1862, 31 октября – святитель Филарет получил благодарность от императрицы за пожертвованные 10 тысяч 100 рублей от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей Санкт-Петербурга. 1863, 11 сентября – святитель Филарет избран попечителем Общества любителей духовного просвещения. 1867, 5 августа – отмечалось пятидесятилетие служения святителя Филарета в епископском сане. 19 ноября – святитель Филарет совершил последнюю в своей жизни Божественную литургию. На исходе второго часа пополудни митрополит Московский и Коломенский Филарет отошел ко Господу Погребение состоялось в Троице-Сергиевой лавре, в храме Сошествия Святого Духа, где некогда он принял монашеский постриг. 1883, январь – в Москве праздновался столетний юбилей со дня рождения московского владыки. Основные торжества проходили в Чудовом монастыре в Кремле. 1885–1888– Святейшим синодом, под редакцией архиепископа Тверского Саввы, издано многотомное «Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета по учебным и церковно-государственным вопросам». 1938–1941 – в Троице-Сергиевой лавре снесена церковь Сошествия Святого Духа; могилы святителя Филарета, святителя Иннокентия и преподобного Антония осквернены. 1994 – по благословению патриарха Алексия II проведены раскопки и обретены честные мощи святителя Филарета, святителя Иннокентия и преподобного Антония. Архиерейским собором Русской православной церкви святитель Филарет причислен к лику святых; память – 19 ноября по юлианскому календарю. 1996 – близ храма Святых апостолов Петра и Павла в Мемориальном парке Коломны поставлен памятный крест погребенным здесь родственникам святителя Филарета. 2004, 9 июня – состоялось перенесение мощей святителя Филарета из Троице-Сергиевой лавры в кафедральный собор Рождества Христова в Москве (храм Христа Спасителя). КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Основные издания сочинений святителя Филарета Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. М., 1836. Житие преподобного Никона, игумена Радонежского. М., 1844.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Фото Александра Синякова Опустевший монастырь сожгли татары. Они будто мстили за то благословение, которым Сергий Радонежский вдохновил Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. Прежде ордынцы не трогали церковную собственность, ханы выдавали охранные ярлыки духовенству. Но теперь они знали, что Русская Церковь — сильный враг их господства над Русью. Несколько лет Сергиева обитель являла собой руины. На пепелище постепенно возвращались монахи, но жить и вести богослужения им было негде. Игумен Никон взялся за возрождение монастыря. Расчистили могилу преподобного Сергия, поставили кельи. Уже тогда у Никона возникла мысль о строительстве каменного Троицкого храма. Помочь в этом деле материально могли московский князь Василий I и его брат Юрий Звенигородский. Но их земли были разорены татарами, деньги вновь уходили данью в Орду. Игумену пришлось отложить свой замысел. Крепкий хозяйственник Никон стал достойным продолжателем трудов учителя. Наряду с духовными дарами он был наделен практическими талантами. Почти 30 лет он крепко держал обитель в своих руках. Как рачительный хозяин Никон шаг за шагом обустраивал ее, чтобы она, по слову святого Сергия, «распространилась еще более». Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси Взамен сгоревшего храма в 1411 (или 1412) году возвели новый деревянный, но чуть в стороне, там, где сейчас Духовская церковь. Прежнее место с могилой преподобного Сергия сберегалось для каменного собора. В долгое игуменство Никона Сергиев монастырь, духовное средоточие Руси, начал становиться и культурным центром. Он постепенно превращался в хранителя книжных и художественных сокровищ. Уже в те годы князья и аристократы жертвовали в монастырь на помин души свои земельные владения, пополняли уникальными книгами монастырскую библиотеку, делали другие богатые вклады. Главным же сокровищем обители оставались заветы святого Сергия и его гроб, а не драгоценные оклады на иконах и не книги в сафьянных переплетах.  Епифаний Премудрый После восстановления монастыря в нем вновь поселился монах Епифаний, еще один ученик Преподобного. Он был книжник — писатель, знаменитый своим стилем «плетения словес» и прозванный Премудрым. К тому времени он уже написал житие святого Стефана, епископа Перми, и много лет собирал сведения для жития Сергия Радонежского.

http://foma.ru/lavra-posle-prepodobnogo-...

