария Милославская. Нынешний каменный храм Преображения Господня возвел в Коренево один из представителей той же старинной дворянской фамилии Александр Владимирович Нарбеков. Строительство велось в первой половине 1760-х годов, а освятили новую Преображенскую церковь в 1777 году. Как раз в это время в 1762 году был свергнут с престола, а затем и убит заговорщиками император Петр III, сооружавший неподалеку в Люберцах загородный дворец. Восшедшая на престол Екатерина II не стала продолжать строительство дворца в подмосковных Люберцах, которое начал ее супруг, и множество нанятых мастеров и поставщиков материалов остались без работы. Этим обстоятельством немедленно воспользовались владельцы имений, располагавшихся недалеко от Люберец.

http://sobory.ru/article/?object=01146

В 2012 г. Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовалось в самостоятельную церковную единицу - Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах Владимирской епархии. Погост Спас-Купалище расположен при впадении реки Судогды в Клязьму и находится в 22 км к северу от Судогды и в 27 км от Владимира. Известно из летописи, что сюда приезжал на охоту и для отдыха основатель Боголюбского монастыря благоверный великий князь Андрей Боголюбский. Но о построении храма в этих местах, летописи умалчивают. Есть сведения, что первая деревянная церковь на погосте, по преданию, появилась лишь во времена царя Иоанна Грозного (1560-е годы), когда грозный правитель возвращался с дружиной из третьего казанского похода, плывя на стругах по тогда ещё полноводной реке Клязьме. Как говорит предание, царь на месте своего отдыха и купания в реке Клязьме отдал распоряжение заложить деревянную церковь, в столь красивом месте. Во время купания он начал тонуть, и был чудесным образом спасён, в честь чего и был выстроен деревянный храм. Первые письменные сведения о погосте содержатся в патриарших книгах за 1628 год: " церковь Преображения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа на погосте на Купалищах " . В 1663 году на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Преображения Господня. В 1711 году была построена ещё одна деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Храм Преображения Господня был перестроен в конце XVIII века и без изменений просуществовал до 1869 года, до того года, когда его разобрали. В мастерской И. Голышева в Мстёре была изготовлена литография этого последнего деревянного храма. Храм имел одну главу и крытую галерею. В 1800 году было начато строительство тёплого каменного храма, который и был освящён в 1805 году. В 1836 году храм был расширен, а в 1852 году был разобран и построен вновь в более обширном виде. В 1869 году вместе с тёплой трапезной была начата постройка холодного каменного храма. До 1881 года продолжались работы по возведению святыни и внутренней отделки сооружения. После всех работ церковь Спаса Преображения была освящена. В 1885-1888 годах была построена каменная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=06990

При церкви имелось два кладбища. В 1871 г. было открыто приходское попечительство, при котором состояли два училища. Церковь была снесена в 1930-х гг. Слобода Фарфоровская находится на 11 версте Шлиссельбургского шоссе, на левом берегу Невы. Церковь здешняя каменная, построена, по клировым ведомостям, в 1736 г., а по церковной описи, выданной из консистории 19 июля 1813 г., в 1734 г. По сборной книге 1731 года видно, что здесь прежде была деревянная церковь. В книге пишется: " имеющаяся церковь Божия во имя Спаса Преображения Господня, что при Невских кирпичных заводах, деревянная, которая построена в прошедших годах, а ныне уже весьма обветшала и по прошению той церкви богомольцев, так же и приходских людей, обывателей оных же кирпичных заводов, повелено указом Ее Императорского Величества, из Святейшего Правительствующего Синода, из с.-петербургского духовного правления, построить вновь церковь каменную, настоящую, предреченную же во имя Спаса Преображения Господня, а при ней два предела, по правую сторону святого и славного пророка Божия Илии Фесвитянина, а по другую сторону святителя Христова Николая Чудотворца " . Но и до построения этой церкви была здесь, по преданию, деревянная церковь во имя пророка Ильи, построенная Петром Великим для невских рыбаков, и устроена вчерне, а в 1736 г. освящена. Строителем нынешней церкви, как видно из сборной книги, был священник Иродион Тимофеев. По сборной книге было собрано 525 руб. асс., в числе коих, от щедрот Анны Иоанновны дано: „в церковное строение сто рублев, да на свечи один рубль " . После императрицы пожертвовали: адмирал граф Головин - 5 руб., князь Куракин - 3 руб., советник Хитрово - 1 руб., князь Иван Одоевский - 2 руб., князь Иван Александрович Ерусланов - 48 коп., Невских кирпичных заводов обжигальщик Семен Смирнов - 100 руб.; многие жертвовали вместо денег материал. Так " обжигало Нефед Иванов обещал пожертвовать 2000 шт. красного кирпича, обер-камергера Ивана Андреевича Кобылякова приказчик Алексей Деребин - 100 досок дюймовых; того же дома дворецкий Яков Ивлев - 20 досок дюймовых " . Крест на церковь " обещан с.-петербургским купцом адмиралтейского общества Прохором Ивановым, сыном Рювищевым».