До 1871 г. при Введенско-Николаевской церкви существовал третьеклассный женский монастырь; время основания его неизвестно, но в начале XVII ст. он уже существовал и монастырская церковь св. и чудотв. Николая записана в окладных патриарших книгах под 1628 г. В 1666 г. в монастыре была построена вновь каменная церковь во имя преп. Никона, Радонежского чудотв., с придельным престолом св. и чудотв. Николая. Отдельно же существовавшая деревянная Николаевская церковь была упразднена. В 1685 г. снова была построена отдельная деревянная церковь во имя Николая чудотв. и стояла до 1710 г., а в этом году, во время бывшего в Юрьеве пожара, сгорела. В том же пожаре сгорела и соборная деревянная монастырская церковь Введения Пресвятой Богородицы. От этого пожара в монастыре сохранилась только одна Никоновская церковь. В 1725 г. к Никоновской церкви был пристроен, вместо сгоревшей Введенской церкви, каменный придел в честь Введения Пресвятой Богородицы, но в 1763-66 гг. усердием игуменьи монастыря Агафии и прихожан снова была построена соборная церковь в честь Введения Богородицы, зданием каменная, пятиглавая. С построением ее в Никоновской церкви Введенский престол был переименован в Николаевский престол. В 1785 г. усердием купца Карцева монастырь с восточной, южной и западной стороны был обнесен каменною оградою, а с северной - деревянным забором. В 1811-26 гг. при соборной Введенской церкви, вместо старинной обветшалой колокольни, была построена новая каменная колокольня, 4 яруса, и под колокольнею устроена св. ворота. В 1856 г. стараниями игуменьи Пульхерии деревянный забор, служивший монастырю оградой с северной стороны, был разобран и вместо него построена каменная ограда. В 1871 г. Введенский монастырь во время пожара, истребившего всю центральную часть г. Юрьева, сгорел и после этого несчастия более уже не возобновлялся. Монашествующие лица были распределены епархиальным начальством по другим женским монастырям. Восстановленная после пожара Введенская церковь была обращена в приходскую. Введенско-Николаевская церковь находится внутри города, близ торговых рядов. В церкви три престола: в холодной – в честь Введения пресвятой Богородицы, в теплой церкви – во имя св. и чудотв. Николая и во имя преп. Никона. Обе церкви и колокольня обнесены каменною оградою.

http://sobory.ru/article/?object=00769

" Препод. отец Григорий Печерский, иконописец Киевский, много св. икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе препод. Алимпию. В нетлении в пещерах опочивает " . " Препод. отец Дионисий, игумен Глушицкий, Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы; его чудотворныя обретаются зде в Российской земли; сам же многия чудеса от гроба своего источает в Покровском монастыре " . " Препод. отец Антоний, игумен Сийский и Колмогорский чудотворец, близ Окияна-Моря живый, писаше многия св. иконы, и образ Пресв. Троицы написа в своем монастыре. И некогда церковь загореся, образ же выде из огня цел сам на руце Препод. Антонию, аки голубь. Чти в житии его " . " Преподобномученик Андреян, игумен Пошехонский и Вологодский чудотворец, писаше многия св. иконы. Прежде живяще в Корнилиеве монастыре, и потом в своей пустыни, и тамо убиен бысть от разбойник. Ныне же монастырь его Успенский близ Белаго села обретается " . " Препод. отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия св. иконы написал, все чудотворныя, якоже пишет о нем в Стоглаве Св. чуднаго Макария Митрополита, что с его письма писати иконы, а не своим умыслом. А прежде живяше в послушании у Препод. Отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресв. Троицы, в похвалу отцу своему, Св. Сергию Чудотворцу " . " Препод. отец Даниил, спостник его, иконописец славный, зовомый Черный, с ним св. иконы чудныя написаша, везде неразлучно с ним; и зде при смерти приидоша к Москве во обитель Спасскую и Препод. Отец Андроника и Саввы и написаша церковь стенным письмом и иконы, призыванием игумена Александра, ученика Андроника Святаго, и сами сподобишася ту почити о Господе, якоже пишет о них в житии св. Никона " . " Препод. Отец Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, спостник Препод. Кирилла Белозерскаго, писаше многия Св. иконы чудныя. Чти в житии Св. Ионы Митрополита, собеседника его бывша " . " Препод. отец Антоний пресвитер, иже бывый иконописец дивный, во обители Препод. Антония Римлянина, Новгородскаго чудотворца, многая св. иконы написал чудотворныя. Чти в житии Препод. Антония Римлянина " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

В.А. Долгоруков Путеводитель по Троицко-Сергиевой Лавре, Вифании, Гефсиманскому скиту и другим примечательным монастырям, а также селениям, близ Москвы лежащим Источник Сергиева Свято-Троицкая Лавра. (Сергиевский Посад) Лежит под 55° 5» Север. шир. и 56° 30» В. долг., от Санкт-Петербурга – 744 версты, от Москвы 70 верст. Свято-Троицкая Лавра основана преподобным Сергием – в мире Варфоломей, род. в Ростове, около 1314 г., при великом князе Юрие Даниловиче. Родители его, Кирилл и Мария, были из боярского рода – в начале были богаты и знатны, но впоследствии, чрез разные обстоятельства, пришли в упадок. Жили они с 1328 г. в селе Радонеже, принадлежавшем сыну вел. кн. Иоанна Даниловича, Андрею (см. Собр. госуд. грам. T. I. стр. 30, 31). Сергий, вместе со своим старшим братом Стефаном, приняли иночество, и желая предаться совершенному уединению, избрали место в глубокой пустыне, в лесу, на горе – верстах в десяти от Радонежа и от Хотькова, и устроили здесь келлию и церковь , которая и была освящена во имя Святой и Живоначальной Троицы. Вскоре к Сергию (принявшему пострижение на 24 году от роду) стали собираться различные люди, искавшие, как и он, уединенной жизни... Начались строиться келлии. Так было положено основание Троицко-Сергиевской Лавры, столь достопамятной в летописях отечественной истории. В настоящее время Троицко-Сергиева Лавра состоит из следующих зданий: 1. Соборный храм Пресвятой Троицы. Построен над гробом преп. Сергия, весь из белого камня (кроме трапезы). Верх собора вызолочен, глава и крест покрыты медью и позолочены через огонь царем Иоанном Васильевичем, в 1556 году. У южной стены, близ иконостаса, почивают мощи преп. Сергии. Рак – две: серебряная, позолоченная – устроена царем Иоанном Грозным; и другая – императрицею Анною Иоанновною, тоже серебряная; весом 25 пудов. В юго-западном углу храма находится медная доска над могилою кн. Андрея Владимировича, в иноках Саввы, удельного князя Радонежского. 2. Церковь преп. Никона. В юго-западном углу находятся мощи преп. Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Всю жизнь хранил отец Симеон листки со стихотворениями и духовными размышлениями, которые он привез из лагеря. Большинство из них подписаны «Р» – автором их был сам преподобноисповедник. «Прими, о, друг мой и брат мой, строки сии! Они не плод сухой фантазии и витийства убогого разума моего. Нет! Это правдивый искренний голос души моей, написанный кровью сердца моего. Пусть он раздастся торжественным аккордом в сердце твоем и родит в нем искреннюю чистую Св. молитву о своей душе и обо мне – скитальце и крестоносце. Р.» После смерти Сталина политических заключенных начали понемногу отпускать. 27 июня 1954 года по зачетам (то есть с применением ранее начисленных зачетов рабочих дней, сокращавших лагерный срок) освободился и был реабилитирован протоиерей Симеон Кобзарь. Церковь – малая, земная, Небесная… Вернувшись к семье, в Красный Пахарь, отец Симеон столкнулся с невозможностью служить – еще несколько лет власти не позволяли ему занимать иную должность в церкви, кроме псаломщика. По благословению владыки Никона (Петина) он направляется псаломщиком-регентом в Свято-Пантелеимоновский храм поселка Артемово Дзержинского района Сталинской области. 1 ноября епископом Донецким и Ворошиловградским Никоном отец Симеон был переведен на должность псаломщика в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в город Красногоровку. Часто после службы, вечером, когда отец Симеон ложился отдохнуть, вся семья собиралась вокруг него и просила рассказать о жизни в лагере. Батюшка вспоминал о тех событиях, людях, перенесенных страданиях – пока не начинала плакать матушка, за ней – дети, и этими всеобщими рыданиями и заканчивался очередной рассказ. Со временем батюшка перестал вслух вспоминать о днях заключения, чтобы не расстраивать себя и родных.      В 1955 году было получено разрешение совершать священническое служение, родился сын Виктор, и отец Симеон с семьей переезжает в Донецк, где до конца своих дней будет служить в Свято-Вознесенском храме поселка Петровка. При настоятеле протоиерее Григории Гавриленко в Свято-Вознесенском храме были поставлены еще два алтаря – в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и преподобного Никона Радонежского – так выражалась любовь к епископу Никону (Петину).