http://sobory.ru/article/?object=34534

А.М. Сычев Село Лосьмино расположено на речке Лосьминка (Лосмина), и было центром Лосьминской волости, Юхновского уезда Смоленской губернии. Ранее Лосьмино имело название Скоблево. В селе находилась деревянная церковь Преображения Господня с приделом Офонасия и Кирилла Александрийских. Позднее была поставлена новая деревянная церковь св. Николая Чудотворца. В 1755 году на месте деревянной церкви была поставлена каменная церковь Преображения Господня с приделом св. Николая Чудотворца на средства майора Георгия Тимофеевича Шатихина. Храм выполнен в стиле барышкинского барокко, с западной стороны по середине придела примыкает трехярусная колокольня. 17 августа 1812 года (ст. ст.) в село Лосьмино прибыл отряд французов. Храм был разграблен. После войны 1812 года в храм был подарена Владимирская икона Божией Матери, написанная на холсте, в серебряной ризе. Образ был передан в церковь генеральшей Коховской в память о спасении имения в Лосьмино от пожара в 1812 году. 25 июля 1851 года на средства помещика из сельца Кошелево Ковалева Александра Егоровича в храме был заново вызолочен иконостас. Кроме того, вяземским живописцем Петром Макаровичем Зуевым был расписан храм, о чем свидетельствовала надпись на стене за иконостасом. В середине 1920-х годов с храма были сняты колокола. В 1930-х годах храм был закрыт. Главный алтарь, квадратная трапезная и колокольня разобраны, от приделов сохранились лишь плоские восточные стены. По материалам сайта http://www.vyazmablago.ru/inactive/9 Село Лосьмино (Скобелево) - волостное село. Между деревнями Лосьмино и Татарками есть кусты в народе получившие название Кирпичики, там брали глину на постройку церкви, ямы видны и сейчас. Церковь расположена на открытом возвышенном участке между жилой застройкой села и кладбищем, заросшим деревьями. К северо-востоку от здания сохранились остатки усадебного парка с каскадными прудами. Церковь во имя Преображения Господня «холодный» храм и «теплый» придел во Имя Святителя Николая построена в 1744-1755 гг. на средства майора Георгия Тимофеевича Шатихина. В конце 19 или начале 20 вв. кирпичные стены на многих участках закрыла цементная штукатурка. Ажурный крест над храмом изготовлен в последней четверти 19 в., главный алтарь, квадратная трапезная и колокольня с основанием той же ширины разобрана. От приделов сохранились лишь плоские восточные стены. Ярусная объемная композиция и декор уцелевшего ядра здания близки нарышкинскому барокко.