http://pravoslavie.ru/99680.html

3. Преп. Никон, игумен, преемник преп. Сергия, достойный ученик богоносного учителя; на нем почил дух великого аввы, а потому имя Никона было, как выразился древний жизнеописатель его, «яко священие некое обносимо» еще во время жизни его. Уроженец г. Юрьева-Поволжского, Никон пожелал видеть равноангельного старца, пришел в Троицкую обитель и просил Сергия принять его, но авва не принял юношу и послал его в Серпухов к ученику своему Афанасию (см. ниже, гл. III). После двухлетнего смиренного послушания, Никон, уже удостоенный священства, с согласия Афанасия, опять пошел к преп. Сергию и на этот раз был принят им с радостию и навсегда оставлен в его обители. Великий старец за шесть месяцев до кончины передал ему настоятельство в своей обители. При нем в 1408 году было страшное нашествие Татар, под предводительством Эдигея; обитель Сергиева была разорена и сожжена, но Никон и братия заранее удалились из нее и сберегли от расхищения некоторые святыни и келейные вещи препод. Сергия. По уходе Татар, монастырь был отстроен весь заново, с новою деревянною церковью, но не на прежнем месте. В 1422 году 5 июля преп. Никон изнес из земли великое сокровище святыни – цельбоносные мощи отца своего и временно поставил их в деревянном храме. А между тем созидался и украшался белокаменный храм св. Троицы, в котором, по освящении его, были поставлены и ныне почивают открыто мощи преп. Сергия. Достигнув глубокой старости, преп. Никон преставился 17 ноября 1428 года и погребен близ мощей великого его учителя. Память преп. Никона установлено чтить повсеместно в 1547 году. Над могилою его воздвигнута церковь во имя его. 4. Препод. Михей, любимый келейник преп. Сергия; «возливавший», по выражению Епифания, «воду на руце его». Он один из всех сподвижников Сергиевых удостоился видеть Матерь Божию, посетившую своего избранника. Скончался еще при жизни своего аввы, в 1385 году, мая 6. Мощи его почивают под спудом в небольшой церкви, освященной «в честь явления Богоматери препод. Сергию, при котором (видении) удостоился быть Михей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Недолгое пребывание в монастыре не позволило Павлу Алеппскому познакомиться подробно с внутренней жизнью и обычаями лавры, но тем не менее он успел увидеть и записать множество интересных сведений об архитектуре, иконах, постройках монастыря, святынях и т. д. Встреча патриарха Макария во вторых (не Святых) вратах лавры была очень торжественной. Гостей сразу провели в Троицкий собор, где они приложились к иконам и раке с мощами преподобного Сергия. Тут же началось малое повечерие. После этой службы гостям была дана возможность посетить храм, где почитают мощи преподобного Никона Радонежского, к которому они приложились. Поместили гостей в каменных чертогах, где останавливалась обычно царица. После ужина и отдыха в полночь началось всенощное бдение в Троицком соборе. Была лития с хлебами, после вечерни – отпуст, затем сидя прослушали чтение из житий святых и начали утреню. По окончании ее вышли из храма уже утром, после чего вскоре началась литургия в том же Троицком соборе. Патриарх Макарий служил и совершил диаконскую хиротонию. Павел Алеппский описывает драгоценные богослужебные сосуды и церковную утварь. Его поразили несметные сокровища обители, «приводящие ум в изумление», богатство ризницы. Он подробно описывает внутреннее убранство, иконостас и иконы Троицкого собора. Особо его внимание привлекли драгоценности на окладе иконы Святой Троицы. Гости осмотрели с благоговением хранившиеся в обители посох, фелонь «из льняной ткани цвета алойного дерева» и другие предметы, принадлежавшие преподобному Сергию. После литургии, осмотрев Успенский собор лавры, гости пошли к трапезе в «царскую трапезную» (ныне трапезная церковь во имя преподобного Сергия), которую архидиакон Павел описывает в общих чертах; между прочим он сообщает, что им оказали, по приказанию патриарха Никона , особую честь, так как патриарха Иерусалимского, бывшего здесь незадолго до них, потчевали в «малой трапезной отцов». После возношения панагии гостей одарили богатыми подарками и повели осматривать обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Скажем и о том, как чудесно исполнилось желание преподобного отца, Настоятеля Никона: он пригласил чудных, добродетельных старцев-живописцев, Даниила и Андрея, о которых мы уже говорили, стяжавших истинное духовное братство и великую любовь к себе. Они украсили росписью церковь эту уже под конец своего богоугодного и блаженного жития и отошли ко Господу в духовном союзе друг со другом, как и здесь жили. А эту последнюю роспись оставили в память о себе, всем на обозрение.    С 33-ей главы начинается текст Жития, написанный Симоном Азарьиным в 1646 г.    Мощи Прп. Сергия Радонежского были обретены 18 июля 1423 г.    Юрий Дмитриевич (1374—1434), с 1389 г. князь Галичский и Звенигородский, второй сын св. Димитрия Донского, дядя Василия II Темного. По его инициативе были построены в Звенигороде Успенский собор и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Юрий Дмитриевич вел междоусобную борьбу со своим племянником Великим князем Василием Темным за московский престол, не признавая установленного Димитрием Донским нового порядка престолонаследия от отца к сыну, а не по старшинству.    После того как монастырь в 1408 г. был сожжен татарским ханом Едигеем, Игумен Никон построил новый деревянный Троицкий храм в 1411 г., недалеко от того места, где был старый. Каменный храм Святой Живоначальной Троицы был воздвигнут Игуменом Никоном в 1423—1424 гг. над мощами Прп. Сергия вскоре после их обретения. Глава 34. О преставлении преподобного игумена Никона...    Так ученик святого, Преподобный Никон, получил то, что просил. Между тем был он уже в глубокой старости, но пас врученную ему паству как подобает, по отеческой заповеди, и все, чему научился от богоносного отца, все сам исполнял и других наставлял; и вот объял его телесный недуг. Чувствуя, что вскоре надлежит ему отойти к Богу, он призвал братию и дал инокам полезное наставление: чтобы держались они отеческих преданий со всевозможным усердием, непреложно, и любовь ко всем имели бы нелицемерную, и страннолюбия никогда бы не забывали. Сказал же и многое другое на пользу всем и причастился Честного Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. И было преподобному Никону показано место упокоения, уготованное ему вместе с блаженным отцом. Потому и говорил он братиям: «Отнесите меня в светлый дом, приготовленный молитвами святого отца моего, здесь я больше не могу оставаться». Так говорил он долгое время, благословляя братию, и предал душу свою Господу в 17-й день месяца ноября. Братия же с почестями проводили его, с пением псалмов и надгробными песнопениями, почтив отца как должно, и положили его близ раки блаженного, как и подобает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова ; †1867). В 1843 году наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев; †1877), по благословению и под наблюдением митрополита Филарета, устроил общежительное отделение Лавры – Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. Но еще к «летнему» празднику Обретения мощей Преподобного Сергия (5 июля) была составлена «Служба преподобным отцем нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». В дарственной надписи (из-за нового переплета сохранившейся не в автографе, а в копии) сказано: «Жертвую на храм преподобных Сергия и Никона, что в ските Гефсиманском. 3 июля 1853 г. Архимандрит Антоний». Эта рукопись службы долгое время хранилась у известного лаврского звонаря «слепого Сережи» (†1942), а затем перешла к его ученику Константину (†1981). Служба состоит из соединения текстов служб Преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой Лавры середины XIX века. В данном издании служба преподобным Сергию и Никону Радонежским публикуется по Гефсиманской рукописи 1853 года, с включением канона середины XVII века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним (†1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника Обретения святых мощей Преподобного Сергия 6 (19) июля 1981 года было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе Преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службу преподобному Михею Радонежскому издания 1913 года, в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая Служба Радонежских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010