http://sobory.ru/article/?object=08268

От дворянского гнезда в Юдине уцелела только барочная церковь Преображения Господня (1720 г.), сооружённая на средства кн. А.Б. Черкасского вместо ветхой деревянной. Об архитектурном комплексе, созданном в 1890-х гг. по проекту архитектора Р.И. Клейна для фабриканта О.М. фон Вогау, остались одни воспоминания… Село Юдино Московского уезда в XVI ст. принадлежало «стрелецким сотникам Утешу Некрасову и Федору Холопову с товарищи». В 1627 г. Юдино значится пустошью, находившеюся «в порозжих землях». В 1637 г. при владельце Лаврентии Григорьевиче Булашникове пустошь Юдино, населенная крестьянами, стала сельцом. В 1642 г. оно было продано жене Василия Ивановича Нагово, вдове Прасковье с дочерями Настасьею и Анною Нагово. В 1646 г. Юдино – село «с деревянною в нем церковью во имя Преображения Спасова с приделом Илии пророка; при церкви во дворе поп Иван Иванов, двор вотчинников, 2 двора задворных людей, 14 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских». Когда и кем была построена Преображенская церковь – неизвестно. В 1648 г. церковь обложена данью. В приходной книге Патриаршего казенного приказа «жилых данных церквей» за 1648 г. отмечено: «по книгам Радонежской десятины сбору десятильника Матвея Облесова да старосты поповского села Братошина Благовещенского попа Григория, прибыла вновь церковь Преображения Спасова в вотчине Прасковьи Васильевны, жены Нагово, в селе Юдине, дани 4 алтына 2 деньги, десятильничих и заезда гривна». В 1649-1740 гг. в тех же приходных книгах церковь писалась под Загородскою десятиною, с 1712 г. платилось «дани 17 алтын 4 деньги». 30 января 1693 г., по благословенной грамоте и по подписной челобитной, дан антиминс на старый престол в церковь Преображения Господня в Московский уезд, в село Юдино, той же церкви попу Алексею». По смерти Прасковьи Нагово село Юдино с деревнею Трубицыною досталось ее дочери жене князя Петра Элмурзича Черкасского, вдове княгине Анне Васильевне с сыном Михаилом. В 1678 г. в селе числилось 20 дворов и в дер. Трубицыной 3 двора крестьянских. В 1700 г. вдова князя Анна Васильевна Черкасская отдала вотчины внуку своему Девлет мурза Бековичу Черкасскому, принявшему православную веру в 1697 г. и нареченному в св. крещении Александром.

http://sobory.ru/article/?object=02822

Началась история Преображенской церкви на Пятницком кладбище в начале 70х г.г. XVIII в. в разгар работ по устройству города Вышнего Волочка. В 1770 г. Екатерина II подписала Указ Сенату об учреждении Вышневолоцкого яма городом. Работы по приведению будущего города в соответствие со стандартами Российской Империи затянулись на два года. По законам Российской империи с 1771 г. кладбища внутри селений устраивать запрещалось. Поэтому место для кладбища было устроено за пределами города «и то определено было оградою и посажено берёзами и сделана была на первой случай часовня». 27 июля 1772 г. Вышневолоцкая воеводская канцелярия подала прошение в Новгородскую духовную консисторию о разрешении устраивать захоронения на новоотведённом кладбище. Но в ответ Новгородская консистория выслала указ, в котором ссылаясь на указ Императрицы Анны Иоанновны от 1734 г. запрещающий строить часовни внутри городов, в свою очередь предписала «построить на том месте церковь, хотя небольшую деревянную, а не часовню». 21 августа 1772 г. этот указ был направлен и Новгородскому генерал – губернатору Якову Ефимовичу Сиверсу, который в силу своей должности занимался устройством города Вышнего Волочка. Тот в свою очередь 6 сентября 1772 г. получил от вышневолоцких жителей соглашение на постройку церкви на новом кладбище и передал это соглашение в консисторию. А 20 сентября Вышневолоцкое Духовное правление сообщило в Консисторию о том, что «вышневолоцкое мещанство на означенном от его превосходительства для погребения мертвых тел за городом на кладбище деревянную теплую церковь городским коштом построить желают трехпрестольную во именование, а именно: Преображения Господа нашего Иисуса Христа с приделом святаго пророка Илия и святыя мученицы Параскевы нареченныя Пятницы, что празднуется октября 28 дня». В ноябре 1772 г. Духовное правление сообщило в Консисторию о желании городских жителей разобрать ветхую деревянную Богоявленскую церковь, что стояла на Отмойном острове в центре города близ Казанского и собора и часть этой церкви перенести на кладбище, где из неё устроить новую церковь. В ответ на это, 6 сентября 1773 г. губернатору Я.Е. Сиверсу было сообщено, что церковь разрешается строить каменную. Это же решение было отослано и в Вышневолоцкое Духовное правление. Но прошло два года и священники городского собора, а так же степенной городской голова Сергей Сорокин, снова подали прошение Новгородскому и Санкт-Петербургскому Архиепископу Гавриилу о разрешении разобрать деревянную Богоявленскую церковь и часть её перенести на новое кладбище, в городском же соборе устроить придел во имя Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=02444

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010